Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Распоряжению Правительства
Красноярского края
от 27 декабря 2016 г. N 1174-Р
Концепция
развития туристской индустрии в Красноярском крае
1. Общие положения
Концепция развития туристской индустрии в Красноярском крае (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на развитие внутреннего и въездного туризма в Красноярском крае как источника доходов краевого бюджета, средства повышения занятости и качества жизни населения Красноярского края, способа поддержания здоровья граждан, основы для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма.
Концепция развития туристской индустрии в Красноярском крае разработана в соответствии с положениями Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р (далее - Стратегия).
В Концепции используются термины, определенные Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Концепция является документом, определяющим вектор развития туристской индустрии края, основой для разработки и реализации планов, программ и отдельных проектов, конструктивного взаимодействия всех заинтересованных в развитии этой сферы субъектов.
2. Характеристика туристско-рекреационного
потенциала Красноярского края
2.1. Условия для развития туризма в Красноярском крае.
Красноярский край обладает природно-климатическими, социально-экономическими, культурно-историческими туристскими ресурсами, на основе которых можно создать туристскую индустрию, отвечающую современным требованиям, сформировать конкурентоспособные туристские продукты, успешно развивать внутренний и въездной туризм.
2.1.1. Климат.
Край расположен в трех климатических поясах: арктическом, субарктическом и умеренном. Климат резко континентальный. Зима продолжительная. Суровые зимы препятствуют развитию круглогодичного туризма. Наиболее благоприятное время для путешествий - с июня по конец августа. В данный период в центральных и южных районах края устанавливается устойчиво теплая, а местами даже жаркая погода.
2.1.2. Транспортная доступность.
Относительно других российских регионов она оценивается как низкая в южных районах и очень низкая - в северных.
По территории края проходят две федеральные автотрассы: М-53 "Байкал", М-54 "Енисей", а также подъездная дорога А-382 от города Дудинки к аэропорту "Алыкель", подъездная дорога А-383 от поселка Тура до аэропортового комплекса "Горный".
Протяженность сети автомобильных дорог регионального и местного значения составляет более 31 тыс.км (без учета зимних автомобильных дорог).
По мере удаления от краевого центра частота дорожной сети с твердым покрытием значительно снижается, как и доступность многих привлекательных для туристов районов.
Значительную роль в обеспечении транспортной доступности региона играет железная дорога. По территории края проходит главная железнодорожная артерия России - Транссибирская магистраль. От Транссибирской магистрали на юг отходят две ветки, соединяющие ее с железнодорожной системой Хакасии. Таким образом, железнодорожным сообщением охвачены юго-западные районы края, а ветка Ачинск - Лесосибирск обеспечивает сообщение с населенными пунктами севернее магистрали.
В целом, железная дорога является удобным средством транспорта для въезда на территорию края туристов из соседних регионов, а также для тех туристов, которые рассматривают поездку по Транссибу в качестве основного способа путешествия (иностранные граждане, путешествующие на туристских или фирменных поездах).
В крае функционирует 21 пассажирский аэропорт гражданской авиации. В 27 км от г.Красноярска находится международный аэропорт "Емельяново", который занимает 13-е место в России по объему перевозимых пассажиров. В 2015 году аэропорт "Емельяново" обслужил 1,8 млн пассажиров по 50 направлениям.
Интенсивное авиасообщение осуществляется с Москвой, Норильском, Екатеринбургом, Хабаровском, Владивостоком, курортами Краснодарского края, с Республикой Крым. Внутри Сибирского федерального округа - с Абаканом, Горно-Алтайском, Иркутском, Кызылом, Новосибирском, Улан-Удэ.
Географическое положение Красноярска и его нахождение на пересечении важнейших транспортных магистралей позволяет обеспечивать транзит пассажиров из Юго-Восточной Азии в Европу и Северную Америку.
Неотъемлемой частью транспортной сети Красноярского края является водный транспорт. Енисей - самая многоводная река России - является важнейшей транспортной артерией, соединяющей Северный морской путь с Транссибирской магистралью.
Пассажирские суда ходят по Енисею до Туруханска, Игарки, Дудинки, Енисейска, Дивногорска. В то же время речной транспорт в крае характеризуется слабым развитием инфраструктуры, а также значительным ее износом.
