Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития
Ангарского городского округа
В предыдущем разделе сформулированы основные ресурсы, возможности, проблемы и ограничения развития округа. С их учетом могут быть сформированы основные предпосылки развития Ангарского городского округа - их необходимо учитывать при формулировании системы целей, задач и направлений стратегического развития муниципального образования.
В качестве сильных сторон, способствующих развитию Ангарского городского округа, отмечены:
- выгодное экономико-географическое и транспортное расположение;
- низкая стоимость энергоресурсов и их доступность;
- дифференцированная структура экономики;
- возможность использования свободных промышленных площадок с готовой инфраструктурой;
- наличие высококвалифицированной рабочей силы.
Экономика Ангарского городского округа характеризуется развитой отраслевой инфраструктурой: успешно работают предприятия нефтепереработки, химической промышленности, транспорта, предприятия по производству электро- и теплоэнергетики, пищевой промышленности. Ангарский городской округ, имея такой потенциал и добиваясь определенных положительных результатов в хозяйственной деятельности, не получает должной отдачи. Как и в целом по стране, производство основных видов промышленной продукции не увеличивается, значителен износ основных фондов, многие предприятия уходят от уплаты налогов, соответственно, бюджет муниципального образования - дефицитный.
Среди слабых сторон развития были отмечены: износ объектов жилищно-коммунальной сферы, инженерной инфраструктуры, износ объектов социальной сферы, отток населения, низкая инвестиционная активность.
Выезд населения обуславливается социально-экономическими факторами. Основная цель переезда - повышение личного благосостояния.
Повышена готовность студенческой молодежи к выезду за пределы Ангарского городского округа. Характерно, что большинство потенциальных студентов-мигрантов заявляют о невозможности найти работу по специальности с приемлемым для них уровнем заработной платы внутри Ангарского городского округа.
Определяющим психологическим моментом выступает неудовлетворенность своим материальным положением большинства мигрантов. Исходя из этого, основной упор по стабилизации миграционных процессов необходимо сделать на повышение уровня социально-экономического развития Ангарского городского округа. Поскольку определяющим в составе миграции выступает выбытие молодежи до 30 лет, необходимо, как минимум, обеспечить полное выполнение запланированных объемов программ по обеспечению жильем молодых специалистов, молодых семей, а также расширить их.
Косвенно на сдерживание миграционного оттока влияет и повышение качества социальной инфраструктуры. Закрепление постоянного населения через повышение занятости на рабочих местах с приемлемым для работников уровнем заработной платы, а также через повышение качества социальной инфраструктуры и обеспеченность жильем позволит не только сдержать отток населения, но и повлияет на формирование возвратной миграции уроженцев Ангарского городского округа.
Исходя из объективных внутренних и внешних условий и учитывая мнение граждан и организаций, представляющих интересы различных слоев местного сообщества, определены стратегические цели и основные задачи развития Ангарского городского округа.
Основные цели и задачи социально-экономического развития Ангарского городского округа корреспондируются с действующими документами стратегического планирования Российской Федерации.
На уровне Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 308 утверждена государственная программа "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".
В настоящее время действует Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ 05.07.2010 года N 1120-р (редакция от 26.12.2014). По Иркутской области в числе конкурентных преимуществ названы крупные запасы природных ресурсов (газ, нефть, редкие металлы, железная руда, калийные соли, апатит и др.). Одним из основных приоритетов развития Иркутской области является комплексное развитие перерабатывающей промышленности на основе использования природных ресурсов.
Региональные документы стратегического планирования Иркутской области включают Концепцию социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года (утверждена распоряжением Губернатора Иркутской области от 04.06.2010 года N 34-р) и Инвестиционную стратегию Иркутской области до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Иркутской области от 28.08.2014 N 701-рп. Согласно Концепции создание газоперерабатывающих и газохимических комплексов, газификация области и развитие газоэнергетики формируют один из комплексных приоритетов развития области на текущее десятилетие.
В Инвестиционной стратегии нефтегазохимия входит в число основных структурных точек роста, и одной из важнейших целей является создание нефтегазохимического кластера в области и снижение сырьевой направленности экономики региона. Нефтегазохимический кластер должен стать составной частью межрегионального Восточно-Сибирского кластера - одного из шести опорных территориальных комплексов страны, формирующих новый технологический уровень переработки углеводородов.
АО "Ангарская нефтехимическая компания" является одним из ключевых элементов будущего нефтегазохимического кластера. С одной стороны, внутренняя модернизация производства на предприятии должна привести к изменению структуры производства. После запуска установок реформинга и изомеризации часть прямогонного бензина будет перерабатываться в высококачественное топливо, а не в этилен. Ресурсы этилена с АО "Ангарский завод полимеров" будут направлены на производство собственной продукции, а при поступлении газового сырья выпуск метанола на АО "АНХК" должен увеличиться до 1 млн тонн, пропилена - до 400 тыс. тонн, аммиака - до 300 тыс. тонн, этилена - до 200 тыс. тонн в год.
Новые объемы мономеров и других базовых продуктов газохимии будут стимулировать их переработку мелкими предприятиями в рамках проекта развития малотоннажной химии. Инфраструктура создания и развития малых инновационных предприятий в городе Ангарске будет опираться на существующий Ангарский технопарк. В организации новых технологий и производства АО "АНХК" сотрудничает с технопарком ИрНИТУ. При развертывании производств с новыми технологиями могут появляться малые инновационные предприятия и на производственных площадях самой компании. Все это должно сдвинуть производственную специализацию Ангарского городского округа в сторону газохимии и новых технологий в целом. Промышленная газификация на трубопроводных поставках газа должна повысить эффективность существующих производств, в частности, восстановить объемы производства минеральных удобрений. В региональном разделении труда Ангарский городской округ станет точкой притяжения квалифицированных кадров и инновационных производств.
