Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по делу
от 11 марта 2015 г. N А-154/11-14
Заявитель:
ООО "Бюро рекламы Горн" 450005, г. Уфа, ул. Пархоменко, 84/94
Ответчики:
ГУП "Башавтотранс" РБ 450015, РБ, г. Уфа, ул. Карла Маркса, 35
ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Новгородская, 25, литер Б, пом. 25-н
Лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан 450008, г. Уфа, ул. Цюрупы, 13
Резолютивная часть решения оглашена 25.02.2015
В полном объеме решение изготовлено 11.03.2015 г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
- заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
- начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
- специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,
в присутствии представителей:
ООО "Бюро рекламы Горн" - (доверенность б/н от 05.11.2014);
ГУП "Башавтотранс РБ": (доверенность N 1316 от 09.12.2014), (доверенность N 1314 от 09.12.2014); ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" - (доверенность б/н от 12.11.2014),
рассмотрев материалы нарушения антимонопольного законодательства N А-154/11-14 в отношении ГУП "Башавтотранс" РБ (450015, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, 35) (далее - предприятие, ГУП "БАТ", перевозчик) и ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" (191124, г. Санкт-Петербург, ул. Новгородская, 25, литер Б, пом. 25-н) по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона е "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-Ф3), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение ООО "Бюро рекламы Горн" от 08.10.2014 вх. N 16389 о заключении ГУП "Башавтотранс" РБ договора на право использования внутренних и внешних поверхностей транспортных средств для размещения и распространения рекламно-информационных материалов и рекламного оборудования (далее - договор) с ООО "Транзит Медиа Групп" без проведения торгов.
Как следует из обращения ГУП "Башавтотранс РБ" без проведения конкурса заключило договор, в соответствии с которым 01.10.2014 право использования внутренних и внешних поверхностей транспортных средств для размещения и распространения рекламно-информационных материалов и рекламного оборудования за плату было передано ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" (далее - Общество).
По итогам заключения договора между ГУП "Башавтотранс РБ" и ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" Общество получило преимущество на осуществление деятельности, что противоречит законодательству Российской Федерации.
ООО "Бюро рекламы Горн" также указало, что в интернет-ресурсах появилась информация от представителя ГУП "БАТ", в которой указано, что перевозчик отказался от сотрудничества с другими операторами транзитной рекламы, в том числе с уфимскими, так как по итогам предыдущего сотрудничества ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" показала себя "единственной компанией, надлежащим образом исполнявшей агентский договор", данная компания также "предложила наиболее выгодные условия работы".
По мнению ООО "Бюро рекламы Горн" данное высказывание ГУП БАТ наносит ущерб деловой репутации заявителя, так как ООО "Бюро рекламы Горн" с 01.10.2010 по 30.09.2014 были заключены с ГУП БАТ агентские договоры, условия которых были исполнены.
Кроме того, на интернет-сайте http://www.kommersant.ru на стр. 8 газеты "Коммерсантъ" (Уфа) N 174 от 26.09.2014 было указано, что ГУП "Башавтотранс РБ" уведомил уфимских операторов, размещавших рекламу на автобусах БАТа, о передаче с 01.10.2014 эксклюзивных прав на данный бизнес новому партнеру.
Новым партнером по бизнесу стало ООО "Транзит Медиа Групп Северо-запад", предложившим "наиболее выгодные условия работы" и был подписан пятилетний контракт. Стороны договорились, что TMG Group будет отчислять "Башавтотрансу" ежегодный фиксированный платеж за рекламу.
ГУП "Башавтотранс РБ" подписал длительный эксклюзивный рекламный контракт впервые. Прежде перевозчик работал по агентской схеме с рядом местных операторов - государственным информагентством "Башинформ" и агентством "Горн". По итогам тендера, проведенного в мае, у БАТ появились еще два рекламных контрагента - питерская "062-реклама", влившаяся в TMG Group, и Стерлитамакский "Толпар".
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
Согласно ч. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Ч. 2 ст. 113 ГК РФ предусмотрено, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как следует из публикации в газете "Коммерсантъ" (Уфа) N 174 от 26.09.2014 ГУП "Башавтотранс РБ" обладает большим автопарком, который превышает 2 тыс. единиц, осуществляет свою деятельность и на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в том числе для подготовки и размещения рекламы на указанном транспорте общего пользования.
