В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2018 год", проведенных 4 июля 2019 года, Законодательное Собрание края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Резолюцию публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2018 год".
2. Снять с контроля как исполненное постановление Законодательного Собрания края от 5 июля 2018 года N 5-1766П "О Резолюции публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2017 год".
3. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по бюджету и экономической политике (В.Ф.Чащин).
Председатель Законодательного Собрания края |
Д.В.Свиридов |
Утверждена
Законодательного Собрания края
от 11 июля 2019 г. N 7-2907П
Резолюция
публичных слушаний по вопросу "Об исполнении краевого бюджета за 2018 год"
Заслушав информацию об итогах социально-экономического развития края и об исполнении краевого бюджета за 2018 год, участники публичных слушаний отмечают, что в отчетном году экономика края, как и России в целом, продолжала развиваться в условиях геополитической нестабильности, сохранения санкционных мер, предполагающих ограничение доступа российских компаний к мировому рынку капитала, и ответных экономических мер со стороны России.
Вместе с тем 2018 год для края характеризовался положительной по сравнению с 2017 годом динамикой мировых цен на нефть и основные драгоценные металлы.
Среднегодовая цена российской нефти марки "Ural's" повысилась на 32,0% с 53,0 доллара США за баррель в 2017 году до 70,0 доллара США за баррель в 2018 году.
По итогам года отмечается ослабление курса национальной валюты. В 2018 году средний курс российской валюты составил 62,5 рубля за доллар США (2017 год - 58,3 рубля за доллар).
В отчетном периоде текущего года положительная динамика мировых цен наблюдалась на алюминий, цена которого повысилась на 7,2%, на медь и никель - на 5,9% и 26,1% соответственно. Из драгоценных металлов, производимых в крае, рост цены отмечен только на золото на 1,0%, цены на платину и серебро в течение этого периода снижались.
Основой развития края, как и в предыдущие годы, являлись крупные инвестиционные проекты. Так, объем направленных в экономику края инвестиций в основной капитал в 2018 году сохранился на уровне 2017 года и превысил 420 млрд рублей. По этому показателю край традиционно занял первое место среди регионов Сибирского федерального округа, сформировав 30% совокупного объема инвестиций. Наибольшая инвестиционная активность сложилась в нефтегазовом секторе, металлургии, лесном комплексе и транспортной отрасли. Кроме того, в 2018 году завершалось строительство социальных и инфраструктурных объектов, прежде всего объектов XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г.Красноярске.
Реализация на территории края крупных инвестиционных проектов, в частности освоение нефтегазовых месторождений Ванкорского кластера и месторождений на юге Эвенкии, а также проведенная масштабная модернизация металлургических мощностей на территории Норильского промышленного района стали ключевыми факторами прироста в 2018 году объемов промышленного производства в крае. Индекс промышленного производства в крае в январе-декабре 2018 года составил 106,4% при среднем показателе по России - 102,9%.
По итогам 2018 года сводный индекс потребительских цен в крае составил 104,3% по отношению к декабрю 2017 года, что на 2,7 процентных пункта выше аналогичного показателя предыдущего года (101,6%). Краевой индекс потребительских цен сложился на уровне среднероссийского показателя и среднего по регионам Сибирского федерального округа.
Средняя заработная плата в крае возросла номинально на 11,0% по отношению к 2017 году и составила 45,6 тыс. рублей (в России - на 9,9%), в реальном исчислении увеличилась на 8,2%.
На рынке труда в крае в 2018 году сохранилась стабильная ситуация. Уровень зарегистрированной безработицы в течение 2018 года сократился на 0,2 процентного пункта и по состоянию на 1 января 2019 года составил 0,8% от численности рабочей силы - это самое низкое значение за последние 10 лет в крае, что ниже среднего показателя по Сибирскому федеральному округу и среднероссийского уровня (в СФО - 1,2%, в России - 0,9%).
Впервые за последние десять лет в Красноярском крае наблюдается снижение численности постоянного населения.
По состоянию на 1 января 2019 года число жителей края составило 2 874 тыс. человек - это на 2,5 тыс. человек меньше, чем годом ранее (на 1 января 2018 года - 2 876,5 тыс. человек). Естественная убыль населения составила 2,2 тыс. человек и сложилась в результате снижения численности родившихся (родилось 33,5 тыс. малышей, что на 2,0 тыс. меньше, чем в 2017 году). Снижение показателя рождаемости характерно для всех регионов Сибирского федерального округа и Российской Федерации в целом, что обусловлено последствиями низкой рождаемости в 1990-е годы - нынешнее поколение потенциальных родителей малочисленно.
