Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2 к приказу контрольно-счетной палаты
Сахалинской области от 18.12.2017 г. N 01-02/83
Контрольно-счетная палата Сахалинской области
Стандарт внешнего государственного финансового контроля
"Экспертиза проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период"
(одобрен решением Коллегии контрольно-счетной палаты Сахалинской области от 04.12.2017 года N 23)
1. Общие положения
1.1. Стандарт осуществления экспертизы проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (далее - Стандарт) разработан в соответствии с требованиями:
статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ);
статей 9, 11 Федерального закона от 7.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
статьи 9 Закона Сахалинской области от 30.06.2011 N 60-ЗО "О контрольно-счетной палате Сахалинской области";
статьи 20 Закона Сахалинской области от 17.10.2007 N 93-ЗО "О бюджетном процессе в Сахалинской области" (далее - Закон о бюджетном процессе).
1.2. Стандарт подлежит исполнению сотрудниками контрольно-счетной палаты Сахалинской области (далее - КСП), участвующим в организации и проведении экспертизы проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и подготовки заключения КСП на проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
1.3. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур подготовки и проведения экспертизы проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и оформление ее результатов.
1.4. Основными задачами Стандарта являются:
- определение основных принципов, этапов и процедур организации, подготовки и проведения экспертизы проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
- определение основных требований, структуры и содержания к заключению КСП на проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
- установление взаимодействия между аудиторскими направлениями КСП в ходе проведения экспертизы проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
1.5. Объектом стандартизации является проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
1.6. Термины и понятия применяются в Стандарте в значении, используемом действующим законодательством Российской Федерации и Сахалинской области.
1.7. По вопросам, порядок решения которых не урегулирован настоящим стандартом, решение принимается председателем КСП.
2. Основы проведения экспертизы проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период
2.1. Экспертиза проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период проводится в форме экспертно-аналитического мероприятия и осуществляется в целях реализации полномочий КСП по проведению экспертизы проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
2.2. Целью экспертизы проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период является определение достоверности и обоснованности его показателей.
2.3. Предметом экспертизы проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период являются:
- проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - проект областного бюджета);
- документы и материалы, представляемые одновременно с проектом областного бюджета в Сахалинскую областную Думу в соответствии с требованиями БК РФ, Закона о бюджетном процессе;
- отдельные нормативные правовые акты Сахалинской области, обеспечивающие правовую базу для формирования проекта областного бюджета;
- документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы проекта областного бюджета, полученные КСП в установленном порядке.
2.4. Задачами экспертизы проекта областного бюджета являются:
- определение соответствия проекта областного бюджета, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним, действующему законодательству;
- оценка соответствия проекта областного бюджета как инструмента социально-экономической политики государства, положениям бюджетного прогноза, основным направлениям бюджетной и налоговой политики и иным стратегическим и программным документам среднесрочного планирования;
- оценка качества прогнозирования доходов и расходов областного бюджета, долговой политики, а также межбюджетных трансфертов.
3. Организация и основные этапы проведения экспертизы проекта областного бюджета
3.1. Экспертиза проекта областного бюджета проводится в соответствии с планом работы КСП на основании распоряжения председателя о проведении экспертизы проекта областного бюджета.
3.2. Подготовка проекта распоряжения, а также координация взаимодействия участников экспертизы обеспечивается заместителем председателя КСП.
3.3. Распоряжением устанавливаются сроки подготовки заключения и закрепляется тематика вопросов за ответственными исполнителями.
3.4. Разделы проекта заключения, подготовленные ответственными исполнителями, передаются председателю КСП, которые после рассмотрения передаются заместителю председателя КСП одновременно с предоставлением электронных копий для формирования проекта заключения.
3.5. Проект заключения подписывается председателем КСП и направляется в Сахалинскую областную Думу и Губернатору Сахалинской области.
3.6. Основные этапы проведения экспертизы проекта бюджета.
