Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Туруханского районного Совета депутатов
от 24.11.2017 N 14-237
Положение
об аренде объектов муниципального имущества муниципального образования Туруханский район
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок предоставления в аренду объектов нежилого фонда, движимого имущества, (далее - объекты муниципального имущества).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2006 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иными федеральными законами, Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Туруханский район, утвержденным решением Туруханского районного Совета депутатов от 27.06.2014 N 30-438.
1.3. Заключение договоров аренды объектов муниципального имущества, как закрепленного, так и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено:
по результатам проведения торгов (конкурсов и аукционов) на право заключения договоров аренды объектов муниципального имущества (далее - торги);
без проведения торгов в порядке предоставления муниципальной преференции;
без проведения торгов в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Проведение торгов на право заключения договора аренды осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Принятие решения о передаче в аренду объектов муниципального имущества путем проведения торгов на право заключения договоров аренды объектов муниципального имущества
2.1. Решение о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов муниципального имущества принимается администрацией Туруханского района (далее - администрация района) в форме постановления.
2.2. Решение о передаче в аренду объектов муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями, учреждениями на праве оперативного управления, хозяйственного ведения не допускается без согласия собственника имущества.
2.3. Уполномоченное структурное подразделение администрации района информирует муниципальные предприятия, учреждения об изменениях действующего законодательства в части проведения торгов на право заключения договора аренды.
3. Передача в аренду объектов муниципального имущества без проведения торгов, за исключением передачи в аренду объектов муниципального имущества в порядке предоставления муниципальной преференции
3.1. Заключение договоров аренды объектов муниципального имущества как закрепленного, так и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено без проведения торгов в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
3.2. Решение о передаче в аренду объектов муниципального имущества, находящегося в казне муниципального образования Туруханский район, без проведения торгов принимается администрацией района в форме распоряжения на основании заявлений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей
3.3. Заявление о передаче в аренду объектов муниципального имущества, без проведения торгов (далее - заявление) подается на имя Главы Туруханского района (далее - Глава района).
3.4. К заявлению прилагаются следующие документы:
1) полученная не ранее чем за шесть месяцев выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц);
2) копия свидетельств о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей или о внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц;
3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
4) копии учредительных документов с изменениями и дополнениями на дату подачи заявления;
5) документ, подтверждающий полномочия лица либо его представителя на подачу заявления и заключение договора аренды объектов муниципального имущества.
Копии всех представляемых документов должны быть заверены заявителем (его уполномоченным лицом) или нотариусом.
3.5. Заявление без приложения документов указанных в пункте 3.4. рассмотрению не подлежит, о чем заявитель уведомляется в письменной форме.
3.6. Заявление рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в администрации Туруханского района.
3.7. Основаниями для отказа в предоставлении объекта муниципального имущества в аренду без проведения торгов являются:
1) отсутствие в реестре муниципальной собственности имущества, в отношении которого подано заявление;
2) запрашиваемое имущество на дату подачи заявления находится во владении и (или) пользовании другого лица;
3) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким объектом муниципального имущества;
4) наличие у арендатора (в случае заключения договора аренды на новый срок) задолженности по арендной плате и начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды;
5) наличие двух и более заявлений о предоставлении в аренду в отношении одного и того же объекта муниципального имущества;
6) противоречие действующему законодательству передачи объекта муниципального имущества в аренду.
Обоснованный отказ направляется заявителю в письменной форме.
3.8. После принятия решения о передаче объекта муниципального имущества в аренду с заявителем заключается договор аренды.
3.9. Заявление о передаче в аренду объектов муниципального имущества, закрепленных за предприятиями, учреждениями на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, без проведения торгов рассматривается предприятием, учреждением при наличии документов, указанных в пунктах 3.4 настоящего Положения.
Документы, прилагаемые к заявлению о передаче в аренду объектов муниципального имущества, закрепленных за предприятием, учреждением на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, без проведения торгов предоставляются заявителем самостоятельно.
4. Передача в аренду объектов муниципального имущества без проведения торгов в порядке предоставления муниципальной преференции
4.1. Муниципальная преференция - предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, муниципальных гарантий.
4.2. Муниципальная преференция предоставляется исключительно в целях:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) развития образования и науки;
3) проведения научных исследований;
4) защиты окружающей среды;
5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
7) развития физической культуры и спорта;
8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производства сельскохозяйственной продукции;
10) социальной защиты населения;
11) охраны труда;
12) охраны здоровья граждан;
13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.
4.3. Запрещается использование муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление муниципальной преференции целям. Муниципальная преференция в целях, предусмотренных пунктом 4.2 настоящего Положения, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:
1) на основании федерального закона, правового акта Президента РФ, правового акта Правительства РФ, законов субъектов РФ о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;
4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
4.4. Не является муниципальной преференцией:
1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством РФ, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
2) передача, выделение, распределение муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;
3) закрепление муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда;
5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.
4.5. В целях предоставления муниципальных преференций администрация Туруханского района, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) проект акта, которым предусматривается предоставление муниципальной преференции, с указанием цели предоставления и размера такой преференции;
2) перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения;
3) наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции;
4) бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйствующий субъект не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документация;
5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную преференцию, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу;
6) нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.
