В соответствии с планом работы Забайкальского краевого суда на первое полугодие 2017 года судебной коллегией по гражданским делам подготовлено обобщение судебной практики рассмотрения апелляционной инстанцией дел, связанных с применением расчетов по показаниям общедомовых приборов учета (далее ОДПУ).
Всего за указанный период апелляционной инстанцией рассмотрено 176 дел указанной категории, в том числе по частным жалобам 10 дел; отменено и изменено 61 решение и определение, что составило 35%, наибольшее число из которых принято Борзинским городским судом -15, Ингодинским районным судом г. Читы -10, Оловяннинским районным судом -6, Шилкинским и Могочинским районными судами по 4.
Обобщение судебной практики рассмотрения гражданских дел данной категории показало, что при подготовке дела к судебному разбирательству, суды в основном верно определяют юридические значимые обстоятельства по делам, а также распределяют бремя доказывания, применяют нормы материального права.
Основным мотивом как самостоятельного обращения граждан с такими исками, так и через органы прокуратуры, является несогласие с предъявленными к оплате сумм, начисленных за общедомовые нужды по электроэнергии.
Так, в ходе дачи объяснений лицами, участвующими в деле, а также путем исследования предоставленных ими доказательств и истребования судом дополнительных документов и сведений, устанавливались следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:
- является ли материальный истец потребителем данной коммунальной услуги, собственником (владельцем, пользователем) соответствующего жилого помещения;
- являлись ли ответчики сетевой и ресурсоснабжающей организациями за анализируемый период, т.е. являются ли надлежащими ответчиками;
- дата установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ, наличие соответствующих актов;
- участие при этом представителей сетевой и ресурсоснабжающей организаций, местных администраций, управляющих компаний и ТСЖ, собственников помещений в МКД, надлежащее и заблаговременное извещение их о дате и времени его установки и ввода в эксплуатацию;
- уполномочивались ли участвовавшие при установке и вводе в эксплуатацию ОДПУ представители собственников помещений в МКД на это последними, в т.ч. избирались ли они на общих собраниях собственниками помещений в МКД в совет дома (старшими по дому);
- дата строительства (ввода в эксплуатацию) МКД, проведение в нем капитального ремонта, в т.ч. в части внутридомовых инженерных сетей, прежде всего энергосетей; необходимость реконструкции, капитального ремонта или создания новых внутридомовых инженерных систем; относят ли дома к блокированной застройке;
- производится ли начисление платы за ОДН по электроэнергии, период, за который произведено начисление ОДН по ОДПУ, правильность начисления, допускалось ли доначисление (перерасчет), за прежние периоды времени.
Нормативная база, использование которой необходимо при подготовке и рассмотрению дел указанной категории:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации, в части регулирования вопросов отпуска, потребления, оплаты энергии, в частности параграф 6 части 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ);
- статьи 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ);
- Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, об утверждении "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 об утверждении "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 об утверждении "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Давая более конкретную характеристику нормативным актам, используемым при рассмотрении дел указанной категории, следует отметить следующие основные условия их применения.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 9, 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Нормами Федерального закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома до 01.07.2012 г., сетевые и ресурсоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах и лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, ТСЖ или УК, в которое объединились собственники, предложения по оснащению дома общедомовыми приборами учета (ч. 10). Только с 01.01.2013 г. сетевые и энергоснабжающие организации обязаны осуществить действия по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии в тех многоквартирных домах, собственники помещений в которых до 01.01.2013 г. не выполнили свои обязанности по оснащению домов такими приборами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
В соответствии с п. 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящем разделе порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.
Согласно п. 152 Основных положений, установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке. Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
При этом аб. 11 п. 152 Основных положений предусмотрено, что допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно п. 81 названных Правил ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
По смыслу указанных норм под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки, под допуском прибора учета в эксплуатацию является процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность), которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в том случае, если этот прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические проверки на пригодность к использованию в установленном законодательством порядке.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника электропринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ внутридомовых электрических систем.
