Решением Иркутского областного суда от 3 апреля 2017 г., оставленным без изменения Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2017 г. N 66-АПГ17-30, отказано в признании недействующим настоящего приказа
В соответствии со статьей 9 Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 года N 114-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Закон Иркутской области N 114-ОЗ), Положением о службе по тарифам Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года N 303-пп (далее - Положение N 303-пп), а также на основании требования прокуратуры Иркутской области от 29 февраля 2016 года N 7/1-21-2016 о проведении внеплановой проверки службой по тарифам Иркутской области проведена проверка соблюдения администрацией города Иркутска требований Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов при осуществлении переданных областных государственных полномочий по регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении МУП "Водоканал" г.Иркутска.
Указанные тарифы установлены следующими постановлениями администрации города Иркутска:
1) от 1 декабря 2015 года N 031-06-1102/5 "О долгосрочных тарифах на питьевую воду и водоотведение для муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г.Иркутска" (далее - Постановление N 031-06-1102/5);
2) от 1 декабря 2015 года N 031-06-1103/5 "О долгосрочных тарифах на питьевую воду и водоотведение для гарантирующей организации на территории города Иркутска - муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г.Иркутска" (далее - Постановление N 031-06-1103/5).
1. По результатам проведенной проверки службой по тарифам Иркутской области выявлены нарушения администрацией города Иркутска требований действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, выразившиеся в следующем.
1.1. В соответствии с пунктами 14, 16 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Правила регулирования), регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов.
Перечень необходимых для установления регулируемых тарифов обосновывающих материалов определен в пункте 17 Правил регулирования.
В данном случае, в материалах представленного администрацией города Иркутска тарифного дела отсутствует ряд документов, предусмотренных вышеуказанным пунктом Правил регулирования, а именно:
1) копии решений об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета);
2) копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.
Копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности, представлены только в части договоров аренды (в составе обосновывающих материалов по соответствующей статье расходов). Правоустанавливающие документы в отношении объектов недвижимости, владение и пользование которыми осуществляется МУП "Водоканал" г.Иркутска на праве хозяйственного ведения, в материалах тарифного дела отсутствуют.
1.2. В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения, а также с учетом соблюдения баланса экономических интересов таких организаций и их абонентов.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется регулирующим органом исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки (далее - НВВ).
При расчете указанных тарифов учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные в истекшем периоде регулирования и не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования (статья 32 Федерального закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Основы ценообразования), НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В частности, административные расходы регулируемой организации, в том числе на оплату работ и (или) услуг, выполняемых сторонними организациями, оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, а также расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, включаются в состав НВВ в экономически обоснованном размере.
При определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации (пункты 41, 48 и 51 Основ ценообразования).
Согласно пунктам 15 и 16 Основ ценообразования, при расчете и установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из НВВ регулируемой организации экономически необоснованных доходов прошлых периодов регулирования, а также расходов, связанных с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах.
При этом, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы) учитываются органом регулирования при установлении тарифов в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
По результатам рассмотрения и анализа материалов тарифного дела службой по тарифам Иркутской области выявлены экономически необоснованные расходы, учтенные администрацией города Иркутска при установлении соответствующих тарифов для МУП "Водоканал" г.Иркутска, по следующим статьям затрат:
- расходы на оплату труда и страховые взносы производственного персонала, административные расходы;
- прочие производственные расходы;
- ремонтные расходы;
- расходы на электрическую энергию и мощность;
- расходы по налогу на прибыль;
- сбытовые расходы гарантирующей организации;
- выпадающие расходы, избыток средств;
- недополученные доходы;
- расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения);
- величина сглаживания НВВ;
- расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации.
Кроме того, при определении объемов оказания МУП "Водоканал" г.Иркутска услуг в сфере водоотведения администрацией города Иркутска завышен объем полезного отпуска названных услуг (по отношению к базовому периоду).
