Постановление Администрации Омсукчанского городского округа Магаданской области от 27 апреля 2017 г. N 335
"Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Омсукчанского городского округа на период до 2025 года"
Информация о внесении изменений в настоящий документ содержится в документе: Постановление Администрации Омсукчанского муниципального округа Магаданской области от 27 февраля 2023 г. N 157
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с Федеральным законом от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", администрация Омсукчанского городского округа постановляет:
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Омсукчанского городского округа на период до 2025 года (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Отделу экономики администрации Омсукчанского городского округа разработать план реализации Стратегии.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания и подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте муниципального образования "Омсукчанский городской округ" в сети Интернет (www.omsukchan-adm.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел экономики администрации Омсукчанского городского округа.
И.о. главы администрации |
И.В. Анисимова |
Приложение
к постановлению администрации
Омсукчанского городского округа
Магаданской области
от 27.04.2017 г. N 335
Стратегия
социально-экономического развития Омсукчанского городского округа до 2025 года
1. Общее положение
Стратегия социально-экономического развития Омсукчанского городского округа до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" с учетом положений Стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года, утвержденной Законом Магаданской области от 11 марта 2010 года N 1241-ОЗ,
При разработке Стратегии администрация Омсукчанского городского округа опиралась на опыт стратегического планирования Российских регионов, Стратегический план (Концепция стратегического развития) развития города Магадана на период до 2020 года, использовала материалы муниципальных программ, муниципальную нормативную правовую базу, данные службы государственной статистики, аналитические записки, материалы структурных подразделений.
Стратегия определяет цели, задачи, сроки и основные направления социально-экономического развития Омсукчанского городского округа на период до 2025 года, является базой для разработки планов, программ, проектов, прогнозов.
Стратегия учитывает мероприятия федеральных целевых программ, государственных программ Магаданской области, подлежащие реализации на территории Омсукчанского городского округа, обеспечивает преемственность с мероприятиями муниципальных программ развития территории округа.
В течение последних двух лет в округе проведены несколько крупных мероприятий. Произошло преобразование муниципального образования "Омсукчанский район" в "Омсукчанский городской округ". Принят Устав Омсукчанского городского округа. Проведены выборы в Собрание представителей Омсукчанского городского округа.
2. Общая характеристика Омсукчанского городского округа
2.1. Географическое положение и административное устройство
История Омсукчанского городского округа началась задолго до его юридического оформления. На картах колымских первопроходцев река Вилига появилась еще в начале 17 в. Колоритное описание ее долины - территории нынешнего Омсукчанского района - 100 лет назад поместили в 12-м томе знаменитого иллюстрированного издания "Живописная Россия".
После открытия в 1937 году Кэнского угольного месторождения, началось освоение Омсукчана. В1941 году были открыты рудники "Индустриальный", "Галимый", создан Омсукчанский горнопромышленный комбинат. Одновременно развивалось оленеводство.
Долгое время территория нынешнего Омсукчанского городского округа входила в состав Северо-Эвенского района, который затем решено было разукрупнить. И постановлением Совета Министров РСФСР 16 июля 1954 года из состава Северо-Эвенского района была выделена новая административная единица - Омсукчанский район.
В 2015 году Омсукчанский район был преобразован в Омсукчанский городской округ с административным центром в поселке Омсукчан. Омсукчанский городской округ входит в состав Магаданской области.
Омсукчанский городской округ расположен на северо-востоке Магаданской области. Административный центр п. Омсукчан расположен в 576 км от г. Магадана. Название поселка происходит от эвенского Омчикчан - "небольшая топь". На востоке Омсукчанский городской округ имеет выход на побережье Гижинской губы Охотского моря. На западе округ граничит со Среднеканским и Хасынским округами, на юге - с Ольским округом, на востоке - с Северо-Эвенским округом.
2.2. Природно-климатические условия
Вся территория Омсукчанского городского округа относится к районам Крайнего Севера, климат округа субарктический (континентальный): зимняя температура может опуститься до -60 градусов, летняя - подняться свыше + 30 градусов. Зимний период продолжительный, лето короткое и холодное.
Температура января колеблется от - 36,6°С до -28,5°C, в июле от + 5,8°С до +17,2°C.
Краткость вегетационного безморозного периода ограничивает набор сельскохозяйственных возделываемых культур и сортов.
Большая часть территории представлена среднегорьем и мелкогорьем Колымского нагорья (Колымский хребет или Гыдан) вытянутого в Северовосточном направлении вдоль Охотского побережья.
Преобладающий характер рельефа территории - горный ландшафт (горы с высотами от 500 м до 1894 м).
2.3. Полезные ископаемые
Недра округа богаты серебром, золотом, оловом, углем. Крупнейшие месторождения серебра, золота - "Дукат", "Лунное", "Джульетта", "Гольцовое". Кроме этих месторождений, уже вовлеченных в промышленное освоение и отработку ещё многие, ждущие своей очереди, такие как - участок "Терем", месторождение "Перевальный".
2.4. Земельные ресурсы
Площадь Омсукчанского городского округа составляет 6041,3 тыс. га. из которых земли лесного фонда 6004,56 га(99,4% общей площади округа), земли промышленности, энергетики и транспорта 3,4 тыс. га (земли сельхоз назначения 0,3 тыс. га (0,006% общей площади округа),
2.5. Водные-ресурсы
Поверхность Омсукчанского городского округа покрыта разветвленной речной сетью. Реки округа относятся к бассейнам Северного Ледовитого (приток Колымы Сугой, с притоками Омчикчан, Хатагчан, Чапчик и др., Купка с притоками Большая Купка и Кильгана, Балыгычан, Коркодон) и Тихого (Вилига, Кананыга, Туманы и др.) океанов. Реки в основном горные, с быстрым течением. Выходя на равнину реки текут плавно, разделяясь на рукава и излучины. Реки округа находятся подо льдом в течение 7-8 месяцев.
Водоснабжение в округе ориентировано на подземные источники вод.
2.6. Водно-биологические ресурсы
Выход городского округа к берегам Охотского моря позволяет заниматься промыслом биоресурсов.
Ресурсную промысловую базу отрасли составляют 3 организации и один предприниматель. Промышленное и прибрежное рыболовство осуществляется на 6 участках. Основу промысловых водных биоресурсов составляют лососевые и крабы.
2.7. Оценка экономической ситуации Омсукчанского городского округа
Экономическая ситуация в Омсукчанском городком округе за предыдущие годы можно характеризовать стабильной. Экономический потенциал округа является важнейшим элементом не только округа, но и областной экономики.
Экономика Омсукчанского городского округа многоотраслевая, но ее базовую основу составляет горнодобывающая промышленность. Округ располагает объектами жилищно-коммунального хозяйства, предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, муниципальными учреждениями культуры, образования и спорта, государственным учреждением здравоохранения, федеральные и региональные службы, банки. Территория городского округа велика по сравнению с другими округами Магаданской области и занимает 4 место, плотность населения составляет 0,09 человека на 1 кв. м.
Омсукчанский городской округ включает 3 поселка городского типа и 2 сельских населенных пункта.