Таким образом, указанными нормативными актами, предусматривается участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию потребителя электроэнергии уполномоченное лицо от собственников квартир, если отсутствует избранная форма управления в доме, либо управляющая компания, ТСЖ или УК, уполномоченного на это решением общего собрания об установке и вводе в эксплуатацию этого прибора.
Анализ практики рассмотрения дел указанной категории позволяет выделить две основных группы заявляемых исковых требований:
- о признании незаконной установки и (или) допуска ОДПУ;
- о признании незаконным начисления платы за определенный период, т.е. с момента установки или допуска ОДПУ и на дату вынесения решения суда, на момент установки ОДПУ, соответствующего необходимым требованиям, с перерасчетом либо без такового по среднему тарифу.
Как правило эти требования заявляются в одном иске, поскольку связаны между собой.
В качестве типичного примера неверного применения закона и установления фактических обстоятельств, связанных с признанием незаконной установки и допуска ОДПУ, повлекшего отмену решения апелляционной инстанцией, является следующее дело.
Щ. и другие обратились с иском к АО "Читаэнергосбыт", ПАО "МРСК Сибири" филиал "Читаэнерго" о признании установки общедомового прибора учета по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии незаконным. Решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 27.01.2016 г. исковые требования были удовлетворены.
Удовлетворяя исковые требования о признании незаконными действий ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго", суд исходил из того, что установка общедомового прибора учета электроэнергии была произведена с нарушением требований ФЗ "Об энергосбережении", а, следовательно, и начисление платы за электрическую энергию, начисляемую с учетом показаний общедомового прибора учета, установленного с нарушением предусмотренного законом порядка, неправомерна.
Вместе с тем, судом не было учтено то, что общедомовой прибор учета установлен Борзинским РЭС ОАО "МРСК-Сибири". Изначально приборы учета были установлены для проведения расчетов между АО "Читаэнергосбыт" и ПАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" и не предназначались для учета электроэнергии для общедомовых нужд. Собственникам жилых помещений многоквартирного дома оплата за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета не начислялась до 09.04.2013 г.
Данное обстоятельство подтверждается Актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 20.06.2012 г., составленным между ПО ЮЭС филиала ОАО "МРСК Сибири"- "Читаэнерго" и ИП Г.
Из акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон от 20.06.2012 года, заключенного между ПАО "МРСК-Сибири" - "Читаэнерго" и ИП Г. следует, что обслуживанием домов, расположенных в г. Борзя Забайкальского края, в том числе дома по ул. Чехова 3 "Д" занимался ИП Г.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Борзя, ул. Чехова 3 "Д" оборудован общедомовым прибором учета, который принят в качестве расчетного на основании Акта проверки от 09.04.2013 N 293. При установке прибора учета присутствовал представитель управляющей компании, что подтверждается подписями в акте.
Выводы суда о том, что собственники жилого дома при составлении вышеуказанного акта не присутствовали, на общем собрании собственников жилья решение о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения не принимали, чем была нарушена процедура установки и введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, являются ошибочными.
После вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Исходя из изложенного правового регулирования, при избрании в качестве способа управления управляющей компанией такая организация является непосредственным представителем собственников многоквартирного дома и, в том числе, ответственна за установку и эксплуатацию общедомового прибора учета.
Учитывая, что в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию принимал участие представитель управляющей организации, установленный прибор учета сочтен соответствующим обязательным требованиям государственных стандартов, технической документации, признан пригодным, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о незаконности процедуры допуска общедомового прибора в эксплуатацию.
Действие ИП Г. в качестве управляющей организации в судебном заседании сторонами не оспаривалось, вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что собственники жилого помещения ИП Г. какого-либо поручения на подписание вышеуказанных актов не давали.
С учетом изложенного выше, такие выводы являются неправильными (апелляционное определение 33-579-2017).
В качестве типичного примера неверной оценки судом обстоятельств, связанных с возложением на ресурсоснабжающую организацию обязанности по перерасчету платы за коммунальную услугу "электроснабжение" в соответствии с действующими нормативами, иск прокурора Карымского района Забайкальского края, в интересах Л., Е. к ЦМРО ОАО "Читаэнергосбыт", ОАО "МРСК-Сибири" - филиал "Читаэнергосбыт" о понуждении совершить действия (апелляционное определение N 33-5753-2016).
