Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2.
Экономические права. Право на земли, территории и ресурсы
Статья 9 Конституции РФ
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются
в Российской Федерации как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории.
Для выживания коренных народов нужно решить
три глобальных вопроса: правовое обеспечение их
развития, земельный вопрос и возможность самоуправления.
Еремей Данилович Айпин,
хантыйский советский, российский
писатель, общественный деятель РФ
2.1. Проблемы реализации права на защиту исконной среды обитания,
традиционного образа жизни и традиционного природопользования
Оленеводство является основным видом традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Красноярского края, проживающих на Таймыре, в Эвенкии и Туруханском районе.
В самые успешные для развития оленеводства времена, в середине 60-х гг. прошлого столетия, в крае насчитывалось более 175 тысяч оленей. При этом оленеводство культивировалось практически во всех поселках Таймыра и Эвенкии.
К началу 2000-х гг. поголовье домашних оленей в хозяйствах Красноярского края упало до 47 тысяч голов.
Наряду с оленеводством развивались другие традиционные виды хозяйственной деятельности - пушной, рыбный и мясной промыслы, а также клеточное звероводство, молочное животноводство, птицеводство.
С тех пор трудовой облик северного села неузнаваемо изменился. Полевая и клеточная пушнина потребителем не востребована и практически не добывается. В поселках исчезли птицы, свиньи, коровы.
Не осталось оленей у самого древнего народа Таймыра - нганасан (пос. Усть-Авам, Новая, Волочанка).
Жители 19 поселков, культивировавших оленеводство ранее, в настоящее время кормятся сезонными промыслами, полностью зависят от краткосрочной путины, миграции диких северных оленей и живут (за исключением бюджетников) на социальные пособия. Высок уровень скрытой безработицы.
В Эвенкии численность оленей постоянно снижается. За последние 10 лет произошло уменьшение более чем в 2 раза, и в настоящее время там насчитывается около 2 тысяч 300 голов оленей, в основном в пос. Суринда.
На Таймыре, напротив, общее количество оленей возросло в 2,5 раза. На сегодняшний день в оленеводческих хозяйствах Таймыра содержится около 110 тысяч оленей, что составляет 97% всего поголовья домашних северных оленей края. Из них почти 105 тысяч - на левобережье Енисея, благодаря оленеводам пос. Носок и Тухард.
Вызывает тревогу тот факт, что вследствие бессистемного выпаса, отсутствия схем рационального использования земель происходит истощение оленьих пастбищ, возникают конфликты среди оленеводов Таймыра и Ямала по их использованию. Проблема усугубляется тем, что именно здесь происходит интенсивное освоение месторождений углеводородов (нефти и газа) на Ванкорском, Сузунском, Тагульском, Пеляткинском, Соленинском, Мессояхском и других месторождениях, которые существенно сокращают территории выпаса оленей. Инфраструктурные объекты нефтяного и газового освоения оказывают сильное стрессовое воздействие на домашних северных оленей и являются препятствием на пути каслания (перемещения, кочевания) оленьих стад.
НИИ сельского хозяйства и экологии Арктики (ранее - НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера) в 2006 г. проводил работы по инвентаризации оленьих пастбищ в районе Тухардской тундры, где в то время выпасалось около 18 тыс. оленей.
Выявленные в ходе работ возможности запасов кормов и оленеемкости пастбищ показали, что нагрузка на кормовые угодья в 2 раза превышает ресурсную кормовую базу.
С тех пор поголовье оленей в Тухардской тундре увеличилось с 18 до 40 тыс. голов и продолжает наращиваться, поскольку федеральные субсидии на поддержку оленеводства выплачиваются только при условии ежегодного увеличения поголовья. Таким образом, за 10 лет нагрузка на пастбища возросла более чем вдвое.
Особую тревогу вызывает то, что с вхождением Таймыра и Эвенкии в состав Красноярского края в 2007 г., отрасль оказалась неуправляемой.
В Правительстве края нет специалистов, разбирающихся в оленеводстве. Кадровый голод ощущается и в территориях: на Таймыре, где 97% оленепоголовья края, нет ни одного зоотехника, работающего в хозяйствах, как нет ни одного студента вуза, обучающегося сельскохозяйственным профессиям. То есть можно прогнозировать, что через 5 лет местных специалистов уже не будет.
Несмотря на создание отраслевого Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов, в крае отсутствует стратегия развития оленеводства. Не разработана система целей и задач развития отрасли, а есть повторяющийся из года в год набор мер социальной поддержки оленеводов, который назвали программой развития оленеводства.
Между тем насущные проблемы отрасли требуют ответов на следующие вопросы:
- как регулировать численность поголовья, какие экономические механизмы использовать при этом;
- каким образом восстановить племенную и селекционную работу для повышения продуктивности оленеводства;
- какие внедрить формы стимулирования при разработке и реализации проектов восстановления оленеводства в поселках, имеющих ресурсную базу;
- что необходимо сделать для организации действенного учета поголовья, формирования структуры стад, организации убоя, хранения, транспортировки, реализации продукции.
Очевидно, что необходимы планомерные квалифицированные действия по сохранению главной этносохраняющей отрасли коренных малочисленных народов Севера. И к первоочередным задачам следует отнести формирование краевой законодательной базы государственного заказа кадров для оленеводства, учитывающего персональный отбор, социальные и материальные меры стимулирования.
В ходе рабочей поездки в пос. Тухард Таймырского муниципального района с 28 по 29 ноября 2016 г., к Уполномоченному обратились оленеводы Тухардской тундры с просьбой выяснить ряд вопросов:
1. Ставится под сомнение правомочность решения о передаче земельного участка, закрепленного ранее на праве аренды за оленеводческим сельскохозяйственным производственным кооперативом "Сузун" (далее - ОСПК "Сузун"), площадью 2 636 623 935 м2 с кадастровым номером 84.04.0020201:553, расположенного в границах сельского поселения Караул Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, семейной (родовой) общине коренных малочисленных народов Севера "Тыяха" с учетом того, что в подп.6. п.2 ст.20 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - 193-ФЗ) вопрос сделки по передаче в аренду земельных участков относится к исключительной компетенции общего собрания либо осуществляется по совместному решению правления кооператива и наблюдательного совета (ст.38 193-ФЗ).
Со слов членов кооператива, общее собрание кооператива по данному вопросу не проводилось.
2. Члены кооператива не имеют доступа к информации о финансово-хозяйственной деятельности кооператива, к уставным документам организации, в том числе - Уставу, к протоколам правления и общих собраний.
3. Членам кооператива не выдаются членские книжки в нарушение п.6 ст.15 193-ФЗ.
4. Кооператив не является членом ревизионных союзов, как того требует п.3 ст.31 193-ФЗ.
5. Не в полной мере реализуются со стороны соответствующих уполномоченных государственных и муниципальных органов власти нормы ст.7 193-ФЗ в части осуществления научного, кадрового и информационного обеспечения.
Руководствуясь статьями 13-17 Уставного закона Красноярского края "Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае", Уполномоченным направлена просьба прокурору Красноярского края М.М.Савчину поручить провести проверку ОСПК "Сузун" на предмет соответствия деятельности органов управления кооператива Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации" и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации.
