Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3.
Социальные и культурные права
3.1. Право на обеспечение достойного образования
и использование родного языка
Жизнь - это развитие человеческого капитала.
Главное, что требует человек, это реализовать себя,
получить что-то новое. В первую очередь,
это формирует сфера образования.
В.А.Толоконский,
Губернатор Красноярского края
Высокая значимость сферы образования постоянно приковывает к себе внимание общества и власти. В настоящее время российское сообщество находится в ожидании перемен в связи со сменой главы Министерства образования РФ. Вновь обсуждаются лучшие традиции советской школы, анализируются достижения новейшего времени. Но как бы ни складывалась дискуссия, есть понимание, что именно образование формирует будущее нашей страны. И, конечно же, будущее коренных малочисленных народов зависит от уровня и специфики их образованности.
В 2016 г. наконец-то сдвинулась застарелая проблема - началось строительство здания интерната Носковской общеобразовательной школы. Есть надежда, что к концу 2017 г. дети тундровиков будут жить в достойных условиях. Напомним, что вопрос строительства тянулся с начала 90-х годов.
Прошедший 2016 г. омрачился пожаром школы в пос. Потапово Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Надо отметить, что образовательные учреждения на Таймыре горят с "завидной" регулярностью. За последние два-три года сгорело три школы. Государственные контролирующие органы должны озаботиться и выработать меры, направленные на предотвращение пожаров.
В основном здания образовательных учреждений в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера находятся в ветхом состоянии и далеки от современных стандартов. В вопросе обновления зданий образовательных учреждений остается только надеяться на слова Президента Российской Федерации В.В.Путина, сказанные им в Послании Федеральному Собранию РФ в конце 2016 г. "Везде на всей территории нашей большой страны дети должны учиться в удобных, комфортных, современных условиях, поэтому мы продолжим реконструкции и обновления школ. У нас не должно остаться школьных зданий, находящихся в аварийном, ветхом состоянии, не имеющих элементарных удобств".
Общественный представитель Уполномоченного по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району Сидор Сергеевич Чуприн обращает внимание на состояние здания КГБОУ "Дудинская школа-интернат". Фундамент здания разрушается, по стенам идут трещины, если не приложить усилия по ремонту здания сейчас, то позже ремонтные работы обойдутся в несколько раз дороже. Обращаю внимание, что это краевое образовательное учреждение, и министерство образования Красноярского края должно предотвратить разрушение здания.
Также Уполномоченный обращает внимание Правительства Красноярского края на необходимость сдержать свои обещания довести до логического конца вопрос строительства школы в пос. Усть-Авам Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
В части подготовки кадров Уполномоченный обращает внимание на отсутствие образовательной стратегии подготовки кадров для нужд жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера. Сегодня только считанные единицы обучаются в высших учебных заведениях сельскохозяйственного профиля. Студенты среднеспециальных заведений того же профиля после окончания обучения далеко не всегда могут устроиться на работу по специальности. При этом в хозяйствах катастрофически не хватает охотоведов, зоотехников, ветврачей, землеустроителей, агроэкономистов, технологов по переработке сельскохозяйственного сырья и других нужных специалистов. Такая ситуация сложилась по причине самоустранения государственных структур от вопроса подготовки кадров. Сегодня считается, что выпускник (по совету с семьей) должен сам определяться и решать, какой профиль образования выбрать и где после обучения он будет работать. Жизнь показывает, что при таком подходе решить целевые задачи по модернизации сельского хозяйства, внедрению передовых технологий, популяризации агропромышленных профессий невозможно.
Уполномоченный рекомендует органам местного самоуправления выработать образовательные стратегии, в которых вопросы подготовки кадров для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера будут иметь приоритетное значение.
Как отмечал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, ". школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть, прежде всего, нравственным".
Отрадно, что на Таймыре руководство Таймырского колледжа совместно с управлением образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района "сделало шаг" в поселковые школы, где были открыты филиалы среднеспециального учебного заведения. Этот шаг будет способствовать консолидации образовательных сил в деле улучшения качества образования, обеспечивая раннюю профессионализацию детей, создаст условия для прохождения учебной практики студентов.
