Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 года N 2723-р, утверждающего план мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года; межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2016 - 2017 годы, утвержденный заместителем Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец 27 июня 2016 г. N 4491 п-П8; межведомственного комплексного плана мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2020 годы, утвержденный заместителем Министра образования и науки РФ В.Ш. Кагановым совместно с заместителем Министра труда и социальной защиты РФ Г.Г. Лекаревым 1 февраля 2016 г.; межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016 - 2018 годы, утвержденный заместителем Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец 23 мая 2016 г. N 3467 п-П8, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую "дорожную карту" реализации мероприятий межведомственных планов по вопросу образования детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Забайкальском крае на период до 2020 года (далее - Дорожная карта).
2. Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обеспечить реализацию мероприятий Дорожной карты.
3. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству здравоохранения Забайкальского края, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края обеспечить реализацию мероприятий Дорожной карты.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра, начальника Управления общего образования и воспитания, Н.М. Шибанову.
Министр образования, науки и молодежной политики |
А.А. Томских |
"Дорожная карта"
реализации мероприятий межведомственных планов по вопросу образования детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Забайкальского крае на период до 2020 года
(утв. приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 28 февраля 2017 г. N 137)
Раздел I. Реализация Концепции развития ранней помощи в Забайкальском крае на период до 2020 года
1. Основные направления
Реализация мероприятий, направленных на развитие системы ранней помощи, в том числе детям раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью включает в себя:
совершенствование межведомственного взаимодействия и региональной нормативно-правовой базы в сфере оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью;
подготовку кадров к работе с детьми раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью;
совершенствование деятельности организаций, оказывающих услуги ранней помощи, в том числе детям раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью.
2. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, направленных на развитие системы ранней помощи, в том числе детям раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью предусматривает:
наличие региональной нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное межведомственное взаимодействие и качественное оказание услуг ранней помощи, в том числе детям с ОВЗ и инвалидностью;
наличие региональной системы сопровождения, направленной на комплексное психолого-медико-педагогической сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
наличие подготовленных кадров, работающих с детьми раннего возраста, в том числе с детьми с ОВЗ и инвалидностью;
наличие условий для оказания услуг ранней помощи, в том числе детям с ОВЗ и инвалидностью;
наличие региональной межведомственной системы информирования всех участников системы ранней помощи детям раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью.
3. Основные количественные характеристики системы развития ранней помощи
N |
Показатели |
Ед. измерения |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Численность детей раннего возраста, получающих услуги ранней помощи |
Чел. |
1020 |
1020 |
1050 |
1080 |
1110 |
2. |
Численность детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью, получающих услуги ранней помощи |
Чел. |
970 |
970 |
980 |
990 |
1000 |
3. |
Доля специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по работе с детьми раннего возраста, в том числе с детьми с ОВЗ и инвалидностью |
% |
40 |
40 |
60 |
80 |
100 |
4. |
Число консультативных пунктов по оказанию методической помощи специалистам системы ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью |
Ед. |
9 |
9 |
10 |
11 |
12 |
4. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг ранней помощи
N |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Совершенствование межведомственного взаимодействия и региональной нормативно-правовой базы в сфере оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью | ||||
1.1. |
Разработка и принятие нормативных документов, регламентирующих вопросы реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г., оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. |
2017 г. |
Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края (далее - Минобразования Забайкальского края), Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
Наличие региональных нормативных актов, регламентирующих вопросы реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г. |
1.2. |
Согласование функциональных направлений межведомственного взаимодействия в сфере оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. |
2017 г. |
Минобразования Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
Заключение межведомственных соглашений, формирование регламентов межведомственного взаимодействия. |
1.3. |
Разработка региональной модели межведомственного взаимодействия в сфере оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, службы ранней помощи. |
2017 г. |
Минобразования Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
Наличие региональной модели межведомственного взаимодействия в сфере оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, службы ранней помощи. |
1.4. |
Подготовка информационно-методических писем по вопросам организации работы и предоставления услуг в сфере оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. |
2017 г. |
Минобразования Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
Информирование руководителей и педагогов образовательных организаций по вопросам организации работы и предоставления услуг в сфере оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. |
1.5. |
Подготовка инструктивно-методических материалов по организации и совершенствованию взаимодействия между учреждениями дошкольного образования, социально-реабилитационными центрами, ППМС-центрами, медицинскими организациями по вопросам оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. |
2017 г. |
Минобразования Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края" (далее - ГУ ДПО ИРО Забайкальского края), ГУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "ДАР" Забайкальского края" (далее - ГУ ЦППМСП "ДАР") |
Информирование руководителей и специалистов системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения по вопросам оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. |
1.6. |
Создание информационной региональной базы детей, включенных в программу ранней помощи. |
2017 г. |
Минобразования Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
Наличие информационной региональной базы детей, включенных в программу ранней помощи. |
1.7. |
Организация ведомственных мониторингов по вопросам организации работы и предоставления услуг в сфере оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. |
ежегодно |
Минобразования Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
Наличие данных региональных мониторингов о состоянии и качестве предоставления услуг в сфере оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. |
1.8. |
Подготовка ежегодного межведомственного аналитического отчета по вопросам организации работы и предоставления услуг в сфере оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. |
ежегодно |
Минобразования Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
Наличие межведомственного аналитического отчета по вопросам организации работы и предоставления услуг в сфере оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, его профессионально-общественное обсуждение. Управленческие решения по вопросам организации работы и предоставления услуг в сфере оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. |
