Распоряжение Правительства Республики Башкортостан
от 16 декабря 2016 г. N 1451-р
В целях развития эффективной системы дополнительного образования детей, создания условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей для обучающихся:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию создания и функционирования детского технопарка "Кванториум Башкортостана" на 2017-2019 годы;
комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум Башкортостана" на 2017-2019 годы.
2. Министерству образования Республики Башкортостан обеспечить создание и функционирование детского технопарка "Кванториум Башкортостана" на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республиканский детский образовательный технопарк (в том числе в части финансирования услуг дополнительного образования по образовательным естественнонаучным и техническим направлениям), а также осуществлять общую межведомственную координацию и контроль за деятельностью детского технопарка.
3. Государственному бюджетному учреждению дополнительного образования Республиканский детский образовательный технопарк осуществлять координацию учебно-методической деятельности детских технопарков Кванториум, управление созданием, целевую и техническую эксплуатацию, обеспечение функционирования, а также управление развитием детского технопарка "Кванториум Башкортостана".
4. Установить, что финансовое обеспечение реализации комплекса мер ("дорожной карты") по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум Башкортостана" на 2017-2019 годы осуществляется в пределах средств, утвержденных законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Сагитова С.Т.
Премьер-министр |
Р.Х. Марданов |
Концепция
создания и функционирования детского технопарка "Кванториум Башкортостана" на 2017-2019 годы
(утв. распоряжением Правительства Республики Башкортостан
от 16 декабря 2016 г. N 1451-р)
1. Общие положения
Сложившаяся ситуация в инновационной сфере Республики Башкортостан характеризуется, с одной стороны, наличием значительных технологических возможностей, высококвалифицированных научных и инженерных кадров, научно-производственной базы в отдельных секторах экономики, а с другой, - недостаточной реализацией инноваций в производстве. В результате продукция многих предприятий республики остается не конкурентоспособной, удельный вес инновационной продукции не высокий, сохраняется сырьевая направленность экономики. Инновационная деятельность не обеспечивает технологического прорыва и соответственно кардинального ускорения экономического развития. Решить ключевую задачу устойчивого экономического роста в республике на базе консолидации имеющихся усилий и ресурсов возможно только укрепляя связи между наукой и производством, повышая роль образования как инструмента инновационного социально-экономического развития региона и социального благополучия населения. В связи с этим дополнительное образование детей становится сферой инновационной активности высокого уровня и рассматривается как одно из приоритетных направлений инновационного развития Башкортостана.
Сегодня в Республике Башкортостан дополнительным образованием охвачено 77,8% от общего количества детей, данную работу ведут 479 организаций дополнительного образования, которые должны стать точкой опоры для ребят в развитии, самоопределении, выборе профессии.
Учреждения дополнительного образования детей являются центрами организационно-методической работы, организаторами крупных социально значимых муниципальных и региональных мероприятий, реализуют программы гражданского воспитания, духовно-нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.
В Республике Башкортостан действуют 25 учреждений дополнительного образования технического профиля и 18 естественнонаучного профиля с охватом 13074 и 19511 детей соответственно, что составляет 5,5% детей в возрасте от 5 до 18 лет от общего количества. По сравнению с 2005 годом количество учреждений дополнительного образования технического профиля сократилось на 14, что привело к уменьшению количества объединений по радиоспорту, радиоэлектронике, моделированию, картингу, конструированию малогабаритной техники, сокращению количества педагогов, занимающихся детским техническим творчеством.
Необходимо привлекать детей и подростков в учреждения научно-технической направленности, популяризировать профессии инженера, конструктора, механика, предоставлять возможность знакомиться с техническим творчеством. Республике нужны инженерные кадры, рабочие высокой квалификации, владеющие современными технологиями. Правительством Российской Федерации поставлена задача увеличения доли детей, охваченных дополнительными образовательными программами технической и естественнонаучной направленностей (свыше 9% детей к концу 2019 года).
Одним из инструментов инновационного развития системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан является создание детских технопарков на базе образовательных организаций. С 2015 года в Республике Башкортостан созданы молодежные, а затем и детские технопарки, инновационные центры развития технического творчества детей, оснащенные современным технологическим оборудованием. Для обеспечения ключевой социокультурной роли дополнительного образования в республике объединяются ресурсы профессионального педагогического сообщества, родительской общественности, ученых, руководителей и представителей органов власти, бизнеса, реализуются государственные программы.
В целях совершенствования модели управления системой дополнительного образования и координации деятельности организаций, реализующих программы естественнонаучной и технической направленностей, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 2 декабря 2015 года N 1348-р создано государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республиканский детский образовательный технопарк.
Цель данного проекта - создание и обеспечение функционирования детского технопарка "Кванториум Башкортостана" на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республиканский детский образовательный технопарк как научно-образовательного центра системы дополнительного образования детей в области естественнонаучного и технического направлений с учетом Национальной технологической инициативы, Башкортостанской технологической инициативы, приоритетных направлений технологического развития Российской Федерации с участием негосударственного сектора, организаций реального сектора экономики и вузов-партнеров.
