Решение Магаданского областного суда
от 12 июля 2018 г. по делу N 3а-12/2018
Магаданский областной суд в составе:
председательствующего судьи Баюры Л.Н.,
при секретаре Андреевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Магаданской области в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Магаданской области о признании не действующими пунктов 2 и 7 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи, утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па,
установил:
администрацией Магаданской области 11 февраля 2013 года принято постановление N 99-па "Об отдельных мерах по реализации положений статьи 2 Закона Магаданской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области", которым утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи (приложение N 3) (далее - постановление администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, Порядок, соответственно).
Впоследствии в постановление вносились изменения.
В пункте 2 названного Порядка (в редакции постановления Правительства Магаданской области от 19 февраля 2015 года N 113-пп) определено, что в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, органом местного самоуправления, осуществляющим управление специализированным жилищным фондом, осуществляется формирование специализированного жилищного фонда путем приобретения в собственность муниципального образования жилых помещений на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц, с использованием безналичной формы оплаты, в пределах лимитов доведенных бюджетных обязательств.
Согласно пункту 7 Порядка (в редакции постановления Правительства Магаданской области от 6 марта 2014 года N 183-пп) уполномоченный орган направляет заявителям письменные уведомления о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Нормативный правовой акт опубликован в приложении к газете "Магаданская правда" N 14 (20562) 19 февраля 2013 года, являющейся официальным областным печатным изданием, в настоящее время действует в редакции постановления Правительства Магаданской области от 27 апреля 2018 года N 327-пп, опубликованном в приложении к газете "Магаданская правда" N 34 (21095) 8 мая 2018 года.
Заместитель прокурора Магаданской области обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточненных требований, в котором просит признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункт 2 Порядка в части отсутствия срока формирования специализированного жилищного фонда, пункт 7 Порядка в части отсутствия срока направления заявителям письменных уведомлений о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что пункт 2 Порядка противоречит федеральному законодательству, а именно пунктам 1 и 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части отсутствия определенных сроков формирования специализированного жилищного фонда в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что затрудняет реализацию установленного федеральным законодательством права данной категории граждан на немедленное получение жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет или наступления иных, предусмотренных законом оснований.
Кроме того, в силу положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", подпункта "а" части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, оспариваемый пункт Порядка содержит такой коррупциогенный фактор, как широта дискреционных полномочий по признаку отсутствия сроков формирования специализированного жилищного фонда.
Аналогичный коррупциогенный фактор содержится в пункте 7 Порядка, в котором не установлены конкретные сроки для направления уведомлений о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением Магаданского областного суда, занесенным в протокол судебного заседания от 25 июня 2018 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство образования и молодежной политики Магаданской области.
В возражениях на административное исковое заявление Правительство Магаданской области исковые требования не признало, просило в иске отказать.
Указывает, что оспариваемые прокурором пункты Порядка не противоречат федеральному законодательству, поскольку федеральное законодательство не содержит каких-либо сроков для формирования специализированного жилищного фонда.
Считает ссылку прокурора на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 26 января 2018 года N 32-АПГ17-13 и N 32-АПГ17-14, необоснованной, поскольку положения пункта 2 Порядка в полной мере согласуются с текстом Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 года N 541-ОЗ "О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области".
Обращает внимание, что пункт 2 Порядка содержит нормативное регулирование способов формирования специализированного жилищного фонда (форм и видов расчетов), а не регулирование административных действий, осуществляемых органами государственной власти (местного самоуправления) при взаимодействии с заявителями (физическими лицами).
В этой связи полагает, что оспариваемая правовая норма, предусматривая способы формирования специализированного жилищного фонда, не может ни сама по себе, ни во взаимосвязи с иными нормами ограничить или затруднить реализацию прав указанных категорий граждан.
По мнению административного ответчика, аналогичная позиция применима и к пункту 7 Порядка, так как в данном пункте предполагается незамедлительное уведомление заявителя о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В письменных возражениях министерство образования и молодежной политики Магаданской области полагает требования прокурора не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемые нормы не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушают права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Зарипова Е.В. требования административного искового заявления поддержала.