Плотиной Красноярской ГЭС образовано Красноярское водохранилище. Его площадь составляет 2000 кв.км, средняя глубина - 36,6 м. По водохранилищу возможно судоходство для судов с большой осадкой.
В Енисей впадает около 500 рек, общая длина которых - более 300 тысяч км. Водные ресурсы края позволяют формировать туристские маршруты до пятой категории сложности. Наиболее пригодными для организации водных маршрутов являются реки Ангара, Базаиха, Есауловка, Мана, Чулым, Большой Кемчуг, Кан, Усолка, Шинда, Кизир, Казыр, Туба, Амыл, Белый Июс, Чуня и др.
2.1.3. Туристские ресурсы.
Большая протяженность региона с севера на юг, живописные ландшафты, многообразие животного и растительного мира обусловливают широкие возможности для создания туристских продуктов.
Более 7 % площади края занимают особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ):
ООПТ федерального значения: 3 государственных природных биосферных заповедника ("Саяно-Шушенский" - включен во всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, "Таймырский", "Центральносибирский"), 4 государственных природных заповедника ("Большой Арктический", "Путоранский", "Столбы", "Тунгусский"), 3 государственных природных заказника ("Елогуйский", "Пуринский", "Североземельский"), национальный парк "Шушенский бор";
ООПТ краевого значения: природный парк "Ергаки", обладающий высокой привлекательностью для любителей активного отдыха, 36 государственных природных заказников, 55 памятников природы;
ООПТ местного значения: Прутовское мелководье, 3 охраняемых природных долинных комплекса рек Северная, Фатьяниха, Сухая Тунгуска.
Это позволяет развивать в крае природный туризм, в том числе в Арктической зоне края, где расположены государственные природные заповедники "Большой Арктический" и "Путоранский", государственный природный биосферный заповедник "Таймырский", государственные природные заказники "Североземельский" и "Пуринский".
Интерес для туристов представляют крупнейшие водопады Евразии - Тальниковый и Кинзелюкский, пещеры, озера Тагарское, Боровое (Плахино), Учум и другие.
К уникальным туристским объектам на территории края относятся: памятник природы краевого значения "Географический центр Российской Федерации", место падения Тунгусского метеорита (Эвенкийский муниципальный район), музей мамонта (с.Хатанга, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район), краеведческий комплекс "Музей вечной мерзлоты" (г.Игарка, Туруханский район), участок Ары-Мас - самое северное в мире редколесье из даурской лиственницы и одно из крупнейших в азиатской части России - озеро Таймыр (Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район), объект всемирного наследия ЮНЕСКО - плато Путорана (территория Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов).
Интерес для туристов представляют исторический центр г.Енисейска и Енисейский краеведческий музей им. А.И.Кытманова, Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" (Шушенский район), Красноярский краевой краеведческий музей и его филиалы, Таймырский краеведческий музей (г.Дудинка), музей-усадьба В.И.Сурикова (г.Красноярск), Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М.Мартынова (г.Минусинск), музей освоения и развития Норильского промышленного района (г.Норильск) и другие.
На территории Красноярского края расположено 2005 объектов культурного наследия и 2900 выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
В регионе проводятся мероприятия, имеющие российскую и международную известность, такие как Международный фестиваль этнической музыки и ремесел "МИР Сибири", Красноярский международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Красноярская международная музейная биеннале, Международный форум "Балет XXI век", Международный турнир по вольной борьбе имени И.Ярыгина и др., что является стимулом для развития в крае событийного туризма.
Развитию внутреннего туризма способствуют: краевой фестиваль авторской песни и поэзии "Высоцкий и Сибирь" (Манский район), Енисейская августовская ярмарка (г.Енисейск), праздник "Енисейская уха" (Енисейский район), День минусинского помидора (г.Минусинск), фестиваль народной культуры "Сибирская Масленица" (Сухобузимский район), открытый этно-туристический фестиваль "СЭВЭКИ - Легенды Севера" (Северо-Енисейский район) и другие.
Туроператорами края разработаны и реализуются туры на Север региона, в том числе на Северный полюс, экскурсионные туры "Снежное ожерелье Саян", "Красноярская мозаика", "Каникулы в Шушенском", "Путешествие в Ергаки", "Путешествие к Тунгусскому метеориту", "7 чудес Красноярского края", "Красавицы-речки Енисея", сплавные туры и др.
