Решение Забайкальского краевого суда
от 12 апреля 2016 г. N 3а-43/2016
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре Батуевой А.Б.
с участием:
прокурора прокуратуры Забайкальского края Чадовой Е.А.,
представителя административного истца ОАО "Российские железные дороги" в лице Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД" Казака Е.Г.,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Иващенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД" о признании недействующим пункта 1 приказа региональной службы по тарифам Забайкальского края от 26 ноября 2015 года N 423 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Российский железные дороги" (Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "Российские железные дороги") потребителям на территории Забайкальского края, на 2016 - 2018 гг." в части установления тарифов на тепловую энергию для потребителей Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", поставляемую на территории городского поселения "Карымское", городского поселения "Хилокское", городского поселения "Могочинское", городского поселения "Забайкальское", сельского поселения "Урюмское", взыскании судебных расходов,
установил:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) от 26 ноября 2015 года N 423 утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Российские железные дороги" (Забайкальской дирекцией по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "Российские железные дороги") потребителям на территории Забайкальского края на 2016 - 2018 гг. (далее - Приказ N 423).
Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Азия-Экспресс" от 4 декабря 2015 года N 48/1.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД" посредством представителя по доверенности Казака Е.Г. обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 1 Приказа N 423 в той части, в которой он устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую для потребителей Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению на территории городского поселения "Карымское", городского поселения "Хилокское", городского поселения "Могочинское", городского поселения "Забайкальское" и сельского поселения "Урюмское".
При этом административный истец полагает, что при формировании тарифов на услуги теплоснабжения на 2016 - 2018 годы регулирующим органом - Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, из состава экономически обоснованных затрат исключены расходы на проведение пуско-наладочных работ котельной станции "Карымская" на сумму 7 270 121 рубль и котельной станции "Хилок" на сумму 4 704 562,08 рублей, а также расходы на капитальный ремонт котельной ППВ станции "Забайкальск" на сумму 9 962 764 рубля, котельной ВЧД станции "Могоча" на сумму 18 062 883 рубля, котельной ДПКС станции "Урюм" на сумму 6 807 888 рублей, что противоречит положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" и нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности.
Одновременно в иске заявлены требования о взыскании с административного ответчика судебных расходов в размере 4500 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Казак Е.Г. требования поддержал.
Представитель РСТ Забайкальского края Иващенко И.В. с административным исковым заявлением не согласилась, представив письменные возражения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Забайкальская дирекция по теплоснабжению является структурным подразделением Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Основным направлением деятельности Забайкальской дирекции по теплоснабжению является управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения дирекции, в том числе оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД", а также на договорной основе сторонних потребителей в объемах собственной генерации.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат регулированию.
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 10.2.9 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 N 229, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов в сфере теплоснабжения наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
30 марта 2015 года Забайкальская дирекция по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД" обратилась в регулирующий орган с запросом произвести согласование расходов на капитальный ремонт ряда объектов, в том числе котельной ППВ ст. Забайкальск, котельной ВЧД ст. Могоча, котельной ДПКС ст. Урюм как экономически обоснованных, и включить данные расходы в необходимую валовую выручку при формировании тарифов на 2016 год (т. 1 л.д. 87-90).
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в своем ответе от 9 апреля 2015 года указала регулируемой организации на необходимость представления дополнительных материалов, в том числе приложений N 1-4 к договору от 31 июля 2014 года N КРцдтв-14086, приложений N 3-4 к договору от 2 августа 2013 года N КРцдтв-13093, счета-фактуры на выполнение ремонтных работ по договору от 2 августа 2013 года N КРцдтв-13093, документов, подтверждающих проведение конкурсных процедур при заключении указанных договоров; ремонтной программы на 2013 - 2014 годы; дефектных актов, соответствующих установленным законодательством требованиям. При этом было отмечено, что вопрос о включении расходов на капитальный ремонт будет рассмотрен РСТ Забайкальского края в рамках тарифного регулирования на очередной период регулирования (т. 1 л.д. 91-93).