2. Организационно-правовая модель государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республиканский детский образовательный технопарк
Для целей настоящего документа применяемые в нем термины и определения имеют следующие значения:
региональный координатор - Министерство образования Республики Башкортостан, уполномоченный обеспечить создание и функционирование детского технопарка "Кванториум Башкортостана" на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республиканский детский образовательный технопарк (в том числе в части финансирования услуг дополнительного образования по образовательным естественнонаучным и техническим направлениям), а также осуществлять общую межведомственную координацию и контроль за деятельностью детского технопарка;
региональный оператор - государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республиканский детский образовательный технопарк, осуществляющий координацию учебно-методической деятельности детских технопарков Кванториум, управление созданием, целевую и техническую эксплуатацию, обеспечение функционирования, а также управления развитием детского технопарка "Кванториум Башкортостана" за счет собственных средств и иных источников;
детский технопарк "Кванториум Башкортостана" - управляемый региональным оператором имущественный комплекс, оснащенный высокотехнологичным оборудованием, созданный на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республиканский детский образовательный технопарк с участием негосударственного сектора и организаций реального сектора экономики, на базе которого осуществляется обучение по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленностям, соответствующим приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, в целях формирования у детей подрастающего поколения изобретательского, креативного, критического и продуктивного мышления и подготовки будущих кадров для высокотехнологичных отраслей;
федеральный методический центр (федеральный оператор) сети детских технопарков Кванториум (далее - ФМЦ) - уполномоченное подведомственное учреждение Министерства образования и науки Российской Федерации по организационно-техническому и методическому сопровождению реализации проекта создания сети детских технопарков Кванториум (далее - проект) на территории Российской Федерации, осуществляющий, в том числе разработку, экспертизу и тестирование образовательных естественнонаучных и технических направлений (включая рекомендованные перечень и требования к оборудованию), обучение преподавателей образовательных направлений детских технопарков (включая утверждение списка федеральных тьюторов), сертификацию детских технопарков, формирование системы сопровождения одаренных детей, трансляцию "заказов на изобретения", сформированных государственными корпорациями и крупными производственными предприятиями, формирование рекомендуемого перечня образовательного проектного оборудования, требования к инфраструктуре детских технопарков Кванториум;
техническая эксплуатация - техническое обслуживание имущественного комплекса детского технопарка "Кванториум Башкортостана" (включая помещения и оборудование), а также организация предоставления дополнительных услуг на базе имущественного комплекса детского технопарка "Кванториум Башкортостана";
целевая эксплуатация - предоставление услуг по образовательным естественнонаучным и техническим направлениям на основе проектной деятельности, включая подготовку групп школьников численностью не менее 3 человек, на постоянной основе занимающихся совместным решением одной задачи, а также организацию и проведение мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней; обеспечение учета результатов учащихся в рамках индивидуальных образовательных траекторий, а также обеспечение операционной деятельности детского технопарка "Кванториум Башкортостана";
частный поставщик образовательных услуг - юридическое лицо, оказывающее образовательные услуги в детском технопарке "Кванториум Башкортостана" на основании договора подряда (или в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации) с использованием оборудования, входящего в имущественный комплекс детского технопарка "Кванториум Башкортостана", либо с использованием собственного оборудования;
базовая организационно-финансовая схема, сформированная исходя из описанного функционала акторов системы, выглядит следующим образом:
федеральные тьюторы - кураторы естественнонаучных и технических направлений, утвержденных приказом ФМЦ, осуществляющие общую координацию, мониторинг и систему контроля за реализацией соответствующих направлений в сети детском технопарков Кванториум.
Организационно-правовая форма государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республиканский детский образовательный технопарк (далее - детский технопарк) - государственное бюджетное учреждение.
Тип - организация дополнительного образования.
Местонахождение детского технопарка:
юридический адрес: 450077, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кирова, 43;
фактический адрес: 450077, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кирова, 43.
Детский технопарк создан для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства образования Республики Башкортостан в сфере образования. Детский технопарк - комплекс учебных, исследовательских лабораторий, производственных мастерских, снабженных современным оборудованием.
Функции и полномочия учредителя детского технопарка от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство образования Республики Башкортостан (далее - региональный координатор).
Функции и полномочия собственника имущества детского технопарка от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Детский технопарк - юридическое лицо, обладающее правом на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Детский технопарк имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, печать, штампы и бланки со своим наименованием.
Образовательный процесс ведется на русском языке, строится на основе свободного выбора обучающимися программ дополнительного образования естественнонаучного и технического направлений.
Детский технопарк организует учебно-воспитательную работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время детский технопарк может проводить в установленном порядке лагеря, создавать различные объединения с постоянным или переменным составами детей на своей базе, по месту жительства, при школах.
Основной формой работы с учащимися являются занятия в объединениях по интересам, объединения учащихся могут быть одновозрастными и разновозрастными.
Формы образовательной деятельности - объединение, лаборатория, студия, мастерская, клуб, школа.
Занятия в лабораториях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным дополнительным общеобразовательным программам. Количество членов объединения определяется в зависимости от характера его деятельности и возраста детей.
Занятия объединений проводятся в соответствии с расписанием, составленным в соответствии СанПиН к учреждениям дополнительного образования детей, утвержденным администрацией детского технопарка. Расписание занятий объединений составляется администрацией детского технопарка для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей.
Оценка уровня освоения знаний учащихся проводится по результатам тестирования, публичных выступлений, защиты проектов, творческих отчетов, чемпионатов, слетов, конкурсов, олимпиад, выставок, соревнований республиканского и всероссийского масштабов.
Базовым форматом образовательного процесса является проектная деятельность. По результатам прохождения образовательного естественнонаучного и технического направлений каждый учащийся должен:
в составе проектной или скрам-команды завершить реализацию научно-исследовательского (изобретательского) или иного проекта по техническому заданию от промышленного предприятия;
в составе команды детского технопарка принять участие в профильных мероприятиях, перечень которых утверждается ФМЦ.
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких квантумах (при условии, что расписание занятий не совпадает), переходить из объединения в объединение.
Для развития и поддержки устойчивых интересов обучающихся, их одаренности и самоопределения в будущей профессии детский технопарк проводит совместную работу с научными, исследовательскими, творческими организациями, создавая на своей и их базе лаборатории для экспериментальной, научно-исследовательской работы (создает научные объединения обучающихся).
При реализации общеобразовательных программ в детском технопарке может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.
При реализации общеобразовательных программ в детском технопарке могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
В детском технопарке могут проходить производственную и педагогическую практику учащиеся средних специальных учебных заведений, студенты высших учебных заведений.
Обучающимся, прошедшим полный курс занятий в техническом объединении (клубе, секции, кружке) и показавшим высокие результаты, выдаются рекомендации для поступления в учебные заведения Республики Башкортостан.
3. Направления деятельности детского технопарка
Цель детского технопарка - вовлечение как можно большего количества учащихся в инженерно-конструкторскую, исследовательскую и проектную деятельность в различных областях, применяя принцип дуального образования. В детском технопарке планируется образовательная деятельность по техническим и естественнонаучным направлениям (7 квантумов) в соответствии с моделью "Стандарт". В настоящее время образовательные направления представлены следующим образом:
робоквантум - изучение электроники и робототехники;
аэроквантум - авиаконструирование, стендовый моделизм;
космоквантум - изучение авиации и космонавтики, стендовое моделирование;
автоквантум - автоконструирование и картинг;
ИТ-квантум - программирование и ИТ-технологии;
промышленный дизайн - графический дизайн и компьютерное моделирование.
