В целях упорядочения деятельности органов и учреждений системы профилактики по реализации Федерального закона от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на территории Сусуманского городского округа, повышения эффективности работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, администрация Сусуманского городского округа постановляет:
1. Утвердить Порядок взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Сусуманском городском округе" согласно приложению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Горняк Севера".
3. Считать утратившим силу постановление администрации Сусуманского района от 16.04.2012 г. N 123 "О порядке взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Сусуманского районе".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Сусуманского городского округа по социальным вопросам Партолину Л.Ф.
И.о. главы Сусуманского городского округа |
М.О. Ясакова |
Порядок
взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Сусуманском городском округе
(утв. постановлением Администрации Сусуманского городского округа
от 19 августа 2016 г. N 454)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ, федеральными и областными законами, муниципальными нормативными актами.
1.2. Настоящий Порядок определяет принципы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.
1.3. Органами и учреждениями, осуществляющими работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, являются:
- комитет по образованию администрации Сусуманского городского округа, образовательные учреждения;
- администрация Сусуманского городского округа, исполняющая государственные полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними гражданами;
- подразделение по делам несовершеннолетних ОтдМВД России по Сусуманскому району (ОУУП и ПДН ОтдМВД России по Сусуманскому району);
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Сусуманского городского округа (КПДН и ЗП);
- Магаданское областное государственное казенное учреждение социальной поддержки и социального обслуживания населения "Сусуманский социальный центр" (МОГКУСП и СОН "Сусуманский социальный центр");
- управление по делам молодежи, культуре и спорту администрации Сусуманского городского округа (УМК и С);
- Магаданское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Сусуманского района " (ГКУ ЦЗН Сусуманского района);
- Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Сусуманская районная больница" (МОГБУЗ "Сусуманская РБ").
1.4. Целью работы учреждений с семьями, находящимися в социально опасном положении, является реализация государственной семейной и детской политики на территории Сусуманского городского округа, направленной на комплексное сопровождение семей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной помощи различных видов:
- социально-экономической,
- психолого-педагогической,
- медико-социальной,
- правовой,
- иной.
2. Понятия, применяемые в настоящем порядке
2.1. Семья, находящаяся в социально опасном положении (в соответствии с федеральным законом от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ), - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
2.2. Неблагополучная семья - семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод, т.е. неблагополучие. Она может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т.д. Под неблагополучием понимаются его разные проявления:
- психические (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т.д.);
- физические (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т.д.);
- социальные (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы и т.д.).
2.3. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
2.4. Семья "группы социального риска" - семья, которая в силу различных неблагоприятных социально-экономических, социально-демографических, психолого-педагогических и других факторов не может создать надлежащие условия воспитания детей и которая нуждается в социальной поддержке и помощи для более успешного выполнения своих функций по содержанию и воспитанию детей. Семья, в которой факты неблагополучия со стороны родителей имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития.
2.5. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, юридически не лишенных родительских прав, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.
2.6. Социальное сиротство - сложная неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей.
2.7. Безнадзорность - отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятостью детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц.
2.8. Социальная реабилитация - восстановление утраченных или ранее невостребованных социально значимых качеств личности.
2.9. Учетное дело семьи - документ, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении семьи и несовершеннолетних ее членов, находящихся в социально опасном положении (составляется по итогам межведомственных рейдов на вновь выявленные семьи).
Учетное дело семьи необходимо для:
- определения категории семьи, находящейся в социально опасном положении;
- определения приоритетных направлений работы с семьей;
- объединения усилий различных ведомств, а также самой семьи с целью эффективного использования имеющихся ресурсов (как у семьи, так и у субъектов профилактики) для достижения поставленных целей;
- создания единого информационного пространства о семьях района (Банка данных), систематизации данных.
Учетное дело семьи составляется специалистами КПДН и ЗП.
2.10. Социальный патронат - система взаимоотношений с семьей, формирующаяся на основе ее долгосрочного сопровождения и предоставления комплекса социальных услуг. В зависимости от социального неблагополучия семей социальный патронат может быть:
- экстренный - 3-4 раза в неделю;
- срочный - 2-3 раза в неделю;
- обычный - 1 раз в неделю;
- контрольный - 1 раз в месяц.
3. Основные этапы работы субъектов профилактики с семьями, находящимися в социально опасном положении
3.1. Выявление и постановка на учет семей, находящихся в социально опасном положении.