2. Подготовка кадров к работе в сфере оказания услуг ранней помощи | ||||
2.1. |
Анализ кадрового обеспечения региональной системы ранней помощи, в том числе помощи детям раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью. |
2017 г. |
Минобразования Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
Управленческие решения по повышению качества кадрового обеспечения региональной системы ранней помощи, в том числе помощи детям раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью. |
2.2. |
Проведение аналитических, проблемных, проектировочных семинаров-совещаний с руководителями органов местного самоуправления, реализующих полномочия в сфере образования, руководителями учреждений по организации работы и предоставления услуг в сфере оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. |
В течение всего периода |
Минобразования Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
100% охват руководителей органов местного самоуправления, реализующих полномочия в сфере образования, руководителей учреждений по вопросам организации работы и предоставления услуг в сфере оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. |
2.3. |
Разработка и реализация программ (модулей) дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов учреждений дошкольного образования, ППМС-центров, социально-реабилитационных центров, медицинских учреждений по вопросам оказания ранней помощи. |
III квартал 2016 г. |
ГУ ДПО ИРО Забайкальского края |
Повышение квалификации руководителей и специалистов учреждений дошкольного образования, ППМС-центров, социально-реабилитационных центров, медицинских учреждений по вопросам оказания ранней помощи. |
2.4. |
Разработка и проведение серии аналитических, проблемных семинаров, вебинаров для педагогических работников образовательных организаций, специалистов служб комплексного сопровождения по вопросам оказания ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. |
В течение всего периода |
Минобразования Забайкальского края, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края |
100% охват руководителей МОУО, руководителей и специалистов учреждений дошкольного образования, ППМС-центров, социально-реабилитационных центров, медицинских учреждений по вопросам оказания ранней помощи. |
2.5. |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов системы психолого-медико-педагогического сопровождения. |
В течение всего периода |
ГУ ДПО ИРО Забайкальского края |
100% охват специалистов системы психолого-медико-социального сопровождения программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки. |
3. Совершенствование деятельности учреждений оказывающих услуги ранней помощи | ||||
3.1. |
Совершенствование деятельности учреждений по оказанию услуг ранней помощи на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений специального образования, ППМС-центров, социально-реабилитационных центров. |
В течение всего периода |
Минобразования Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ ЦППМСП "ДАР" |
Повышение качества услуг ранней помощи. |
3.2. |
Создание условия для оказания услуг ранней помощи, приобретение специализированного оборудования, создание архитектурной доступности, в том числе по средствам участия в программе "Доступная среда", программах ФЦПРО |
В течение всего периода |
Минобразования Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
Наличие специальных условия для оказания услуг ранней помощи. |
3.3. |
Совершенствование взаимодействия между учреждениями, оказывающими услуги ранней помощи, и детскими дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными школами по вопросам дальнейшего сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательном пространстве |
В течение всего периода |
Минобразования Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ ЦППМСП "ДАР", МОУО, образовательные организации |
Обеспечение преемственности между учреждениями, оказывающими услуги ранней помощи, и детскими дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными школами по вопросам дальнейшего сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательном пространстве |
3.4. |
Оказание методической помощи организациям, оказывающим услуги ранней помощи. |
В течение всего периода |
ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, ГУ ЦППМСП "ДАР", учреждения специального образования |
Повышение качества оказания услуг ранней помощи. |
3.5. |
Создание и функционирование на базе учреждений специального образования, ГУ ЦППМСП "ДАР" консультационных пунктов по оказанию методической помощи специалистам системы ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. |
В течение всего периода |
Учреждения специального образования, ГУ ЦППМСП "ДАР" |
Повышение качества обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. |
3.6. |
Создание регионального информационного ресурса для родителей, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ. |
2017 г. |
Минобразования Забайкальского края, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, ГУ ЦППМСП "ДАР" |
Доступность информации по вопросам развития, обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
3.7. |
Разработка и распространение инструктивно-методических материалов для специалистов службы ранней помощи по вопросам организации психолого-медико-педагогической сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью, членов их семей. |
2017 г. |
Минобразования Забайкальского края, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, ГУ ЦППМСП "ДАР" |
Методическое сопровождение специалистов системы ранней помощи, повышение качества оказываемых услуг. |
3.8. |
Разработка и распространение информационно-просветительских материалов для родителей по вопросам получения услуг сопровождения детей раннего возраста, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью. |
В течение всего периода |
Минобразования Забайкальского края, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, ГУ ЦППМСП "ДАР" |
Информирование родителей о возможности получения услуг ранней помощи. |
3.9. |
Разработка и проведение цикла радио- и телепередач, информационных материалов для региональных средств массовой информации по вопросам ранней помощи детям, в том числе детям с ОВЗ и инвалидностью. |
2017 г. |
Минобразования Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, ГУ ЦППМСП "ДАР", МОУО, образовательные организации |
Активное участие региональных средств массовой информации в съемках и распространении учебно-просветительских фильмов. Широкое информирование населения края о необходимости своевременного выявления и помощи детям раннего возраста с ОВЗ. Формирование толерантного отношения граждан к людям с ОВЗ. |
Раздел II. Развитие инклюзивного дошкольного и общего образования и создание специальных условий для получения детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ качественного образования в Забайкальском крае на период до 2020 года
1. Основные направления
Реализация мероприятий, направленных на развитие системы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста и создания специальных условий для получения данной категорией детей качественного образования включает в себя:
совершенствование региональной нормативно-правовой базы в сфере получения дошкольного и общего образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
подготовку кадров к работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
совершенствование деятельности центральной и территориальных ПМПК, в том числе механизма эффективного взаимодействия с учреждениями МСЭ, медицинскими организациями;
создание специальных условий и совершенствование программно-методического обеспечения образовательной деятельности в организациях дошкольного и общего образования, обучающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
развитие дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе, в сфере физической культуры и спорта.
2. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, направленных на развитие системы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста и создания специальных условий для получения данной категорией детей качественного образования предусматривает:
наличие региональной нормативно-правовой базы, регламентирующей получение доступного качественного дошкольного и общего образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
эффективное межведомственное взаимодействие по вопросам определения образовательного маршрута детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
наличие региональной системы сопровождения, направленной на комплексное психолого-медико-педагогической сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
наличие подготовленных кадров для организации инклюзивного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
создание специальных условий в организациях дошкольного и общего образования, обучающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
соответствие программно-методического обеспечения образовательной деятельности в организациях дошкольного и общего образования, обучающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, требованиям ФГОС дошкольного образования, ФГОС образования детей с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
обеспечение возможности получения детьми-инвалидами образования в дистанционной форме;
наличие в учреждениях общего и дополнительного образования условий для занятия физической культурой для детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
готовность учреждений дополнительного образования к обучению детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
3. Основные количественные характеристики системы инклюзивного образования
N |
Показатели |
Ед. измерения |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Доля численности детей-инвалидов, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций |
% |
7 |
7 |
6,7 |
6,5 |
6,5 |
2. |
Удельный вес численности детей-инвалидов в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций |
% |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
2,0 |
2,1 |
3. |
Численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ, находящихся на семейного образования |
Чел. |
26 |
26 |
27 |
27 |
30 |
4. |
Численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях |
Чел. |
1119 |
1100 |
1050 |
1050 |
1000 |
5. |
Численность детей-инвалидов, обучающихся дистанционно |
Чел. |
71 |
75 |
80 |
85 |
85 |
6. |
Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, от общего количества педагогов дошкольного общего образования |
% |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
7. |
Число базовых учреждений дошкольного образования, обеспечивающих инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Ед. |
3 |
5 |
5 |
6 |
6 |
8. |
Число базовых учреждений общего образования, обеспечивающих инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Ед. |
5 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9. |
Число территориальных ПМПК |
Ед. |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
10. |
Доля общеобразовательных организаций, в которых созданы ПМПк |
% |
20 |
22 |
25 |
25 |
25 |
11. |
Число учреждений дополнительного образования, реализующие образовательные программы детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе |
Ед. |
23 |
23 |
25 |
25 |
27 |
11.1 |
Число учреждений дополнительного образования, реализующие образовательные программы детей-инвалидов и детей с ОВЗ физкультурно-спортивной направленности |
Ед. |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
12. |
Численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ, посещающих организации дополнительного образования детей, из них: |
Чел. |
206 |
206 |
210 |
210 |
210 |
12.1. |
численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ, посещающих организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности |
Чел. |
47 |
47 |
50 |
50 |
50 |
4. Мероприятия по повышению эффективности и качества инклюзивного образования
N |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере получения дошкольного и общего образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ | ||||
1.1. |
Разработка и принятие нормативных документов, регламентирующих вопросы обеспечения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ на образование. |
2017 - 2020 гг. |
Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края (далее - Минобразования) |
Наличие региональных нормативных актов, регламентирующих вопросы обеспечения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ на образование |
1.2. |
Подготовка информационно-методических писем, инструктивно-методических материалов по вопросам инклюзивного обучения и обеспечения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ на образование. |
В течение всего периода |
Минобразования, ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края" (далее - ГУ ДПО ИРО Забайкальского края), ГУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "ДАР" Забайкальского края" (далее - ГУ ЦППМСП "ДАР") |
Информирование руководителей и педагогов образовательных организаций по вопросам инклюзивного обучения и обеспечения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ на образование. |
1.3. |
Подготовка информационно-методических писем, инструктивно-методических материалов по вопросам организации и совершенствования комплексного сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся в условиях инклюзии. |
II квартал 2017 г. |
Минобразования, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, ГУ ЦППМСП "ДАР" |
Информирование руководителей и специалистов системы образования по вопросам организации и совершенствования комплексного сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся в условиях инклюзии. |
1.4. |
Разработка положения о краевой системе психолого-медико-социального сопровождения обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
III квартал 2017 г. |
Минобразования, ГУ ЦППМСП "ДАР" ГУ ДПО ИРО Забайкальского края |
Наличие модели и плана совершенствования краевой системы психолого-медико-социального сопровождения |
1.5. |
Организация ведомственного мониторинга состояния практики инклюзивного обучения и обеспечения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ на образование. |
ежегодно |
Минобразования Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
Наличие данных регионального мониторинга о состоянии практики инклюзивного обучения и обеспечения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ на образование. |
1.6. |
Подготовка ежегодного аналитического отчета по вопросам состояния практики инклюзивного обучения и обеспечения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ на образование. |
ежегодно |
Минобразования Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
Наличие ежегодного аналитического отчета по вопросам состояния практики инклюзивного обучения и обеспечения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ на образование. Управленческие решения по повышению качества инклюзивного обучения и обеспечения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ на образование. |