наноквантум - изучение материалов на микро- и наноуровнях.
Перечень образовательных естественнонаучных и технических направлений планируется актуализировать и переутверждать ФМЦ 1 раз в год на основании открытого отбора и экспертизы предложений, поступивших в ФМЦ.
Базовым форматом образовательного процесса являются проектная деятельность, погружение в инженерную среду, мастер-классы, воркшопы, решение простых и углубленных инженерных кейсов, соревновательные проекты, посещение крупных высокотехнологичных предприятий. Лучшие учащиеся будут выдвигаться для участия в общероссийских и международных чемпионатах, олимпиадах, конкурсах.
Для создания благоприятных условий развития образовательных направлений, организации мероприятий, подготовки команд к участию в соревновательных и выставочных мероприятиях с учетом инфраструктурных особенностей региона квантумы комплектуются необходимым оборудованием.
Детский технопарк предполагает наличие следующих учебных помещений, направлений образовательных программ, интеллектуальных и бизнес-партнеров:
1. Два помещения выделены под направление "Аэроквантум", в которых располагаются зал симуляторов авиаполетов и учебная зона для проведения теоретических занятий и моделирования. Образовательная программа предполагает изучение истории авиации, беспилотных технологий, решение инженерных задач по проектированию, сборке и коммерческому применению беспилотных летательных аппаратов.
Интеллектуальный партнер - федеральное бюджетное государственное учреждение высшего образования Уфимский государственный авиационный технический университет;
бизнес-партнер - публичное акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение".
2. ИТ-квантум размещается в отдельном помещении, в котором проводятся теоретические, практические и проектные работы. Программа обучения включает в себя программирование, веб-программирование, применение информационных технологий, изучение редакторов видеоизображений и звуковых записей, представление об ответственности в сфере информационной безопасности. Команды изучают операционные системы, сети и программное обеспечение для выявления их уязвимостей для незаконного проникновения и использования.
Интеллектуальные партнеры - федеральное бюджетное государственное учреждение высшего образования Уфимский государственный авиационный технический университет, федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, федеральное бюджетное государственное учреждение высшего образования Башкирский государственный университет;
бизнес-партнер - акционерное общество "Уфанет".
3. Робоквантум располагается в двух помещениях: для проведения теоретических и практических занятий, проектной деятельности; для хранения необходимых материалов, оборудования. Образовательная программа предполагает изучение основ робототехники на базе роботоконструкторов Lego Mindstorms EV3, изучение электроники на базе электронных конструкторов, микроконтроллеров Ардуино, макетных плат.
Интеллектуальные партнеры - федеральное бюджетное государственное учреждение высшего образования Башкирский государственный университет, федеральное бюджетное государственное учреждение высшего образования Уфимский государственный нефтяной технический университет, федеральное бюджетное государственное учреждение высшего образования Уфимский государственный авиационный технический университет, федеральное бюджетное государственное учреждение высшего образования Башкирский государственный аграрный университет;
бизнес-партнер - публичное акционерное общество АНК "Башнефть".
4. Космоквантум располагается в отдельном помещении с кладовым отсеком. Программа обучения предполагает изучение физико-математических основ космонавтики, 3D-моделирование и прототипирование, программирование устройств, основы электротехники и радиотехники, электроники, фотоники, а также проектирование космических аппаратов.
Интеллектуальные партнеры - Башкортостанское отделение Федерации космонавтики России, Уфимский городской планетарий, федеральное бюджетное государственное учреждение высшего образования Башкирский государственный университет, федеральное бюджетное государственное учреждение высшего образования Уфимский государственный авиационный технический университет;
бизнес-партнер - публичное акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение".
5. Автоквантум располагается в отдельном помещении. Программа подразумевает изучение основ автоконструирования, электротехники, энергетики, теоретической механики, строения двигателя, развитие творческого инженерного мышления, изучение строения картов, заезды на гоночных картах.
Интеллектуальные партнеры - государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования Уфимский автотранспортный колледж, государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования Уфимский машиностроительный колледж, федеральное бюджетное государственное учреждение высшего образования Уфимский государственный авиационный технический университет;
бизнес-партнеры - публичное акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение", Научно-производственное объединение "Пожспецмаш".
6. Промышленный дизайн располагается в помещении ИТ-квантума (компьютерный класс). Программа обучения предполагает изучение основ компьютерного 3D-моделирования, изучение программ компас 3D, GooglSketchUp, SolidWorks.
Интеллектуальные партнеры - федеральное бюджетное государственное учреждение высшего образования Уфимский государственный нефтяной технический университет, федеральное бюджетное государственное учреждение высшего образования Уфимский государственный авиационный технический университет;
бизнес-партнер - общество с ограниченной ответственностью "Уфа Механика" (ЦМИТ).
7. Лаборатория Наноквантум располагается в отдельном кабинете, позволяет синтезировать, модифицировать и изучать материалы на микро- и наноуровнях: сканирующий зондовый микроскоп СЗМ Nanoedukator II, ph-метр, спектрофотометр, оптические микроскопы исследовательского класса. Будущие наноконструкторы смогут предложить свои идеи технологического применения из различных материалов, методов их получения или функционального улучшения.
Интеллектуальные партнеры - федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования Уфимский государственный авиационный технический университет, федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем сверхпластичности металлов Российской академии наук;
бизнес-партнер - публичное акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение".
Функциональные зоны детского технопарка:
Hi-Tekh-цех располагается в компьютерном классе. Помещение оснащено 3D-сканером, 3D-принтером. Обучающиеся детского технопарка из вышеперечисленных направлений смогут спроектировать и распечатать свои проекты в материале.
Цех высокотехнологичного оборудования располагается в просторном помещении, снабжен фрезерным и лазерным гравировальным станками с числовым программным управлением; токарными, сверлильными станками, шлифовальными машинами. В этом цехе обучающиеся всех направлений смогут воплотить свои крупногабаритные проекты в материале.
Интерактивный музей находится в конференц-зале. Музей оснащен интерактивными экспонатами, позволяющими изучать законы физики в действии, историю открытий физических явлений.
