Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан в первом полугодии 2016 года на фоне сохранения санкционного режима и нестабильной ситуации на рынке углеводородов происходило по "пессимистическому" варианту прогноза, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года N 1284-р.
Положительные тенденции сложились в следующих видах экономической деятельности и социальной сферы.
Индекс промышленного производства Республики Башкортостан за первое полугодие 2016 года составил 101,1% к аналогичному периоду 2015 года, превысив прогнозный показатель на 2016 год 100,5%.
Прирост индекса промышленного производства обеспечили 50 муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
Валовая продукция сельского хозяйства сложилась в объеме 45,8 млрд. рублей, или 101,4% к аналогичному периоду прошлого года при прогнозном значении на 2016 год - 100,5%.
Отмечается рост объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве (на 43,9%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (на 27,7%), добыче полезных ископаемых (на 20,2%). В 3 раза возросли инвестиции в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, в 2,4 раза - в производстве пищевых продуктов, включая напитки, в 2,6 раза - в обработке древесины и производстве изделий из дерева.
По итогам первого квартала 2016 года рост инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается в 34 муниципальных образованиях.
По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Республика Башкортостан заняла 20-е место, улучшив за год свою позицию на 20 пунктов.
Прибыль прибыльных крупных и средних предприятий и организаций Республики Башкортостан составила 90480,4 млн. рублей с ростом по сравнению с первым полугодием 2015 года на 10,1%.
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан в первом полугодии 2016 года составили 73877,0 млн. рублей, или 54,2% к годовому плану, увеличившись по сравнению с поступлениями за первое полугодие 2015 года на 12,6%.
Наблюдается рост обеспеченности собственных расходов местного бюджета налоговыми и неналоговыми доходами в 48 муниципальных образованиях. При этом рост объема собственных доходов местного бюджета на 1 человека обеспечен лишь в 21 муниципальном образовании.
Объем вновь выданных кредитов экономике республики за первое полугодие 2016 год составил 295,1 млрд. рублей, что на 21,9% выше уровня соответствующего периода 2015 года. Ипотечных жилищных кредитов выдано на сумму 19,2 млрд. рублей с ростом на 70,5%. По количеству и объему выданных ипотечных жилищных кредитов Республика Башкортостан по итогам января-июня 2016 года заняла второе место в Приволжском федеральном округе.
Объем вкладов населения в первом полугодии 2016 год вырос на 4,4% и достиг 319,9 млрд. рублей.
Демографическая ситуация в части естественного прироста населения в первом полугодии 2016 года осталась положительной. Естественный прирост населения в Республике Башкортостан составил 0,6 промилле (в Российской Федерации - убыль (-0,5) промилле). Число умерших по сравнению с январем-июнем 2015 года снизилось на 1841 человека и составило 26,5 тыс. человек. Уменьшилось количество случаев смертности от туберкулеза на 100 тыс. человек (с 8,3 до 7,3), что соответствует плановому значению на текущий год. Младенческая смертность на 1000 родившихся снизилась с 7,8 до 6,1.
Уровень регистрируемой безработицы уменьшился с начала 2016 года с 1,29% до 1,23% при прогнозном значении 1,55%. Снижения уровня зарегистрированной безработицы достигли 29 муниципальных образований, 4 муниципальных района сохранили значение показателя на уровне соответствующего периода прошлого года.
Уровень общей безработицы по методологии Международной организации труда уменьшился с начала года с 6,1% до 5,8% при прогнозном значении 6,5%.
Среднемесячная заработная плата в номинальном выражении за январь-июнь 2016 года достигла 27010,7 рубля и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,4% при прогнозном значении роста на 5,6%. Увеличение среднемесячной номинальной заработной платы по крупным и средним предприятиям более чем на 8,0% обеспечили 22 муниципальных образования.
Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях по итогам I полугодия текущего года составляет 87,3% при установленном плановом значении на 2016 год 88,0%.
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящиеся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, достигла 98,41% при запланированном годовом значении 98,42%.
В то же время имеет место отрицательная динамика в отдельных сферах деятельности.
По итогам первого полугодия 2016 года оборот розничной торговли составил 322,8 млрд. рублей, снизившись в сопоставимых ценах на 6,8% к аналогичному периоду 2015 года.
Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, по оценочным данным в первом полугодии составил 500,3 млрд. рублей, что составляет 41,7% от установленного планового значения на 2016 год.