С учетом приведения объемов услуг МУП "Водоканал" г.Иркутска в сфере водоотведения в соответствие с объемом базового периода регулирования, а также исключения экономически необоснованных расходов регулируемой организации, службой по тарифам Иркутской области признаны соответствующими финансовым потребностям МУП "Водоканал" г.Иркутска, необходимым для реализации производственных программ, следующие размеры тарифов:
руб./куб. м | |||||
Наименование услуг |
Период действия |
Категории абонентов |
|||
прочие потребители (без учета НДС) |
население (с учетом НДС) |
||||
тариф |
рост, % |
тариф |
рост, % |
||
Питьевая вода (полный цикл) |
с 01.07.2016 по 31.12.2016 |
12,05 |
108,5 |
12,37* |
106,0 |
с 01.01.2017 по 30.06.2017 |
12,05 |
100,0 |
12,37* |
100,0 |
|
с 01.07.2017 по 31.12.2017 |
13,81 |
114,6 |
16,30 |
131,8 |
|
с 01.01.2018 по 30.06.2018 |
13,81 |
100,0 |
16,30 |
100,0 |
|
с 01.07.2018 по 31.12.2018 |
13,89 |
100,6 |
16,39 |
100,6 |
|
Питьевая вода (короткий цикл) |
с 01.07.2016 по 31.12.2016 |
3,12 |
74,3 |
- |
- |
с 01.01.2017 по 30.06.2017 |
3,12 |
100,0 |
- |
- |
|
с 01.07.2017 по 31.12.2017 |
2,96 |
94,9 |
- |
- |
|
с 01.01.2018 по 30.06.2018 |
2,96 |
100,0 |
- |
- |
|
с 01.07.2018 по 31.12.2018 |
2,47 |
83,4 |
- |
- |
|
Водоотведение (полный цикл) |
с 01.07.2016 по 31.12.2016 |
13,38 |
114,5 |
13,25* |
106,0 |
с 01.01.2017 по 30.06.2017 |
13,38 |
100,0 |
13,25* |
100,0 |
|
с 01.07.2017 по 31.12.2017 |
15,73 |
117,6 |
18,56 |
140,1 |
|
с 01.01.2018 по 30.06.2018 |
15,73 |
100,0 |
18,56 |
100,0 |
|
с 01.07.2018 по 31.12.2018 |
16,55 |
105,2 |
19,53 |
105,2 |
|
Водоотведение (короткий цикл) |
с 01.07.2016 по 31.12.2016 |
4,14 |
103,5 |
4,89 |
103,6 |
с 01.01.2017 по 30.06.2017 |
4,14 |
100,0 |
4,89 |
100,0 |
|
с 01.07.2017 по 31.12.2017 |
3,54 |
85,5 |
4,18 |
85,5 |
|
с 01.01.2018 по 30.06.2018 |
3,54 |
100,0 |
4,18 |
100,0 |
|
с 01.07.2018 по 31.12.2018 |
3,57 |
100,8 |
4,21 |
100,7 |
* - льготные тарифы для населения.
Таким образом, тарифы на товары и услуги МУП "Водоканал" г.Иркутска в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные Постановлениями N 031-06-1102/5 и N 031-06-1103/5, являются завышенными по отношению к тарифам, рассчитанным в соответствии с финансовыми потребностями названной организации, необходимыми для реализации соответствующих производственных программ, то есть экономически необоснованными.
Включение органом регулирования экономически необоснованных расходов в тариф, установленный для хозяйствующего субъекта, является нарушением требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно: статей 3, 32 Федерального закона N 416-ФЗ, пунктов 15, 16, 24, 48 и 51 Основ ценообразования.
2. Статьей 5 Федерального закона N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом предусмотрена возможность передачи отдельных полномочий на уровень органов местного самоуправления поселений и городских округов законами субъектов Российской Федерации.
В случае принятия органом местного самоуправления в соответствии с переданными ему полномочиями решения в сфере водоснабжения и водоотведения, противоречащего законодательству Российской Федерации, такое решение подлежит отмене органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 10 части 1 статьи 5, часть 5 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ).