В 2016 г. Уполномоченным, на основании устных обращений оленеводов, направлено обращение в Прокуратуру Красноярского края в части незаконности получения субсидий на компенсацию части затрат на содержание поголовья северных оленей КФХ "Ханавэй". Из ответа прокуратуры Красноярского края следует, что руководством КФХ действительно были нарушены законодательные нормы, регламентирующие порядок принятия новых членов КФХ (ст.1, п.2 ст.3, п.1 ст.14 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"), и, соответственно, произошло нарушение формирования общего имущества КФХ в виде поголовья домашних северных оленей. А это значит, что у государственных органов не было оснований для выплаты субсидий. Крайними в этой неприглядной истории остались оленеводы. Кто же главное виновное лицо? Прокуратура Красноярского края? Агентство, которое должно выплачивать субсидии? Или Уполномоченный, который требует соблюдения закона именно для того, чтобы обеспечить права?
Виновно руководство КФХ, которое либо в силу собственной некомпетентности, либо по умыслу ввело в заблуждение оленеводов, можно сказать, воспользовалось их безграмотностью и, в результате, их же наказало.
Из письменного ответа руководителя Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края Г.В.Антоненко следует, что пагубная практика продолжается - часть оленеводческих хозяйств не получат субсидий за 2016 г. (см. приложение 3).
Эвенкийский и Таймырский муниципальные районы распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р отнесены к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Данный статус районов предполагает необходимость уделять должное внимание задаче сохранения и развития оленеводства. К сожалению, эта позиция не находит должного понимания в органах местного самоуправления. Уполномоченный считает, что муниципалитеты ненадлежащим образом исполняют положения ст.7 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", а именно, не обеспечивают контроль за использованием и охраной земель в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Кроме того, по мнению Уполномоченного, на основании ст.11 Земельного кодекса РФ органу местного самоуправления надлежит принять акт, регламентирующий распоряжение землей муниципалитета, с учетом права представителей коренных малочисленных народов осуществлять на ней традиционные виды хозяйственной деятельности.
В то же время, следует отметить наличие правовых коллизий в федеральном законодательстве. Положения Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" провозглашают право коренных малочисленных народов на безвозмездное использование земли. При этом данные положения носят дозволительный характер. Они позволяют представителям коренных малочисленных народов и их общинам безвозмездно пользоваться природными ресурсами, однако имущественными правами (вещными либо обязательственными) не наделяют. Без юридического закрепления прав коренных народов на их исконные земли приведенные выше конфликты интересов будут возникать регулярно.
2.2. Право на экономическое развитие
Статья 5 Закона Красноярского края "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края":
1. Правительство края организует разработку, утверждает и обеспечивает выполнение государственных программ края в сфере социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, в том числе предусматривающих адресную социальную помощь в денежном и натуральном выражении гражданам из числа малочисленных народов.
Все люди и все народы равны, исходя из этого непреложного принципа, коренные малочисленные народы имеют право на свободное экономическое развитие, в том числе в соответствии с их традициями, особостью уклада жизни и хозяйствования. Государство берет на себя обязательства по оказанию содействия в их экономическом развитии. Обязательства Красноярского края закреплены законодательными актами и программами.
Уполномоченный в предыдущих докладах уже обращался к Правительству Красноярского края и Агентству по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края с рекомендацией разработать программу по развитию оленеводства, а также обращал внимание на необходимость "перенацеливания" краевой государственной программы "Создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края" с социальной тематики на экономическое развитие. К сожалению, краевые чиновники предпочитают работать по "накатанной колее".
В этой связи стоит обратить внимание на выводы Счетной палаты Красноярского края, зафиксированные в отчете от 25 октября 2016 г.: "К недостаткам государственной программы края необходимо отнести следующее. В государственной программе края не нашли отражения федеральные приоритеты экономического развития территорий проживания коренных малочисленных народов...". А также: "Правительством края не реализованы полномочия по разработке государственной программы в области государственной поддержки северного оленеводства...".
Отметим, что начиная с 2013 г., в постановлениях Законодательного Собрания Красноярского края ежегодно поднималась тема разработки и принятия программы поддержки северного оленеводства (Постановление от 23.04.2013 N 4-1251П; Постановление от 10.06.2014 N 6-2457П; Постановление от 26.05.2016 N 10-4635П). Рекомендации краевых депутатов также остаются без должного внимания. Отсутствие госпрограммы делает невозможным реализовать экономическое развитие оленеводческой отрасли.
Если обратиться к выступлению Губернатора Красноярского края В.А.Толоконского, его слова, касающиеся развития экономики края, ориентированы и применимы в том числе и к развитию традиционной экономики коренных малочисленных народов: "Хочу специально подчеркнуть, мы делали особый акцент на том, что развивать наш регион возможно и необходимо, главным образом, за счет собственной экономики, за счет собственных возможностей, с опорой на собственные силы. Мы должны были ставить перед собой большие задачи по развитию экономики... и ресурсы для этого должны были найти в собственном регионе".
Сегодня труд оленевода сильно недооценен в денежном выражении. С одной стороны, продукция оленеводства (мясо, субпродукты, панты, окостенелые рога, пенисы, хвосты и др.) востребованы рынком, часть продукции носит экспортно ориентированный характер и продается за валюту. Но сколько от этих доходов имеет непосредственно оленевод? Жизнь подсказывает, что имеет он немного. Можно сказать, ощутимо меньше, чем мог бы иметь. Может ли государство оставаться сторонним наблюдателем, или оно может и должно выступить в роли регулятора рынка товаров, услуг и труда оленевода?
Прислушаемся ко мнению ученых из надымского подразделения Научного центра изучения Арктики, высказанному в статье "Пять шагов к высокодоходному оленеводству" в общественно-политической газете ЯНАО "Красный Север": "Этнообразующая отрасль (оленеводство - прим. ред.) стремительно теряет черты натурального хозяйства и начинает работать на принципах товарного производства, которые подчиняются законам мировой экономики" (http://ks-yanao.ru/ekonomika/agroprom/pyat- shagov-k-vysokodokhodnomu-olenevodstvu.html).
Ученые предлагают следующий комплекс мер для оптимизации положения в отрасли, который можно и должно адаптировать под особенности оленеводческой отрасли Красноярского края.
Первый шаг. Вернуться к регулированию и распределению маршрутов каслания, но на современном уровне, с использованием GPS-трекеров.
Второй шаг. Стимулирование забоя. А чтобы мясное оленеводство реально конкурировало с пантовым, оленеводам нужно предложить выгодную закупочную цену. Ямальские ученые предлагают реализовать этот механизм не за счет дотаций, а за счет развития биотехнологий и внедрения инновационных способов заготовки сырья.
Уполномоченный вынужден констатировать, что в Красноярском крае существующий дотационный механизм практически не работает. Те субсидии, которые выплачиваются хозяйствам, доходят до оленеводов не в полном объеме. Такая ситуация характерна для оленеводческих кооперативов "Сузун", "Яра-Танама". Агентству по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Севера необходимо внедрить более прогрессивные и эффективные механизмы поддержки оленеводства, вот почему необходима отдельная программа поддержки оленеводства.
