Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации города
от 13.10.2017 N 731
Муниципальная программа
"Управление муниципальными финансами"
на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов
Паспорт муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
"Управление муниципальными финансами" на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
департамент финансов администрации города (далее - департамент финансов) |
Соисполнители Программы |
отсутствуют |
Структура Программы, перечень подпрограмм, отдельных мероприятий Программы |
подпрограмма "Организация бюджетного процесса"; отдельное мероприятие "Управление муниципальным долгом города Красноярска" |
Цели Программы |
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Красноярска, повышение качества и прозрачности управления муниципальными финансами |
Задачи Программы |
1) повышение эффективности управления муниципальными финансами, в том числе с учетом применения принципов и процедур управления, ориентированных на достижение конечного результата; 2) мобилизация доходов бюджета города; 3) нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса в городе, организация планирования и исполнения бюджета города; 4) обеспечение внутреннего муниципального финансового контроля; 5) эффективное управление муниципальным долгом города Красноярска |
Сроки реализации Программы |
2018-2020 годы |
Целевые индикаторы |
1) доля расходов бюджета города, формируемых в рамках муниципальных программ города Красноярска; 2) темп прироста доходной части бюджета города; 3) соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по срокам внесения проекта бюджета города и отчета о его исполнении в представительный орган, ограничений по показателям бюджета города; 4) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе годовой бюджетной отчетности; 5) объем просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (включая уплату страховых взносов) муниципальных учреждений; 6) доля главных распорядителей бюджетных средств, обеспеченных возможностью работы в постоянно обновляющихся информационных системах планирования и исполнения бюджета города; 7) количество обновлений информации на сайте "Открытый бюджет города Красноярска"; 8) соотношение объема проверенных средств бюджета города с общей суммой расходов бюджета города (без учета субвенций); 9) удельный вес муниципального долга в собственных доходах бюджета города |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
объем бюджетных ассигнований на 2018-2020 годы за счет средств бюджета города - 4 735 357,81 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 1 548 544,24 тыс. рублей; 2019 год - 1 576 028,33 тыс. рублей; 2020 год - 1 610 785,24 тыс. рублей. Общий объем финансирования подпрограммы 1 "Организация бюджетного процесса" за счет средств бюджета города - 459 276,45 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 153 092,15 тыс. рублей; 2019 год - 153 092,15 тыс. рублей; 2020 год - 153 092,15 тыс. рублей. Общий объем финансирования отдельного мероприятия 1 "Управление муниципальным долгом города Красноярска" за счет средств бюджета города - 4 276 081,36 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 1 395 452,09 тыс. рублей; 2019 год - 1 422 936,18 тыс. рублей; 2020 год - 1 457 693,09 тыс. рублей |
I. Общая характеристика текущего состояния сферы управления муниципальными финансами города Красноярска. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Современная система управления муниципальными финансами в городе Красноярске сложилась в результате проводимой на протяжении последних лет работы по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению его прозрачности и открытости, внедрению новых технологий в формирование и исполнение бюджета города.
За период 2006-2012 годов в результате административной реформы, реализации мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов получили развитие новые формы оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг, было усовершенствовано правовое положение муниципальных учреждений, разработана необходимая нормативно-правовая база для перехода к формированию бюджета города Красноярска в программном формате.
Применение инструментов программного бюджетирования позволило повысить качество бюджетного планирования, обеспечить более четкую взаимосвязь распределения расходов бюджета города с результатами от реализации программ, разрабатываемых на основе стратегических целей социально-экономического развития города.
С 2014 года бюджет города формируется на основе 12 муниципальных программ. В 2017 году разработана и утверждена еще 1 муниципальная программа.
Реализация муниципальных программ в 2014 году - истекшем периоде 2017 года осуществлялась в условиях разнонаправленных изменений экономической ситуации в стране и крае, таких как замедление темпов социально-экономического развития в 2014-2015 годах и наметившийся рост в 2016-2017 годах. Это оказало существенное влияние на исполнение бюджета города.
С целью обеспечения сбалансированности бюджета города ежегодно, начиная с 2014 года, утверждаются планы мероприятий по мобилизации доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики города Красноярска.
В рамках плана по мобилизации доходов в 2014 году - истекшем периоде 2017 года администрацией города проведена работа по различным направлениям, в том числе:
совершенствование законодательства;
расширение доходной базы бюджета города на основе мобилизации собственных доходов;
повышение эффективности системы администрирования доходов.
В целях мобилизации доходов бюджета города проводилась работа по инвентаризации муниципального имущества для включения его в прогнозный план приватизации и дальнейшего выставления имущества на торги; по взысканию задолженности по арендным платежам за землю и муниципальное имущество; совместная работа администрации города с налоговыми органами, пенсионным фондом, казначейством и другими ведомствами по легализации "теневой" заработной платы и взысканию задолженности по налоговым платежам в бюджет.