Передача права на заключение договора для подготовки и размещения рекламы на транспорте общего пользования, имеющего отношение к государственному или муниципальному имуществу, конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести выше обозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества.
В то же время передача права на заключение договора для подготовки и размещения рекламы на транспорте общего пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Ст. 1 ГК РФ установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Ст. 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В письме от 20.01.2015 вх. N 514 ООО "Бюро рекламы Горн" пояснило, что в период с 01.10.2010 по 30.09.2014 Общество сотрудничало с ГУП "Башавтотранс" РБ путем заключения агентских договоров на размещение и распространение рекламы на поверхностях транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.
14.05.2014 между ООО "Бюро рекламы Горн" и ГУП "Башавтотранс" РБ был заключен агентский договор N 850, по условиям которого ООО "Бюро рекламы Горн" приняло на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет ГУП "Башавтотранс" РБ, сделки с рекламодателями по размещению и распространению рекламы на поверхностях транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.
Данный договор был заключен в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках N 223-Ф3) по результатам проведения закупки в форме открытого запроса цен в электронной форме (http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info) на срок до 30.09.2014.
Заявитель отмечает, что сложившиеся вышеуказанные правоотношения между ГУП РБ "Башавтотранс" и ООО "Транзит Медиа Групп Северо-запад" привели к тому, что другие рекламораспространители (рекламные компании) лишились возможности заключить аналогичный договор с ГУП "Башавтотранс" РБ.
С учетом определения товара, данного в статье 4 Закона о защите конкуренции, право на использование бортов транспортных средств, принадлежащих на праве хозяйственного ведения ГУП РБ "Башавтотранс", является товаром, который он имеет возможность реализовать заинтересованному покупателю - рекламораспространителю.
Рекламораспространители являются приобретателями права на размещение рекламы на бортах транспортных средств (рекламораспространителями), в то время как ГУП "Башавтотранс" РБ - продавцом данного товара.
Исходя из вышесказанного, возникшая в результате заключения рассматриваемого договора ситуация, когда все рекламные места хозяйствующего субъекта ГУП РБ "Башавтотранс", занимающего доминирующее положение на рынке, предоставлены исключительно одному покупателю - ООО "Транзит Медиа Групп Северо-запад" - свидетельствует о необоснованном ограничении количества покупателей товара при имеющемся с их стороны спросе на товар.
Таким образом, рассматриваемыми соглашениями между покупателем (ООО "Транзит Медиа Групп Северо-запад") и продавцом (ГУП "Башавтотранс" РБ) остальным покупателям ограничен (фактически исключен) доступ на товарный рынок. Это ущемляет интересы всех прочих (за исключением ООО "Транзит Медиа Групп Северо-запад") покупателей такого товара, как использование элементов бортов транспортных средств, закрепленных за ГУП РБ "Башавтотранс" на праве хозяйственного ведения, для размещения рекламы, и свидетельствует о лишении хозяйствующих субъектов, заинтересованных в распространении рекламы, возможности осуществлять самостоятельные действия на данном товарном рынке.
Заявитель считает, что заключенный между ГУП РБ "Башавтотранс" РБ и ООО "Транзит Медиа Групп Северо-запад" договор противоречит части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку в результате их исполнения был ограничен доступ хозяйствующим субъектам - конкурентам ООО "Транзит Медиа Групп Северо-запад" в сфере распространения рекламы - на товарный рынок использования элементов бортов транспортных средств для размещения рекламы.
Рассмотрев представленные документы и материалы, Управление установило в действиях ГУП "Башавтотранс" РБ (450015, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, 35) и ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" (191124, г. Санкт-Петербург, ул. Новгородская, 25, литер Б, пом. 25-н) признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям может быть отнесено создание другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Приказом от 23.10.2014 N 431 в отношении ГУП "Башавтотранс" и ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" возбуждено дело по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В материалы дела участниками рассмотрения дела представлены документы и материалы, а также письменные пояснения по существу рассматриваемого дела.
ГУП "Башавтотранс" РБ с доводами заявителя не согласилось, изложив свою позицию в письменном отзыве от 28.10.2014 вх. N 17490, где указало следующее.