Конференц-зал оснащен 3D-проектором и большим экраном, в котором будут проводиться просветительские и тематические лекции с экспертами, публичные выступления участников детского технопарка.
Коворкинг для технологических стартапов будет располагаться в отдельном помещении. В нем планируется размещение скрам-команд для решения различных технологических задач и проектов.
Медиабиблиотеку планируется разместить в компьютерном классе.
В детском технопарке предусмотрены комнаты приема пищи и медицинский пункт.
В просторном фойе располагается зона отдыха и ожидания для детей, родителей и гостей детского технопарка, выставочные стеллажи с экспонатами обучающихся, гардероб.
Детский технопарк осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством и настоящей Концепцией.
Задачи детского технопарка:
обеспечение реализации права каждого ребенка на получение дополнительного образования, создание условий для разностороннего развития личности, формирование ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения, положительного имиджа инженерных профессий; приобщение детей к инженерно-технической деятельности через популяризацию среди детей и юношества дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей;
привлечение подрастающего поколения в активную творческую, техническую, инновационную деятельность на основе освоения современных технологий;
предоставление возможности учащимся демонстрировать свои профессиональные навыки и личные качества через открытый и прозрачный механизм системы публичных мероприятий в сферах естественнонаучного и технического творчества;
совершенствование профессиональной квалификации педагогических работников путем активизации их участия в мероприятиях различного уровня и интегративного взаимодействия;
формирование механизма сетевого взаимодействия с различными образовательными учреждениями, предприятиями, социальными партнерами;
тиражирование и распространение опыта среди заинтересованных сообществ, учреждений, организаций, связанных с воспитанием и обучением молодежи и школьников в области естественнонаучного и технического творчества.
4. Площадка детского технопарка
Помещения детского технопарка соответствуют требованиям Роспотребнадзора для организаций, в которых оказываются услуги по дополнительному образованию детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), сводам правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012).
Общая площадь помещений - 1320 кв. м, из них:
административные - 53,1 кв. м;
учебные кабинеты - 350,7 кв. м;
учебно-вспомогательные - 367,8 кв. м, из них конференц-зал - 140 кв. м (высота потолка 4,3 м);
социально-бытовые - 10,4 кв. м;
лабораторно-практические - 125,6 кв. м;
санитарно-гигиенические - 67,5 кв. м; хозяйственные - 59,1 кв. м;
другие (холл, фойе, коридоры, и т. д.) - 286,4 кв. м.
Детский технопарк имеет удобное расположение в центре города Уфы (Кировский район), вблизи находятся общеобразовательные организации: средние общеобразовательные школы N 126, 41, 44, 45, лицеи N 21, 91, 96, гимназии N 20, 39, 3.
Удобная транспортная доступность для населения из любого района города.
До детского технопарка можно добраться по следующим маршрутам автобусов N 266, 202, 252 до остановки "Витаминный завод", N 51 до остановки "Транспортное агентство", N 249 до остановки "Магазин Океан", проезд трамваями N 16, 22, 21, 5 до остановки "ул. Кирова".
5. Интеллектуальные партнеры и предприятия-партнеры детского технопарка
В настоящее время детский технопарк осуществляет взаимодействие со следующими вузами республики:
федеральным государственным образовательным учреждением высшего образования Башкирский государственный университет;
федеральным государственным образовательным учреждением высшего образования Уфимский государственный авиационный технический университет;
федеральным государственным образовательным учреждением высшего образования Уфимский государственный нефтяной технический университет;
федеральным государственным образовательным учреждением высшего образования Башкирский государственный аграрный университет;
федеральным государственным образовательным учреждением высшего образования Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.
Деятельность детского технопарка осуществляется совместно с предприятиями, бизнес-структурами республики:
федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институт проблем сверхпластичности металлов Российской академии наук;
обществом с ограниченной ответственностью "Уфа Механика" (ЦМИТ);
публичным акционерным обществом "Уфимское моторостроительное производственное объединение";
публичным акционерным обществом АНК "Башнефть";
обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Уфа";
научно-производственным объединением "Пожспецмаш";
акционерным обществом "Кумертауское авиационное производственное предприятие";
акционерным обществом "ПОЛИЭФ";
обществом с ограниченной ответственностью "Таргин";
акционерным обществом "Уфанет".
Совместная деятельность детского технопарка с интеллектуальными и бизнес-партнерами осуществляется по следующим направлениям:
проведение инновационных, исследовательских проектов технической и естественнонаучной направленностей;
проведение экскурсий на высокотехнологичные предприятия различных технологических кластеров;
организация мини-предприятий, просветительской, профориентационной работы в области инженерных специальностей;
организация и проведение республиканских массовых мероприятий технической и естественнонаучной направленностей с детьми;
организация и проведение республиканских обучающих семинаров с педагогическими работниками детских технопарков, объединений технического профиля;
организация и проведение республиканских конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
проведение в каникулярное время профильных смен по направлениям робоквантум, аэроквантум, автоквантум на базе летних оздоровительных лагерей, санаториев;
оказание методической помощи детским технопаркам, станциям юных техников, домам, центрам детского технического творчества, другим образовательным организациям Республики Башкортостан;
разработка дополнительных общеобразовательных программ, методических рекомендаций для занятий объединений организаций дополнительного образования детей естественнонаучной и технической направленностей;
организация и проведение олимпиад профессионального мастерства среди обучающихся по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессиональных образовательных учреждений республики;
подготовка команд от Республики Башкортостан для участия во всероссийских и республиканских мероприятиях (по профилю работы учреждения);
формирование банка технологий развития творческой деятельности обучающихся, организация пропаганды достижений науки и техники, информационного и рекламного обеспечения профессионального образования;
организация и проведение семинаров по проблемам развития технической и естественнонаучной направленностей для руководящих и педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и профессиональных образовательных организаций.