Также были сконцентрированы усилия на минимизацию рисков по уменьшению кадастровой стоимости земельных участков через участие в заседаниях комиссии при управлении Росреестра по Красноярскому краю по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков и защиту интересов в судах.
В ходе работы по оптимизации расходов органами администрации города осуществлялась оценка возможности сокращения расходов с учетом их приоритетности. Расходы бюджета города были адаптированы к новому уровню доходов.
По итогам проведенных мероприятий за предыдущие годы и в истекшем периоде 2017 года наибольшие резервы были изысканы посредством:
изменения проектных решений, уточнения видов и стоимости строительных работ;
оптимизации расходов на содержание органов управления, в том числе за счет:
проведения мероприятий по оптимизации структуры органов администрации города и численности муниципальных служащих;
полного отказа от коммерческой аренды в городе Красноярске;
уменьшения количества служебных автомобилей;
сокращения расходов, связанных с текущей деятельностью органов управления и капитальных расходов;
минимизации расходов на обслуживание долга за счет замещения дорогих кредитов более дешевыми. По итогам проведения аукционов по кредитованию бюджета в марте-августе 2017 года ставки были снижены до 8,9-9,9% годовых. Кроме того, уменьшение расходов на обслуживание долга произошло в виду сокращения объемов и сроков привлечения банковских кредитов, замещения банковских кредитов бюджетными на пополнение остатков средств на счетах местного бюджета, а также в результате реструктуризации бюджетного кредита.
Средства, полученные в результате оптимизации, направлялись на реализацию государственных приоритетов и решение первоочередных задач.
Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов остается повышение эффективности бюджетной сети.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" были определены новые требования к организации деятельности муниципальных учреждений. С 2012 года финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений города Красноярска осуществлялось путем предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальными заданиями муниципальных услуг (выполнением работ), а также нормативных затрат на содержание муниципального имущества.
С 2016 года принципиально новым направлением в реформировании деятельности сети муниципальных учреждений стало формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам на основе федеральных базовых (отраслевых) перечней услуг, а также определение объема финансового обеспечения муниципального задания на основании нормативных затрат, рассчитанных с учетом базовых нормативов затрат и применяемых к ним корректирующих коэффициентов.
Такое нормирование в расчете на единицу услуги (работы), а не на одно учреждение, - отвечает главному принципу бюджетной реформы - бюджетированию, ориентированному на результаты.
В связи с изменением бюджетного законодательства в 2017 году подготовлена необходимая нормативная правовая база в городе Красноярске в части отмены с 1 января 2018 года ведомственных перечней муниципальных услуг и работ. Муниципальные задания на 2018-2020 годы будут формироваться в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг и работ.
Использование единых перечней муниципальных услуг и работ с четко определенными характеристиками услуг (работ) призвано упростить работу учредителей по подготовке муниципальных заданий и расчету нормативных затрат, а для учреждений, оказывающих муниципальные услуги и работы, упрощает деятельность по их планированию, контролю за выполнением и отчетностью.
В перспективе - повышение эффективности бюджетной сети в рамках единого подхода с Правительством Красноярского края планируется обеспечить за счет разработки стандартов оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
Утверждение стандартов по всем отраслям позволит определить базовые нормативы затрат по каждой из услуг (работ), на основании которых будет рассчитан объем финансового обеспечения муниципального задания. Результатом данной работы должен стать перевод оказания муниципальных услуг на конкурентную среду.
Кроме того, продолжится работа по оптимизации расходов на содержание органов управления с учетом введения количественного, ценового и качественного нормирования муниципальных закупок.
Применение такого механизма позволяет повысить прозрачность обоснования бюджетных ассигнований для муниципальных нужд за счет установления конкретного порядка расчета нормативных затрат, снизить вероятность необоснованного завышения объема бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг.
С целью привлечения средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации город Красноярск активно участвует в краевых и федеральных проектах. В результате такой работы в бюджет города ежегодно поступают дополнительные средства.
Практически все субсидии распределяются по результатам конкурсных отборов.
Ежегодный объем привлеченных средств из вышестоящих бюджетов за 2014-2016 годы в среднем составлял 2,8 млрд. рублей. В 2017 году это около 5 млрд. рублей.
Привлеченные средства направлены на реализацию важных государственных приоритетов и федеральных проектов: строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог, строительство школ, капитальный ремонт образовательных учреждений, мероприятия по благоустройству, связанные с формированием современной городской среды, капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и другие цели.
В предстоящем трехлетнем периоде ставится задача не снижать объемов привлечения средств из вышестоящих бюджетов. Для этого потребуется максимально участвовать в государственных программах и федеральных приоритетных проектах.
Проведенная работа по увеличению собственных доходов бюджета города, оптимизации расходов и привлечению средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позволила обеспечить реализацию приоритетных направлений расходования средств бюджета города, бесперебойное функционирование муниципальных учреждений без снижения качества предоставляемых населению муниципальных услуг в реальных экономических условиях.