В соответствии с Уставом Государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики#, утвержденным Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству, архитектуре и транспорту и заместителем Министра имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан, предприятие является коммерческой организацией, созданной в целях получения прибыли. Имущество ГУП "Башавтотранс" РБ принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
Права ГУП "Башавтотранс" РБ закреплены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Следовательно, по мнению ГУП "Башавтотранс" РБ, предприятие: во-первых, может свободно в рамках гражданского оборота распоряжаться деньгами, автобусами, оборудованием и т. п., полученными ими в ходе использования имущества собственника; во-вторых, распоряжение имуществом означает основанную на законе возможность изменять принадлежность, состояние и назначение имущества, в частности, передача во временное владение и пользование другому лицу, в залог; сдача на хранение и т. д.; в-третьих, самостоятельно распоряжаться движимым имуществом (хозяйственная самостоятельность).
18.09.2014 ГУП "Башавтотранс" РБ и ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" заключили договор N 1129, по условиям которого ГУП "Башавтотранс" РБ предоставило за плату право использования внутренних и внешних поверхностей транспортных средств для размещения и распространения рекламно-информационных материалов и рекламного оборудования.
Поскольку ГУП "Башавтотранс" РБ в данном случае ничего не закупало: ни товары, ни работы, ни услуги, соответственно, заключение данного договора не подпадает по действие ни Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-Ф3), ни Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со ст. 17.1. Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Соответственно, действующее антимонопольное законодательство не содержит запрета на заключение договоров в отношении движимого имущества без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Из вышеизложенного следует, что при заключении договора, каких-либо нарушений со стороны ГУП "Башавтотранс" РБ и ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" допущено не было.
ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" с доводами заявителя не согласилось, изложив свою позицию в письменном отзыве от 28.10.2014 вх. N 17490, где указало следующее.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Согласно п. 3 ст. 447 ГК РФ в случаях, указанных в ГК РФ или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Таким образом, проведение торгов требуется только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Обязательное проведение торгов устанавливается для определенных случаев Законом N 135-Ф3, Законом N 223-Ф3, Законом N 44-ФЗ, а также рядом отраслевых законов, таких, как Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", не имеющих отношения к размещению рекламы на транспортных средствах.
Согласно ст. 1 Закона N 223-ФЗ регулирует порядок закупки товаров и услуг, таким образом, положения указанного Закона не регулируют заключение договора между ООО "Транзит Медиа Групп" и ГУП "Башавтотранс" РБ, поскольку ГУП "Башавтотранс" РБ по условиям данного договора ничего не закупает.
Согласно ст. 1 Закона N 44-ФЗ данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок. Таким образом, в сферу действия данного закона правоотношения между ГУП "Башавтотранс" РБ и ООО "Транзит Медиа Групп" также не подпадают.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
ГУП "Башавтотранс" РБ является государственным унитарным предприятием.
Транспортные средства закреплены за ним на праве хозяйственного ведения согласно п. 2 ст. 113 ГК РФ, таким образом, в силу положений ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ проведения конкурса или аукциона не требуется.
Согласно ч. 3 ст. 17.1 в том же порядке осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям; автономным учреждениям.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "ч. 3 ст. 17.1" имеется в виду "ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"
Таким образом, указанная статья и действующее антимонопольное законодательство в целом не устанавливает обязательных требований заключения договора на конкурсе или аукционе в отношении закрепленного на праве хозяйственного ведения движимого имущества.
Кроме того, учитывая предмет договора, данный договор вообще не предусматривает аренду, безвозмездное пользование, переход прав владения или пользования в отношении муниципального имущества, являясь особым договором, предусмотренным ст. 20 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), таким образом, на него ни при каких условиях положения ст. 17.1 Закона о защите конкуренции распространяться не могут.
Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 135-Ф3 настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 11 Закона N 135-Ф3 запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям может быть отнесено создание другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона N 135-Ф3).
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона N 135-Ф3).
К признакам ограничения конкуренции в пункте 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ отнесены: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ГУП "БАТ" является деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (код ОКВЭД 60.21).
Согласно Уставу предприятия, утвержденному Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству, архитектуре и транспорту (Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству) и заместителем Министра земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18.11.2004, имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Предприятие является коммерческой организацией, созданной в целях получения прибыли.
Согласно п. 15 ст. 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозок по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования.
В соответствии с ч. 3 ст. 17.1 Закона N 135-Ф3 заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, осуществляется по торгам.
Таким образом, положения указанной статьи Закона N 135-Ф3 распространяются только на недвижимое имущество.
