В целях реализации Федерального закона от 01.11.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Совета Министров Республики Башкортостан от 11.05.1993 г. N 183 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения РБ", для обеспечения своевременного оповещения и информирования органов управления, защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, постановляю:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 01.11.1994 г." следует читать как "от 21.12.1994 г."
1. Утвердить Положение о системе оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (прилагается).
2. Председателю комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Кужагильдину И.М., руководителям объектов производственной и социальной сферы проанализировать состояние дел по реализации вопросов оповещения, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера и привести их в соответствие с требованиями настоящего положения.
3. Контроль исполнения постановления возложить на первого заместителя главы администрации по промышленной политике и ЖКХ Гнатюка А.Н.
Глава Администрации |
А.Г.Салихов |
Положение
о системе оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
(утв. постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
от 8 сентября 2006 г. N 9-1209 УД)
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации и в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации:
от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
от 11.11.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 11.11.1994 г." следует читать как "от 21.12.1994 г."
от 28.01.1998 г. N 28-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.08.2004 N 122-ФЗ ст.96) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
от 23.12.2004 г. N 186-ФЗ "О связи";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату и номер "от 23.12.2004 г. N 186-ФЗ" следует читать как "от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ"
постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 28.05.2005 г. N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. N 794 "Положение о единой государственной системе и ликвидации ЧС";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 28.05.2005 г." следует читать как "от 27.05.2005 г."
от 1.03.1993 г. N 177 "Об утверждении положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время";
от 1.03.1993 г. N 178 "О создании локальной системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов";
совместным приказом МЧС России, Министерства связи России и ВГТРК от 7.112.1998 г. N 701/212/803 "Об утверждении Положения о системах оповещения гражданской обороны"
постановлением Совета Министров Республики Башкортостан "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения РБ, от 11.05.1993 г., N 183.
1.2. Настоящее положение определяет состав, задачи, структуру систем оповещения и механизм реализации мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок их создания, совершенствования и поддержания в постоянной готовности к действию.
1.3. Оповещение является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих приведение органов, осуществляющих управление силами российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в установленные степени готовности и доведение в минимально короткие сроки сигналов (команд, распоряжений) и информации. С этой целью на каждом уровне управления (объектовом, местном) создаются системы оповещения.
1.4. Система оповещения является составной частью системы управления РСЧС и представляет собой организационно-техническое объединение сил, линий и каналов связи, аппаратуры оповещения и связи и других средств, размещенных на пунктах управления и объектах связи, а также средств подачи звуковых сигналов оповещения (электросирен) и передачи речевой информации (громкоговорителей), установленных в жилой зоне города, населенных пунктов, на объектах производственной и социальной сферы и предназначенных для передачи сигналов и специальной экстренной информации органам управления, силам РСЧС и населению.
2. Структура и задачи систем оповещения
2.1. Система оповещения муниципального района Учалинский район включает в себя: местную систему оповещения, а также локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и системы оповещения предприятий производственной и социальной сферы (объектовые системы оповещения).
2.2. Основной задачей местной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения (распоряжений) и экстренной информации от органов, осуществляющих управление силами Учалинского звена БТП РСЧС на территории муниципального района Учалинский район до:
- руководящего состава и служб;
- оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- населения, проживающего на территории муниципального района Учалинский район.
2.3. Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб;
- руководителей (дежурных служб) объектов производственной и социальной сферы, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- оперативных дежурных служб органов управления ГОЧС района;
- населения, проживающего в непосредственной близости от потенциально опасного объекта в зоне действия локальной системы оповещения.
2.4. Основной задачей объектовой системы оповещения является доведение сигналов и информации оповещения до:
- руководителей и персонала объекта;
- объектовых сил и служб.
2.5. Системы оповещения всех уровней используются в целях реализации задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2.6. Действие систем оповещения производится неавтоматизированным и автоматизированным способом. Основным способом оповещения при работе системы оповещения всех уровней является автоматизированный способ.
2.7. При неавтоматизированном способе оповещения доведение сигналов и информации осуществляется:
по сети связи общего пользования, ведомственным каналам связи без применения специальной аппаратуры оповещения.
2.8. При автоматизированном способе оповещения доведение сигналов и информации, осуществляется с использованием специальной аппаратуры оповещения, по каналам связи общего пользования и ведомственным каналам и линиям связи, современным техническим средствам массовой информации и через операторов сотовой связи.
3. Порядок создания, совершенствования и поддержания в готовности систем оповещения
3.1. Системы оповещения создаются заблаговременно.
3.2. Местная и объектовые системы оповещения создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего главы администрации муниципального района Учалинский район, комитета по делам ГО и ЧС, с участием службы оповещения и связи.
3.3. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов создаются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего руководителя объекта и с привлечением служб оповещения и связи объектов.
3.4. Местная, локальные и объектовые системы оповещения являются составной частью и организационно, технически и программно должны быть взаимоувязаны с республиканской территориальной системой оповещения.
