Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общерайонной проблемы и обоснование необходимости разработки подпрограммы
Подпрограмма направлена на решение задачи "Сохранение и эффективное использование культурного наследия Ачинского района" Программы.
Сохранение культурного наследия является одним из приоритетных направлений развития культуры, так как свободный доступ к культурным ценностям позволяет человеку становиться духовно-развитой, высоконравственной, творческой личностью. Культурное наследие как способ отношений прошлого с настоящим и будущим (через передачу совокупного духовного опыта человечества новым поколениям) выполняет в современном обществе множество функций, обеспечивая тем самым его устойчивое развитие. Утрата культурных ценностей неизбежно отражается на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, ведет к духовному оскудению общества, разрывам исторической памяти.
2.1.1. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия
Объекты культурного наследия обладают уникальным, постоянно накапливающимся историко-культурным потенциалом, являются одной из основ укрепления единого культурного пространства страны как фактора сохранения ее государственной целостности, преодоления изоляционистских и сепаратистских тенденций.
Современное понимание сохранения объектов культурного наследия - это не только предотвращение их материального разрушения или утраты, но и деятельность, предполагающая включение памятников истории и культуры (выявленных объектов культурного наследия) в социально-экономический контекст.
На территории Ачинского района зарегистрировано 10 объектов памятников истории регионального значения, один из которых утрачен (церковь д.Ольховка).
На территориях сельсоветов Ачинского района, за исключением Преображенского сельсовета, имеются памятники регионального и местного значения.
Памятники, связанные с событиями гражданской войны:
1. Братская могила партизан, расстрелянных колчаковцами в апреле 1919 г. (д.Курбатово)
2-3. Могила красного партизана Ворохобина П.И., убитого белобандитами в 1921 году и Братская могила 30 партизан, расстрелянных колчаковцами в мае 1919 г. (д.Нагорново)
4. Дом, в котором в декабре 1918 г. проводилось собрание подпольщиков под руководством Щетинкина Петра Ефимовича (Причулымский сельсовет, д.Нагорново)
5. Братская могила шестнадцати партизан, расстрелянных колчаковцами в апреле 1919 года (с.Лапшиха)
6. Братская могила 22 партизан, расстрелянных колчаковцами весной 1919 года (с.Ольховка)
7. Братская могила партизан, расстрелянных колчаковцами в апреле 1919 г. (с.Покровка)
8. Братская могила 10 партизан из отряда Уланова, расстрелянных колчаковцами в марте 1919 года (д.Тимонино).
Памятники, связанные с событиями Великой Отечественной войны (1941-1945 годы):
1. Памятник Герою Советского Союза Ивченко Михаилу Лаврентьевичу (с.Лапшиха).
На территории района также расположены стелы и обелиски, не отнесенные к объектам культурного и исторического значения:
- связанные с гражданской войной - 1 (п.Причулымский),
- связанные с событиями Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) - их девять (с.Белый Яр, д.Зерцалы, п.Горный, п.Ключи, п.Малиновка, п.Причулымский, п.Тарутино, д.Ольховка, с.Ястребово).
Памятников архитектуры на территории района нет.
На территории района расположен Аргинский заказник, Айдашинская пещера, Ачинская палеонтологическая стоянка
Вместе с тем, в числе основных проблем в сфере государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия в районе остаются следующие.
В связи с изменением законодательства и общей градостроительной ситуации сохраняется потребность в разработке учетной документации, проектов зон охраны, установлении границ территорий объектов культурного наследия.
Средства, выделяемые в последние годы из бюджетов всех уровней на реставрацию памятников истории и культуры, не позволяют предотвратить ухудшение состояния большей части объектов культурного наследия и поддерживать их в надлежащем эксплуатационном состоянии.
Дефицит районного бюджета не позволяет провести ремонтно-реставрационные работы в полной мере. В 2013 году проведена полная инвентаризация памятников и объектов культурного наследи района. В неудовлетворительном состоянии находится памятник истории "Братская могила партизан, расстрелянных колчаковцами в апреле 1919 г.", расположенная на территории кладбища д.Покровка, и памятники, не отнесенные к объектам культурного наследия п.Ключи и п.Малиновка; текущий ремонт необходим памятнику Герою Советского Союза Ивченко Михаилу Лаврентьевичу (с.Лапшиха). Объемы финансирования остаются недостаточными для проведения необходимых видов работ для паспортизации объектов культурного значения и памятников.