Из материалов дела следует, что между ГУП "БАТ" и ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" заключен договор от 18.09.2014 N 1129 на право использования внутренних и внешних поверхностей транспортных средств для размещения и распространения рекламно-информационных материалов и рекламного оборудования, являющихся собственностью ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" и (или) третьих лиц.
Таким образом, указанным договором предусмотрено использование ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" внутренних и внешних поверхностей транспортных средств, принадлежащих ГУП "БАТ", для размещения и распространения рекламно-информационных материалов и рекламного оборудования при этом кузова транспортных средств не переоборудуются для придания им вида определенного товара, а сами транспортные средства ГУП "БАТ" не утрачивают полностью или частично функции, для выполнения которых они были предназначены. В данном случае, отчуждение государственного имущества, принадлежащего ГУП "БАТ" на праве хозяйственного ведения, не происходит, передача прав пользования этим имуществом иным лицам не осуществляется. Аналогичная позиция содержится в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 20.11.2014 по делу N А07-7177/2014.
Тем самым, нормы ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не применимы к данному договору, который является особым договором, заключенным в соответствии ст. 20 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе", и не предусматривающим предоставление в аренду непосредственно транспортных средств.
Согласно ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "частью 5.8 настоящей статьи" имеется в виду "частью 5.8 статьи 19 Федерального Закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ"
В силу ч. 1 ст. 20 Закона о рекламе размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
Частью 2 ст. 20 Закона о рекламе закреплено, что использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.
Таким образом, вышеуказанные нормы Закона о рекламе устанавливают обязанность проведения торгов при размещении рекламы только на недвижимом имуществе, к коим транспортные средства не относятся.
Статьей 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Согласно п. 3 ст. 447 ГК РФ в случаях, указанных в ГК РФ или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. В связи с чем, проведение торгов требуется только в случаях, прямо предусмотренных законом.
По доводу заявителя об эксклюзивном характере договора, заключенного между ГУП "Башавтотранс" РБ и ООО "Транзит Медиа Групп", Комиссия отмечает следующее.
В п. 2.2.2 договора от 18.09.2014 N 1129 указано, что ГУП "БАТ" не вправе предоставлять для размещения и распространения рекламно-информационных материалов третьим лицам.
В соответствии с п. 2.2.9 договора в обязанности ГУП "БАТ" входит переадресация в ООО "Транзит Медиа Групп" всех рекламодателей, обращающихся непосредственно в транспортное предприятие по поводу размещения рекламно-информационных материалов.
Комиссия соглашается с доводами ООО "Бюро рекламы Горн" об эксклюзивности данного договора, однако отмечает, что данный договор предоставляет право размещения и распространения рекламно-информационных материалов и рекламного оборудования ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" на внутренних и внешних поверхностях 337 единиц транспортных средств, принадлежащих ГУП "БАТ", и не касается всего автопарка, принадлежащего ГУП "БАТ". При этом, согласно письму ГУП "БАТ" от 19.02.2015 вх. N 2156, общее количество транспортных средств с учетом вновь введенных в действие автобусов в г. Уфе составляет 498 единиц.
Кроме того, как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела, ООО "Бюро рекламы Горн" не обращалось к ГУП "БАТ" с вопросом о размещении на внутренних и внешних поверхностей транспортных средств ГУП "БАТ" и распространения рекламно-информационных материалов и рекламного оборудования, принадлежащих заявителю.
По доводам заявителя, что при заключении договора от 18.09.2014 N 1129 должны были применяться нормы Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия отмечает, что положения указанного Закона устанавливают общие принципы закупки товаров, работ, услуг, основные требования к закупке товаров, работ, услуг, однако в данном случае ГУП "БАТ" закупку не проводило.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что договор от 18.09.2014 N 1129, заключенный между ГУП "Башавтотранс" РБ и ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад", не является соглашением, которое приводит или могло привести к ограничению конкуренции путем нарушения запретов, установленных п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, чч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России решила:
Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства N А-154/11-14, возбужденного в отношении ГУП "Башавтотранс" РБ (450015, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, 35) и ООО "Транзит Медиа Групп Северо-Запад" (191124, г. Санкт-Петербург, ул. Новгородская, 25, литер Б, пом. 25-н) по пункту 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции", в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по делу от 11 марта 2015 г. N А-154/11-14
Текст решения официально опубликован не был