Ожидаемая продолжительность жизни населения за отчетный год возросла с 70,61 до 70,74 года. Рост ожидаемой продолжительности жизни обусловлен снижением коэффициента смертности в связи с проводимыми мероприятиями в рамках программы модернизации системы здравоохранения края.
В 2018 году управление государственными финансами в крае было направлено на сохранение устойчивости консолидированного бюджета Красноярского края и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.
Отличительными особенностями исполнения краевого бюджета в 2018 году являлись следующие:
- завершение реализации майских указов Президента Российской Федерации от 2012 года;
- решение задач инфраструктурного развития, в основном связанных с подготовкой к Универсиаде 2019 года;
- обеспечение оплаты труда работникам не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и начисляемых на него районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях края с особыми климатическими условиями.
Несмотря на все сложности, в крае сохранена финансовая устойчивость.
В 2018 году краевой бюджет исполнен по доходам в сумме 238 млрд рублей, что на 29,7 млрд рублей больше уровня 2017 года. Расходы составили 239,8 млрд рублей, увеличившись на 27 млрд рублей по сравнению с 2017 годом.
Дефицит сложился в размере 1,8 млрд рублей, что меньше планового в 10 раз. Это самое низкое значение дефицита бюджета за последние годы.
Благодаря благоприятной конъюнктуре цен и проводимой работе по мобилизации доходов, в том числе взаимодействию с крупнейшими налогоплательщиками, план по налоговым и неналоговым доходам выполнен на 103,1% - 198,8 млрд рублей. Прирост налоговых и неналоговых доходов к уровню 2017 года составил 25,2 млрд рублей, что является максимальным значением за последние три года.
По итогам 2018 года объем государственного долга края сложился ниже планового уровня на 13,6 млрд рублей и составил на 1 января 2019 года 103,9 млрд рублей. Несмотря на абсолютное увеличение долга (на 4,3 млрд рублей), его доля в налоговых и неналоговых доходах краевого бюджета снизилась с 57,4% в 2017 году до 52,3% в 2018 году.
В Красноярском крае реализация целей стратегического развития осуществляется в рамках государственных программ (далее - госпрограммы), объединяющих регулятивные инструменты и бюджетные ассигнования краевого бюджета для достижения целей и результатов государственной политики в соответствующих сферах.
В 2018 году реализовывались 24 госпрограммы, в том числе две новые: "Энергоэффективность и развитие энергетики" и "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды на территории Красноярского края". Доля программных расходов составила 96,3%.
С учетом отраслевой специфики региона в целях обеспечения достижения целей и задач экономического развития Красноярского края Правительство края, начиная с 2015 года, ежегодно утверждает отраслевые программы, содержащие перспективы комплексного развития ключевых отраслей реального сектора экономики и крупнейших налогоплательщиков в крае, а также показатели, формирующие основу доходной части бюджета Красноярского края. В 2018 году действовало 8 отраслевых программ, утвержденных на 2018-2020 годы: "Развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае", "Развитие лесного комплекса Красноярского края", "Развитие строительной отрасли Красноярского края", "Развитие энергетики Красноярского края", "Развитие металлургического производства на территории Красноярского края", "Развитие машиностроения Красноярского края", "Развитие транспорта Красноярского края", "Развитие добычи и переработки топливно-энергетических полезных ископаемых на территории Красноярского края".
Участники публичных слушаний рекомендуют:
1. Законодательному Собранию края утвердить отчет об исполнении краевого бюджета за 2018 год.
2. Правительству края совместно с Законодательным Собранием края:
обеспечить реализацию в Красноярском крае национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
организовать системный мониторинг реализации ключевых составляющих проекта "Енисейская Сибирь" для достижения синергетического эффекта в развитии всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, в целях ускоренного социально-экономического развития и повышения благосостояния населения края;
осуществлять взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации в целях увеличения объемов финансовой поддержки, поступающей в краевой бюджет;
продолжить работу по совершенствованию системы межбюджетных отношений, бюджетного процесса в крае, программно-целевых методов планирования, по внедрению инициативного бюджетирования;
создать межведомственную комиссию по вопросам взаимодействия органов государственной власти края, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений с федеральными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), в целях совместного анализа и планирования исполнения предъявляемых контрольно-надзорными органами требований, с учетом приоритетов и возможностей консолидированного бюджета края.
