В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2016 год", проведенных 23 июня 2017 года, Законодательное Собрание края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Резолюцию публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2016 год".
2. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по бюджету и экономической политике (Д.В.Свиридов).
Председатель Законодательного Собрания края |
А.В.Усс |
Утверждена
Законодательного Собрания края
от 29 июня 2017 г. N 3-803П
Резолюция публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2016 год"
Заслушав информацию об итогах социально-экономического развития края и об исполнении краевого и консолидированного бюджетов за 2016 год, участники публичных слушаний отмечают, что исполнение краевого бюджета в 2016 году осуществлялось при снижении основных социальных и экономических показателей по отношению к 2015 году, обусловленном влиянием негативных факторов на экономику Российской Федерации и Красноярского края (низкие цены на нефть и цветные металлы, сохраняющаяся неопределенность на финансовых рынках). Прогнозные значения большинства показателей не были достигнуты.
Вместе с тем Красноярский край сохранил положительную динамику производства в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, возобновился рост инвестиций, снизилась инфляция.
В 2016 году цены на нефть марки "Ural's" и цветные металлы, экспортируемые Красноярским краем, не достигли своих прогнозных значений, но были близки к ожидаемой оценке по итогам года. Продолжилось ослабление курса рубля, 1 доллар США стоил 66,9 рубля в среднегодовом исчислении против 61,0 рубля в 2015 году.
В сложившихся условиях объем промышленного производства составил 98,5 % относительно 2015 года при среднем показателе по России - 101,1 %.
Сложившийся показатель промышленного производства обусловлен изменениями в основных промышленных видах деятельности:
добыча полезных ископаемых - 101,7 % (Россия - 102,5 %);
обрабатывающие производства - 95,3 % (Россия - 100,1 %);
энергетика - 101,1 % (Россия - 101,5 %).
В обрабатывающих производствах при снижении общего показателя (95,3 % к уровню 2015 года) отмечается существенный рост в семи наиболее значимых видах экономической деятельности.
Причиной, повлиявшей на снижение итогового индекса в обрабатывающем производстве и в промышленности в целом, стало снижение производства цветных металлов (никеля, меди) в связи с масштабной модернизацией, проводимой в металлургической отрасли края.
Край остается лидером в Сибирском федеральном округе по объему инвестиций в основной капитал и формирует около 30 % общего объема инвестиций округа и порядка 3 % общероссийского объема. В условиях продолжения реализации крупных инвестиционных проектов объем инвестиций в основной капитал по итогам 2016 года возрос на 22,2 млрд. рублей и составил 419,1 млрд. рублей.
В сфере жилищного строительства в отчетном году введено 1,37 млн кв. метров общей площади жилых домов, что на 4,8 % больше, чем в 2015 году.
Объем производства продукции агропромышленного комплекса в хозяйствах всех категорий в 2016 году составил 102,6 млрд. рублей. По этому показателю край занял второе место среди субъектов Сибирского федерального округа. Доля края в производстве сельскохозяйственной продукции в Сибирском федеральном округе составила 15,2 % (в Российской Федерации - 1,8 %). Достигнутые показатели в значительной мере стали результатом государственной поддержки отрасли. На реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий края направлено 409,9 млн. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2015 году.
Инфляция на потребительском рынке края в декабре 2016 года по отношению к декабрю 2015 года составила 104,7 % (в декабре 2015 года по отношению к декабрю 2014 года - 110,6 %), что ниже среднероссийского показателя (105,4 %).
По итогам 2016 года среднемесячная начисленная заработная плата составила 38,5 тыс. рублей, номинально увеличилась на 6,6 % к 2015 году. Рост реальной заработной платы в крае по отношению к 2015 году составил 0,8 %, что выше среднего показателя по Российской Федерации - 0,7 % (в Сибирском федеральном округе реальная заработная плата снизилась на 0,8 %). В 2016 году в Красноярском крае, как и в целом по Российской Федерации, продолжилось снижение реальных денежных доходов населения. Реальные денежные доходы населения Красноярского края в 2016 году составили 97,9 % к 2015 году, что выше, чем в среднем по Российской Федерации (94,4 %) и по Сибирскому федеральному округу (93,3 %). Красноярский край по-прежнему лидирует среди регионов Сибирского федерального округа по величине среднемесячной заработной платы, среднедушевых доходов населения.
