Постановление Правительства Забайкальского края
от 30 декабря 2016 г. N 530
"Об утверждении государственной программы Забайкальского края
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском
крае (2016 - 2020 годы)"
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Забайкальском крае Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить государственную программу Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2016 - 2020 годы)" (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Забайкальского края от 18 февраля 2014 года N 78 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014 - 2020 годы)";
2) постановление Правительства Забайкальского края от 25 мая 2015 года N 238 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 18 февраля 2014 года N 78 "Об утверждении государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014 - 2020 годы)";
3) постановление Правительства Забайкальского края от 01 марта 2016 года N 73 "О внесении изменений в государственную программу Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014 - 2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 18 февраля 2014 года N 78.
Исполняющий обязанности Губернатора Забайкальского края |
Д.В. Кочергин |
Государственная программа Забайкальского края
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2016 - 2020 годы)"
(утв. постановлением Правительства Забайкальского края
от 30 декабря 2016 г. N 530)
Паспорт
государственной программы Забайкальского края
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
в Забайкальском крае (2016 - 2020 годы)"
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство территориального развития Забайкальского края |
Соисполнители Программы |
Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края; органы местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края. |
Подпрограммы Программы |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве"; "Повышение энергетической эффективности в государственном секторе"; |
Цели Программы |
Создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Забайкальском крае. |
Задачи Программы |
1. Создание условий для повышения энергетической эффективности в сфере энергетики. 2. Создание условий для повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры. 3. Создание условий для повышения энергетической эффективности в государственном секторе. 4. Расширение использования в крае возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива. 5. Организация реализации Программы. |
Этапы и сроки реализации Программы |
Программа реализуется в 2016 - 2020 годах в два этапа: 1-й этап - 2016 - 2018 годы, 2-й этап - 2019 - 2020 годы. |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 4 085 224,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 502222,0 тыс. рублей, из них объем внебюджетных ассигнований 502222,0 тыс. рублей; 2017 год - 882 235,0 тыс. рублей; 2018 год - 947 650,0 тыс. рублей; 2019 год - 827 152,0 тыс. рублей; 2020 год - 925 965,0 тыс. рублей; из них по подпрограммам: "Энергосбережение, повышение энергетической эффективности в энергетике, развитие генерации и электрических сетей" - 1 126 953,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 219891,0 тыс. рублей, из них объем внебюджетных ассигнований - 219891,0 тыс. рублей; 2017 год - 225595,0 тыс. рублей; 2018 год - 149350,0 тыс. рублей; 2019 год - 313652,0 тыс. рублей; 2020 год - 218465,0 тыс. рублей; "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве" - 2299540,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 219 240,0 тыс. рублей, из них объем внебюджетных ассигнований - 219 240,0 тыс. рублей; 2017 год - 493300,0 тыс. рублей; 2018 год - 602000,0 тыс. рублей; 2019 год - 398000,0 тыс. рублей; 2020 год - 587000,0 тыс. рублей; "Повышение энергетической эффективности в государственном секторе" - 385500,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 20000,0 тыс. рублей, из них объем внебюджетных ассигнований - 20000,0 тыс. рублей; 2017 год - 121500,0 тыс. рублей; 2018 год - 129000,0 тыс. рублей; 2019 год - 55000,0 тыс. рублей; 2020 год - 55000,0 тыс. рублей. "Расширение использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов" - 222911,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 42911,0 тыс. рублей, из них объем внебюджетных ассигнований - 42911,0 тыс. рублей; 2017 год - 30 000,0 тыс. рублей; 2018 год - 50000,0 тыс. рублей; 2019 год - 50000,0 тыс. рублей; 2020 год - 50000,0 тыс. рублей; "Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" - 50320,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 180,0 тыс. рублей, из них объем внебюджетных ассигнований - 180,0 тыс. рублей; 2017 год - 11840,0 тыс. рублей; 2018 год - 16840,0 тыс. рублей; 2019 год - 10500,0 тыс. рублей; 2020 год - 10500,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации Программы |
К 2020 году ожидается достижение следующих показателей реализации Программы: "Количество созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест за счет реализации мероприятий по виду экономической деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - создание 37 мест; "Увеличение производительности труда за счет реализации мероприятий в области энергосбережения" - рост на 2%; "Энергоемкость валового регионального продукта в фактических условиях" - снижение до 26,9 кг у.т. /тыс. рублей; "Энергоемкость валового регионального продукта в сопоставимых условиях" - снижение до 32 кг у.т. /тыс. рублей; "Отношение расходов на приобретение энергетических ресурсов к объему валового регионального продукта" - снижение до 21,1%; "Доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации" - 100%; "Доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации" - 82%; "Доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации" - 100%; "Доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации" - 100%. |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Забайкальского края
В настоящее время энергосбережение является одной из приоритетных задач в нашей стране, что связано с дефицитом основных энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи, а также с глобальными экологическими проблемами. На данный момент топливно-энергетический комплекс России активно влияет на состояние и перспективы развития экономики, на его долю приходится 26% валового внутреннего продукта (далее - ВВП), около 30% объема промышленного производства, 25% налоговых доходов консолидированного бюджета и 60% валютных поступлений в страну. В то же время экономика России носит энергорасточительный характер. Только прямые потери топливно-энергетических ресурсов достигают 25-30%, потребление энергоресурсов превышает аналогичные показатели индустриально развитых стран в промышленности в 3 раза, в жилищно-коммунальном хозяйстве - в 3,5 раза.
В Забайкальском крае около 35-40% всех потребляемых топливно-энергетических ресурсов расходуется без отдачи, неэффективно. Вследствие этого возрастает себестоимость производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность, увеличиваются ежегодные затраты на поддержание в работоспособном состоянии и развитие топливно-энергетического комплекса, возрастают издержки населения и производственного сектора на потребляемые топливно-энергетические ресурсы, что негативно сказывается на уровне жизни населения края. Энергоемкость ВВП Российской Федерации в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в развитых странах. По уровню производства валового регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения Забайкальский край значительно отстает от среднего показателя по России, Сибирскому федеральному округу, Красноярскому краю, Иркутской, Кемеровской, Томской областям и др.
В таблице N 1 приведены показатели энергоемкости, электроемкости и теплоемкости ВРП Забайкальского края в динамике.
