Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VIII. Охрана окружающей среды
Постановлением правительства N 61 от 18.02.2014 г. принята государственная программа "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан", которая объединяет 3 подпрограммы: "Обеспечение неистощительного природопользования в Республики Башкортостан", "Экологическая безопасность Республики Башкортостан", "Обеспечение реализации государственной программы "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан".
Проектные решения направлены на реализацию положений программы.
Архитектурно-планировочное решение проектируемого города основано на комплексной оценке существующего состояния городской среды.
8.1. Охрана воздушного бассейна
Состояние загрязненности атмосферного воздуха города связано, в первую очередь, с деятельностью находящихся на его территории предприятий энергетического, химического, нефтехимического комплексов и транспорта, количеством и составом выбрасываемых загрязняющих веществ, метеоусловиями рассеивания выбросов в атмосфере. Ведущие отрасли промышленности представлены такими предприятиями, как ОАО "Башкирская содовая компания" (ОАО "Каустик" и ОАО "Сода" вошли в состав ОАО "Башкирская содовая компания", ОАО "Синтез-Каучук", ОАО "Стерлитамакский нефтехимический завод".
Число дней с неблагоприятными метеорологическими условиями (НМУ) составило в 2014 году 208 дней (2013 г. - 202).
Санитарно-гигиенической лабораторией Стерлитамакского межрайонного филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РБ" проводится контроль состояния атмосферного воздуха населенных мест.
Контроль состояния загрязнения атмосферного воздуха жилой зоны города в рамках мониторинговых наблюдений в 2014 году проводился в трех точках наблюдения: проспект Октября-32, ул. Гоголя-124, ул. Менделеева-4. Наблюдением охвачена территория с проживающим населением в количестве 146 тыс. человек (52,7% населения города).
На территории санитарно-защитных зон предприятий города Стерлитамака проживает 1800 человек (ФКП "Авангард"). Расселение в 2014 г. не проводилось.
В 2014 г. принято 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении размера санитарно-защитной зоны промышленных объектов (для имущественного комплекса ОАО "Синтез-Каучук" г. Стерлитамак и ОАО "Строительные материалы").
Выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников и автотранспорта в 2014 г. составили 66590,64 т, в т.ч. твердых веществ - 3673,64 т., диоксида серы (сернистого ангидрида) - 113,86 т., оксидов азота - 6301,68 т., углерода оксида - 46545,34 т., прочих вредных веществ - 869 т. (в т.ч. аммиака - 714,5 т., сероводорода - 4,19 т.).Выбросы в 2014 г. от стационарных источников составили 51 тыс. т, расчет выбросов от автотранспортных средств в 2014 г. до настоящего времени в управление представлен не был.
Планировочные мероприятия по охране воздушного бассейна:
- Проектом корректировка Генерального плана городского округа город Стерлитамак в качестве основного направления территориального развития выбрано Западное и Юго-Западное направления, т.е. наиболее безопасные в экологическом отношении;
- Создание программы и реализация по выселению жителей п. Первомайский и п.Строймаш из экологически неблагоприятных районов;
- меридиональная трассировка улиц на новых территориях для аэрации межмагистральных и внутридворовых территорий;
- параметры проектируемых улиц соответствующие их классификации, их озеленение;
- строительство магистрали непрерывного движения и сокращения количества перекрестков, регулируемых светофором;
- строительство жилых зданий вне санитарно-защитных зон;
- в целях выноса транзитного и грузового движения автотранспорта за пределы селитебных территорий - объезд города с южной, восточной и северной сторон, закольцовывая город совместно с дорогой Уфа - Оренбург (расчетный срок);
- вынос продуктопроводов в западной части за пределы городской черты (расчетный срок);
- строительство объездной линии железной дороги для перевозки опасных грузов за пределами города южнее с.Бол.Куганак до ж/д станции Аллагуват (расчетный срок);
- электрификация железной дороги (1-я очередь строительства);
- вынос части предприятий за пределы селитебных территорий (см. предыдущую таблицу).
- Создание единой системы озеленения и членение жилых массивов зелеными коридорами.
- Создание зеленого пояса между северной промзоной и селитебными территориями города, а также зеленого щита между ГО г. Салават, г. Ишимбай и ГО г. Стерлитамак.