30 апреля 2015 года в адрес РСТ Забайкальского края от Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению с соблюдением установленных сроков поступила тарифная заявка об установлении тарифов на коммунальные услуги на долгосрочный период регулирования 2016 - 2018 годы с приложением обосновывающих материалов и с предложением метода регулирования - метода индексации тарифов базового периода 2016 года (т. 1 л.д. 41-44).
Специалистами РСТ Забайкальского края проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов, заключение экспертизы по своему содержанию соответствует требованиям пункта 29 Правил регулирования тарифов, тарифы были рассчитаны методом индексации установленных тарифов с применением коэффициентов-дефляторов согласно сценарным условиям, основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельным уровням цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов, разработанным Минэкономразвития Российской Федерации.
На заседании правления тарифного органа 26 ноября 2015 года, проведенного с участием представителей административного истца, в числе прочих вопросов были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Российские железные дороги" (Забайкальской дирекцией по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД") на 2016 - 2018 годы. Замечаний относительно порядка проведения заседания и состава участвующих лиц не поступило.
В этот же день РСТ Забайкальского края на основании вышеприведенного издала оспариваемый приказ N 423, пунктом 1 которого были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Российские железные дороги" (Забайкальской дирекцией по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД") на 2016 - 2018 годы согласно приложению N 1.
В указанном приложении помимо прочего были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для ОАО "Российские железные дороги" (Забайкальская дирекция по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД") в городских поселениях "Карымское", "Хилокское", "Могочинское", "Забайкальское", в сельском поселении "Урюмское" для населения (с учетом НДС), бюджетных и прочих потребителей на период 2016 - 2018 годы с календарной разбивкой по полугодиям.
Приказ РСТ Забайкальского края от 26 ноября 2015 года N 423 официально опубликован в официальном печатном издании Забайкальского края - краевой газете "Азия-Экспресс" N 48/1 от 4 декабря 2015 года.
Нарушений порядка принятия нормативного правового акта не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе, методом индексации.
Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (часть 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении).
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Порядок формирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 4 Закона о водоснабжении).
В целях реализации положений Закона о теплоснабжении в части регулирования деятельности по установлению тарифов в указанной сфере Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 года принято постановление N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при установлении тарифы на тепловую энергию (мощность) с применением метода индексации валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации. В силу пунктов 73, 57, 58 Основ ценообразования в число текущих расходов входят расходы на ремонт основных средств.
Правилами регулирования цен (тарифов) предусмотрен порядок установления тарифов регулирующим органом, согласно которому регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении цен (тарифов), состоящее из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов (пункты 13, 15 Правил).
Перечень обосновывающих материалов приведен в пункте 16 Правил: к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются следующие документы и материалы: копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках); копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату; расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям, в том числе объема поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя согласно заключенным в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" договорам по ценам, определенным соглашением сторон; данные о структуре и ценах, а также о калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки (перевозки) за предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период; расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - методические указания); расчет цен (тарифов); копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (или проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала, и указанием источников финансирования инвестиционной программы; расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, а также на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов (если иное не предусмотрено методом регулирования тарифов); копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение, извещение, документация о проведении торгов, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов); копии договоров об осуществлении регулируемой деятельности (договоры теплоснабжения, и (или) договоры передачи тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры поставки тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры о поддержании резервной тепловой мощности, и (или) договоры о подключении), а в случае заключения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" договоров теплоснабжения и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определяемым соглашением сторон, - копии таких договоров, подтверждающие объемы тепловой энергии и (или) теплоносителя, или перечень таких договоров с указанием сведений о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, дате начала исполнения обязательств по договору, сроке действия договора, об объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору, о виде и параметрах используемого теплоносителя; копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.
Согласно пункту 17 Правил регулирования цен (тарифов) помимо указанных документов и материалов регулируемой организацией могут быть представлены и иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для установления тарифов.
В случае, если в ходе анализа представленных регулируемой организацией предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования (пункт 20 Правил).
Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что регулирующий орган обоснованно утвердил тарифы на тепловую энергию (мощность) для городских поселений "Забайкальское", "Могочинское", сельского поселения "Урюмское" на основе предоставленных регулируемой организацией документов и экспертного заключения, согласно которому тарифы рассчитаны методом индексации.
Оспаривая Приказ N 423, административный истец полагает необоснованным решение регулирующего органа в части исключения из состава экономически обоснованных затрат, подлежащих включению в необходимую валовую выручку, расходов на проведенные пуско-наладочные работы по объектам: котельная станции "Карымская" - в размере 7 270 121 рублей, котельная станции "Хилок" - в размере 4 704 562,08 рублей, а также расходов на проведенный капитальный ремонт котельной ППВ станции "Забайкальск" - в сумме 9 962 764 рублей, котельной ВЧД станции "Могоча" - в сумме 18 062 883 рублей, котельной ДПКС станции "Урюм" - в сумме 6 807 888 рублей.
Согласно объяснениям сторон, свидетеля Казановой Ю.И., материалам дела указанные расходы на капитальный ремонт в состав тарифной заявки, поданной 30 апреля 2015 года, не входили, сведения о расходах на капитальный ремонт по трем вышеуказанным объектам присутствовали в калькуляции затрат, однако надлежащих подтверждающих экономическую обоснованность затрат документов представлено не было. Запрос о включении указанных расходов на проведение капитального ремонта объектов предприятия в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования с приложением обосновывающих материалов Забайкальской дирекцией по тепловодоснабжению в РСТ Забайкальского края был направлен ранее - 30 марта 2015 года.
В ответе на запрос от 9 апреля 2015 года регулирующим органом доведено до сведения регулируемой организации о необходимости предоставления дополнительных материалов, а именно: приложений N 1-4 к договору от 31 июля 2014 года N КРцдтв-14086; приложений N 3-4 к договору от 2 августа 2013 года N КРцдтв-13093, счетов-фактур на выполнение ремонтных работ по договору от 2 августа 2013 года N КРцдтв-13093, документов, подтверждающих проведение конкурсных процедур при заключении указанного договора; ремонтной программы на 2013 - 2014 годы; дефектных актов, соответствующих установленным законодательством требованиям, и указано, что вопрос о включении расходов на капитальный ремонт будет рассмотрен РСТ Забайкальского края в рамках тарифного регулирования на очередной период регулирования при условии предоставления полного пакета документов, подтверждающих понесенные предприятием расходы в указанной части (т. 1 л.д. 91-93).
Согласно пояснениям участвующих в деле лиц, свидетеля Казановой Ю.И. запрашиваемые документы от Забайкальской дирекции по теплоснабжению до момента рассмотрения заявки и утверждения тарифов в регулирующий орган не поступали.
До заседания Правления РСТ Забайкальского края по рассмотрению дел по установлению тарифов на услуги теплоснабжения для Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению предприятие было ознакомлено с произведенными регулирующим органом расчетами, в которые спорные суммы на капитальный ремонт не вошли, но в протоколе к заключению замечаний относительно невключения в необходимую валовую выручку расходов на капитальный ремонт вышеназванных объектов не высказало (т. 1 л.д. 94-97).
Указанные выше обстоятельства представитель административного истца Казак Е.Г. не оспаривает, доказательств обратного суду не представил.
При таком положении суд находит обоснованным и соответствующим действующему законодательству решение РСТ Забайкальского края о невключении расходов на проведенный капитальный ремонт котельной ППВ станции "Забайкальск", котельной ВЧД станции "Могоча", котельной ДПКС станции "Урюм" в необходимую валовую выручку для расчета тарифов на тепловую энергию (мощность). При этом суд полагает, что отсутствующие документы были запрошены регулирующим органом правомерно, поскольку непосредственно подтверждают экономическую обоснованность понесенных расходов (пункты 17, 20 Правил регулирования цен (тарифов)).