Третий шаг. Ведение круглогодичного забоя оленей с помощью небольших забойных пунктов. Уполномоченный неоднократно поднимал вопрос о создании мобильных убойных пунктов, но до сих пор на Таймыре, где содержится 95% оленепоголовья Красноярского края, нет ни одного подобного пункта. Забой и закуп оленей должен стать более технологичным, ведь речь идет о качестве и безопасности продукции. Именно об этом говорил Губернатор края В.А.Толоконский на аппаратном совещании 9 января 2017 г. "И на Таймыре, и в Эвенкии, и в Туруханском районе должны быть другие подходы к заготовке и закупу мясного и рыбного сырья. Первичная переработка и заморозка. Более эффективные логистические связи". Стоит прислушаться к словам Губернатора края и искать более эффективные решения.
Четвертый шаг. Искать новые зоны выпаса оленей, в том числе и в лесотундровой и таежной зонах. Для Таймыра стоит рассмотреть в качестве инвестиционных проектов возможность выпаса домашних оленей наших соседей ЯНАО и Республики Саха (Якутия) на территории Таймыра. Пастбищные ресурсы на востоке и в центральной части Таймыра достаточно неплохие, и этим следует воспользоваться.
Пятый шаг. Освоить современные технологии переработки оленины, разработать ассортимент полуфабрикатов и популяризировать блюда из оленины.
Шестой шаг. Разработать методику составления технологической карты, расчетов нормативных расходов содержания домашних оленей в различных природных зонах (тундра, лесотундра, тайга). Это позволит повысить эффективность государственной поддержки домашнего оленеводства, повысить уровень жизни оленеводов.
Уполномоченный рекомендует Правительству Красноярского края разработать государственную программу поддержки оленеводства с учетом рекомендаций ученых, с использованием опыта других северных регионов РФ, с включением эффективных механизмов поддержки, способных обеспечить переход на высокодоходное оленеводство.
Одной из важнейших отраслей традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера по праву считается охота. В экономике коренных народов северных районов Красноярского края она играет ключевую роль как один из существенных источников жизнеобеспечения.
Как считают многие эксперты, и в их числе профессор, доктор юридических наук В.А.Кряжков, законодательное обеспечение традиционной охоты коренных малочисленных народов нуждается в совершенствовании. Аргументация уважаемого ученого усилилась после ряда резонансных дел на Таймыре, где состоялось несколько судов, на которых были осуждены граждане из числа коренных малочисленных народов Севера за незаконную охоту. В своей публикации "Право коренных малочисленных народов на традиционное природопользование (на примере охоты)", опубликованной в журнале "Государство и право" (N 11, 2016 г.), он дает развернутый анализ норм права на традиционную охоту и отмечает, что права коренных малочисленных народов, в том числе на традиционное природопользование, вопреки Конституции РФ (ст. 2, 18; ч.1 ст.55) судом и правоохранительными органами явно не воспринимаются как ценность, определяющая применение закона.
Противоречия возникают в части реализации ст.19 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пункт 2 ст.19 гласит, что коренные народы имеют право осуществлять охоту свободно без каких-либо разрешений в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления. Право возникает при наличии охотничьего билета со штампом, дающим право на традиционную охоту. Объемы добычи установлены Постановлением Правительства Красноярского края "Об установлении лимитов использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд" N 103 от 25 сентября 2008 г. Но постановление как таковое не дает право на добычу, а лишь освобождает от уплаты сборов за пользование объектами животного мира, в рамках реализации положений ст. 333.2 Налогового кодекса РФ. Тогда возникает вопрос, какой нормативный акт определяет объемы лимитов, или все-таки добыча объектов животного мира осуществляется без разрешений в любом объеме? Уполномоченный считает, что федеральные органы власти должны законодательно внести ясность в эти вопросы, а также изменить порядок предоставления охотугодий в пользование коренным малочисленным народам, а именно, отменить аукционы и перейти на конкурсы.
На основании обращений общественных организаций коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района Красноярского края, вызывают опасения действия органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, расположенных в Эвенкийском муниципальном районе, на землях лесного фонда, по заявкам индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, зарегистрированных в г.Красноярске и других городах.
Как показывает практика, многие общины и охотники коренных малочисленных народов Севера, осуществляя традиционные промыслы, не имеют возможности принять участие в аукционах в связи с отсутствием финансовых средств.
Из ответа Ю.Н.Захаринского, заместителя председателя Правительства Красноярского края, от 23.12.2016 исх. N 8015613, стало известно, что данные аукционы проводятся в соответствии с Законом Красноярского края от 26.12.2006 N 21-5669 "О наделении органов местного самоуправления Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского муниципальных районов отдельными государственными полномочиями в области объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, а также водных биологических ресурсов" и Законом Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6092 "О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Красноярском крае".
При этом в ответе сделана следующая ссылка: "Согласно ст.2 Закона Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6092 "О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Красноярском крае" площадь общедоступных охотничьих угодий в муниципальном районе должна составлять не менее 20% от общей площади охотничьих угодий района. В случае передачи в пользование охотугодий, являющихся предметом аукциона, площадь общедоступных охотугодий Эвенкийского муниципального района будет составлять 51989,9 тыс.га (69,6% от общей площади охотугодий района).
Действующим законодательством не установлен запрет на участие в аукционе для лиц, не проживающих или не зарегистрированных на территории муниципального района, в котором расположены охотничьи угодья, являющиеся предметом аукциона".
Обращаю внимание, что эти определения являются идеологией и правовым основанием для организации и проведения аукционов по продаже права на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий на срок до 49 лет в пользу коммерческих предприятий и организаций, что фактически является отчуждением территории традиционной хозяйственной деятельности (являющейся исконной средой обитания) от коренных малочисленных народов Севера, на которой они ведут традиционный образ жизни, традиционные виды хозяйствования и промыслы, ранее на основании законодательства царской и советской России принадлежавшей им.
При этом не учитываются исторические, национальные и фактические особенности территорий, выставляемых на аукционы.
Так, к примеру, 19.12.2016 по итогам аукциона заключено охотхозяйственное соглашение с ООО "Компания Эвенкия" (которое зарегистрировано в г.Красноярске) на охотугодье общей площадью 417,9 тыс.га, расположенное в границах КГБУ "Эвенкийское лесничество" Юктинского участкового лесничества.
Особо обращаю внимание, что на данной территории проживают, осуществляя традиционные образ жизни, виды хозяйствования и промыслы, семьи эвенкийского рода Кондогир. В дореволюционный период территория входила в состав Кондогирской инородческой управы, существовавшей с 1822 г., в период с 1927 по 1930 гг. входила в состав Кондогирского туземного (родового) совета.
Наиболее известными представителями рода Кондогир являются Герой Советского Союза И.П.Увачан, видный советский государственный деятель В.Н.Увачан, известный общественный деятель В.В.Увачан и др.
