Важнейшим содержанием всей политической истории Башкортостана последнего десятилетия стало становление демократического правового государства в республике. Это явилось следствием непростого, во многом противоречивого процесса развития подлинного федерализма в Российском государстве, что предполагало превращение суверенитета ее республики из фикции в политическую и правовую реальность.
Непременным атрибутом государственности, как известно, является собственная правовая система и ее основа - конституционное законодательство. Башкортостан успешно развивается как суверенное и демократическое государство в составе России благодаря определенному Конституцией республики государственно-правовому статусу. В настоящее время, оценивая итоги пройденного пути, уже можно говорить о некоторых позитивных результатах, достигнутых республикой в различных сферах общественной жизни. Именно государственный статус Башкортостана, определенный и зафиксированный его Конституцией, равно как и федеральной Конституцией, позволил ему во многом дистанцироваться от недостаточно просчитанных и взвешенных решений федерального центра, осуществлять собственную политику, более соответствующую специфике условий и объективным потребностям развития республики.
Конституция всякого государства определяет основы политической системы общества, регулирование наиболее важных сфер общественной жизни, структуру органов государственной власти и организацию их деятельности, права и свободы его граждан. В то же время, наличие Конституции не является само по себе гарантом действительного регулирования ею политической жизни государства. Достаточно вспомнить наше недавнее прошлое, когда Конституция Башкирской АССР, содержащая немало положений о статусе и правах республики, достаточно демократическая по своему содержанию, на деле была правовой фикцией. За ее фасадом скрывалось реальное бесправие республики, совершенная и полная зависимость от воли союзного и федерального центра. Фиктивной являлась и весьма существенная часть провозглашенных тогда прав и свобод граждан Башкирии, особенно политических.
Поэтому следует подчеркнуть, что конституционная законность является важнейшим признаком и атрибутом всякой государственности. Не только наличие Конституций, но и прежде всего ее строжайшее исполнение является условием существования действительно демократического правового государства. Вольное обращение с Конституцией со стороны власть предержащих, и нежелание ее выполнять со стороны населения - одно из больших зол российского общества.
К числу важнейших задач государственного строительства в Башкортостане следует отнести не только создание системы законодательства государства, и не просто соблюдение и укрепление законности, в том числе и конституционной, а создание эффективно действующей системы контроля за исполнением законов, в том числе и конституционного контроля.
Именно это позволяет обеспечить соотнесение с Основным Законом республики всего республиканского законодательства, гарантировать соответствие Конституции Башкортостана всех нормативных и иных актов органов государственной власти и должностных лиц. Работающая система конституционного контроля может обеспечить действительное соблюдение Конституции всеми органами государственной власти и местного самоуправления. Благодаря ее действию Конституция становится живым, действенным документом, определяющим каждодневную жизнь республики и ее граждан.
Характеризуя сделанное в этом направлении в нашей республике, следует констатировать наличие определенных достижений. В процессе государственного строительства в Башкортостане создано не только республиканское конституционное законодательство, но и обеспечивающая его система конституционного контроля.
Высшей формой конституционного контроля в Республике Башкортостан является Конституционный Суд, специализированный орган судебной власти. Именно он, в соответствии с Конституцией республики, призван обеспечить конституционную законность, верховенство и прямое действие Конституции на всей территории Башкортостана. Закон Республики Башкортостан о Конституционном Суде детализирует положения Основного Закона, определяет статус и полномочия данного органа государственной власти, его право принимать решения по спорным вопросам, связанным с толкованием Конституции республики. Используя судебные принципы и нормы судопроизводства, Конституционный Суд правомочен выносить решения, обязательные для всех органов государственной власти, местного самоуправления в республике. Таким образом обеспечивается и осуществляется защита и Конституции республики, и основ изложенного в ней конституционного строя.
Конституционный Суд был учрежден для защиты основ конституционного строя Башкортостана, охраны основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции республики. Главная его задача заключается в обеспечении и соблюдении основных политических и правовых ценностей, провозглашенных в Конституции.
Сейчас уже можно, с должной степенью обоснованности говорить о том, что Конституционный Суд Башкортостана вносит свой вклад в обеспечение конституционной законности в республике.