Таблица 1
Экономические показатели Омсукчанского городского округа
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Удельный вес в 2016 г. (городского округа к области), % |
Численность населения на конец года чел. |
5470 |
5373 |
5317 |
5171 |
5087 |
3,5 |
Объем отгруженной продукции, млн. руб. |
24507,8 |
20259,6 |
21090,4 |
29763,7 |
33179,3 |
38,8 |
Производство электроэнергии, млн. кВт/час. |
53,5 |
54,8 |
60,49 |
67,2 |
74,2 |
1,8 |
Выработка теплоэнергии, тыс. Гкал. |
151,9 |
157,7 |
160,4 |
159,4 |
159 |
5,4 |
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
362,1 |
434,5 |
491,0 |
474,8 |
529,8 |
* |
Объем реализации платных услуг населению, млн. руб |
154,8 |
158,3 |
158,8 |
155 |
170,4 |
2,3 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
1643,1 |
1460,4 |
1114,7 |
2651,5 |
3142,6 |
8,7 |
Среднесписочная численность работающих в отраслях экономики по полному кругу предприятий, чел. |
4415 |
4316 |
4504 |
4340 |
4354 |
6,5 |
Среднемесячная заработная плата на 1 работающего, руб. |
61559,1 |
70973,2 |
76627,49 |
80,397,31 |
96398,9 |
* |
Численность официально зарегистрированных безработных чел. |
45 |
43 |
50 |
49 |
77 |
4,6 |
Доходы консолидированного бюджета, млн. руб. |
552,4 |
544,9 |
605,1 |
577,4 |
614,0 |
1,86 |
Расходы консолидированного бюджета, млн. руб. |
632,2 |
683,2 |
661,8 |
616,4 |
604,0 |
1,2 |
Таблица 2
Основные бюджетообразующие предприятия Омсукчанского городского округа
Название предприятия |
Форма собственности |
Специализация |
АО "Серебро Магадана" |
Акционерное общество |
Добыча руд и песков, драгоценных металлов |
СП ЗАО "Омсукчанская горно-геологическая компания" |
Совместное предприятие |
Геологоразведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр |
ООО "Востокмонтажспецстрой" |
Открытое акционерное общество |
Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) |
ООО "Коркодон" |
Открытое акционерное общество |
Грузовые перевозки |
На протяжении нескольких лет наблюдается снижение численности работников, занятых в экономике городского округа. Основная доля численности работников занятых на предприятиях приходится на предприятия добывающей отрасли, в 2016 году она составила 61,5%.
Таблица 3
Анализ численности работников крупных и средних предприятий
|
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|
Крупные и средние предприятия, чел. - Всего: |
3881 |
3861 |
3654 |
3642 |
3674 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых |
2321 |
2293 |
2150 |
2218 |
2265 |
|
Доля занятых на предприятиях добывающей отрасли в общей численности работников крупных и средних предприятий % |
59,8 |
59,4 |
58,8 |
60,6 |
61,6 |
Таблица 4
Число организаций, учтенных в Статрегистре Ростата по основным экономическим видам деятельности
N |
Наименование отраслей экономики |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Всего |
133 |
121 |
117 |
116 |
120 |
1 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
9 |
6 |
5 |
6 |
7 |
2 |
рыболовство, рыбоводство |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
добыча полезных ископаемых |
6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
обрабатывающие производства |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
5 |
производство и распределение электроэнергии, воды |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
строительство |
6 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
20 |
18 |
18 |
18 |
20 |
8 |
гостиницы и рестораны |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
транспорт и связь |
13 |
10 |
10 |
11 |
11 |
10 |
финансовая деятельность |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
11 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
16 |
14 |
12 |
12 |
13 |
12 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
18 |
18 |
19 |
19 |
19 |
13 |
образование |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
13 |
12 |
13 |
10 |
10 |
В 2016 году в городском округе осуществляло хозяйственно-финансовую деятельность 1 муниципальное унитарное предприятие в сфере коммунального обслуживания.
Самая высокая заработная плата (выше средней по городскому округу) за 2016 год наблюдалась в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых, операции с недвижимым имуществом. Самая низкая заработная плата (ниже средней по городскому округу) характерна для занятых в розничной торговле, бытовом обслуживании, медицинских и образовательных услугах.
К концу 2016 года в службе занятости Омсукчанского городского округа состояло 77 безработных граждан. Количество официально зарегистрированных безработных граждан увеличилось по сравнению с 2012 годом на 32 человека, а по сравнению с 2015 годом на 28 человек.
Пищевая промышленность в округе почти не развивается. Выпечка хлеба и хлебобулочных изделий предпринимателями и предприятиями округа составляет, примерно 80 тонн в год. Выпускаются хлебобулочные изделия, которые реализуются в магазинах, расположенных на территории округа.
Неотъемлемой частью экономики городского округа стало малое предпринимательство. Наибольшее количество предпринимателей сконцентрировано в таких отраслях экономики, как торговля, бытовое обслуживание. В городском округе открыто 66 магазинов по продаже продовольственных и непродовольственных товарами, 11 предпринимателей оказывают бытовые услуги населению, 10 предпринимателей оказывают услуги по пассажирским перевозкам как на территории городского округа, так и за его пределами.
Оборот розничной торговли за 2016 год составил 529,8 млн. рублей. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составляет 56,7%, непродовольственных соответственно 43,3%.
Годовой объем реализации платных услуг населению составил в 2016 году 170,4 млн. рублей, который увеличился по сравнению с 2015 годом на 9,9 раза. Преобладающую долю в объеме платных услуг занимали услуги, оказываемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства - 87,8%, медицины- 5,8%, образования - 5,7%.
2.8. Транспортная инфраструктура
Важнейшей задачей транспортного комплекса является обеспечение транспортной доступности, что необходимо для устойчивого экономического и социального развития городского округа. Омсукчанский городской округ связан региональной автодорогой "Герба-Омсукчан" - IV, V категорий, протяженностью 258 км с федеральной автодорогой "Колыма", связывающей округ с соседними округами - Хасынским и Ягоднинским, и с областным центром. Омсукчан - транспортный узел окружного значения.
С областным центром Омсукчан связан автодорогой Омсукчан- Магадан протяженностью 576 км.
Внепоселковые транспортные связи представлены автодорогой Омсукчан - Дукат (22 км), Омсукчан - Галимый (18,7 км).
В короткий период времени функционирует зимник "Омсукчан - Кубака", который является связующим транспортным звеном с Севере-Эвенским округом. Протяженность трассы составляет 365 километров, именно по зимнику начинают возить технику, топливо и продукты на золотодобывающие предприятия и в отдалённые поселки Северо-Эвенского округа.
Транспортная изолированность является значительным негативным фактором экономического и социального развития городского округа. Транспортные связи с населенными пунктами осуществляются автомобильным транспортом. Опорная сеть автодорог области, сформированная в 1930 - 1940 гг., не отвечает требованиям перспективного развития экономики городского округа.
Автомобильный транспорт имеет важнейшее значение в доставке грузов. От его устойчивой работы зависит жизнеобеспечение всего городского округа. Автомобильные грузовые и пассажирские перевозки в основном осуществляют малые предприятия и индивидуальные предприниматели, имеющие автомобильный транспорт (собственный и арендованный). За 2016 год перевезено около 500,0 тыс. тон грузов, грузооборот составил 69,0 млн. тонно-километров.
С 2005 года организация пассажирских перевозок на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах области основана на конкурсном отборе перевозчиков, с которыми заключаются договора (контракты). Перевозки пассажиров осуществляют по лицензиям хозяйствующих субъектов.
Пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршруту "Омсукчан-Дукат-Омсукчан" осуществляет ООО "АТК Коркодон". Руководство предприятия постоянно проводит работу, направленную на повышение уровня организации перевозок автомобильным транспортом общего пользования, улучшения качества обслуживания жителей. За период работы предприятия не были ни разу зафиксированы дорожно-транспортные происшествия (аварии), либо срыв рейса. В 2016 году было осуществлено 1570 рейсов и перевезено около 12,0 тыс. человек.
Основными объектами инфраструктуры авиаперевозок местного воздушного сообщения является аэропорт регионального значения "Аэропорт "Омсукчан", находящийся в 7 км от поселка. В настоящее время осуществляются регулярные пассажирские авиаперевозки. Аэропорт имеет необходимый комплекс зданий и сооружений (аэровокзал, склад ГСМ, гаражи, объекты радиотехнического обеспечения, управления воздушным движением и т.д.).
2.9. Демографический и миграционный потенциал
В период активного освоения регионов Севера (1959 - 1988 годы) население области выросло с 188,9 тыс. человек до 393,7 тыс. человек (максимальный уровень численности населения), то есть в 2,1 раза. Доля миграционного прироста в общем приросте населения области за период с 1 января 1959 года по 1 января 1988 года составила 32,1% - 21,7 тыс. человек.
Переход России к рыночным отношениям и экономическим преобразованиям, сопровождавшийся падением темпов развития экономики, особенно больно ударил по северным регионам.
C начала 90-х годов начался массовый отток людей из региона. Были ликвидированы поселения. Процесс сокращения численности населения продолжается и на сегодняшний день. В настоящее время продолжается расселение жителей из двух неперспективных населенных пунктов, которые на сегодняшний день Правительством Российской Федерации не признаны закрывающимися.
Омсукчанский городской округ, как и Магаданская область, в силу своего географического положения, неблагоприятных природно-климатических условий и недостаточно развитой транспортной инфраструктуры не обладает большой привлекательностью для переселенцев из других регионов страны. Приток населения в годы активного промышленного освоения Магаданской области был обеспечен значительной государственной поддержкой, северными гарантиями и компенсациями.
По состоянию на 1 января 2000 года в Омсукчанском районе проживало 8866 человек, по предварительным данным на 1 января 2017 года - 5087 человек. Численность населения по сравнению с 2000 годом снизилась на 3779 человек (42,6%),
График 1
Динамика рождаемости в расчете на 1 тыс. человек стабильная, показатель колеблется от 8,2 до 14,3. Самая высокая рождаемость была отмечена в 2004 году, родилось 88 человек. Самая низкая рождаемость - в 2016 году, родилось 42 человека.
Самая большая смертность отмечена в 2009 году (умерло 85 человек), самая низкая - в 2016 году (умерло 36 человек).
Таблица 5
Динамика численности населения, рождаемости и миграции
(чел.)
Наименование показателя |
2000 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2016 г. в % к 2000 |
Численность населения на 1 января |
8866 |
5481 |
5579 |
5470 |
5373 |
5315 |
5171 |
40,05 |
Родилось |
64 |
68 |
62 |
61 |
70 |
47 |
42 |
65,6 |
Рождаемость (на 1 тыс. населения) |
9,1 |
12,3 |
11,2 |
11,3 |
13,1 |
9,3 |
8,2 |
|
Умерло |
88 |
71 |
62 |
50 |
41 |
41 |
36 |
53,41 |
Число умерших (на 1 тыс. населения) |
12 |
12,8 |
11,2 |
9,2 |
7,7 |
7,8 |
7,0 |
35,0 |
Естественный прирост(убыль) |
-24 |
-3 |
- |
11 |
29 |
6 |
6 |
|
Прибыло |
350 |
451 |
476 |
485 |
466 |
424 |
552 |
121,1 |
Выбыло |
846 |
350 |
585 |
596 |
557 |
574 |
651 |
32,15 |
Миграционный прирост (отток) (на 10 тыс.человек) |
-744,4 |
+182,6 |
-197,3 |
-204,7 |
-170,3 |
-285,0 |
-193 |
|
Миграционный прирост (убыль) |
-496 |
101 |
-109 |
-111 |
-91 |
-150 |
-99 |
|
3. Сильные и слабые стороны экономики
Омсукчанского городского округа
На основе анализа исторических, социальных, экономических предпосылок развития Омсукчанского городского округа, динамики основных социально-экономических показателей за последние пять лет выявлены и структурированы следующие сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы развития Омсукчанского городского округа.
Таблица 6
Таблица стратегического (SWOT) анализа для
Омсукчанского городского округа
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. Имеет богатые природные ресурсы, Природные запасы городского округа богаты золотом, серебра, оловом, запасами каменного угля; 2. Промышленное освоение природных ресурсов. 3. Имеет выход к Охотскому морю. 4. Имеет транспортную систему. 5. Значительный потенциал развития малого предпринимательства. |
1. Высокая затратность экономики вследствие суровых климатических условий, низкой производительностью труда, высоких материало- и энергоемкости продукции, высоких тарифов естественных монополий. 2. Дотационность городского округа. 3. Значительное снижение налоговых доходов Омсукчанского городского округа, вследствие межбюджетных отношений. 4. Сокращение численности населения. 5. Неблагоприятные почвенно- климатические условия для развития сельского производства. 6. Высокая степень износа основных фондов организаций. 7. Неразвита сеть транспортных коммуникаций. |
Возможности (О) |
Угрозы (T) |
1. Создание новых высокотехнологичных производств, промышленных кластеров. 2. Рост инвестиционной привлекательности, привлечение стратегических инвесторов в экономику и социальную сферу. 4. Развитие малого бизнеса в сфере инноваций, услуг, жилищно-коммунального хозяйства. 5. Развитие транспортной системы. 6. Обеспечение комфортности проживания и высокого качества жизни населения. 7. Обеспечение экономики высококвалифицированными кадрами. |
1. Зависимость доходной части бюджета от платежей основных налогоплательщиков - АО "Серебро Магадан", СП ЗАО "Омсукчанская горно-геологическая компания"; 2. Ухудшение экологической обстановки; 3. Высокая изношенность инженерных сетей жилфонда 4. Снижение объёмов инвестиций, |
4. Цели и задачи Стратегии до 2025 года
Основной стратегической целью социально-экономического развития Омсукчанского городского округа на период до 2025 года является создание условий для последовательного повышения уровня и улучшения качества жизни населения, укрепление социальной сферы на основе устойчивого развития экономики.
Данная цель предполагает решение следующих приоритетных задач:
- формирование положительного имиджа Омсукчанского городского округа, как региона перспективного для инвестиционных вложений, с благоприятными условиями для ведения бизнеса;
- развитие малого бизнеса (создание инфраструктуры и условий для стимулирования предпринимательской активности);
- привлечение субъектов малого предпринимательства к решению задач развития городского округа;
- повышение благосостояния населения (увеличение заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, легализация выплаты заработной платы);
- улучшение демографической ситуации в Омсукчанском городском округе;
- укрепление и сохранение материально-технической базы детских спортивных и образовательных школ, развитие массовой физической культуры;
- сохранение и развитие культурного потенциала;
- обеспечение доступности медицинской помощи для населения;
- осуществление поддерживающих и стимулирующих программ для социально-незащищенных слоев населения, совершенствование мер социальной поддержки, направленных на смягчение проблем бедности;
- повышение качества управления и эффективности расходов бюджета городского округа;
- повышение комфорта проживания населения городского округа.