В целом по состоянию на 01.09.2016, численность граждан, имеющих охотничьи билеты, зарегистрированных (проживающих постоянно) на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, составляет 3589 человек, из них 2853 человека осуществляют любительскую охоту в общедоступных охотничьих угодьях (зонах общего пользования). В их число входят граждане, находящиеся в том числе на государственной и муниципальной службе, работники бюджетных учреждений и организаций, а также работники других сфер.
Обращаю внимание, что на охотугодьях, выставленных на аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения, в настоящее время находящихся в зоне общего пользования (общедоступных охотничьих угодьях), ранее, на основании прежнего законодательства, осуществляли и продолжают осуществлять промысловую и традиционную охоту свыше 700 охотников- промысловиков из числа местного населения, в том числе коренных малочисленных народов, для которых охота является основой существования.
Таким образом, у общественности коренных малочисленных народов Севера Эвенкии складывается убеждение, что органы местного самоуправления, прикрываясь исполнением Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Красноярского края от 26.12.2006 "О наделении органов местного самоуправления Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского муниципальных районов отдельными государственными полномочиями в области объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, а также водных биологических ресурсов", Законом Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6092 "О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Красноярском крае", выставляя на аукцион лесные участки (охотугодья), являющиеся исконными землями проживания коренных малочисленных народов, фактически:
1) лишают коренные малочисленные народы права создать территорию традиционного природопользования регионального значения в границах Эвенкийского муниципального района Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
2) способствуют сокращению площади общедоступных охотничьих угодий, на которых граждане, имеющие охотничьи билеты, зарегистрированные (проживающие постоянно) на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, могут напрямую реализовывать право на осуществление любительской охоты, а местное население делают "батраками" для коммерческих предприятий, зарегистрированных в г.Красноярске и не имеющих никакого отношения к Эвенкийскому муниципальному району, кроме коммерческого интереса и получения прибыли без учета традиций исторически сложившегося и неистощительного природопользования.
Данные факты наводят на мысль о наличии личного интереса у должностных лиц, имеющих отношение к организации и проведению аукциона по продаже прав на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, расположенных в Эвенкийском муниципальном районе, на землях лесного фонда, по заявкам индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций.
В целях предотвращения создания условий для возникновения конфликтных ситуаций в сфере охотпромысла и противодействия коррупции, рекомендую Губернатору Красноярского края В.А.Толоконскому и Правительству Красноярского края наложить мораторий на организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, расположенных в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края.
Следующим болезненным вопросом, препятствующим экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера, до сих пор является отсутствие рыбопромысловых участков для обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Печально, что администрация Эвенкийского муниципального района решила идти тем же путем.
Уполномоченный в приложении к настоящему докладу представил переписку между главой Эвенкийского муниципального района Е.Я.Васильевым и главой пос. Ессей, председателем Ессейского поселкового Совета депутатов Г.Н.Маймагой.
Трудно не согласиться с мнением населения пос. Ессей, которое выразил Г.Н.Маймага. Действительно, были выставлены на конкурс для целей ведения промышленного рыболовства те рыбопромысловые участки, которые традиционно считались исконной территорией хозяйственного природопользования ессейских якутов, на которые распространяется законодательство Красноярского края о коренных малочисленных народах. Реки в районе плато Путорана никогда не имели промысловых запасов рыбы. Водные биологические ресурсы всегда служили и использовались для удовлетворения личных нужд местным населением. Таким образом, негодование местных жителей, считающих, что их мнение и законные интересы были проигнорированы, следует считать справедливым.
В этой связи интересен анализ эффективности использования рыбопромысловых участков в целях промышленного рыболовства, которые были распределены ранее (срок действия закончился в 2014 г.). Вот что отмечают жители пос. Ессей: "По истечении целой пятилетки со дня проведения последнего конкурса, победившие в нем юридические лица ни одного рабочего места не создали. Местное население (официально) к работе на промысловых участках не привлекали, хозяйственных отношений с поселениями не завязывали и никаких намерений о вложении средств на воспроизводство рыбных запасов публично не заявляли". Местных жителей справедливо волнует вопрос хищнического отношения пришлых организаций к водным биологическим ресурсам, они полагают, что ориентация на промышленное рыболовство подорвет популяцию особо ценных пород рыб - тайменя, арктического гольца, сига-мочегора.
Подобные принципы организации охоты и рыболовства подрывают экономические основы жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера Красноярского края.
Уполномоченный рекомендует отказаться от практики создания рыбопромысловых участков для промышленного рыболовства в местах традиционного проживания и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, а также требует создать рыбопромысловые участки в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
Следующая проблема, угрожающая нарастанием конфликтных ситуаций в сфере защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера обусловлена действиями министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р территория Эвенкийского муниципального района Красноярского края отнесена к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Однако, игнорируя это обстоятельство, министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края заключает с лесозаготовительными компаниями договоры аренды лесных участков, находящихся в границах территорий традиционной хозяйственной деятельности, закрепленных ранее за общинами коренных малочисленных народов Севера:
1. АО "Краслесинвест" и семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера "Кунноир" ("Взывающий"), КГБУ "Байкитское лесничество", Ошаровское участковое лесничество, устроенная по 2 разряду лесоустройства часть, кварталы 705, 706, 752, 753, 754, 755, 800, 802, 803, 804, 805, 806, 810, 811, 812, 847, 848, 849, 851, 852, 853, 854, 855, 892, 893, 894, 895, 896, 933, 934, 935, 936, 937, 938, 939, 962 (лесной участок предоставлен общине по долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира, серия 24 N 0000080 от 14.12.2009, по долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира, серия 24 N 0000081 от 14.12.2009, по охотхозяйственному соглашению от 19.03.2015 N 385 и по договору аренды лесного участка от 13.10.2008 N 2-о). Общая площадь, на которой произведена заготовка древесины, по состоянию на 01.01.2015 - 1 821,74 га.
2. АО "Краслесинвест" и семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера "Таимба" ("Кузница"), КГБУ "Байкитское лесничество", Ошаровское участковое лесничество, устроенная по 2 разряду лесоустройства часть, квартал 812 (лесной участок предоставлен общине по долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира, серия 24 N 0000070 от 10.12.2009 и по договору аренды лесного участка от 17.11.2008 N 40-о), общая площадь, на которой произведена заготовка древесины по состоянию на 01.01.2015 - 52,45 га.
3. ОАО "Группа "Илим" и семейная община коренных малочисленных народов Севера "Аява" ("Любимая"), КГКУ "Тунгусско-Чунское лесничество", Чемдальское участковое лесничество, кварталы (охотничьи угодья предоставлены общине по охотхозяйственному соглашению от 14.04.2015 N 450 и договору аренды лесного участка от 29.02.2016 N 22-о), заготовка древесины будет произведена на площади свыше 60% от всей территории, закрепленной за общиной, что фактически уничтожит исконную среду обитания, лишит общину возможности вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционные виды хозяйствования и промыслы. Общая площадь закрепленных угодий за общиной составляет 116622 га.