Величина прожиточного минимума выросла всего на 2,1 % (четвертый квартал 2016 года к четвертому кварталу 2015 года) и составила 10 821 рубль. Доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по итогам года незначительно уменьшилась и составила 18,5 % (2015 год - 18,9 %, 2014 год - 16,7 %, 2013 год - 15,2 %), или 529,1 тыс. человек.
Уровень зарегистрированной безработицы в течение 2016 года сократился на 0,1 % и по состоянию на 1 января 2017 года составил 1,2 % от численности экономически активного населения, что ниже среднего показателя по Сибирскому федеральному округу и соответствует среднероссийскому уровню (Сибирский федеральный округ - 1,6 %, Российская Федерация - 1,2 %).
Несмотря на снижение рождаемости с 41,2 до 39,8 тыс. человек, сохраняется естественный прирост населения, который в 2016 году составил 4,0 тыс. человек. Красноярский край по-прежнему занимает первое место по численности населения в Сибирском федеральном округе (удельный вес населения Красноярского края в общей численности населения округа - 14,9 %). По состоянию на 1 января 2017 года общая численность постоянного населения края составила 2875,3 тыс. человек и увеличилась с начала 2016 года на 8,8 тыс. человек, или на 0,3 %. Среднегодовая численность населения в 2016 году достигла 2870,9 тыс. человек.
В 2016 году одной из главных задач бюджетной политики Красноярского края являлась задача по снижению дефицита краевого бюджета, который по итогам года составил 13,1 млрд. рублей, в том числе по собственным средствам - менее 11 млрд. рублей (в 2013 году - 31,2 млрд. рублей).
Благодаря этому произошло замедление темпов прироста государственного долга Красноярского края с 65,1 % в 2013 году до 13,2 % в 2016 году.
В результате взаимодействия органов исполнительной власти края с органами государственной власти Российской Федерации в 2016 году бюджету края из федерального бюджета дополнительно к первоначально утвержденному объему было выделено 4,3 млрд. рублей.
Кроме того, в 2016 году Красноярскому краю из федерального бюджета были дополнительно предоставлены бюджетные кредиты в сумме 9,3 млрд. рублей в целях погашения долговых обязательств субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам субъектов Российской Федерации.
В результате общий объем средств из федерального бюджета в 2016 году составил 32,6 млрд. рублей.
Объем налоговых и неналоговых поступлений с территории края вырос в 2016 году на 19,6 млрд. рублей.
Программная часть краевого бюджета, сформированная на основании 21 государственной программы Красноярского края, составила 98,1 % (196 483,7 млн. рублей) общих исполненных расходов краевого бюджета, непрограммные расходы - 1,9 % (3 897,9 млн. рублей). Из них на реализацию указов Президента Российской Федерации в течение 2016 года было направлено 56,7 млрд. рублей за счет всех источников финансирования, в том числе за счет средств краевого бюджета - 43,4 млрд. рублей. Основными направлениями, реализация которых осуществлялась в рамках указов Президента Российской Федерации, являлись:
- повышение заработной платы работников бюджетной сферы;
- обеспечение стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет;
- обеспечение граждан доступным и комфортным жильем.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в Красноярском крае в 2016 году была направлена также на продолжение совершенствования системы межбюджетных отношений в Красноярском крае.
По-прежнему одним из главных приоритетов бюджетной политики края является обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований края, сохранения их финансовой устойчивости.
Прошедший год стал решающим на этапе подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г.Красноярске: из 34 объектов, предусмотренных перечнем объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и проведения Универсиады, по 22 объектам в 2016 году разработана проектно-сметная документация, по 17 - завершена государственная экспертиза и начато строительство.
Всего расходы на реализацию мероприятий по подготовке и проведению Универсиады в целом исполнены в сумме 7 369,2 млн. рублей, что составило 81,7 % от плановых ассигнований (9 015,9 млн. рублей).
В течение 2016 года в Закон о бюджете вносились изменения, в результате которых первоначальные бюджетные назначения по доходам были уменьшены на 1,6 млрд. рублей. Расходы бюджета выросли на 1,7 млрд. рублей, плановый дефицит - на 3,3 млрд. рублей.
