Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 14.11.2017 N 784-р
Концепция
развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года
I. Общие положения
Концепция развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года (далее - Концепция) определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) краевого значения, а также меры по повышению эффективности государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения.
Необходимость разработки Концепции определяется:
необходимостью сохранения уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, местообитаний объектов животного и растительного мира;
внесением изменений в федеральное и краевое законодательство об ООПТ.
Концепция разработана в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р (далее - Экологическая доктрина Российской Федерации), Закона Красноярского края от 28.09.1995 N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае", Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, утвержденной указом Губернатора Красноярского края от 25.11.2013 N 225-уг (далее - Концепция государственной политики Красноярского края).
При подготовке Концепции учтены результаты реализации Схемы развития и размещения ООПТ в Красноярском крае на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета администрации Красноярского края от 02.11.2006 N 341-п.
II. Система ООПТ Красноярского края
По территории Красноярский край занимает 2 место среди субъектов Российской Федерации, объединяет 44 муниципальных района и 17 городских округов, занимающих 236,7 млн га в азиатской части России. Протяженность региона с севера на юг составляет 2 800 км, а с запада на восток - до 1250 км.
Природные комплексы края включают 10 географических природных зон: от островов и побережья Ледовитого океана, до сухих степей Центральной Азии. Всемирным фондом дикой природы на территории края выделены 3 экологических региона, приоритетных для сохранения мирового биологического разнообразия и включенных в список "Global 200": Таймырская и Сибирская прибрежные тундры, Восточно-Сибирская тайга и горные леса Саян.
По состоянию на 01.01.2017 в Красноярском крае функционирует 111 ООПТ общей площадью 14,58 млн га - 6,16% территории региона. Около 80% заповедного фонда края приходится на 11 федеральных ООПТ площадью 11,59 млн га.
96 ООПТ краевого значения занимают 2,97 млн га или 1,25% (таблица 1). Также под охраной на территории Красноярского края находится 4 ООПТ местного значения, общей площадью 0,02 млн га или 0,00874%. Перечень действующих ООПТ краевого и местного значения ежегодно утверждается министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в рамках ведения государственного кадастра ООПТ краевого и местного значения.
Таблица 1
Структура системы ООПТ краевого значения
Категория ООПТ краевого значения |
Количество ООПТ краевого значения |
Размещение по муниципальным районам |
Суммарные показатели объектов |
|
площадь, тыс. га |
доля в заповедном фонде Красноярского края, % |
|||
Заказники |
40 |
33 района |
2 569,9 |
17,6 |
Природный парк "Ергаки" |
1 |
Ермаковский и Каратузский |
342,9 |
2,4 |
Памятники природы |
55 |
24 района |
55,9 |
0,4 |
Всего |
96 |
41 район |
2968,7 |
20,4 |
Под охраной в границах ООПТ краевого значения находятся 99 видов животных, 210 видов растений и грибов, занесенных в Красную книгу Красноярского края в соответствии с постановлениями администрации Красноярского края от 06.04.2000 N 254-п "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах диких животных" и Совета администрации Красноярского края от 03.05.2005 N 127-п "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах дикорастущих растений и грибов". Под непосредственной защитой находятся места обитания 70% редких животных и 42% редких растений и грибов, находящихся под угрозой исчезновения.
Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, Красноярский край отнесен к зонам стратегических интересов Российской Федерации. В макрорайонах Красноярского края, определенных Схемой территориального планирования Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 N 449-п, предполагается осуществление крупных инвестиционных проектов, в том числе:
Северный макрорайон - разработка месторождений полиметаллических руд и углеводородов, развитие цветной металлургии;
Приангарский макрорайон - развитие цветной металлургии в Мотыгинско-Раздолинском промышленном узле, добыча и переработка углеводородов, создание объектов лесопромышленного производства;
Южный макрорайон - формирование индустриального узла в Курагинском районе на базе железорудных месторождений, строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино;
Западный макрорайон - ввод дополнительных энергоблоков на Березовской ГРЭС, развитие угледобычи, строительство магистральных нефтепродуктопроводов;
Центральный макрорайон - развитие агропромышленного комплекса и производств глубокой переработки сырья;
Восточный макрорайон - разработка месторождений медно-никелевых руд в Саянском районе, формирование промышленного узла федерального уровня.