В последнее время в России становится все более популярной форма семейного образования. Федеральное законодательство допускает сочетание разных форм образования, и в ряде регионов стали появляться кочевые школы. Уполномоченный уже писал в предыдущих докладах об опыте работы кочевых школ на Таймыре. Практика показала, что дети успешно осваивают программу начального общего образования в кочевой школе. Но учебную программу основного общего образования реализовать в кочевых условиях достаточно проблематично. Становится проблемой необученность части детей, которые бросили школу и остались в тундре помогать родителям в оленеводстве. Для таких детей доступность формы семейного образования и самообразования могла бы позволить доучиться. Конечно, педагоги образовательных учреждений должны сопровождать таких детей по индивидуальным образовательным маршрутам и обеспечивать промежуточные и итоговые аттестации. В ряде субъектов РФ пошли дальше и нашли возможность поддержать семейное образование бюджетными денежными средствами. Уполномоченный считает, что при условии финансовой поддержки семейного образования и самообразования дети из числа коренных малочисленных народов, которые по тем или иным причинам бросили школу, получат возможность доучиться. И, конечно же, пребывание в семье позволит воспитать гармонично развитую личность, в традициях коренных малочисленных народов, со знанием родного языка. Именно в семье закладывается нравственная основа, которая определяет жизнеспособность общества.
Ситуация с родными языками коренных малочисленных народов Севера остается сложной. Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края в ноябре 2015 г. приняли закон "О родных (национальных) языках коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края". Но, как отмечает Счетная палата Красноярского края, Правительством Красноярского края не реализованы полномочия по разработке государственной программы в области поддержки сохранения, изучения и развития родных языков. А те меры поддержки, которые приняты и действуют, нуждаются в дополнительном контроле. Так, например, выпуск приложения к газете "Таймыр" на языках коренных малочисленных народов при установленном нормативе периодичности выпуска один раз в неделю производился один раз в месяц в период января по апрель 2015 г., кроме того, не осуществлялись публикации в период с января по май 2014 г. и с мая по ноябрь 2015 г. (стр. 34 Бюллетеня N 3 за 2016 г. Счетной палаты Красноярского края).
Языковая политика Красноярского края должна быть четко выраженной, иметь организационную структуру и финансовую поддержку. Ну а сегодня родные языки коренных малочисленных народов сохраняются во многом благодаря энтузиастам. Так, на Таймыре создали профильные языковые отряды школьников, провели муниципальный фестиваль "Возрождение родного языка через всех и каждого". Находят возможность поддержать "языковые гнезда" в пос. Потапово, где изучают энецкий язык дети в детском саду и в школе, в пос. Волочанка и пос. Усть-Авам, где дети изучают нганасанский и долганский языки. В Дудинской средней школе N 1 реализуется проект "Этноград - город кочующих культур", в котором каждое направление ориентировано на сохранение и развитие родных языков и культур.
Интересен опыт Эвенкийского муниципального района, где в пос. Суринда на базе детского сада "Чипкан" функционирует таежный кочевой детский сад "Аякан". Он расположен в 45-60 км от пос. Суринда в оленеводческой бригаде N 6 МП ОПХ "Суриндинский" в районе р. Нижняя Чунка, р.Сунтапчу.
Как отмечает воспитатель таежного кочевого детского сада "Аякан" Валентина Владимировна Дюлюбчина, это новой тип образовательной системы в Эвенкийском муниципальном районе. Кочевой детский сад представляет собой один из основных и рациональных путей развития и процветания коренных народов как представителей северного этноса.
Главным направлением деятельности таежного кочевого детского сада является развитие устной разговорной речи, формирование элементарных математических представлений, представление об окружающем мире, подготовка к школе. Все занятия проводится на эвенкийском языке.
В.В.Дюлюбчина видит следующие преимущества.
1. В условиях работы оленеводческой бригады по маршрутам кочевания наиболее подходящей формой хозяйствования является семейный подряд, где детям предоставляется возможность с раннего возраста приобщиться к традиционным занятиям своих родителей, к самобытной материальной и духовной культуре родного народа.
2. Учащиеся не отрываются от родителей, семейного очага.
3. В детях воспитывается чувство хозяина на родной земле с малых лет.