Учитывая общероссийские тенденции в экономике и многовариантность развития событий, а также практику исполнения бюджета города Красноярска в предыдущие периоды, необходимо продолжать работу по решению возникающих проблем в сфере управления муниципальными финансами.
Экономические последствия принимаемых решений не всегда оцениваются в полной мере.
С учетом сложившихся реалий существует необходимость приводить расходы бюджета города в соответствие с имеющимися финансовыми возможностями.
Решение указанных проблем будет обеспечено за счет применения различных механизмов, направленных на стабилизацию экономической ситуации.
Необходимо активизировать работу по мобилизации доходов, выявлению резервов и перераспределению ресурсов в пользу приоритетных направлений и проектов.
Всем главным распорядителям бюджетных средств поставлена задача обеспечить бесперебойное функционирование муниципальных учреждений без снижения качества предоставляемых населению муниципальных услуг.
В условиях временных и ресурсных ограничений для достижения запланированных результатов будут изучаться нормативные документы, опыт по применению проектного подхода к обоснованию расходов, а также проводиться мероприятия по постепенному переходу к проектным принципам бюджетного планирования.
Еще одним инструментом эффективного использования бюджетных средств является внутренний муниципальный финансовый контроль за деятельностью органов городского самоуправления, муниципальных учреждений, предприятий города и иных организаций, получающих средства из бюджета города.
Контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, исполнением требований бюджетного законодательства является неотъемлемой частью работы департамента финансов. Он обеспечивает соблюдение получателями бюджетных средств финансовой дисциплины, повышает их ответственность в использовании бюджетных ресурсов.
В трехлетнем периоде планируется продолжить работу по повышению открытости и прозрачности бюджета города, вовлечению граждан в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Будут приниматься меры по совершенствованию долговой политики города Красноярска.
Утверждение настоящей Программы обусловлено необходимостью внедрения современных механизмов управления муниципальными финансами в рамках реформ, проводимых на федеральном и краевом уровнях, реализации мероприятий, направленных на обеспечение стабильности в реальных экономических условиях, исполнение государственных приоритетов и решение первоочередных задач, в том числе за счет постепенного перехода к проектному подходу при обосновании расходов и включения в бюджетный процесс долгосрочного бюджетного планирования.
Прогноз развития сферы управления муниципальными финансами города Красноярска в рамках реализации настоящей Программы направлен на:
достижение сбалансированности и прозрачности бюджета города;
стабилизацию объема и структуры муниципального долга города;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых финансовых ресурсов и сроков их реализации;
соблюдение установленных законодательством требований к показателям бюджета.
Управление муниципальными финансами в городе Красноярске осуществляется на основе нормативных правовых актов, принятых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Красноярска, нормативной правовой базой Красноярского края и ориентировано на приоритеты социально-экономического раз-вития, обозначенные на федеральном, краевом и муниципальном уровнях.
Реализация настоящей Программы зависит от множества экономических и социальных факторов:
непрерывно меняющееся законодательство, прежде всего федеральное;
темпы экономического развития, оказывающие влияние на поступление доходов в бюджет города.
Данные факторы могут привести к изменению показателей настоящей Программы.
Целями настоящей Программы являются обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Красноярска, повышение качества и прозрачности управления муниципальными финансами.
Достижение указанных целей Программы будет обеспечено за счет решения следующих задач:
повышение эффективности управления муниципальными финансами, в том числе с учетом применения принципов и процедур управления, ориентированных на достижение конечного результата;
мобилизация доходов бюджета города;
нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса в городе, организация планирования и исполнения бюджета города;
обеспечение внутреннего муниципального финансового контроля;
эффективное управление муниципальным долгом города Красноярска.
Поставленные цели и задачи настоящей Программы соответствуют социально-экономическим приоритетам города Красноярска в сфере управления муниципальными финансами.
Планируемый период реализации Программы: 2018-2020 годы (без деления на этапы).
II. Перечень подпрограмм, краткое описание мероприятий подпрограмм
В рамках настоящей Программы планируется реализация подпрограммы "Организация бюджетного процесса" и отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом города Красноярска".
Цель реализации подпрограммы "Организация бюджетного процесса" (далее - подпрограмма) - создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышения эффективности расходов бюджета города.
В рамках подпрограммы планируется реализация трех мероприятий:
мероприятие 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления".
В соответствии с функциями департамента финансов будут проводиться:
организация и координация работы органов администрации города по мобилизации доходов и эффективному расходованию средств бюджета города;
организация работы по привлечению средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
детализация кодов бюджетной классификации для более четкого администрирования доходов и контроля за использованием средств бюджета города;
актуализация нормативной базы по вопросам финансирования главных распорядителей бюджетных средств в целях минимизации просроченной кредиторской задолженности;
мероприятие 2 "Комплексная автоматизация процесса планирования и исполнения бюджета города".
Реализация мероприятия предусматривает применение передовых принципов организации работы по управлению бюджетом на основе программных комплексов с участием органов администрации города;
мероприятие 3 "Обеспечение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан".
