Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Красноярского края
от 30.08.2018 N 497-п
Региональная программа
в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018-2035 годы
1. Паспорт региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018-2035 годы
Наименование программы |
региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018-2035 годы (далее - программа, отходы) |
Основания для разработки программы |
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ); Закон Красноярского края от 07.06.2018 N 5-1710 "О регулировании отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края"; Закон Красноярского края от 20.09.2013 N 5-1597 "Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае" |
Разработчик программы |
министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края |
Исполнители программы |
министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края; региональные операторы и операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами Красноярского края (после заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами) |
Цель программы |
снижение негативного воздействия твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на окружающую среду и здоровье населения Красноярского края |
Задачи программы |
стимулирование строительства объектов, предназначенных для размещения, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе ТКО; софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов; выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий; обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами |
Сроки реализации программы |
2018-2035 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Объем финансирования(1) на 2018-2020 годы - 5 259 186,86 тыс.руб., в том числе по годам: 2018 год - 268 962,11 тыс.руб.; 2019 год - 2 365 190,81 тыс.руб.; 2020 год - 2 625 033,94 тыс.руб., из них, средства краевого бюджета - 343 855,20 тыс.руб., в том числе по годам: 2018 год - 136 949,60 тыс.руб.; 2019 год - 118 452,80 тыс.руб.; 2020 год - 88 452,80 тыс.руб. средства местного бюджета - 4 125,43 тыс.руб., в том числе по годам: 2018 год - 1 678,57 тыс.руб.; 2019 год - 1 403,43 тыс.руб.; 2020 год - 1 043,43 тыс.руб.; внебюджетные средства - 4 911 206,23 тыс.руб., в том числе по годам: 2018 год - 130 333,94 тыс.руб.; 2019 год - 2 245 334,58 тыс.руб.; 2020 год - 2 535 537,71 тыс.руб. Прогнозный объем финансирования(2) на 2021-2035 годы - 9 106 623,58 тыс.руб., в том числе по годам: 2021 год - 3 421 413,58 тыс.руб.; 2022 год - 426 150,00 тыс.руб.; 2023 год - 380 450,00 тыс.руб.; 2024 год - 1 476 100,00 тыс.руб.; 2025 год - 2 208 160,00 тыс.руб.; 2026 год - 47 550,00 тыс.руб.; 2027 год - 60 950,00 тыс.руб.; 2028 год - 98 500,00 тыс.руб.; 2029 год - 473 250,00 тыс.руб.; 2030 год - 106 400,00 тыс.руб.; 2031 год - 7 000,00 тыс.руб.; 2032 год - 144 600,00 тыс.руб.; 2033 год - 147 500,00 тыс.руб.; 2034 год - 29 400,00 тыс.руб.; 2035 год - 79 200,00 тыс.руб. |
(1) С учетом финансирования мероприятий подпрограммы "Обращение с отходами" государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 512-п.
(2) В соответствии с оценочным объемом финансирования, указанным в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 N 1/451-од.
2. Характеристика существующей ситуации в области обращения с ТКО в Красноярском крае
Красноярский край является динамично развивающимся субъектом Российской Федерации. Развитие экономики Красноярского края, рост продаж товаров и услуг, покупательной способности населения сопровождаются высокими темпами роста объемов образования отходов.
В Красноярском крае увеличивается рост образования отходов с каждым годом, и, по прогнозу, рост образования отходов будет прогрессировать далее. Количество отходов (1-5 классов опасности), образующихся на территории Красноярского края, составляет около 300 млн т в год, из них 1,2 млн т - ТКО.
Существующая в Красноярском крае система обращения с ТКО не направлена на использование ТКО в качестве вторичных материальных ресурсов и их дальнейшую переработку и основана преимущественно на непосредственном размещении ТКО на полигонах, в подавляющем большинстве случаев (около 95%) не соответствующих современным нормативным требованиям. Отсутствие сортировки и переработки ТКО при отсутствии в большинстве муниципальных образований Красноярского края объектов размещения отходов обусловливает наличие большого количества несанкционированных мест размещения отходов.
В настоящее время в Красноярском крае действует:
29 полигонов захоронения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
26 площадок временного накопления отходов (далее - ПВН);
1 мусоросортировочное предприятие в г.Красноярске, 1 линия по сортировке в Ачинске;
4 предприятия по переработке ТКО.