Таблица N 1.
Показатели энергоемкости Забайкальского края
Наименование показателя |
Количественное значение, годы |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 (отчет) |
2016 (оценка) |
|
ВРП Забайкальского края, млн. руб. |
214479,00 |
241708,70 |
259167,50 |
274204,00 |
290433,60 |
Потребление ТЭР, тыс. т у.т. |
7116,00 |
6884,30 |
6649,00 |
6758,40 |
6756,20 |
Энергоемкость ВРП, кг у.т. / тыс. руб. |
33,18 |
28,48 |
25,66 |
24,65 |
23,26 |
Потребление электрической энергии, |
7905,30 |
7972,90 |
7835,30 |
7735,30 |
7795,00 |
млн. кВт*ч | |||||
Электроемкость ВРП, кВт*ч/тыс. руб. |
36,86 |
32,99 |
30,23 |
28,21 |
26,84 |
Потребление тепловой энергии, тыс. Гкал |
6101,40 |
6111,50 |
8597,60 |
8460,90 |
8485,60 |
Теплоемкость ВРП, Гкал/млн. рублей. |
28,45 |
25,28 |
33,17 |
30,86 |
29,22 |
Как видно из таблицы, энергоемкость, электроемкость и теплоемкость ВРП Забайкальского края снижаются. Снижение энергоемкости ВРП является положительной тенденцией, которая в случае роста производства во всех отраслях экономики характеризует применение современных энергосберегающих мероприятий и технологий, однако в Забайкальском крае такое положение является следствием снижения промышленного производства, сокращения численности населения и, соответственно, сокращения энергопотребления.
Анализ функционирования хозяйства края показывает, что основные потери топливно-энергетических ресурсов наблюдаются при транспортировке, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии, воды, при оказании жилищно-коммунальных услуг, ведении регионального хозяйства, в промышленности. В 2011 году суммарные фактические потери электроэнергии составили 13,8%, потери тепловой энергии - 19,9%, потери воды - 10,4%; в 2015 году - 12,6%, 18,3% и 16,3% соответственно.
Отсутствие приборов учета в полном объеме не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов.
Тарифное регулирование, которое применяется в Забайкальском крае, не учитывает всех проблемных аспектов энергоснабжения, так как в тариф на электрическую энергию невозможно включить все необходимые затраты. Во-первых, имеется серьезный сдерживающий фактор - предельные значения тарифов, устанавливаемые на федеральном уровне. Во-вторых, платежеспособность потребителей при значительном росте тарифов опустится ниже возможного уровня.
В случае безучетного потребления тепловой энергии малоэффективная работа устаревших систем отопления и неполное выполнение мероприятий по подготовке объектов к работе в зимний период вынуждают учреждения производить оплату за потребленную тепловую энергию по установленным нормативам потребления, что в действительности превышает реальный уровень потребления на 12-18%. Примерно 22% затрат на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений являются следствием неэффективного использования энергетических ресурсов и неэффективного управления потреблением энергии.
Недостаточно широко применяются энергосберегающие осветительные и другие приборы, что способствует завышению потребления электроэнергии на 5-10%.
Все эти негативные факторы обусловливают объективную необходимость экономии энергоресурсов и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения в крае.
Основной проблемой, решению которой способствует государственная программа Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2016 - 2020 годы)" (далее - Программа), является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Забайкальского края и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Забайкальского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Повышение энергетической и экологической эффективности и энергосбережение являются важнейшими исходными условиями развития Забайкальского края на период до 2020 года.
Таким образом, основные проблемы, предопределяющие низкую энергетическую эффективность в экономике и бытовом секторе на данном этапе социально-экономического развития Забайкальского края, на устранение которых направлена Программа, заключаются в следующем:
высокая энергоемкость экономики Забайкальского края, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня;
высокие удельные затраты энергоресурсов на единицу продукции, приводящие к снижению рентабельности деятельности предприятий;
низкая инвестиционная активность в энергетическом секторе Забайкальского края, в том числе обусловленная отсутствием организационно-правовой базы для притока инвестиций в энергосберегающие проекты;
высокий уровень потерь энергоресурсов при производстве, транспортировке и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов, в том числе и при оказании жилищно-коммунальных услуг и ведении коммунального хозяйства, что создает повышенную финансовую нагрузку на потребителей ресурсов жилищно-коммунального и бюджетного сектора хозяйства и на бюджет края;
несоответствие оснащенности объектов топливно-энергетического комплекса современному научно-техническому уровню, низкий КПД;
недостаточность или отсутствие приборов учета топливно-энергетических ресурсов, что не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов;
недостаточность или отсутствие энергетического обследования по бюджетным учреждениям и отраслям экономики края;
низкий уровень оснащения процессов производства и потребления топлива и энергии средствами учета и автоматического регулирования энергоносителей;
незначительное использование нетрадиционной энергетики;
недостаток финансовых средств на внедрение энергосберегающих технологий, на повсеместную установку приборов учета энергии, воды;
отсутствие материальных стимулов у бюджетных учреждений и энергоснабжающих организаций для внедрения энергосберегающих технологий, повсеместной установки приборов учета энергии.
Снижение энергопотребления позволит обеспечить подключение новых потребителей при минимальных затратах на развитие инфраструктуры. Кроме того, получение единицы энергии за счет наращивания производства требует в среднем в 2-6 раз больше капиталовложений, чем за счет мероприятий по энергосбережению.
Комплексное решение вопросов, связанных с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов на территории Забайкальского края, является одной из приоритетных задач экономического развития социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры и требует взаимодействия между органами исполнительной власти Забайкальского края, органами местного самоуправления и организациями жилищно-коммунального комплекса, направленного на осуществление энергосберегающих мероприятий.
Учитывая социальную и экономическую значимость энергосберегающих мероприятий, Программа позволит решить задачи энергосбережения в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также снизить нагрузку на население и бюджет Забайкальского края по оплате потребленных ресурсов.
Раздел 2. Перечень приоритетов государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности Забайкальского края
Приоритеты в сфере реализации Программы определены в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 04 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р, основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 января 2009 года N 1-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 года N 754 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и признании утратившими силу актов Правительства Российской Федерации", Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года N 586 (далее - Стратегия), и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1622-р.