5. Основные направления стратегического развития до 2025 года
5.1. Совершенствование управления муниципальным имуществом
Стратегическая цель развития имущественного комплекса Омсукчанского городского округа - повышение эффективности использования муниципальной собственности и создание условий для стабильного развития экономики городского округа, увеличения налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа.
Для реализации данной цели необходимо определить стратегические перспективы развития и дальнейшего использования имущественного потенциала городского округа. Документ должен закрепить интересы городского округа в сфере управления объектами недвижимости, определить пути минимизации издержек по их содержанию. Для увеличения поступления доходов в бюджет городского округа необходимо:
- создать условия для привлечения инвестиций в социально-экономическое развитие городского округа;
- стимулировать предпринимательскую активность;
- создать доступные базы данных по недвижимому муниципальному имуществу, обновлять реестр нежилых помещений, предназначенных для передачи в аренду или для продажи;
В системе объектов муниципальной собственности особо важное место принадлежит земельным отношениям - праве собственности на землю. Необходимо активнее вовлекать земельные участки в экономический оборот путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по их продаже, а также по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, стимулировать выкуп земельных участков, занятых под объектами недвижимости, повысить эффективность управления земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения муниципальных функций и используемые в коммерческих целях, расширить возможность предоставления земельных участков в аренду.
5.2. Развитие жилищной инфраструктуры
Стратегическая цель муниципальной жилищной инфраструктуры заключается в повышении уровня жилищной обеспеченности. Ее выполнение предполагает решение задач в области по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда; по обеспечению жильем специалистов высокой квалификации, приезжающих из других регионов; улучшение жилищных условий малообеспеченным и многодетным семьям.
Эти задачи в течение ряда лет реализовывались в рамках нескольких муниципальных программ: "Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда поселка Омсукчан на 2011 - 2015 года", "Обеспечение жильем молодых семей". Программа "Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда поселка Омсукчан на 2011 - 2015 года" выполнена полностью.
В целях обеспечения благоприятных условий проживания граждан на территории городского округа основными направлениями деятельности на долгосрочную перспективу будут:
- обеспечение комфортного уровня обеспечения коммунальными услугами;
- повышение уровня энергоэффективности жилых зданий;
- совершенствование механизмов управления жилищным фондом;
- повышение уровня надежности и эффективности функционирования систем коммунальной инфраструктуры.
Качественное обеспечение потребителей коммунальными услугами предполагается при соблюдении рыночных условий хозяйствования. Этому будет способствовать реализация мероприятий:
- по повышению эффективности использования потребляемых энергоресурсов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства;
- по сносу аварийного и ветхого жилья;
- по снижению тепловых потерь жилых зданий.
Планомерная модернизация коммунальной инфраструктуры и жилых домов, привлечение в сферу управления частных управляющих компаний и инвестиций за счет всех возможных источников на эти цели, совершенствование управления жилищным фондом повысит надежность и эффективность функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, и, в результате, окажет существенные влияния на создание комфортных условий для жизнедеятельности граждан.
Стратегия развития городского округа предполагает продолжение начатых мер в области энергосбережения.
В целях создания эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальных учреждениях, финансируемых из бюджета Омсукчанского городского округа, администрацией городского округа утверждена программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Омсукчанском городском округе".
За последние годы проведены следующие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:
а) в жилищном фонде:
- оснащены многоквартирные дома общедомовыми приборами учета электрической энергии, тепловой энергии, и воды;
- установлены энергосберегающих светильников в подъездах жилых домов.
б) в бюджетной сфере:
- проведен энергоаудит, составлены энергетические паспорта;
- установлены приборы учета тепловой энергии;
- модернизировано освещение на основе энергосберегающих ламп.
Энергосбережение является сквозной задачей по всем направлениям экономики городского округа.
5.3. Развитие коммунальной инфраструктуры
Основная стратегическая цель развития коммунального сектора - повышение эффективности управления коммунальными сетями.
Вопросы устойчивого обеспечения населения теплом и электроэнергией всегда были и есть в центре внимания администрации городского округа. Самое пристальное внимание уделялось стабилизации работы предприятий коммунальной энергетики, а гарантированное обеспечение населения теплом и электроэнергией, а также социальной сферы - главная и основная задача.
На территории Омсукчанского городского округа работает 5 котельных, из них 3 работают на твердом топливе (уголь) и 2 электрокотельные.
Существующая схема теплоснабжения - двухтрубная, прокладка тепловых сетей подземная. Оборудование в котельных и магистральные тепловые сети требуют обновления.
Услугами водоотведения обеспечено более 5-ти тысяч человек. От большинства жителей, предприятий и организаций через сети канализации принимают и обрабатывают сточные воды очистные сооружения. Протяженность канализационных сетей составляет 33,38 км, с износом более 40% - 13,66 км. Существующие очистные сооружения в поселке Омсукчан были введены в эксплуатацию в 70-х годах, оборудование устарело и не соответствует современным методикам очистки. В п. Дукат канализационная система очистных систем не имеет.
С момента ввода в эксплуатацию капитальные ремонты на очистных сооружениях в п. Омсукчан фактически не проводились. На системе канализации оборудование технически и морально изношено, что приводит к частому выходу из строя оборудования (газодувки, решетки-дробилки) и проведения дорогостоящего ремонта.
Основной проблемой в сфере коммунального хозяйства округа являются изрядно изношенные и морально устаревшие объекты коммунальной инфраструктуры. По причине этого идет сверхнормативный расход энергоресурсов, коэффициент полезного действия оборудования низок. Высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры и соответственно высокий уровень аварийности, низкий коэффициент полезного действия (КПД) являются основными определяющими факторами при формировании программы в части обновления существующих объектов.
В настоящее время практически все предприятия коммунального хозяйства испытывают острую потребность в инвестициях, которые необходимы для роста экономической активности, обновления основных фондов и внедрения новых технологий. Коммунальные системы затратны и масштабны, при этом коммунальная инфраструктура значительно изношена. В поселке Омсукчан требуется проведение капитального ремонта здания очистных сооружений, здания электрокотельной, а также угольной котельной и лектрокотельной п. Дукат.
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства Омсукчанского городского округа носят комплексный характер и без применения системных подходов и программно-целевых методов не могут быть решены в полном объеме.
Необходимость инвестиционных вливаний и оказания срочной бюджетной поддержки на модернизацию и переоснащение объектов инженерной инфраструктуры с использованием современных энергосберегающих технологий продиктована вышеперечисленными факторами и социальной направленностью рассматриваемой проблемы.
5.4. Развитие транспортной системы
Автомобильные дороги общего пользования местного значения (далее- автомобильные дороги) имеют стратегическое значение для экономики Омсукчанского городского округа. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, жизнедеятельность населенных пунктов. По автодороге Омсукчан-Дукат осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров.
Значение автомобильных дорог постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения, со значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста производства в горнодобывающей отрасли.
Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог является причиной дорожно-транспортных происшествий. Поэтому особое внимание требуется к работам по содержанию автомобильных дорог, включающим в себя своевременное устранение ямочной и других дефектов дорожных покрытий, нанесение дорожной разметки, установку и замену ограждений и другие работы, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, удобства эксплуатации автодорог и увеличением срока их службы.
