Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по жалобе
от 15 декабря 2015 г. N 391-18.1/15
Заявитель:
ООО "ТД "Сибполимер"
644043, г. Омск, ул. Красный путь, 79А оф. 25 тел: 8 (3812) 21-30-34 e-mail: sibpol-omsk.af@mail.ru
Организатор торгов:
Филиал ПАО АНК "Башнефть "Башнефть-Новойл"
450045, РБ, г. Уфа-37 e-mail: info_bn@bashneft.ru тел.: 8 (347) 235-84-11
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" в составе:
Председатель Комиссии:
Саляхутдинова Р.Ф. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
Гирфанов A.M. - начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Кильметов Л.Ф. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
рассмотрев жалобу ООО "ТД "Сибполимер" (вх. 17636 от 04.12.2015) (644043, г. Омск, ул. Красный путь, 79А оф. 25) на действия организатора торгов филиал ПАО АНК "Башнефть "Башнефть-Новойл" (450045, РБ, г. Уфа-37), при проведении запроса цен на право поставки маслоохладителя по опросному листу N 1 ЛЧ-24-7-НУНПЗ (564679) (извещение N 31502823384 от 05.10.2015), в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "ТД "Сибполимер" (вх. 17636 от 04.12.2015) (644043, г. Омск, ул. Красный путь, 79А оф. 25) на действия организатора торгов филиал ПАО АНК "Башнефть "Башнефть-Новойл" (450045, РБ, г. Уфа-37), при проведении запроса цен на право поставки маслоохладителя по опросному листу N 1 ЛЧ-24-7-НУНПЗ (564679) (извещение N 31502823384 от 05.10.2015), в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно обращению к документации о закупке в процедуре (извещение N 31502823384 от 05.10.2015) был прикреплен Опросный лист с требуемыми техническими характеристиками, при это не были соблюдены требования части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Закона о контрактной системе, документация о закупке "должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться". Документ указывал не на диапазон необходимых значений показателей, а на конкретные без уточнения возможности изменений.
Так же, в соответствии с запросом разъяснений от 12.10.2015, размещенного на портале закупок http://www.h2b-center.ru/, ПАО АНК "Башнефть "Башнефть-Новойл" было разъяснено, что: "Требуемый охладитель будет заменять существующий". В соответствии с этим разъяснением, по имеющейся у заявителя информации ныне действующий маслоохладитель разработан по ТУ.У.3.17-00217417-024-97, являющийся разработкой и имеющийся только у ПАО Завод "Павлоградхиммаш".
ООО "ТД "Сибполимер" подал заявку на участие в процедуре с оборудованием именно оригинальной продукции ПАО Завод "Павлоградхиммаш", который, по мнению заявителя, ранее поставлял данное оборудование с этими же техническими характеристиками Заказчику процедуры, но так как опросный лист был составлен без указания максимальных и (или) минимальных значений показателей, Заявка была отклонена в соответствии с протоколом рассмотрения заявок: "Не соответствует по расходу охлаждаемого масла (2,7 м3/час вместо 7 м3/час), температуре охлажденного масла (36.92 град. С вместо 30 град. С)".
Прошу рассмотреть возникшие разногласия, так как ООО "ТД "Сибполимер" считает данную ситуацию введением в заблуждение поставщиков и заранее подготовленной процедурой под конкретного поставщика.
Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, так как ПАО АНК "Башнефть" руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических#" и вправе устанавливать необходимые критерии к закупаемым товарам, работам, услугам.
Изучив все представленные документы и материалы, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалобы N 391-18.1/15 при проведении запроса цен на право поставки маслоохладителя по опросному листу N 1 ЛЧ-24-7-НУНПЗ (564679) (извещение N 31502823384 от 05.10.2015) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции", пришла к следующим выводам:
Согласно части 1 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
При рассмотрении данного дела, Комиссией было установлено, что извещение о проведении открытого запроса цен в электронной форме на право поставки маслоохладителя по опросному листу N 1 ЛЧ-24-7-НУНПЗ (564679) было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке www.b2b-bashneft.ru (далее - ЭТП) 05.10.2015 (извещение N 31502823384).
Согласно Протоколу N 31502823384-03 от 27.11.2015 победителем открытого запроса цен в электронной форме выбран участник под N 5, предложивший наименьшую цену предмета открытого запроса цен.
ПАО АНК "Башнефть" является лицом, доля участия в уставном капитале которого Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Филиал ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим" является дочерним обществом ПАО АНК "Башнефть" и его общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" согласно п. 2 ст. 1 данного закона.
Ссылка заявителя на Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) несостоятельна, поскольку указанный федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, и к деятельности ПАО АНК "Башнефть" при проведении торгов не применим.
ПАО АНК "Башнефть" в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и положением о закупке товаров, работ, услуг Группы компаний ПАО АНК "Башнефть" (далее - Положение о закупке).
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона# закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона# закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Таким образом, ПАО АНК "Башнефть" вправе устанавливать необходимые критерии к закупаемым товарам, работам, услугам.