Основным приоритетом является повышение энергообеспеченности края за счет развития действующих и строительства новых энергообъектов в целях обеспечения реализации инвестиционных проектов и населения доступными энергоресурсами.
С учетом необходимости решения основных проблем в топливно-энергетическом комплексе, обозначенных в аналитических материалах к Стратегии, реализация приоритета предполагает:
расширение существующих и строительство новых генерирующих объектов с целью создания и поддержания резервов мощности, покрытия прироста энергопотребления, а также замещения мощностей электростанций, выработавших ресурс;
поэтапную замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования электростанций на новое оборудование, отвечающее мировым требованиям эффективности и надежности;
обеспечение возможности технологического присоединения новых потребителей электроэнергии к электрическим сетям;
техническое перевооружение и реконструкция объектов электросетевого комплекса с целью обеспечения надежности электроснабжения.
Раздел 3. Описание целей и задач Программы
Основной целью Программы является создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Забайкальском крае.
Для достижения цели Программы планируется решение следующих задач:
создание условий для повышения энергетической эффективности в сфере энергетики;
создание условий для повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры;
создание условий для повышения энергетической эффективности в государственном секторе;
расширение использования в крае возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива;
организация реализации Программы.
Раздел 4. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы 2016 - 2020 годы.
Программа будет реализовываться в два этапа:
1-й этап - 2016 - 2018 годы,
2-й этап - 2018 - 2020 годы.
На первом этапе планируется завершить все начатые, но не законченные в полном объеме к настоящему времени работы организационного характера, касающиеся как установки приборов учета, так и создания необходимого правового регулирования для развития энергосбережения.
Одновременно планируется реализовать часть мер технического и технологического характера.
На втором этапе планируется активизировать реализацию технических и технологических мероприятий с учетом результатов проведенных исследований и полученной благодаря мерам по энергосбережению на первом этапе реализации Программы экономией.
Раздел 5. Перечень основных мероприятий Программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов
Перечень мероприятий представлен в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
Механизм реализации Программы представлен в приложении N 2 "Механизм реализации программы" к Программе.
Раздел 6. Перечень показателей конечных результатов Программы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации Программы
Перечень показателей конечных результатов Программы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации Программы представлены в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
Раздел 7. Информация о финансовом обеспечении Программы за счет средств бюджета Забайкальского края
Информация о финансовом обеспечении Программы приведена в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
В Программу включен ряд мероприятий без указания источника финансирования, ресурсного обеспечения. Необходимость включения данных мероприятий в Программу обусловлена тем, что только благодаря их реализации будет возможно достижение целей и задач, поставленных Программой. Мероприятия без ресурсного обеспечения, включенные в Программу, могут быть реализованы в последующие годы в случае, например, включения их в федеральные проекты либо определения в качестве источника финансирования внебюджетных средств, средств краевого либо местных бюджетов.
Раздел 8. Описание рисков реализации Программы и способов их минимизации
При реализации Программы необходимо принимать во внимание возможность возникновения рисков, представленных в таблице N 2.
Таблица N 2
Возможные риски при реализации Программы и способы их минимизации
Риск |
Последствия наступления |
Способы минимизации |
1. Внешние риски | ||
1.1. Изменение федерального законодательства в сфере энергосбережения, тарифного регулирования, бюджетного финансирования |
Ухудшение возможностей реализации мероприятий программы |
Мониторинг изменений, своевременное принятие мер, в том числе внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты Забайкальского края |
1.2. Неблагоприятная экономическая конъюнктура, ухудшение финансового положения организаций |
Снижение объемов ресурсов, направляемых на энергосбережение, по сравнению с запланированным уровнем |
Повышение прозрачности взаимодействия с организациями негосударственного сектора: расширение использования договорных отношений, мониторинг состояния дел с реализацией мероприятий |
1.3. Низкая активность реализации мероприятий по энергосбережению организаций негосударственного сектора, не находящихся в прямом подчинении органов государственной власти края |
Невыполнение предусмотренных мероприятий, недостижение запланированных показателей Программы |
Повышение прозрачности взаимодействия с организациями негосударственного сектора: расширение использования договорных отношений, мониторинг состояния дел с реализацией мероприятий, внедрение механизмов финансового стимулирования при успешной реализации мероприятий (в том числе косвенно - в рамках тарифного регулирования) |
1.4. Пассивность населения в реализации мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде |
Невыполнение предусмотренных мероприятий, недостижение запланированных показателей Программы |
Реализация мер по пропаганде энергосбережения среди населения |
2. Внутренние риски | ||
2.1. Разбалансированность деятельности различных органов исполнительной власти края, участвующих в реализации Программы |
Нескоординированность работы, недостижение запланированных значений показателей, нарушение сроков выполнения мероприятий |
Мониторинг реализации мероприятий Программы органами исполнительной власти, своевременное внесение предложений по корректировке существующих процедур взаимодействия |
2.2. Недостаточный уровень знаний специалистов по вопросам энергосбережения |
Выбор неоптимальных способов и форм реализации государственной Программы, недостижение запланированных значений показателей, нарушение сроков выполнения мероприятий |
Распространение информации об энергосбережении среди специалистов, распространение лучших практик работы в данном направлении |
Раздел 9. Описание подпрограмм Программы
В рамках Программы предполагается реализация следующих подпрограмм:
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике, развитие генерации и электрических сетей";
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве";
"Повышение энергетической эффективности в государственном секторе";
"Расширение использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов";
"Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".