Обращаю внимание компетентных органов, что действия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и вышеуказанных лесозаготовительных компаний нарушают действующее законодательство Российской Федерации, а именно:
- ст.69 Конституции РФ;
- ст.15 Гражданского кодекса РФ;
- Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
- Закон Красноярского края от 01.07.2003 N 7-1245 "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края";
- Постановление Правительства Красноярского края от 21.05.2013 N 249-п "Об утверждении нормативно-справочных показателей, необходимых для исчисления убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, проживающим в зоне строительства магистрального нефтепровода от Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений по маршруту пос. Куюмба (Эвенкийский муниципальный район Красноярского края) - головная нефтеперекачивающая станция "Тайшет" трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (Тайшетский район Иркутской области) на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов".
Особо отмечаю, что методика исчисления размера убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, проживающим на территории края, в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, утверждена Законом Красноярского края от 1.07.2003 г. N 7-1245 "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края".
Вышеуказанные компании не зарегистрированы на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края и, соответственно, не выплачивают налоги на территории района, не трудоустраивают местное население, не вкладывают инвестиции в инфраструктуру района и не несут никаких социальных обязательств перед населением и территорией района. Помимо этого АО "Краслесинвест" и ОАО "Группа "Илим":
- не производили согласование хозяйственной деятельности по лесозаготовке с общинами коренных малочисленных народов Севера, на территориях которых фактически осуществляют свою деятельность;
- не урегулировали в досудебном порядке, согласно положениям Гражданского кодекса РФ, вопрос о возмещении общинам убытков, причиняемых хозяйственной деятельностью, а именно, масштабными рубками лесных насаждений на лесных участках, закрепленных за общинами на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира и договоров аренды лесных участков.
В настоящее время дело N А33-16033/2015 по исковому заявлению семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера "Кунноир" ("Взывающий") к АО "Краслесинвест" о взыскании убытков, причиненных фактически выполненными данной компанией работами, после рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций готовится для передачи в суд кассационной инстанции - Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
По состоянию на 30.12.2016 АО "Краслесинвест" продолжает осуществлять работы по заготовке древесины на территории традиционной хозяйственной деятельности, закрепленной за семейной (родовой) общиной коренных малочисленных народов Севера "Кунноир" ("Взывающий"), на новых площадях без согласования работ и без урегулирования вопроса о компенсации убытков, уничтожая исконную среду обитания и охотничью инфраструктуру общины.
Обращаю внимание, что хозяйственная деятельность АО "Краслесинвест" осуществляется при финансовой поддержке государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности".
Уполномоченный напоминает, что в соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов
имеют право в пределах своих полномочий ограничивать хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
До настоящего времени на обращение местной общественной организации "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера "Арун" ("Возрождение") Эвенкийского муниципального района Красноярского края" от 13.05.2016, исх. N А-100, в адрес Председателя Правительства Красноярского края В.П.Томенко с просьбой учитывать права и интересы коренных малочисленных народов Севера при работе над проектом постановления Правительства края "Об утверждении Правил, определяющих условия предоставления лесных участков из категории земель лесного фонда лицам, планирующим и (или) осуществляющим лесозаготовительную и лесоперерабатывающую деятельность, для целей лесопользования в границах территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, проживающим на территории Эвенкийского муниципального района" ответ не получен.
Необходимо отметить, что разрастание конфликтной ситуации между общинами коренных малочисленных народов Севера и лесозаготовительными компаниями возникло вследствие отсутствия соответствующих требований в сфере защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов в Положении о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", а именно, отсутствия:
- перечня мероприятий по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни, традиционных видов хозяйствования и промыслов;
- перечня мероприятий по охране объектов животного мира;
- определения условий работы в местах традиционной хозяйственной деятельности с учетом специфики, связанной с традиционным природопользованием коренных малочисленных народов;
- согласования с общинами коренных малочисленных народов выполнения лесозаготовительных работ на арендованных общинами (закрепленных за общинами) территориях традиционной хозяйственной деятельности;
- компенсационных выплат общинам коренных малочисленных народов в результате нанесения убытков их исконной среде обитания.
Уполномоченный рекомендует Правительству Красноярского края:
- направить обращение в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительство Российской Федерации о необходимости устранения выявленного "пробела" в целях устранения аналогичных конфликтных ситуаций на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р;
- ускорить принятие постановления Правительства края "О введении ограничений на осуществление ограничений хозяйственной деятельности при использовании лесных участков для целей заготовки древесины из категории земель лесного фонда в границах мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера".
В процессе активного промышленного освоения северных территорий неизбежно встает вопрос о сохранении экологии. Активную работу в этой сфере на территории Таймыра ведет общественный представитель Уполномоченного Сидор Сергеевич Чуприн.
В апреле 2016 г. совместно с представителями международной экологической организации им была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на месте строительства нефтяного терминала "Таналау" ОАО "ННК-Таймырнефтегаздобыча". Одним из существенных нарушений, по мнению экологов, стало размещение в водоохранной зоне реки Енисея мягких резервуаров-хранилищ дизельного топлива. Правозащитники считают, что имело место нарушение конституционных прав граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды в результате намечаемой хозяйственной деятельности по строительству нефтяного терминала.
Уполномоченный в предыдущем докладе уже выражал обеспокоенность в связи с планами ОАО "ННК-Таймырнефтегаздобыча" построить в близи пос. Байкаловск нефтяной терминал "Таналау". Официальный ответ от представителей компании, в котором были бы разъяснены вопросы воздействия будущего строительства на окружающую природную среду, в адрес Уполномоченного так и не поступил.
В ноябре, на прошедшем в г. Дудинке круглом столе на тему "Проблемы взаимодействия коренных малочисленных народов Таймыра и недропользователей. Позитивные практики ХМАО и ЯНАО", исполняющий обязанности генерального директора "ННК-Таймырнефтегаздобыча" И.М.Згоба в своем выступлении сосредоточился на производственной деятельности компании, но ни словом не обмолвился о наличии или отсутствии программы социальной ответственности компании, а также о мероприятиях, направленных на содействие сохранению и развитию традиционного образа жизни, традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также их исконной среды обитания (экосистемы).
В случае с ОАО "ННК-Таймырнефтегаздобыча" имеет место игнорирование норм Международного стандарта социальной ответственности организаций (компаний) ISO 26000:2010 принятого Российской Федерацией и вступившего в силу 15 марта 2013 г.
Раздел 6.8.3.2 указанного стандарта предписывает организациям предпринимать следующие действия:
- консультироваться с представителями групп сообщества при определении приоритетов социальных инвестиций и деятельности для развития сообщества; особое внимание следует уделять уязвимым, дискриминированным, маргинальным, непредставленным и недостаточно представленным группам, вовлекать их таким образом, чтобы помочь расширить их возможности и обеспечить их права;
- консультировать сообщества, включая коренные народы, по вопросам, связанным с условиями их развития, которые их затрагивают, и помогать им адаптироваться к этим условиям; консультирование должно предшествовать действиям, направленным на развитие, и должно основываться на полной, точной и доступной информации;
- участвовать, когда это возможно и адекватно, в местных ассоциациях с целью внесения вклада в общественное благо и достижение целей развития сообщества.