2. Подготовка кадров к работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью | ||||
2.1. |
Анализ кадрового обеспечения образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам в условиях инклюзивного обучения в учреждениях дошкольного и общего образования и стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для детей-инвалидов. |
Ежегодно, III квартал |
Минобразования, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
Управленческие решения по повышению качества кадрового обеспечения региональной системы образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам в условиях инклюзивного образования. |
2.2. |
Проведение аналитических, проектировочных семинаров-совещаний с руководителями органов местного самоуправления, реализующих полномочия в сфере образования, руководителями учреждений, педагогами дошкольного и общего образования по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам. |
В течение всего периода |
Минобразования, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
100% охват руководителей органов местного самоуправления, реализующих полномочия в сфере образования, руководителей учреждений, педагогов дошкольного и общего образования по вопросам по организации образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам. |
2.3. |
Комплектование служб психолого-медико-социального сопровождения в учреждениях, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, реализующими адаптированные образовательные программы. |
В течение всего периода |
Образовательные организации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - МОУО), Минобразования |
Укомплектованность служб психолого-медико-социального сопровождения в образовательных организациях подготовленными специалистами. |
2.4. |
Реализация программ (модулей) дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования по вопросам образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам, организации инклюзивного образования, внедрения ФГОС дошкольного образования, ФГОС образования детей с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
В течение всего периода, в соответствии с планом курсовой подготовки |
ГУ ДПО ИРО Забайкальского края |
Программы (модули) дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования по вопросам образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам. |
2.5. |
Разработка и проведение серии аналитических, проблемных семинаров, вебинаров для педагогов, руководителей организаций по вопросам образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам, организации инклюзивного образования, внедрения ФГОС дошкольного образования, ФГОС образования детей с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
В течение всего периода |
Минобразования, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, ГУ ЦППМСП "ДАР" |
100% охват руководителей, педагогов образовательных организаций информационно-методическими мероприятиями по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам. |
2.6. |
Функционирование "горячей линии" для руководителей и педагогических работников образовательных организаций по вопросам образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ, по адаптированным общеобразовательным программам, организации инклюзивного образования, внедрения ФГОС дошкольного образования, ФГОС образования детей с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
В течение всего периода |
ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, ГУ ЦППМСП "ДАР" |
Доступность и оперативность консультативно-методической помощи руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций по вопросам образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ по адаптированным общеобразовательным программам. |
2.7. |
Повышение квалификации специалистов системы психолого-медико-педагогического сопровождения, руководящих и педагогических работников по вопросам инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в условиях дошкольного и общего образования. |
В течение всего периода, в соответствии с планом курсовой подготовки |
Минобразования, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края |
Увеличение доли специалистов системы психолого-медико-педагогического сопровождения, руководящих и педагогических работников, программами повышения квалификации до 100%. |
2.8. |
Повышение квалификации специалистов центральной и территориальных ПМПК по использованию новых классификаций и критериев, позволяющих определить основания для подтверждения статуса "обучающийся с ОВЗ" для формирования заключений ПМПК. |
2017 г. |
Минобразования, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края |
100% охват специалистов ПМПК программами повышения квалификации. |
2.9. |
Разработка методических рекомендация по особенностям внедрения профессиональных стандартов педагога-психолога, учителя-дефектолога в учреждениях дошкольного и общего образования. |
2017 г. |
Минобразования, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края |
Подготовка условий для внедрения профессиональных стандартов педагога-психолога, учителя-дефектолога. |
2.10. |
Разработка и проведение серии аналитических, проблемных семинаров, вебинаров по вопросам внедрения профессиональных стандартов педагога-психолога, учителя-дефектолога. |
2017 г. |
Минобразования, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края |
Доступность информации по внедрению профессиональных стандартов педагога-психолога, учителя-дефектолога. |
2.11. |
Апробация и внедрение в пилотном режиме профессионального стандарта учителя-дефектолога. |
По мере утверждения профстандарта |
Минобразования, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края |
Введение профессиональных стандартов педагога-психолога, учителя-дефектолога на базе пилотных образовательных учреждений, повышение качества услуг психолого-медико-социального сопровождения. |
2.12. |
Реализация в штатном режиме профессиональных стандартов педагога-психолога. |
2018 г. |
Минобразования, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края |
Введение профессиональных стандартов педагога-психолога, учителя-дефектолога в штатном режиме, повышение качества услуг психолого-медико-социального сопровождения. |
3. Совершенствование деятельности центральной и территориальных ПМПК, в том числе механизма эффективного взаимодействия с учреждениями МСЭ, медицинскими организациями | ||||
3.1. |
Использование в работе ПМПК методических рекомендаций для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, в том числе, по определению статуса "обучающийся с ОВЗ" и созданию специальных условий для образовательной деятельности. |
В течение всего периода |
ГУ ЦППМСП "ДАР" |
Приведение деятельности ПМПК в соответствие с требованиями методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации. |
3.2. |
Совершенствование нормативной базы для специалистов ПМПК в части определения образовательного маршрута ребенка с ОВЗ и создания специальных образовательных условий. |
2017 г. |
Минобразования, ГУ ЦППМСП "ДАР" |