Судебная коллегия, согласившись с выводами суда первой инстанции о признании незаконной установки коммерческих приборов учета и признании действий ОАО "Читаэнергосбыт" по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии, отменила решение в части обязания ОАО "Читаэнергосбыт" по перерасчету истцам, начисленной платы за ОДН по электроэнергии в период с 16.05.2013 по 14.09.2016 г. (на дату вынесения решения суда) в размере, не превышающем установленного законом норматива потребления.
Основанием для такого вывода является следующее.
Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ, ст. 539 ГК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с данными учета энергии. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения - с момента заключения договора найма, у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Исходя из пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
По смыслу приведенных норм, управляющая организация, выбранная собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления, является непосредственным исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей помещений в таком доме. Несмотря на указанное обстоятельство, собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме, также может быть принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом в период до 30 июня 2015 года внесение оплаты за коммунальные услуги, потребленные при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации, являлось недопустимым, даже в случае принятия соответствующего решения собственниками и нанимателями многоквартирного дома.
Как следует из представленной информации Администрации городского поселения "Курорт-Дарасунское" в период с 01.01.2013 по 15.09.2014 г. управление жилым домом по ул. Верхняя, 10 осуществлялось ООО "ЗабТеплоСервис", с 20.10.2014 года по настоящее время управляющей компанией является ИП С..
Поскольку управление домом осуществлялось и осуществляется управляющей компанией, решение о перерасчете платежей истцам, которые не должны производить платежи непосредственно в энергоснабжающую организацию, является необоснованным и в этой части подлежит отмене.
Таким образом, начислять оплату на расходы за ОДН непосредственно жильцам, энергоснабжающая организация не вправе. Возмещение этих затрат должно осуществляться через управляющие организации, а при нежелании последних идти на заключение договоров на возмещение затрат на ОДН, такие вопросы энергоснабжающая организация должна решать в суде, без обременения граждан дополнительными расходами.
Поскольку истцами заявляются требования, как о признании незаконной установки, так и допуска в эксплуатацию ОДПУ, следует иметь ввиду определенную разницу между этими понятиями.
При рассмотрении требований о признании незаконной установки, необходимо руководствоваться положениями п.п. 5, 9, 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ; Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442. В пункте 150 данного документа приведен порядок действий сетевой организации, объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное или опосредованное присоединение к энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства, которые в соответствии с Законом N 261-ФЗ должны быть оснащены ОПУ. Это значит, что ОПУ в принудительном порядке устанавливает не энергосбытовая компания (гарантирующий поставщик), с которой заключается договор электроснабжения, а энергосетевая организация. Правила являются общими для всех абонентов, без указания каких-либо особенностей для установки ОПУ в МКД.
Как следует из рассмотренных дел, значительное число ОДПУ устанавливались в 2009 - 2010 г.г., т.е. ранее обязательной установки приборов учета, и до 2012 и 2013 годов ОДПУ использовались для осуществления расчетов между сетевой и энергосбытовой организациями.
В связи с этим доводы представителей ответчика ПАО "МРСК - Сибири "Читаэнерго", подтверждающих документально, что данная установка не была связана с расчетными отношениями между потребителями за общедомовые нужды, заслуживают внимания и подлежат оценке при рассмотрении дела.
При рассмотрении таких споров представляется верной позиция судов о признании незаконным допуска в эксплуатацию прибора учета, при наличии к тому оснований, для расчетов за электроэнергию с потребителями, а не в целом.
Допуском ОДПУ в эксплуатацию понимается технически-правовая процедура, в ходе которого проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска (абз. 2 п. 152 Основных положений N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии").
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки (абз. 3 п. 152).
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета (абз. 4 п. 152).
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем (абз. 5 п. 152).
Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (абз. 6, 7, п. 152, п. 153, п. 154).