Условия содержания и использования зданий-памятников не соответствуют современным санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям. В Ачинском районе к таким объектам относится Дом, в котором в декабре 1918 г. проводилось собрание подпольщиков под руководством Щетинкина Петра Ефимовича (Причулымский сельсовет, д.Нагорново), используемый под муниципальный жилищный фонд.
Для обеспечения сохранности объектов культурного наследия требуются значительные финансовые средства, что связано со сложностью ремонтно-реставрационных работ, являющихся комплексом научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных мероприятий, проводимых при консервации, ремонте, реставрации.
2.1.2. Развитие библиотечного дела
Библиотеки являются ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства района, обеспечивая населению свободный и оперативный доступ к информации, приобщая к ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным знаниям, сохраняя национальное культурное наследие.
Библиотечное обслуживание населения Ачинского района осуществляют 18 библиотек, объединенных в одну систему. МБУК "Центральная районная библиотека" (далее - МБУК ЦРБ) выполняет функции центральной межпоселенческой библиотеки. 17 сельских библиотек являются структурными подразделениями МБУК ЦРБ.
Практически все учреждения библиотек находятся в приспособленных помещениях, чаще в зданиях домов культуры и клубов.
Охват библиотечным обслуживанием населения муниципальными библиотеками составляет 58%, что превышает среднероссийский и региональный показатели. Совокупный книжный фонд библиотек района составляет 215,12 тыс. единиц хранения или в расчете 14 экземпляров на одного жителя района. Библиотеками района пользуются свыше 9 тыс. читателей с книговыдачей около 240 тысяч экземпляров в год. Число посетителей массовых мероприятий библиотек района неуклонно растет и в 2012 году составило свыше 14 тыс. человек.
Развивается культурно-досуговая и просветительская деятельность библиотек. Библиотеки востребованы как многофункциональные культурные центры досуга, где значительное место отводится возрождению традиций семейного досуга, продвижению книги и чтения, популяризации истории и культуры края.
Одним из принципов организации библиотечного обслуживания является дифференцированный подход к пользователям. Особое внимание уделяется работе с детьми и молодежью, направленной на формирование и удовлетворение потребностей в интеллектуальном и духовном росте, приобщению их к чтению, к мировой и национальной культуре. Около 97% детей, проживающих в районе, пользуется услугами библиотек.
Деятельность библиотек становится одним из факторов социально-экономического и культурного развития региона, интеграции края в общероссийское и международное культурное и информационное пространство, содействуя тем самым повышению его инвестиционной привлекательности.
В центральной районной библиотеке Ачинского района автоматизированы основные процессы комплектования и обработки единого книжного фонда. В рамках долгосрочной целевой программы "Культура Красноярья" в 2012 году полностью завершена компьютеризация всех сельских библиотек, парк компьютеров составляет 48 единиц. Шесть библиотек имеют выход в Интернет, что значительно укрепило позиции библиотек как центров, обеспечивающих информационную поддержку развития малого бизнеса, предпринимательства, личного подсобного хозяйства, оперативного выполнения запросов пользователей библиотеки.
С 2008 года идет формирование собственного электронного каталога. В рамках реализации проекта открыты электронные читальные залы в двух населенных пунктах (Малиновка, Горный). Ведется работа по созданию собственного сайта библиотеки и размещения электронного каталога на сайте библиотеки и вхождение библиотеки в Ирбис-корпорацию библиотек Красноярского края.
С учетом наличия компьютерной техники в каждой сельской библиотеке сформирован фонд электронных изданий, который активно используется в справочно-библиографической работе, проведении массовых мероприятий.
В 2013 году идет работа по формированию новой модели сельской библиотеки на базе Тарутинской сельской библиотеки. В результате осуществления проекта будет создана первая модельная библиотека в Ачинском районе, которая будет обслуживать более 1 000 жителей.
Оцифровка библиотечного фонда осуществляется в отношении местных периодических изданий. Выполнение данной работы в отношении книжного фонда сегодня не представляется возможным ввиду отсутствия дорогостоящего специализированного оборудования и отсутствия необходимых площадей для его размещения.