Использование региональных нормативных актов, регламентирующих деятельность ПМПК в части определения образовательного маршрута ребенка с ОВЗ и создания специальных образовательных условий. |
3.3. |
Подготовка инструктивно-методических материалов по созданию и совершенствованию деятельности территориальных ПМПК, ПМПк учреждений дошкольного и общего образования. |
I квартал 2017 г. |
Минобразования, ГУ ЦППМСП "ДАР" |
Создание условий для развития системы комплексного сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
3.4. |
Создание территориальных ПМПК |
2017 - 2020 гг. |
Минобразования, органы местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее МОУО) |
Функционирование ПМПК в муниципальных районах Забайкальского края в целях организация своевременного обследования детей на ПМПК и определения варианта адаптированной образовательной программы. |
3.5. |
Создание ПМПк в учреждениях дошкольного и общего образования |
В течение всего периода |
Образовательные организации, МОУО, Минобразования |
Функционирование ПМПк в учреждениях дошкольного и общего образования. |
3.6. |
Совершенствование взаимодействия центральной и территориальных ПМПК, ПМПК и ПМПк образовательных организаций. |
2017 г. |
ГУ ЦППМСП "ДАР", МОУО |
Приведение деятельности ПМПК в соответствие требования Министерства образования и науки Российской Федерации, совершенствование процесса реализации рекомендаций ПМПК в условиях образовательных учреждений. |
3.7. |
Разработка ПМПК методических рекомендаций для образовательных организаций по оказанию детям-инвалидам и детям с ОВЗ, психолого-педагогической помощи по организации их обучения и воспитания |
2017 г. |
ГУ ЦППМСП "ДАР" |
Использование в работе методических рекомендаций. |
4. Создание специальных условий и совершенствование программно-методического обеспечения образовательной деятельности в организациях дошкольного и общего образования, обучающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ | ||||
4.1. |
Создание условия для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе приобретение специализированного оборудования, создание архитектурной доступности, в том числе по средствам участия в программе "Доступная среда", программах ФЦПРО |
2016-202 г. |
Минобразования, МОУО, образовательные организации |
Наличие специальных условия для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. |
4.2. |
Совершенствование деятельности учреждений дошкольного и общего образования, обеспечивающих инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ. |
2016 - 2020 г. |
Образовательные организации, МОУО, Минобразования |
Увеличение числа учреждений дошкольного и общего образования, обучающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, повышение качества образования. |
4.3. |
Создание условий и реализация плана введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
2017 г. |
Минобразования, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, МОУО, образовательные организации |
Обеспечение условий к введению ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательных организациях края (кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, организационно-методические) |
4.4. |
Реализация вариативных моделей дистанционного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. |
2017 - 2020 гг. |
Минобразования, МОУО, образовательные организации |
Обеспечение доступности качественного образования для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, обучающихся на дому. |
4.5. |
Совершенствование взаимодействия между учреждениями дошкольного и общего образования по вопросам обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. |
В течение всего периода |
Минобразования, МОУО, образовательные организации |
Обеспечение преемственности между учреждениями дошкольного и общего образования, повышения качества образования детей-инвалидов детей с ОВЗ. |
4.6. |
Оказание методической помощи организациям дошкольного и общего образования в составлении АОП, СИПР для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
В течение всего периода |
ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, ГУ ЦППМСП "ДАР", учреждения специального образования |
Повышение качества обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. |
4.7. |
Создание и обеспечение функционирования на базе учреждений специального образования консультационных пунктов по оказанию методической помощи педагогам дошкольного и общего образования, осуществляющих обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях инклюзии. |
В течение всего периода |
Учреждения специального образования |
Создание базы стажировок и практик для педагогов общеобразовательных организаций, обучающих детей с ОВЗ и инвалидностью. Повышение качества обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. |
4.8. |
Разработка методических рекомендаций по организации воспитательной работы в образовательных учреждениях по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ и для проведения "Уроков доброты". |
IV квартал 2017 г. |
ГУ ДПО ИРО Забайкальского края |
Использование в работе методических рекомендаций. |
4.9. |
Создание регионального информационного ресурса для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ. |
2017 г. |
Минобразования, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, ГУ ЦППМСП "ДАР" |
Доступность информации по вопросам обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
5. Развитие дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе, в сфере физической культуры и спорта | ||||
5.1. |
Распространение методических рекомендаций по разработке адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей-инвалидов и детей с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей. |
2017 г. |
Минобразования, ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, ГОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья |
Разработка адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей-инвалидов и детей с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей |
5.2. |
Разработка и реализация программ дополнительного образования с учётом внедрения требований к адаптации программ дополнительного образования и создания специальных образовательных условий их реализации, в том числе в рамках летнего каникулярного отдыха. |
2017 г. |
ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, учреждения дополнительного образования детей |
Повышение охвата детей-инвалидов и детей с ОВЗ программами дополнительного образования, в том числе в рамках летнего каникулярного отдыха |
5.3. |
Межведомственное взаимодействие в решении задач развития адаптивной физической культуры и спорта для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. |
В течение всего периода |
Минобразования, Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края, МОУО, образовательные организации |
Увеличение охвата детей-инвалидов и детей с ОВЗ, занятых адаптивной физической культурой. |
5.4. |
Анализ деятельности образовательных организаций, ДЮСШ по развитию направлений адаптивной физической культуры и спорта. |
в течение 2017 г. |
Минобразования, Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края, МОУО |