Международный стандарт ISO 26000 предназначен для того, чтобы помочь организациям (компаниям) внести вклад в устойчивое развитие в социальную и природную окружающую среду, и служит ориентиром для международных финансовых институтов, так как в его основе лежат основные принципы и нормы международного права в области прав человека.
В связи со строительством терминала предполагается проведение дноуглубительных работ в 6 км от пос. Байкаловск. Эти работы могут нанести ущерб запасам рыбы осетровых пород, так как именно здесь расположены так называемые ясли для молоди осетровых. Здесь же традиционно осуществляют вылов рыбы сиговых пород коренные малочисленные народы Севера. И можно уверенно сказать, что в связи с дноуглубительными работами и дальнейшей эксплуатацией нефтяного терминала, запасы рыбы значительно уменьшатся, что нанесет урон традиционному образу жизни коренных малочисленных народов и возможности ими осуществлять традиционные виды хозяйственной деятельности.
В данном случае уместно привести мнение доктора биологических наук, директора федерального государственного бюджетного научного учреждения "Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства" (ФГБНУ "Госрыбцентр") Александра Ивановича Литвиненко, высказанное им в ходе Всероссийского совещания по вопросам сокращения популяции сиговых пород рыб в Обь-Иртышском водном бассейне. Дословно А.И.Литвиненко сказал следующее: "Всему виной активность нефтегазодобывающих компаний в местах зимовки сигов. Нефтяной терминал в Обской губе строится на местах зимовки всех сиговых рыб. Когда там строится нефтяной терминал и круглый год будут ходить танкеры, ломая лед, а в это время рыба зимует.., то, конечно, рыба будет уходить из этих зон. Когда начнется эта массовая перевозка, надо серьезные мониторинговые работы провести, надо посмотреть что будет с зимующей рыбой, куда она будет уходить, когда лед трещит, ломается. Она не может зимовать в этих зонах, значит куда-то пойдет, но в то же время, рыба уйдет окончательно. Да, может погибнуть, все может быть" (http://vesti-yamal.ru/ru/sobytija_njedjeli/v_chem_je_prichina_sokraschen iya_otd elnogo_vida_jivogo_serebra_na_yamale_mneniya_uchenyih158862#t 20c).
Природно-климатические условия в месте строительства нефтяного терминала "Таналау" в устье Енисея схожи с условиями, в которых расположен нефтяной терминал в Обской губе. Игнорировать мнение маститого ученого вряд ли разумно. И значит запасам сиговых рыб (нельмы, муксуна, омуля, сига, чира и т.д.) в Енисее может быть нанесен непоправимый ущерб.
И в этой связи невозможно не согласиться со словами Губернатора Красноярского края, сказанные им на аппаратном совещании: "Экология - это то, что не позволяет нам идти на компромиссы".
Нефтегазовые запасы западного Таймыра приобретают все большее и большее значение. Крупные нефтегазовые компании активно выражают свой интерес и участвуют в проведении геологоразведочных работ в надежде, что в последующем смогут добывать нефть и газ в промышленных масштабах.
В прошедшем 2016 г. Роснефть и ВР создали совместную нефтяную компанию ООО "Ермак Нефтегаз". Доля Роснефти в ООО "Ермак Нефтегаз" составляет 51%, ВР - 49%. В планах у новой компании осуществить геологоразведку и разработку Верхнекубинского и Посойского лицензионных участков в западной части Таймыра.
Компания "ЛУКОЙЛ" осуществляет геологоразведочные работы в восточной части Таймыра. Планы у компании очень серьезные, но иногда подходы к работе у местных жителей вызывают негодование. Уполномоченный не может не упомянуть в своем докладе об остром конфликте, произошедшем в 2016 г. между жителями пос. Сындасско и работниками организации, осуществлявшей подрядные работы по заказам ОАО "ЛУКОЙЛ". Погасить конфликт удалось только с помощью сотрудников полиции. В результате двое работников подрядной организации были осуждены в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Уполномоченный считает, что промышленные компании должны более тщательно подходить к подбору подрядных организаций и проводить разъяснительную работу с работниками в целях недопущения конфликтов. Нефтедобывающие организации и их подрядные организации, наоборот, должны содействовать сохранению и развитию традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, их промыслам, языкам и самобытной культуре. И лучше эту работу проводить с помощью местных кадров из числа коренных малочисленных народов Севера. Уполномоченный надеется, что компания "ЛУКОЙЛ" сдержит свои обещания и откроет проектный офис в с.Хатанга, в котором местные кадры смогут выстроить более гармоничные отношения между компанией и местным населением.
Основная часть проблем коренных малочисленных народов Севера имеют корни в низкой эффективности управления от уровня главы поселка до чиновников краевого масштаба. Как говорит Губернатор Красноярского края В.А.Толоконский, "... осторожность, чиновничья леность, равнодушие препятствуют повышению качества социальной жизни граждан, тормозят производственно-экономическую деятельность".
Именно в таком ключе приходится рассматривать дело коренных жителей пос. Воронцово, традиционно занимающихся рыболовством, у которых сотрудники рыбинспекции сняли сети и оставили без средств к существованию десятки семей этого отдаленного и не самого благополучного поселка.
В защиту прав и интересов рыбаков выступила депутат сельского поселения Караул Елена Андреевна Желтякова, которая направила обращения в различные государственные инстанции. Ситуация сложилась неоднозначная. С одной стороны, формально сотрудники рыбинспекции правы - сети не промаркированы, хозяева сетей не объявились. С другой стороны, нужно было предупредить о рейде, провести профилактическую беседу с жителями поселка, объяснить им их права на рыболовство в целях обеспечения личного потребления. Но ничего подобного сотрудники рыбинспекции не предприняли. По выражению Е.А.Желтяковой, жителей поселка запугали, к некоторым врывались в дома, выбивая двери ногами.
По мнению Уполномоченного, этого можно было бы избежать, если бы руководство территориального отдела пос. Воронцово позаботилось собрать с жителей поселка заявления на вылов рыбы для личного потребления, как того требует действующее законодательство.
Но ни руководству отдела, ни администрации сельского поселения Караул, ни администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района не было дела до жителей отдаленного поселка. Хотя законами Красноярского края такие полномочия за ними закреплены.
В ст.12 Устава Красноярского края указанно: "В крае оказывается содействие сохранению и развитию национальных и этнических обычаев и традиций всех народов, населяющих край, в том числе через развитие национально-культурной автономии, защищаются права коренных малочисленных народов на сохранение самобытности, языка, обычаев, исконной среды обитания, традиционного природопользования, хозяйствования, промыслов, образа жизни, коллективного участия в общественной жизни, самоуправления".
Характеризуя ситуацию по созданию территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, вновь сошлемся на слова Губернатора Красноярского края Виктора Александровича Толоконского: ".осторожность, чиновничья леность, равнодушие часто подавляют стремление к новому". Видимо ленью объясняется нежелание краевых чиновников заниматься вопросами образования и функционирования территорий традиционного природопользования.