За недолгое время своей работы Конституционный Суд принял к производству и рассмотрел в установленном порядке 9 различных дел.
Содержание этих дел позволяет убедиться, сколь важные проблемы являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Башкортостана. Суммируя все уже рассмотренные дела, а также еще находящиеся в стадии рассмотрения, следует отметить, что они являют собою отображение процесса становления и развития Республики Башкортостан как демократического правового государства. За конкретикой, каждого дела, кажущейся частностью рассматриваемого вопроса, порою не видна их проекция на будущее Башкортостана, значимость, заключающаяся в воздействии принимаемых решений не только на настоящее, но и на будущее. От выносимых в настоящее время решений зависит обеспечение конституционных прав и свобод граждан, отлаживание деятельности государственного механизма республики, отработка самой системы обеспечения конституционной законности, демократических основ взаимоотношений с федеральным центром. Сегодня уже можно без преувеличения сказать, что эффективная деятельность Конституционного Суда как ведущего элемента системы конституционного контроля, может во многом способствовать укреплению Республики Башкортостан.
Все рассмотренные Конституционным Судом Башкортостана дела можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какого рода вопросы были предметом рассмотрения.
Среди них в частности дела о проверке конституционности Постановления Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан "О порядке применения на территории Республики Башкортостан части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан "О порядке применения на территории Республики Башкортостан части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"; Указа Президента Республики Башкортостан "О мерах по обеспечению создания системы адресной социальной помощи и социальной защиты населения", Закона Республики Башкортостан "О действии законов и иных актов законодательства Российской Федерации на территории Республики Башкортостан", Постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан от 13 марта 1998 года "О назначении выборов Президента Республики Башкортостан", части первой и пункта "ж" части второй статьи 54 Жилищного кодекса Республики Башкортостан и ряд других дел.
Важное место в деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан отведено Основным Законом официальному толкованию Конституции республики.
Конституционное закрепление этого права Суда означает, что никакой иной орган государственной власти в республике не правомочен давать общеобязательного для органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений толкования Конституции Республики Башкортостан. Это прерогатива Конституционного Суда. Данная предметная деятельность Конституционного Суда всегда имеет письменную форму и выражается в его решениях, которые согласно части 2 статьи 72 Закона о Конституционном Суде Республики Башкортостан именуются постановлениями и сами обладают нормативным значением. Вопросам толкования Конституции было посвящено два дела. Одно из них затрагивало толкование пункта 25 статьи 88 Конституции Республики Башкортостан об отмене Государственным Собранием указов и распоряжений Президента. Сложность его заключалось в том, что законодателем до настоящего времени не определены ни форма правового акта, в которую будет облечено соответствующее решение Государственного Собрания Республики Башкортостан, ни механизм подготовки такого решения, ни роль в этом каждой Палаты Государственного Собрания. Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил, что предусмотренное пунктом 25 статьи 88 Конституции Республики Башкортостан право Государственного Собрания Республики Башкортостан отменять акты Президента Республики Башкортостан в случаях их несоответствия Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан следует толковать как право Парламента отменять нормативные акты Президента Республики Башкортостан, изданные по вопросам, требующим законодательного регулирования.
Другое дело, рассмотренное судом в ноябре текущего года, касалось толкования отдельных положений статьи 132 и статьи 135 Конституции Республики Башкортостан. Суть его выражалась в неопределенности понимания компетенции судов, установленной статьями 132, 135 Конституции, так как в правоприменительной практике имели место случаи признания неконституционными нормативных правовых актов иными судами, помимо Конституционного Суда Республики Башкортостан. В соответствии со статьей 134 Конституции Республики Башкортостан полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции Республики Башкортостан законов Республики Башкортостан, и других актов Государственного Собрания Республики Башкортостан, нормативных актов Президента Республики Башкортостан, Кабинета Министров Республики Башкортостан и иных высших органов исполнительной власти Республики Башкортостан относится к компетенции Конституционного Суда Республики Башкортостан.
Таким образом, толкование Конституции Республики Башкортостан состоит в преодолении Конституционным Судом неопределенности в понимании отдельных ее положений, в выяснении объективного смысла и содержащихся в Конституции позитивных правовых принципов.