Наличие аналитических материалов, принятие управленческих решений по обеспечению широкого доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к занятиям физической культурой и спортом. |
5.5. |
Расширение сети групп адаптивной физической культуры в ДЮСШ для разных категорий детей-инвалидов и детей с ОВЗ. |
В течение всего периода |
Минобразования, Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края, МОУО |
Увеличение охвата детей-инвалидов и детей с ОВЗ, занятых адаптивной физической культурой. |
5.6. |
Увеличение доли спортивных мероприятий с участием детей-инвалидов и детей с ОВЗ. |
В течение всего периода |
Минобразования, Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края |
Увеличение охвата детей-инвалидов и детей с ОВЗ, занятых адаптивной физической культурой |
Раздел III. Развитие системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ
1. Основные направления
Реализация мероприятий, по развитию системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, включает в себя:
совершенствование региональной нормативной базы в сфере профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ;
организацию повышения квалификации специалистов, занимающихся вопросами профессионального консультирования, организации профориентационной работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ:
информационное и методическое сопровождение организации профессиональной ориентации обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам;
обеспечение организационной деятельности по оказанию эффективной помощи обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам в профессиональном самоопределении.
2. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, направленных на развитие системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ предусматривает:
наличие региональной нормативно-правовой базы, обеспечивающей качественную профессиональную ориентацию детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
эффективное взаимодействие центральной ПМПК, медицинскими организациями, органами исполнительной власти, профессиональными организациями, предприятиями;
своевременное обследование детей на ПМПК, конкретизация рекомендаций по организации профориентационной работы;
межведомственное взаимодействие в организации профориентационной работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ по содействию их трудоустройству;
расширение вариантов получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ на базе образовательных организаций Забайкальского края.
3. Основные количественные характеристики системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ
N |
Показатели |
Ед. измерения |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Численность обучающихся 8 и 10 классов общеобразовательных организаций, прошедших обязательное обследование в ПМПК для конкретизации рекомендаций по проведению государственной итоговой аттестации и организации профориентационной работы |
Чел. |
353 |
380 |
420 |
450 |
500 |
2. |
Доля общеобразовательных организаций, использующих дистанционные технологии при организации и проведении профориентационной работы |
процент |
20 |
22 |
25 |
30 |
35 |
3. |
Доля профессиональных организаций Забайкальского края, вовлеченных в проведение профессиональной ориентации обучающихся, в том числе с ОВЗ |
процент |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
4. |
Доля образовательных организаций, обеспечивших открытость и доступность информации об обучении и профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ |
процент |
47 |
50 |
55 |
70 |
75 |
5. |
Доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших повышение квалификации по организации профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ |
процент |
20 |
40 |
50 |
70 |
80 |
4. Мероприятия по повышению эффективности и качества работы по профессиональной ориентации детей-инвалидов лиц с ОВЗ
N |
Содержание мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки исполнения |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Совершенствование региональной нормативной базы в сфере профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ | ||||
1.1. |
Внесение изменений в Порядок работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Забайкальского края. Дополнение перечня основных направлений деятельности ПМПК пунктом: "обязательное обследование обучающихся с ОВЗ в первом полугодии 8 и 10 классов для конкретизации рекомендаций по проведению государственной итоговой аттестации и организации профориентационной работы" (на основании изменений в приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082). |
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее - Минобразования) |
3 квартал 2016 г. |
Расширение перечня основных направлений деятельности ПМПК. Организация деятельности Центральной психолого-медико-педагогической комиссии в части обследования обучающихся с ОВЗ в первом полугодии 8 и 10 классов для конкретизации рекомендации по проведению государственной итоговой аттестации и организации профориентационной работы. |
1.2. |
Утверждение регламента межведомственного взаимодействия Министерства и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ по содействию их трудоустройству. |
Минобразования, МОУО, образовательные организации высшего профессионального образования (по согласованию), Государственная служба занятости населения Забайкальского края |
3 квартал 2016 г. |
Межведомственное взаимодействие в организации профориентационной работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ по содействию их трудоустройству. |
1.3. |
Обсуждение с Министерством здравоохранения Забайкальского края вопроса создания постоянно действующих или временных пунктов медицинского консультирования |
Минобразования, Министерство здравоохранения Забайкальского края |
2016 - 2017 гг.. |
Создание постоянно действующих или временных пунктов медицинского консультирования или организация профилактических осмотров обучающихся с ОВЗ на предмет профессиональной пригодности. |
2. Организация повышения квалификации специалистов, занимающихся вопросами профессионального консультирования, организации профориентационной работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||
2.1. |
Организация профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов, занимающихся вопросами профессионального консультирования, организации профориентационной работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ. |
Минобразования, ГУ ДПО ИРО, образовательные организации среднего и высшего профессионального образования (по согласованию), Государственная служба занятости населения Забайкальского края |
Ежегодно, начиная с 2017 г. |
Профессиональная переподготовка и (или) повышение квалификации специалистов, занимающихся вопросами профессионального консультирования, организации профориентационной работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ. |
2.2. |
Направление методических рекомендаций по реализации Порядка профориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием дистанционных технологий |
Минобразования, МОУО |
2 квартал 2017 г. |