Пространственное развитие Ангарского городского округа предполагает вхождение в формирующуюся агломерацию "Байкальский луч" с центром в городе Иркутске. В проект Иркутской агломерации "Байкальский луч" входит 23 муниципалитета - Иркутск, Ангарск, Шелехов, Байкальск, часть поселений Иркутского, Шелеховского, Слюдянского районов. Общая численность населения - около 1,1 млн человек. Основных предполагаемых этапов развития Иркутской агломерации "Байкальский луч" два. С 2016 по 2020 год - подготовительный, во время которого необходимо разработать и утвердить стратегию социально-экономического развития агломерации, создать орган управления, разработать документы территориального планирования, заключить межмуниципальные соглашения и провести ряд других важных организационных мероприятий. На втором, инвестиционном этапе, с 2020 по 2035 годы уже приступить к реализации запланированных инфраструктурных и инвестиционных проектов в различных отраслях.
Высокие позиции Ангарского городского округа - это заслуга его жителей, которые и составляют его главное богатство. Большинство населения Ангарского городского округа уверено в том, что округ имеет широкий спектр уникальных ресурсов развития, которые в настоящее время используются на благо территории лишь в малой степени. При их качественном использовании Ангарский городской округ имеет устойчивые перспективы развития в качестве промышленного центра с качественной средой и активным сообществом.
При наиболее благоприятных условиях Ангарский городской округ должен стать конкурентоспособной и динамично развивающейся современной территорией, обеспечивающей высокий уровень благосостояния и высокое качество жизни населения, где созданы комфортные экологические условия, эффективно решаются социально-экономические проблемы, успешно сотрудничают на основе принципов социального партнерства органы местного самоуправления, бизнес, некоммерческие организации, институты гражданского общества.
Все цели и задачи, определенные в "системе целей" Стратегии социально-экономического развития Ангарского городского округа, на каждом этапе конкретизируются мероприятиями (план реализации Стратегии СЭР АГО), проектами и программами, скоординированными и сконцентрированными по срокам и ресурсам с целями и задачами.
Система целей социально-экономического развития
Ангарского городского округа на период 2017 - 2030 годы
Таблица 6
Уровень |
I этап Объединение 2017 - 2020 годы |
II этап Преображение 2021 - 2026 годы |
III этап Стабильность 2027 - 2030 годы |
Ожидаемые результаты |
Стратегическая цель |
Обеспечение высокого качества жизни населения |
Стабильность численности постоянно проживающего населения на протяжении 3 лет; Рост реальных доходов населения |
||
Стратегическая задача 1 |
Развитие и повышение качества человеческого капитала |
Рост численности молодежи (14 - 30 лет); Снижение количества граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума |
||
Тактическая цель 1.1 |
Повышение доступности и качества образования и обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики и потребностям рынка труда |
Полная обеспеченность местами в дошкольных и общеобразовательных учреждениях; Снижение количества зданий учреждений образования, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта; Повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров; Создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, во всех общеобразовательных организациях |
||
Тактическая цель 1.2 |
Создание условий, обеспечивающих возможность для населения вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, повышение конкурентоспособности ангарского спорта |
Рост численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом; Увеличение доли спортсменов, ставших призерами соревнований российского и мирового уровня, в общем количестве участвовавших спортсменов; Повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями |
||
Тактическая цель 1.3 |
Обеспечение творческого и культурного развития личности, участие населения в культурной жизни Ангарского городского округа |
Прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры; Рост числа участников культурно-досуговых мероприятий; Обеспечение непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития системы эстетического образования |
||
Тактическая цель 1.4 |
Формирование системы социальной самореализации и профессионального самоопределения молодежи, развитие потенциала молодежи |
Сокращение миграционного оттока молодежи в общей численности молодежи; Рост доли молодых людей, вовлеченных в добровольческое (волонтерское) движение, в общей численности молодежи |
||
Тактическая цель 1.5 |
Повышение эффективности и усиление адресной направленности мер по социальной защите населения и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
Снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки; Полная доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных муниципальных объектов образования, культуры |
||
Тактическая цель 1.6 |
Поддержка и стимулирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, повышение гражданской ответственности населения и вовлечение общественности в деятельность органов местного самоуправления |
Обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций; Увеличение объема социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями. |
||
Тактическая цель 1.7 |
Улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности, качества медицинской помощи и развития профилактической направленности в здравоохранении, путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинской помощи, соответствующей уровню заболеваемости, потребностям населения, современному развитию медицинской науки и эффективному использованию имеющихся ресурсов |
Снижение смертности от всех причин; Снижение младенческой смертности; Повышение обеспеченности врачами и медицинским персоналом. |
||
Стратегическая задача 2 |
Создание комфортной среды для жизни населения Ангарского городского округа |
Повышение уровня обеспеченности комфортабельным жильем; Обеспечение высоких стандартов личной безопасности и экологической безопасности; |
||
Тактическая цель 2.1 |
Повышение качества и надежности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг |
Достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, требованиям сейсмостойкости; Снижение уровня износа систем коммунальной инфраструктуры |
||
Тактическая цель 2.2 |
Обеспечение населения качественным, комфортным и доступным жильем |
Рост обеспеченности населения жильем; Снижение численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося |
||
Тактическая цель 2.3 |
Повышение качества предоставления транспортных услуг населению, развитие транспортной инфраструктуры Ангарского городского округа |
Повышение регулярности движения пассажирского транспорта; Повышение безопасности, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.