С начала 2016 года введено в действие жилье общей площадью 1154,0 тыс. кв. м, что составляет 93,9% к январю-июню 2015 года при прогнозном значении не ниже уровня предыдущего года. Прирост темпов ввода жилья обеспечен в 45 муниципальных районах и городских округах республики.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в первом полугодии 2016 года составил 117,2 млрд. рублей, что на 2,5% ниже уровня аналогичного периода 2015 года при прогнозе роста на 0,6%. Снижение отмечено в оптовой и розничной торговле (на 39,6%), химическом производстве (на 27,9%), транспорте и связи (на 14,9%).
Не достигнуты плановые значения по отдельным показателям, характеризующим демографическую ситуацию.
Смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) на 100 тыс. человек составила 1198,9 умершего при поставленной цели снижения количества умерших до 1144,2 в 2016 году.
Отмечен рост смертности от болезней системы кровообращения - 553,6 случая на 100 тысяч человек при плановом значении 535 случаев и от новообразований (в том числе злокачественных) - 170 случаев на 100 тысяч человек при плановом значении на 2016 год 143 случаев.
Число родившихся за январь-июнь 2016 года уменьшилось на 723 человека по сравнению с соответствующим периодом 2015 года и составило 27,8 тыс. человек.
По ожидаемой продолжительности жизни при рождении по итогам прошедшего года преодолен порог 70,08 года, достижение запланированного на 2016 год значения 72,7 года является трудновыполнимым.
Миграционная убыль населения за первое полугодие 2016 года увеличилась в 2 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составила 3967 человек. Коэффициент миграции составил (-9,74) при плановом значении на 2016 год 1,43.
Среднедушевые денежные доходы населения по итогам января-июня 2016 года составили 23919,8 рубля с увеличением на 3,3% к аналогичному периоду прошлого года, реальные располагаемые денежные доходы населения - 97,7% к январю-июню 2015 года при прогнозном значении 99,6%.
Уровень преступности в расчете на 100 тыс. человек населения составил в январе-июне 2016 года 883,5 против 757,6 в январе-июне 2015 года, уровень раскрываемости преступлений - соответственно 55% против 64,6%.
За первое полугодие 2016 года на территории республики произошло 1890 пожаров (снижение на 3,5% к аналогичному периоду предыдущего года), при которых погибло 147 человек, в том числе 12 детей. Основное количество пожаров (более 80%) произошло в жилом секторе. В целях недопущения повторения подобных случаев из бюджета Республики Башкортостан было выделено 1,0 млн. рублей на оснащение пожарными извещателями мест проживания многодетных семей, находящихся в социально опасном положении.
За истекшее полугодие в Правительство Республики Башкортостан поступило свыше 37 тыс. обращений граждан и организаций, что превысило уровень аналогичного периода прошлого года на 13,8%. По 78% обращений органами власти даны соответствующие разъяснения. Поддержано с принятием необходимых мер более 15% обращений.
Наибольшее количество обращений касается сфер жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, строительства, труда и социальной защиты населения. Граждан интересуют вопросы улучшения жилищных условий, тарифов и качества жилищно-коммунальных услуг, состояния транспортного обслуживания, ремонта автомобильных дорог.
Широкий общественный резонанс вызвали предложения о строительстве новых и сохранении существующих школ, решении проблем в сфере здравоохранения в отдельных районах Республики Башкортостан.
В целях достижения намеченных целей социально-экономического развития Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Определить следующие приоритетные задачи в области социально-экономического развития Республики Башкортостан:
1.1. В области социального развития:
1.1.1. Для достижения в 2016 году уровня общей безработицы в 2016 году - не более 6,0%, регистрируемой безработицы - не более 1,3%:
обеспечение повышения уровня трудоустройства граждан, обратившихся в поиске работы в службу занятости, с 65,7% в 2015 году до 68,2% в 2016 году;
обеспечение повышения уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций, обратившихся за содействием в поиске работы, с 56,4% в 2015 году до 57% в 2016 году;
обеспечение участия в программе "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда в Республике Башкортостан в 2016 году" - не менее 3032 человек.