Организация профориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием дистанционных технологий |
2.3. |
Ознакомление с разработанным Минобрнауки РФ Порядком профориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в общеобразовательных организациях (далее - Порядок). |
Минобразования, МОУО, ГОУ, образовательные организации среднего и высшего профессионального образования (по согласованию) |
2 квартал 2017 г. |
Использование Порядка для организации профориентационной работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ общеобразовательными организациями, организациями среднего и высшего профессионального образования. |
3. Информационное и методическое сопровождение организации профессиональной ориентации обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам | ||||
3.1. |
Информирование о деятельности порталов информационной и методической поддержки инклюзивного среднего и высшего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ |
Минобразования |
Постоянно, начиная с 3 квартала 2016 г. |
Использование информации и методических рекомендаций с порталов в организации инклюзивного среднего и высшего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ |
3.2. |
Создание и обеспечение функционирования на сайтах организаций среднего и высшего профессионального образования Забайкальского края информационных страниц об обучении инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций |
Минобразования, образовательные организации среднего и высшего профессионального образования (по согласованию) |
Постоянно, начиная с 4 квартала 2016 г. |
Открытость и доступность информации об обучении инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций для целевых групп пользователей |
3.3. |
Участие в научных исследованиях в области профориентации и профадаптации по тематическим направлениям: "Разработка и апробация вариативных моделей и технологий профориентационной работы для обучающихся с ОВЗ в инклюзивных школах" "Разработка и научно-методическое обоснование системы профориентационной работы и моделей социализации (сопровождаемого проживания) для обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом". |
Минобразования, МОУО, ГОУ, образовательные организации среднего и высшего профессионального образования (по согласованию) |
В соответствии с запросом Минобрнауки РФ |
Ознакомление с условиями проведения научных исследований. Вовлечение 75% обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в апробацию вариативных моделей и технологий профориентационной работы для обучающихся с ОВЗ в инклюзивных школах (при соответствии требованиям исследований). |
3.4. |
Участие в научных исследованиях в области профориентации и профадаптации по тематическим направлениям: "Разработка и научно-методическое обоснование вариативных моделей системы профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом" "Разработка научно-методического обеспечения профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях многоуровневого образования" "Система работы по профориентации обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях". |
Минобразования, МОУО, ГОУ, образовательные организации среднего и высшего профессионального образования (по согласованию) |
2 квартал 2017 г. |
Ознакомление с условиями проведения научных исследований. Привлечение лиц с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов в апробацию вариативных моделей профориентационной работы для обучающихся с ОВЗ в инклюзивных школах (при соответствии требованиям исследований). |
3.5. |
Разработка методических рекомендаций по профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих инклюзивное образование. |
Минобразования, ГУ ДПО ИРО, ГОУ ЦПМСС "Дар" |
2017 г., 4 квартал |
Использование в работе методических рекомендаций. |
4. Организационная деятельность по оказанию помощи обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам в профессиональном самоопределении | ||||
4.1. |
Расширение сети профессиональных организаций Забайкальского края, обеспечивающих инклюзивное среднее и/или высшее профессиональное образование |
Минобразования, образовательные организации среднего и высшего профессионального образования (по согласованию) |
2017 - 2020 гг. |
Расширение вариантов получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ на базе образовательных организаций Забайкальского края |
4.2. |
Создание регионального ресурсного методического центра по организации профессионального консультирования, профориентационной работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ |
Минобразования, ГУ ДПО ИРО, ГОУ ЦПМСС "Дар" Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения; Государственная служба занятости населения Забайкальского края (по согласованию - привлечение специалистов) |
1 квартал 2017 г. |
Поддержка региональных систем инклюзивного среднего и/или высшее профессиональное образование профессионального образования, обучение педагогических работников по организации профессионального консультирования, профориентационной работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ |
4.3. |
Психологическое сопровождение и профориентация детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся на дому с использованием дистанционных технологий |
ГОУ ЦПМСС "Дар", образовательные организации |
|
Увеличение охвата детей-инвалидов и детей с ОВЗ, охваченных психологическим сопровождением и профориентацией |
Раздел IV. Обеспечение доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Основные направления
Реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включают в себя:
привлечение абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему среднего профессионального образования;
мероприятия по обеспечению предоставления образовательных услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленные на развитие инклюзивного среднего профессионального образования;
мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших среднее профессиональное образование.
2. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий по обеспечению равного доступа к образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в системе среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривает:
совершенствование условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
повышение информационной открытости профессиональных образовательных организаций по вопросам приема и условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
увеличение количества вовлеченных инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему среднего профессионального образования;
создание условий для реализации образовательных программ среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья независимо от места их проживания, в том числе с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
создание и развитие в Забайкальском крае инфраструктуры, обеспечивающей доступность и качество среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
развитие кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций;
социальная адаптация и профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере среднего профессионального образования.