В рамках мероприятия планируется дальнейшее развитие сайта "Открытый бюджет города Красноярска", повышение финансовой грамотности населения и реализация эффективной системы общественного контроля за организацией бюджетного процесса в городе Красноярске. С целью осуществления общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципального образования, в 2016 году при департаменте финансов создан общественный совет, задачами которого являются, в том числе, обсуждение проектов документов стратегического планирования и выдача рекомендаций по итогам их рассмотрения.
Подробная характеристика мероприятий представлена в разделе 4 подпрограммы настоящей Программы.
В рамках отдельного мероприятия настоящей Программы "Управление муниципальным долгом города Красноярска" планируются:
1) сохранение объема и структуры муниципального долга в пределах ограничений, установленных законодательством.
Управление муниципальным долгом является составной частью системы управления муниципальными финансами в городе Красно-ярске.
Эффективное управление муниципальным долгом означает не только своевременное обслуживание долговых обязательств, но и проведение рациональной долговой политики, направленной на сохранение объема и структуры муниципального долга в пределах ограничений, установленных законодательством.
Как и в предшествующие периоды, важнейшей задачей в сфере управления муниципальным долгом станет стабилизация его объема.
Для этого бюджет города Красноярска на 2018 год и плановый период запланирован без дефицита.
Это позволит стабилизировать объем муниципального долга, уменьшив удельный вес долговых обязательств в собственных доходах.
Учитывая существующий прогноз снижения ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, долговая политика города Красноярска в плановом периоде ориентирована на снижение долговой нагрузки на бюджет города путем привлечения заимствований с более низкой процентной ставкой.
В качестве основных инструментов заимствований предлагается использовать бюджетные кредиты и кредиты коммерческих банков.
Коммерческие кредиты планируется привлекать в рамках возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий. Это позволит оперативно управлять заимствованиями, использовать механизмы досрочного погашения и снижать расходы на их обслуживание.
Продолжится практика привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета. Это позволит восполнить возникающие кассовые разрывы в течение финансового года, обеспечивая дополнительную устойчивость бюджета города.
Преимуществом данного вида заимствований являются низкие процентные ставки под 0,1% годовых.
Планируемый уровень долговой нагрузки города соответствует нормативному значению, установленному Бюджетным кодексом, который не должен превышать объем доходов города без учета средств безвозмездных поступлений, налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;
2) соблюдение ограничений по расходам на обслуживание муниципального долга, установленных законодательством.
Расходные обязательства города по обслуживанию муниципального долга возникают в результате заключения договоров о предоставлении бюджетных кредитов из краевого и федерального бюджетов, муниципальных контрактов с кредитными организациями.
Планирование расходов на обслуживание муниципального долга осуществляется в объеме, необходимом для полного и своевременного исполнения долговых обязательств по выплате процентных платежей по муниципальному долгу, а также замещения долговых обязательств, в связи с окончанием срока действия контрактов и договоров в плановом периоде.
Согласно законодательству имеется ограничение по объему расходов на обслуживание муниципального долга, который не должен превышать 15% объема расходов бюджета города без учета субвенций;
3) качественное обслуживание муниципального долга.
Город Красноярск имеет безупречную кредитную историю в результате своевременного исполнения принятых долговых обязательств и, как следствие, отсутствие просроченной задолженности, включенной в муниципальную долговую книгу города Красноярска;
4) минимизация расходов на обслуживание муниципального долга.
Для снижения расходов на обслуживание заимствований администрация города планирует продолжить работу по:
проведению электронных аукционов на оказание услуг по предоставлению кредитов на погашение муниципальных долговых обязательств в рамках возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий;
замещению банковских кредитов на погашение долговых обязательств города бюджетными кредитами из краевого бюджета;
замещению банковских кредитов на кассовый разрыв бюджетными кредитами на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов, предоставляемых Российской Федерацией за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета;
привлечению кредитов коммерческих банков на минимально возможные сроки;
снижению процентных ставок с банками в рамках заключенных муниципальных контрактов и кредитных договоров;
досрочному погашению банковских кредитов по возобновляемым линиям в случае поступления дополнительных доходов в бюджет города.
Информация о мероприятиях подпрограммы "Организация бюджетного процесса" и отдельном мероприятии "Управление муниципальным долгом города Красноярска" Программы представлена в приложении 1 к настоящей Программе.
III. Перечень нормативных правовых актов, которые необходимы для реализации мероприятий Программы, подпрограммы
Реализация программных мероприятий будет производиться в соответствии со следующими основными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетный процесс в городе:
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 N 15-359 "О бюджетном процессе в городе Красноярске";
решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.10.2011 N В-267 "О программе социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года";
постановлением Главы города от 03.09.2007 N 500 "О муниципальной долговой книге города Красноярска";
постановлением администрации города от 07.06.2013 N 271 "О разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период";
постановлением администрации города от 27.02.2014 N 92 "Об утверждении Порядка осуществления полномочий органом внутреннего муниципального финансового контроля администрации города Красноярска по внутреннему муниципальному финансовому контролю и контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд";
постановлением администрации города от 03.03.2015 N 105 "Об утверждении Порядка оценки эффективности реализации муниципальных программ";
постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска";
постановлением администрации города от 24.09.2015 N 600 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза города Красноярска на долгосрочный период";
распоряжением администрации города от 23.09.2016 N 1-ф "Об утверждении стандартов осуществления внутреннего муниципального финансового контроля".