Приведение технического состояния автомобильных дорог в соответствие установленными техническими нормами является ключевой задачей Омсукчанского городского округа. Без этого нельзя добиться существенного повышения эффективности обслуживания экономического сектора и населения, а также обеспечить в полной мере эксплуатацию автомобильных дорог, организацию безопасности транспортных перевозок.
Мостовые сооружения на автомобильных дорогах требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренного разрушения конструктива мостового покрытия вследствие снижения межремонтных сроков службы и увеличения несущей нагрузки из-за присутствия в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.
Целью Стратегии является повышение эффективности и безопасности функционирования сети автомобильных дорог, обеспечивающих жизненно важные интересы развития экономики и социальной сферы Омсукчанского городского округа, повышение безопасности дорожного движения в Омсукчанском городском округе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- круглогодичное содержание сети автодорог общего пользования местного значения в соответствии с нормативными требованиями к транспортно-эксплуатационным показателям и условиям безопасности движения;
- обеспечение содержания автомобильных дорог в состоянии, отвечающем растущим потребностям в перевозках автомобильным транспортом;
- обеспечение сохранности сети автомобильных дорог.
- осуществление ремонта автомобильных дорог общего пользования, мостов;
- круглогодичное содержание внутрипоселковых дорог.
Основным результатом решения задач должно стать:
- увеличение протяженности автодорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям транспортно-эксплуатационным показателям на 10,3 км;
- развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающее снижение транспортных издержек экономики Омсукчанского городского округа;
- повышение комплексной безопасности и качества дорог общего пользования местного значения городского округа;
- улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и уменьшение доли протяженности автодорог, параметры которых не соответствуют нормативным требованиям.
5.5. Развитие системы здравоохранения
Здравоохранение Омсукчанского городского округа представлено Магаданским областным государственным бюджетным учреждением "Омсукчанская районная больница", в структуру которой входит: Дукатская врачебная амбулатория, лечебно-диагностический центр (поликлиническое отделение), детская консультация, круглосуточный стационар на 25 круглосуточных коек, стационар на дому и стационар дневного пребывания, ДСП, параклинические службы.
Среднесписочная численность медицинских работников за 2016 год - 76 человек.
Стратегической целью развития здравоохранения Омсукчанского городского округа является гарантия качества и доступность медицинской помощи и услуг для всего населения, уменьшения заболеваемости взрослого и детского населения, снижение уровня смертности для лиц трудоспособного возраста.
5.6. Развитие системы образования
Основной стратегической целью в сфере образования на территории Омсукчанского городского округа на период до 2025 года является соблюдение конституционных гарантий и прав на получение образования, в том числе общедоступности и бесплатности образования, создание условий для получения качественного образования.
Система образования Омсукчанского городского округа представлена 8-ю муниципальными образовательными учреждениями и включает в себя 2 дошкольных учреждения, 1 школу основного образования, 2 средних общеобразовательных школы и 3 учреждения дополнительного образования. В отрасли занято 45 учителей и 43 воспитателя.
В 2016 году в школах городского округа обучалось 625 детей и 354 воспитанника посещали детские сады.
Ежегодно проводимый анализ количества численности учащихся общеобразовательных учреждений показывает, что продолжается отток населения из городского округа в связи с этим уменьшается количество обучающихся. Средняя наполняемость классов составляет 17 учащихся при нормативе 25. В условиях продолжающейся миграции населения, а также числа значительное количество педагогов пенсионного возраста возникает и кадровая проблема.
В 2016 учебном году охват дошкольным образованием составляет 354 ребенка. Средняя наполняемость групп составляет 20 детей, очередь отсутствует.
Особая роль в воспитании, физическом и творческом развитии, гражданском становлении личности ребенка принадлежит учреждениям дополнительного образования. С целью занятости учащихся различными формами внеурочной деятельности на территории Омсукчанского городского округа действует учреждение дополнительного образования - Центр дополнительного образования детей.
В центре работают 17 творческих объединений по 5 направлениям -эстетическое, культурологическое, туристско-краеведческое, физкультурно- спортивное, социально-педагогическое. Всего в центре дополнительного образования занимается 525 детей.
С 2017 года в округе осуществляет свою деятельность объединенная Детская школа искусств Омсукчанского городского округа, в которой проводится обучение на шести отделениях: народном, фортепианном, хореографическом, художественном, подготовительном и отделении скрипки. Численность обучающихся составляет 120 человек.
В детско-юношеской спортивной школе п. Омсукчан занимаются 354 спортсмена -учащихся. Педагоги работают по таким направлениям, как футбол, волейбол, баскетбол, борьба дзюдо, хоккей с шайбой. Педагогический коллектив проводит большую работу по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни. С этой целью проводятся в городском округе спартакиады школьников, различные спортивные мероприятия.
Приоритетными задачами органов местного самоуправления Омсукчанского городского округа в этой сфере являются:
- улучшение материально-технической базы учреждений образования, оснащение их компьютерной техникой, подключение всех образовательных учреждений к сети "Интернет";
- поддержка талантливой молодежи, предоставление именных стипендий, грантов;
- повышение качества профессионального образования;
- обеспечение безопасности образовательных учреждений;
- психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Ожидаемые результаты:
- реализация потребности граждан в доступном и качественном образовании, обеспечение соответствия качества образования современным требованиям, потребностям рынка труда;
- развитие, рациональное размещение и повышение эффективности использования педагогического потенциала Омсукчанского городского округа;
- ввод в эксплуатацию дополнительных объектов образования.
5.7. Развитие системы культуры
Целью развития культуры и искусства является сохранение культурного наследия Омсукчанского городского округа, возрождение и сохранение традиционных культурных ценностей, обеспечение единого культурного пространства, свободы творчества и развитие культурного и духовного потенциала Омсукчанского городского округа.
На территории Омсукчанского городского округа функционирует сеть муниципальных учреждений культуры. В учреждении культурно-досугового типа работают 37 клубных формирований, объединяющих 583 участника.
В библиотечную систему городского округа входят три библиотеки, в том числе две в п. Омсукчан и одна в п. Дукат. Число читателей библиотек составляет 4200 в год.
Стратегическими целями на долгосрочную перспективу в сфере развития культуры Омсукчанского городского округа являются:
- создание условий для равного доступа граждан к культурным ценностям и информации;
- повышение качества и доступности предоставления услуг в сфере культуры;
- сохранение и популяризация многонационального культурного наследия народов Севера;
- формирование имиджа Омсукчанского городского округа, как одного из культурных центров Магаданской области;
- совершенствование организационных, экономических, правовых механизмов развития в сфере культуры.
Основным задачами для достижения стратегических целей в области культуры являются:
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
- внедрение проектов по использованию информационных технологий в деятельности учреждений культуры;
- всесторонняя поддержка самодеятельных творческих коллективов;
- развитие и модернизация образовательных учреждений отрасли культуры;
- повышение статуса и уровня профессионализма работников культуры и искусства.
Ожидаемые результаты:
- создание информационной сети библиотек;
- создание единого культурного пространства Омсукчанского городского округа;
- сохранение и развитие русской, коренных и малочисленных народов Севера и других национальных культур народов, проживающих на территории Омсукчанского городского округа.
5.8. Развитие физической культуры и спорта
В Омсукчанском городском округе в настоящее время функционирует 1 спортивное учреждение, в состав которого входит стадион "Горняк", спортивный комплекс "Металлург", крытая хоккейная площадка. Всего на территории городского округа 24 спортивных сооружений.