Местная общественная организация "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера "Арун" ("Возрождение") Эвенкийского муниципального района Красноярского края" обратилась с заявлением в адрес Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе С.И.Меняйло, Губернатора Красноярского края В.А.Толоконского, Председателя Законодательного Собрания Красноярского края А.В.Усса, главы Эвенкийского муниципального района Е.Я.Васильева и председателя Эвенкийского районного Совета депутатов IV созыва В.Н.Карамзина, в котором предложила сохранить зону общего пользования (общедоступных охотничьих угодий) для осуществления промысловой и традиционной охоты гражданами из числа коренных малочисленных народов и лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в частности, путем:
1) обозначения соответствующих территорий как территорий, на которых осуществляются виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в документах стратегического характера и документах территориального планирования, в том числе:
- в схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- лесном плане Красноярского края, лесохозяйственных регламентах лесничеств в соответствии с Лесным кодексом РФ;
- схемах территориального планирования Красноярского края, Эвенкийского муниципального района в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
2) направления рекомендаций главе Эвенкийского муниципального района Е.Я.Васильеву и Эвенкийскому районному Совету депутатов IV созыва о принятии решений:
- о создании территории традиционного природопользования регионального значения в границах Эвенкийского муниципального района Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
- проработке структурными подразделениями администрации Эвенкийского муниципального района и Эвенкийского районного Совета депутатов IV созыва в рамках действующего законодательства возможных правовых механизмов, которые могли бы быть использованы для сохранения территорий, на которых осуществляются виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера субъектами из числа этих народов и приравненными к ним лицами в качестве основы жизнеобеспечения, свободными от ведения на них предпринимательской деятельности, иной нетрадиционной хозяйственной деятельности; а также организации и последующего создания территории традиционного природопользования регионального значения, в том числе пилотной территории.
Стоит подчеркнуть, что Красноярский край - один из немногих северных регионов РФ, где не созданы условия для функционирования территорий традиционного природопользования. А ведь Законом Красноярского края от 25.11.2010 N 11-5343 (в ред. от 19.12.2013) "О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края" вопросы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования малочисленных народов отнесены к основным направлениям организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни.
Указанный закон принят в 2010 г.! Шесть лет Правительство Красноярского края не использует свои полномочия, которые предельно конкретно определены в ст.8:
а) принятие решений об образовании территорий традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;
б) утверждение положений о территориях традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных лиц.
Тем самым неисполнение данного закона ухудшает правовое, экономическое и социальное положение коренных малочисленных народов.
Еще один Закон Красноярского края от 01.07.2003 N 7-1215 (в ред. от 05.11.2015) "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края" остался на уровне деклараций:
"Статья 4. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются:
1. Закрепление за малочисленными народами территорий традиционного природопользования.
2. Сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов.
3. Создание необходимых условий для социально-экономического развития.
4. Создание условий для образования в установленном порядке объединений малочисленных народов.
5. Обеспечение реализации прав малочисленных народов".
Обращает на себя внимание тот факт, что законодатели под пунктом номер один поставили цель закрепления территорий традиционного природопользования, тем самым обозначив приоритет и значимость этой цели. Без ее достижения все остальные цели также переходят в категорию мифов! На данное состояние дел обратила внимание Счетная палата Красноярского края, что отразила в своем отчете от 11 октября 2016 г.
Уполномоченный в очередной раз заостряет внимание о необходимости решения этого чрезвычайно важного вопроса. Образно выражаясь, территории традиционного природопользовании - это "дверь", за которой находится мир, где реализованы механизмы защиты исконной среды обитания: устанавливаются договорные отношения с недропользователями, определяются размеры компенсационных выплат, заключены договоры гражданско-правового характера с общинами коренных малочисленных народов Севера для поддержки правового режима территорий традиционного природопользования и т.д. Сегодня эти "двери" наглухо закрыты...
Уполномоченный рекомендует Правительству Красноярского края, в целях обеспечения прав коренных малочисленных народов на защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни, сохранения и развития самобытной культуры, сохранения на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия, ускорить процесс разработки и утверждения (в возможно короткие сроки) порядка образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края, краевого (регионального) значения. Желательно принять данный документ во втором квартале текущего года.
О проблемах оформления права аренды на территории своего исконного проживания и хозяйственной
деятельности в Туруханском районе Красноярского края семейной (родовой) общиной коренных
малочисленных народов Севера (эвенков) "Олдомон" ("Рыбное") пос. Советская Речка
Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера (эвенков) "Олдомон" ("Рыбное") пос. Советская Речка (далее - СРОКМНС "Олдомон", община) на территории Туруханского района Красноярского края осуществляет рыболовство, охоту, сбор дикоросов, сохраняет единственное на территории района поголовье северных домашних оленей - в настоящее время около 800 голов. В деятельности общины принимают участие около 60 представителей КМНС (эвенков).
В 2013 г. территория традиционной хозяйственной деятельности общины (по ее инициативе и за ее счет) была поставлена на государственный кадастровый учет как земельный участок с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 общей площадью около 850 тыс. га. Постановлениями администрации Туруханского района от 29.11.2013 N 1727-П и от 14.03.2014 N 262-П соответствующие земли были переведены из категории "земли запаса" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения", и указанный земельный участок был предоставлен общине в аренду. Однако из-за решения Туруханского районного Совета депутатов от 05.03.2014 N 27-416 "Об установлении на территории муниципального образования Туруханский район арендной платы за земельные участки", СРОКМНС "Олдомон" не смогла подписать договор аренды земельного участка с администрацией Туруханского района. Туруханский райсовет указанным решением установил такие размеры коэффициентов К1 и К2, используемых для расчета арендной платы, что ежегодный размер арендной платы для СРОКМНС "Олдомон" составил 139,9 млн руб. за 850 тыс. га, расположенных в зоне лесотундры и тундры.
СРОКМНС "Олдомон" обращалась в адрес краевых и федеральных органов власти с предложением об оказании содействия в урегулировании данного вопроса, пересмотре размера коэффициентов. Только к Губернатору Красноярского края община обращалась трижды (!): письма от 21.03.2014 N 105, от 26.08.2014 N 119, от 04.02.2015 N 123. Но община не была услышана и не была поддержана в защите своих законных интересов.
В этой ситуации администрация Туруханского района издала три постановления, которыми отменила свои ранее принятые в пользу общины решения о переводе земель и о предоставлении общине земельного участка в аренду, а также вообще через кадастровую палату 03.07.2014 сняла указанный земельный участок с государственного кадастрового учета.