Данных мощностей недостаточно для охвата всей территории Красноярского края централизованной системой в области обращения с ТКО. Учитывая климатические особенности Красноярского края, географическое положение, удаленность друг от друга населенных пунктов, отсутствие транспортной доступности в межсезонье, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 N 1/451-од (далее - Территориальная схема), предусмотрено 19 технологических зон (таблица 1).
Таблица 1
Принадлежность муниципальных образований Красноярского края к технологическим зонам - потенциальным зонам деятельности операторов по обращению с ТКО, в том числе региональных операторов по обращению с ТКО, на территории Красноярского края
N п/п |
Территории, макрорайон |
Технологическая зона |
Муниципальное образование |
Сельсоветы, населенные пункты, административные районы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Восточный макрорайон |
Абанская |
Абанский район |
все |
Дзержинский район |
все |
|||
Тасеевский район |
все |
|||
2 |
Западный макрорайон |
Ачинская |
Ачинский район |
все |
Бирилюсский район |
все |
|||
Боготольский район |
все |
|||
Большеулуйский район |
все |
|||
городской округ Ачинск |
все |
|||
городской округ Боготол |
все |
|||
Козульский район |
все |
|||
Тюхтетский район |
все |
|||
3 |
Центральный макрорайон |
Железногорская |
городской округ Сосновоборск |
все |
ЗАТО Железногорск |
все |
|||
4 |
Восточный макрорайон |
Зеленогорская |
ЗАТО Зеленогорск |
все |
5 |
Восточный макрорайон |
Канская |
городской округ Канск |
все |
Иланский район |
все |
|||
Канский район |
все |
|||
Нижнеингашский район |
все |
|||
6 |
Центральный макрорайон |
Красноярская левобережная |
Большемуртинский район |
все |
городской округ Кедровый |
все |
|||
городской округ Красноярск |
Октябрьский, Железнодорожный, Центральный, Советский районы, д.Песчанка |
|||
Емельяновский район |
все |
|||
Сухобузимский район |
все |
|||
7 |
Центральный макрорайон, частично Восточный |
Красноярская правобережная |
городской округ Красноярск |
Свердловский, Кировский, Ленинский районы |
городской округ Дивногорск |
|
|||
Березовский район |
|
|||
Манский район |
|
|||
Партизанский район |
Минский сельсовет |
|||
8 |
Западный макрорайон |
Назаровская |
городской округ Назарово |
все |
Назаровский район |
все |
|||
городской округ Шарыпово |
все |
|||
Шарыповский район |
все |
|||
Балахтинский район |
все |
|||
ЗАТО Солнечный |
все |
|||
Новоселовский район |
все |
|||
Ужурский район |
все |
|||
9 |
Восточный макрорайон |
Рыбинская |
городской округ Бородино |
все |
Ирбейский район |
все |
|||
Рыбинский район |
все |
|||
Саянский район |
все |
|||
Уярский район |
все |
|||
Партизанский район |
Богуславский, Вершино-Рыбинский, Ивановский, Имбежский, Иннокентьевский, Кожелакский, Партизанский и Стойбинский сельсоветы |
|||
10 |
Южный макрорайон |
Минусинская |
г.Минусинск |
все |
Ермаковский район |
все |
|||
Идринский район |
все |
|||
Каратузский район |
все |
|||
Краснотуранский район |
все |
|||
Курагинский район |
все |
|||
Минусинский район |
все |
|||
Шушенский район |
все |
|||
11 |
Северные территории |
Богучанская |
Богучанский район |
все |
12 |
Северные территории |
Кодинская |
Кежемский район |
все |
13 |
Северные территории |
Лесосибирская |
г.Лесосибирск |
г. Лесосибирск |
г.Енисейск |
все |
|||
Енисейский район |
все |
|||
Казачинский район |
все |
|||
Пировский район |
все |
|||
14 |
Северные территории |
Мотыгинская |
Мотыгинский район |
все, Стрелка (Лесосибирск) |
15 |
Северные территории |
Норильская |
г.Норильск |
все |
16 |
Северные территории |
Северо-Енисейская |
Северо-Енисейский район |
все |
17 |
Северные территории |
Таймырская |
Таймырский Долгано-Ненецкий район |
все |
18 |
Северные территории |
Туранская |
Эвенкийский район |
все |
19 |
Северные территории |
Туруханская |
Туруханский район |
все |
Деление Красноярского края на технологические зоны выполнено исходя из задачи минимизации суммарных затрат на обращение с отходами на данных территориях (на сбор, транспортирование, переработку и размещение).