Департамент финансов проводит постоянную работу по совершенствованию правовой базы города, приведению ее в соответствие с федеральным и краевым законодательством.
За истекший период 2017 года наиболее значимые изменения коснулись следующего:
внесены изменения в Порядок принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города, утвержденный постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153;
внесены изменения в Положение о порядке и сроках разработки бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период, утвержденное постановлением администрации города от 07.06.2013 N 271.
В ходе реализации настоящей Программы по мере выявления или возникновения необходимости будут разрабатываться проекты соответствующих нормативных правовых актов.
IV. Перечень целевых индикаторов и показателей
результативности Программы
Исходя из целей и задач определены целевые индикаторы и показатели результативности настоящей Программы:
доля расходов бюджета города, формируемых в рамках муниципальных программ города Красноярска;
темп прироста доходной части бюджета города;
соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по срокам внесения проекта бюджета города и отчета о его исполнении в представительный орган, ограничений по показателям бюджета города;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе годовой бюджетной отчетности;
объем просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (включая уплату страховых взносов) муниципальных учреждений;
доля главных распорядителей бюджетных средств, обеспеченных возможностью работы в постоянно обновляющихся информационных системах планирования и исполнения бюджета города;
количество обновлений информации на сайте "Открытый бюджет города Красноярска";
соотношение объема проверенных средств бюджета города с общей суммой расходов бюджета города (без учета субвенций);
удельный вес муниципального долга в собственных доходах бюджета города.
Значения целевых индикаторов и показателей результативности, характеризующих достижение целей и решение задач, представлены в приложении 2 к настоящей Программе.
V. Ресурсное обеспечение Программы
за счет средств бюджета города
Существенное отличие настоящей Программы в сфере управления финансами от других муниципальных программ города в том, что она ориентирована (посредством развития правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов реализации других муниципальных программ.
Настоящая Программа включает в себя особые расходы по сравнению с другими муниципальными программами. Прежде всего это расходы на обслуживание муниципального долга и управление финансовыми ресурсами.
Расходы, связанные с обслуживанием муниципального долга, определены исходя из планируемого объема заимствований.
Размер ассигнований на управление финансовыми ресурсами определен исходя из предварительной оценки расходов на реализацию настоящей Программы.
Финансовое обеспечение мероприятий настоящей Программы за счет средств бюджета города составляет 4 735 357,81 тыс. рублей, в том числе:
2018 год - 1 548 544,24 тыс. рублей;
2019 год - 1 576 028,33 тыс. рублей;
2020 год - 1 610 785,24 тыс. рублей.
Общий объем финансирования подпрограммы "Организация бюджетного процесса" за счет средств бюджета города - 459 276,45 тыс. рублей, в том числе:
2018 год - 153 092,15 тыс. рублей;
2019 год - 153 092,15 тыс. рублей;
2020 год - 153 092,15 тыс. рублей.
Общий объем финансирования отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом города Красноярска" за счет средств бюджета города - 4 276 081,36 тыс. рублей, в том числе:
2018 год - 1 395 452,09 тыс. рублей;
2019 год - 1 422 936,18 тыс. рублей;
2020 год - 1 457 693,09 тыс. рублей.
Информация о распределении планируемых расходов бюджета на реализацию настоящей Программы по кодам классификации расходов бюджетов представлена в приложении 3 к настоящей Программе.
Аналитическое распределение объемов финансирования Программы по источникам финансирования представлено в приложении 4 к настоящей Программе.