Возрастут промышленный и сельскохозяйственный потенциалы Красноярского края. Увеличатся население и его рекреационные потребности. Сохранение природного наследия на прогнозируемый период становится одним из основополагающих факторов социально-экономического развития региона.
Угрозы сохранению ландшафтного и биологического разнообразия Красноярского края связаны с побочными аспектами экономического развития Красноярского края:
разрушение естественных местообитаний в результате добычи полезных ископаемых и размещения производств по их обогащению;
трансформация видовой и возрастной структуры лесов под воздействием промышленных заготовок древесины;
увеличение загрязнения компонентов природной среды в связи с развитием промышленности, топливно-энергетического комплекса и ростом населения;
фрагментация местообитаний в результате строительства объектов инфраструктуры;
чрезмерная эксплуатация охотничьих и водных биологических ресурсов, неконтролируемый сбор пищевых и лекарственных растений, а также ухудшение продуктивности пастбищ и естественных сенокосов.
Как территориальная форма сохранения биологического разнообразия, региональная система ООПТ является основным направлением природоохранной деятельности, благодаря которому восстановлено поголовье бобра и сибирского горного козла, сохранены местообитания других редких животных, растений и грибов.
Экологическая доктрина Российской Федерации и Концепция государственной политики Красноярского края рассматривают развитие региональной системы ООПТ в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Совершенствование системы ООПТ краевого значения обеспечивает участие региона в выполнении международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
На ООПТ краевого значения возлагается и предоставление следующих востребованных обществом услуг:
содействие воспроизводству наиболее ценных возобновляемых природных ресурсов;
создание условий для развития регулируемого туризма и рекреационного использования естественных природных комплексов и объектов;
реализация эколого-просветительских программ;
проведение прикладных исследований в области естественных наук.
За последние 15 лет сформулированы следующие критерии организации государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения:
проекты развития системы ООПТ краевого значения разрабатываются на основе рекомендаций профильных научных организаций и общественных объединений Красноярского края с учетом возможностей бюджета Красноярского края по финансированию затрат на создание и функционирование ООПТ краевого значения;
для формирования гибкой и эффективной системы ООПТ краевого значения необходимо предусмотреть механизмы оптимизации целей, задач, площадей, границ и режимов ООПТ краевого значения.
Концепцией до 2030 года предусмотрено увеличение общей площади ООПТ краевого значения с 2,97 до 3,63 млн га (или с 1,25 до 1,53% от площади Красноярского края).
Формирование региональной системы ООПТ увязано с основными направлениями развития экономики в Красноярском крае, как это предусмотрено Схемой территориального планирования Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 N 449-п.
III. Цель, задачи и принципы реализации Концепции
Целью Концепции является совершенствование природоохранной деятельности в Красноярском крае путем повышения эффективности государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения в интересах устойчивого развития Красноярского края, обеспечения экологической безопасности населения, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
формирование репрезентативной сети ООПТ краевого значения с созданием новых заказников, микрозаказников, охраняемых водно-болотных угодий и памятников природы, расширением территории природного парка "Ергаки";
обеспечение эффективной охраны природных, историко-культурных комплексов и объектов на ООПТ краевого значения;
осуществление на территории ООПТ краевого значения работ по государственному экологическому мониторингу и восстановлению ресурсов редких животных и растений, занесенных в Красную книгу Красноярского края;
развитие экологического туризма и эколого-просветительской деятельности в природном парке, заказниках и памятниках природы;
участие ООПТ краевого значения в формировании позитивного отношения населения к вопросам сохранения природного наследия, ландшафтного и биологического разнообразия.
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
приоритетность сохранения природных, историко-культурных комплексов и объектов над иными задачами ООПТ краевого значения;
научная обоснованность принятия управленческих решений;
учет социально-экономических аспектов при принятии решений;
системное и комплексное решение задач в области организации и функционирования ООПТ краевого значения;
открытость и доступность информации о результатах деятельности ООПТ краевого значения.