Каждая технологическая зона разработана для того, чтобы стать территорией (зоной) деятельности одного регионального оператора. Технологическая зона представляет собой территорию, на которой образуются ТКО, перемещение которых целесообразно и экономически обосновано осуществлять на один конечный объект размещения ТКО.
Управление ТКО в рамках технологической зоны должно осуществляться одним региональным оператором. Физически территориальная зона может обслуживаться несколькими различными операторами, осуществляющими сбор, транспортирование, переработку, размещение ТКО. Региональный оператор по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) заключает договоры с операторами.
Для успешной реализации программы на территориях Красноярского края должны быть построены объекты следующих категорий:
ПВН, предназначенные для накопления (не более 11 месяцев) ТКО населенных пунктов, не имеющих круглогодичной транспортной доступности;
площадки временного хранения обезвреженных отходов (далее ПВХ), предназначенные для хранения (более 11 месяцев) золы и шлака от сжигания ТКО в населенных пунктах, не имеющих круглогодичной транспортной доступности;
мусороперегрузочные станции, предназначенные для укрупнения потоков и организации перевозки отходов большегрузным транспортом в уплотненном виде, что обеспечивает более экономичное транспортирование отходов на большие расстояния;
объекты обработки, обезвреживания, утилизации и размещения ТКО.
Программа разработана с учетом Территориальной схемы и содержит перечень мероприятий, планируемых к реализации до 2035 года.
Программой предусмотрено: строительство объектов "Технопарка" на территории Емельяновского района (автоматизированная сортировка с получением вторичного сырья и 2 очередь полигона ТКО); организация объектов размещения отходов (строительство, реконструкция модернизация и рекультивация) 26 полигонов ТКО; строительство 50 мусороперегрузочных станций; строительство, реконструкция и модернизация 14 мусоросортировочных станций и предприятий комплексной переработки ТКО; строительство 39 предприятий по обезвреживанию отходов; 120 ПВН и ПВХ; организация контейнерных площадок, приобретение специализированной техники.
Исходя из необходимых мощностей объектов, планируемых к организации, и выбранных технологий, объем капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов по обращению с ТКО до 2020 года составляет 5,3 млрд руб., с 2021 по 2035 гг. - 9,1 млрд руб.
Регулируемый вид деятельности в области обращения с ТКО осуществляется по ценам, определенным соглашением сторон, но не превышающим предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО.
В соответствии со статьей 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) единый тариф на услугу по обращению с ТКО устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов.
Утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО осуществляется в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами") и на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края, ежегодно устанавливаемых министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края на следующий календарный год.
Программа, рассчитанная на срок реализации с 2018 по 2035 годы, является одним из этапов реализации намеченного стратегического подхода в области обращения отходов на территории Красноярского края до 2035 года.
3. Целевые показатели программы и сроки их достижения
В Российской Федерации целевой показатель в области обращения с ТКО (доля обработанных ТКО в общем количестве образованных ТКО) установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы".
Численные значения данного показателя (индикатора) за 2007-2020 годы в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Численные значения показателя (индикатора) в области обращения с отходами за 2007-2020 годы в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326
Наименование показателя (индикатора) |
Значения показателя (индикатора), % |
|||
2018 год |
2020 год |
2025 год |
2035 год |
|
Показатель 1.13 "Доля обработанных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов" |
20,8 |
57,1 |
59,7 |
63 |
Оценка целевых показателей, характеризующих деятельность по обращению с ТКО, на 2018, 2020, 2025 и 2035 годы, по территориям Красноярского края в соответствии с комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 N 298, приведена в таблицах 3-5.