Подпрограмма
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике, развитие генерации и электрических сетей"
Паспорт
подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике, развитие генерации и электрических сетей"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство территориального развития Забайкальского края. |
Соисполнители подпрограммы |
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края; Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края. |
Цели подпрограммы |
Повышение энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры. |
Задачи подпрограммы |
Создание условий для повышения энергетической эффективности в сфере энергетики. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в 2016 - 2020 годах в 2 этапа: 1 этап - 2016 - 2018 годы; 2 этап - 2019 - 2020 годы. |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы составляет 1 126 953,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 219891,0 тыс. рублей, из них объем внебюджетных ассигнований - 219891,0 тыс. рублей; 2017 год - 225595,0 тыс. рублей; 2018 год - 149350,0 тыс. рублей; 2019 год - 313652,0 тыс. рублей; 2020 год - 218465,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы |
Ожидается достижение следующих показателей реализации Программы: "Экономический эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий в объекты энергетики" - 133348,0 тыс. руб. "Энергоемкость промышленного производства для производства 3 видов продукции, работ (услуг), составляющих основную долю потребления энергетических ресурсов на территории Забайкальского края в сфере промышленного производства" - 38,5 кг.у.т/тыс. рублей. |
1. Характеристика текущего состояния коммунальной инфраструктуры, генерации и электрических сетей Забайкальского края
Энергосистема Забайкальского края охватывает территорию Забайкальского края, входит в Объединенную энергосистему Сибири (ОЭС Сибири) и связана с ОЭС Востока линиями напряжением 220 кВ. Суммарная установленная мощность объектов генерации энергосистемы составляет 1583,8 МВт.
В состав энергетического комплекса линии электропередачи 500 кВ протяженностью 384,94 км, работающие на напряжение 220 кВ, линий электропередачи напряжением 220 кВ протяженностью 4 310,85 км, линий электропередачи напряжением 110 кВ протяженностью 4554,72 км; суммарная мощность трансформаторов составляет 110, 220 кВ составляет 7428,8 МВА.
Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов в Забайкальском крае характеризуется ростом снижением тепловых и электрических нагрузок, высокой энергоемкостью бюджетного и промышленного сектора. Снижение потребления тепловых и электрических нагрузок вызвано закрытием промышленных производств на территории Забайкальского края.
Выработка электроэнергии на электростанциях энергосистемы Забайкальского края в 2015 году составила 7224,5 млн. кВт.ч, что на 2,4% ниже, чем в 2014 году.
96% объемов генерации электрической энергии энергосистемы Забайкальского края приходится на 3 электростанции - Харанорскую ГРЭС, Читинскую ТЭЦ-1, Краснокаменскую ТЭЦ. Основные генерирующие электростанции (за исключением Харанорской ГРЭС) введены в эксплуатацию в 60-70-х годах прошлого века, вследствие чего характеризуются высокой степенью износа основного оборудования.
Согласно схеме и программе развития электроэнергетики Забайкальского края на 2017 - 2021 годы, ожидаемый максимальный прирост нагрузки до 2021 года включительно в связи со строительством новых горно-обогатительных комбинатов, жилых микрорайонов составит 1 297 МВт в базовом варианте и 1516 МВт в форсированном варианте. Также имеется ряд проблем, связанных с обеспечением надежности электроснабжения как г. Читы (подстанции "городского кольца"), так и ряда районов Забайкальского края. Схемой и программой развития электроэнергетики Забайкальского края на 2017 - 2021 годы намечены мероприятия по обеспечению надежности потребителей, наиболее значимыми из которых являются:
строительство ТЭЦ-3 на территории городского округа "Город Чита" установленной мощностью 450 мВт;
перевод ВЛ-500 кВ Гусиноозёрская ГРЭС - ПС Петровск-Забайкальская - ПС Чита 500 на номинальное напряжение;
ввод в работу реверсивной вставки постоянного тока на ПС 220 кВ "Могоча", что приведет к объединению ОЭС Сибири и ОЭС Востока и позволит осуществлять переток мощности по энергосистемам в объеме 200 МВт;
строительство ВЛ-220 кВ Маккавеево - Чита 500 с заходами на ПС 220 кВ "Багульник".
Основные технические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в электросетевом хозяйстве направлены на снижение потерь электроэнергии и совершенствование системы коммерческого и технического учета электроэнергии в электрических сетях и у потребителей.
Основными мероприятиями, направленными на энергосбережения в энергетике являются мероприятия:
филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго";
ПАО "ТГК-14";
филиала "Забайкальский" АО "Оборноэнерго".
2. Цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является повышение энергетической эффективности в энергетике и развитие генерации и электрических сетей.
Для достижения цели необходимо решение задачи по созданию условий для повышения энергетической эффективности в сфере энергетики.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы рассчитан на 2016 - 2020 годы в 2 этапа: 1 этап - 2016 - 2018 годы, 2 этап - 2019 - 2020 годы.
4. Перечень основных мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы представлены в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
5. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации
Показатели конечных результатов подпрограммы представлены в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
6. Информация по финансовому обеспечению подпрограммы
Потребность в финансировании мероприятий подпрограммы составляет всего 1 126 953,0 тыс. рублей, в том числе за счет внебюджетных источников - 1 126 953,0 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий подпрограммы по годам и источникам финансирования представлено в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
7. Описание рисков реализации подпрограммы и способов их минимизации
Возможные риски при реализации подпрограммы и способы их минимизации представлены в разделе 8 Программы.
Подпрограмма
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве"
Паспорт
подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство территориального развития Забайкальского края. |
Соисполнители подпрограммы |
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края. |
Цели подпрограммы |
Повышение энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры. |
Задачи подпрограммы |
Создание условий для повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в 2016 - 2020 годах в 2 этапа: 1 этап - 2016 - 2018 годы; 2 этап - 2019 - 2020 годы. |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы составляет 2299540,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 219 240,0 тыс. рублей, из них объем внебюджетных ассигнований - 219 240,0 тыс. рублей; 2017 год - 493300,0 тыс. рублей; 2018 год - 602000,0 тыс. рублей; 2019 год - 398000,0 тыс. рублей; 2020 год - 587000,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы |
Ожидается достижение следующего показателя реализации Программы: "Экономический эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий в объекты ЖКХ" - 159400,0 тыс. руб. |
1. Характеристика текущего состояния коммунальной инфраструктуры, генерации и электрических сетей Забайкальского края
Коммунальная инфраструктура системы теплоснабжения представляет собой сложную систему, включающую в себя источники теплоснабжения (ТЭЦ или котельные), тепловые сети, тепловые пункты, сети теплоснабжения зданий и сооружений, теплопотребляющие приборы, передающие тепловую энергию потребителю.
На многих мелких котельных удельные расходы топлива существенно выше нормативных, а на отдельных котельных достигают уровня 500 кг у. т./Гкал.
На территории Забайкальского края система теплоснабжения представляется как котельными, так и тепловыми электрическими станциями.
Характеристики по котельным и тепловым сетям Забайкальского края за 2015 год представлены в таблице N 3.