Судам следует давать оценку законности допуска ОДПУ, при этом определяющим условием признания незаконным его допуска в эксплуатацию, является участие либо неучастие при составлении соответствующего акта уполномоченных лиц.
В связи с этим подписанию акта допуска в эксплуатацию (как правило, такие акты называются актами поверки) представителями энергоснабжающей, сетевой организацией, представителями муниципального образования при отсутствии уполномоченных представителей собственников, необходимо давать соответствующую оценку.
Так, по иску прокурора Оловяннинского района в интересах Д., Г. судебная коллегия оставила в силе решение суда об удовлетворении исковых требований о признании незаконным допуска в эксплуатацию прибора учета электроэнергии и признании незаконными действий АО "Читаэнергосбыт" по начислению оплаты за электроэнергию согласившись с тем, что апеллянт не опроверг вывод суда о том, что акт о вводе в эксплуатацию прибора учета от 12.02.2015 г. не содержит сведений о том, что при его составлении присутствовал представитель управляющей компании, в то время как истцом представлены доказательства о том, что с 2014 года в доме избрана управляющая компания (апелляционное определение от 11.05.2016 N 33-1958-2016).
Следует отметить ряд дел из анализируемой категории, имеющих определенную специфику в связи с тем, что ОДПУ устанавливалось в домах блокированной застройки.
Так по делу по иску прокурора Карымского района Забайкальского края, в интересах Т., П., М., К. к ЦМРО ОАО "Читаэнергосбыт", филиалу ПАО "МРСК Сибири" о признании коммерческих приборов учета потребленной электроэнергии не пригодными для расчета платежей, действий по начислению платы за общедомовые нужды по электроэнергии незаконными и обязании произвести перерасчет начислений платы за ОДН по электроэнергии, судебная коллегия согласилась с выводом суда о незаконности установки и допуска ОДПУ в жилом доме, прежде всего исходя из того, что данный дом является блокированной застройкой (апелляционное определение N 33-5751-2016).
Как следует из имеющейся в деле информации администрации городского поселения "Карымское", жилые многоквартирные дома, расположенные по адресу пгт. Карымское, ул. Верхняя, 134 и 136, являются домами блокированной застройки и не имеют мест общего пользования, и в период с 01.01.2013 года по настоящее время управляющей компании в домах не имеется и не был определен иной способ управления.
По делу по иску прокурора Хилокского района в интересах Е., О. к Трансэнерго филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") Забайкальская дирекция по энергообеспечению, АО "Читаэнергосбыт" о признании незаконными действий по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды, установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: пгт. Могзон, ул. Путейская, д. 16, представляет собой одноэтажное здание, состоящее из 4 квартир с отдельными входами. Из представленной в судебную коллегию технической документации на дом усматривается отсутствие в доме мест общего пользования, что предполагает, что расходы на общедомовые нужды могут состоять только из технологических потерь во внутридомовых сетях. Вместе с тем, из содержания представленных жильцам дома к оплате счетов на ОДН следует, что начисление на ОДН в несколько раз превышает потребление электроэнергии жителями по индивидуальным приборам учета. Данное обстоятельство свидетельствует о подключении к внутридомовым сетям неустановленного потребителя электроэнергии. При таких обстоятельствах с выводами районного суда о невозможности производить расчет по ОДН с жителями дома на основании ОДПУ, судебная коллегия согласилась (апелляционное определение N 33-4725-2016).
Следует отметить еще одну категорию дел, связанную со спецификой рассмотрения споров указанной категории, в связи с установкой (вводом в эксплуатацию) ОДПУ в ветхих домах, требующих капитального ремонта.
Центральным районным судом г. Читы удовлетворен иск Сковородинского транспортного прокурора в интересах А. к ОАО "РЖД" о признании действий незаконными, понуждении к действиям.
Судебная коллегия согласилась с выводом суда с учетом следующих обстоятельств (апелляционное определение N 33-336-2016).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Согласно части 1 статьи 13 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2014 года) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
По смыслу приведенных норм, общедомовые приборы учета потребленной электроэнергии не подлежат установке в ветхих, аварийных объектах, объектах, подлежащих сносу или капитальному ремонту.