Продвижению туристских продуктов способствует участие представителей туристской индустрии края в международных туристических выставках, организация ознакомительных туров по краю для специалистов туристской индустрии и журналистов, размещение информации на сайте www.visitsiberia.info в сети Интернет.
2.1.4. Туристская индустрия.
На сегодняшний день Красноярский край является регионом внутреннего туризма, практически 95 % туристского потока региона формируется жителями края и других регионов России.
Видами туризма, формирующими значительные туристские потоки на территории Красноярского края, являются: природный, культурный (культурно-познавательный), деловой. Данные виды туризма требуют определенных финансовых вложений в дальнейшее стимулирование и развитие.
Видами туризма, требующими значительных инвестиций и маркетингового продвижения, являются круизный и лечебно-оздоровительный.
Коллективные средства размещения (гостиницы, отели, мини-отели) сосредоточены в Красноярске, Норильске, Енисейске, Канске, Дивногорске, Ачинске, Лесосибирске, Минусинске, Шушенском.
Размещение на турбазах предлагается в Красноярске, Дивногорске, Шарыповском, Минусинском, Ермаковском, Березовском, Курагинском, Манском и Енисейском районах.
Санатории и профилактории имеются в Красноярске, Балахтинском, Минусинском, Ужурском и Шушенском районах.
Степень развития инфраструктуры и туристской индустрии существенно различается в районах и городах края. В таких территориях с устойчивым туристским потоком, как Минусинский, Ермаковский, Шарыповский и Шушенский районы, ощущается существенный дефицит объектов сферы услуг (предприятий общественного питания, досугово-развлекательных комплексов).
По данным Красноярскстата в 2015 году в сфере туризма осуществляли деятельность 329 организаций, предоставляющих услуги по краткосрочному размещению, с общим количеством 11,1 тыс. номеров.
В крае функционирует 24 объекта санаторно-курортного лечения и отдыха с номерным фондом более 2,3 тыс. единиц, 330 организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность.
Услуги общественного питания в крае оказывают 1544 предприятия.
В крае наряду с иными государственными и муниципальными учреждениями культуры действуют 1260 культурно-досуговых учреждений, 72 музейных учреждения с филиалами, 20 театров и концертных организаций, 4 киноорганизации, 2 парка культуры и отдыха, Красноярский государственный цирк.
Сеть спортивных объектов представлена 5935 единицами.
Объем оказанных гостиницами и аналогичными коллективными средствами размещения в 2015 году платных услуг составил 1,8 млрд рублей. Объем предоставленных в туристско-рекреационной сфере платных услуг в 2015 году составил 5,6 млрд рублей.
Объем инвестиций в сферу туризма в 2015 году составил 4,1 млрд рублей, что больше показателя предыдущего года на 42,7%.
Объем налоговых отчислений в консолидированный бюджет края в соответствии с собирательной группировкой "Туризм" на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) в 2015 году составил 1,86 млрд рублей, в том числе - 1,31 млрд рублей - в краевой и 0,56 млрд рублей - в местные бюджеты.
Доля туризма в валовом региональном продукте Красноярского края в 2015 году составила около 0,4 процента.
Туристская отрасль Красноярского края характеризуется положительной динамикой туристского потока (2010 год - 483,3 тыс. человек, 2013 год - 525,0 тыс. человек, 2015 год - 644,2 тыс. человек).
Доля иностранных туристов, прибывших в Красноярский край в 2010, 2013 и 2015 годах, составила соответственно 4,8%, 3,7% и 5,8%. Страны, лидирующие по количеству граждан, прибывших в Красноярский край, - Германия, Франция, Турция, Великобритания, Китай.
По целям путешествия распределение туристского потока по краю выглядит следующим образом: с деловыми целями - 37%, с целью досуга и отдыха - 24,6%, с целью оздоровления - 8%.
По продолжительности пребывания в Красноярском крае 45% туристов находятся в регионе до 3 дней, 10% - от 4 до 7 дней, 5,7% - от 15 до 28 дней. Стоимость туристского продукта по Красноярскому краю до 3 дней варьируется от 5 до 15 тыс. рублей.
2.1.5. Трудовые ресурсы.
Подготовку кадров для туристской отрасли в Красноярском крае осуществляют 8 профессиональных образовательных организаций по специальностям: "Менеджмент туризма", "Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий", "Международный менеджмент в туризме", "Туризм", "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм", "Социально-культурный сервис и туризм".