3.6.1. На подготовительном этапе проводится:
- анализ итогов социально-экономического развития области и сценарных условий развития экономики на очередной финансовый год и на плановый период;
- анализ основных направлений бюджетной и налоговой политики;
- анализ федеральных и областных законов о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах;
- анализ нормативных правовых актов (и изменений в них), регулирующих межбюджетные отношения в Сахалинской области;
- анализ принятых и вновь принимаемых нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства Сахалинской области.
3.6.2. На этапе непосредственного осуществления экспертизы проекта областного бюджета осуществляется:
- проверка соблюдения требований к содержанию и составу проекта областного бюджета, установленных БК РФ, Законом о бюджетном процессе;
- оценка соответствия проекта областного бюджета положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации, программе социально-экономического развития Сахалинской области, бюджетной и налоговой политике Сахалинской области, иным программным документам;
- анализ обоснованности прогноза основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Сахалинской области на очередной финансовый год;
- проверка и анализ обоснованности основных характеристик проекта бюджета, включающие:
а) оценку расчета налоговых и неналоговых доходов - налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, используемой при расчете, уровня собираемости по отдельным видам налоговых и неналоговых доходов;
б) оценку прогноза расходной части областного бюджета, включающей анализ динамики общего объема расходов, оценку бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ и непрограммной части;
в) оценку прогноза источников финансирования дефицита областного бюджета, включающей анализ структуры источников, анализ государственного долга и расходов на его обслуживание.
3.6.3. Заключительный этап предусматривает:
- подготовку заключения КСП на проект областного бюджета, представленный к первому чтению, а также при необходимости подготовку предложений;
- участие в обсуждении и принятии законопроекта в первом чтении и анализ внесенных в законопроект изменений в ходе его рассмотрения.
4. Проведение экспертизы проекта областного бюджета
4.1. При оценке прогноза макроэкономических показателей необходимо обратить внимание на соблюдение принципа достоверности бюджета, закрепленного в статье 37 БК РФ, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, необходимых при уточнении параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода в соответствии с пунктом 4 статьи 173 БК РФ и прогнозировании доходов бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 174.1 БК РФ.
4.2. Оценка и анализ прогноза макроэкономических показателей социально-экономического развития области проводится на соответствие целевым установкам экономической политики, стратегическим, прогнозным и программным документам.
4.3. При оценке и анализе доходов областного бюджета следует обратить внимание на состав налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, определенный в статьях 41, 42, 46, 56, 57 БК РФ.
4.4. Проверка и анализ обоснованности и достоверности доходных статей проекта областного бюджета должны основываться на:
- данных главных администраторов доходов областного бюджета о доходной базе и поступлениях доходов за отчетный год и за истекший период текущего года, а также о планируемых показателях на очередной финансовый год и плановый период с учетом изменений, вносимых в налоговое и бюджетное законодательство;
- данных результатов проведенных КСП в течение года контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также оперативного контроля;
- данных отдельных показателей прогноза социально-экономического развития, связанных с доходной частью бюджета.
4.5. При анализе обоснованности и достоверности доходных показателей проекта областного бюджета следует учитывать:
- сопоставление динамики показателей налоговых и неналоговых доходов проекта областного бюджета, утвержденных и ожидаемых показателей исполнения доходов областного бюджета текущего года, фактических доходов областного бюджета за предыдущий год, а также основных факторов, определяющих их динамику;
- анализ федеральных и областных законов о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных и областных законов об изменении законодательства о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы областного бюджета, последствий влияния на доходы областного бюджета изменений законодательства о налогах и сборах и нормативов распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы;
- анализ перечней главных администраторов доходов областного бюджета на предмет полноты;
- оценку обоснованности расчета налоговых и неналоговых доходов - налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, используемой в расчете, суммы налоговых вычетов и налоговых льгот, уровня собираемости по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета;
- оценку объема безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы на соответствие объемам, предусмотренным в проекте федерального бюджета.