Таблица N 3.
Данные по котельным и тепловым сетям Забайкальского края за 2015 год
Показатель |
Единицы измерения |
Величина |
Число котельных, всего |
шт. |
1208 |
Мощность котельных, всего |
Гкал |
5463,4 |
Протяженность тепловых сетей (в двухтрубном исчислении), всего |
км |
2291,3 |
Тепловые сети, нуждающиеся в замене (в двухтрубном исчислении), всего |
км |
681,9 |
Основными предприятиями, осуществляющими теплоснабжение потребителей в Забайкальском крае, являются:
филиал ПАО "ТГК-14" - "Читинская Генерация", обеспечивающий функционирование четырех ТЭЦ: Читинской ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Шерловогорской ТЭЦ, Приаргунской ТЭЦ. Суммарная установленная тепловая мощность станций составляет 1504 Гкал/час;
предприятие АО "ОТЭК", обеспечивающее функционирование Краснокаменской ТЭЦ, тепловая мощность, которой составляет 1169 Гкал/час;
предприятие АО "Интер РАО - Электрогенерация", обеспечивающее функционирование Харанорской ГРЭС, тепловая мощность которой составляет 329,3 Гкал/ч. Станция в основном осуществляет выработку электрической энергии;
предприятия различных форм собственности (ООО, ОАО, МУП) жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края, обеспечивающие функционирование 1208 котельных на твердом топливе установленной мощностью 5463,4 Гкал/час. Самым крупным коммунальным предприятием, обеспечивающим функционирование котельных и тепловых сетей, является ООО "Коммунальник".
Для эффективной работы предприятий ЖКХ на территории Забайкальского края проводится работа по заключению концессионных соглашений с предприятиями ЖКХ, в рамках которых могут предусматриваться показатели энергоэффективности.
Также реализация мероприятий в области энергосбережения могут реализовываться в рамках муниципальных программ в области энергосбережения. Муниципальные программы могут содержать мероприятия по оценке аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях, так как на территории Забайкальского края в жилищно-коммунальном хозяйстве до 70% оборудования котельных, электрических и водопроводных сетей является низкоэффективным и изношенным. Коэффициенты полезного действия (КПД) котельных установок достигают 45-75% при нормативных значениях КПД 85-90%.
Во всех районах и городах Забайкальского края отмечается высокий уровень изношенности тепловых сетей, который не позволяет обеспечить нормальное функционирование систем теплоснабжения потребителей.
Применение малоэффективного вспомогательного оборудования на котельных и ТЭЦ также приводят к значительному перерасходу электрической энергии.
Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.
Для повышения качества коммунальных услуг, повышения экономичности работы основного и вспомогательного оборудования котельных и ТЭЦ, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса с применением энергоэффективных технологий.
Для более эффективного и энергоемкого функционирования предприятий коммунальной инфраструктуры целесообразно реализовывать мероприятия по установлению и регулярной корректировке требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Данной подпрограммой предусмотрено мероприятие по разработке предложений и документов для развития в Забайкальском крае частно-государственного партнерства в сфере коммунального хозяйства. Развитие данной формы управления будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций и, как следствие, заинтересованности в развитии структуры ЖКХ со стороны бизнес-сообщества.
Для повышения энергоэффективности жилищного фонда Забайкальского края критически необходимой целевой установкой является доведение объемов комплексных капитальных ремонтов жилых зданий до уровня 3-4% в год и участие местных бюджетов в финансировании их проведения. При капитальном ремонте жилищного фонда целевой установкой является снижение удельного расхода тепловой энергии на отопление зданий после капитального ремонта не менее чем на 30%.
Все большую значимость приобретает необходимость вовлечения в процесс энергосбережения жителей. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме возлагается на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом на собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Существенную положительную роль в вопросе повышения энергоэффективности жилищного фонда должна сыграть энергетическая паспортизация.
К основным проблемным вопросам в сфере жилищного фонда Забайкальского края относятся:
оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электрической, тепловой энергии, холодной и горячей воды;
увеличение потерь электрической энергии во внутридомовых сетях.
Приоритетными мероприятиями энергосбережения в жилищном фонде являются:
проведение энергетического обследования жилых домов;
установка узлов учета и регулирования потребления топливно-энергетических ресурсов;
модернизация индивидуальных тепловых пунктов с применением современных энергосберегающих технологий;
улучшение теплотехнических характеристик жилых домов;
внедрение систем автоматического управления внутриподъездного освещения и применение энергосберегающих ламп.
Цель реализации мероприятий - сокращение эксплуатационных затрат в системах транспортировки теплоносителя, улучшение качества предоставляемых услуг, сокращение бюджетных расходов.
Еще одним направлением, повышающим показатели энергоэффективности, является замена и установка энергосберегающего уличного осветительного оборудования.
Замена существующего уличного осветительного оборудования на энергосберегающее приведет:
к снижению потребления электрической энергии, что позволит снизить нагрузку на бюджет муниципального образования по оплате на электроснабжение уличного освещения;
обеспечению максимально возможного времени работы светильников, посредством повышения периодичности смены светильников, что приведет к снижению расходов на содержание и обслуживание;
обеспечению экологического эффекта от утилизации светильников уличного освещения.
2. Цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является повышение энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры.
Для достижения цели необходимо решение задачи по созданию условий для повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы рассчитан на 2016 - 2020 годы в 2 этапа: 1 этап - 2016 - 2018 годы; 2 этап - 2019 - 2020 годы.
4. Перечень основных мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы представлены в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
5. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации
Показатели конечных результатов подпрограммы представлены в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
6. Информация по финансовому обеспечению подпрограммы
Всего потребность в финансировании подпрограммы составляет 2299540,0 тыс. рублей, в т. ч. по источникам финансирования:
краевой бюджет - 612300,0 тыс. рублей;
местные бюджеты - 90000,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 1597240,0 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий подпрограммы по годам и источникам финансирования представлено в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
7. Описание рисков реализации подпрограммы и способов их минимизации
Возможные риски при реализации подпрограммы и способы их минимизации представлены в разделе 8 Программы.