Следует также отметить, что Закон о Конституционном Суде предусматривает толкование Судом не только Конституции, но и Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан".
Говоря о конституционной законности, которая является одним из признаков государственности, следует отметить, что заложенные в конституционной системе республики идеи и принципы базируются на исходных положениях Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, идеях и принципах Федеративного Договора и Приложения к нему от Республики Башкортостан, а также Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года. По сути эти документы стали новым явлением в правовой действительности нашего государства и предопределили договорно-конституционный статус Башкортостана.
Что касается двустороннего Договора с Россией, то нужно прямо сказать, что он непосредственно вытекает из природы Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан и служит дальнейшему укреплению как российской федеративной государственности, так и государственности республики. В соответствии с Договором республика сейчас имеет реальные права для самостоятельного решения крупных вопросов своей жизни, с одной стороны, с другой - взяла на себя огромную ответственность за результаты своего дальнейшего развития. По новому формируется порядок реализации совместных полномочий федеральными и республиканскими органами государственной власти. Однако Договор не только фиксирует сферу совместных полномочий, но в нем также достигнуто существенное расширение предметов ведения и перечня полномочий самой республики. Для укрепления конституционной законности имеет важное практическое значение то, что статья 3 Договора подтверждает право республики самостоятельно формировать систему органов государственной власти, порядок их организации и деятельности. В этой же статье закрепляется право республики на создание собственной системы законодательства; на организацию судоустройства, прокуратуры, адвокатуры и нотариата в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Поэтому не случайно, что из девяти рассмотренных Конституционным Судом дел, четыре прямо или косвенно связаны с Договором.
Укрепление государственности и конституционной законности в республике предполагает обеспечение принципа разделения властей, закрепленного в статье 6 Конституции. Сегодня в республике нет намеренного игнорирования этого конституционного принципа, прерогатив законодателя со стороны исполнительной власти или взятие ею на себя судебных функций.
Нарушение данного конституционного принципа разделения властей, как показывает история, может привести лишь к дезорганизации власти. Поэтому Конституционный Суд Республики Башкортостан в этом плане выступает как орган компромисса и нахождения консенсуса, всегда стоящей на страже конституционного строя республики. Именно из этих положений исходил Конституционный Суд, когда принимал решение по запросу Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан о соответствии Конституции Республики Башкортостан статей 1 и 6 Закона Республики Башкортостан "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан" и статьи 11 Закона Республики Башкортостан "О Кабинете Министров Республики Башкортостан - Правительстве Республики Башкортостан". Смысл запроса заключался в том, могут ли министры Республики Башкортостан быть депутатами Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Отвечая на этот вопрос Конституционный Суд Республики Башкортостан признал, что сложившаяся правоприменительная практика, позволяющая министру (председателю Государственного Комитета) Республики Башкортостан, входящим в состав Кабинета Министров в соответствии со статьей 101 Конституции Республики Башкортостан, одновременно совмещать полномочия депутата Палаты Представителей, не соответствует принципу разделения властей, закрепленному в статье 6 Конституции Республики Башкортостан. И предложил органам законодательной и исполнительной власти Республики Башкортостан при очередных выборах Государственного Собрания Республики Башкортостан принять меры к устранению установленного нарушения конституционного принципа разделения властей.
Конституция Республики Башкортостан рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности в республике.
Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность.
Закономерно, что одним из приоритетных направлений деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан является обеспечение конституционных прав и свобод граждан Башкортостана.
Обеспечению прав и свобод человека и гражданина, непосредственно было посвящено несколько постановлений Конституционного Суда. Одно из них касалось вопроса о проверке конституционности пунктов 5 и 6 Указа Президента Республики Башкортостан от 25 сентября 1996 года "О мерах по обеспечению создания системы адресной социальной помощи и социальной защиты населения", согласно которому Конституционному Суду Республики Башкортостан было определено, что реализация названного права может сопровождаться введением законом обоснованных ограничений в соответствии с основаниями и порядком, установленными лишь 21, а также статьей 68 Конституции Республики Башкортостан. Поэтому суд признал, что социальные номера, наличие которых является дополнительным условием для совершения денежных и иных выплат гражданам, гражданско-правовых сделок, оформлении актов государственной регистрации, ограничивают права и свободы граждан Республики Башкортостан вне пределов статьи 21 (часть 3) Конституции Республики Башкортостан. (Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 27 ноября 1997 года).