3.5. Комитет по делам ГО и ЧС, служба оповещения и связи района, объектов производственной и социальной сферы, МУ УТРК проводят комплекс организационно-технических мероприятий, по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.
3.6. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается:
- доведение сигналов оповещения и информации с нескольких территориально расположенных защищенных пунктов управления;
- комплексное использование нескольких территориально разнесенных систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;
- размещение средств связи и аппаратуры оповещения на защищенных пунктах управления;
- создание и использование запасов мобильных средств оповещения.
3.7. Запасы мобильных (возимых и переносных) средств оповещения создаются и поддерживаются в готовности к задействованию на местном и объектовом уровнях управления в соответствии с решением руководителя соответствующего органа управления (объекта).
Номенклатура, объем, места размещения, а также порядок накопления, хранения и использования запасов мобильных средств оповещения определяются создающим их органом, согласно рекомендациям МЧС России или ГУ МЧС России по Республике Башкортостан.
3.8. В целях поддержания в готовности систем оповещения проводятся проверки их готовности к задействованию, и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание,
3.9. Комитет по делам ГО и ЧС планирует и проводит проверки систем оповещения на основании решения главы администрации муниципального района Учалинский район и утвержденных планов проверок.
Проведение всех видов проверок с задействованием сетей вещания на территории района согласовывается с руководством МУ УТРК, при этом проведение проверок с перерывом вещательных программ при передаче правительственных сообщений запрещается.
3.10. Эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения организуется комитетом по делам ГО и ЧС и проводится Учалинским цехом Белорецкого МУЭС.
4. Задействование систем оповещения
4.1. Решение на задействование системы оповещения принимает глава администрации или лицо его замещающее.
4.2. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.
4.3. Оперативные дежурные отдела внутренних дел района, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения подтверждают их получение и действуют в соответствии с имеющимися у них инструкциями по оповещению.
4.4. Для передачи сигналов и информации оповещения населению, трансляция программ по сетям радио-, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности может прерываться согласно действующему законодательству.
4.5. Использование местных сетей радио- и проводного вещания, телевидения с перерывом трансляции вещательной программы предоставляется главе администрации, только для оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
4.6. Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более пяти минут. Допускается двух-, трехкратное повторение передачи речевого сообщения.
Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами из студий вещания.
В исключительных, не терпящих отлагательства, случаях, допускается передача кратких, нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест дежурных органов управления по делам ГО и ЧС (единых дежурно-диспетчерских служб).
4.7. Порядок задействования системы оповещения, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил и средств, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица определяются решением руководителя соответствующего органа управления (объекта).
4.8. О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования систем оповещения докладывается в ГУ МЧС России по Республике Башкортостан.
5. Сигналы оповещения
5.1. Сигнал оповещения - это условный сигнал, передаваемый по системе оповещения и являющийся командой для проведения определенных мероприятий органами, осуществляющими управление службами и силами Учалинского звена БТП РСЧС, населением.
5.2. Для оповещения населения, установлен единый сигнал "Внимание всем!"
5.3. Сигнал об опасности заражения аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и других опасных для населения последствиях крупных аварий и катастроф подается в случае непосредственной опасности заражения и произошедших крупных аварий и катастроф с выбросом (разливом) АХОВ.
Для подачи сигнала используются все местные технические средства связи и оповещения. Сигнал дублируется подачей установленных звуковых, световых и других сигналов. По этому сигналу необходимо действовать согласно указаниям комитета по делам ГО и ЧС;
5.4. Сигнал об угрозе затопления подается при угрозе или непосредственном нарушении плотины гидротехнического узла. Население, проживающее в зоне возможного затопления, оповещается по локальным системам оповещения, по местным сетям проводного вещания, радиовещания и телевидения путем многократной передачи речевого сообщения;
6. Порядок оповещения и информирования руководящего состава, органов, осуществляющих управление силами РСЧС
6.1. Доведение сигналов (распоряжений) о приведении в готовность органов, осуществляющих управление силами Учалинского звена БТП РСЧС, осуществляется оперативным дежурным (ЕДДС), по существующей системе централизованного оповещения и всем имеющимся каналам связи системы связи установленным порядком.
Подчиненные органы управления подтверждают получение сигналов (распоряжений) и доводят их до своего руководящего состава и подчиненных органов управления по делам ГО и ЧС.
6.2. Сигналы (распоряжения) передаются по системе централизованного оповещения соответствующего уровня управления вне всякой очереди, с использованием автоматизированных систем централизованного оповещения, циркулярно и выборочно (по направлениям), с городского пункта управления.
6.3. Передача сигнала оповещения "Радиационная опасность" осуществляется только через орган управления по делам ГО и ЧС. Данный сигнал может быть получен БТП РСЧС (Управления по чрезвычайным ситуациям Правительства Республики Башкортостан). Кроме того, с получением данного сигнала решение на оповещение и передачу текстов сообщений для населения принимает глава муниципального района, руководители объектов социальной и производственной сферы (по данным разведки).
