Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1.
Статистика обращений граждан
к Уполномоченному по правам человека
в Красноярском крае в 2016 году
Обращения жителей края в адрес Уполномоченного по правам человека (УПЧ) - это барометр социальных настроений и важнейший источник информации, указывающий на истинные мотивы негативной активности населения. Анализ причин, по которым люди вынуждены писать жалобы на чиновников, позволяет выявить болевые точки социального самочувствия региона.
По каждому обращению, независимо от того, направлялось ли оно с помощью почтового конверта или заполнялось в специальной форме на сайте Уполномоченного, гражданами или лицами без гражданства, индивидуально или коллективно - служащими аппарата Уполномоченного проводился целый комплекс мероприятий. В первую очередь помощь оказывалась посредством доступного изложения информации о правах заявителя и возможностях решения ситуации с юридической точки зрения.
К сожалению, далеко не каждую ситуацию можно разрешить с помощью юристов. Поэтому еще одним важным направлением деятельности Уполномоченного является анализ причин увеличения числа подобных ситуаций - когда норма закона или отсутствие таковой ухудшает жизнь отдельных категорий граждан или населения в целом. Выявляются нарушения, носящие системный или массовый характер. При ближайшем рассмотрении становятся очевидными факторы и тенденции, влияющие на ухудшение правозащитной ситуации как в целом по краю, так и по отдельному муниципальному образованию.
Статистические данные, приведенные в данной главе, показывают изменения количества и тематики обращений, те или иные закономерности в области нарушений прав жителей края.
Общее количество жалоб, поступивших в аппарат Уполномоченного в 2016 г., по сравнению с 2015 г. увеличилось на 171, или на 8,8% (табл. 1). При этом выросло количество как письменных (+122), так и устных (+49) обращений.
Количество коллективных обращений уменьшилось на 3, однако при этом количество подписавшихся человек существенно возросло (+1106).
Таблица 1
Общее количество обращений к Уполномоченному за 2016 г.
по сравнению с 2015 г.
Вид обращений |
2015 |
2016 |
Динамика количества |
% |
Письменные |
1507 |
1629 |
+122 |
+8,1 |
Устные |
429 |
478 |
+49 |
+11,4 |
Всего |
1936 |
2107 |
+171 |
+8,8 |
В том числе коллективные |
57 (с 855 подписями) |
54 (с 1961 подписью) |
-3 (+1106) |
-5,3 |
Всего за 15 лет, начиная с 2002 г., в аппарат Уполномоченного поступило 29 652 обращения, или 1977 обращений в среднем за год (рис. 1).
Рисунок показывает, что начиная с 2011 и вплоть до 2015 г. количество жалоб, адресованных Уполномоченному, ежегодно уменьшалось. Однако 2016 г. показал их значительный прирост.
Рис. 1. Количество обращений, поступивших в аппарат
УПЧ в период с 2002 по 2016 г.
В Таблице 2 приведены данные распределения жалоб и обращений, поступивших в 2016 г. в аппарат Уполномоченного, в зависимости от места возникновения (в сравнении с 2015 г.).
Анализ поступления жалоб по географическому признаку показывает, что рост числа обращений связан в первую очередь с существенным увеличением доли краевого центра (+19,48%). Впрочем, другие города и сельские районы края также внесли свою лепту в увеличение количества обращений, (табл. 2).
Таблица 2
Количество жалоб, поступивших в аппарат УПЧ в 2016 году
в сравнении с 2015 г., распределенных по месту поступления
Территория и ведомство |
2015 |
2016 |
Динамика |
|
количества |
% |
|||
Красноярск |
626 |
748 |
+122 |
+19,48 |
Сельские районы края |
490 |
532 |
+42 |
+8,57 |
Другие города края |
343 |
392 |
+49 |
+14,29 |
Иные регионы РФ |
73 |
59 |
-14 |
-19,1 |
ГУФСИН |
391 |
373 |
-18 |
-4,6 |
Спецприемник УФМС |
13 |
3 |
-10 |
-77 |
Всего |
1936 |
2107 |
+171 |
+8,83 |
Абсолютный показатель прироста жалоб из г.Красноярска (+122) может свидетельствовать о нарастании в краевом центре социальной напряженности. При анализе тематики, дающей этот прирост, обращают на себя внимание следующие категории нарушенных прав:
права на охрану законом потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (+38);
права на жилище (+33);
право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство (+20).