1.1.2. В целях достижения в 2016 году уровня реальных располагаемых денежных доходов населения - не менее 101,3% к уровню 2015 года, доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в общей численности населения Республики Башкортостан - не более 12,6%:
поэтапное приближение минимальной заработной платы в Республике Башкортостан к уровню прожиточного минимума для достижения соотношения минимальной заработной платы и величины прожиточного минимума трудоспособного населения до конца 2016 года до 90%;
реализация Плана мероприятий по легализации трудовых отношений, снижению неформальной занятости, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды за счет снижения неформальной занятости в Республике Башкортостан на 2015-2017 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 марта 2015 года N 84 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 августа 2015 года N 344), с целью снижения на территории республики численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность, на 59656 человек;
реализация Плана мероприятий по повышению уровня заработной платы работников организаций Республики Башкортостан на 2014-2017 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 декабря 2014 года N 570, в целях достижения в 2016 году среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников - не ниже 27483,2 рубля;
реализация Плана мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда в государственных учреждениях Республики Башкортостан на 2013-2018 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2013 года N 140 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 мая 2014 года N 237), в целях обеспечения в 2016 году уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по отдельным категориям работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2015 году:
по педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений - не ниже 21542,9 рубля;
по педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования - не ниже 25582,8 рубля;
по педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей - не ниже 22640,9 рубля;
по преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - не ниже 25785,2 рубля;
по преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального образования - не ниже 43045,3 рубля;
по врачам и работникам медицинских организаций, имеющим высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющим медицинские услуги (обеспечивающим предоставление медицинских услуг), - не ниже 40257,9 рубля;
по среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу (персоналу, обеспечивающему условия для предоставления медицинских услуг), - не ниже 21153,7 рубля;
по младшему медицинскому персоналу (персоналу, обеспечивающему условия для предоставления медицинских услуг), - не ниже 14108,5 рубля;
по социальным работникам - не ниже 19106,8 рубля;
по работникам учреждений культуры - не ниже 17876,8 рубля;
по научным сотрудникам - не ниже 38309,8 рубля;
по педагогическим работникам образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - не ниже 24640,3 рубля.
1.1.3. В целях социальной поддержки граждан:
выполнение обязательств по предоставлению мер социальной поддержки получателям, имеющим на них право и обратившимся за их предоставлением, - не менее 100%;
обеспечение доли граждан пожилого возраста, вовлеченных в активную деятельность, в общей численности граждан пожилого возраста, пользующихся мерами социальной поддержки населения в Республике Башкортостан, - не менее 2,6%;
обеспечение уровня трудоустройства инвалидов в 2016 году - не менее 38,1% в результате реализации системы мер содействия их занятости.
1.1.4. В целях снижения смертности населения от всех причин до 12,8 случая на 1 тыс. населения, младенческой смертности - до 7,2 умершего в возрасте до 1 года на 1 тыс. детей, родившихся живыми:
охват диспансеризацией взрослого населения - не менее 100% от общего числа подлежащего диспансеризации взрослого населения;
обеспечение охвата пациентов медицинской реабилитацией, в том числе в санаторно-курортных организациях, от общего числа нуждающихся в реабилитации, - не менее 55%;
повышение уровня обеспеченности лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированным лечебным питанием рецептов граждан, имеющих право на льготное обеспечение при амбулаторном лечении, - до 94%;
поддержка не менее 70 специалистов со средним медицинским образованием ("Земский фельдшер"), работающих или изъявивших желание работать в учреждениях здравоохранения Республики Башкортостан, расположенных в сельской местности;
выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях - не менее 50,94% больных с выявленными на I-II стадиях заболеваниями злокачественными новообразованиями в общем количестве впервые выявленных случаев заболеваний злокачественными новообразованиями;
профилактика респираторных инфекций путем иммунизации населения от гриппа и пневмококковой инфекции - обеспечение доли лиц, иммунизированных от гриппа из групп риска, - не менее 85% среди пациентов из групп риска, обеспечение доли лиц, иммунизированных от
пневмококковой инфекции из групп риска, - не менее 20% среди пациентов из групп риска;
своевременное выявление врожденных аномалий развития, цереброваскулярных заболеваний, заболеваний органов пищеварения, факторов риска их развития и их коррекция, повышение эффективности диспансерного наблюдения;
внедрение программы по химиопрофилактике туберкулеза среди ВИЧ-инфицированных;
совершенствование организации службы скорой медицинской помощи, схем маршрутизации пациентов;
внедрение и увеличение объемов применения высокоэффективных методов лечения больных;
совершенствование медицинской реабилитации больных;
повышение профессиональной квалификации врачей;
доведение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общем числе населения Республики Башкортостан, до 31,5%, в том числе за счет внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) во всех образовательных учреждениях республики.
1.1.5. В целях достижения за 2016 год коэффициента миграции 1,43:
создание в 2016 году 907 новых рабочих мест в результате реализации приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан;
выполнение Плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции миграционной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 апреля 2016 года N 373-р;
принятие подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Башкортостан соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы "Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан".
