Рассмотрев протест заместителя прокурора города Магадана от 16 февраля 2018 года N 16-14в-2018 на пункты 4.4, 4.5.2, 4.9 Положения об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденного решением Магаданской городской Думы от 27 декабря 2017 года N 101-Д, на основании пункта 3 статьи 22, статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", руководствуясь статьями 31 и 45 Устава муниципального образования "Город Магадан", Магаданская городская Дума решила:
1. Отклонить протест заместителя прокурора города Магадана на пункты 4.4, 4.5.2, 4.9 Положения об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденного решением Магаданской городской Думы от 27 декабря 2017 года N 101-Д, по следующим основаниям.
По мнению заместителя прокурора города Магадана пункт 4.4 Положения об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования "Город Магадан" противоречит федеральному законодательству, а пункты, 4.5.2 и 4.9 в нарушение федерального законодательства содержат коррупциогенные факторы.
Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее также - ФЗ N 8-ФЗ) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из данного федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Данный федеральный закон, в соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 3 статьи 1, регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает, в том числе, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ N 8-ФЗ под волеизъявлением лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) следует понимать пожелание умершего, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, в том числе быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими.
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным федеральным законом в соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ N 8-ФЗ.
Часть 2 статьи 7 ФЗ N 8-ФЗ содержит требование, согласно которому исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарные правила разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения согласно пункту 2 статьи 17 ФЗ N 8-ФЗ осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, является Роспотребнадзор, руководитель которого является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации утвердил СанПиН, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пункту 3.2 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 (далее - СанПиН 2.1.2882-11), захоронение некремированных останков должно производиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Погребение может осуществляться в могилах, склепах в соответствии с вероисповеданием и национальными традициями.
В соответствии с пунктом 3.4 СанПиН 2.1.2882-11 повторное захоронение в одну и ту же могилу тел родственника (родственников) разрешается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по истечении кладбищенского периода (время разложения и минерализации тела умершего) с момента предыдущего захоронения, с учетом состава грунта, гидрогеологических и климатических условий мест захоронения.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения об организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденного решением Магаданской городской Думы от 27 декабря 2017 года N 101-Д (также Положение) отвод земельного участка для захоронения производится в соответствии с разделом 6 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 6.2 раздела 6 Положения выбор и предоставление земельного участка для размещения места погребения, содержание мест погребения осуществляется в соответствии с требованиями земельного законодательства, законодательства в области градостроительной деятельности, с соблюдением санитарных правил и нормативов, предусмотренных законодательством о погребении и похоронном деле, СанПиН 2.1.2882-11, с учетом рекомендаций по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения МДС 31-10.2004 (письмо Госстроя РФ от 20.01.2004 N СК-406/12).
Исходя из системного анализа вышеприведенных правовых норм Положения следует, что пункт 4.4 Положения, согласно которому захоронение тела (останков) умершего в существующую могилу возможно по истечении двадцати лет с момента предыдущего захоронения, не противоречит федеральному законодательству, так как не может рассматриваться в отрыве от пункта 6.2 Положения.
Таким образом, пункт 4.4 Положения об организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории муниципального образования "Город Магадан" не противоречит требования федерального законодательства, а также этическим нормам.
В соответствии с подпунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Решением Магаданской городской Думы от 27 декабря 2017 года N 101-Д "О Положении об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования "Город Магадан" мэрии города Магадана предоставлены полномочия по определению уполномоченного органа, в который подаётся заявление о перезахоронении, а также предоставлены указанному органу полномочия по определению порядка ведения книги "Регистрация захоронений".
Аргумент заместителя прокурора города Магадана о заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона не соответствует действительности ввиду отсутствия запрета делегирования представительным органом муниципального образования вышеуказанных полномочий исполнительно-распорядительному органу муниципального образования, а непринятие мэрией города в настоящее время муниципальных правовых актов не может являться коррупциогенным фактором, положенным в основу акта прокурорского реагирования в отношении законного решения Магаданской городской Думы.
Таким образом, пункты 4.5.2 и 4.9 вышеуказанного решения представительного органа муниципального образования "Город Магадан" не содержат коррупциогенных факторов, направленных на заполнение законодательных пробелов в отсутствие законодательного делегирования соответствующих полномочий.
Кроме того, в соответствии с письмом главы муниципального образования "Город Магадан", мэра города Магадана от 2 марта 2018 года N 1154 в настоящее время разработан и проходит процедуру согласования проект постановления мэрии города Магадана, который определит уполномоченный орган, упомянутый в пунктах 4.5.2 и 4.9 Положения.
Следовательно, вывод заместителя прокурора города Магадана о противоречии пунктов 4.4, 4.5.2, 4.9 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденного решением Магаданской городской Думы от 27 декабря 2017 года N 101-Д, федеральному законодательству является необоснованным.
2. Копию настоящего решения направить прокурору города Магадана.
3. Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания.
Председатель |
С.В. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Магаданской городской Думы от 6 марта 2018 г. N 130-Д "О протесте заместителя прокурора города Магадана на пункты 4.4, 4.5.2, 4.9 Положения об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования "Город Магадан"
Настоящее решение вступает в силу с 6 марта 2018 г.
Текст решения официально опубликован не был