Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общерайонной проблемы и обоснование необходимости разработки подпрограммы
Подпрограмма направлена на решение задачи "Обеспечение доступа населения Ачинского района к культурным благам и участию в культурной жизни" Программы.
В условиях перехода к инновационному типу развития эффективность и успешность экономики становится как никогда зависимой от уровня развития человеческого и особенно творческого капитала. Творческая деятельность как основа человеческого капитала является наиболее ценным из стратегических ресурсов, соответственно задача создания в районе, а как следствие в крае, комфортной и стимулирующей среды, способной сохранять и развивать творческую атмосферу и предоставляющей человеку разнообразные возможности для творческой самореализации, становится приоритетной.
Культура в современном мире все больше выступает в качестве важной составной части жизни человека и одного из основных факторов прогресса, важнейшим условием которого является обеспечение постоянного роста духовного потенциала общества на основе всестороннего и гармоничного развития всех его членов и наиболее полного раскрытия их творческих возможностей. Повышение духовного и культурного уровня всего общества на основе гуманистических ценностей становится возможным, если основными дополняющими друг друга элементами культурной политики, воспринимаемыми во взаимном воздействии их результатов, являются доступ населения к культуре и участие в культурной жизни.
2.1.1. Сохранение и развитие традиционной народной культуры
Культурное наследие, состоящее из аспектов прошлого, которое люди сохраняют, культивируют, изучают и передают следующему поколению, воплощено как в материальных формах, так и в нематериальных. Базовой основой нематериального культурного наследия является традиционная художественная народная культура, выраженная в языках, различных жанрах творчества, верованиях, костюме, в различных формах фольклорных празднеств и обрядов, знаниях и навыках, связанных с традиционными ремеслами.
Сохранение и развитие нематериального культурного наследия становится более важным также ввиду необходимости преодоления сырьевой стратегии развития района, и края в целом, перехода к новому инновационному типу экономики и актуализации культурного фактора как ресурса развития, активизации жизнеспособных культурно-исторических традиций, способных дать социальный и экономический эффект.
В сфере культуры, наиболее массовыми, доступными и востребованными учреждениями остаются учреждения культурно-досугового типа. Формируя свою деятельность по принципам многофункционального культурного центра, они сохраняют традиционную специфику и виды клубного досуга: коллективное общение, эстетическое воспитание, развитие любительского творчества. Ориентируясь на запросы посетителей, учреждения культурно-досугового типа развивают в качестве приоритетных специализированные формы клубного досуга - детского, подросткового, молодежного, семейного, направленного на развитие национальных культур, социокультурную реабилитацию инвалидов и другие.
На базе учреждений культурно-досугового типа организуются мероприятия, способствующие нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений, профилактике девиантного поведения среди детей и молодежи, что особенно важно, так как в настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, в первую очередь, утратой населением духовно-нравственных ориентиров.
Сложилась система традиционных творческих акций, таких творческие мастерские, выставки декоративно-прикладного искусства, смотры-конкурсы самодеятельности, концерты, импровизированные спектакли, фестивали детского творчества.
Учреждения культурно-досугового типа как основные хранители народных традиций оснащаются современным свето-, звукотехническим оборудованием, музыкальными инструментами, компьютерной и офисной техникой.
По основным показателям деятельности учреждений культурно-досугового типа района наблюдается положительная динамика, что объясняется, в том числе, активизацией усилий работников культуры по расширению спектра предоставляемых жителям культурных услуг, улучшением материально-технической базы учреждений. В районе действует 6 коллективов, удостоенных звания "народный" и 1 "образцовый" коллектив, в их числе вокальные ансамбли, хор, ансамбль песни и танца, хореографические коллективы.
В районе прижилась традиция проведения районных праздников на разных центральных усадьбах сельсоветов. Такая форма передвижений праздников, дает возможность:
- большей части населения приобщиться к значимым событиям района;
- сплотить учреждения социальной сферы территорий при подготовке мероприятий;
- привести внешний вид территории в эстетический вид к приему гостей;
- получить прибыль представителям малого бизнеса территории;
- является методическим фактором для работников культуры.