1.1.6. Для достижения доли обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, не менее 88,0%, доли детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, не менее 98,42%, сохранения доли обучающихся общеобразовательных организаций, использующих электронное обучение, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций, на уровне 16,0%:
увеличение количества введенных мест в дошкольных образовательных организациях за счет развития альтернативных форм и негосударственного сектора дошкольного образования до 775 единиц;
доведение уровня внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов от 56,7% до 67%;
сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома), с 629 до 550 человек;
доведение доли молодежи (14-30 лет), участвующей в проектах и программах поддержки талантливой молодежи, в общем числе молодежи в республике до 10%.
1.1.7. Для повышения уровня удовлетворенности населения Республики Башкортостан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры и искусства не менее 83%, увеличения доли населения Республики Башкортостан, положительно оценивающего состояние межнациональных отношений в республике, в общем количестве опрошенного населения до 66%:
укрепление материально-технической базы 30 учреждений культуры республики, сохранение и популяризация культурного наследия Республики Башкортостан, увеличение посещаемости муниципальных учреждений культуры на 12,2%;
создание не менее 10 сельских многофункциональных клубов за счет укрепления материально-технической базы и оснащения специальным оборудованием;
увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с 40% до 42%;
привлечение из федерального бюджета не менее 37,8 млн. рублей на мероприятия, направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, содействие этнокультурному многообразию народов России.
1.1.8. В целях повышения общего уровня правопорядка и комплексной безопасности за счет эффективной координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач:
обеспечение мест проживания отдельных категорий граждан, находящихся в социально опасном положении, автономными пожарными извещателями;
создание аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Республики Башкортостан;
создание Центра обработки вызовов экстренных служб по единому номеру "112";
развитие Комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) и Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО).
1.2. В сфере экономического развития:
1.2.1. В целях достижения в 2016 году индекса промышленного производства не менее 100,5%:
участие предприятий и организаций Республики Башкортостан в федеральных программах поддержки промышленности, в том числе участие не менее 10 предприятий в программах Фонда развития промышленности Российской Федерации;
увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в общем объеме отгруженной продукции до 22% за счет модернизации производства и совершенствования технологических процессов на промышленных предприятиях, создания условий для развития средних и малых промышленных предприятий;
увеличение количества договоров с крупными корпорациями по производству импортозамещающей продукции в 2016 году на 15% по отношению к 2015 году;
повышение эффективности использования промышленных территорий за счет создания и развития во втором полугодии 2016 года не менее одного индустриального парка;
освоение средств в сумме 109,2 млн. рублей до конца 2016 года в форме закупок высокотехнологичного оборудования в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
разработка плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению производительности труда и созданию высокопроизводительных рабочих мест в целях достижения в 2017 году индекса производительности труда - 103,5% и прироста высокопроизводительных рабочих мест на 3,5%.
1.2.2. В целях достижения в 2016 году роста объема валовой продукции сельского хозяйства не менее чем на 1,8% к уровню 2015 года:
достижение индекса производства продукции животноводства по итогам 2016 года на уровне 102,3% за счет повышения продуктивности молочного стада с 4391 кг до 4500 кг молока на 1 корову в год и выхода на проектную мощность инвестиционных проектов в свиноводстве и птицеводстве;
представление на конкурсный отбор в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не менее 3 инвестиционных проектов по строительству и модернизации тепличных комплексов;
привлечение федеральных средств на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам за счет представления на отбор в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации инвестиционных проектов на общую сумму не менее 3,9 млрд. рублей.
1.2.3. Для достижения в 2016 году объема выполненных строительных работ не ниже уровня 2015 года, введения в эксплуатацию 2660 тыс. кв. м жилья:
реализация программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда с доведением значения показателя доли ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда Республики Башкортостан до 1,1%;
принятие постановления Правительства Республики Башкортостан по субсидированию процентной ставки по ипотечным кредитам до уровня 10% годовых;
разработка программы (корректировка структуры существующей государственной программы) развития строительства социального жилья, предусматривающей предложения соответствующим категориям граждан по доступным вариантам приобретения и (или) владения жилыми помещениями с применением действующих инструментов (ипотечного кредитования), а также внедрением новых механизмов (выкуп в рассрочку (социальная ипотека), аренда с правом выкупа, наем жилого помещения социального использования), направленной на достижение к 2025 году доли нуждающихся граждан, обеспеченных жильем, в общем количестве граждан, нуждающихся в обеспечении жильем (по состоянию на июль 2016 года), до 95%;
увеличение на 50% количества проектов жилых домов экономического класса, возводимых с участием средств бюджета Республики Башкортостан, в общедоступном банке данных экономически эффективной типовой проектной документации, включающей проектную документацию повторного применения зданий дошкольных учреждений и школ, жилых и административных зданий, спортивных зданий и сооружений, объектов здравоохранения и культуры Республики Башкортостан и федеральном реестре типовой проектной документации.