Размер государственного долга в 2016 году увеличился на 11,2 млрд. рублей и составил 95,9 млрд. рублей, или 58,9 % от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, в том числе 70,8 млрд. рублей по коммерческим обязательствам (облигации и кредиты банков), без учета кредитов сумма обязательств составила 60,6 млрд. рублей, или 43,5 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Участники публичных слушаний рекомендуют:
1. Законодательному Собранию края утвердить отчет об исполнении краевого бюджета за 2016 год.
2. Правительству края совместно с Законодательным Собранием края:
осуществлять взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, направленное на совершенствование межбюджетных отношений и получение дополнительных средств финансовой помощи краевому бюджету;
разработать и принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации Закона края от 31 марта 2016 года N 10-4346 "О промышленной политике в Красноярском крае", в том числе разработать порядок заключения специального инвестиционного контракта и установить критерии отбора инвестиционных проектов для предоставления мер государственной поддержки;
ускорить принятие закона края о переходе на исчисление налога на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости объектов недвижимости.
3. Правительству края:
обеспечить согласованность документов стратегического планирования края с проектом стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года в части определенных в проекте стратегии целей, основных направлений и целевых ориентиров социально-экономического развития края в долгосрочной перспективе;
проанализировать возможность и организовать работу по внедрению практики укрупнения муниципальных образования края;
продолжить реализацию политики сдержанного расходования средств краевого бюджета с целью сокращения размера дефицита краевого бюджета;
продолжить реализацию мер, направленных на сокращение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности главными администраторами бюджетных средств, главными распорядителями бюджетных средств;
организовать работу по достижению показателей в рамках соглашения о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Красноярского края;
продолжить реализацию проекта по поддержке местных инициатив;
продолжить реализацию межбюджетной политики, направленной на консолидацию межбюджетных субсидий и сокращение объемов межбюджетных трансфертов, распределяемых в течение бюджетного года;
рассмотреть возможность отдельного отражения в перечне строек и объектов тех объектов, бюджетные ассигнования по которым выделяются на разработку проектно-сметной документации, в целях повышения эффективности контроля за расходованием бюджетных средств.
4. Правительству края совместно с органами местного самоуправления:
продолжить реализацию мер, направленных на повышение качества администрирования и прогнозирования неналоговых доходов консолидированного бюджета края;
обеспечить реализацию планов мероприятий по росту доходов и повышению эффективности бюджетных расходов Красноярского края;
принять меры по повышению собираемости налогов и сборов и повышению эффективности работы по взысканию имеющейся задолженности во все уровни бюджетной системы;
совместно с контрольно-надзорными и правоохранительными органами продолжить реализацию мер, направленных на выявление и снижение неформальной занятости, легализацию "теневой" заработной платы во внебюджетном секторе экономики и повышение собираемости налогов на доходы физических лиц;
разработать и принять план мероприятий по сокращению объемов незавершенного строительства в крае, повышению качества оценки эффективности капитальных вложений при вынесении решения о выделении средств на строительство и повышению качества подготовки проектной документации на объекты капитального строительства;
разработать и принять комплекс мер, направленных на устранение многочисленных нарушений, касающихся как процедур проведения, так и эффективности и результативности закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;
продолжить реализацию комплекса мер по повышению доступности банковских и почтовых услуг в сельских поселениях края.
5. Органам местного самоуправления края:
продолжить работу по совершенствованию бюджетного планирования в муниципальных образованиях края;
усилить контроль за целевым, эффективным и экономным расходованием бюджетных средств, за использованием средств, выделяемых в рамках реализации муниципальных программ;
обеспечить выполнение соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета;
совместно с налоговыми органами продолжить реализацию мер, направленных на увеличение собираемости налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, сокращение задолженности по платежам в местные бюджеты.
6. Счетной палате края:
при осуществлении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий руководствоваться стандартами внешнего финансового контроля;
продолжить информационно-методическое обеспечение деятельности контрольных органов муниципальных образований края с целью внедрения единых подходов и стандартов контрольно-аналитической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 29 июня 2017 г. N 3-803П "О резолюции публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2016 год"
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://zakon.krskstate.ru) 6 июля 2017 г.
Настоящий документ снят с контроля