3. Правительству края:
создать условия для выравнивания уровня экономического развития муниципальных образований края в рамках реализации проекта "Локальная экономика" в целях стимулирования инвестиционной активности в муниципалитетах, эффективного размещения производительных сил с одновременным сохранением и развитием системы поддержки отраслей, обеспечивающих массовую занятость и сохраняющих схему расселения в сельской местности и малых городах;
сохранить достигнутый уровень качества планирования налоговых доходов консолидированного бюджета края и положительной динамики по поступлению налоговых платежей в бюджет края;
совместно с территориальными органами Федеральной налоговой службы России и Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю обеспечить системный мониторинг и анализ динамики задолженности по платежам в консолидированный бюджет края в целях принятия мер по ее сокращению;
обеспечить дальнейшее распространение практики инициативного бюджетирования на территории Красноярского края и расширение круга участников проекта поддержки местных инициатив;
продолжить работу по реализации долговой политики края, в том числе по реализации мер, направленных на сокращение доли государственного долга края в налоговых и неналоговых доходах краевого бюджета;
продолжить работу по выполнению условий соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, полученных Красноярским краем из федерального бюджета;
принять меры по недопущению нарушений сроков ввода в эксплуатацию объектов строительства и реконструкции, влекущих за собой рост общей сметной стоимости объектов строительства;
разработать меры ("дорожную карту") по достройке и (или) вовлечению в оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в краевой собственности по состоянию на 1 января 2019 года;
определить необходимый размер взноса на капитальный ремонт в соответствии со статьей 5 Закона края от 27 июня 2013 года N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края", предусмотреть субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, вызванных разницей между необходимым и минимальным размером взносов на капитальный ремонт;
обеспечить своевременную разработку и принятие нормативных правовых актов для реализации в Красноярском крае государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и разместить информацию об исполнении данной государственной программы на официальном портале Красноярского края в разрезе подпрограмм и муниципальных образований края;
рассмотреть вопрос о закреплении нормативным правовым актом полномочий по реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий за органом исполнительной власти края;
продолжить работу по оказанию содействия органам местного самоуправления края при реализации ими инициатив по преобразованию поселений края в целях совершенствования территориальной организации местного самоуправления;
продолжить работу, направленную на стимулирование органов местного самоуправления Красноярского края к увеличению поступлений собственных доходов;
принять меры, направленные на усиление контроля при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также закупок отдельными видами юридических лиц, в целях устранения выявляемых недостатков и нарушений законодательства в этой сфере;
разработать комплекс мер, направленных на развитие и активное внедрение контрактных форм долгосрочного взаимодействия субъектов предпринимательства и органов государственной власти края (государственно-частное партнерство, концессионные соглашения, специальные инвестиционные контракты), на привлечение проектного финансирования для инфраструктурных объектов.
4. Органам местного самоуправления края:
обеспечить реализацию национальных (федеральных, региональных) проектов по вопросам, относящимся к полномочиям органов местного самоуправления, в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
разработать и принять муниципальные комплексные проекты развития в целях стимулирования инвестиционной активности на территориях муниципальных образований;
продолжить работу по совершенствованию бюджетного планирования в муниципальных образованиях края;
продолжить работу по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления путем преобразования поселений края в целях улучшения их социально-экономического положения;
продолжить работу по внедрению механизмов инициативного бюджетирования и самообложения граждан в городских и сельских поселениях края в целях повышения уровня участия граждан в решении вопросов местного значения;
обеспечить реализацию мероприятий по увеличению доходов и повышению эффективности бюджетных расходов бюджетов муниципальных образований;
продолжить совместно с налоговыми органами реализацию мер, направленных на увеличение собираемости налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, сокращение задолженности по платежам в местные бюджеты;
разработать и принять комплекс мер, направленных на устранение нарушений при проведении закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, обеспечение их эффективности и результативности;
продолжить реализацию комплекса мер по повышению доступности банковских и почтовых услуг в сельских поселениях края.
5. Счетной палате края продолжить работу, направленную на совершенствование внешнего государственного финансового контроля в крае, в том числе:
при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий учитывать основные направления стратегического развития Российской Федерации и Красноярского края, включая выполнение мероприятий в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
осуществлять мониторинг реализации на территории края региональных проектов в рамках национальных проектов, обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
при осуществлении внешнего государственного финансового контроля особое внимание уделять аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
оказывать информационно-методологическое сопровождение деятельности органов внешнего муниципального финансового контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 11 июля 2019 г. N 7-2907П "О резолюции публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2018 год"
Настоящее постановление вступает в силу с 28 июля 2019 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://zakon.krskstate.ru) 17 июля 2019 г.