Количество выпускников профессиональных образовательных организаций края по вышеуказанным специальностям в 2015 году составило 376 человек (увеличение по отношению к предыдущему году на 50,4%). Вместе с тем существует дефицит специалистов среднего звена, таких как гиды-экскурсоводы, гиды-переводчики, инструкторы спортивного туризма.
В 2015 году в туристских компаниях края и коллективных средствах размещения работало более 6,0 тыс. человек.
2.2. Факторы, сдерживающие развитие туристской индустрии на территории Красноярского края.
В развитии в Красноярском крае туристской индустрии имеются следующие проблемы:
малая узнаваемость Красноярского края на внутреннем и мировом туристских рынках, отсутствие туристского фирменного стиля, комплексной системы брендинга территории, маркетинговых и научных исследований туристского рынка региона;
разрозненность, неоднородность развития туристско-рекреационных территорий края, преобладающее размещение объектов туристской индустрии в центральной и южной частях региона;
недостаточный уровень квалификации трудовых ресурсов, занятых в туристской отрасли, несоответствие системы подготовки специалистов потребностям отдельных сегментов туристской индустрии Красноярского края;
слабое развитие транспортно-логистической, туристской и обеспечивающей инфраструктуры, неудовлетворительное состояние объектов культурного наследия, практически полное отсутствие возможности передвижения и доступа к объектам туристского показа людей с ограниченными возможностями здоровья;
недостаточная инвестиционная активность субъектов туристской индустрии, отсутствие алгоритма действий для инвесторов по вложению средств в создание и развитие объектов туристской инфраструктуры на территории Красноярского края, инструментов государственной поддержки инвестиционных проектов в сфере туризма.
Для решения вышеуказанных проблем необходимо принятие комплексных и системных решений, направленных на формирование на территории Красноярского края современной туристской индустрии, в том числе в рамках государственных программ Красноярского края.
3. Цели и задачи развития туристской индустрии
в Красноярском крае
Целями развития туристской индустрии в Красноярском крае являются:
создание условий для получения жителями края туристских, рекреационных услуг на территории Красноярского края;
повышение вклада туризма и сопутствующих услуг в социально-экономическое развитие отдельных муниципальных образований края.
Необходимо создавать условия, при которых жители Красноярского края, а также соседних регионов - республики Хакасия, республики Тыва, Иркутской, Кемеровской областей, иных регионов - сделают выбор в пользу мест отдыха, оздоровления и туристского интереса на территории края. Для этого требуется вовлекать в туристский оборот туристско-рекреационные ресурсы края, развивать необходимую инфраструктуру, повышать качество и расширять спектр туристских и сопутствующих услуг, формировать соответствующий имидж туристической отрасли.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
создание правовых и совершенствование организационных основ формирования на территории Красноярского края современной туристской индустрии, отвечающей Стратегии;
создание на территории Красноярского края благоприятных условий для привлечения инвестиций в туристскую индустрию, в том числе посредством государственно-частного партнерства, развития системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
обеспечение многообразия, высокого качества и доступности предоставляемых населению края туристских услуг;
рациональное использование туристско-рекреационного потенциала Красноярского края;
формирование, популяризация и продвижение на региональном, российском и международном рынках конкурентоспособных (брендовых) туристских продуктов Красноярского края.
4. Основные направления деятельности исполнительных органов
государственной власти Красноярского края, органов местного самоуправления
муниципальных образований Красноярского края и субъектов туристской
индустрии Красноярского края по развитию туристской индустрии региона
Развитие туристской индустрии в Красноярском крае предполагает содействие ее развитию и создание условий для расширения внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Достижение поставленных задач развития туристской индустрии в Красноярском крае будет осуществляться путем:
совершенствования нормативного правового регулирования в сфере туризма путем разработки правовых актов, направленных на развитие туристской индустрии в Красноярском крае, стимулирование инвестиционной активности и государственной поддержки субъектов туристской индустрии, действующих на территории Красноярского края, повышение качества туристских услуг;
прогнозирования потенциальных потребностей и соответствующего развития транспортно-логистической, туристской и обеспечивающей инженерной инфраструктуры, проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия краевого значения, обеспечения доступа к туристско-рекреационным ресурсам Красноярского края людей с ограниченными возможностями здоровья;
разработки и реализации инвестиционных проектов (в том числе межмуниципальных), формирующих туристско-рекреационные кластеры, государственных и муниципальных программ развития туризма;
продвижения туристских продуктов Красноярского края на внутреннем, российском и мировом туристских рынках;
взаимодействия с субъектами Российской Федерации, иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма;
содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
развития научных исследований в сфере туризма.