1.2.4. Для достижения прироста протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, не менее 0,5% к 2016 году:
обеспечение объема ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения - 97,79 км;
обеспечение ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения - не менее 800 км;
обеспечение выполнения работ с применением новой технологии (гранулированного резинобитумного вяжущего компонента) в рамках ремонта автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием протяженностью 177 км.
1.2.5. В целях достижения в 2016 году темпов роста оборота розничной торговли не менее 100,4% к уровню 2015 года:
увеличение количества торговых мест, организованных для реализации сельскохозяйственной продукции на рынках, до 5300 единиц;
обеспечение представленности социально значимых продуктов питания, произведенных в Республике Башкортостан, в общем товарном ассортименте социально значимых товаров до 69,6% за счет поддержки республиканских товаропроизводителей, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, в продвижении товаров на внутриреспубликанском и межрегиональном рынках;
мониторинг качества продуктов питания, включая алкогольную продукцию, на потребительском рынке Республики Башкортостан для достижения удельного веса качественной и безопасной продукции в общем количестве проведенных лабораторных испытаний пищевой и алкогольной продукции до 97%;
увеличение количества контрольных мероприятий в сфере розничных продаж алкогольной продукции за счет охвата проверками не менее 3000 торговых объектов в целях увеличения реализации легального алкоголя.
1.2.6. В целях повышения надежности объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения безопасности и комфортности проживания граждан, сохранения доли убыточных организаций в общем числе организаций жилищно-коммунального хозяйства в Республике Башкортостан не более 10%:
выполнение "майских" указов Президента Российской Федерации в части привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях поэтапного замещения бюджетных средств внебюджетными источниками финансирования с увеличением доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 21%;
реализация краткосрочного плана Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в объеме 2200 тыс. кв. м;
реализация энергосберегающих мероприятий, повышение энергетической эффективности в рамках республиканской адресной инвестиционной программы, инвестиционных и производственных программ регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с учетом финансовой помощи коммунальным организациям на подготовку к осенне-зимнему периоду в целях достижения уровня износа коммунальной инфраструктуры по итогам 2016 года не более 55,0%;
оптимизация собственных расходов коммунальными организациями в рамках, определенных соответствующими "дорожными картами", с целью снижения выпадающих доходов;
проведение тарифной компании с обеспечением соблюдения в 2017 году установленного на федеральном уровне индекса изменения совокупной платы граждан за коммунальные услуги по Республике Башкортостан.
1.2.7. В целях обеспечения положительной динамики развития предпринимательства, увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства в 2016 году до 128,5 тыс. единиц с последующим увеличением в 2017 году на 15 тыс. единиц, увеличения туристского потока в Республику Башкортостан, объема услуг гостиниц и аналогичных мест размещения до 5 млрд. рублей:
поддержка и развитие предпринимательства в муниципальных районах и моногородах Республики Башкортостан, а также индивидуальная работа с муниципальными образованиями Республики Башкортостан по улучшению показателей мониторинга предпринимательского климата с увеличением количества субъектов малого предпринимательства не менее чем на 500 единиц;
реализация плана увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Республики Башкортостан для достижения роста количества субъектов малого предпринимательства на 15 тыс. единиц;
разработка маркетинговых карт территорий и типовых бизнес-решений для начинающих и действующих предпринимателей, внедрение которых позволит обеспечить рост вновь созданных субъектов малого предпринимательства на 18 единиц;
создание центров делового развития по содействию муниципальным образованиям в создании элементов деловой инфраструктуры с увеличением роста вновь созданных субъектов малого предпринимательства на 50 единиц;
обеспечение уровня вовлеченности студентов и выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, населения пенсионного возраста в предпринимательскую деятельность - не менее 10% в 2016 году от общего их количества;
предоставление через филиалы и отделения Республиканского государственного автономного учреждения Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - РГАУ МФЦ) субъектам малого и среднего предпринимательства услуг по принципу "одного окна" не менее 5 организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства;
привлечение туристского потока из Китайской Народной Республики в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках с увеличением количества прибытий в Республику Башкортостан иностранных граждан не менее чем на 15 тыс. человек.