4. В процессе обучения легче использовать стороны традиционного воспитания эвенков. В эвенкийской семье больше ценится положительный пример отца, матери. В частности, оленевод - профессия зачастую наследственная, передается от отца к сыну, от матери к дочери.
5. Дети постоянно находятся в окружении близкой и понятной им природной среды, что оказывает влияние на воспитание чувства бережного отношения к легко ранимой северной природе.
6. С открытием таежного кочевого детского сада одновременно решаются вопросы производственно-жилищных проблем оленеводов, обеспечивается в значительной мере оплачиваемая работа и другим членам семьи, что способствует ее укреплению.
7. Кочевой детский сад является для всех членов оленеводческой бригады центром просвещения и культуры.
Вышеперечисленные и другие инициативы нуждаются в системной поддержке. Но, к примеру, на Таймыре работают две региональные инновационные образовательные площадки на базе ТМКОУ "Дудинская средняя школа N 1" и ТМКОУ "Носковская школа-интернат", но финансирования инновационной деятельности этих образовательных учреждений нет.
Уполномоченный рекомендует министерству образования Красноярского края оказать комплексную поддержку образовательным учреждениям и структурам, ведущим инновационную деятельность в области образования коренных малочисленных народов Севера
3.2. Право на здравоохранение и обеспечение
наивысшего достижимого уровня здоровья
Президент РФ В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г. поставил задачи и расставил акценты в сфере здравоохранения на ближайшие годы: "В течение ближайших двух лет предлагаю подключить к скоростному Интернету все больницы и поликлиники нашей страны. Это позволит врачам даже в отдаленном городе или поселке использовать возможности телемедицины, быстро получать консультации коллег из региональных или федеральных клиник. Хочу обратить на это внимание Министерства связи. Министр заверил нас, что эта задача абсолютно реалистична, выполнима. Я сейчас сказал об этом с трибуны, вся страна теперь будет за этим смотреть внимательно. С учетом географии, огромных, порой трудно доступных территорий, России нужна и хорошо оснащенная служба санитарной авиации. Уже со следующего года программа развития санитарной авиации охватит 34 региона страны, которые получат средства федерального бюджета. Прежде всего это Сибирь, Север, Дальний Восток. На эти цели в 2017 г. на закупку авиационных услуг в рамках проекта развития санитарной авиации будет предусмотрено 3,3 миллиарда руб.".
Актуальны также слова Губернатора Красноярского края В.А.Толоконского, который считает, что система здравоохранения края должна быть способна оказать срочную медицинскую помощь на месте. С этим трудно не согласиться, каждый год Уполномоченный в своей работе сталкивается с фактами неоказания срочной медицинской помощи по причине невозможности использования санитарной авиации по погодным условиям либо отказа в организации вылета борта санитарной авиации по причине неподтвержденного диагноза.
Уже в ходе работы над докладом к Уполномоченному поступила информация, что в отдаленном северном пос. Воронцово умер гражданин Яр. Родственники неоднократно обращались в Таймырскую районную больницу и просили выслать борт санитарной авиации. Санрейс так и не вылетел, человек не дождался помощи.
В своем докладе за 2015 г., Уполномоченный высказал ряд рекомендаций в адрес министерства здравоохранения Красноярского края, а именно:
- осуществить работу по организации деятельности мобильных стоматологических кабинетов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера;
- обеспечить выездные медицинские бригады, работающие в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, внедорожными транспортными средствами и портативным медицинским оборудованием, необходимым для проведения диагностических, лечебных и профилактических мероприятий.
Данные рекомендации до сих пор актуальны. Уполномоченный считает, что министерство здравоохранения Красноярского края должно предпринять более энергичные меры в части обеспечения здоровья коренных малочисленных народов Севера. Выявить недостатки системы здравоохранения в местах проживания коренных малочисленных народов Севера и выработать предложения по ее совершенствованию - задача вполне посильная. Уполномоченный предлагает министерству здравоохранения Красноярского края, депутатам профильных комитетов Законодательного Собрания Красноярского края, общественным объединениям коренных малочисленных народов организовать круглый стол или конференцию по тематике здравоохранения северных этносов.