Поэтапное расширение сети ООПТ краевого значения с учетом перечисленных принципов позволит создать устойчивую систему природных резерватов (экологический каркас региона), компенсирующую существующие и потенциальные последствия техногенного изменения окружающей среды.
IV. Основные направления развития системы ООПТ в Красноярском крае
1. Развитие региональной сети ООПТ
В целях совершенствования сети ООПТ краевого значения до 2030 года предусматривается:
разработать обосновывающую документацию и создать 31 ООПТ краевого значения на общей площади 660,502 тыс. га согласно приложению к Концепции, в том числе обосновывающую документацию для объекта "Кедранский реликтовый остров" с целью присоединения территории бассейнов рек Большой и Малый Кебеж к территории природного парка "Ергаки";
актуализировать документацию для 21 действующей ООПТ краевого значения, в том числе входящих в состав водно-болотных угодий, имеющих международное значение, в целях уточнения их категорий, актуализации площадей, границ, режимов охраны и природопользования;
разработать положения об охранных зонах 52 памятников природы краевого значения и 1 природного парка краевого значения;
провести работу, направленную на включение в приложение к Концепции государственных природных заказников "Косогольско-Сережский" и "Пойма р. Сереж" в Ужурском районе;
определить очередность организации ООПТ краевого значения из приложения к Концепции по степени природоохранной значимости территорий;
разработать рекомендации по созданию в Красноярском крае ООПТ местного значения на основе предложений и обоснований органов местного самоуправления;
подготовить обоснования по оптимизации системы ООПТ краевого значения с учетом актуальных вопросов экономического развития, региональных задач сохранения биологического разнообразия и схем территориального планирования муниципальных образований Красноярского края;
сформировать перечень объектов, рекомендуемых для организации ООПТ краевого значения после 2030 года.
2. Совершенствование законодательства о создании и функционировании ООПТ
Для совершенствования нормативного правового обеспечения развития системы ООПТ планируется разработать Правительству Красноярского края предложения по продвижению инициатив о внесении поправок в законы и нормативные акты федерального уровня:
в Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" о наделении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению порядка изменения границ и категорий ООПТ, порядка ликвидации ООПТ регионального значения;
в Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в части предоставления полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации по определению платы, взимаемой государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление природными парками, за посещение физическими лицами земельных участков, предоставленных учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование в целях туризма и отдыха;
в Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в части наделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по утверждению такс возмещения ущерба объектам животного мира, занесенным в региональные Красные книги, но не занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
о принятии Федерального закона "О растительном мире", проект которого был внесен в Государственную Думу Российской Федерации в 1995 году, с внесением в него предложений по наделению органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по утверждению такс возмещения ущерба объектам растительного мира, занесенным в региональные Красные книги, но не занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
3. Совершенствование государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения
Реализация Концепции обеспечивается эффективным государственным управлением в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения. В целях совершенствования государственного управления необходимо:
организовать работы по внесению сведений об ООПТ краевого значения и их охранных зонах в Единый государственный реестр недвижимости;
обеспечить материально-техническое оснащение государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, в том числе форменной одеждой, обмундированием и средствами индивидуальной защиты, спецсредствами;
создать и обеспечить функционирование Арктической межрайонной специализированной инспекции по охране ООПТ (филиала КГКУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края");
организовать взаимодействие с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения, и учреждениями, осуществляющими управление ООПТ соседствующих субъектов РФ, с проведением стажировок государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, семинаров, совещаний для специалистов и руководителей.
4. Экономическое и финансовое обеспечение деятельности ООПТ краевого значения
Для устойчивого финансового обеспечения системы ООПТ краевого значения необходимо:
обеспечение финансирования деятельности ООПТ краевого значения, необходимого для эффективной охраны природных комплексов и объектов, в том числе материально-технического обеспечения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;
внедрение положительного опыта получения природными парками и заказниками собственных средств за счет оказания платных услуг;
стимулирование развития малого бизнеса в сфере организации туризма и рекреации на ООПТ краевого значения.