Вместе с тем, в развитии библиотечного дела Ачинского района существует ряд проблем, требующих безотлагательного решения:
- крайне острый дефицит бюджетных вливаний на комплектование фондов, организацию подписки на периодические издания;
- крайне низкие темпы обновления фондов библиотек за счет местного бюджета, несмотря на рост новых поступлений, который осуществляется за счет средств субсидий из федерального и краевого бюджетов;
- слабая телекоммуникационная структура в районе не позволяет подключить все сельские библиотеки к сети Интернет (только шесть сельских библиотек из восемнадцати имеет выход в Интернет, в 14 библиотеках нет телефонной связи;
- не соответствие техническому и технологическому оснащению сельских библиотек Модельному стандарту деятельности библиотек Красноярского края;
- отсутствие бюджетных вливаний на текущий и капитальный ремонт помещений библиотек, приобретение специализированной мебели.
Основная проблема в библиотечном обслуживании состоит в несоответствии между миссией, целями, задачами, объемом выполняемой работы и ресурсным обеспечением библиотечной системы. Данное положение дел требует корректировки районной библиотечной политики в соответствии с экономическими и социально-культурными изменениями, происходящими в обществе.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
С учетом целевых установок и приоритетов государственной культурной политики, Основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 N 24-п, Стратегии культурной политики Ачинского района, утвержденной постановлением Администрации Ачинского района от 09.09.2013 N 781-П, целью подпрограммы определено сохранение и эффективное использование культурного наследия Ачинского района.
Достижение данной цели потребует решения следующих задач:
обеспечение сохранности объектов культурного наследия;
развитие библиотечного дела.
Сроки исполнения подпрограммы: 2014-2016 годы.
Этапы подпрограммы:
Подпрограмма не предусматривает отдельные этапы реализации.
Оценка результатов реализации подпрограммы осуществляется на основе использования показателей, сформированных с учетом специфики деятельности библиотек, показателей Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры Ачинского района", утвержденного постановлением Администрации Ачинского района от 28.06.2013 N 535-Р.
Целевыми индикаторами реализации подпрограммы являются:
доля объектов региональной и муниципальной форм собственности, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия, расположенных на территории района;
среднее число книговыдач в расчете на 1000 жителей;
количество посетителей библиотек на 1000 человек населения.
Индикаторы и показатели результативности и их планируемые значения
2.3. Механизм реализации подпрограммы
2.3.1. Главными распорядителями бюджетных средств являются:
по подпунктам 1.1, 1.2 пункта 1 мероприятий подпрограммы - администрации Тарутинского и Лапшихинского сельсоветов;
по подпункту 2.1 пункта 2 мероприятий подпрограммы - Администрация Ачинского района (Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центральная районная библиотека" (далее - МБУК "ЦРБ").
2.3.2. По подпунктам 1.1, 1.2 пункта 1 мероприятий подпрограммы выделение средств районного бюджета предусматривается на реализацию мероприятий по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, в том числе на:
проведение ремонта объекта культурного наследия регионального значения "Братская могила партизан, расстрелянных колчаковцами в апреле 1919 г." (с.Покровка)
установку информационных надписей и обозначений на объектах, имеющих историческое значение, находящихся на территории Ачинского района.
Расходы на мероприятия по сохранению объектов культурного наследия Ачинского района возможны с привлечением средств краевого бюджета, предусмотренных на основании ст. 6 Закона Красноярского края от 23.04.2009 N 8-3166 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Красноярского края".
Выделение бюджетных средств осуществляется на основании заключения соглашений между Администрацией Ачинского района, Администрацией Тарутинского сельсовета, Администрацией Лапшихинского сельсоветов.
Реализация мероприятия подпрограммы осуществляется посредством заключения контрактов (договоров) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.3.3. Реализация мероприятий подпрограммы по подпункту 2.1 пункта 2 мероприятий подпрограммы осуществляется путем предоставления Муниципальному бюджетному учреждению культуры "Центральная районная библиотека" субсидий на финансовое обеспечение выполнения им муниципального задания на основании соглашения заключенного между указанным учреждением и Администрацией Ачинского района.
Расходы на обеспечение деятельности МБУК "ЦРБ" предусмотрены на основании постановления Администрации Ачинского района от 13.12.2010 N 1056-П "Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания в отношении районных муниципальных учреждений".
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
2.4.1. Текущее управление за реализацией подпрограммы осуществляет отдел культуры, физической культуры и молодежной политики Администрации Ачинского района.
Отдел культуры, физической культуры и молодежной политики Администрации Ачинского района несет ответственность за реализацию подпрограммы, достижение конечного результата, целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение подпрограммы.
