Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к приказу
департамента госохотнадзора
Магаданской области
от 17 июля 2018 г. N 90/010
Инструкция
пользователя ИСПДн по обеспечению безопасности обработки персональных данных при возникновении внештатных ситуаций
1. Назначение и область действия
1.1. Настоящая инструкция определяет возможные аварийные ситуации, связанные с функционированием ИСПДн департамента, меры и средства поддержания непрерывности работы и восстановления работоспособности ИСПДн после аварийных ситуаций.
1.2. Целью настоящего документа является превентивная защита элементов ИСПДн от прерывания в случае реализации рассматриваемых угроз.
1.3 Задачей настоящей Инструкции является:
определение мер защиты от прерывания;
определение действий восстановления в случае прерывания.
1.4. Действие настоящей Инструкции распространяется на всех пользователей, имеющих доступ к ресурсам ИСПДн, а также на основные системы обеспечения непрерывности работы и восстановления ресурсов при возникновении аварийных ситуаций, в том числе:
системы жизнеобеспечения; системы обеспечения отказоустойчивости; системы резервного копирования и хранения данных; системы контроля физического доступа. Пересмотр настоящего документа осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
2. Порядок реагирования на аварийную ситуацию
2.1. Действия при возникновении аварийной ситуации
2.1.1. В настоящем документе под аварийной ситуацией понимается некоторое происшествие, связанное со сбоем в функционировании элементов ИСПДн, предоставляемых пользователям ИСПДн. Аварийная ситуации становится возможной в результате реализации одной из угроз, приведенных в таблице "Источники угроз".
Источники угроз
N п/п |
Технологические угрозы |
1 |
Пожар в здании |
2 |
Повреждение водой (прорыв системы водоснабжения, |
|
канализационных труб, систем охлаждения) |
3 |
Взрыв (Теракт, взрывчатые вещества или приборы, работающие под давлением) |
4 |
Химический выброс в атмосферу |
|
Внешние угрозы |
5 |
Массовые беспорядки |
6 |
Сбои общественного транспорта |
7 |
Эпидемия |
8 |
Массовое отравление персонала |
|
Стихийные бедствия |
9 |
Удар молнии |
10 |
Сильный снегопад |
11 |
Сильные морозы |
12 |
Просадка грунта (подмыв грунтовых вод, подземные работы) с частичным обрушением здания |
13 |
Затопление водой в период паводка |
14 |
Наводнение, вызванное проливным дождем |
15 |
Подтопление здания (воздействие подпочвенных вод, вызванное внезапным и непредвиденным повышением уровня грунтовых вод) |
|
Телекоммуникационные и ИТ угрозы |
16 |
Сбой системы кондиционирования |
17 |
Сбой ИТ-систем |
|
Угроза, связанная с человеческим фактором |
18 |
Ошибка персонала, имеющего доступ к серверной |
19 |
Нарушение конфиденциальности, целостности и доступности конфиденциальной информации |
|
Угрозы, связанные с внешними поставщиками |
20 |
Отключение электроэнергии |
21 |
Сбой в работе Интернет-провайдера |
22 |
Физический разрыв внешних каналов связи |
2.1.2. Все действия в процессе реагирования на аварийные ситуации должны документироваться ответственным за реагирование сотрудником в "Журнале по учету мероприятий по контролю".
2.1.3. В кратчайшие сроки, не превышающие одного рабочего дня, ответственные за реагирование сотрудники департамента МО (Администратор безопасности, Администратор и Оператор ИСПДн) предпринимают меры по восстановлению работоспособности системы. Принимаемые меры по возможности согласуются с вышестоящим руководством. По мере необходимости, иерархия может быть нарушена, с целью получения высококвалифицированной консультации в кратчайшие сроки.