Громкие процессы банкротства жилищно-коммунальных компаний, передача прав на обслуживание домов энергетикам, введение платы за капитальный ремонт и затягивание с самим проведением этого самого капитального ремонта - все это вызвало всплеск активности граждан, которые стали чаще обращаться в различные инстанции и к Уполномоченному по правам человека в том числе. Следует упомянуть и возросшую активность службы судебных приставов, которые при взыскании долгов принимают все более жесткие меры.
В этом ряду следует упомянуть и сложившуюся порочную практику у некоторых юридических компаний, которые, оказывая платные услуги населению, почему-то взяли за правило отправлять копии заявлений обратившихся к ним красноярцев в адрес Уполномоченного. И таких заявлений в прошлом году накопилось уже около 40.
Выросло число обращений от жителей городов краевого подчинения (+49), причем на долю двух из них - Минусинска (+29) и Дивногорска (+17) - приходится основной прирост.
В г.Минусинске существенно выросло число обращений по нарушению прав потребителей (+8) и права на труд (+7). Дали рост и жалобы на нарушение права на охрану здоровья, права на жилище, права частной собственности на землю и права на судебную защиту.
При этом следует учитывать, что именно в гг. Минусинске и Дивногорске вызвало широкий резонанс проведение в них личного выездного приема Уполномоченного, что и сказалось на статистике.
Из сельских районов края также обращений поступило больше на 8,57% (+42). Самый существенный прирост числа обращений зарегистрирован в Енисейском (+13), Ирбейском (+10) и Балахтинском (+10) районах (табл. 3).
Данные табл. 3 показывают, что в прошлом году количество обращений к Уполномоченному увеличилось по большинству районов и городов края, что также говорит о некотором повышении уровня социальной напряженности во всех территориях края.
Кроме уже упомянутых гг. Минусинска и Дивногорска, Енисейского, Ирбейского и Балахтинского районов, где зафиксирован самый высокий рост числа обращений, есть увеличение числа жалоб из гг. Сосновоборска (+9) и Лесосибирска (+8), Сухобузимского (+7) и Курагинского (+7) районов. Во всех этих городах и районах кроме Балахтинского Уполномоченный проводил выездной личный прием граждан, при этом его приезд привлек серьезное внимание общественности.
Возросло (более чем на 3 по сравнению с прошлым годом) количество обращений из гг. Железногорска, Ачинска, а также из Новоселовского, Тасеевского, Минусинского, Богучанского, Абанского, Емельяновского, Боготольского, Каратузского и Пировского районов.
Вновь снизилось количество жалоб по линии ГУФСИН (-18). Из спецприемника УФМС в прошлом году поступило всего 3 обращения.
Существеннное# снижение количества обращений отмечено из гг. Норильска (-8), Шарыпово (-8), Канска (-7), Большемуртинского (-12), Иланского (-12), Казачинского (-8), Нижнеингашского (-6), Краснотуранского, Ужурского и Тюхтетского (-4) районов.
Анализ распределения случаев нарушения прав (табл. 4) показывает, что при общем снижении количества обращений число самих жалоб на нарушение прав выросло, т.е. в одном обращении могло содержаться две и более жалобы.
Так, общее количество писем по линии ГУФСИН уменьшилось, при этом число затронутых в обращениях жалоб на нарушение прав значительно возросло (+47).
Это говорит о возросшей активности адвокатов и родственников тех жителей края, которые были заключены под стражу или отбывают наказание. Как следствие этой активности они стали чаще обращаться к Уполномоченному.
На втором месте по приросту после жалоб на "силовиков" оказалась тема нарушения права на жилище (+41). Далее логично следуют обращения по теме нарушения прав на судебную защиту, справедливое судебное разбирательство (+32).
Таблица 3
Рейтинг
муниципальных образований края по индексу
социальной напряженности за 2016 г. в сравнении с 2015 г.
Таблица 4
Распределение
случаев нарушения прав (указанных в заявлениях обратившихся к Уполномоченному)
по категориям в 2016 г. в сравнении с 2015 г.
Зарегистрирован также рост в сфере нарушения прав на социальное обеспечение (+27), прав на охрану здоровья и медицинскую помощь (+25), прав на свободу экономической деятельности, частную собственность (+21) и прав потребителей в сфере ЖКХ (+16).
Выросло количество жалоб по вопросам нарушения права на труд (+9) и права на получение информации (+9).
Количество заявлений о нарушении прав детей также увеличилось. Более подробно эти вопросы будут освещены в ежегодном докладе Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае.