Ежегодно в районе проводится ряд крупных культурных массовых мероприятий, позволяющих вовлечь в культурную жизнь большие группы населения, в том числе мероприятия, связанные с празднованием календарных праздников и памятных дат. Традиционно в районе проходят творческие отчеты перед населением, в которых самодеятельные коллективы и клубные формирования показывают все свои лучшие наработки за год. В течение ряда лет в районе проводятся "Дни культуры и искусства Красноярского края в Ачинском районе "Чулымские встречи", имени заслуженного работника России С.Г.Квакухина", зональный конкурс хореографических коллективов "Танцевальная феерия", реализуется проект "Свадьба в Малиновке", с 2012 года стали проводится конно-спортивные соревнования, давшие толчок развития проекта "Серебряная подкова", и многие другие.
В Ачинском районе учреждениями клубного типа осуществляется кинопоказ, для этой цели заключены договоры с МБУК "Красноярский кинограф" Малиновским, Ключинским и Горным Домами культуры.
В районе создана экспедиционная группа по сбору и обработке фольклорно-этнографического материала.
Творческие коллективы Ачинского района успешно участвуют в зональных, краевых, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах, что способствует созданию образа Ачинского района, как территории со сложившимися традициями.
Интеграции района в краевое и российское культурное пространство оказывает благоприятное влияние на развитие самодеятельных коллективов района.
В целях наиболее полной интеграции культуры района в краевой и общероссийский культурный и информационный процесс необходимо продолжить продвижение культуры района за его пределами, прежде всего, в форме гастролей, участия в конкурсах, выставках и фестивалях, использование современных информационных технологий.
В целом для учреждений культурно-досугового типа района характерны те же системные проблемы, как и для края и страны в целом - сохраняющийся дефицит средств для реализации мероприятий по сохранению и популяризации традиционной народной культуры, разрушение материально-технической базы, недостаток высокопрофессиональных кадров.
В культурно-досуговых учреждениях района недостаточно развиты информационно-коммуникационные технологии. В 11 клубных учреждениях культуры нет телефонной связи (58%), 9 клубных учреждений не оборудованы компьютерной техникой (50%), 14 учреждений культуры клубного типа (78%) не подключены к сети Интернет. Обеспеченность учреждений культуры специальным оборудованием составляет - 50% от потребного. В 6 учреждениях клубного типа имеются предписания надзорных органов. Наблюдается снижение кинопосещений в связи с низким качеством кинопрокатной продукции, отсутствием новинок в прокате кинографа, отсутствием проекционной аппаратуры в учреждениях.
Важнейшим фактором, определяющим эффективность учреждений культурно-досугового типа, является кадровый ресурс. На сегодняшний день профессиональный уровень специалистов отстает от уровня современных технологий культурно-досуговой деятельности. В учреждениях культурно-досугового типа района занято 79 специалистов, из них 36 специалистов культурно-досуговой деятельности. Профильное образование в области культуры имеют 39% работников. Происходит отток специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, наблюдается тенденция старения кадров, что подтверждается ростом количества работников старше 50 лет и уменьшением количества работников до 30 лет.
Несмотря на принимаемые меры, состояние материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа продолжает ухудшаться, что значительно сдерживает развитие современных форм просветительно-досуговой деятельности и информационно-образовательных услуг.
Необходимо сосредоточить усилия на обеспечении равного доступа населения к услугам учреждений культурно-досугового типа, расширении спектра предложений, увеличении степени вовлеченности различных социальных групп в деятельность клубных формирований, повышении просветительской роли учреждений культурно-досугового типа, обеспечении учреждений квалифицированными кадрами, улучшении материально-технической базы.