Представители Правительства Магаданской области Разумков А.А. и Самаркин К.К. полагали оспариваемые прокурором нормы соответствующими федеральному и региональному законодательству, принятыми административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, в связи с чем просили суд в удовлетворении иска прокурору отказать.
Представитель заинтересованного лица министерства образования и молодежной политики Магаданской области Рыбакова В.В. считала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемые прокурором нормы не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права неопределенного круга лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.
Пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
В пункте 1 статьи 8 данного Федерального закона закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
В силу приведенных выше положений федерального законодательства жилые помещения специализированного жилищного фонда для вышеперечисленной категории граждан должны предоставляться таким гражданам незамедлительно. В законодательстве субъекта Российской Федерации иные условия предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены быть не могут.
На территории Магаданской области принят и действует Закон Магаданской области от 30 декабря 2004 года N 541-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области", в пункте 5 статьи 2 которого определено, что порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений вышеуказанным лицам устанавливается постановлением Правительства Магаданской области.
В соответствии с названным Законом администрацией Магаданской области принято постановление от 11 февраля 2013 года N 99-па, которым утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи (приложение N 3).
Данное постановление обладает признаками нормативного правового акта, так как содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений, рассчитанные на неоднократное применение, принято в пределах полномочий Правительства Магаданской области, в требуемой форме, с соблюдением установленных процедур его принятия, правил введения в действие.
Проанализировав нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и сопоставив их с положениями постановления администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший Порядок, не содержит сроков формирования специализированного жилищного фонда Магаданской области в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что существенно затрудняет реализацию установленного федеральным законодателем права детей-сирот на немедленное получение жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет или наступления иных, предусмотренных законом оснований.
При таких обстоятельствах суд считает, что пункт 2 Порядка противоречит положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного жилищного фонда Магаданской области в целях своевременного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Кроме того, с учетом положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и пункта "а" части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, отсутствие в оспариваемом пункте Порядка срока формирования специализированного жилищного фонда предоставляет органу местного самоуправления, осуществляющему управление специализированным жилищным фондом, необоснованную широту дискреционных полномочий и свидетельствует о наличии в пункте 2 Порядка коррупциогенного фактора.
Аналогичный коррупциогенный фактор содержится и в пункте 7 Порядка, в котором не установлены конкретные сроки для направления заявителю письменных уведомлений о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Изложенное позволяет прийти к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора, в связи с чем оспариваемые пункты 2 и 7 Порядка подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу ввиду их несоответствия положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", пункту "а" части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в той мере, в какой в какой отсутствует указание на сроки формирования специализированного жилищного фонда и направления заявителю письменных уведомлений о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы административного ответчика о том, что оспариваемые правовые нормы полностью соответствуют положениям Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 года N 541-ОЗ, судом не принимаются во внимание, поскольку данный региональный закон не определяет порядок организации работы уполномоченных органов по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, не регулирует вопросы в части сроков формирования специализированного жилищного фонда и направления заявителям письменных уведомлений, которые названным законом отнесены к компетенции Правительства Магаданской области. В рассматриваемом случае оспариваемые положения проверялись судом на соответствие федеральному законодательству - Федеральному закону от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Федеральному закону от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.
Вопреки доводам административного ответчика и заинтересованного лица оспариваемые положения Порядка нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку затрудняют реализацию детьми-сиротами права на незамедлительное получение жилого помещения в специализированном жилищном фонде.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, - в газете "Магаданская правда".
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Магаданской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи, утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного жилищного фонда.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 7 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи, утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, в той мере, в какой отсутствует указание срока направления заявителям письменных уведомлений о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - областной газете "Магаданская правда".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Магаданский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить срок изготовления решения суда в окончательной форме - 16 июля 2018 года.
Председательствующий |
Л.Н. Баюра |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Магаданского областного суда от 12 июля 2018 г. по делу N 3а-12/2018 О признании недействующими пунктов 2 и 7 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи, в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного жилищного фонда, а также отсутствие срока направления заявителям письменных уведомлений о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения
Текст решения официально опубликован не был