6. Опыт выполнения в регионе масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов по дополнительному образованию детей естественнонаучного и технического направлений
N п/п |
Наименование проекта/мероприятия |
Статус проекта/мероприятия (межрегиональный, общероссийский) |
Количество участников, в том числе из других регионов, годы |
Источник финансирования проекта/мероприятия |
Основные результаты мероприятия |
Практическое применение результатов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Всероссийский семинар-совещание "Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: управленческий аспект с учетом этнокультурных и национальных особенностей" |
общероссийский |
в 2016 году - 400 человек |
бюджет Республики Башкортостан |
обсуждение актуальных вопросов развития системы образования, демонстрация лучшего педагогического опыта Республики Башкортостан, принятие резолюции |
обобщение лучших практик системы образования и воспитания республики, в том числе дополнительного образования естественнонаучного и технического направлений |
2 |
Международная научно-практическая конференция "Современный образовательный процесс: опыт, проблемы, перспективы" |
всероссийский с международным участием |
ежегодно с 2010 года - до 1500 человек |
бюджет Республики Башкортостан |
презентация лучших педагогических практик Республики Башкортостан |
распространение положительного опыта работников сферы образования в области применения современных педагогических технологий |
3 |
Градостроительный форум URBAN-Байрам |
всероссийский с международным участием, крупнейшая региональная площадка по вопросам городского развития |
в 2016 году - 89 команд из 8 регионов и 2 стран зарубежья |
бюджет Республики Башкортостан |
определение актуальных направлений развития инфраструктуры города, привлечение детей к инженерным проектам |
отбор лучших проектов, представленных детьми, для использования при обустройстве городской среды |
4 |
Всероссийская олимпиада по автомоделизму (трассовый автомоделизм) |
общероссийский |
в 2010, 2011, 2016 годах - около 200 человек |
бюджет Республики Башкортостан |
определение победителей в области технического конструирования, анализ лучших практик подготовки детей к олимпиадам |
создание условий для развития одаренных детей в техническом направлении |
5 |
Russian Startup Tour - второй этап общероссийской программы по развитию инновационного предпринимательства в г. Уфе |
общероссийский |
в 2016 году приняли участие 330 человек: молодые ученые, предприниматели и авторы инновационных проектов |
бюджет Республики Башкортостан |
презентация региональных инновационных проектов |
развитие инноваций в регионе |
6 |
Фестиваль "Дни молодежной науки в Республике Башкортостан" |
межрегиональный |
с 2011 года - более 2000 участников ежегодно |
бюджет Республики Башкортостан |
представлены научные работы молодых ученых Республики Башкортостан, отобраны лучшие практики, способствующие инновационному развитию региона |
рекомендованы к внедрению работы молодых ученых, заключены договоры с предприятиями, внедряющими инновационные проекты |
7 |
Всероссийский конкурс "Зеленые технологии глазами молодых" проводимый ежегодно Общероссийским общественным детским экологическим движением "Зеленая планета" |
общероссийский |
в 2016 году - более 300 участников |
бюджет Республики Башкортостан |
формирование у молодежи интереса к современным "зеленым" производствам |
возможность реализации проектов молодых ученых с использованием "зеленых технологий" в повседневной жизни, на производстве |
8 |
III Всероссийское совещание по вопросу организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав "О применении в отношении несовершеннолетних медиативных технологий и работе служб медиации" |
общероссийский |
в 2016 году - более 400 участников со всех регионов Российской Федерации |
бюджет Республики Башкортостан |
подготовлена резолюция III Всероссийского совещания по вопросу организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав |
определены механизмы и составлен план мероприятий по совершенствованию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав |
9 |
Участие в организации III Всероссийского съезда работников сферы дополнительного образования |
общероссийский |
в 2016 году - около 400 участников |
бюджет Российской Федерации |
модерирование двух секций съезда, презентация выставки "Дополнительное образование в Республике Башкортостан", обсуждение совместных проектов с регионами Российской Федерации |
доработка республиканского плана по реализации Концепции дополнительного образования детей Российской Федерации, сформулированы предложения по совершенствованию государственно-общественных механизмов управления, условий повышения доступности и качества дополнительного образования, возможностей обновления содержания программ, квалификации мастерства специалистов |
Детский технопарк осуществляет обучение и воспитание учащихся, реализуя различные виды деятельности в области исследований, испытаний, изобретательства, рационализаторства, решения нестандартных задач в целях определения школьников в выборе будущей профессии, обеспечения республики и страны инженерно-техническими и рабочими кадрами, отвечающими современным квалификационным требованиям.
Преподаватели детского технопарка должны обладать следующими базовыми компетенциями в области:
профильного программного обеспечения по направлению на уровне профессионального пользователя;
пользования современными техническими средствами;
основ программирования и проектного управления.
Отбор и подготовка преподавателей детских технопарков осуществляется ФМЦ и региональным координатором.
К работникам детского технопарка относятся руководитель (директор), а также административный персонал, педагогические работники, учебно-вспомогательные работники, обслуживающий персонал и иные работники, осуществляющие вспомогательные функции.
В 2016 году педагоги детского технопарка прошли обучение по программам для педагогов детских технопарков технической и естественнонаучной направленностей (робототехника, 3D-моделирование, прототипирование, промышленный дизайн), организованным федеральным государственным образовательным учреждением высшего образования Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.
В дальнейшем педагогические работники детского технопарка будут обучаться на курсах ФМЦ.
Педагоги детского технопарка 1 раз в 3 года проходят курсы повышения квалификации в государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан.
К образовательному процессу в детском технопарке привлекаются преподаватели республики и высококвалифицированные специалисты предприятий реального сектора экономики.
Комплекс мер ("дорожная карта")
по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум Башкортостана" на 2017-2019 годы
(утв. распоряжением Правительства Республики Башкортостан
от 16 декабря 2016 г. N 1451-р)
1. Основные направления деятельности детского технопарка
Детский технопарк "Кванториум Башкортостана" - это научно-образовательный центр системы дополнительного образования детей в области естественнонаучного и технического направлений, созданный на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республиканский детский образовательный технопарк (далее - детский технопарк). Деятельность детского технопарка организована с учетом Национальной технологической инициативы, Башкортостанской технологической инициативы, приоритетных направлений технологического развития Российской Федерации с участием негосударственного сектора, организаций реального сектора экономики и вузов-партнеров.
Деятельность детского технопарка направлена на решение следующих задач по:
организации деятельности детского технопарка в соответствии с требованиями Стандарта детского технопарка "Кванториум";
привлечению к работе детского технопарка специалистов в области новейших технологий;
повышению качества программ дополнительного образования детей естественнонаучной и технической направленностей и обеспечение их доступности;
организации участия детей в мероприятиях регионального, федерального и международного уровней в рамках направлений детского технопарка;
увеличения роли государственно-частного партнерства в реализации программ дополнительного образования естественнонаучной# и технической направленностей.