5. Кадровая политика
Эффективное управление системой ООПТ краевого значения базируется на наличии подготовленных кадров. Для повышения квалификации работников ООПТ краевого значения необходимо:
регулярно проводить аттестации государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;
внедрять специальные программы для обучающих семинаров по повышению квалификации специалистов и государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;
организовать регулярное проведение стажировок и выездов на ООПТ Красноярского края и соседних субъектов Российской Федерации для обмена опытом среди руководителей, специалистов и государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;
содействовать проведению на ООПТ краевого значения курсовых и дипломных практик профильных образовательных организаций высшего образования для подготовки молодых специалистов в области сохранения биологического разнообразия.
6. Организация охраны природных комплексов и объектов
Осуществление эффективной охраны природных комплексов и объектов является основополагающей задачей ООПТ краевого значения. Для решения этой задачи Концепцией предусмотрены:
усиление взаимодействия с надзорными органами по предотвращению нарушений законодательства Красноярского края об ООПТ;
внедрение в деятельность государственных учреждений, осуществляющих охрану ООПТ краевого значения, современных средств оперативного реагирования (квадрокоптеры, спутниковые телефоны и навигаторы, фотоловушки, мотовездеходы и т.д.);
совершенствование методического обеспечения охраны природных комплексов и объектов, а также практики привлечения виновных лиц к административной и гражданско-правовой ответственности;
выделение в натуре и обозначение аншлагами границ ООПТ краевого значения.
7. Регулирование использования природных ресурсов на ООПТ краевого значения
Основными мерами по регулированию использования природных ресурсов ООПТ краевого значения на планируемый период определены:
разработка рекомендаций по проведению рубок в лесах на ООПТ краевого значения, учитывающих приоритеты сохранения и восстановления биологического и ландшафтного разнообразия;
разработка рекомендаций и реализация проектов, предусматривающих проведение комплекса биотехнических и иных мероприятий по сохранению редких видов животных и растений, восстановлению охотничьих ресурсов и их демонстрации в естественных условиях посетителям ООПТ краевого значения;
поэтапное формирование реестров собственников, владельцев и пользователей земельных участков в границах ООПТ краевого значения;
апробация на ООПТ краевого значения современных интенсивных технологий восстановления редких и хозяйственно ценных видов животных.
В границах отдельных объектов, перспективных для организации ООПТ краевого значения, включенных в Концепцию, расположены проявления и месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для развития региона (например, Вороговские острова, Озеро Маковское, Гора Веховая, Манское займище, Кинзелюкский водопад).
При организации таких ООПТ краевого значения в режимах их охраны и природопользования будет предусмотрена возможность проведения отдельных видов геологических работ без ущерба для сохранности ценных природных комплексов и объектов.
8. Проведение научных исследований и государственного экологического мониторинга
Научно-исследовательская деятельность на ООПТ краевого значения проводится на основе следующих приоритетов:
мониторинг состояния популяций и изучение биологии редких видов животных и растений, а также иных видов, имеющих хозяйственную значимость;
разработка мер по охране и восстановлению природных и историко-культурных комплексов и объектов;
научное обеспечение организации экологического просвещения и познавательного туризма.
Для организации научных исследований на ООПТ краевого значения, сбора и обработки информации предлагается:
организовать на плановой основе долгосрочное взаимодействие с профильными научно-исследовательскими и образовательными организациями высшего образования Красноярского края по изучению и сохранению биологического разнообразия на ООПТ краевого значения;
обеспечить ежегодное представление в министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края информации о результатах государственного мониторинга охотничьих ресурсов, включающей сведения о местах обитания, миграциях и концентрациях основных объектов, охраняемых на ООПТ краевого значения;
развивать практику создания геоинформационных систем и связанных с ними баз данных, полученных в ходе мониторинга природных ресурсов, для использования при принятии решений по управлению ООПТ краевого значения;
продолжить издание полевых определителей животных и растений, занесенных в Красную книгу Красноярского края, для государственных инспекторов в области охраны окружающей среды и населения Красноярского края;
организовать сбор материалов для ведения Красной книги животных, растений и грибов Красноярского края, в том числе уточнение аннотированных перечней видов флоры и фауны, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде на территории Красноярского края, с публикацией ее новой редакции до 2022 года.