1.3. В сфере государственного управления:
1.3.1. В сфере территориального развития:
с целью создания территорий опережающего социально-экономического развития:
создание проектного офиса по развитию моногородов Республики Башкортостан;
обеспечение принятия решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития в границах моногородов Кумертау и Белебея;
принятие нормативных правовых актов Республики Башкортостан о налоговых льготах, необходимых для создания территорий опережающего социально-экономического развития на территории монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан;
направление в Министерство экономического развития Российской Федерации заявок о создании территорий опережающего социально-экономического развития в границах моногородов второй и третьей категорий (Белорецк, Благовещенск, Нефтекамск, Учалы);
корректировка планов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан до 1 октября 2016 года с целью достижения в 2017 году доли муниципальных районов и городских округов, имеющих свыше 50,0% показателей социально-экономического развития с положительной динамикой, не менее 60,0% от общего числа муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
формирование методических рекомендаций по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований на период до 2030 года.
1.3.2. В направлении обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в целях выхода по итогам 2016 года на темп роста валового регионального продукта не менее чем 100,5%:
достижение целевых значений планов обеспечения финансово-экономической устойчивости предприятий и организаций Республики Башкортостан на среднесрочную перспективу, входящих в перечень крупных и средних предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 января 2015 года N 68-р, для обеспечения положительной динамики развития;
рассмотрение на заседаниях Правительственной комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Башкортостан ситуации на предприятиях и в организациях Республики Башкортостан, входящих в перечень крупных и средних предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 января 2015 года N 68-р, и не обеспечивающих свою финансово-экономическую устойчивость.
1.3.3. В сфере стратегического планирования:
утверждение Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года на базе инициатив, сформированных проектной группой по разработке приоритетных направлений и стратегических проектов развития Республики Башкортостан;
обеспечение получения федерального финансирования в рамках участия Республики Башкортостан в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и полное освоение денежных средств в установленные сроки.
1.3.4. В целях повышения доходного потенциала Республики Башкортостан, а также обеспечения дефицита бюджета Республики Башкортостан на уровне не более 10% суммы доходов бюджета Республики Башкортостан без учета объема безвозмездных поступлений и уровня долговой нагрузки в пределах 30% доходов бюджета Республики Башкортостан без учета безвозмездных поступлений:
реализация комплексного плана мероприятий по увеличению поступлений доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан с обеспечением дополнительных доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в 2017 году в сумме 1,3 млрд. рублей;
взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками Республики Башкортостан с целью обеспечения положительной динамики основных финансово-экономических показателей деятельности и темпа прироста поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан на 5% ежегодно;
оценка эффективности и оптимизация налоговых льгот и ставок налогов, совершенствование республиканского налогового законодательства для соблюдения лимита объема предоставленных льгот в размере не более 5% налоговых доходов бюджета Республики Башкортостан;
осуществление мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами для создания стимулов к повышению уровня финансового менеджмента с доведением количества бюджетов муниципальных образований, имеющих I и II степени качества управления муниципальными финансами, до 49 единиц к 2017 году;
осуществление государственных заимствований в пределах объема погашения долговых обязательств Республики Башкортостан в 2016 году не более 4,5 млрд. рублей;
раскрытие бюджетной информации, расширение практики вовлеченности граждан в бюджетный процесс, развитие механизмов инициативного бюджетирования в Республике Башкортостан с объемом реализации указанных проектов не менее 300 млн. рублей ежегодно.
1.3.5. В целях повышения эффективности расходования средств при осуществлении закупок и обеспечения снижения стартовых цен при проведении торгов на уровне не ниже 8,5%:
принятие нормативных правовых актов, предусматривающих нормирование в части ресурсного обеспечения деятельности республиканских органов исполнительной власти, закупок товаров, работ, услуг, эффективности бюджетных инвестиций;
обеспечение к концу 2016 года 100% готовности государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан к осуществлению закупочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе организация работы по созданию контрактных служб (назначению контрактных управляющих), комиссий по осуществлению закупок, обучению в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе специалистов контрактных служб (контрактных управляющих), представителей комиссий по осуществлению закупок, прохождения перерегистрации в единой информационной системе в сфере закупок, а также формирования соответствующих документов планирования закупок (плана закупок и плана-графика закупок);
организация работы по достижению в 2017 году доли закупок продуктов питания и услуг по организации питания, осуществляемых республиканскими заказчиками путем проведения конкурсов (в том числе совместных конкурсов), не менее 50%;
определение в 2017 году основными отраслевыми заказчиками Республики Башкортостан единых требований к описанию основных видов закупаемых товаров, работ, услуг по курируемым отраслям и организация республиканскими органами исполнительной власти работы с подведомственными учреждениями в части использования типовых технических заданий на основные виды закупаемой продукции с обеспечением доли закупок с использованием типовых технических заданий не менее 50%;
организация проведения в Республике Башкортостан 5 пилотных конкурсов с использованием в качестве критерия определения победителя оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности;
разработка и реализация в 2017 году мер по применению государственными заказчиками Республики Башкортостан оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в качестве критерия определения победителя с обеспечением доли конкурсов с использованием такого критерия не менее 50% по соответствующим направлениям.