2.2. Уровни реагирования на инцидент
При реагировании на инцидент, важно, чтобы пользователь правильно классифицировал критичность инцидента. Критичность оценивается на основе следующей классификации:
Уровень 1 - Незначительный инцидент. Незначительный инцидент определяется как локальное событие с ограниченным разрушением, которое не влияет на общую доступность элементов ИСПДн и средств защиты. Эти инциденты решаются ответственными за реагирование сотрудниками.
Уровень 2 - Авария. Любой инцидент, который приводит или может привести к прерыванию работоспособности отдельных элементов ИСПДн и средств защиты. Эти инциденты выходят за рамки управления ответственными за реагирование сотрудниками.
К авариям относятся следующие инциденты:
1. Отказ элементов ИСПДн и средств защиты из-за:
- повреждения водой (провыв системы водоснабжения, канализационных труб, систем охлаждения), а также подтопления в период паводка или проливных дождей;
- сбоя системы кондиционирования.
2. Отсутствие Администратора ИСПДн и Администратора безопасности более чем на сутки из-за:
- химического выброса в атмосферу;
- сбоев общественного транспорта;
- эпидемии;
- массового отравления персонала;
- сильного снегопада;
- сильных морозов.
Уровень 3 - Катастрофа. Любой инцидент, приводящий к полному прерыванию работоспособности всех элементов ИСПДн и средств защиты, а также к угрозе жизни пользователей ИСПДн, классифицируется как катастрофа. Обычно к катастрофам относятся обстоятельства непреодолимой силы (пожар, взрыв), которые могут привести к неработоспособности ИСПДн и средств защиты на сутки и более.
К катастрофам относятся следующие инциденты:
- пожар в здании;
- взрыв;
- просадка грунта с частичным обрушением здания;
- массовые беспорядки в непосредственной близости от объекта.
3. Меры обеспечения непрерывности работы и восстановления ресурсов при возникновении аварийных ситуаций
3.1. Технические меры
3.1.1. К техническим мерам обеспечения непрерывной работы и восстановления относятся программные, аппаратные и технические средства и системы, используемые для предотвращения и возникновения аварийных ситуаций, такие как:
системы жизнеобеспечения;
системы обеспечения отказоустойчивости;
системы резервного копирования и хранения данных;
системы контроля физического доступа.
Системы жизнеобеспечения ИСПДн включают:
пожарные сигнализации и системы пожаротушения;
системы вентиляции и кондиционирования;
системы резервного питания.
3.1.2. Все критические помещения департамента (помещения, в которых размещаются элементы ИСПДн и средства защиты) должны быть оборудованы средствами пожарной сигнализации и пожаротушения.
3.1.3. Порядок предотвращения потерь информации и организации системы жизнеобеспечения ИСПДн описан в Порядке резервирования и восстановления работоспособности технических систем и программного обеспечения, баз данных и средств защиты информации.
3.2. Организационные меры
3.2.1. Ответственные за реагирование сотрудники ознакомляют всех сотрудников департамента, находящихся в их зоне ответственности, с данной Инструкцией в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента выхода нового сотрудника на работу. По окончании ознакомления сотрудник расписывается в листе ознакомления. Подпись сотрудника должна соответствовать его подписи в документе, удостоверяющем его личность.
3.2.2. Должно быть проведено обучение должностных лиц департамента, имеющих доступ к ресурсам ИСПДн, порядку действий при возникновении аварийных ситуаций. Должностные лица должны получить базовые знания в следующих областях:
оказание первой медицинской помощи; пожаротушение; эвакуация людей;
защита материальных и информационных ресурсов; методы оперативной связи со службами спасения и лицами, ответственными за реагирование на аварийную ситуацию;
выключение оборудования, электричества, водоснабжения.
3.2.3. Администраторы ИСПДн и Администраторы безопасности должны быть дополнительно обучены методам частичного и полного восстановления работоспособности элементов ИСПДн.
Навыки и знания должностных лиц по реагированию на аварийные ситуации должны регулярно проверяться. При необходимости должно проводиться дополнительное обучение должностных лиц порядку действий при возникновении аварийной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.