VI. Подпрограмма Программы
Подпрограмма "Организация бюджетного процесса"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Организация бюджетного процесса" |
Исполнители мероприятий подпрограммы |
департамент финансов |
Цель подпрограммы |
создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышение эффективности расходов бюджета города |
Задачи подпрограммы |
1) осуществление планирования и исполнения бюджета города; 2) развитие программно-целевых принципов формирования бюджета; 3) совершенствование правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе; 4) координация деятельности органов администрации города по мобилизации собственных доходов бюджета города и привлечению средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 5) формирование объема расходных обязательств, соответствующих источникам их финансового обеспечения; 6) обеспечение автоматизации процессов составления и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности; 7) повышение прозрачности и открытости информации в сфере управления муниципальными финансами; 8) соблюдение законодательства в части исполнения бюджета города |
Показатели результативности подпрограммы |
1) процент исполнения расходных обязательств города (за исключением безвозмездных поступлений); 2) доля полученных положительных заключений экспертной комиссии, осуществляющей проведение публичной независимой экспертизы проектов решений Красноярского городского Совета депутатов по бюджетным и налоговым вопросам; 3) доля органов администрации города, имеющих установленные показатели результативности деятельности; 4) количество дополнительно автоматизированных задач, решаемых в процессе планирования и исполнения бюджета города; 5) количество посещений сайта "Открытый бюджет города Красноярска"; 6) количество проведенных контрольных мероприятий; 7) соотношение количества фактически проведенных контрольных мероприятий с количеством запланированных; 8) соотношение количества нарушений, по которым проверенными организациями разработаны меры по устранению и недопущению их в дальнейшем, с общим количеством выявленных нарушений; 9) наличие плана мероприятий по мобилизации доходов в бюджет города |
Сроки реализации подпрограммы |
2018-2020 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
объем бюджетных ассигнований на 2018-2020 годы за счет средств бюджета города - 459 276,45 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 153 092,15 тыс. рублей; 2019 год - 153 092,15 тыс. рублей; 2020 год - 153 092,15 тыс. рублей |
1. Постановка общегородской проблемы подпрограммы
На фоне снижения общего уровня экономической неопределенности и восстановления российской экономики политика в области доходов будет направлена на повышение конкурентоспособности экономики города через формирование и развитие высокотехнологичных промышленных кластеров, создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы.
Принимая во внимание, что на налоговый потенциал города прямо влияет создание благоприятных условий для ведения бизнеса на территории Красноярска, планируется осуществление таких мер как:
усиление использования имеющихся производственных сил (информационная и инфраструктурная поддержка субъектов реального сектора экономики путем информирования потенциальных инвесторов о незадействованных производственных площадках и мощностях города Красноярска);
использование Генерального плана для ориентирования бизнес-структур на реализацию инвестиционных проектов на территории города;
содействие развитию промышленного комплекса Красноярска посредством развития кооперационных связей предприятий города с крупными компаниями города, реализующими инвестиционные проекты на территории Красноярского края, в том числе в рамках развития нефтесервисного кластера.
Также продолжится работа по повышению качества администрирования доходов.
Контроль за начислением и поступлением налоговых платежей включает в себя следующие мероприятия:
выявление собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечение их к налогообложению;
содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами;
установление экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности;
анализ состояния платежной дисциплины организаций города;
проведение работы с плательщиками, допустившими снижение платежей в бюджет города, имеющими задолженность по заработной плате перед работниками и выплачивающими заработную плату, но не перечисляющими НДФЛ в бюджет;
осуществление совместно с налоговыми органами контроля за уплатой единого налога на вмененный доход по утвержденному плану.
Начиная с 2019 года, в бюджет города будут поступать дополнительные доходы в связи с исчислением налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Для обеспечения его поступления в бюджет города в полном объеме администрацией города на постоянной основе будут:
осуществляться межведомственный обмен по уточнению характеристик земельных участков, объектов капитального строительства;
выявляться объекты недвижимости, не учтенные в государственном кадастре недвижимости.
Особый упор, как и прежде, будет сделан на увеличение неналоговых платежей.
Для решения данной задачи планируется проведение следующих мероприятий:
инвентаризация нежилых объектов с целью выявления неиспользуемого имущества и установления направления его эффективного использования, в том числе для включения в прогнозный план приватизации;
формирование земельных участков под строительство, поиск новых мест под размещение рекламных конструкций, временных сооружений для продажи с аукционов;
организация работы с крупными арендаторами земельных участков, а также арендаторами участков, занимаемых АЗС, автосалонами, торговыми комплексами с предложением выкупить данные участки;
проведение муниципального земельного контроля в целях выявления нецелевого использования земельных участков, самовольного строительства, несоблюдения нормативных сроков строительства;
реализация проектов развития застроенных территорий;
снижение совместно со службой судебных приставов задолженности в бюджет города по арендным платежам за землю и муниципальное имущество по утвержденному плану мероприятий по организации претензионной работы и передаче материалов в суд для принудительного взыскания задолженности.
Также планируется продолжать работу по изысканию дополнительных источников финансирования расходов бюджета города за счет вышестоящих бюджетов путем максимального участия в государственных программах и федеральных проектах.
Для этого на этапе формирования бюджета будет организована работа органов администрации города по анализу федеральных и краевых государственных программ на предмет возможного участия в них города Красноярска.
В течение года будет проводиться мониторинг привлечения средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и их освоения.
Данная работа будет направлена на обеспечение положительной динамики темпа прироста доходов бюджета города.
Динамика ожидаемого поступления доходов бюджета города представлена в следующей таблице:
|
|
Млрд. рублей |
||
|
2017 год* |
Ожидаемое поступление доходов в ходе исполнения бюджета города с учетом результатов работы с другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации |
||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
Доходы бюджета города |
29,1 |
29,3 |
30,4 |
31,6 |
*Ожидаемое исполнение на конец 2017 года.