Анализ Счетной палаты Красноярского края выявил недостатки в существующей схеме взаимодействия органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, в части согласования перечня и количества лекарственных и медицинских препаратов, содержащихся в аптечке, предназначенной для оленеводов.
Представители Уполномоченного в Эвенкийском муниципальном районе сообщают, что жители небольших поселков испытывают трудности с выездом в крупные населенные пункты, где расположены больницы. Механизм оплаты проезда носит авансовый характер, т.е. граждане должны сначала потратить собственные средства на авиабилеты, а после прохождения лечения дособирать необходимые документы и подать их в территориальные органы здравоохранения. Но часто у жителей поселков нет средств, чтобы выехать, и в этих случаях, граждане остаются без должной медицинской помощи.
В ноябре 2015 г. к Уполномоченному поступила информация, что на Таймыре гражданка С. в частном порядке искала средства на то, чтобы вывезти свою малолетнюю дочь в Москву на операцию, откладывать которую было нельзя. Добрые люди нашлись и собрали средства на дорогу, но возмещение транспортных расходов по гарантийному письму не было произведено ни в декабре месяце, ни в январе 2017 г.
Уполномоченный рекомендует министерству здравоохранения Красноярского края выработать более удобные и эффективные порядки возмещения транспортных расходов лицам, которые официально направляются для получения медицинского обслуживания в другие населенные пункты.
3.3. Право на достойное жилье
В Красноярском крае уже на протяжении нескольких лет действуют программы строительства быстровозводимого жилья. Принималась программа как средство, призванное оперативно снять проблему острого дефицита жилых площадей в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов. Безусловно, строить надо, и многие справедливо полагают, что быстровозводимые дома - это благо. Но все чаще приходится сталкиваться с жалобами на низкое качество жилья. В домах постоянно образуется конденсат, распространяется грибок, застывшая вода в стыках расширяется, и образуются щели. Дома не оборудованы противопожарной сигнализацией. Нет даже автономных датчиков определения дыма.
На Таймыре в 2015-2016 гг. произошло несколько страшных пожаров, в которых погибли люди, в том числе и дети. Можно ли было избежать пожаров и смертей? В наш век технологического прогресса, современных систем пожаротушения, неужели нет средств и методов предотвращения пожаров и оперативной ликвидации очагов возгорания? Те же автономные датчики дыма, их стоимость составляет всего чуть более тысячи рублей. Неужели органы местного самоуправления совместно с МЧС не могут провести профилактическую работу и убедить население в необходимости покупать их? Возможен и второй вариант. Приобретать за счет бюджетных средств датчики и передавать их безвозмездно в малоимущие семьи, в первую очередь, в те семьи, в которых имеются несовершеннолетние дети.
Вызывает много вопросов коммунальное обслуживание построенных зданий. В пос. Тухард шесть новых домов, сданных еще осенью, до сих пор (на 1.02.2017 г.) не подключены к коммуникациям (вода, тепло, электричество). Кроме того, в домах не установлены даже печи. Как людям жить в таких условиях? Удивляет ответ чиновников из администрации сельского поселения Караул, которые винят граждан (участников строительства) в том, "... что они не позаботились перед началом строительства провести ряд работ для того, чтобы при вводе в эксплуатацию дома была техническая возможность подключения дома к коммуникациям". Но в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ именно органы местного самоуправления выделяют и оформляют решения о предоставлении земельного участка под строительство, а также реализуют полномочия по жилищно-коммунальным услугам и, соответственно, подключению к коммуникациям.
Удивляет абсурдность ситуации. Администрация сельского поселения Караул в своем ответе сообщает, что не может предоставить земельные участки в центральной части пос. Тухард, так как вблизи находятся склады метанола. А как же там были построены и до сих пор стоят другие дома? Уполномоченный уже неоднократно обращал внимание различных органов власти на необходимость переселения жителей пос. Тухард на безопасное расстояние от взрывоопасных объектов. Лучшим вариантом стоит считать строительство нового поселка со всей инфраструктурой (ТВС, котельной, школой, детским садом, больницей и т.д.). Четыре года постоянных напоминаний уже не вызывают усмешку у чиновников, более того, Уполномоченный с некоторым облегчением воспринял информацию, которую ему доложил руководитель администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Сергей Александрович Ткаченко. В своем письме от 26 января 2017 г. он сообщил, что администрация района проводит организационные мероприятия по размещению жилой застройки на безопасном удалении от промышленных объектов АО "Норильскгазпром". В устном разговоре С.А.Ткаченко поделился информацией о проведении переговоров с руководством компании АО "Норильскгазпром" о выделении 90 млн руб. на строительство домов для поселка. Надеемся, что планы руководства Таймыра и промышленной компании будут реализованы.