2.1.2. Поддержка творческих инициатив населения и организаций культуры
На современном этапе в условиях формирующегося гражданского общества стимулирование творческих инициатив является одним из основных методов поддержки развития отрасли культуры. Привлечение дополнительных средств в отрасль посредством участия в различного уровня грантовых конкурсах при существующем дефиците районного бюджета является основополагающим элементом развития учреждения. Проведение муниципального конкурса на поддержку творческих инициатив будет способствовать развитию клубных формирований и иных творческих объединений, существующих на базе учреждений, развитию проектной грамотности работников учреждений культуры и образовательных учреждений культуры.
Взаимодействие с творческими объединениями района и близлежащих территорий края способствует их активному включению в культурную жизнь, формированию единого культурного пространства района.
В целях поддержки творческих инициатив населения муниципальным учреждениям культуры и образовательным учреждениям в области культуры на реализацию социокультурных проектов ежегодно будут предоставляться субсидии.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
С учетом целевых установок и приоритетов государственной культурной политики, Основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 N 24-п, Стратегии культурной политики Ачинского района, утвержденной постановлением Администрации Ачинского района от 23.09.2013 N 781-П, целью подпрограммы определено обеспечение доступа населения Ачинского района к культурным благам и участию в культурной жизни.
Достижение данной цели потребует решения следующих задач:
- сохранение и развитие традиционной народной культуры;
- поддержка творческих инициатив населения и организаций культуры.
Сроки исполнения подпрограммы: 2014-2016 годы.
Подпрограмма не предусматривает отдельные этапы реализации.
Оценка результатов реализации подпрограммы осуществляется на основе использования показателей, сформированных с учетом специфики деятельности театров, концертных организаций, учреждений культурно-досугового типа, показателей Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры Ачинского района", утвержденного постановлением Администрации Ачинского района от 28.06.2013 N 535-Р.
Целевыми индикаторами реализации подпрограммы являются:
количество посетителей учреждений клубного типа на 1000 жителей;
число клубных формирований на 1000 жителей;
число участников клубных формирований на 1000 жителей;
число участников клубных формирований для детей в возрасте до 14 лет включительно;
увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий.
Индикаторы и показатели результативности и их планируемые значения
2.3. Механизм реализации подпрограммы
2.3.1. Главный распорядитель бюджетных средств - Администрация Ачинского района.
2.3.2. Реализация мероприятий подпункта 1.1 пункта 1 подпрограммы осуществляется путем предоставления субсидии по соглашению, заключенному между Администрацией Ачинского района и Муниципальным бюджетным учреждением культуры "Централизованная клубная система Ачинского района" (далее - МБУК "ЦКС Ачинского района"), в порядке и условиях предоставления субсидии на цели, связанной с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
Реализация мероприятия подпункта 1.1.1 подпункта 1.1 пункта 1 подпрограммы осуществляется по детальному плану-графику, согласно приложению N 2 к подпрограмме.
Расходы на обеспечение деятельности МБУК "ЦКС Ачинского района" предусмотрены на основании постановления Администрации Ачинского района от 13.12.2010 N 1056-П "Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания в отношении районных муниципальных учреждений".
2.3.3. По подпункту 2.1 пункта 2 мероприятий подпрограммы субсидии на иные цели предоставляются учреждениям культуры Ачинского района по результатам конкурсного отбора, который проводится в соответствии с утвержденным Администрацией Ачинского района в установленном порядке Положением о проведении муниципального конкурса проектов в области культуры.
Организационные мероприятия по проведению конкурса осуществляются отделом культуры, физической культуры и молодежной политики Администрации Ачинского района.
Выделение средств районного бюджета по данному мероприятию осуществляется путем предоставления субсидии по соглашению, заключенному между Администрацией Ачинского района и победителем конкурса, в порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
Расходы на обеспечение деятельности подведомственных учреждений предусмотрены на основании постановления Администрации Ачинского района от 31.12.2010 N 1053-П "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Ачинского района муниципальным бюджетным учреждениям Ачинского района".
Расходы мероприятия подпрограммы осуществляется посредством заключения контрактов (договоров) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
2.4.1. Текущее управление за реализацией подпрограммы осуществляет отдел культуры, физической культуры и молодежной политики Администрации Ачинского района.