Таблица 3
Оценка целевых показателей, характеризующих деятельность по обращению с ТКО на Южных территориях Красноярского края
Целевой показатель |
Единицы измерения |
Целевое значение |
|||
2018 год |
2020 год |
2025 год |
2035 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество образующихся ТКО |
тонн/год |
97 664 |
97 328 |
97 790 |
98 305 |
Количество образующихся ТКО на душу населения |
тонн/(год-чел) |
0,465 |
0,420 |
0,436 |
0,468 |
Количество ТКО, направляемых на захоронение |
тонн/год |
97 664 |
97 328 |
57 695 |
58 000 |
Доля ТКО, направляемых на захоронение |
масс. % |
100 |
100 |
59 |
59 |
Доля ТКО, подвергающихся обезвреживанию, в общей массе образовавшихся ТКО, не менее |
масс. % |
0 |
0 |
100 |
100 |
Доля ТКО, подвергающихся термическому обезвреживанию (сжиганию), в общей массе образовавшихся ТКО, не менее |
масс. % |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доля ТКО, использованных в качестве энергетических ресурсов, не менее |
масс. % |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доля ТКО, использованных в качестве вторичного сырья, не менее |
масс. % |
0 |
0 |
16 |
16 |
Таблица 4
Оценка целевых показателей, характеризующих деятельность по обращению с ТКО на Северных территориях Красноярского края
Целевой показатель |
Единицы измерения |
Целевое значение |
|||
2018 год |
2020 год |
2025 год |
2035 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество образующихся ТКО |
тонн/год |
151 729 |
157 519 |
162 517 |
170 598 |
Количество образующихся ТКО на душу населения |
тонн/(год-чел) |
0,327 |
0,344 |
0,360 |
0,376 |
Количество ТКО, направляемых на захоронение |
тонн/год |
151 130 |
135 465 |
48 755 |
37 531 |
Доля ТКО, направляемых на захоронение |
масс. % |
100 |
86 |
30 |
22 |
Доля ТКО, подвергающихся обезвреживанию, в общей массе образовавшихся ТКО, не менее |
масс. % |
0 |
27 |
90 |
99,8 |
Доля ТКО, подвергающихся термическому обезвреживанию (сжиганию), в общей массе образовавшихся ТКО, не менее |
масс. % |
0 |
27 |
79 |
88 |
Доля ТКО, использованных в качестве энергетических ресурсов, не менее |
масс. % |
0 |
0 |
44 |
44 |
Доля ТКО, использованных в качестве вторичного сырья, не менее |
масс. % |
0 |
0 |
12 |
12 |
Таблица 5
Оценка целевых показателей, характеризующих деятельность по обращению с ТКО на Центральных территориях (Центральный, Восточный и Западный макрорайоны) Красноярского края
Целевой показатель |
Единицы измерения |
Целевое значение |
|||
2018 год |
2020 год |
2025 год |
2035 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество образующихся ТКО |
тонн/год |
1 081 698 |
1 105 998 |
1 080 318 |
1 100 517 |
Количество образующихся ТКО на душу населения |
тонн/(год-чел) |
0,504 |
0,515 |
0,519 |
0,533 |
Количество ТКО, направляемых на захоронение |
тонн/год |
1 065 557 |
723 822 |
673 177 |
675 579 |
Доля ТКО, направляемых на захоронение |
масс. % |
98,5% |
65,4% |
62,3% |
61,4% |
Доля ТКО, подвергающихся обезвреживанию, в общей массе образовавшихся ТКО, не менее |
масс. % |
0 |
32 |
98 |
100 |
Доля ТКО, подвергающихся термическому обезвреживанию (сжиганию), в общей массе образовавшихся ТКО, не менее |
масс. % |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доля ТКО, использованных в качестве энергетических ресурсов, не менее |
масс. % |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доля ТКО, использованных в качестве вторичного сырья, не менее |
масс. % |
1,5 |
9 |
14 |
14,4 |
Оценка целевых показателей показывает, что с учетом реализации мероприятий программы к 2035 году будет достигнуто увеличение доли отходов, подверженных обезвреживанию и использованию в качестве вторичного сырья и энергетических ресурсов.
4. Задачи, мероприятия и ожидаемые конечные результаты от реализации программы
Региональная программа носит информационно-аналитический характер и предусматривает выполнение комплекса мероприятий, направленных на достижение запланированных целей. Перечень мероприятий с наличием ресурсного обеспечения реализации региональной программы со сроками их исполнения, ответственными исполн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.