Выявление и постановка на учет семей, находящихся в социально опасном положении, проводится с целью определения оснований, в соответствии с которыми семья признается как находящаяся в социально опасном положении, направлений и форм работы с конкретной семьей, находящейся в социально опасном положении, и установления контроля над семьей и несовершеннолетними.
В выявлении принимают участие:
- комитет по образованию администрации Сусуманского городского округа, образовательные учреждения - в результате наблюдений и в ходе воспитательной работы с учащимися и их родителями;
- подразделение по делам несовершеннолетних отдела Министерства внутренних дел России по Сусуманскому району - в результате наблюдений и в ходе обращений;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Сусуманского городского округа - при рассмотрении дел о правонарушениях несовершеннолетних и в отношении родителей, ненадлежаще исполняющих родительские обязанности;
- администрация Сусуманского городского округа, исполняющая государственные полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними гражданами;
- Магаданское областное государственное казенное учреждение социальной поддержки и социального обслуживания населения "Сусуманский социальный центр" - в ходе обращений;
- Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Сусуманская районная больница" - в ходе обращений, медицинского патроната.
3.2. КПДН и ЗП на основании предоставленной информации вносит семью в Единый банк данных по 2 категориям:
- неблагополучная семья;
- семья "группы социального риска".
3.3. Единый банк данных является ведущим звеном в координации деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и оказанию помощи семьям и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.
3.4. Обследование условий жизни и воспитания детей в семьях, состоящих на учете как находящиеся в социально опасном положении, с целью выявления условий жизни несовершеннолетних членов семьи и определения направлений работы с ними осуществляют все структуры. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни и воспитания детей в семье, находящейся в социально опасном положении, в соответствии с установленной формой.
Акт подписывается всеми представителями органов, принимающими участие в обследовании.
3.5. КПДН и ЗП ежеквартально проводит анализ профилактической работы по предупреждению роста количества семей, находящихся в социально опасном положении, с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия, предупреждения перехода семей из "группы социального риска" в категорию "неблагополучная семья".
3.6. Профилактическая работа по предупреждению роста количества семей, находящихся в социально опасном положении, ведется по следующим направлениям:
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- профилактика на ранних стадиях семейного неблагополучия;
- профилактика социального сиротства;
- профилактика раннего материнства.
3.7. Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусматривает:
- оказание медико-социальной, педагогической, психологической, правовой помощи несовершеннолетним и их родителям (КПДН и ЗП, ОУУП и ПДН ОтдМВД России по Сусуманскому району, образовательные учреждения, МОГБУЗ "Сусуманская РБ", МОГКУСП и СОН "Сусуманский социальный центр");
- установление профилактического контроля за несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении (КПДН и ЗП, ОУУП и ПДН ОтдМВД России по Сусуманскому району, образовательные учреждения);
- организация работы Советов профилактики в учебных заведениях (комитет по образованию, образовательные учреждения);
- организация досуга несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (комитет по образованию, образовательные учреждения, управление по делам молодежи, культуре и спорту);
- создание рабочих мест для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и содействие им в поиске работы (комитет по образованию, ГКУ ЦЗН Сусуманского района, управление по делам молодежи, культуре и спорту).
3.8. Профилактическая работа на ранних стадиях семейного неблагополучия предусматривает:
- оказание своевременной педагогической, психологической, правовой помощи семьям в разрешении конфликтных ситуаций (КПДН и ЗП, ОУУП и ПДН ОтдМВД России по Сусуманскому району, образовательные учреждения, МОГКУСП и СОН "Сусуманский социальный центр");
- установление социального патроната семей (КПДН и ЗП, МОГКУСП и СОН "Сусуманский социальный центр", МОГБУЗ "Сусуманская РБ", образовательные учреждения);
- оказание различных видов материально-бытовой, консультативной помощи семьям (МОГКУСП и СОН "Сусуманский социальный центр", КПДН и ЗП, образовательные учреждения).
3.9. Цель профилактической работы по предупреждению социального сиротства -сохранение семейных связей между детьми и родителями и предотвращение тенденции роста количества безнадзорных и беспризорных детей.
3.10. Формами профилактической работы по предупреждению социального сиротства являются:
- временное отобрание ребенка из семьи, находящейся в социально опасном положении, и помещение его в инфекционное отделение МОГБУЗ "Сусуманская районная больница";
- коррекция поведения родителей.
3.11. Профилактическая работа по предупреждению раннего материнства проводится с целью воспитания ответственного родителя и укрепления семьи как социального института.