Подпрограмма
"Повышение энергетической эффективности в государственном секторе"
Паспорт
подпрограммы "Повышение энергетической эффективности
в государственном секторе"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство территориального развития Забайкальского края. |
Соисполнители подпрограммы |
Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края; органы местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края. |
Цели подпрограммы |
Повышение энергетической эффективности на предприятиях в государственном секторе. |
Задачи подпрограммы |
Создание условий для повышения энергетической эффективности в государственном секторе. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в 2016 - 2020 годах в 2 этапа: 1 этап - 2016 - 2018 годы, 2 этап - 2019 - 2020 годы. |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Всего на реализацию мероприятия запланировано 385500,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 20000,0 тыс. рублей, из них объем внебюджетных ассигнований - 20000,0 тыс. рублей; 2017 год - 121500,0 тыс. рублей; 2018 год - 129000,0 тыс. рублей; 2019 год - 55000,0 тыс. рублей; 2020 год - 55000,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы |
Ожидается достижение следующих показателей реализации Программы: "Доля государственных объектов, выполняющих энергосберегающие мероприятия" - 100% "Удельный расход электрической энергии на снабжение органов государственной власти Забайкальского края и государственных учреждений Забайкальского края (в расчете на 1 кв. метр общей площади)" - 107,2 кВтч/кв. м; "Удельный расход тепловой энергии на снабжение органов государственной власти Забайкальского края и государственных учреждений Забайкальского края (в расчете на 1 кв. метр общей площади)" - 0,1 Гкал/кв. м; "Удельный расход холодной воды на снабжение органов государственной власти Забайкальского края и государственных учреждений Забайкальского края (в расчете на 1 человека)" - 3,8 куб. м / чел; "Удельный расход горячей воды на снабжение органов государственной власти Забайкальского края и государственных учреждений Забайкальского края (в расчете на 1 человека)" - 4,6 куб. м./чел. |
1. Характеристика текущего состояния энергетической эффективности в государственном секторе Забайкальского края
В Забайкальском крае действуют учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, социального обеспечения, физической культуры, спорта и отдыха, административные учреждения (научно-исследовательские и проектные организации, общественные организации, органы государственной власти, налоговые органы и т.д.) (далее - бюджетные организации).
В связи с высоким уровнем энергоемкости бюджетных организаций возникают следующие проблемные вопросы:
рост затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов;
снижение эффективности бюджетных расходов, вызванное ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на государственное и муниципальное управление;
снижение качества выполняемых услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 января 2010 года бюджетные организации обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема, фактически потребленного им в 2009 году, каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
Поэтому одной из приоритетных задач является проведение в бюджетных организациях мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергоресурсов.
Необходимым шагом для реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетных организациях является проведение энергетического обследования, паспортизации объектов бюджетных организаций и (или) ведение энергетикой декларации.
В целях снижения энергопотребления необходимо реализовывать следующие основные мероприятия:
установление бюджетным организациям заданий по снижению энергоемкости;
создание финансовых стимулов для экономии энергетических ресурсов бюджетными организациями (включение показателей в государственные задания, учет при внедрении эффективных контрактов;
разработка типовой документации и методических разъяснений для заключения в интересах бюджетных организаций энергосервисных контрактов и их распространение среди руководителей бюджетных организаций.
Весьма важным направлением в бюджетной сфере является привлечение частных инвестиций в решение вопросов энергосбережения. В подпрограмме предусмотрены мероприятия по созданию условий формирования энергосервисной инфраструктуры и возможности заключения бюджетными организациями энергосервисных контрактов, по которым расчет за выполнение работы будет осуществляться из полученной экономии по оплате коммунальных услуг.
2. Цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является повышение энергетической эффективности в бюджетных учреждениях и в государственном секторе.
Для достижения цели необходимо решение задачи по созданию условий для повышения энергетической эффективности в государственном секторе.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы рассчитан на 2016 - 2018 годы в 1 этап.
4. Перечень основных мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы представлены в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
5. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации
Показатели конечных результатов подпрограммы представлены в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
6. Информация по финансовому обеспечению подпрограммы
Всего потребность в финансировании подпрограммы составляет 385500,0 тыс. рублей, в т. ч. по источникам финансирования:
краевой бюджет - 82000,0 тыс. рублей;
местные бюджеты - 57000,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 246500,0 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий подпрограммы по годам и источникам финансирования представлено в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
7. Описание рисков реализации подпрограммы и способов их минимизации
Возможные риски при реализации подпрограммы и способы их минимизации представлены в разделе 8 Программы.
Подпрограмма
"Расширение использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов"
Паспорт
подпрограммы "Расширение использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство территориального развития Забайкальского края. |
Соисполнители подпрограммы |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края. |
Цели подпрограммы |
Развитие использования возобновляемых источников энергии. |
Задачи подпрограммы |
Расширение использования в крае возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в 2016 - 2017 годах в 1 этап. |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы составляет 222911,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 42911,0 тыс. рублей, из них объем внебюджетных ассигнований - 42911,0 тыс. рублей; 2017 год - 30 000,0 тыс. рублей; 2018 год - 50000,0 тыс. рублей; 2019 год - 50000,0 тыс. рублей; 2020 год - 50000,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы |
Ожидается достижение следующего показателя реализации Программы: "Доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Забайкальского края" - 6,8%; |
1. Характеристика текущего состояния использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов в Забайкальском крае
Возобновляемые источники энергии включают широкий спектр источников энергии и технологий ее преобразования в полезные для человека виды (электричество, тепло и т.п.). Большая часть возобновляемых источников имеет солнечное происхождение. Также используются такие природные явления, как ветер, водные потоки.
Государственной программой Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321, одним из основных направлений развития энергетики определена задача по стимулированию производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии.
Основными мероприятиями по исполнению данной задачи являются:
реализация мероприятий, предусмотренных комплексом мер стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2012 года N 1839-р "Об утверждении комплекса мер стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии";
предоставление из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения;
проведение оценки технического и экономического потенциала использования возобновляемых источников энергии в субъекте Российской Федерации;
реализация мероприятий по поддержке генерации на основе использования возобновляемых источников энергии, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 года N 449 "О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности";
развитие мер государственной поддержки в области использования возобновляемых источников энергии в субъектах Российской Федерации.