В качестве критерия допуска к участию в закупочной процедуре установлено следующее условие:
"Предложение участника по предмету закупки должно соответствовать описанию и требованиям закупочной документации по каждому пункту технического требования на основе опросного листа, чертежа, эскиза. Одновременно с заявлением на участие предоставить техническое описание и информацию со сведениями по каждому пункту технического требования на основе опросного листа, чертежа, эскиза".
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 6.3.2. Положения о закупках кроме общих требований к участникам закупки могут предъявляться специальные требования.
При установлении специальных требований в документации о закупке должны быть установлены четкие измеряемые параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками закупки указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие участника закупки установленным требованиям, а также перечень подтверждающих документов.
Указанное выше требование сформулировано в соответствии с Положением о закупках, основано на представлении Заказчика о потребности в товарах, работах, услугах определенного качества и количества и т. д. Проведенная оценка участников на соответствие требований документации о закупке призвана определить участников, которые могут осуществить поставку маслоохладителя по ОЛ N 1 ЛЧ-24-7-НУНПЗ, являющегося предметом закупки, необходимого технического исполнения и качества, отвечающего законным интересам предприятия.
К документации о закупке приложен опросный лист с необходимыми параметрами и эскиз маслоохладителя со всеми габаритными размерами. В опросном листе указаны требуемые характеристики маслоохладителя.
В соответствии с п. 6 Приложения N 8 к закупочной документации прием запросов о разъяснении положений документации о закупке, внесение изменений в извещение о закупке, документацию о закупке, отказ от проведения закупки осуществляются в сроки и в порядке, указанные в п. 1 настоящего Порядка, с учетом следующих особенностей:
- прием запросов о разъяснении положений документации о закупке от потенциальных участников осуществляется посредством ЭТП;
- разъяснения положений документации о закупке, изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке подлежат размещению в ЕИС с одновременным (в тот же день) их размещением на ЭТП".
Как следует из материалов, представленных на заседание# комиссии, 24.11.2015 ООО "ТД "Сибполимер" обратился за разъяснением о том, будет ли требуемый маслоохладитель заменять существующий или он закупается для нового проекта. 04.12.2015 письмом N 16/1390 заказчик пояснил, что требуемый маслоохладитель будет заменять существующий.
Но в тоже время, комиссия, к доводами# заявителя, о необходимости поставлять оборудование с техническими характеристиками, совпадающими заменяемого оборудования#, относится критически, так как факт, указанный в пояснении заказчика, что требуемый маслоохладитель будет заменять существующий, не позволяет участнику делать вывод о том, что новый маслоохладитель обязательно должен соответствовать параметрам заменяемого оборудования.
В опросном листе N 1 ЛЧ-24-7-НУНПЗ были четко указаны параметры закупаемого оборудования (маслоохладитель).
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.
Предложение ООО "ТД "Сибполимер" не соответствовало техническим характеристикам, указанным в опросном листе по следующим основным параметрам:
- производительность по маслу - 2,7 м3/час, вместо требуемой - 7 м3/час. (ОЛ);
- температура охлажденного масла - 36,92 град. С, вместо требуемой - 30 град.(ОЛ).
Таким образом, заявка на участие ООО "ТД "Сибполимер" в запросе цен на право поставки маслоохладителя по опросному листу N 1 ЛЧ-24-7-НУНПЗ (564679) (извещение N 31502823384 от 05.10.2015) была отклонена правомерно, так как предложение заявителя не соответствовало техническим характеристикам, указанным в ОЛ N 1 ЛЧ-24-7-НУНПЗ.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия установила, что жалоба ООО "ТД "Сибполимер" (вх. 17636 от 04.12.2015) (644043, г. Омск, ул. Красный путь, 79А оф. 25) на действия организатора торгов филиал ПАО АНК "Башнефть "Башнефть-Новойл" (450045, РБ, г. Уфа-37), при проведении запроса цен на право поставки маслоохладителя по опросному листу N 1 ЛЧ-24-7-НУНПЗ (564679) (извещение N 31502823384 от 05.10.2015) является необоснованной, так как предложение ООО "ТД "Сибполимер" не соответствовало техническим параметрам, указанным в опросном листе запроса цен.
В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:
1. Признать жалобу ООО "ТД "Сибполимер" (вх. 17636 от 04.12.2015) (644043, г. Омск, ул. Красный путь, 79А оф. 25) на действия организатора торгов филиал ПАО АНК "Башнефть "Башнефть-Новойл" (450045, РБ, г. Уфа-37), при проведении запроса цен на право поставки маслоохладителя по опросному листу N 1 ЛЧ-24-7-НУНПЗ (564679) (извещение N 31502823384 от 05.10.2015), необоснованной.
Председатель комиссии: |
Р.Ф. Саляхутдинова |
Члены комиссии: |
A.M. Гирфанов |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по жалобе от 15 декабря 2015 г. N 391-18.1/15
Текст решения официально опубликован не был