Другое было связано с индивидуальной жалобой гражданина Р.Г. Ягудина по делу о проверке конституционности части первой и пункта "ж" части второй статьи 54 Жилищного кодекса Республики Башкортостан.
Рассматривая эти вопросы, Конституционный Суд республики исходил из того, что право человека на свободу передвижения и выбора места жительства, как и другие основные права и свободы, являются неотчуждаемыми и принадлежат ему от рождения. Сохранение в жилищном законодательстве Республики Башкортостан норм, в соответствии с которыми допускалась возможность лишения гражданина права пользования жилым помещением в случае временного отсутствия, в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, могла привести к дискриминации в жилищных правах граждан Республики Башкортостан. По своему характеру содержащиеся в статье 54 Жилищного кодекса Республики Башкортостан ограничения не соразмерны целям, закрепленным в части третьей статьи 21 Конституции Республики Башкортостан, и нарушают гарантируемый государством принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (части первая и вторая статьи 20 Конституции Республики Башкортостан).
Конституционный Суд Республики Башкортостан исходит из того, что право вводить ограничения прав и свобод человека и гражданина принадлежит лишь законодателю. При этом законодательный орган обязан строго соблюдать сформулированные в Конституции Республики Башкортостан характер и пределы ограничений. В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан законными и обоснованными признаются, прямые или косвенные ограничения (запреты), отвечающие требованиям справедливости и только в мере, необходимой для достижения конституционно значимых целей.
Следовательно, уважение личности и ее защита является неотъемлемым атрибутом всякого конституционного государства, непременной его обязанностью. Система специальных (юридических) гарантий прав и свобод человека и гражданина предусматривает закрепление в нормативных правовых актах не только самих прав и свобод, но также и механизм их обеспечения.
Конституция Республики Башкортостан определяет статус Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации, который входит в состав Российской Федерации на добровольной и равноправной основе. Свое отражение этот принцип получил при подписании Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан". Договор позволил обеспечить дальнейшее развитие республики как суверенного государства в составе Российской Федерации, что явилось возможным лишь на базе развитой самостоятельной системы законодательства, оптимально связанной с системой законодательства Российской Федерации в рамках единого правового поля.
Практика Конституционного Суда Республики Башкортостан свидетельствует об актуальности следующих проблем в области законодательства.
Первая проблема касается полномочий органов государственной власти республики по принятию и изданию нормативных актов в отраслях текущего законодательства, отнесенных к ведению республики. Так, рассматривая дело по запросам депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан и Прокуратуры республики о проверке соответствия Конституции Республики Башкортостан и Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года постановления Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 24 февраля 1995 года "О порядке применения на территории Республики Башкортостан части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан от 17 октября 1996 года "О порядке, применения на территории Республики Башкортостан части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", Суд пришел к выводу, что положение пункта 14 статьи 5 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года о том, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, не может быть истолковано как требующее изменения основополагающих норм статей 1-10, 18-68, 88, 95, 103, 126, 127 Конституции Республики Башкортостан и как исключающее право Республики Башкортостан издавать акты гражданского законодательства вообще.
Расширение законодательной базы республики выдвигает проблему соотношения федерального и республиканского законодательства и преодоления возникающих при их применении противоречий и несогласованности.
В новых условиях по-новому решаются и вопросы соотношения законодательства республики с законодательством Российской Федерации. С этой проблемой сегодня сталкиваются на практике многие граждане, не говоря уже о судьях и прокурорах. Тут есть разные точки зрения. Некоторые аналитики считают, что необходимо возвратиться к старому, к тому времени, когда надлежало руководствоваться только российским законодательством. Другие доказывают, что такая позиция не учитывает того, что произошло за последние годы.