Необходимость ускоренного развития возобновляемых источников энергии уже сегодня в Забайкальском крае обусловлена потребностями как в обеспечении электрической энергией населенных пунктов, находящихся вне систем централизованного энергоснабжения, так и в обеспечении районов, не имеющих резервного энергообеспечения.
Наличие данной проблемы ставит под угрозу надежное энергоснабжение населения. В Забайкальском крае 18 населенных пунктов с населением около 5 000 человек не обеспечено централизованным электроснабжением.
Технико-экономические оценки показывают, что именно районы с децентрализованным и автономным энергоснабжением являются наиболее привлекательными для эффективного использования возобновляемых источников энергии.
На сегодняшний день себестоимость выработки электроэнергии дизельными электростанциями достигает 100 руб. за 1 кВт.ч, при этом сложные условия подвоза топлива постоянно ставят под угрозу нормальное электроснабжение. Вся генерация осуществляется с субсидированием коммунальным организациям межтарифной разницы, на что ежегодно бюджет края расходует более 100 млн. рублей, и эти расходы постоянно растут.
Энергетическая система региона такова, что затраты на подключение населенных пунктов, не обеспеченных централизованным электроснабжением, к сетям составят более 3 млрд. рублей, а по некоторым селам подключение к сетям технически невозможно.
Особенностью Забайкальского края является высокая инсоляция (по сравнению со средним значением по Российской Федерации) - продолжительное и достаточно яркое солнечное освещение, что дает возможность использования с высокой степенью эффективности солнечных батарей.
В 2016 - 2017 годах запланирована установка автономной гибридной дизель-солнечной энергоустановки мощностью 400 кВт в с. Менза Красночикойского района. Внедрение установки имеет статус "пилотного" проекта, т. е. предполагает возможность использования финансовых и технических решений в других населенных пунктах Забайкальского края.
Подпрограммой предусматривается внедрение автономных гибридных дизель-солнечных энергоустановок в 6 населенных пунктах в течение 3 лет (с. Шонуй, с. Усть-Каренга, с. Надёжный, с. Семиозёрье, с. Юмурчен). Финансирование осуществляется за счет привлечения средств заемного капитала (внебюджетные источники). При взаимодействии с потенциальным инвестором предполагается возврат инвестиций за счет субсидирования межтарифной разницы при использовании долгосрочного тарифного соглашения.
Перечень населенных пунктов, мощность возобновляемых источников энергии, объемы финансирования приведены в таблице N 4.
Таблица N 4.
Потребность в финансовых средствах для реализации проекта по использованию возобновляемых источников энергии
N п/п |
Наименование населенного пункта |
Капитальные вложения, тыс. рублей |
Бюджетные субсидии в год, тыс. рублей |
Экономия ГСМ в год, тыс. рублей |
2016 год | ||||
1 |
с. Менза |
60174 |
10 434 |
11781 |
2 |
с. Шонуй |
10711 |
2382 |
1337 |
3 |
с. Усть-Каренга |
17656 |
3685 |
2902 |
Итого |
88541 |
16501 |
16020 |
|
2017 год | ||||
4 |
с. Надёжный |
8790 |
1668 |
1724 |
5 |
с. Семиозёрье |
3351 |
1291 |
717 |
6 |
с. Юмурчен |
8790 |
1514 |
1158 |
Итого |
20931 |
4473 |
3599 |
|
Всего |
109472 |
20974 |
19619 |
Другим немаловажным направлением использования возобновляемых источников энергии является установка солнечных электростанций мощностью 5 МВт и более в районах Забайкальского края, не имеющих резервного энергоснабжения. Семь районов Забайкальского края с населением более 20 тысяч человек не обеспечены резервным энергоснабжением. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 года N 449 "О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности" установлены Правила проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (далее - Правила). Согласно Правилам плановый объем установленной мощности генерирующего объекта составляет не менее 5 МВт (гидрогенерации не менее 25 МВт). По объему генерирующей мощности на территории Забайкальского края возможна установка как солнечных электростанций, так и малых гидроэлектростанций.
Реализация таких инвестиционных проектов будет осуществляться на основе соглашений, заключенных между Правительством Забайкальского края и потенциальным инвестором, с привлечением денежных средств из федерального бюджета.
2. Цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является развитие использования возобновляемых источников энергии.
Для достижения цели необходимо решение задачи по расширению использования в крае возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы рассчитан на 2016 - 2020 годы в 2 этапа: 1 этап - 2016 - 2018 годы, 2 этап - 2019 - 2020 годы.
4. Перечень основных мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы представлены в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
5. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации
Показатели конечных результатов подпрограммы представлены в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
6. Информация по финансовому обеспечению подпрограммы
Потребность в финансировании мероприятий подпрограммы составляет всего 222911,0 тыс. рублей, в том числе за счет внебюджетных источников - 222911,0 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий подпрограммы по годам и источникам финансирования представлено в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
7. Описание рисков реализации подпрограммы и способов их минимизации
Возможные риски при реализации подпрограммы и способы их минимизации представлены в разделе 8 Программы.
Подпрограмма
"Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности"
Паспорт
подпрограммы "Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство территориального развития Забайкальского края. |
Соисполнители подпрограммы |
Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края; органы местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края. |
Цели подпрограммы |
Повышение информированности населения и организаций в области энергосбережения |
Задачи подпрограммы |
Организация реализации Программы. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в 2016 - 2018 годах в 1 этап. |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы составляет 50320 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 180,0 тыс. рублей, из них объем внебюджетных ассигнований - 180,0 тыс. рублей; 2017 год - 11840,0 тыс. рублей; 2018 год - 16840,0 тыс. рублей; 2019 год - 10500,0 тыс. рублей; 2020 год - 10500,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы |
Ожидается достижение следующих показателей реализации Программы: "Количество проведенных мероприятий, направленных на популяризацию энергосбережения" - 8 ед./год. |
1. Характеристика текущего состояния методического, информационного и кадрового обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Забайкальском крае
В настоящее время в Забайкальском крае поставлена задача снижения энергоемкости в кратчайшие сроки, при этом возникает проблема выбора оптимальной стратегии управления, построенной на основе поиска высокоэффективных технико-экономических решений, оценки энергосберегающего потенциала по исходным данным, полученным в ходе энергетического обследования, и минимального привлечения внешних инвестиций. Наличие указанной проблемы обусловливает необходимость проведения научно-исследовательских работ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, в том числе и прединвестиционной подготовки проектов и мероприятий, повышающих энергоэффективность предприятий.