Отдел культуры, физической культуры и молодежной политики Администрации Ачинского района несет ответственность за реализацию подпрограммы, достижение конечного результата, целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение подпрограммы.
2.4.2. Отдел культуры, физической культуры и молодежной политики Администрации Ачинского района осуществляет:
1) координацию исполнения мероприятий подпрограммы, мониторинг их реализации;
2) непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы;
3) подготовку отчетов о реализации подпрограммы.
2.4.3.Отдел культуры, физической культуры и молодежной политики Администрации Ачинского района ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в отдел экономического развития территории Администрации Ачинского района отчеты о реализации подпрограммы.
2.4.4. Годовой отчет о ходе реализации Программы формируется ответственным отделом культуры, физической культуры и молодежной политики Администрации Ачинского района с учетом информации, полученной от соисполнителей. Сформированный годовой отчет представляется в отдел экономического развития территории Администрации Ачинского района до 15 февраля года, следующего за отчетным.
2.4.5. Обеспечение целевого расходования бюджетных средств, контроля за ходом реализации мероприятий подпрограммы и за достижением конечных результатов осуществляется главными распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств.
2.4.6. В процессе реализации Программы Администрация Ачинского района вправе по согласованию с соисполнителями инициировать внесение изменений в Программу в части текущего финансового года. Внесение изменений в программу осуществляется после внесения изменений в решение о районном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в соответствии с бюджетным законодательством.
2.4.7. Администрация Ачинского района вправе запрашивать у главных распорядителей бюджетных средств необходимые документы и информацию, связанные с реализацией мероприятий подпрограммы, для рассмотрения и подготовки сводной информации.
2.4.8. Контроль за соблюдением условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств районного бюджета по подпрограмме осуществляет финансовое управление Администрации Ачинского района.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Экономическая эффективность и результативность реализации подпрограммы зависят от степени достижения ожидаемого конечного результата.
Ожидаемые результаты:
количество посетителей муниципальных учреждений культурно-досугового типа составит всего не менее 403 тыс. человек, в том числе по годам: в 2014 году - 134,2 тыс. человек, в 2015 году - 134,4 тыс. человек, в 2016 году - 134,4 тыс. человек;
количество мероприятий, направленных на организацию и проведение культурных событий на территории Ачинского района, составит всего 26 ед., в том числе по годам: в 2014 году - 9 ед., в 2015 году - 8 ед., в 2016 году - 9 ед.;
количество фактов участия творческих коллективов и индивидуальных участников в зональных, краевых, региональных, всероссийских и др. уровня мероприятиях, составит всего 30 ед., в том числе по годам: в 2014 году - 8 ед., в 2015 году - 10 ед., в 2016 году - 12 ед.;
количество проектов в области культуры, реализованных муниципальными учреждениями составит всего 9 ед., в том числе по годам: 2014 году - 3 ед., в 2015 году - 3 ед., в 2016 году - 3 ед.
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать:
- сохранению традиционной народной культуры, содействие сохранению и развитию народных художественных промыслов и ремесел;
- повышению качества и доступности культурно-досуговых услуг;
- росту вовлеченности всех групп населения в активную творческую деятельность;
- повышению уровня проведения культурных мероприятий.
- увеличению поддержки творческих инициатив населения и организаций культуры;
- развитию межрегионального и краевого сотрудничества в сфере культуры.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 1 к подпрограмме.
2.7.Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат (ресурсное обеспечение подпрограммы) с указанием источников финансирования
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет средств районного бюджета, предусмотренных на оплату муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ, оказание услуг, а также предоставление субсидий Муниципальному бюджетному учреждению культуры "Централизованная клубная система Ачинского района" на финансовое обеспечение выполнение им муниципального задания.
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств районного бюджета составляет 93 720,4 тыс.руб., в том числе по годам:
2014 год - 29 978,5 тыс.руб.,
2015 год - 31 102,4 тыс.руб.,
2016 год - 32 639,5 тыс.руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.