4.6. Антимонопольный орган рассматривает поданные заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции, документы в срок, не превышающий одного месяца с даты получения таких заявления и документов.
В случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, установленным пунктом 4.5 настоящего Положения, антимонопольный орган в течение десяти дней со дня получения указанного заявления принимает мотивированное решение о несоответствии представленных заявления и (или) документов в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, и возвращает заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии такого решения. В случае, если в ходе рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции антимонопольный орган придет к выводу о том, что действия, на осуществление которых в указанном заявлении испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются муниципальной преференцией, антимонопольный орган в десятидневный срок с даты представления указанного заявления в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает решение о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется, о чем в день принятия такого решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения.
4.7. Антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает одно из следующих мотивированных решений, о чем в день принятия указанного решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения:
1) о даче согласия на предоставление муниципальной преференции, если муниципальная преференция предоставляется в целях, указанных в пункте 2 настоящего Положения, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;
2) о продлении срока рассмотрения этого заявления, если в ходе его рассмотрения антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление такой преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, либо о том, что такая преференция, возможно, не соответствует целям, указанным в пункте 4.2 настоящего Положения, и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, предусмотренного пунктами 1, 3 или 4 пункта 4.7 настоящего Положения. По указанному решению срок рассмотрения этого заявления может быть продлен не более чем на два месяца;
3) об отказе в предоставлении муниципальной преференции, если муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в пункте 2 настоящего Положения, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;
4) о даче согласия на предоставление муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления муниципальной преференции. Такое мотивированное решение с обоснованием применения указанных в нем ограничения или ограничений принимается антимонопольным органом для обеспечения соответствия муниципальной преференции целям, указанным в пункте 4.2 настоящего Положения, и для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию. Ограничениями могут являться:
а) предельный срок предоставления муниципальной преференции;
б) круг лиц, которым может быть предоставлена муниципальная преференция;
в) размер муниципальной преференции;
г) цели предоставления муниципальной преференции;
д) иные ограничения, применение которых оказывает влияние на состояние конкуренции.
4.8. В случае если решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференции дано в соответствии с пунктом 4 пункта 4.7 настоящего Положения, заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, перечень которых устанавливается антимонопольным органом, в месячный срок с даты предоставления муниципальной преференции.
5. Порядок предоставления льгот по арендной плате за объекты муниципального имущества социально значимым организациям
5.1. Льготы по арендной плате за объекты муниципального имущества могут быть предоставлены только социально ориентированным некоммерческим организациям, при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами и действующим законодательством социально значимых видов деятельности.
5.2. Обязательным условием отнесения организаций, занимающихся коммерческой деятельностью, к категории социально значимых, является выполнение или оказание ими социально значимых услуг.
5.3. Заявления о предоставлении льгот по арендной плате с документами, подтверждающими социальную значимость, направляются в администрацию района.
Рассмотрение заявлений о предоставлении льгот по арендной плате производится при наличии следующих документов:
1) документов, подтверждающих социальную значимость организаций;
2) ходатайства о предоставлении льгот;
3) выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
4) копия свидетельств о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей или о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц;
5) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
6) копии учредительных документов с изменениями и дополнениями на дату подачи заявления;
7) документ, подтверждающий полномочия лица либо его представителя;
Копии всех представляемых документов должны быть заверены заявителем (его уполномоченным лицом).
5.4. Заявление рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в администрации Туруханского района.
5.5. Основаниями для отказа в предоставлении объекта муниципального имущества в аренду на льготных условиях:
1) отсутствие в реестре муниципальной собственности имущества, в отношении которого подано заявление;
2) запрашиваемое имущество на дату подачи заявления находится во владении и (или) пользовании другого лица;
3) наличие у арендатора (в случае заключения договора аренды на новый срок) задолженности по арендной плате и начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды;
4) наличие двух и более заявлений о предоставлении в аренду в отношении одного и того же объекта муниципального имущества;
5.6. На основании анализа предоставленных документов администрацией района принимается решение о предоставлении льгот по арендной плате.
5.7. Объект муниципального имущества, предоставленный по договору аренды должен использоваться только по целевому назначению.
5.8. Контроль за выполнением арендатором условий, на основании которых ему предоставлена льгота, осуществляется структурным подразделением администрации района.
5.9. В случае невыполнения арендатором условий предоставления льгот льготная ставка арендной платы может быть отменена.
5.10. Льгота по арендной плате, предоставленная общественному объединению, не распространяется на помещения, используемые для осуществления коммерческой деятельности, если это не оговорено дополнительно.
5.11. На площади, переданные в субаренду, предоставленные льготы не распространяются.
6. Условия договоров аренды объектов муниципального имущества
6.1. Условия договоров аренды объектов муниципального имущества определяются арендодателем в соответствии с законодательством и настоящим Положением.