Основным направлением профилактической работы по предупреждению раннего материнства является просвещение подростков по вопросам полового воспитания и семейных отношений (МОГБУЗ "Сусуманская районная больница", образовательные учреждения).
4. Принципы работы субъектов профилактики с семьями, находящимися в социально опасном положении
4.1. Основными принципами работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений с семьями, находящимися в социально опасном положении, являются: взаимодействие, адресность, гласность, законность и комплексность.
4.2. Взаимодействие по осуществлению функций профилактики - основополагающее начало работы органов и учреждений с семьями, находящимися в социально опасном положении, предусматривающее их воздействие друг на друга и взаимную связь.
В результате взаимодействия органы и учреждения образуют систему, в основе которой лежит координация деятельности посредством согласования.
Объединяющим фактором данной системы являются общие интересы, направленные на снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении, и улучшение социального фона Сусуманского городского округа.
4.3. Принцип адресности предполагает выделение конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей.
4.4. Принцип гласности предполагает своевременное широкое и регулярное информирование граждан через СМИ о работе органов и учреждений с семьями, находящимися в социально опасном положении, с целью формирования общественного мнения, профилактики роста семей, находящихся в социально опасном положении.
4.5. Принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.
4.6. Принцип комплексности предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, и воздействие на нее с учетом всех аспектов: экономических, социальных, духовных, психологических.
5. Создание единого банка данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении
5.1. Единый банк данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении,
- совокупность сформированных субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних информационных ресурсов, содержащих документированную информацию о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, проживающих на территории Сусуманского городского округа.
5.2. Единый банк данных является ведущим звеном в координации деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и оказанию помощи семьям и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.
5.3. Создание Единого банка данных позволит:
- обеспечить единое межведомственное информационное поле для учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- установить единый подход всех субъектов профилактики к определению статуса семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- усовершенствовать систему учета и контроля числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
- исключить двойной учет субъектами профилактики семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- располагать и оперировать объективными данными по району о количестве детей и семей, находящихся в социально опасном положении, а также о деятельности субъектов профилактики в рамках реализации Федерального закона от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
5.4. Координатором формирования и ведения Единого банка данных является КПДН и ЗП. Также КПДН и ЗП обеспечивает сбор, обработку и хранение поступающей информации.
5.5. Единый банк данных формируется на основании данных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
5.6. Семья вносится в Единый банк данных на основании подтверждающего документа, если факт в установленном порядке зафиксирован:
- в приговоре, определении или постановлении суда;
- в постановлении КПДН И ЗП, прокурора, следователя, органа дознания или начальника полиции;
- в официальных справках, выданных органами внутренних дел, здравоохранения, образования и др.;
- в заключении, утвержденном руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
5.7. При использовании критериев и формировании Единого банка данных следует учитывать следующее:
- семья ставится на учет при наличии хотя бы одного из критериев;
- в учетном деле семьи, находящейся в социально опасном положении, указываются все критерии ее неблагополучия.
5.8. При формировании Единого банка данных необходимо вносить информацию обо всех детях, проживающих в данных семьях.
5.9. В каждом случае необходимо индивидуально подходить к ситуации в семье, учитывать неоднократность негативных явлений и результаты комплексного обследования и диагностики семейных отношений.
5.10. На каждую семью, которая вносится в Единый банк данных, обязательно разрабатывается учетное дело семьи и комплексная реабилитационная программа.
5.11. Снятие с учета несовершеннолетних и семей осуществляется в связи с:
- не подтверждением материалов, послуживших основанием для постановки на учет;
- признанием в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим;
- убытием для проживания в другой городской округ или субъект РФ;
- исправлением.
5.12. На контроле в течение определенного количества времени остаются:
- семьи, в которых отмечено улучшение положения, а также исправление поведения несовершеннолетнего;
- несовершеннолетние, помещенные в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
- несовершеннолетние, совершившие преступления, если в отношении них избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или осужденные к лишению свободы.
5.13. Единый Банк данных сосредотачивается в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Сусуманского городского округа, которая регулярно направляет обновленные статистические сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении, в заинтересованные ведомства (субъекты профилактики).
5.14. Информация о несовершеннолетних и семьях, включаемых в Единый банк данных, является конфиденциальной.
5.15. Потребителями информации Единого банка данных являются субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Сусуманского городского округа Магаданской области от 19 августа 2016 г. N 454 "Об утверждении Порядка взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Сусуманском городском округе"
Текст постановления опубликован в газете "Горняк Севера" от 26 августа 2016 г. N 35