Действительно, и Конституция Российской Федерации, и Конституция Республики Башкортостан признают в определенных пределах верховенство законов России и верховенство законов республики, то есть то, что раньше в принципе не признавалось. По Конституции России есть сферы общественных отношений, регулируемые только законами субъектов. Именно с этими сферами в статье 73 связывается полнота государственной власти субъектов Федерации#. Значит, в этих сферах законы субъектов имеют верховенство.
В свою очередь Конституция Республики Башкортостан дважды закрепляет положение о том, что "законы Российской Федерации, принятые по вопросам, добровольно переданным Республикой Башкортостан в ведение Российской Федерации, обязательны на территории Республики Башкортостан". Значит, Конституция республики признает верховенство определенных законов Российской Федерации на своей территории.
Из этой юридической ситуации специалисты делают, правильный вывод: считавшаяся ранее бесспорной формулировка о том, что законы республики принимаются на основе и во исполнение российских законов, теперь уже не может быть принята безоговорочно и требует своего уточнения. Такая формулировка в целом уже не может применяться к законодательству республики. Это относится лишь к тем нашим законам, которые приняты по предметам ведения Российской Федерации. Тут мы должны действовать на их основе и во их исполнение. А что касается своей сферы, то тут мы вполне самостоятельны. Вот поэтому представляется, что нынешняя законодательная деятельность Государственного Собрания республики юридически полностью обоснована. Если же республика откажется от этой своей позиции, тогда теряет смысл признание нашей республики государством в составе Российской Федерации. Тогда остается именно то, что было раньше: мы возвращаемся в свое положение одной из форм областной автономии.
Проблема соотношения федерального законодательства и законодательства республики настолько серьезна, что требует для своего решения двусторонних усилий. Еще осенью 1995 года республика подготовила пакет соглашений с Российской Федерацией именно по разграничению предметов ведения и взаимному делегированию полномочий в области законодательства. Эти проекты были в свое время переданы на рассмотрение федерального центра. В начале 1996 года наша делегация по этому вопросу была в Москве, вела переговоры. К сожалению, эти переговоры идут медленно, требуют продолжения.
О том, что эти вопросы не простые, свидетельствует принятие Федерального закона "О судебной системе Российской Федерации". По этому закону все действующие на сегодня суды общей юрисдикции в России объявлены федеральными судами. Иначе говоря субъекты федерации оказались практически отстраненными от судебной власти. По сути дела, не признается разделение властей в республиках.
Между тем законодательство о судоустройстве в Республике Башкортостан развивалось в соответствии с Концепцией о судебной реформе в Российской Федерации, принятой еще в 1991 году Верховным Советом РСФСР по представлению Президента РСФСР Б.Н. Ельцина. В этой Концепции было сказано, что республики могут иметь свое законодательство о судоустройстве, свою судебную систему. В Республике Башкортостан тогда же, в 1992 году, была одобрена своя Концепция судебной реформы. Затем все это было закреплено в Приложений к Федеративному Договору от Республики Башкортостан, в Договоре от 3 августа 1994 года, в Конституции республики. Такова история вопроса.
Конечно, республика должна была достигнуть определенного уровня общественно-политического развития, чтобы принимать свои законы о судоустройстве, статусе судей, законы о высших звеньях судебной системы республики. Сейчас все эти законы в республике имеются и активно действуют. Достаточно сослаться на Закон "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" в новой редакции, подписанный 14 февраля 1997 года. Закон "О Верховном Суде Республики Башкортостан", принятый 31 марта 1993 года, дополнения и изменения в который внесены 29 октября 1996 года. Закон "О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан", принятый еще 16 июня 1992 года, изменения и дополнения в который внесены 2 июля 1997 года. Одним словом, в республике сложилось и развивается свое законодательство о судебной системе. Теперь, после принятия нового Федерального закона, надлежит подготовить и подписать Соглашение о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий в области судоустройства и правосудия.