2.4.2. Отдел культуры, физической культуры и молодежной политики Администрации Ачинского района осуществляет:
1) координацию исполнения мероприятий подпрограммы, мониторинг их реализации;
2) непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы;
3) подготовку отчетов о реализации подпрограммы.
2.4.3.Отдел культуры, физической культуры и молодежной политики Администрации Ачинского района ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в отдел экономического развития территории Администрации Ачинского района отчеты о реализации подпрограммы.
2.4.4. Администрации сельсоветов Ачинского района, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств по подпункту 1.1.пункта 1, подпункту 1.2, 1.2.2 пункта 1 мероприятий подпрограммы, по запросу Администрации Ачинского района ежеквартально (за первый, второй и третий кварталы) не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, а по итогам года - до 10 февраля года, следующего за отчетным, направляет в отдел культуры, физической культуры и молодежной политики Администрации Ачинского района отчеты о реализации мероприятия по подпункту 1.1 пункта 1, подпункту 1.2, 1.2 пункта 1 мероприятий подпрограммы для обобщения и передачи в отдел экономического развития территории Администрации Ачинского района.
2.4.5. Годовой отчет о ходе реализации Программы формируется отделом культуры, физической культуры и молодежной политики Администрации Ачинского района с учетом информации, полученной от соисполнителей. Сформированный годовой отчет представляется в отдел экономического развития территории Администрации Ачинского района до 15 февраля года, следующего за отчетным.
2.4.6. Обеспечение целевого расходования бюджетных средств, контроля за ходом реализации мероприятий подпрограммы и за достижением конечных результатов осуществляется главными распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств.
2.4.7. В процессе реализации Программы Администрация Ачинского района вправе по согласованию с соисполнителями инициировать внесение изменений в Программу в части текущего финансового года. Внесение изменений в программу осуществляется после внесения изменений в решение о районном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в соответствии с бюджетным законодательством.
2.4.8. Администрация Ачинского района вправе запрашивать у главных распорядителей бюджетных средств необходимые документы и информацию, связанные с реализацией мероприятий подпрограммы, для рассмотрения и подготовки сводной информации.
2.4.9. Контроль за соблюдением условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств районного бюджета по подпрограмме осуществляет финансовое управление Администрации Ачинского района.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Экономическая эффективность и результативность реализации подпрограммы зависят от степени достижения ожидаемого конечного результата.
Ожидаемые результаты подпрограммы:
количество отремонтированных объектов культурного наследия составит всего 1 ед., в том числе по годам: в 2015 году - 1 ед.;
число объектов, имеющих историческую ценность, на которые установлены информационные надписи и обозначения, составит всего 2 ед., в том числе по годам: в 2015 году - 2 ед.;
количество посетителей муниципальных библиотек составит всего 292,3 тыс. человек, в том числе по годам: в 2014 году - не менее 96,5 тыс. человек, в 2015 году - не менее 97,5 тыс. человек, в 2016 году - не менее 98,3 тыс. человек;
количество документов выданных из фонда библиотеки составит всего 713 тыс. экземпляров, в том числе по годам: в 2014 году - не менее 238 тыс. экземпляров, в 2015 году - не менее 240 тыс. экземпляров, в 2016 году - не менее 235 тыс. экземпляров,
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать:
созданию условий, обеспечивающих сохранность объектов культурного наследия, их рациональное использование и интеграцию в социально-экономическую и культурную жизнь района;
формированию предпосылок для развития сферы культурного туризма, росту инвестиционной привлекательности района;
обеспечению прав населения района на свободный доступ к информации, культурным ценностям;
повышению уровня комплектования библиотечных фондов;
повышению качества и доступности библиотечных услуг;
расширению разнообразия библиотечных услуг;
росту востребованности услуг библиотек у населения района.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении к подпрограмме.
2.7.Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат (ресурсное обеспечение подпрограммы) с указанием источников финансирования
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет средств районного бюджета, предусмотренных на оплату муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ, оказание услуг, а также предоставление субсидий Муниципальному бюджетному учреждению культуры "Центральная районная библиотека" на финансовое обеспечение выполнение им муниципального задания.
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств районного бюджета составляет 32 594,2 тыс.руб., в том числе по годам:
2014 год - 10 304,3 тыс.руб.,
2015 год - 10 929,5 тыс.руб.,
2016 год - 11 360,4 тыс.руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.