1.3.6. В целях повышения эффективности управления государственным имуществом:
изменение (индексация) арендных ставок, используемых при расчете арендных платежей за объекты недвижимости, с учетом рыночной конъюнктуры для обеспечения роста в 2017 году среднего значения общей доходности одного квадратного метра сдаваемого в аренду государственного имущества Республики Башкортостан до 850 рублей;
разработка мероприятий по переводу с 2017 года части объектов газоснабжения, отнесенных к государственной собственности до 2015 года, из безвозмездного пользования в аренду при наличии положительного решения совета директоров ОАО "Газпром газораспределение Уфа" и передаче вновь вводимых объектов газоснабжения в аренду для обеспечения с 2017 года ежегодного дополнительного дохода в бюджет Республики Башкортостан порядка 2 млн. рублей;
внедрение в практику проекта "О планировании, бюджетировании и контроле расходов коммерческими организациями государственного сектора экономики Республики Башкортостан" в отношении государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей государства более 50%;
корректировка ставок арендной платы в процентах от кадастровой стоимости, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, для обеспечения роста в 2017 году среднего значения общей доходности одного гектара сдаваемых в аренду земельных участков до 2,15 тыс. рублей.
1.3.7. В области инвестиционного развития и формирования благоприятной среды для ведения бизнеса:
В целях достижения в 2016 году объема инвестиций в основной капитал не ниже 100,6% к уровню 2015 года, уровня развития государственно-частного партнерства Республики Башкортостан - 54,2%:
формирование рейтинга муниципальных образований Республики Башкортостан в части их деятельности по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата;
организация работы по взаимодействию республиканских органов исполнительной власти с субъектами естественных монополий по вопросу создания и размещения на инвестиционном портале Республики Башкортостан интерактивных карт с информацией о свободных мощностях, местах подключения (технологического присоединения) к электросетям, газовым сетям, с детализацией информации о количестве поданных заявок и заключенных договоров на технологическое присоединение, а также о планируемых сроках строительства и реконструкции электро- и газораспределительных сетей в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
актуализация перечня приоритетных и социально значимых рынков, а также мероприятий "дорожной карты" по содействию развитию конкуренции в Республике Башкортостан;
совершенствование нормативно-правовой базы Республики Башкортостан в части предоставления льгот по налогу на имущество организаций для инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Башкортостан в рамках государственно-частного партнерства, предприятиям Республики Башкортостан, осуществляющим ежегодные капитальные вложения в размере не менее 100 млн. рублей (без заключения инвестиционного соглашения об условиях реализации приоритетного инвестиционного проекта Республики Башкортостан с Правительством Республики Башкортостан), уполномоченной организации Республики Башкортостан, осуществляющей строительство объектов инженерной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов;
утверждение регламента сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Республики Башкортостан, по принципу "одного окна";
обеспечение принятия решения об оказании государственной поддержки не менее 7 приоритетным инвестиционным проектам;
активизация работы по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти - координаторами государственных программ Российской Федерации, предусматривающих меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также федеральными институтами развития и фондами в части привлечения финансирования для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Башкортостан в объеме не менее 3,5 млрд. рублей;
актуализация и утверждение плана мероприятий по внедрению в Республике Башкортостан лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее - Национальный рейтинг) с учетом рейтинговой оценки по итогам 2015 года (далее - "дорожная карта") с обеспечением роста показателей, находящихся в группах Е и D, до уровня не ниже группы С по итогам 2016 года;
обеспечение достижения ключевых показателей эффективности "дорожной карты" в целях вхождения Республики Башкортостан в десятку регионов - лидеров Национального рейтинга;
организация выездных совещаний Проектного офиса по реализации мероприятий в рамках участия Республики Башкортостан в Национальном рейтинге с охватом свыше 1000 предпринимателей;
проработка инвестиционных программ ключевых предприятий муниципальных образований Республики Башкортостан с обсуждением возникающих проблем при реализации инвестиционных проектов с последующей выработкой мер по их нивелированию для формирования инвестиционных инициатив с общим объемом инвестиций не менее 15 млрд. рублей;
формирование перечня намерений по инвестиционным проектам, а также перечня объектов, планируемых к реализации на условиях государственно-частного партнерства, концессионных соглашений для привлечения финансирования.