В существующих экономических условиях особо актуальными остаются мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.
В целях обеспечения оптимального объема расходов, соответствующих источникам их финансового обеспечения, планируется:
формировать бюджетные параметры исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации;
принимать новые расходные обязательства на основе сравнительной оценки их эффективности и с учетом сроков и механизмов их реализации в пределах имеющихся ресурсов;
осуществлять постепенный переход к проектному подходу при обосновании бюджетных расходов;
обеспечивать гибкость объема и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов;
применять бюджетный маневр, означающий, что любые дополнительные расходы, носящие "обязательный" характер, обеспечиваются за счет внутреннего перераспределения наименее приоритетных рас-ходов;
расширять практику вовлечения жителей города в определение приоритетов расходования средств бюджета города путем реализации проектов инициативного бюджетирования.
В целях автоматизации процессов планирования и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности планируется осуществлять сопровождение используемых программных продуктов в течение всего периода реализации подпрограммы.
Для повышения прозрачности и открытости муниципальных финансов продолжится работа по размещению информации на сайте "Открытый бюджет города Красноярска" в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Красноярского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Красноярска и иные мероприятия в данном направлении.
Необходимо отметить, что такая работа в городе Красноярске ведется постоянно. Сайт "Открытый бюджет города Красноярска" стал дополнительным инструментом общественного контроля и взаимодействия жителей города с органами власти. Информация сайта постоянно обновляется и дополняется.
В 2017 году появились новые рубрики: "Важная цифра" и "Из истории_". Размещена электронная версия Путеводителя по бюджету на 2017-2019 годы.
До конца 2017 года планируется разработать и опубликовать Путеводитель по исполнению бюджета города Красноярска за 2016 год, а также калькулятор по семейному бюджету.
В рамках мероприятий по повышению финансовой грамотности населения в 2017 году Красноярск впервые принял участие во Всероссийской неделе финансовой грамотности. В общеобразовательных учреждениях города было проведено более 80 мероприятий (лекции-практикумы, конкурсы эссе, рисунков, деловые игры, викторины), в которых задействовано порядка 7 тысяч школьников.
Мероприятия показали, что учащимся интересно получать информацию в области финансов. Ведь помимо необходимых знаний такие погружения в бюджет дают школьникам много позитивных эмоций.
В рамках работы в системе "Электронный бюджет", начиная с формирования бюджета города на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов, планируется составление и ведение реестра источников доходов. Это позволит систематизировать платежи, в том числе платежи за оказание государственных и муниципальных услуг, корректно формировать первичные учетные документы о начислении доходов.
Таким образом, разработка подпрограммы и ее дальнейшая реализация позволят:
обеспечить устойчивое функционирование и развитие бюджетного процесса города;
продолжить совершенствование системы исполнения бюджета и бюджетной отчетности;
обеспечить сбалансированное распределение бюджетных ресурсов, направленное на повышение качества работы по исполнению расходных обязательств;
повысить эффективность и результативность использования средств бюджета города, в том числе за счет осуществления внутреннего муниципального финансового контроля;
продолжить автоматизацию процессов планирования и исполнения бюджета города;
проводить работу по повышению открытости бюджета города для населения.
Особенно актуальной разработка и реализация настоящей подпрограммы становится в связи с необходимостью достижения долгосрочных целей социально-экономического развития города в реальных экономических условиях.
2. Основная цель, задачи, сроки выполнения и показатели
результативности подпрограммы
Целью подпрограммы является создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышение эффективности расходов бюджета города.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
осуществление планирования и исполнения бюджета города;
развитие программно-целевых принципов формирования бюджета;
совершенствование правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе;
координация деятельности органов администрации города по мобилизации собственных доходов бюджета города и привлечению средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Феде-рации;
формирование объема расходных обязательств, соответствующих источникам их финансового обеспечения;
обеспечение автоматизации процессов составления и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности;
повышение прозрачности и открытости информации в сфере управления муниципальными финансами;
соблюдение законодательства в части исполнения бюджета города.
Решение поставленных задач охватывает все стадии планирования и исполнения бюджета города и позволит создать организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов.
Период реализации подпрограммы: 2018-2020 годы.
Исполнителем подпрограммы является департамент финансов.
Показатели результативности мероприятий подпрограммы представлены в приложении 2 к настоящей Программе.
3. Механизм реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы производится в соответствии со следующими основными правовыми актами города, регулирующими бюджетный процесс в городе:
решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 N 15-359 "О бюджетном процессе в городе Красноярске". Оно является базовым нормативным правовым актом города, в котором определены участники бюджетного процесса, вопросы формирования доходов и расходов бюджета города, процессы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета города.
На основании данного решения принимаются нормативные правовые акты, регулирующие отдельные вопросы бюджетного процесса в городе;
постановлением администрации города от 07.06.2013 N 271 "О разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период";
постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска".