Согласно подпункту "а" пункта 2 приказа Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального общего (квартирного) коллективного (общедомового) приборов учета" техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Исходя из пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Исходя из представленного в материалы дела комиссионного акта обследования жилого дома от 23.07.2003 года, из которого следует, что жилой дом деревянный, 2-х этажный, 12-ти квартирный, 1937 года постройки, общей площадью 573 кв. м., рекомендовано осуществить переселение жителей из ветхого жилого дома.
Заключением межведомственной комиссии от 23 июля 2003 года многоквартирный жилой дом N 20 по ул. Красноармейской г. Сковородино признан ветхим, аварийным и непригодным для дальнейшего проживания.
Постановлением правительства Амурской области от 12 апреля 2015 года N 157 утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2017 годах". Исходя из приложения N 1 к указанной региональной адресной программе в перечень аварийных многоквартирных домов включен дом, расположенный по адресу: ул. Красноармейская, д. 20.
Таким образом, на момент установки общедомовых приборов учета в многоквартирном доме N 20 по ул. Красноармейской в г. Сковородино данное здание решением межведомственной комиссии было признано ветхим, аварийным и непригодным для дальнейшего проживания.
При таких условиях районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика по установке общедомовых приборов учета на аварийные электросети являются незаконными, противоречащими действующему законодательству, и удовлетворил заявленные требования.
Одним из вопросов, возникших в ходе рассмотрения указанной категории, является взыскание компенсации морального вреда в пользу истцов в случае удовлетворения заявленных требований.
В анализируемом периоде по делам указанной категории судебной коллегией принимались решения об отказе во взыскании морального вреда в случае установления факта незаконности установки (допуска) в эксплуатацию ОДПУ.
При этом судебная коллегия не соглашалась со взысканием в пользу истца компенсации морального вреда по следующим основаниям.
Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Таким образом, указанный Закон о защите прав потребителей, на основании которого производилось данное взыскание, имеет иной предмет регулирования и не регулирует отношения, связанные с определением размера платы за соответствующую коммунальную услугу.
Потребитель в контексте Закона о защите прав потребителей - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В процессе предъявления требований об оплате коммунальных услуг собственнику жилого помещения, реализуются права и обязанности собственника общего имущества, на которого возложено бремя содержания общего имущества, в том числе и оплаты коммунальных услуг, оказанных на содержание общего имущества, поэтому в данном случае собственник не потребляет коммунальные услуги для личных нужд.
Обязанность потребителя вносить плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, установлена ст. 39 ЖК РФ и пунктом 40 названных выше Правил.
Таким образом, с выводами судов о применении для данных правоотношений положений статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" судебная коллегия не соглашалась.
В кассационном порядке апелляционные определения анализируемой категории судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда не отменялись.
Следует отметить отмену Президиумом Забайкальского краевого суда 7 решений, принятых Балейским городским судом по жалобам на решения мировых судей по искам АО "Читаэнергосбыт" к гражданам о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды.
Решения мировых судей Балейского района об отказе в удовлетворении требований указанных требований были оставлены без изменения апелляционной инстанцией. Исковые требования отклонялись в связи с тем, что установка ОДПУ учета признавалась мировым судом незаконной. Апелляционной инстанцией решения были оставлены без изменения, однако, в нарушение п.п.5,6 ч. 2 ст. 329 ГПК РФ доводам апелляционных жалоб представителя истца не давалось мотивированной оценки, в связи с чем, эти апелляционные определения были отменены в кассационном порядке.
После нового рассмотрения апелляционная инстанция указанные решения мировых судей оставила без изменения в связи с тем, что согласилась с выводами о нарушении порядка установки ОДПУ, по показаниям которых гражданам были предъявлены требования об оплате электроэнергии за общедомовые нужды.
Судебная коллегия по гражданским делам |
|
Судья Михеев С.Н. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обобщение практики рассмотрения судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда в 2016 году и первом квартале 2017 года дел, связанных с применением расчетов по показаниям общедомовых приборов учета
Текст обобщения официально опубликован не был