1.3.8. В целях достижения установленных распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2016 года N 272-р плановых значений показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан на 2016-2018 годы в части показателей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной субъектов Российской Федерации", разработка органами исполнительной власти Республики Башкортостан, ответственными за достижение показателей, и утверждение распоряжениями Правительства Республики Башкортостан планов мероприятий ("дорожных карт") по достижению плановых значений показателей оценки эффективности деятельности.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 20 августа 2012 года" следует читать как "от 21 августа 2012 года"
1.3.9. В сфере обеспечения реализации административной реформы:
принятие закона Республики Башкортостан о внедрении процедуры оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Башкортостан;
принятие закона Республики Башкортостан, предусматривающего перечень в количестве 25 муниципальных образований, в которых проведение оценки регулирующего воздействия будет являться обязательным;
утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан на 2016-2018 годы, предусматривающего в том числе:
создание в РГАУ МФЦ специализированных окон, ориентированных на предоставление государственных, муниципальных, дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, - не менее 1 окна на каждые 5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства;
организация предоставления с 1 февраля 2017 года в филиалах и отделениях РГАУ МФЦ государственных услуг Министерства внутренних дел Российской Федерации по обмену водительского удостоверения в случае его утраты или завершения срока действия, получению паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории страны, и паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за ее пределами.
1.3.10. В целях подготовки к празднованию 100-летия образования Республики Башкортостан:
формирование плана подготовки к празднованию 100-летия образования Республики Башкортостан;
формирование не менее 100 социально значимых объектов, предусмотренных к вводу до 2019 году;
формирование не менее 100 инвестиционных проектов; формирование перечня объектов г. Уфы для проведения юбилейных мероприятий.
1.3.11. Подготовка к проведению в Республике Башкортостан крупных мероприятий:
VI Всемирной Фольклориады в 2020 году;
матча звезд Континентальной хоккейной лиги в 2017 году;
реализации мероприятий заявочной кампании на право проведения в 2021 году 47 конгресса Международной федерации пчеловодческих ассоциаций "Апимондия" и выставки "АпиЭкспо".
1.3.12. В целях совершенствования работы с обращениями граждан и организаций (далее - обращения), обеспечения прозрачности, открытости и результативности их рассмотрения в республиканских органах исполнительной власти:
организация ежеквартального мониторинга результатов рассмотрения обращений с инициированием по итогам их анализа внесения изменений в годовые планы деятельности органов исполнительной власти, Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Башкортостан на 2016 год, Программу деятельности Правительства Республики Башкортостан на срок своих полномочий до 2019 года, государственные программы Республики Башкортостан с предоставлением соответствующей информации в Правительство Республики Башкортостан;
обеспечение эффективной обратной связи с населением при рассмотрении обращений путем:
оценки представителями общественных советов, сформированных при министерствах, государственных комитетах и ведомствах, эффективности рассмотрения обращений на заседаниях коллегий республиканских органов исполнительной власти;
активизации разъяснительной работы с целевыми группами населения с обеспечением их информирования о мерах, принимаемых республиканскими органами исполнительной власти по результатам рассмотрения обращений, на официальных сайтах, в социальных сетях и печатных и электронных средствах массовой информации;
проведения тематических IT-опросов населения об эффективности рассмотрения республиканскими органами исполнительной власти обращений и решения содержащихся в них вопросов с использованием сервиса "Голос Республики Башкортостан";
увеличения доли граждан и организаций, воспользовавшихся для направления обращений IT-сервисом "Электронная приемная органов власти Республики Башкортостан", и обеспечения регулярного взаимодействия с указанным ресурсом в части оперативного размещения ответов на обращения.
2. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Марданова Р.Х.
Премьер-министр |
Р.Х. Марданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 сентября 2016 г. N 418 "Об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан в первом полугодии 2016 года и приоритетных задачах"
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 27 сентября 2016 г., в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 29 (539) от 12 октября 2016 г., ст. 1280