Уполномоченный не зря уделяет столько внимания жителям пос. Тухард. Во-первых, это второй после пос. Носок крупный оленеводческий поселок, в котором проживают почти тысяча человек, из них только 150 человек проживают в самом пос. Тухард. Жилищный фонд этого поселка один из самых ветхих на Таймыре. Уполномоченный уже характеризовал в предыдущих докладах условия проживания людей и даже дополнял их фотографиями. Этот поселок - центральная производственная база АО "Норильскгазпром", функционирующая уже более 45 лет.
Когда ставилась последняя точка в докладе, пришла радостная весть, которая была опубликована на сайте ПАО "Норникель" (nornik.ru), а именно: "По словам Е.Безденежных (статс-секретарь, руководитель блока взаимодействия с органами власти и управления "Норникель"), жители поселка исторически селились рядом с объектами дочернего предприятия компании "Норильскгазпрома". Это было обусловлено близостью к коммуникациям и бытовым удобствам. Сегодня постройки 70-х годов прошлого века обветшали, практически весь жилой фонд находится в аварийном состоянии. "Эта ситуация для нас и таймырских властей недопустима. Люди должны жить в современных и комфортных условиях", - добавив, что Норникель, являясь гарантом стабильности в регионе, готов вложить в реализацию проекта 90 млн руб.".
В части строительства быстровозводимых жилых домов возникают претензии и по вопросу освоения бюджетных денежных средств. Материалы Счетной палаты Красноярского края от 25 октября 2016 г. свидетельствуют, что в 2015 г. в рамках реализации мероприятия "Предоставление социальных выплат лицам из числа КМНС, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционные виды хозяйственной деятельности (оленеводство, рыболовство, охотничий промысел), на приобретение, доставку и монтаж быстровозводимых малоэтажных жилых домов" бюджетные ассигнования были запланированы в размере 26 млн 263,9 тыс.руб., а исполнение составило 13 млн 131,2 тыс.руб. Практически половина суммы была не освоена на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Уполномоченный обращает внимание на потребность в строительстве кочевого жилья, а также на низкое качество материалов для комплектации передвижного жилого балка. Счетная палата Красноярского края выявила нарушения в части учета (регистрации) заявлений и поступления документов от граждан на получение кочевого жилья в виде балка.
Уполномоченный может дополнить выводы Счетной палаты Красноярского края информацией о недопоставке комплектов балков оленеводам тухардской тундры. Таких людей, по подсчетам Уполномоченного, 13 человек. Людей банально обманули, уговорили подписать акты приема-передачи передвижных балков с условием выполнения обязательств чуть позже. В результате - на бумаге все хорошо, а у людей недополучены комплекты передвижных балков.
Уполномоченный обращает внимание правоохранительных органов на необходимость проведения проверки поставок жилых передвижных балков оленеводам за 2014 г.
Одно из государственных программных мероприятий, которое должно способствовать улучшению жилищных условий оленеводов, фактически оказалось сорванным в 2016 г. Оленеводы сельского поселения Хатанга не получили вовремя осветительный керосин. Складывается впечатление, что рядом лиц были намеренно созданы условия, в результате которых оленеводы остались без этого необходимого товара. К сожалению, коммерциализация жизни в наше время ставит интересы людей ниже денежной прибыли. Общество с подобными ценностями стабильно развиваться не может.