Контроль за использованием средств бюджета города в рамках реализации мероприятий подпрограммы будет осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Департамент финансов является уполномоченным органом администрации города Красноярска по управлению средствами бюджета города и обеспечивает проведение гибкой финансовой политики муниципальной власти.
Одна из ключевых задач департамента финансов - формирование и организация исполнения бюджета города (подготовка проектов решений о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений в решение о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, об утверждении отчета об исполнении бюджета города).
В целях своевременной и качественной подготовки проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период департамент финансов:
составляет проект бюджета города и материалы к нему;
разрабатывает основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики;
ведет реестр расходных обязательств города;
организует методологическое руководство работой главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов при подготовке проекта бюджета города;
доводит бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;
проводит работу по совершенствованию процесса планирования и организации исполнения бюджета, правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса.
Также к ведению департамента финансов относятся:
установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города и кассового плана исполнения бюджета города, а также состава и сроков предоставления главными распорядителями бюджетных средств и главными администраторами доходов сведений, необходимых для их составления и ведения;
осуществление внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий, а также контроля в сфере закупок в пределах полномочий;
участие в совершенствовании оплаты труда работников муниципальных учреждений, лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих в рамках реализации принятых решений на уровне федерации, субъекта и муниципалитета;
ведение реестра источников доходов бюджета города;
иные вопросы, определенные нормативными правовыми актами.
4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Решение задач подпрограммы планируется осуществлять в рамках трех мероприятий.
В рамках мероприятия 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления" будут решаться задачи по:
координации деятельности органов администрации города по увеличению собственных доходов бюджета города и привлечению средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
формированию объема расходных обязательств, соответствующих источникам их финансового обеспечения;
осуществлению планирования и исполнения бюджета города;
развитию программно-целевых принципов формирования бюджета;
совершенствованию правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе;
обеспечению соблюдения законодательства в части исполнения бюджета города.
Мероприятие будет включать в себя несколько направлений деятельности:
проведение работы по мобилизации собственных доходов бюджета города и привлечению средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
определение объема расходных обязательств с учетом их распределения на действующие и принимаемые;
постепенный переход к проектному подходу при обосновании бюджетных расходов;
внедрение универсального подхода к расчету однотипных муниципальных услуг;
формирование информации и документов для реестра участников и неучастников бюджетного процесса на едином портале бюджетной системы Российской Федерации "Электронный бюджет", а также поддержание информации в актуальном состоянии;
организация работы по формированию и публикации структурированной информации о муниципальных учреждениях на официальном сайте для размещения информации об учреждениях (www.bus.gov.ru), разработанном Министерством финансов Российской Федерации совместно с Федеральным казначейством.
В рамках мероприятия 2 "Комплексная автоматизация процесса планирования и исполнения бюджета города" в 2018-2020 годах продолжится процесс автоматизации планирования и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности.
По мере развития и совершенствования бюджетной системы возникает необходимость использования новых современных продуктов и технологий, направленных на автоматизацию процессов планирования и исполнения бюджета города.
В настоящее время для планирования и исполнения бюджета города необходимы программные продукты, позволяющие:
обеспечить взаимодействие участников бюджетного процесса;
проводить многовариантные расчеты при формировании бюджета;
повысить эффективность и прозрачность бюджетного процесса;
укрепить бюджетную дисциплину.
В данное мероприятие включается доработка используемого программного обеспечения.
Другим мероприятием подпрограммы является мероприятие 3 "Обеспечение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан".
Современные условия развития экономики и общества требуют:
обеспечения высокой степени подотчетности деятельности органов местного самоуправления;
повышения публичности и прозрачности бюджетного процесса;
создания условий для обратной связи между органами местного самоуправления и горожанами при формировании и исполнении бюджета города;
повышения уровня информированности и грамотности жителей в вопросах формирования, утверждения и исполнения бюджета;
предоставления информации о бюджете города для горожан в популярной, понятной форме.
Для реализации данного мероприятия планируется:
поддерживать в актуальном состоянии и развивать сайт "Открытый бюджет города Красноярска" путем размещения новой информации и предоставления посетителям дополнительных инструментов для общественного взаимодействия с органами городской власти, включая интернет-опросы населения о бюджете города;
отвечать на интересующие жителей вопросы либо обсуждать какие-либо темы, связанные с бюджетом города, с комментариями специалистов;
обсуждать бюджет города на различных общественных площадках с участием представителей науки и бизнеса;
проводить общественные обсуждения проектов документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципального образования;
принимать участие в реализации мероприятий в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности;
проводить экономические игры, квесты, конкурсы для учащихся города Красноярска;
обеспечивать широкую общественную и профессиональную экспертизу принимаемых решений в сфере финансов.
Информация об исполнителях и сроках исполнения мероприятий подпрограммы представлена в приложении 1 к настоящей Программе, о главном распорядителе бюджетных средств, объемах и источниках финансирования мероприятий подпрограммы - в приложениях 3, 4 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.