9. Экологическое просвещение и работа с населением
Эколого-просветительская деятельность направлена на повышение уровня экологической культуры и формирование у населения Красноярского края понимания проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, а также позитивного отношения к роли ООПТ краевого значения в социально-экономическом развитии региона.
Для системной организации эколого-просветительской деятельности необходимо:
сформировать просветительские программы по охране природного наследия Красноярского края, ориентированные на различные социальные группы населения, с использованием современных методов работы;
содействовать созданию документальных фильмов о проблемах сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Красноярского края;
расширить выпуск информационно-рекламных изданий, включая буклеты и иную полиграфическую продукцию для распространения среди населения;
развивать практику проведения детских экологических лагерей, экспедиций и экскурсий;
расширять сотрудничество с общественными организациями. Приступить к формированию групп поддержки деятельности ООПТ краевого значения из местного населения.
10. Развитие познавательного туризма
Ознакомление с природными достопримечательностями Красноярского края является эффективной формой эколого-просветительской работы. Туристическая деятельность на ООПТ краевого значения осуществляется с учетом целей их создания и режимов охраны. Для развития познавательного туризма предусматривается:
обеспечить ведение реестра объектов рекреационной инфраструктуры на ООПТ краевого значения;
разработать правила посещения экскурсантами ООПТ краевого значения с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам;
обеспечить с участием инвесторов поэтапное обустройство (в том числе информационное) экологических троп, смотровых площадок и мест наблюдения за дикими животными;
наладить партнерские связи с туристическими компаниями и организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма.
V. Финансирование реализации Концепции
Источниками финансирования настоящей Концепции являются средства бюджета Красноярского края, а также иные средства, привлекаемые для ее реализации, в том числе гранты, благотворительные пожертвования и средства, получаемые соответствующими краевыми государственными бюджетными учреждениями от приносящей доход уставной деятельности.
Финансирование мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Красноярского края на соответствующий год и плановый период в рамках подпрограммы "Охрана природных комплексов и объектов" государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 512-п.
Предусматривается финансирование следующих мероприятий:
развитие сети ООПТ краевого значения;
сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;
проведение исследований, связанных с изучением, а также охраной биологического и ландшафтного разнообразия;
экологическое просвещение населения и развитие познавательного туризма;
выполнение других мероприятий в сфере развития системы ООПТ Красноярского края.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В результате решения основных задач, предусмотренных Концепцией, к 2030 году (по сравнению с 2016 годом) будут достигнуты следующие целевые показатели соответственно:
увеличение площади ООПТ краевого значения с 2,97 млн га до 3,63 млн га (или с 1,25 до 1,53% от площади региона);
количество восстановленных субпопуляций копытных животных до промысловой численности, позволяющей исключить их из Красной книги Красноярского края, - 5 субпопуляций;
сокращение количества видов животных, занесенных в Красную книгу Красноярского края с категорией 4 (неопределенные по статусу), с 54 видов в 2015 году до 0 в 2030 году;
обеспечение сохранения численности охотничьих ресурсов и водных биоресурсов на промысловом уровне;
создание охранных зон 52 памятников природы и 1 природного парка;
внесение сведений об ООПТ краевого значения и их охранных зонах в Единый государственный реестр недвижимости;
создание и обеспечение функционирования Арктической межрайонной специализированной инспекции по охране ООПТ (филиала КГКУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края");
издание новой редакции Красной книги Красноярского края (2022 год).
Заключение
Реализация Концепции обеспечивается путем учета ее положений:
а) при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов Красноярского края;
б) при разработке программных документов краевого уровня (стратегии, концепции, программы и др.);
в) при участии в разработке федеральных программ в области охраны окружающей среды;
г) при планировании и принятии решений об осуществлении на территории Красноярского края экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду.
Решение задач, предусмотренных Концепцией, осуществляется путем разработки и выполнения плана мероприятий по реализации Концепции.
Целевые показатели решения основных задач Концепции, количественные значения по их достижению определяются в основных направлениях деятельности Правительства Красноярского края, концепциях социально-экономического развития Красноярского края на соответствующие периоды, а также в федеральных и краевых программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.