31 декабря 2018 года истекает срок для безусловного завершения всех работ по специальной оценки условий труда.
Напомним, что с 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест по условиям труда пришла специальная оценка условий труда (СОУТ) - подготовительный этап для более серьезных преобразований в сфере охраны труда. Сегодняшняя система охраны труда направлена на устранение последствий происшествий, чем на их профилактику.
Основой для внедрения новых подходов к управлению охраной труда будут результаты СОУТ, которые также нужны для того, чтобы выявить состояние фактических условий труда на рабочих местах, где присутствуют вредные факторы и по полученным результатам разработать мероприятия по улучшению условий труда. В случае невозможности исключения вредных факторов, обусловленных трудовым процессом, работодатель обязан будет минимизировать их воздействие на организм работников путем предупреждения производственных рисков - разработки адресных мероприятий, исключающих вероятность причинения вреда здоровью работников, в том числе выработать реабилитационные меры для восстановления организма работников, ну и конечно предоставить компенсации за работу во вредных, или опасных условиях труда, необходимость в установлении которых также определяется специальной оценкой условий труда.
Предоставление гарантий, таких как досрочное назначение страховой пенсии также зависит от результатов СОУТ. С 1 января 2014 года право на досрочную пенсию работников, чьи профессии содержатся в Списках на льготную пенсию, возможно только при трудовой деятельности в условиях строго определенных - вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Т.е. нововведения содержат шкалу дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России, дифференцированную таким образом, что чем выше уровень воздействия на здоровье человека вредных и (или) опасных производственных факторов, тем больше и размер уплачиваемых работодателем взносов и, соответственно, наоборот.
В соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426 "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников. Пятилетний период давался работодателям для проведения данной обязательной процедуры для того чтобы снизить нагрузку - как материальную, потому что требуются определенные затраты для проведения специальной оценки, так и организационную - для планового и поэтапного проведения определенных мероприятий по специальной оценке условий труда.
Специальная оценка условий труда предусматривала также переходные положения - если до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ на рабочих местах была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест могла не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Однако, это не означает, что на этих рабочих местах (где была проведена аттестация рабочих мест) не надо проводить специальную оценку условий труда. Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда действуют до окончания срока их действия, но не позднее, чем до 31 декабря 2018 года, т.е. 1 января 2019 года результаты аттестации будут уже не действительны! Поэтому работодатели обязаны провести специальную оценку условий труда до окончания установленного срока!
В случае не проведения специальной оценки условий труда, помимо требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель нарушит требования Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ, который внес изменения в статью 57 Трудового кодекса Российской Федерации, приравняв указание условий труда в трудовом договоре с работником к его зарплате, т.е. сделав обязательным указание условий труда в трудовом договоре (существенным условием в трудовом договоре, которое нельзя в нем прописать, не осуществив СОУТ).
Работодатели, нарушившие трудовое законодательство, могут быть привлечены к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает предупреждение или штраф
для должностных лиц - от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;
для индивидуальных предпринимателей - от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;
для юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
А нарушение работодателем порядка проведения спецоценки или отказ от ее проведения влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
для должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
для индивидуальных предпринимателей - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
для юридических лиц - от 60 тыс. до 80 тыс. рублей (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 г. не в полном объеме, работодателям необходимо обратить особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 426-ФЗ в части безусловного завершения проведения специальной оценки условий труда не позднее, чем 31 декабря 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 27 ноября 2018 г. Об истечении срока для безусловного завершения всех работ по специальной оценке условий труда
Текст информации размещен на сайте Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (http://r75.fss.ru)