На спортивных сооружениях организованы и работают спортивные секции: футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, шахматы, фитнес. Сезонные спортивные секции: хоккей с шайбой, мини-футбол, дартс, легкая атлетика, пляжный волейбол. В Омсукчанском спортивно-оздоровительном комплексе занимаются 376 человек.
Ограничен состав тренеров по различным видам спорта. В учреждении работает всего 5 инструкторов и 1 специалист, практически не охвачено женское население спортивными видами спорта.
В текущем году планируется открыть плавательный бассейн, в котором
будет осуществляться обучение плаванию население городского округа.
Целью развития физической культуры и спорта является формирование гражданского формирование здорового образа жизни населения, создание условий для массовых занятий физической культурой и спортом детей и подростков.
Приоритетными задачами органов местного самоуправления Омсукчанского городского округа в этой сфере являются:
- пропаганда здорового образа жизни;
- развитие молодежного спорта, организация досуга молодежи, отдыха и оздоровления несовершеннолетних;
- обеспечение доступности услуг в сфере физической культуры и спорта для жителей городского округа;
- повышение конкурентоспособности Омсукчанского спорта.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа занимающихся спортом;
- укрепление спортивного духа молодых людей;
- снижение уровня заболеваемости.
5.9. Молодежная политика
Стратегия молодежной политики Омсукчанского городского округа определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь.
Целью молодежной политики, является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи, формирование гражданского самосознания, повышение уровня социальной защищенности молодых граждан, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде.
Разработка и реализация муниципальных программ округа проводится в соответствии с Законом Магаданской области от 24.12.2012 г. N 1573-ОЗ "О государственной молодежной политике Магаданской области" и включают в себя основные направления государственной молодежной политики Магаданской области, а именно:
1. Нравственное, гражданское и патриотическое воспитание молодежи.
2. Охрана здоровья молодежи, развитие физической культуры и спорта среди молодежи.
3. Поддержка молодых граждан в сфере культуры и искусства.
4. Содействие молодежи в сфере труда и занятости, поддержка молодых специалистов.
5. Поддержка молодых семей.
6. Поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
7. Содействие развитию молодежного добровольческого (волонтерского) движения.
8. Поддержка молодежных и детских общественных объединений.
9. Информационное обеспечение молодежной политики.
10. Участие молодежи в формировании и реализации молодежной политики.
Ожидаемые результаты:
- сокращение негативных явлений в молодежной среде (наркомания, алкоголизм, преступность);
- повышение духовно-нравственного, интеллектуального и физического потенциала молодежи;
- увеличение количества молодых людей, занимающихся различными видами творчества;
- увеличение количества молодых людей, принимающих участие в волонтерской деятельности;
- увеличение количества молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений.
5.10. Социальная поддержка населения
Проводимая администрацией Омсукчанского городского округа политика в сфере социальной поддержки населения направлена на достижение основной цели - обеспечение социальной защиты социально незащищенных категорий населения, обеспечение поддержания уровня жизни малоимущих граждан, соответствующего их физическим и социальным потребностям, инвалидам, семьям с детьми.
Предусмотренные на федеральном и областном уровнях бюджетов социальные гарантии не в состоянии обеспечить безусловную социальную защищенность всех нуждающихся в ней граждан.
Основными задачами в области социального обслуживания населения на период до 2025 года остаются:
- реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики;
- проведение единой государственной политики в области социальной поддержки и социального обслуживания населения в пределах своей компетенции;
- организация деятельности по оказанию адресной социальной помощи населению;
- реализация в пределах компетенции федеральных и областных программ по социальной поддержке населения.
Необходимо продолжить мероприятия по поддержке проблемных семей, оказание помощи в целях устранения причин, породивших неблагополучие в семье (содействие в трудоустройстве, консультации психологов, юристов), осуществлять меры профилактики домашнего насилия над детьми, женщинами и пожилыми людьми.
Изъятие детей из семьи будет предусматриваться по социальным показаниям, когда пребывание в семье угрожает здоровью и развитию ребенка. Конечной целью работы социального учреждения будет предупреждение социального сиротства, сохранение для ребенка семьи и создание максимально комфортных условий жизни, развития и воспитания в семье, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5.11. Направления совершенствования муниципального заказа
В прогнозный период Стратегии до 2025 года будет продолжена работа в автоматизированной системе управления муниципальным заказом, включающей в себя следующие направления: система электронных торгов, автоматизация процесса формирования муниципального заказа и ведение реестра муниципальных контрактов, автоматизация контроля за уровнем цен по всем муниципальным закупкам на момент проведения закупки, финансовый контроль.
Администрацией Омсукчанского городского округа планируется оказание методической помощи, обучение и обмен опытом муниципальных служащих, работников бюджетных учреждений (заказчиков), занимающихся размещением муниципального заказа.
5.12. Формирование финансово-бюджетной политики
Муниципальные финансы необходимы для реализации органами местного самоуправления своих функций, поэтому эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития Омсукчанского городского округа.
Необходимыми условиями долгосрочной устойчивости бюджетной системы являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансирования этих функций.
Ежегодно на стадии формирования проекта бюджета городского округа проводится инвентаризация действующих расходных обязательств на предмет отказа от реализации неприоритетных задач, мероприятий, либо переносу их финансирования на более поздние сроки, в том числе инвентаризация действующих нормативно правовых актов, муниципальных и ведомственных целевых программ; использовались критерии выбора бюджетных обязательств в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики округа на очередной финансовый год с целью усиления целевой направленности использования бюджетных ресурсов, их концентрации и оптимизации. В ходе исполнения бюджета реализовывались мероприятия по реорганизации учреждений, совершенствованию структуры и численности, экономии топливно-энергетических ресурсов, другие мероприятия. Вместе с тем, сохраняются традиционные риски, которые оказывают влияние на объем доходов и расходов бюджета городского округа, качество бюджетного планирования.
Ожидаемое сокращение объемов финансовой помощи из областного бюджета в рамках проводимой на региональном уровне политики оптимизации межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Магаданской области, исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов требуют принятия мер по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа.
Абсолютное сокращение расходов ведет к ухудшению их структуры, что без оптимизационных мероприятий отрицательно влияет на качество оказываемых услуг и развитие бюджетной сферы.
Не в полном объеме созданы условия для мотивации органов местного самоуправления и подведомственных учреждений округа по повышению эффективности бюджетных расходов. В этих условиях дальнейшее выстраивание бюджетной политики должно быть подчинено главной цели: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
Важным условием поддержания стабильности и развития бюджетной системы городского округа является:
- повышение точности прогнозирования доходов бюджета городского округа;
- обеспечение полной и своевременной уплаты налогов в бюджет;
- расширение налогооблагаемой базы, налаживание эффективного межведомственного взаимодействия всех участников процесса сбора налогов, а также повышение налоговой культуры налогоплательщиков.
В настоящее время развитие финансово-бюджетной системы городского округа осуществляется в условиях непрерывно меняющегося федерального и регионального законодательства, что затрудняет планирование на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Кроме того, преобладающая часть налоговых доходов, собираемых на территории городского округа, поступает в федеральный бюджет и бюджет Магаданской области. На протяжении ряда лет ведётся напряженная работа по увеличению доходного потенциала городского округа.
Основными доходными источниками, формирующими доходную базу бюджета городского округа, являются:
- налог на доходы физических лиц;
- доходы от использования и реализации имущества;
- налоги на совокупный доход.