В связи с этим необходимо проведение организационных мероприятий, к которым относятся:
проведение выставок и семинаров по вопросам энергосбережения;
создание демонстрационных центров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
популяризация энергосбережения;
изготовление проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, проектно-сметной документации;
составление, оформление, анализ топливно-энергетических балансов в крае;
корректировка региональной информационной системы автоматического управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на территории Забайкальского края;
организация работы в государственной информационной системе "Энергоэффективность";
проведение обучающих мероприятий для муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, иных организаций с участием муниципальных образований.
2. Цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является повышение информированности населения и организаций в области энергосбережения.
Для достижения цели необходимо решение задачи по организации реализации Программы.
3. Сроки и этапы реализации
Срок реализации подпрограммы рассчитан на 2016 - 2018 годы в 1 этап.
4. Перечень основных мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы представлены в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
5. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации
Показатели конечных результатов подпрограммы представлены в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
6. Информация по финансовому обеспечению подпрограммы
Потребность в финансировании мероприятий подпрограммы составляет всего 50320,0 тыс. рублей, в том числе за счет:
краевого бюджета - 35000,0 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 15320,0 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий подпрограммы по годам и источникам финансирования представлено в приложении N 1 "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" к Программе.
7. Описание рисков реализации подпрограммы и способов их минимизации
Возможные риски при реализации подпрограммы и способы их минимизации представлены в разделе 8 Программы.
Раздел 10. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Экономический эффект от выполнения всех мероприятий Программы составит 551640,0 тыс. рублей в ценах 2016 года (средний срок окупаемости мероприятий - 7,4 года). Предусматриваемое Программой в 2016 - 2018 годах снижение удельного потребления тепловой и электрической энергии позволит предотвратить выбросы в атмосферу диоксида углерода и вредных веществ в объеме 1900,0 тонн.
Приложение N 1
к государственной программе Забайкальского края
"Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности в Забайкальском крае (2016 - 2020 годы)"
Основные мероприятия,
мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2016 - 2020 г.г.)"
*) для реализации предполагается получение субсидий за счет средств федерального бюджета
**) финансирование планируется осуществлять с привлечением внебюджетных источников, суммы финансирования планируется установить в соглашениях с инвесторами
***) мероприятия, по которым финансирование не указано, реализуются в рамках текущего финансирования органов государственной власти и государственных учреждений
****) мероприятие финансируется в рамках возмещения затрат на приобретение топлива в рамках Закона Забайкальского края от 12.10.2015 N 1232-ЗЗК "О возмещении недополученных доходов и (или) финансовом обеспечении (возмещении) затрат юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением"
Приложение N 2
к государственной программе Забайкальского края
"Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности в Забайкальском крае (2016 - 2020 годы)"
Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает осуществление мер по оказанию государственной поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных в Программе.
Ответственный исполнитель и соисполнители Программы в установленном порядке уточняют перечень финансируемых мероприятий Программы на очередной финансовый год, определяют сроки реализации и объемы финансирования, оценивают возможность достижения целевых индикаторов и показателей.
Ответственный исполнитель Программы:
осуществляет общее руководство и управление реализацией Программы;
координирует деятельность государственных заказчиков Программы;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
составляет организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы;
ежегодно в установленном порядке оформляет бюджетные заявки на выделение ассигнований из краевого бюджета для финансирования мероприятий Программы на очередной финансовый год;
осуществляет контроль за ходом выполнения мероприятий Программы;
осуществляет ведение отчетности о реализации Программы;
ежегодно подготавливает доклады о ходе реализации Программы;
несет ответственность за несвоевременную и некачественную подготовку и реализацию Программы, осуществляет управление ее соисполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
осуществляет организацию мониторинга и оценки эффективности мероприятий Программы, их соответствия запланированным значениям показателей результатов.
При необходимости ответственный исполнитель Программы в установленном порядке вносит предложения о внесении изменений в Программу.
Соисполнители Программы:
разрабатывают и представляют ответственному исполнителю Программы бюджетные заявки на выделение ассигнований из бюджета Забайкальского края для финансирования мероприятий Программы на очередной финансовый год;
получают и распределяют в установленном порядке бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
осуществляют конкретные программные мероприятия, в том числе организуют исполнение государственных контрактов и договоров, обеспечивают эффективность и целевое использование выделяемых финансовых средств, качество и соблюдение сроков реализации программных мероприятий;
вносят при необходимости обоснованные предложения, связанные с корректировкой мероприятий Программы (сроков их реализации, объемов и источников финансирования);
осуществляют закупки на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Забайкальского края, в том числе разрабатывают и согласовывают с ответственным исполнителем Программы необходимые для этого документы;
координируют работу исполнителей мероприятий Программы;
выступают исполнителями мероприятий Программы в части координации работ по их выполнению за счет средств, выделяемых на их текущее финансирование, без дополнительного финансирования по Программе;
инициируют формирование рабочих групп по реализации мероприятий Программы;
обеспечивают разработку проектов правовых актов по вопросам реализации мероприятий Программы в пределах своих полномочий;
проводят мониторинг результатов реализации мероприятий Программы;
формируют и представляют ответственному исполнителю Программы отчеты о реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств;
представляют ответственному исполнителю Программы по его запросу иные сведения, связанные с реализацией программных мероприятий.
Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляют первый заместитель председателя Правительства Забайкальского края и Министерство территориального развития Забайкальского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью программы является создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Забайкальском крае.
Задачи программы:
- создание условий для повышения энергетической эффективности в сфере энергетики, в системах коммунальной инфраструктуры, в государственном секторе;
- расширение использования в крае возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.
Общий объем финансирования мероприятий программы составляет 4 085 224,0 тыс. руб.
Постановление Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2016 г. N 530 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае"
Текст постановления размещен на официальном сайте Правительства Забайкальского края (http://правительство.забайкальскийкрай.рф) 30 декабря 2016 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 января 2016 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 8 мая 2019 г. N 185
Изменения вступают в силу с 14 мая 2019 г.
Постановление Правительства Забайкальского края от 25 сентября 2018 г. N 397
Изменения вступают в силу с 4 октября 2018 г.