2. Ожидаемые результаты деятельности детского технопарка
Охват детей от 5 до 18 лет программами соответствующих приоритетных направлений технологического развития Российской Федерации на базе детского технопарка - не менее 900 детей ежегодно;
прохождение обучения педагогическими работниками детского технопарка по дополнительным профессиональным программам - не менее 100% ежегодно;
прохождение обучения сотрудниками детского технопарка (за исключением педагогических работников) по дополнительным профессиональным программам - не менее 40% ежегодно;
представление на региональных и федеральных отчетных мероприятиях результатов проектной деятельности детей, обучающихся в детском технопарке - не менее 40 проектов ежегодно;
участие детей в публичных мероприятиях детского технопарка - не менее 3000 детей ежегодно;
внедрение дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач для проектной деятельности детей, - не менее 5 программ ежегодно;
реализация на постоянной основе инженерных проектов разновозрастных групп обучающихся детского технопарка численностью не менее 3 человек каждая - не менее 17 проектов ежегодно;
проведение инженерных хакатонов, развивающих навыки обучающихся детского технопарка в процессе командной работы над проектами, в разных областях разработки программного обеспечения - не менее 11 хакатонов ежегодно;
участие обучающихся детского технопарка в региональных этапах всероссийских и международных мероприятиях технической и естественнонаучной направленности - не менее чем в 10 этапах ежегодно;
участие инженерных команд из числа обучающихся детского технопарка в региональных этапах всероссийских и международных мероприятиях технической и естественнонаучной направленностей - не менее 20 команд ежегодно;
прохождение инженерных команд из числа обучающихся детского технопарка в финал региональных этапов всероссийских и международных мероприятий технической и естественнонаучной направленностей - не менее 3 команд ежегодно;
организация публичных мероприятий по презентации деятельности и достижений обучающихся детского технопарка - не менее 10 мероприятий ежегодно.
3. Мероприятия по организации деятельности детского технопарка
N п/п |
Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
Вид документа |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Первый этап работ (1.12.2016 г. - 1.06.2017 г.) - подготовительный | |||||
1. Модернизация инфраструктуры системы дополнительного образования детей естественнонаучной и технической направленностей | |||||
1.1 |
заключение договоров (соглашений) с образовательными организациями, интеллектуальными партнерами, предприятиями-партнерами детского технопарка |
до 1 июня 2017 г. |
ГБУ ДО РДОТ, МО РБ, партнеры |
соглашения о сотрудничестве |
|
1.2 |
разработка и утверждение Концепции и комплекса мер ("дорожной карты") по созданию и функционированию детского технопарка |
до 15 декабря 2016 г. |
МО РБ |
распоряжение Правительства РБ |
|
1.3 |
внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты Республики Башкортостан |
|
|
|
|
1.3.1 |
совершенствование нормативного правового обеспечения деятельности учреждений дополнительного образования, в том числе детских технопарков (персонифицированное финансирование, доступ негосударственного сектора, межведомственное взаимодействие) |
до 1 июня 2017 г. |
МО РБ |
принятие нормативных правовых актов |
|
1.4 |
определение перечня образовательных направлений, реализуемых в детском технопарке |
|
|
|
|
1.4.1 |
мониторинг качества реализуемых дополнительных программ естественнонаучной и технической направленностей |
до 1 февраля 2017 г. |
ГБУ ДО РДОТ |
отчет в МО РБ |
|
1.4.2 |
проведение оценки востребованности предлагаемых программ дополнительного образования с учетом Башкортостанской технологической инициативы |
до 1 марта 2017 г. |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
Второй этап работ (июнь 2017 года - июнь 2019 года) - основной | |||||
1. Укрепление материально-технической базы детского технопарка (создание и оснащение лабораторий новейшим оборудованием) | |||||
1.1 |
приобретение высокотехнологического оборудования для оснащения детского технопарка |
до 5 августа 2017 г. |
ГБУ ДО РДОТ, МО РБ |
доклад в Правительство РБ |
|
1.2 |
закупка и наладка требуемого оборудования для лабораторий и специализированных цехов |
до 15 декабря 2017 г. |
ГБУ ДО РДОТ, МО РБ |
доклад в Правительство РБ |
|
1.3 |
информирование общественности о ходе и результатах деятельности детского технопарка |
|
|
|
|
1.3.1 |
организация ежегодного финального отчетного регионального мероприятия по проектной деятельности детского технопарка |
апрель-май ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
1.3.2 |
разработка и сопровождение интернет-сайта детского технопарка |
до 1 августа 2017 г. постоянно |
ГБУ ДО РДОТ |
отчет в МО РБ |
|
1.3.3 |
размещение актуальной информации о проводимых мероприятиях в средствах массовой информации и информационных ресурсах |
постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
2. Привлечение в систему дополнительного образования специалистов в области новейших технологий | |||||
2.1 |
заключение договоров о совместной деятельности с партнерами (вузами, предприятиями, негосударственным сектором экономики) |
|
|
|
|
2.1.1 |
организация экскурсий на ведущие предприятия Республики Башкортостан |
постоянно |
ГБУ ДО РДОТ |
отчет в МО РБ |
|
2.1.2 |
размещение выставочных стендов с информацией о новейших технологиях и инициативах в Российской Федерации и Республике Башкортостан в республиканских организациях дополнительного образования |
постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, МО РБ, партнеры |
доклад в Правительство РБ |
|
2.1.3 |
составление банка данных о преподавателях-исследователях в области технической и естественнонаучной направленностей |
постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
2.2 |
повышение квалификации педагогов дополнительного образования в области естественнонаучного и технического направлений |
|
|
|
|
2.2.1 |
организация научно-методического сопровождения дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей |
постоянно |
ИРО РБ, ГБУ ДО РДОТ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
2.2.2 |
проведение курсов повышения квалификации по программе "Совершенствование работы детских технопарков, организаций дополнительного образования естественнонаучного и технического профиля" |
ежегодно |
организации ДПО, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
2.2.3 |
проведение регионального семинара-совещания директоров детских технопарков по проблемам развития инновационного творчества и сетевого взаимодействия |
октябрь ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ |
отчет в МО РБ |
|
2.2.4 |
региональный семинар для методистов и заместителей директоров детских технопарков "Современный образовательный процесс в детских технопарках" |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
2.2.5 |
региональный семинар для педагогов дополнительного образования по робототехнике |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