3.4. Право на труд
Сотрудники аппарата Уполномоченного отмечают рост напряженности на рынке труда в Эвенкийском муниципальном районе. Связано это с окончанием работы на трубопроводе Куюмба-Тайшет, которые вела компания "Велесстрой". Рынок труда в северных поселках небольшой, поэтому любое сокращение штатов сразу же больно бьет по населению. И острее всего вопрос занятости касается молодежи. Так, к примеру, за содействием в трудоустройстве к специалисту аппарата Уполномоченного обратилась гражданка Г., 1990 года рождения. Она закончила Байкитский филиал КГБОУ НПО "Профессиональный лицей N 91", получила специальность повара и не смогла устроиться на работу по профильному образованию. Очень часто выпускники среднеспециальных и высших учебных заведений из числа коренных малочисленных народов Севера не находят места работы у себя на родине. Уполномоченный полагает, что в муниципалитетах должны быть действенные программы занятости населения.
В противном случае, социальные болезни будут постоянными спутниками коренных народов.
Уже на протяжении нескольких лет дискутируется вопрос создания и функционирования муниципального предприятия на Таймыре. Общественность, ряд депутатов Законодательного Собрания Красноярского края, Уполномоченный считают, что подобное муниципальное предприятие сможет снизить социальную напряженность на рынке труда, позволит обеспечить стабильную заработную плату оленеводам, охотникам, рыбакам, а также обеспечит соблюдение трудовых прав коренных малочисленных народов Севера. Подвижек в решении этого вопроса пока нет. Видимо власти Таймыра уповают на саморегулирующие принципы рынка. Хотя руководство Красноярского края в лице Губернатора Красноярского края В.А.Толоконского считает иначе и ставит конкретные задачи: "Производство и переработка сельскохозяйственной продукции - тоже здесь есть спрос, есть занятость, мы сохраняем огромную массу сельского населения. Если мы пренебрегаем этим, то наступает деградация". И далее: "Базовая задача - это занятость, доходы граждан, доходы населения" (из стенограммы аппаратного совещания Губернатора Красноярского края от 09.01.2017).
Вызывает тревогу размер заработной платы работников, занятых в оленеводстве, рыболовстве, охотничьем промысле. Уполномоченный уже отмечал, что в последние годы в традиционных видах хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера сложилась практика оплачивать труд работников по сдельным расценкам, которые не соответствуют экономически обоснованным затратам труда.
Уполномоченный рекомендует Агентству по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов выработать эффективные механизмы субсидирования продукции традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов.
В целом, можно сказать, что географически сферы труда коренных малочисленных народов Севера носят локализованный характер. Менталитет, традиции, условия проживания не способствуют высокой трудовой мобильности. Поэтому люди исторически традиционно живут за счет возобновляемых природных ресурсов. Иных средств к существованию у них нет, а это значит, что 100% возобновляемых природных ресурсов должны быть отданы лицам, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера.
Еще одной сферой труда, опять же географически локализованной, является нефтегазодобыча в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. Те лица, которые не ведут традиционный образ жизни и не осуществляют традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера, могли бы работать в промышленных компаниях при наличии соответствующего образования. Но промышленные компании избрали стратегию использования рабочей силы вахтовым методом. Наверно, единственная компания, которая ориентируется на местные (г.Норильск, г.Дудинка) рабочие кадры, - это АО "Норильскгазпром".
Уполномоченный рекомендует Правительству Красноярского края при заключении соглашений с промышленными компаниями включать пункты по трудоустройству местных кадров, в том числе коренных малочисленных народов Севера.
3.5. Право на получение государственных и муниципальных услуг
В предыдущих докладах Уполномоченный неоднократно поднимал вопрос о недоступности государственных и муниципальных услуг. О полном решении этой проблемы говорить еще рано, но подвижки все же есть. В настоящее время в крае завершается создание сети краевого государственного бюджетного учреждения "Многопрофильный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - КГБУ "МФЦ"). На территории Крайнего Севера создано 11 МФЦ и 26 территориально обособленных структурных подразделений, в целом на 112 окон.
Организовано предоставление государственных (федеральных и региональных) и муниципальных услуг в КГУБ "МФЦ" на основании заключенных соглашений. Необходимо отметить, что создание сети МФЦ является социально значимым проектом, позволяющим повысить доступность услуг, минимизировать риски ограничения доступности услуг, связанные с проводимой оптимизацией территориальных структур федеральных органов власти, особенно в отдаленных муниципальных образованиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.