При рассмотрении дела по запросу группы депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан о соответствии пунктов 1 и 2 постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан от 13 марта 1998 года "О назначении выборов Президента Республики Башкортостан" Суд признал, что ни Конституция Республики Башкортостан, ни Договор от 3 августа 1994 года не предусматривает передачу Российской Федерации полномочий в области избирательного законодательства при выборах органов государственной власти самой республики. В связи с чем отношения, связанные с содержанием активного и пассивного избирательного права граждан и избирательной системы в целом по выборам органов государственной власти республики, в том числе и Президента Республики Башкортостан, в их полном объеме составляют предмет правового регулирования самой Республики Башкортостан. Соответственно, избрание Президента Республики Башкортостан на основе Кодекса республики о выборах, учитывающего особенности государственно-правового статуса Республики Башкортостан, полностью соответствует закрепленному в Договоре от 3 августа 1994 года разграничению предметов ведения и взаимному делегированию полномочий между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан.
Правовая позиция Конституционного Суда относительно указанной проблемы выражена в постановлении Конституционного Суда от 5 февраля 1998 года о проверке соответствия Конституции Республики Башкортостан и Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан статьи Закона Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года "О действий законов и иных актов законодательства Российской Федерации на территории Республики Башкортостан".
По итогам рассмотрения упомянутых дел выявлена взаимосвязь между состоянием конституционной законности и отсутствием процедурно-процессуальных механизмов разрешения, в согласованном между Республикой Башкортостан и Российской Федерацией, порядке противоречий в области законодательства. Конституционный Суд предлагает активизировать процесс заключения дополнительных соглашений, основанных на договорном разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и Республики Башкортостан. И здесь одновременно важно совместно с федеральными органами продолжить работу по созданию действенного механизма двустороннего контроля за исполнением Договора и имеющихся соглашений.
В постановлении Суда по делу о проверке конституционности постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан от 13 марта 1998 года N ГС-394 "О назначении выборов Президента Республики Башкортостан" отмечалось, что согласование федерального и республиканского избирательного законодательства должно обеспечивать учет интересов обеих сторон, что требует скорейшего создания сторонами предусмотренного Договором от 3 августа 1994 года механизма согласования конституционного и текущего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Отметим, что законодатель республики не контролирует в полной мере исполнение принимаемых решений.
В свое время Верховный Совет Республики Башкортостан в постановлении от 29 февраля 1992 года "О введении в действие Закона Республики Башкортостан "О действии законов и иных актов законодательства Российской Федерации на территории Республики Башкортостан" предложил Президиуму Верховного Совета Республики Башкортостан и Совету Министров Республики Башкортостан в двухмесячный срок разработать и представить Верховному Совету Республики Башкортостан проект постановления о порядке рассмотрения вопросов об опротестовании и приостановлении действия на территории Республики Башкортостан оспариваемых актов законодательства Российской Федерации.
В судебном же заседании, когда рассматривалось это дело было выявлено, что постановление Верховного Совета Республики Башкортостан о порядке рассмотрения вопросов об опротестовании и приостановлений действия на территории Республики Башкортостан законов и иных актов законодательства Российской, Федерации, если они противоречат Декларации о государственном суверенитете Башкортостана и Конституции (Основному Закону) Башкирской ССР, так и не было принято, что в какой-то мере негативно отразилось на соотношении федеральной и республиканской правовых системах.
Поступающие в Конституционный Суд обращения показывают, что законодатели в отдельных случаях не готовы к применению конституционных предписаний. Поэтому правоприменение основано на доконституционных нормах. Например, Конституционный Суд принял определение об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан о проверке конституционности пункта 6 постановления второго Всебашкирского Съезда Советов от 1 июля 1921 года о признании башкирского и русского языков государственными языками Башкирской Социалистической Советской Республики, поскольку Конституционный Суд не вправе восполнять пробелы в правовом регулировании и подменять законодателя. И при этом Суд указал, что Государственному Собранию Республики Башкортостан в надлежащем порядке, руководствуясь основами конституционного строя Республики Башкортостан, правового статуса личности (статьи 2, 18, 19, 20 и 21 Конституции Республики Башкортостан) и сохраняя преемственность идей и принципов правового регулирования сферы действия башкирского и русского языков в качестве государственных языков Башкирской АССР, необходимо устранить имеющиеся пробелы в действующем законодательстве и определить условия, обеспечивающие функционирование государственного языка (языков) Республики Башкортостан.