Доля перечисленных в общей сумме налоговых и неналоговых доходов по итогам 2016 года составляет 77,3%, 12,6%,3,8% соответственно.
Недостаточность доходной базы бюджета округа, требование безусловного исполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597-601, N 606, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688, действующих расходных обязательств бюджета округа приводит к необходимости формирования бюджета с дефицитом.
Таблица 7
Основные параметры бюджета округа
Наименование показателя |
2015 год отчет |
2016 год утверждено |
2017 год прогноз |
2018 год прогноз |
2019 год прогноз |
Доходы, млн руб., в т. ч.: |
577,4 |
580,4 |
577,1 |
591,7 |
606,9 |
Налоговые и неналоговые доходы, млн руб. |
218 |
245,8 |
284,9 |
299,6 |
314,8 |
Безвозмездные поступления, млн руб. |
359,4 |
334,6 |
292,1 |
292,1 |
292,1 |
Темп роста доходов к уровню прошлого года, в % |
|
100,5 |
99,4 |
102,5 |
102,6 |
Расходы, млн руб. |
616,4 |
610 |
577,1 |
616,7 |
631,9 |
Темп роста расходов к уровню прошлого года, в % |
|
99 |
94,6 |
106,9 |
102,5 |
Дефицит, млн руб. |
|
|
0 |
25 |
25 |
В целом ситуация с уровнем дефицита бюджета Омсукчанского городского округа означает необходимость разработки и реализации новых мер повышения эффективности управления муниципальными финансами.
На формирование доходной части бюджета Омсукчанского городского округа оказывает влияние установление налоговых льгот по уплате местных налогов. Налоговые льготы, предоставляемые из бюджета, должны быть направлены на повышение уровня и качества жизни населения, а также носить стимулирующий и взаимовыгодный характер.
В результате действия налоговых льгот, предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков правовыми актами округа, объем недополученных доходов в бюджет городского округа ежегодно составляет 404 тыс. руб. Хотя размер недополученных доходов является незначительным, будет продолжена работа по инвентаризации льгот по налоговым и неналоговым доходам городского округа, их анализу, дана оценка эффективности по ним, и, в случае необходимости, будут разработаны правовые акты об отмене (изменении) налоговых льгот по местным налогам.
Одним из инструментов увеличения доходной базы городского округа является урегулирование задолженности перед бюджетом городского округа по налоговым и неналоговым доходам (штрафы).
Таблица 8
Анализ задолженности по налогам и сборам
Наименование налога |
Задолженность по налоговым доходам (тыс. руб.) |
Снижение (рост) задолженности по сравнению с началом 2016 года |
||||
на 01.01.2016 г. |
на 01.05.2016 г. |
на 01.07.2016 г. |
на 01.10.2016 г. |
на 01.11.2016 г. |
||
НДФЛ |
3581 |
3297 |
2394 |
4142 |
5042 |
+1461 |
ЕНВД |
2405 |
2831 |
2987 |
3577 |
3457 |
+1052 |
Налог на имущество ф/л |
110 |
111 |
110 |
107 |
74 |
-36 |
Земельный налог |
283 |
288 |
265 |
245 |
255 |
-28 |
ИТОГО налоговые: |
6379 |
6527 |
5756 |
8071 |
8828 |
+2449 |
Для уменьшения размера сложившейся задолженности по налоговым доходам перед бюджетом округа необходимо принимать меры по ее урегулированию путем:
- создания качественной отчетности главных администраторов (администраторов) доходов в части задолженности по платежам в бюджет;
- проведения совместной работы администраторов доходов, органов местного самоуправления округа по взысканию задолженности по платежам в бюджет, в том числе через работу комиссий при администрации округа.
В городском округе организован ежемесячный учет кредиторской задолженности бюджета в разрезе классификации операций сектора государственного управления. Наибольшее внимание уделяется состоянию кредиторской задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, начислениям на оплату труда, оплате жилищно-коммунальных услуг.
Финансовая необеспеченность расходных обязательств оказала негативное влияние на наметившуюся положительную динамику устойчивости бюджета городского округа. Подтверждением является возникновение неоплаченных бюджетных обязательств, и как следствие - просроченной кредиторской задолженности бюджета городского округа перед поставщиками услуг.
Решение данной проблемы невозможно осуществить в течение одного финансового года, т.к. требует значительного размера бюджетных средств. В целях недопущения роста просроченной кредиторской ежегодно предусматривать средства в бюджете городского округа на ее погашение, а также на оплату услуг теплоснабжающей организации по отоплению пустующего муниципального жилья, предоставляемых в текущем финансовом году.
Основной целью Стратегии является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета округа.
Для достижения поставленной цели предусматривается комплексная и системная реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач:
- развитие доходного потенциала округа (реализация резервов по привлечению доходов в бюджет и наращивание собственной доходной базы бюджета);
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- погашение просроченных расходных обязательств округа.
6. Механизмы для реализации Стратегии
Основными механизмами развития Омсукчанского городского округа до 2025 года являются реализуемые приоритетные национальные проекты в области образования, культуры, доступного и комфортного жилья, способствующего повышению качества жизни населения городского округа.
Механизмом реализации стратегических целей в области экономического развития станет социально-экономическая политика. От степени реализации задач экономического блока будет зависеть и уровень выполнения основных социально-экономических показателей городского округа и развитие социальной сферы.
Ключевыми мерами реализации Стратегии социально-экономического развития Омсукчанского городского округа в период до 2025 года будут:
- развитие нормативно-правовой базы городского округа, направленной на повышение эффективности реализации социально-экономической политики;
- повышение эффективности муниципального управления, содействие развитию местного самоуправления, взаимодействие малого и среднего бизнеса с органами муниципальной власти через совершенствование структуры органов местного самоуправления, обеспечение эффективного информационного обмена, включая систему электронного документооборота, повышение эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере оказания услуг населению, совершенствование системы предоставления муниципальных услуг организациям и гражданам, увеличение объема и качества муниципальных услуг, открытость деятельности органов и местного самоуправления путем обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления;
- повышение эффективности использования бюджетных средств путем развития системы бюджетного планирования, в том числе среднесрочного и долгосрочного, повышение эффективности размещения муниципального заказа, повышение эффективности выполнения муниципального задания, совершенствование системы разработки, принятия и оценки результатов реализации муниципальных программ;
- создание благоприятных условий для ведения бизнеса, развития деловой и инвестиционной активности через развитие инфраструктуры для ведения бизнеса, по созданию мер благоприятного инвестиционного климата, развитие системы диалога муниципальной власти и бизнеса, ликвидацию барьеров для развития малого и среднего предпринимательства.
7. Результаты реализации Стратегии на период до 2025 года
Итогом реализации приоритетов социально-экономического развития Омсукчанского городского округа на период до 2025 года станут укрепление финансово-бюджетной системы, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, устойчивый рост доходов граждан округа.
На предприятиях жилищно-коммунального хозяйства произойдет обновление фондов, увеличится выпуск собственной продукции, работ (услуг), повысится производительность труда.
В прогнозном периоде произойдет рост доходов - налоговых и неналоговых, будет достигнута прозрачность бюджетных процедур, повысится инвестиционная привлекательность муниципальной экономики и эффективность управления и использования муниципальной собственности.
На основе сохранения условий конкуренции на рынке пассажирских, транспортных услуг будет развиваться транспортный комплекс, повысится техническое состояние сети дорог общего пользования.