Реализация основных направлений деятельности по развитию туристской индустрии Красноярского края будет способствовать:
формированию имиджа Красноярского края как территории с богатым культурно-историческим и природно-ресурсным наследием, благоприятной для путешествий, в первую очередь, жителей края;
повышению привлекательности и доступности внутреннего туризма, и, как следствие, увеличению туристического потока региона и доходов от туристско-рекреационной сферы;
повышению вклада туризма в устойчивое развитие экономики отдельных муниципальных образований Красноярского края;
объединению усилий органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края и бизнеса в сфере туризма и смежных отраслях;
сохранению и развитию социально-культурной среды Красноярского края;
развитию туристской инфраструктуры за счет стимулирования предпринимательской инициативы населения;
повышению качества, безопасности и конкурентоспособности регионального туристского продукта;
внедрению передового опыта в сфере туризма с целью повышения его эффективности и обеспечения устойчивого развития.
5. Кластерный подход и способы развития туристской
индустрии Красноярского края
Развитие туристской индустрии в Красноярском крае планируется с применением кластерного подхода, соблюдением принципа рационального использования природного и культурного потенциала территории края.
Кластерный подход является эффективным способом объединения усилий органов государственной власти, местного самоуправления и частных инвесторов для создания туристской инфраструктуры. Формирование кластеров должно основываться на следующих принципах: привлекательность, доступность, комфортность, безопасность, окупаемость, доходность, социально-экономическая и бюджетная эффективность.
Для экономического развития отдельных муниципальных образований края кластеры должны выполнять роль "точек роста" внутреннего рынка.
Кластер может быть сформирован на территории одного или нескольких муниципальных образований Красноярского края. На основе пространственного планирования и концентрации туристских ресурсов выделяются следующие перспективные территории (части территорий) городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений:
г.Енисейск, Большемуртинский, Казачинский, Енисейский районы;
Ермаковский район;
Шарыповский район;
Балахтинский, Краснотуранский и Новоселовский районы;
г.Красноярск, г.Дивногорск, Манский, Березовский, Сухобузимский районы;
г.Минусинск, Шушенский, Минусинский, Курагинский районы;
г.Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий, Туруханский, Эвенкийский районы.
Основными способами, направленными на развитие туриндустрии Красноярского края, являются:
нормативное правовое регулирование отрасли туризма;
реализация государственных программ Красноярского края, муниципальных программ развития туризма, участие в реализации государственных программ Российской Федерации;
разработка и реализация комплексных инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства.
Основными направлениями, содействующими развитию кластеров, являются:
содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее в том числе инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними;
развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия;
обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров, включающих:
повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;
осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров;
предоставление налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством;
снижение административных барьеров;
создание промышленных парков и технопарков как инфраструктуры для развития кластеров.
Реализация кластерного подхода в развитии туристской индустрии в Красноярском крае при комплексном использовании разрешенных действующим законодательством инструментов регулирования и стимулирования позволит достичь следующих основных результатов, измеряемых целевыми показателями.
Основные целевые показатели |
Значение показателя |
|||
2015 год |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
|
Объем предоставленных платных услуг в туристско-рекреационной сфере*, млн рублей |
5709,8 |
7390,5 |
7767,5 |
8163,7 |
Доля предоставленных платных услуг в туристско-рекреационной сфере* по отношению к валовому региональному продукту базового 2015 года, % |
0,35 |
0,47 |
0,49 |
0,52 |
Количество лиц, размещенных в коллективных средствах размещения на территории Красноярского края, тыс. человек |
644,2 |
766,0 |
805,0 |
846,1 |
* Включая туристские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения.
Развитие туристской индустрии Красноярского края осуществляется за счет средств федерального, краевого бюджетов, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников.
Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в стране и Красноярском крае, в том числе на основании мониторинга состояния туристской индустрии и туристских ресурсов региона.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Красноярского края от 27 декабря 2016 г. N 1174-Р Об одобрении Концепции развития туристской индустрии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.