О состоянии конституционной законности можно судить не только по принятым решениям, но и работе Конституционного Суда Республики Башкортостан с устными и письменными обращениями граждан.
Индикатором, свидетельствующим и о реальном положении дел в этой сфере, и о предпринимаемых мерах по обеспечению конституционной законности свидетельствуют обращения граждан в Конституционный Суд. К примеру, если в 1996 году поступило 16 письменных обращений, то в 1997 уже 72 обращения, а за восемь месяцев 1998 года поступило 59 обращений. На приеме в Конституционном Суде побывало более 700 человек. В жалобах и письмах граждан конституционные нормы о правах человека и гражданина, о защите основных социально-экономических прав и свобод и охране республиканской собственности чаще всего используются в качестве правовой аргументации их притязаний на утверждение (признание) тех или иных прав и даже рассматриваются в качестве критериев оценки несправедливостей, допускаемых, по их мнению, по отношению к ним со стороны руководителей предприятий, организаций и учреждений, отдельных должностных лиц государственных органов.
Большая часть жалоб связана с применением уголовно-исполнительного законодательства (30 обращений); жилищных споров (30); жалоб на применение трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении (21); социальной защиты ветеранов (9); жалоб на действия органов государственной власти, местного самоуправления и государственных учреждений (12); просьбы вернуть вклады населения (8) и другие.
Все обращения предварительно изучались Секретариатом Конституционного Суда Республики Башкортостан с точки зрения их подсудности Конституционному Суду и соответствия требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан". К сожалению, во многих своих обращениях граждане не учитывают полномочия Конституционного Суда. В подобных случаях жалобы и обращения направляются в соответствующие органы.
Работа с обращениями граждан свидетельствует о том, что обеспечение действенности защиты конституционных прав граждан приобретает особую актуальность и должно составлять важную часть деятельности органов государственной власти, должностных лиц.
Существует еще одна сторона деятельности Конституционного Суда, имеющая также непосредственное отношение к состоянию конституционной законности. Это пропаганда Конституции, как Основного Закона республики и становления конституционного права Республики Башкортостан. На это были нацелены проведение научно-практических конференций, таких как "Конституция Республики Башкортостан: теория и практика ее реализации"; "Проблемы укрепления конституционной законности в республиках Российской Федерации"; "Конституция Республики Башкортостан: проблемы и перспективы реализации". К пятилетию принятия Конституции Башкортостана также намечена научно-практическая конференция, Конституционный Суд принимает самое активное участие в этой работе.
К этому же виду деятельности следует отнести также издаваемые учебные пособия и сборники документов для школьников и студентов, как "Становление договорных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации", "Конституционное право Республики Башкортостан: основные источники", "Конституционное право Российской Федерации и Республики Башкортостан" и др. К пятилетию Конституции готовится учебное пособие для вузов "Конституционное право Республики Башкортостан" и школ "Конституция Республики Башкортостан".
Участвуя в подобных мероприятиях, мы исходили из важности их проведения, ведь затрагиваемые и обсуждаемые на них проблемы реально способствуют укреплению конституционной законности как в России, так и в Республике Башкортостан.
Подводя итоги сказанному, следует отметить, что в республике сделаны первые шаги, направленные на укрепление судебной системы Республики Башкортостан и становления конституционной законности. Сегодня Конституция Республики Башкортостан является непосредственно работающим документом, определяющим основы регулирования наиболее важных сфер общественной жизни. Мы имеем достаточно оснований говорить о существовании и успешном функционировании достаточно сложного и высокоэффективного механизма охраны Конституции Башкортостана. Свою, и немаловажную роль в нем играет Конституционный Суд республики. Его первые шаги практической деятельности позволяют говорить о том, что этот орган государственной власти может вносить вклад в укрепление Республики Башкортостан как демократического государства в составе Российской Федерации. Несомненно, много еще предстоит сделать всем нам, но уже можно говорить о конституционной законности, как о реально существующем феномене.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Послание Конституционного Суда Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан от 9 декабря 1998 г. "О состоянии конституционной законности в Республике Башкортостан"
Текст Послания официально опубликован не был