2.2.6 |
региональный форум для педагогов детских технопарков "Дизайн и современная обработка материалов" |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
2.2.7 |
региональный семинар для педагогов естественнонаучной и технической направленностей |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
2.2.8 |
региональный конкурс "Методист года" (естественнонаучная и техническая номинации) |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
2.2.9 |
прохождение полного курса повышения квалификации по методологии федерального оператора, получение сертификатов |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ |
доклад в Правительство РБ |
|
3. Повышение качества дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей и обеспечение их доступности | |||||
3.1 |
разработка дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач методом проектной деятельности обучающихся |
|
|
|
|
3.1.1 |
обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей |
до 1 сентября 2017 г. постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, MP и ГО РБ (по согласованию), партнеры |
доклад в Правительство РБ |
|
3.1.2 |
проведение конкурса дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования и обобщение опыта лучших практик |
до 1 декабря 2017 г. постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, ИРО РБ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
3.2 |
формирование современных организационно-управленческих механизмов по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности детского технопарка |
до 1 марта 2017 г. |
ГБУ ДО РДОТ, МО РБ |
доклад в Правительство РБ |
|
3.3 |
привлечение специалистов негосударственного сектора экономики и промышленных предприятий, видных ученых к разработке и реализации общеобразовательных программ детского технопарка |
|
|
|
|
3.3.1 |
привлечение специалистов негосударственного сектора экономики, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики для написания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ |
постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, MP и ГО РБ (по согласованию), партнеры |
соглашения о сотрудничестве |
|
3.3.2 |
привлечение специалистов негосударственного сектора экономики, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики для участия в организации мини-предприятий на базе детского технопарка |
постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, MP и ГО РБ (по согласованию), партнеры |
соглашения о сотрудничестве |
|
3.3.3 |
привлечение специалистов негосударственного сектора экономики, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики для разработки практических и теоретических заданий, работы в качестве членов жюри, проведения мастер-классов региональных мероприятий естественнонаучной и технической направленностей |
постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, МР и ГО РБ (по согласованию), партнеры |
соглашения о сотрудничестве |
|
3.4 |
привлечение финансирования из внебюджетных источников для реализации перспективных программ и проектов реального сектора экономики |
постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, MP и ГО РБ (по согласованию), партнеры |
соглашения о сотрудничестве |
|
4. Разработка и реализация плана региональных публичных мероприятий по проектной деятельности детей - обучающихся детских технопарков | |||||
4.1 |
проведение региональных (отборочных) этапов федеральных мероприятий естественнонаучной# и технической направленностей |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, ИРО РБ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
4.1.2 |
проведение региональных научно-практических конференций, выставок, форумов по направлениям работы детского технопарка |
ежегодно |
ИРО РБ, ГБУ ДО РДОТ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
4.1.3 |
проведение тренировочных сборов по направлениям для участия в региональных и всероссийских олимпиадах |
постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
4.1.4 |
проведение естественнонаучных и технических смен на базе летних оздоровительных лагерей по направлениям работы технопарка |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
4.1.5 |
участие в инженерных соревнованиях, олимпиадах и конкурсах по направлениям Национальной технологической инициативы, в том числе "Олимпиаде Национальной технологической инициативы" |
постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
5. Организация участия детей в мероприятиях регионального, федерального и международного уровней в рамках направлений технопарка | |||||
5.1 |
участие детей в мероприятиях регионального, федерального и международного уровней |
|
|
|
|
5.1.1 |
республиканский этап Инженерной олимпиады школьников |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
5.1.2 |
республиканский конкурс дизайнерских проектов "Арт-дизайн" |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
5.1.3 |
республиканский детский конкурс медиатворчества и программирования "24 bit" |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
5.1.4 |
республиканский слет-лагерь по техническому творчеству "Технокемп" |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
5.1.5 |
республиканские учебно-тренировочные сборы Всероссийской робототехнической олимпиады |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
5.1.6 |
республиканская техническая олимпиада "Шаг в будущее" |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
5.1.7 |
республиканский этап всероссийской олимпиады научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и юношей "Созвездие" ("Человек - Земля - Космос") |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
5.1.8 |
республиканский слет юных техников, конструкторов и рационализаторов "Технопарк юных" |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
5.1.9 |
реализация проектов по итогам летних технических смен - участие в мероприятиях регионального и всероссийского уровней; патентование лучших полезных изобретений |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, МО РБ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
доклад в Правительство РБ |
|
5.1.10 |
организация презентации работы объединений технопарка для учащихся школ, родителей |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, МО РБ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
доклад в Правительство РБ |
|
5.1.11 |
проведение в детском технопарке дня открытых дверей, выставки работ учащихся |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
5.1.12 |
организация посещения Музея науки |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
5.2 |
осуществление методической, информационной, материальной поддержки команд - участников мероприятий |
|
|
|
|
5.2.1 |
подготовка сборных команд Республики Башкортостан к мероприятиям федерального уровня естественнонаучной и технической направленностей |
постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
5.2.2 |
реализация проектов скрам-команд на мероприятиях регионального и федерального уровней |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