6.2. Договор аренды должен содержать следующие условия:
1) обязанность арендатора сохранить в полном объеме целевое (профильное) назначение имущества и использовать его в соответствии с техническими требованиями и нормативами;
2) обязанность арендатора осуществлять за счет собственных средств текущий ремонт и поддерживать надлежащее техническое состояние арендуемого имущества;
3) обязанность арендатора за счет собственных средств в установленном законодательством порядке выполнять все противопожарные мероприятия и предписания соответствующего уполномоченного органа по пожарной безопасности, возникающие в процессе использования арендованного имущества;
4) право арендатора в течение месяца со дня подписания акта приема-передачи за счет собственных средств заключить договор страхования арендуемого имущества в пользу арендодателя от порчи, гибели, повреждения, противоправных действий третьих лиц, действия непреодолимой силы и других рисков, вытекающих из сохранности имущества, на срок действия договора;
5) право арендатора за счет собственных средств производить работы по капитальному ремонту, строительству, модернизации и реконструкции основных средств, техническому перевооружению, в том числе по замене изношенных частей оборудования, при условии предварительного предоставления обоснования такой потребности и получения согласия администрации района, а также при условии, что стоимость всех отделимых и неотделимых улучшений арендатору не возмещается, а улучшения переходят в собственность арендодателя в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
6) право арендодателя при проведении арендатором капитального ремонта, реконструкции, перепланировки объекта муниципального имущества потребовать от арендатора получить в установленном законодательством порядке согласование для проведения указанных работ, представить документы, подтверждающие безопасность их проведения;
7) обязанность арендатора после проведения реконструкции, перепланировки объекта муниципального имущества за счет собственных средств произвести техническую инвентаризацию объекта муниципального имущества с изготовлением в течение месяца соответствующей документации и передачей ее арендодателю;
8) обязанность не заключать договоры и не вступать в сделки, следствием которых является какое-либо обременение имущества предоставленного арендатору по договору имущественных прав, без письменного согласия арендодателя;
9) обязанность по осуществлению эксплуатационных расходов по содержанию арендованного имущества, а также обязанность по содержанию мест общего пользования в случае, если объектом аренды выступает объект, находящийся в зданиях (помещениях) нежилого назначения;
10) обязанность арендатора при использовании объекта муниципального имущества соблюдать нормы действующего законодательства Российской Федерации, в том числе не совершать в арендуемом объекте действий, способствующих возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, нарушению экологических норм;
11) обязанность арендатора принять объект муниципального имущества по акту приема-передачи, который подписывается арендодателем и арендатором не позднее пяти дней с момента подписания договора, включая условие о том, что в случае уклонения арендатора от подписания акта приема-передачи в течение указанного срока договор аренды считается незаключенным;
12) обязанность арендатора не позднее, чем за месяц сообщить арендодателю о предстоящем освобождении объекта муниципального имущества, как в связи с окончанием срока действия договора, так и при досрочном освобождении.
6.3. Договором аренды должно быть предусмотрено право арендодателя в одностороннем порядке пересматривать условия договора аренды в случае внесения изменений в законодательство, а также в правовые акты муниципального образования Туруханский район.
6.4. Договором аренды должна быть предусмотрена возможность его расторжения по соглашению сторон путем заключения письменного соглашения.
6.5. Договором аренды должны быть установлены следующие основания для одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора:
1) невнесение арендатором арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа;
2) неиспользование арендатором арендованного имущества в течение двух месяцев подряд;
3) существенное ухудшение технического и санитарного состояния объекта муниципального имущества;
4) неисполнение обязательства по осуществлению эксплуатационных расходов по содержанию арендованного имущества, оплаты коммунальных платежей в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, а также обязанности по содержанию мест общего пользования в случае, если объектом аренды выступает объект, находящийся в зданиях (помещениях) нежилого назначения;
5) необходимость использования арендованного имущества для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений;
6) в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах арендатора по решению органов государственной власти может быть изъято у арендатора в порядке и на условиях, установленных законодательными актами, с возвратом ему внесенной арендной платы и других платежей за неиспользованный срок аренды;
7) выявление факта незаконного распоряжения объектом муниципального имущества, переданным в субаренду, без согласования с администрацией района.
7. Порядок определения размера арендной платы
7.1. Начальный размер арендной платы за аренду движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, определяется:
1) на основании отчета независимой оценки (с учетом затрат на подготовку объекта к торгам);
2) в соответствии с утвержденной решением Туруханского районного Совета депутатов базовой ставкой арендной платы с применением методики определения арендной платы за пользование объектами нежилого фонда муниципального имущества (приложение к настоящему Положению).
7.2. Арендная плата не включает в себя эксплуатационные расходы на содержание объектов муниципального имущества, коммунальные платежи, платежи за пользование земельным участком, а также налог на добавленную стоимость.
8. Учет и контроль за использованием передаваемых в аренду объектов муниципального имущества
8.1. Уполномоченное структурное подразделение администрации района осуществляет:
учет объектов муниципального имущества, переданных в аренду;
учет договоров аренды;
контроль за исполнением условий договора аренды, в том числе за использованием сданного в аренду объекта муниципального имущества по назначению, за своевременностью и полнотой поступления арендной платы, а также иных условий договора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.