Так, к договору на проведение капитального ремонта от 2 августа 2013 года не была приложена дефектная ведомость, к договору на проведение капитального ремонта от 31 июля 2014 года не были приложены ведомость договорной цены, календарный график производства работ, дефектная ведомость, которые являются составной частью договоров и непосредственно содержат сведения об экономической обоснованности произведенных расходов, отсутствовали документы, подтверждающие соблюдение конкурсных процедур при заключении договоров. Представленная в РСТ Забайкальского края дефектная ведомость, датированная 29 октября 2012 года, не являлась приложением к договорам, не содержала сведений об имеющихся дефектах, подлежащих устранению, акты оценки технического состояния зданий отсутствовали.
Фактическое наличие у административного истца указанных документов и представление их в суд не свидетельствуют о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.
Доводы представителя административного истца о том, что сведения о произведенных расходах на капитальный ремонт содержались в калькуляции, составленной регулируемой организацией, в связи с чем РСТ Забайкальского края должна была запросить недостающие документы, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность предоставления сведений, подтверждающих экономическую обоснованность заявленных расходов, возложена на регулируемую организацию.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административный истец не предпринял всех необходимых и зависящих от него мер для рассмотрения регулирующим органом в составе тарифной заявки вопроса о включении в необходимую валовую выручку расходов на капитальный ремонт объектов предприятия. Несогласие с предъявляемыми к ранее представленному пакету документов требованиями в виде самостоятельного обращения, либо при подаче тарифной заявки, либо при согласовании результатов ее рассмотрения, Забайкальской дирекцией по тепловодоснабжению выражено не было, недостающие документы в регулирующий орган своевременно не представлялись.
Кроме того, суд учитывает следующее.
Согласно части 6 статьи 4 Закона о теплоснабжении Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливает (в случаях и в порядке, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения) предельные (минимальные и (или) максимальные) индексы роста цен (тарифов), учитываемые при переходе к государственному регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (при переходе к новому долгосрочному периоду регулирования).
Предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Забайкальского края на 2016 - 2018 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2182-р (средний рост на все виды коммунальных услуг - 0% на первое полугодие 2016 года, 4,2% на второе полугодие 2016 года), Постановлением Губернатора Забайкальского края от 27 ноября 2015 года N 109 (средний рост на все виды коммунальных услуг отдельно по каждому городскому, сельскому поселению - в первом полугодии 0%, во втором полугодии - в среднем 4,2% с отклонением в 2,2%).
Согласно представленным РСТ Забайкальского края расчетам и пояснениям в судебном заседании, тарифы на коммунальные услуги в Забайкальском крае установлены с учетом предельных (максимальных) индексов роста тарифов в сфере теплоснабжения, рассчитанных в среднем по Забайкальскому краю (4,2% во втором полугодии 2016 года). В связи с этим, включение затрат на проведение капитального ремонта объектов предприятия в необходимую валовую выручку при формировании тарифов на 2016 год приведет к изменению размера выпадающих расходов предприятия в сторону увеличения на соответствующую сумму, при этом тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей останутся на уровне, утвержденном Приказом N 423.
При таком положении оснований для признания утвержденных тарифов для потребителей незаконными по мотиву невключения в расчет расходов на капитальный ремонт объектов предприятия не имеется. Вопросы, касающиеся определения экономически обоснованных тарифов и размера выпадающих доходов предприятия, выходят за пределы настоящего дела.
Что касается отказа РСТ Забайкальского края во включении в необходимую валовую выручку затрат предприятия на проведение пуско-наладочных работ котельных на станциях "Хилок" и "Карымская" по мотиву отсутствия инвестиционной программы, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 48, 49 Основ ценообразования расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), определяются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и включают в себя расходы на капитальные вложения (инвестиции) и не превышают 7% суммы включаемых в необходимую валовую выручку расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, и внереализационных расходов. Расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о теплоснабжении инвестиционная программа представляет собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении, подпункту 10.3.13 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края к полномочиям службы относится утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Разработка и утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, предусмотрены и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ N 1075 от 22 октября 2012 года.
Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 410. Согласно пункту 15 данных правил в объем средств, необходимых для реализации мероприятий инвестиционной программы, включаются все расходы, связанные с проведением мероприятий инвестиционной программы, в том числе расходы на пуско-наладочные работы.