5.2.3 |
поддержка талантливой молодежи в области естественнонаучной и технической направленностей |
постоянно |
партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
отчет в МО РБ |
|
5.2.4 |
публикация лучших проектов и их распространение среди негосударственного сектора экономики, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики |
постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
доклад в Правительство РБ |
|
5.2.5 |
помощь в патентовании и продвижении лучших проектов, внедрении их на предприятия |
постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, MP и ГО РБ (по согласованию) |
доклад в Правительство РБ |
|
5.3 |
обеспечение участия обучающихся детского технопарка в возрасте от 10 до 17 лет в мероприятиях, проводимых в рамках проекта "Джуниорскиллс" по стандартам "Ворлдскиллс" |
|
|
|
|
5.3.1 |
проведение республиканского обучающего семинара для школьников по компетенциям "JuniorSkills" |
ежегодно |
ИРО РБ, ГБУ ДО РДОТ, партнеры |
отчет в МО РБ |
|
5.3.2 |
региональный этап чемпионата "JuniorSkills" по семи компетенциям |
ежегодно |
ИРО РБ, ГБУ ДО РДОТ |
отчет в МО РБ |
|
5.3.3 |
республиканский конкурс исследовательских работ учащихся "Исследования юных" |
ежегодно |
ГБУ ДО РДОТ, ИРО РБ |
отчет в МО РБ |
|
6. Использование механизмов государственно-частного партнерства | |||||
6.1 |
расширение направлений взаимодействия сети детских технопарков с негосударственным сектором, промышленными предприятиями и организациями реального сектора экономики |
постоянно |
ГБУ ДО РДОТ, партнеры, МО РБ |
отчет в МО РБ |
|
6.2 |
развитие системы грантов для негосударственных социально-ориентированных организаций |
постоянно |
МО РБ, партнеры |
доклад в Правительство РБ |
|
Третий этап работ (июль - декабрь 2019 г.) - заключительный. Анализ работы. Подведение итогов | |||||
1. Организация и проведение процедуры фронтального мониторинга деятельности детских технопарков | |||||
1.1 |
проведение процедуры фронтального мониторинга деятельности детских технопарков Республики Башкортостан |
до 1 сентября 2019 г. |
ГБУ ДО РДОТ, МО РБ |
доклад в Правительство РБ |
|
1.2 |
анализ достижений целевых показателей |
до 1 декабря 2019 г. |
ГБУ ДО РДОТ, МО РБ |
доклад в Правительство РБ |
|
1.3 |
мониторинг внесения изменений в законодательство Республики Башкортостан в сфере дополнительного образования |
до 15 декабря 2019 г. |
МО РБ |
доклад в Правительство РБ |
|
1.4 |
отчет о проделанной работе |
до 15 декабря 2019 г. |
ГБУ ДО РДОТ, МО РБ |
доклад в Правительство РБ |
4. Финансово-экономическое обоснование мероприятий по созданию и функционированию детского технопарка
Направление расходов |
В том числе по годам: |
||||||
2017 |
2018 |
2019 |
|||||
федеральный бюджет (млн. руб.) |
бюджет РБ (млн. руб.) |
внебюджетные источники (млн. руб.) |
бюджет РБ (млн. руб.) |
внебюджетные источники (млн. руб.) |
бюджет РБ (млн. руб.) |
внебюджетные источники (млн. руб.) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Формирование инфраструктурного листа (приобретение оборудования и других средств обучения и воспитания) |
54,0 |
24,0 |
2,0 |
0,0 |
10,0 |
0,0 |
11,0 |
Итого |
54,0 |
24,0 |
2,0 |
00,0 |
10,0 |
00,0 |
11,0 |
Операционные расходы (заработная плата педагогов, коммунальные расходы, оплата аренды, расходные материалы, средства на повышение квалификации преподавателей, финансирование выездов команд детей на соревнования и федеральные мероприятия детских технопарков) |
0 |
12,136 |
0 |
12,136 |
0 |
12,136 |
0 |
Итого |
0 |
12,136 |
0 |
12,136 |
0 |
12,136 |
0 |
Итого по всем направлениям |
54,0 |
36,136 |
2,0 |
12,136 |
10,0 |
12,136 |
11,0 |
5. Основные количественные характеристики деятельности
N п/п |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение |
Значение Республики Башкортостан по годам |
||
2017 |
2018 |
2019 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся за счет средств бюджета Республики Башкортостан и (или) муниципалитета по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации на базе созданного детского технопарка, (человек) |
800 |
900 |
950 |
1000 |
2 |
Доля педагогических работников, прошедших ежегодное обучение по дополнительным профессиональным программам, работающих в детском технопарке, (процентов) |
100 |
100 |
100 |
100 |
3 |
Доля сотрудников (за исключением педагогических работников), прошедших ежегодное обучение по дополнительным профессиональным программам, работающих в детском технопарке, (процентов) |
40 |
40 |
40 |
40 |
4 |
Количество проектов, реализованных детьми, обучающимися в детском технопарке, представленных на региональных и федеральных отчетных мероприятиях по презентации результатов проектной деятельности, (единиц) |
40 |
40 |
45 |
50 |
5 |
Количество детей, принявших участие в публичных мероприятиях детского технопарка, (человек) |
3000 |
3000 |
3100 |
3200 |
6 |
Количество внедренных дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач для проектной деятельности детей, (единиц) |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
Количество проектных разновозрастных групп обучающихся детского технопарка численностью не менее 3 человек каждая на постоянной основе, реализующих инженерные проекты, (единиц) |
15 |
17 |
20 |
23 |
8 |
Количество проведенных инженерных хакатонов, развивающих навыки в разных областях разработки программного обеспечения в процессе командной работы над проектами, (единиц) |
10 |
11 |
12 |
13 |
9 |
Количество региональных этапов всероссийских и международных мероприятий технической и естественнонаучной направленностей, в которых примут участие обучающиеся детского технопарка, (единиц) |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Количество инженерных команд из числа обучающихся детского технопарка, принявших участие в региональных этапах всероссийских и международных мероприятий технической и естественнонаучной направленностей, (единиц) |
20 |
20 |
20 |
20 |
11 |
Количество инженерных команд из числа обучающихся детского технопарка, прошедших в финал региональных этапов всероссийских и международных мероприятий технической и естественнонаучной направленностей, (единиц) |
3 |
3 |
4 |
5 |
12 |
Количество публичных мероприятий по проектной деятельности детей, организованных детским технопарком, по презентации деятельности и достижений обучающихся детского технопарка, (единиц) |
10 |
10 |
10 |
10 |
Список использованных сокращений
ГАУ ДПО ИРО РБ |
- |
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан |
ГБУ ДО РДОТ |
- |
государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республиканский детский образовательный технопарк |
МО РБ |
- |
Министерство образования Республики Башкортостан |
MP и ГО РБ |
- |
муниципальные районы и городские округа Республики Башкортостан |
РБ |
- |
Республика Башкортостан |
ФГОУ ВО БГПУ |
- |
федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 16 декабря 2016 г. N 1451-р
Текст распоряжения опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 17 декабря 2016 г.