Порядок отмены решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых ими в рамках реализации полномочий, переданных им в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ, если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации, определен Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов российской федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 123 (далее - Правила отмены N 123).#
Законом Иркутской области N 114-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, в том числе - город Иркутск, наделены полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 3 Закона Иркутской области N 114-ОЗ в рамках реализации принятых полномочий органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий (на основании и во исполнение положений, установленных законодательством) и обязаны осуществлять государственные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется уполномоченными органами, в том числе, в форме:
1) проведения проверок деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий;
2) выдачи письменных предписаний по устранению нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления государственных полномочий;
3) отмены решений органов местного самоуправления, принятых в рамках реализации государственных полномочий, противоречащих законодательству о регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (часть 2 статьи 9 Закона Иркутской области N 114-ОЗ).
Осуществление службой по тарифам Иркутской области перечисленных выше полномочий предусмотрено подпунктами 23(1), 47 пункта 5 Положения N 303-пп.
4 мая 2016 года службой по тарифам Иркутской области администрации города Иркутска выдано предписание об устранении нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) N 3-ПР/1 (далее - Предписание N 3-ПР/1).
Пунктом 1 Предписания N 3-ПР/1 администрации города Иркутска предписано внести в Постановления N 031-06-1102/5 и N 031-06-1103/5 изменения в части установления тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП "Водоканал" г.Иркутска в соответствии с действующим законодательством, а также с учетом требований пунктов 2 - 4 Предписания N 3-ПР/1.
Срок исполнения Предписания N 3-ПР/1 установлен 26 мая 2016 года.
До настоящего времени администрацией города Иркутска Предписание N 3-ПР/1 не исполнено.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Иркутской области N 114-ОЗ органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны исполнять выданные в пределах компетенции письменные предписания уполномоченного органа государственной власти области, иных органов государственной власти области об устранении нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления государственных полномочий.
В случае неисполнения органом местного самоуправления письменного предписания уполномоченного органа государственной власти области по устранению нарушений требований законодательства по вопросам осуществления государственных полномочий уполномоченный орган государственной власти области отменяет решение органа местного самоуправления, принятое в рамках реализации государственных полномочий, противоречащее законодательству в сфере водоснабжения и водоотведения (часть 3 статьи 9 Закона Иркутской области N 114-ОЗ).
В силу подпункта 23(1) пункта 5 Положения N 303-пп служба по тарифам Иркутской области наделена полномочиями по отмене решений органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, принятых в соответствии с переданными им отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании вышеизложенного, учитывая нарушение администрацией города Иркутска требований действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения и неисполнение Предписания N 3-ПР/1, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 5 и части 5 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ, пунктом 4 Правил отмены N 123, статьей 9 Закона Иркутской области N 114-ОЗ, руководствуясь подпунктом 23(1) пункта 5 Положения N 303-пп, приказываю:
1. Отменить с 1 июля 2016 года:
1) постановление администрации города Иркутска от 1 декабря 2015 года N 031-06-1102/5 "О долгосрочных тарифах на питьевую воду и водоотведение для муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г.Иркутска";
2) постановление администрации города Иркутска от 1 декабря 2015 года N 031-06-1103/5 "О долгосрочных тарифах на питьевую воду и водоотведение для гарантирующей организации на территории города Иркутска - муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г.Иркутска".