4.6. При оценке и анализе расходов областного бюджета необходимо обратить внимание на:
- обеспечение закрепленного в статье 37 БК РФ принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчета расходов бюджета;
- соблюдение положений формирования расходов бюджетов, установленных в статье 65 БК РФ, согласно которым формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов;
4.7. Проверка и анализ полноты отражения и достоверности расчетов расходов проекта областного бюджета должны учитывать:
- результаты анализа действующих и принимаемых расходных обязательств Сахалинской области и их сопоставление с поставленными целями, задачами и прогнозируемой оценкой результативности проектируемых расходов, а также соответствие их полномочиям осуществлению расходных обязательств;
- возможные риски неисполнения бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году;
- распределение расходов по видам расходных обязательств и анализ структуры расходных обязательств в разрезе государственных программ и непрограммных расходов;
- анализ перечня публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета;
- анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение государственных программ, на предмет динамики удельного веса программных расходов в общем объеме расходов бюджета, а также проверку соответствия объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственных программы проектом областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, показателям паспорта (проекта паспорта) государственной программы.
Экспертиза расходной части областного бюджета проводится в соответствии с особенностями формирования областного бюджета на очередной год и плановый период.
4.8. При оценке и анализе дефицита, источников финансирования дефицита областного бюджета, государственного внутреннего долга, бюджетных кредитов и гарантий отразить соблюдение требований следующих статей БК РФ:
- статьи 92.1 по установлению размера дефицита областного бюджета и ограничения по источникам его финансирования, статей 95 и 184.1 по составу источников финансирования дефицита областного бюджета и утверждению их в законе об областном бюджете;
- статьи 99 по структуре государственного долга, видам и срочности долговых обязательств субъекта РФ;
- статьи 106 по предельному объему заимствований субъектов РФ, статьи 107 по предельному объему государственного долга субъекта РФ, статей 110.1, 110.2 по программам государственных внутренних заимствований субъекта РФ и государственных гарантий субъекта РФ, статьи 111 по объему расходов на обслуживание государственного долга РФ;
- статьи 113 по отражению в бюджете поступлений средств от заимствований, погашения государственного долга, возникшего из заимствований, и расходов на его обслуживание, статьи 115 по отражению в бюджете исполнения обязательств по государственным гарантиям.
4.9. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита областного бюджета и предельных размеров государственного долга в законопроекте должны учитывать:
- оценку обоснованности и достоверности предельных размеров государственного долга, изменения его структуры, планируемых операций по его реструктуризации и новых государственных заимствований;
- оценку обоснованности формирования источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета за счет изменения остатков средств;
- оценку обоснованности поступлений из иных источников финансирования дефицита областного бюджета.
4.10. При оценке и анализе межбюджетных трансфертов необходимо обратить внимание на достаточность нормативного правового регулирования предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета, а также форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований.
4.11. Анализ текстовых статей законопроекта должен проводиться на предмет соответствия их законодательству и показателям, указанным в приложениях к законопроекту.
5. Оформление результатов экспертизы проекта областного бюджета
5.1. Результатом проведения экспертизы проекта областного бюджета является подготовка проекта заключения.
5.2. При подготовке проекта заключения необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- текст заключения должен быть написан лаконично, легко читаться и быть понятным;
- в заключении следует избегать ненужных повторений и лишних подробностей, которые отвлекают внимание от наиболее важных положений заключения;
- выводы и предложения, отраженные в заключении, должны быть аргументированными и логически следовать из изложенных в заключение нарушений, быть конкретными, простыми по форме и содержанию.
5.3. Примерная структура проекта заключения КСП на проект областного бюджета включает в себя следующие разделы:
5.3.1. Общие положения.
5.3.2. Результаты экспертизы в разрезе следующих подразделов:Доходы проекта областного бюджета;
- Расходы проекта областного бюджета;
- Межбюджетные отношения;
- Дефицит (профицит) областного бюджета и источники его финансирования. Государственный внутренний долг Сахалинской области, в том числе программы государственных заимствований, государственных гарантий;
- Текстовые статьи проекта областного бюджета.
5.3.3. Выводы и предложения.
5.3.4. Приложения (при необходимости).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.