Отстаивая свои права, СРОКМНС "Олдомон" была вынуждена обратиться в суд. Инициированы были сразу 3 дела, каждое из которых дошло до Красноярского краевого суда. Все судебные решения были вынесены в пользу общины:
1) постановления администрации Туруханского района от 11.06.2014 N 756-П "Об отмене постановления администрации Туруханского района N 1727-П от 29.11.2013 "О переводе земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 категории земель "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" для ведения сельскохозяйственного производства" и от 11.06.2014 N 758-П "О снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274" признаны незаконными (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 15.12.2014 по делу N 3311711/2014 А-65);
2) решение Туруханского районного Совета депутатов от 05.03.2014 N 27-416 "Об установлении на территории муниципального образования Туруханский район арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, или находящиеся в собственности муниципального образования Туруханский район, и порядка определения ее размера" в части установления в Приложении N 2 коэффициента К1 земли сельскохозяйственного назначения, межселенная территория, и в Приложении N 3 коэффициента К2 признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 17.12.2014 по делу N 33-11165/2014 А-65);
3) решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю от 03.07.2014 о снятии земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 с кадастрового учета признано незаконным (решение Федерального суда Центрального района г.Красноярска от 18.12.2014 по делу N 2-6232/2014, апелляционное определение Красноярского краевого суда от 18.03.2015 по делу N 33-2531/2015 А-63).
Таким образом, действия и решения органов власти, нарушающие права общины, были устранены через суд: коэффициенты К1 и К2 были отменены, а земельный участок с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 с категорией "земли сельскохозяйственного назначения" был восстановлен на кадастровом учете.
СРОКМНС "Олдомон" повторно предприняла действия по оформлению прав на территории своего исконного проживания (в двух направлениях).
Во-первых, в райсовет и администрацию Туруханского района еще в январе 2015 г. были направлены предложения об установлении отсутствующих (после отмены в судебном порядке) значений коэффициентов К1 и К2, предложен вариант коэффициентов соседнего Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, по которым община платила бы арендную плату за указанный выше земельный участок в размере около 80 тыс.руб. в год. Представителями общины по этому вопросу также проводились встречи с главой Туруханского района А.И.Голодедом. Общиной были получены ответы Туруханского райсовета от 25.05.2015 N 0404/443 и администрации района от 19.06.2015 N 01-30/2815, в которых говорилось о том, что для расчета требуемых коэффициентов необходимо проведение работ специализированной организацией и об отсутствии в бюджете необходимых средств на эти цели. Сообщалось, что средства изыскиваются (по состоянию на май 2015 г.). С той поры и по сей день решение вопроса зависло. В нынешнем 2016 г. община вновь обратилась в райсовет по этому вопросу (письмо от 23.06.2016 N 150), ответа пока не получено.
Во-вторых, общиной в администрацию Туруханского района было подано повторное заявление от 12.05.2014 N 127 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 в аренду. Однако администрация уклонилась от принятия конкретного решения по данному заявлению, сославшись в своих ответах от 15.06.2015 N 01-33/2738 и от 26.06.2015 N 01-33/2913 на то, что на восстановленный по решению суда земельный участок с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 накладываются земельные участки, сформированные в интересах ОАО "НК "Роснефть".
Действительно, за период с момента незаконного снятия спорного земельного участка, на который претендует община, с кадастрового учета (03.07.2014) до момента его восстановления по решению суда (22.04.2015), пока соответствующая территория формально являлась свободной, в границах земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 было сформировано и поставлено на кадастровый учет не менее 44 земельных участков, предназначенных для промышленного освоения месторождений Ванкорской группой.
Законодательство о кадастровом учете не допускает подобных наложений, и в целях защиты своих прав общиной было инициировано судебное дело (дело N 2-593/2016) с требованием об аннулировании сведений о 44 земельных участках из государственного кадастра недвижимости. Это дело, возбужденное в Центральном районном суде г.Красноярска, было передано по подсудности в Туруханский районный суд (дело N 2-361/2016), где 19.12.2016 было прекращено в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.
В любом случае, с точки зрения действующего законодательства, наличие этих наложений не является основанием для бездействия администрации Туруханского района в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 в аренду общине в ответ на ее заявление. Проблема наложений должна решаться отдельно. Но в нарушение закона администрация предпочла бездействовать.
Усмотрев в факте наложения земельных участков препятствие для предоставления земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 в аренду общине, администрация Туруханского района своим постановлением от 03.06.2015 N 564-П повторно (как в 2014 г.) приняла решение о снятии земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274, заявленного общиной, с кадастрового учета, а кадастровая палата, на основании заявления администрации, аннулировала сведения о данном земельном участке из государственного кадастра недвижимости. То есть, несмотря на то, что аналогичные решения администрации Туруханского района и кадастровой палаты от 2014 г. были признаны судом незаконными, они приняли те же по сути решения вновь!
Таким образом, требования закона, подтвержденные судебными решениями, органами местного самоуправления открыто проигнорированы.
Что остается делать общине для защиты своих прав в рамках действующего законодательства? Идти на второй круг.
Община подала заявление от 14.09.2015 в Туруханский районный суд, в котором просила:
1) признать незаконным бездействие администрации Туруханского района, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 в аренду общине и незаключении с общиной договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 в ответ на заявление общины от 12.05.2015 N 127 о предоставлении данного земельного участка в аренду;
2) обязать администрацию Туруханского района:
- принять решение о предоставлении общине земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера в аренду сроком на 49 лет;
- заключить с общиной договор аренды земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274;
3) признать незаконным и отменить Постановление администрации Туруханского района от 03.06.2015 N 564-П "О снятии с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 8492978980 м2, имеющего кадастровый номер 24:37:6201001:3274".
Решением Туруханского районного суда от 16.11.2015 требования общины были практически в полном объеме удовлетворены. Администрация Туруханского района обжаловала решение. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 01.02.2016 по делу N 33а-1300/2016 А-63 это решение было отменено, а производство по делу прекращено в связи с тем, что дело было рассмотрено в ненадлежащем (административном) порядке судопроизводства, в то время как надлежащим краевой суд счел исковое производство. То есть вопрос по существу требований общины рассмотрен не был, дело прекращено из-за процедурных моментов.
Община вновь обратилась в Туруханский районный суд (в надлежащем - исковом - процессуальном порядке) с аналогичными требованиями. И Туруханский районный суд решением от 18.05.2016 вновь удовлетворил требования общины. Но администрация Туруханского района, а теперь еще и привлеченные в качестве третьих лиц АО "Ванкорнефть" и ООО "Тагульское", вновь обжаловали решение суда. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 05.10.2016 по делу N 339794/2016 А-25 решение Туруханского районного суда Красноярского края от 18.05.2016 отменено; производство по делу прекращено в связи с тем, что теперь в данном споре краевой суд усмотрел экономический характер спора, который подлежит рассмотрению Арбитражным судом Красноярского края. То есть опять вопрос по существу требований общины не решен, вновь дело прекращено из-за процедурных моментов.
Теперь община обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением от 27.12.2016, в котором изложены те же самые требования, что и ранее дважды заявленные в Туруханский районный суд. Заявление общины принято к производству, делу присвоен N А33-29634/2016, рассмотрение дела назначено на 01.02.2017.
Община продолжает движение по кругу, который, видимо, замкнулся.
Очевидно, что вопросы заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274, сформированного в границах земель исконного проживания и осуществления традиционной хозяйственной деятельности общины, а также установления коэффициентов К1 и К2 в приемлемом размере давно могли бы быть решены во внесудебном порядке и с минимумом формальностей, при наличии соответствующей политической воли. Но, видимо, этой воли в органах власти Красноярского края нет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.