2. Установить, что соответствующими действующему законодательству и финансовым потребностям МУП "Водоканал" г.Иркутска на основании материалов дела об установлении тарифов, представленного органом местного самоуправления города Иркутска, являются следующие тарифы на питьевую воду и водоотведение:
руб./куб. м | |||
Наименование услуг |
Период действия |
Категории |
абонентов |
прочие потребители (без учета НДС) |
население (с учетом НДС) |
||
Питьевая вода (полный цикл) |
с 01.07.2016 по 31.12.2016 |
12,05 |
12,37* |
с 01.01.2017 по 30.06.2017 |
12,05 |
12,37* |
|
с 01.07.2017 по 31.12.2017 |
13,81 |
16,30 |
|
с 01.01.2018 по 30.06.2018 |
13,81 |
16,30 |
|
с 01.07.2018 по 31.12.2018 |
13,89 |
16,39 |
|
Питьевая вода (короткий цикл) |
с 01.07.2016 по 31.12.2016 |
3,12 |
- |
с 01.01.2017 по 30.06.2017 |
3,12 |
- |
|
с 01.07.2017 по 31.12.2017 |
2,96 |
- |
|
с 01.01.2018 по 30.06.2018 |
2,96 |
- |
|
с 01.07.2018 по 31.12.2018 |
2,47 |
- |
|
Водоотведение (полный цикл) |
с 01.07.2016 по 31.12.2016 |
13,38 |
13,25* |
с 01.01.2017 по 30.06.2017 |
13,38 |
13,25* |
|
с 01.07.2017 по 31.12.2017 |
15,73 |
18,56 |
|
с 01.01.2018 по 30.06.2018 |
15,73 |
18,56 |
|
с 01.07.2018 по 31.12.2018 |
16,55 |
19,53 |
|
Водоотведение (короткий цикл) |
с 01.07.2016 по 31.12.2016 |
4,14 |
4,89 |
с 01.01.2017 по 30.06.2017 |
4,14 |
4,89 |
|
с 01.07.2017 по 31.12.2017 |
3,54 |
4,18 |
|
с 01.01.2018 по 30.06.2018 |
3,54 |
4,18 |
|
с 01.07.2018 по 31.12.2018 |
3,57 |
4,21 |
* - льготные тарифы для населения.
3. Установить, что соответствующими действующему законодательству на основании материалов дела об установлении тарифов, представленного органом местного самоуправления города Иркутска, являются следующие долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение:
Год |
Базовый уровень операционных расходов |
Индекс эффективности операционных расходов |
Уровень потерь воды |
Показатели энергосбережения и энергетической эффективности |
Удельный расход электрической энергии | ||||
тыс. руб. |
% |
% |
кВт.ч/куб. м |
|
Питьевая вода (полный цикл) | ||||
2016 |
342 692,0 |
1,0 |
15,2 |
0,57 |
2017 |
- |
1,0 |
15,2 |
0,57 |
2018 |
- |
1,0 |
15,2 |
0,57 |
Питьевая вода (короткий цикл) | ||||
2016 |
11 078,8 |
1,0 |
- |
0,31 |
2017 |
- |
1,0 |
- |
0,31 |
2018 |
- |
1,0 |
- |
0,31 |
Водоотведение (полный цикл) | ||||
2016 |
440 671,2 |
1,0 |
- |
0,46 |
2017 |
- |
1,0 |
- |
0,46 |
2018 |
- |
1,0 |
- |
0,46 |
Водоотведение (короткий цикл) | ||||
2016 |
1 215,5 |
1,0 |
- |
0,30 |
2017 |
- |
1,0 |
- |
0,30 |
2018 |
- |
1,0 |
- |
0,30 |
4. Администрации города Иркутска установить и ввести в действие с 1 июля 2016 года тарифы на питьевую воду и водоотведение для МУП "Водоканал" г.Иркутска с учетом требований пунктов 2, 3 настоящего приказа.
5. Администрации города Иркутска не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего тарифного решения письменно сообщить в службу по тарифам Иркутской области об исполнении настоящего приказа с приложением копий соответствующего акта и протокола заседания органа регулирования.
6. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководитель службы |
А.Р.Халиулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 17 июня 2016 г. N 87-СПР "Об отмене постановлений администрации города Иркутска от 1 декабря 2015 года N 031-06-1102/5 "О долгосрочных тарифах на питьевую воду и водоотведение для муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г.Иркутска" и от 1 декабря 2015 года N 031-06-1103/5 "О долгосрочных тарифах на питьевую воду и водоотведение для гарантирующей организации на территории города Иркутска - муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г.Иркутска"
Текст приказа опубликован в газете "Областная" от 22 июня 2016 г. N 65
Решением Иркутского областного суда от 3 апреля 2017 г., оставленным без изменения Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2017 г. N 66-АПГ17-30, отказано в признании недействующим настоящего приказа