6.4. Оповещение руководящего состава и служб гражданской обороны, осуществляется по системе циркулярного вызова на служебные и квартирные телефоны; системе пейджинговой радиосвязи, путем прямого оповещения дежурными службами по телефону, посыльным или другими установленными сигналами.
7. Порядок оповещения и информирования населения
7.1. Оповещение и информирование населения об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации осуществляется на основании решения главы администрации муниципального района Учалинский район оперативной дежурной службой (ЕДДС) с последующим доведением информации по действующим сетям проводного, радио- и телевизионного вещания.
7.2. Для дублирования сигналов оповещения населению и работающей смене объектов производственной и социальной сферы задействуются локальные и объектовые системы оповещения, мобильные средства оповещения, производственные и транспортные гудки.
7.3. Оповещение о начале эвакуации населения организуется установленным порядком на объектах производственной и социальной сферы руководителями данных объектов и руководителями жилищно-эксплуатационных органов.
7.4. Основным способом оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера считается передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио- и телевизионного вещания, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
7.5. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации проводится включение электросирен, производственных гудков и других сигнальных средств, что означает подачу сигнала "Внимание! Всем!".
По этому сигналу население, рабочие и служащие объектов производственной и социальной сферы обязаны включить абонентские устройства проводного вещания, радио- и телевизионные приемники для прослушивания экстренных сообщений.
По указанному сигналу немедленно приводятся в готовность к передаче информации все расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания (местные, объектовые), радиовещательные и телевизионные станции, включаются сети наружной звукофикации. Передача сигналов (сообщений) населению производится по каналам местного вещания.
Во всех случаях задействования системы централизованного оповещения с включением электросирен, до населения немедленно доводятся соответствующие сообщения по существующим средствам проводного, радио- и телевизионного вещания.
7.6. Ответственность за организацию и осуществление своевременного оповещения и информирования населения возлагается на комитет по делам ГО и ЧС.
7.7. Для оповещения и информирования населения в районах размещения потенциально опасных объектов используются локальные системы оповещения, которые предназначены для своевременного доведения до проживающего в зоне ее действия населения, работающих смен потенциально опасного объекта и других организаций в зоне ее действия, органов управления по делам ГО и ЧС, сигнала "Внимание! Всем!" и информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, а также информации о развитии событий и рекомендаций по дальнейшим действиям.
8. Обязанности комитета по делам ГО и ЧС, Учалинского цеха Белорецкого МУЭС, МУ УТРК и т.д. по оповещению и информированию населения
8.1. Комитет по делам ГО и ЧС:
- разрабатывает тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организует их запись на магнитные носители; обеспечивает установку на объектах вещания специальной аппаратуры для ввода сигналов и информации оповещения в программы вещания;
- организует и осуществляют подготовку оперативных дежурных (ЕДДС);
- планирует и проводтт совместно с Учалинским цехом Белорецкого МУЭС, МУ "УТРК" проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов и информации оповещения;
- предоставляет заявки в ОАО "Башинформсвязь" на выделение соединительных линий и каналов связи от пунктов управления к объектам вещания;
- разрабатывает документы о порядке взаимодействия соответствующих оперативных дежурных (диспетчерских) служб при передаче сигналов и информации оповещения по сетям вещания.
8.2. Учалинский цех Белорецкого МУЭС:
обеспечивает готовность технических средств оповещения, каналов связи и систем передачи к доведению сигналов и информации оповещения;
организует и осуществляет подготовку дежурных (диспетчерских) служб организаций и объектов связи;
осуществляет подготовку эксплуатационно-технического персонала объектов связи;
8.3. МУ "УТРК"
организует и осуществляет подготовку дежурных (диспетчерских) служб и обслуживающего персонала объектов вещания;
обеспечивает постоянную готовность технических средств вещания к передаче условных сигналов оповещения и речевой информации;
определяет по заявкам комитета по делам ГО и ЧС перечень и порядок функционирования радиовещательных станций, предназначенных для передачи сигналов оповещения;
осуществляет по заявкам комитета по делам ГО и ЧС, запись речевых сообщений для населения на магнитные носители;
обеспечивает постоянную готовность персонала объектов вещания к оповещению и информированию населения.
9. Руководство организацией оповещения
9.1. Общее руководство организацией оповещения и информирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется главой администрации района через комитет по делам ГО и ЧС, службы оповещения и связи района.
9.2. Непосредственное руководство осуществляется на местном уровне управления - комитетом по делам ГО и ЧС района во взаимодействии с организациями ОАО "Башинформсвязь", предприятиями ведомственных сетей связи в части использования сетей связи общего пользования, сетей радио-, телевизионного и проводного вещания.
10. Порядок финансирования систем оповещения
10.1. Финансирование создания, совершенствования (реконструкция) и эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения, создание и содержание запасов мобильных средств оповещения всех уровней управления осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
11. Организация оповещения в военное время
11.1. Организация оповещения в военное время определяется решением соответствующего руководителя гражданской обороны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 8 сентября 2006 г. N 9-1209 УД "Об утверждении Положения о системе оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий"
Текст постановления опубликован на официальном сайте администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (http://www.uchaly-rb.ru/)