Будет активно развиваться малое предпринимательство, совершенствоваться нормативно-правовая база малого и среднего предпринимательства, возрастет численность занятых в малом бизнесе.
Администрация городского округа будет принимать меры по укреплению и сохранению кадрового потенциала путем привлечения специалистов разной направленности из других регионов.
Будут увеличиваться денежные доходы населения за счет роста номинальной и реальной заработной платы, выплат социального характера, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, доходов от собственности и предпринимательской деятельности.
Будет обеспечена поддержка социально незащищенных семей, тех категорий граждан, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем.
При определении прогнозных вариантов развития экономики городского округа рассматриваются два основных сценария - инерционный и позитивный.
Инерционный сценарий предполагает сохранение действующих проблем городского округа, обусловлен уже сложившимися тенденциями и основан на умеренных темпах развития. На прогнозный период до 2025 года он не предполагает реализацию крупных масштабных проектов в округе, что не означает, что крупномасштабные проекты в этот период не будут реализованы в Магаданской области.
Демографическая и миграционная ситуации мало изменятся. По-прежнему будет продолжаться отток населения округа "на материк". Дефицит квалифицированных кадров в сфере медицинских услуг будет оставаться. Недостаточность финансирования мероприятий по социальной защите населения приведет к росту уровня бедности. Уровень развития малого бизнеса будет возрастать очень медленно. Проблемы в секторе жилищно-коммунального хозяйства останутся из-за недостаточного финансирования мероприятий текущего и капитального ремонта, медленного внедрения энергосберегающих технологий, несмотря на увеличение расходов на эти цели. Мероприятия по реконструкции существующих сетей коммунального тепло- и водоснабжения будут проводиться в недостаточном объеме, что приведет к росту износа сетей и ухудшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Доходная часть бюджета будет расти медленными темпами.
С другой стороны, позитивный сценарий предполагает совокупное воздействие на развитие городского округа суммы положительных факторов:
- разработка месторождений "Перевальное", "Терем";
- завершение строительства и ввод новой котельной в п. Омсукчан на твердом топливе;
- строительство II линии электропередач;
- ремонт дороги Омсукчан-Дукат;
- проведение технического оснащения на объектах коммунального комплекса;
- ввод бассейна в п. Омсукчан.
Обеспечение устойчивого экономического роста произойдет за счет увеличения объемов инвестиций в развитие производственной и социальной сферы, повышения уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также роста денежных доходов населения. Сократится уровень износа основных фондов - 20% к 2025 году. Малое предпринимательство будет активно развиваться. Расходы бюджета на социальную сферу увеличатся. Обеспечится рост материально-технической базы сети учреждений образования культуры и спорта.
Инфраструктура учреждений культуры будет укреплена. Будут созданы информационные сети в библиотечном деле, повышен профессиональный уровень специалистов в области культуры. Будет обеспечена материальная и творческая поддержка талантливой молодежи, что поспособствует оздоровлению экономики и социальной сферы.
Запланированные мероприятия по модернизации котельных, тепловых, водопроводных и канализационных сетей и сооружений будут осуществлены. Денежные доходы населения возрастут - заработная плата, пенсии, пособия. Увеличатся платежи в бюджет - налоговые и неналоговые доходы.
Проводимая административная реформа в органах местного самоуправления муниципальных образований позволит обеспечить прозрачность работы органов муниципальной власти, устранить барьеры на пути развития предпринимательства, а сам документ - Стратегия социально-экономического развития Омсукчанского городского округа до 2025 года нацелен сделать процесс управления округом более открытым. Он даст возможность и населению, и представителям различных хозяйствующих и финансовых структур активнее включаться в процесс развития округа на всех его стадиях - от разработки приоритетов до предложений по реализации механизмов.
8. Мониторинг Стратегии
Стратегия социально-экономического развития Омсукчанского городского округа на период до 2025 года по мере реализации будет корректироваться в соответствии с теми изменениями, которые будут происходить в Российской Федерации, Магаданской области и, соответственно, в Омсукчанском городском округе. Корректировка будет производиться путем уточнения прогнозов социально-экономического развития территории округа, основных направлений деятельности администрации Омсукчанского городского округа, реализации муниципальных программ.
В целях эффективной реализации Стратегии будет осуществляться не реже одного раза в год систематический мониторинг.
Основой для ведения мониторинга Стратегии станут отчетные данные службы государственной статистики по Омсукчанского городскому округу, информации муниципальных учреждений и организаций, комитетов.
Уполномоченным органом по ведению мониторинга Стратегии является отдел экономики администрации Омсукчанского городского округа.
Результаты мониторинга Стратегии станут основой для своевременного принятия управленческих решений, анализа причин отклонения от запланированного хода развития территории Омсукчанского городского округа.
Для проведения мониторинга реализации Стратегии будут использованы основные индикаторы, характеризующие социально-экономическое развитие городского округа.
Таблица 9
Целевые значения индикаторов Стратегии до 2025 года
Наименование показателя |
2012 |
2016 |
2020 |
2025 |
Демография | ||||
Среднегодовая численность населения, человек |
5525 |
5129 |
5037 |
4879 |
Естественный прирост (убыль) чел. |
- |
6 |
3 |
5 |
Миграционный прирост (отток) чел. |
-109 |
-99 |
-65 |
-45 |
Труд и занятость населения | ||||
Количество официально зарегистрированных безработных |
45 |
77 |
43 |
35 |
Уровень зарегистрированных безработных к постоянно проживающему населению, % |
0,8 |
1,5 |
0,8 |
0,7 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, чел. |
4689 |
4354 |
4136 |
3970 |
Экономика | ||||
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) крупными и средними организациями, млн. руб. |
24507,8 |
33179,3 |
35501 |
37986,0 |
Доля протяженность автомобильных дорог общего пользования местного, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения |
55,76 |
13,5 |
9,74 |
8,5 |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) рублей |
314413 |
425938 |
447234 |
474068 |
Среднемесячная заработная плата по полному кругу предприятий, руб. |
61559,1 |
96398,9 |
106038,8 |
116642,7 |
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме собственных доходов |
76,03 |
58,2 |
73,4 |
78,6 |
Социальная сфера | ||||
Доля детей получающих услуги по дополнительному образованию, в общей численности детей от 5-18 лет,% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля детей в возрасте 1-6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в общей численности детей в возрасте 1- 6 лет |
18,1 |
3,6 |
3,6 |
3,0 |
Доля муниципальных образовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения |
82 |
81,7 |
81,7 |
82 |
Доля населения систематически занимающихся физкультурой и спортом |
21,8 |
27,1 |
30 |
32 |
Жилищное обеспечение | ||||
Обеспеченность общей площади жилья в расчете на одного жителя кв. метров |
27,9 |
28,4 |
28,9 |
30 |
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившие жилищные условия, в общей численности населения, состоявшего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях |
14,7 |
20 |
22,2 |
23 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Омсукчанского городского округа Магаданской области от 27 апреля 2017 г. N 335 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Омсукчанского муниципального округа на период до 2030 года"
Вступает в силу с 27 апреля 2017 г.
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Омсукчанского муниципального округа Магаданской области от 6 марта 2024 г. N 88
Изменения вступают в силу с 6 марта 2024 г.
Постановление Администрации Омсукчанского муниципального округа Магаданской области от 27 февраля 2023 г. N 157
Изменения вступают в силу с 31 марта 2023 г.