По смыслу части 8 статьи 10 Закона о теплоснабжении решение об установлении для теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций тарифов на уровне выше установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельного максимального уровня в связи с необходимостью возмещения инвестиционных затрат допускается только при наличии инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, утвержденных в порядке, установленном правилами утверждения и согласования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Указанное решение принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) самостоятельно и не требует согласования с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Из материалов дела следует, что ОАО "Российский железные дороги" (Забайкальская дирекция по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "Российские железные дороги") после введения в действие всех указанных выше нормативных правовых актов заключило договоры N 2014/223, N 2014/224 от 30 октября 2014 года на проведение пуско-наладочных работ на инвестиционных объектах - котельной "Буран" станции "Хилок" и котельной "Буран" станции "Карымская". Инвестиционная программа в отношении указанных мероприятий не разрабатывалась и не утверждалась. В связи с реализацией своих обязательств в рамках заключенных договоров в декабре 2014 года регулируемая организация понесла расходы на суммы 7 270 121 рублей по котельной на станции "Карымская" и 4 704 562, 08 по котельной на станции "Хилок".
Сведения о расходах, понесенных в связи с проведением пуско-наладочных работ, были включены регулируемой организацией в состав тарифной заявки на 2016 - 2018 годы в числе эксплуатационных расходов.
На основе имеющихся в деле материалов суд приходит к выводу о том, что решение РСТ Забайкальского края об отнесении расходов на пуско-наладочные работы котельных на станциях "Хилок" и "Карымская" к числу инвестиционных затрат принято правомерно. Регулирующий орган правомочен принимать решение об отнесении расходов регулируемых организаций к тому или иному их виду при наличии должных к тому оснований. Как следует из объяснений представителя РСТ Забайкальского края и свидетеля Казановой Ю.И., из представленных регулируемой организацией документов усматривалось, что котельная "Буран" станции "Хилок" и котельная "Буран" станции "Карымская" являются инвестиционными объектами, а, значит, расходы на пуско-наладочные работы относятся к числу инвестиционных, что в полной мере соответствует приведенным выше положениям законодательства.
Утверждение представителя административного истца о том, что отнесение котельных к инвестиционным объектам связано с внутренней деятельностью предприятия и не свидетельствует о характере произведенных работ, не может быть принято во внимание. Доказательств того, что договоры на проведение пуско-наладочных работ содержат ошибочные сведения, административным истцом не представлено.
Таким образом, требование РСТ Забайкальского края о представлении в целях экономического обоснования расходов на пуско-наладочные работы соответствующих инвестиционных программ соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, поскольку, как указывалось выше, в ходе рассмотрения дела было установлено, что тарифы в сфере теплоснабжения были установлены с учетом предельных индексов роста цен (тарифов) на коммунальные услуги в Забайкальском крае, их повышение в связи с необходимостью возмещения инвестиционных затрат возможно только в случае разработки и утверждения соответствующей инвестиционной программы, которая у предприятия отсутствовала.
При таком положении, суд не находит оснований для признания недействующим пункта 1 приказа региональной службы по тарифам Забайкальского края от 26 ноября 2015 года N 423 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Российский железные дороги" (Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "Российские железные дороги") потребителям на территории Забайкальского края, на 2016 - 2018 гг." в части установления тарифов на тепловую энергию для потребителей Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", поставляемой на территории городского поселения "Карымское", городского поселения "Хилокское", городского поселения "Могочинское", городского поселения "Забайкальское", сельского поселения "Урюмское". В связи с этим требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) |
Т.И. Васильева |
Решение в окончательной форме изготовлено 18.04.2016.
Решение в законную силу не вступило.
Подлинник решения подшит в материалах административного дела N 3а-43/2016, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Забайкальского краевого суда от 12 апреля 2016 г. N 3а-43/2016 О признании недействующим пункта 1 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26.11.2015 N 423 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Российские железные дороги" (Забайкальской дирекцией по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "Российские железные дороги") потребителям на территории Забайкальского края, на 2016 - 2018 годы"
Текст решения официально опубликован не был