В соответствии Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 123, Положением о службе по тарифам Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года N 303-пп (далее соответственно - Правила отмены N 123, Положение N 303-пп), службой по тарифам Иркутской области рассмотрено заявление открытого акционерного общества "Братский завод металлоконструкций" от 17 мая 2018 года N 07-12/433 об отмене постановления администрации муниципального образования города Братска от 16 марта 2018 года N 341 "Об установлении тарифа на транспортировку сточных вод для открытого акционерного общества "Братский завод металлоконструкций" (далее - ОАО "БраЗМК").
В целях объективного и всестороннего рассмотрения доводов ОАО "БраЗМК", у администрации муниципального образования города Братска (далее - Администрация) запрошены соответствующие письменные пояснения с приложением расчетных и иных обосновывающих материалов.
По результатам рассмотрения заявления ОАО "БраЗМК" от 17 мая 2018 года N 07-12/433, приложенных к нему документов, а также представленных Администрацией пояснений по вопросу осуществления отдельных областных государственных полномочий по регулированию тарифов на транспортировку сточных вод в отношении ОАО "БраЗМК", службой по тарифам Иркутской области установлено следующее.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регламентируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Статьей 5 Федерального закона N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом предусмотрена возможность передачи отдельных полномочий на уровень органов местного самоуправления поселений и городских округов законами субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 6 ноября 2012 года N 114-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Закон Иркутской области N 114-ОЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, в том числе - муниципальное образование города Братска, наделены полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 3 Закона Иркутской области N 114-ОЗ в рамках реализации принятых полномочий органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий (на основании и во исполнение положений, установленных законодательством) и обязаны осуществлять государственные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьями 3, 32 Федерального закона N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения, а также с учетом соблюдения баланса экономических интересов таких организаций и их абонентов.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется регулирующим органом исходя из:
1) объема поставленных товаров, оказанных услуг;
2) величины необходимой валовой выручки.
1. Согласно пункту 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Основы ценообразования), расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг, определяются в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания), исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В данном случае, с учетом показателей формул (1) и (1.1) Методических указаний при расчете объема транспортировки сточных вод на 2018 год подлежат использованию данные о фактическом объеме в 2016 году и динамике объемов за 2013 - 2016 годы (в случае, если данные об объемах в предыдущие годы недоступны, показатель динамики (темп изменения) рассчитывается без учета этих лет).
Согласно пункту 9 Методических указаний, если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года N 776, и в соответствии с объемами, определенными в договорах водоотведения, единых договорах водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 27 вышеназванных Правил установлено, что при отсутствии у транзитной организации прибора учета объем сточных вод, транспортируемых по канализационным сетям такой организации, определяется расчетным способом путем суммирования объема сточных вод, который отведен абонентами или принят от других транзитных организаций, а также объема поверхностных сточных вод, принимаемых транзитной организацией.
В нарушение вышеперечисленных положений действующего законодательства объем транспортировки ОАО "БраЗМК" сточных вод на регулируемый период принят Администрацией равным фактическому объему 2016 года, то есть без учета динамики объемов за последние 3 года.
2. В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В соответствии с пунктом 17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям, то есть исходя из таких показателей как тарифная ставка рабочего I разряда, средний тарифный коэффициент, выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, текущее премирование и др.
Учитывая, что ОАО "БраЗМК" расчет расходов на оплату труда, выполненный в соответствии с Приложениями 2.2 и 2.2.1 к Методическим указаниям, не представлен, а также отсутствуют документы, подтверждающие значения вышеперечисленных показателей, необходимых для проведения данного расчета, Администрацией правомерно использованы данные о фактической средней заработной плате в целом по предприятию, поскольку она отражает фактически применяемую на предприятии ставку рабочего I разряда, размеры дополнительных выплат и надбавок и пр.
Вместе с тем, Администрацией не учтена необходимость доведения фактической заработной платы регулируемой организации до уровня минимального размера оплаты труда во исполнение требований Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П.
В данном случае, расходы на оплату труда подлежат определению исходя из среднемесячной заработной платы, определенной на основании фактического уровня оплаты труда, достигнутого в 2017 году, с учетом индекса потребительских цен на 2018 год, но не менее минимального размера оплаты труда, установленного вышеназванным Федеральным законом N 82-ФЗ на соответствующий период, увеличенного на размер районного коэффициента и процентной надбавки.
Таким образом, учтенные Администрацией расходы на оплату труда основного производственного персонала, ремонтного персонала и административного персонала, не являются экономически обоснованными.
Учитывая, что размер расходов на уплату страховых взносов напрямую зависит от фонда оплаты труда, данные расходы также подлежат пересчету после определения экономически обоснованного размера расходов на оплату труда.
3. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 5, частью 5 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ в случае принятия органом местного самоуправления в соответствии с переданными ему полномочиями решения в сфере водоснабжения и водоотведения, противоречащего законодательству Российской Федерации, такое решение подлежит отмене органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Отмена решений органов местного самоуправления, принятых в рамках реализации государственных полномочий, противоречащих законодательству о регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, также предусмотрена частью 2 статьи 9 Закона Иркутской области N 114-ОЗ.
Осуществление службой по тарифам Иркутской области полномочий по отмене решений органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, принятых в соответствии с переданными им отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотрено подпунктом 23(1) пункта 5 Положения N 303-пп.
На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 5 и частью 5 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ, пунктами 2, 10 Правил отмены N 123, пунктом 4 части 2 статьи 9 Закона Иркутской области N 114-ОЗ, руководствуясь подпунктом 23(1) пункта 5 Положения N 303-пп, приказываю:
1. Признать администрацию муниципального образования города Братска нарушившей пункты 24, 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406.
2. Отменить с 1 августа 2018 года постановление администрации муниципального образования города Братска от 16 марта 2018 года N 341 "Об установлении тарифа на транспортировку сточных вод для открытого акционерного общества "Братский завод металлоконструкций".
3. Администрации муниципального образования города Братска установить и ввести в действие с 1 августа 2018 года тарифы на транспортировку сточных вод в отношении ОАО "БраЗМК" в соответствии с требованиями законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.
4. Администрации муниципального образования города Братска не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего тарифного решения письменно сообщить в службу по тарифам Иркутской области об исполнении настоящего приказа с приложением копий экспертного заключения, соответствующего акта, а также протокола заседания органа регулирования.
5. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
Примечание:
В соответствии с частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, влечет наложение административного штрафа па должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Руководитель службы |
А.Р.Халиулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 27 июня 2018 г. N 81-спр "Об отмене постановления администрации муниципального образования города Братска от 16 марта 2018 года N 341 "Об установлении тарифа на транспортировку сточных вод для открытого акционерного общества "Братский завод металлоконструкций"
Настоящий приказ вступает в силу с 27 июня 2018 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 июля 2018 г., в газете "Областная" от 9 июля 2018 г. N 73