3. Основные количественные характеристики системы инклюзивного среднего профессионального образования
N |
Показатели |
Ед. измерения |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Численность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования |
человек |
112 |
117 |
121 |
121 |
121 |
4. Мероприятия по повышению доступности среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
N |
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки реализации |
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Привлечение абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему среднего профессионального образования | ||||
1.1. |
Организация работы "горячей линии" по вопросам приема в профессиональные образовательные организации |
Минобразования Забайкальского края |
2017 - 2018 годы |
Численность абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования |
1.2. |
Проведение семинаров для педагогических работников и родителей обучающихся - инвалидов (законных представителей ребенка) по вопросам профориентации и получения услуг среднего профессионального образования и профессионального обучения для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Минобразования Забайкальского края, ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края" |
2017 - 2018 годы |
|
1.3. |
Совершенствование межведомственного взаимодействия специалистов органов медико-социальной экспертизы, психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных организаций по подготовке рекомендаций по профессиональной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Минобразования Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края |
2017 - 2018 годы |
Численность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования |
1.4. |
Размещение на официальных сайтах профессиональных образовательных организаций информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в режиме перевода для слабовидящих граждан |
Минобразования Забайкальского края, профессиональные образовательные организации |
2017 год |
Численность абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования |
2. Обеспечение предоставления образовательных услуг среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленное на развитие инклюзивного среднего профессионального образования | ||||
2.1. |
Разработка и реализация адаптированных программ среднего профессионального образования |
Профессиональные образовательные организации |
2016 - 2018 годы |
Удельный вес инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования |
2.2. |
Создание условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий |
Минобразования Забайкальского края, профессиональные образовательные организации |
2016 - 2018 годы |
|
2.3. |
Создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональных систем инклюзивного среднего профессионального образования на базе ГПОУ "Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса" |
Минобразования Забайкальского края, ГПОУ "Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса" |
2017 - 2018 годы |
Удельный вес профессиональных образовательных организаций, в которых обучаются инвалиды по образовательным программам среднего профессионального образования в общей численности профессиональных образовательных организаций |
2.4. |
Организация дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки педагогических работников, включая специалистов, осуществляющих сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам инклюзивного среднего профессионального образования |
Минобразования Забайкальского края, ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края" |
2016 - 2018 годы |
Доля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, завершивших освоение образовательных программ среднего профессионального образования относительно численности принятых на обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
3. Содействие трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших среднее профессиональное образование | ||||
3.1. |
Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Минобразования Забайкальского края, профессиональные образовательные организации |
2017 - 2018 годы |
Доля трудоустроенных и (или) продолживших профессиональное образование выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья от общей численности выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья |
3.2. |
Организация межведомственного взаимодействия и развитие механизмов государственно-частного партнерства при организации трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших среднее профессиональное образование, в том числе на специально оборудованные или квотируемые рабочие места |
Минобразования Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Союз работодателей Забайкальского края |
2016 - 2018 годы |
Численность трудоустроенных выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья из числа завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования |
3.3. |
Мониторинг закрепления на рабочем месте инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших среднее профессиональное образование |
Минобразования Забайкальского края, Союз работодателей Забайкальского края |
2017 - 2018 годы |
Доля трудоустроенных и (или) продолживших профессиональное образование выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья от общей численности выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья |
5. Показатели обеспечения доступности среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
N |
Показатели |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Удельный вес профессиональных образовательных организаций, в которых обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего профессионального образования в общей численности профессиональных образовательных организаций |
процентов |
- |
50 |
57 |
60 |
65 |
70 |
Расширение возможностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении среднего профессионального образования по месту жительства |
2. |
Численность абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования |
человек |
- |
32 |
37 |
41 |
45 |
50 |
Увеличение количества инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, вовлеченных в систему среднего профессионального образования |
3. |
Удельный вес инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования в профессиональных образовательных организациях, от общего числа обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
процентов |
- |
- |
10 |
15 |
20 |
25 |
Обеспечение специальных условий получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
4. |
Численность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования |
человек |
16 |
16 |
18 |
17 |
19 |
25 |
Создание условий в профессиональных образовательных организациях для сохранения контингента из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
5. |
Доля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по очной форме обучения |
процентов |
- |
- |
56 |
62 |
68 |
75 |
Создание условий в профессиональных образовательных организациях для сохранения контингента из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
6. |
Численность трудоустроенных выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья из числа завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования |
человек |
- |
- |
4 |
7 |
10 |
18 |
социальная адаптация и профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования |
7. |
Доля трудоустроенных и (или) продолживших профессиональное образование выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья от общей численности выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья |
процентов |
- |
- |
60 |
41 |
60 |
70 |
социальная адаптация и профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования |
8. |
Доля профессиональных образовательных организаций, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций |
процентов |
- |
- |
24 |
27 |
30 |
35 |
создание условий в профессиональных образовательных организациях для сохранения контингента из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 28 февраля 2017 г. N 137 "Об утверждении "дорожной карты" реализации мероприятий межведомственных планов по вопросу образования детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Забайкальском крае на период до 2020 года"
Текст приказа размещен на официальном сайте Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (http://минобр.забайкальскийкрай.рф) 1 марта 2017 г.
Текст приказа официально опубликован не был