Существенно уменьшилось количество обращений о нарушении права на гражданство (-27), так как тема переселенцев из Украины снизила свой накал.
Меньше поступило жалоб на нарушение права на получение юридической помощи (-14) и права на благоприятную окружающую среду (-6).
Таблица 5
Распределение
случаев нарушения прав по социально-экономической, гражданско-правовой
и уголовно-правовой (вместе с административно-правовой) сферам
Год |
Нарушения социально-экономических прав граждан, доля в % |
Нарушения прав граждан в уголовно-правовой и административно-правовой сферах,% |
Нарушения в сфере гражданско-правовых отношений,% |
Иные, % |
2014 |
49,70 |
25,50 |
16,40 |
8,40 |
2015 |
49,04 |
29,44 |
16,79 |
4,72 |
2016 |
50,25 |
23,75 |
21,57 |
4,44 |
Динамика по сравнению с предыдущим годом |
+1,21 |
-5,69 |
+4,78 |
-0,28 |
Анализ распределения случаев нарушения прав по сферам (табл. 5, рис. 2) показывает, что количество жалоб на нарушения в уголовно-правовой и административно-правовой сферах снизилось (-5,69%), а их доля от общего числа обращений составила 23,75%. В то же время количество жалоб на нарушения в сферах гражданско-правовых отношений и социально-экономических прав граждан выросло: +4,78% и +1,21% соответственно.
Рис. 2. Распределение случаев нарушения прав по сферам
Число обращений за прошедший год, связанных с нарушением социально-экономических прав, остается самым высоким и превысило 50% от числа всех жалоб.
Особый интерес вызывает информация о распределении поступивших в адрес Уполномоченного жалоб и обращений по органам власти, т.е.: в зависимости от того, на какой уровень власти адресовано недовольство заявителей, (табл. 6).
Недовольство заявителей действиями (бездействием) федеральных органов власти и их территориальных органов содержат 39,7% жалоб и обращений.
Число обращений, в которых заявители жалуются на работу органов местного самоуправления, немного выросло - до 30,17%.
Чуть больше стало и претензий в адрес краевых органов власти - 6,74% от всех жалоб.
Тех, кто не смог определиться, кто виновен в нарушении их прав, стало значительно меньше -1,9% заявителей. Более 21% случаев обращений содержат жалобы на действия иных контрагентов.
Более наглядно эти данные показаны на рис. 3.
Таблица 6
Информация
о распределении жалоб по уровням власти*
Органы власти |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество |
% |
|
Федеральные |
1121 |
45,53 |
1012 |
42,81 |
977 |
42,98 |
941 |
42,68 |
942 |
39,7 |
Муниципальные |
644 |
26,16 |
687 |
29,06 |
708 |
31,15 |
638 |
28,93 |
716 |
30,17 |
Краевые |
132 |
5,36 |
122 |
5,16 |
115 |
5,06 |
104 |
4,72 |
160 |
6,74 |
Иные |
423 |
17,18 |
451 |
19,08 |
407 |
17,90 |
443 |
20,09 |
510 |
21,49 |
Не определено |
142 |
5,77 |
92 |
3,89 |
66 |
2,90 |
79 |
3,58 |
45 |
1,9 |
Всего |
2462 |
|
2364 |
|
2273 |
|
2205 |
|
2373 |
|
* в одной жалобе заявитель может жаловаться на несколько органов власти.
Рис. 3. Распределение жалоб по контрагенту (на кого жалуются)
Динамика изменения отношения населения к различным уровням власти показана на рис. 4.
За шесть лет, начиная с 2011 г., выявилось следующее.
Количество обращений, поступающих в аппарат Уполномоченного и содержащих жалобы на действия (бездействие) федеральных органов власти, в последние годы незначительно, но уменьшается, хотя и остается на высоком уровне. В прошлом году оно составило около 40%.
Число жалоб на краевые и муниципальные органы власти в прошедшем году выросло.
Рис. 4. Динамика распределения жалоб населения
по контрагенту за 2011-2016 годы
Увеличилось количество обращений, в которых содержатся жалобы на действия (бездействие) руководителей хозяйствующих субъектов различных форм собственности, которые на рис. 3 и 4 обозначены термином "Иные".
Стало меньше жалоб, по которым затруднительно определить источник проблем или виновника.
Таковы общие оценки показателей, характеризующих количество, содержание, тематику и цели обращений и жалоб, которые жители края направили в адрес Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае в 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.