К инженерно-техническим мерам по охране воздушного бассейна относятся:
1) совершенствование технологических процессов, внедрение малоотходных технологий на предприятиях, доведение до 0,8 ПДК на границе СЗЗ;
2) строительство производства по выпуску строительных материалов (бесцементных вяжущих, газобетона, силикатного кирпича, штукатурного раствора, минеральных наполнителей в асфальтобетон) из отходов ОАО "Сода" (1-я очередь строительства) с последующей ликвидацией "белых морей" и рекультивацией территории (в течение 40-50 лет);
3) увеличение доли природного газа в топливном балансе;
4) отопление жилых индивидуальных домов от местных источников тепла (АОГВ) на природном газе;
5) оснащение стационарных источников выбросов газо-, пылеулавливающим оборудованием;
6) озеленение санитарных зон и территорий предприятий.
К организационным мерам по охране воздушного бассейна относятся:
- контроль за работой автотранспорта;
- мониторинг состояния атмосферного воздуха. Включение городов Салават и Ишимбай в единую со Стерлитамаком систему мониторинга.
Для решения проблемы экологии, в том числе по улучшению качества атмосферного воздуха, в городе Стерлитамаке разработан перечень природоохранных мероприятий на период 2013-2015 годы, предусматривающий в том числе и 26 мероприятий по охране атмосферного воздуха.
8.2. Охрана водных ресурсов
Состояние качества воды водоемов, исследованных лабораторией Стерлитамакского межрайонного филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан", приведено в таблице N 4.
Таблица N 8.1
Результаты исследования проб воды водных объектов за 2012-2014 гг.
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
Всего |
% несоотв. |
Всего |
% несоотв. |
Всего |
% несоотв. |
|
по санитарно-химическим показателям |
19 |
57,8 |
16 |
50,0 |
16 |
6,25 |
по микробиологическим показателям |
276 |
27,0 |
260 |
29,2 |
258 |
45,3 |
по паразитологическим показателям |
83 |
- |
76 |
- |
80 |
- |
По программе мониторинговых наблюдений исследуется вода пляжа реки Ашкадар. Исследования проводятся ежемесячно в период с мая по сентябрь. Вода исследуется на 23 санитарно-химических, 4 микробиологических и 2 паразитологических показателя.
В поверхностные водные объекты города Стерлитамака осуществляется сброс нормативно-очищенных на очистных сооружениях сточных вод, недостаточно очищенных сточных вод, нормативно-чистых (без очистки). Нельзя не учитывать то, что недостаточно очищенные воды могут представлять не меньшую опасность, чем сбрасываемые без очистки.
Основную нагрузку на водоемы оказывают:
- ОАО "Башкирская содовая компания": сбрасывает хозяйственно-бытовые, производственные недостаточно очищенные сточные воды, ливневые нормативно-очищенные сточные воды;
- ЗАО "Водоснабжающая компания": хозяйственно-бытовые, очищенные;
- ФКП "Авангард": производственные и хозяйственно-бытовые недостаточно очищенные сточные воды;
- ЗАО "Первая сетевая компания": ливневые и дренажные воды;
- Филиал "Шихан", ООО "Объединенные пивоварни Хейнекен": ливневые и дренажные воды;
- Стерлитамакский СВК филиал ОАО "Башспирт": производственные сточные воды.
Основные технические проблемы при эксплуатации сетей и сооружений канализации:
- увеличение протяженности сетей с износом 100%;
- вероятность роста аварий, связанных с износом коллекторов, построенных из железобетонных труб, вследствие длительного срока службы и сероводородной коррозии;
- эксплуатация бесхозных сетей (не обслуживаемых);
- неудовлетворительное состояние отводящего коллектора Д-800 мм, построенного в 1952 году из железобетонных труб и имеющего недостаточную пропускную способность с учетом перспективной застройки;
- на канализационных насосных станциях требуется замена и модернизация насосного и вентиляционного оборудования;
- недостаточная пропускная способность существующих канализационных сетей, не рассчитанных на отвод стоков от районов перспективной застройки и существующей застройки с учетом уплотнения;
- неорганизованное поступление ливневых, талых и дренажных вод в хозяйственно-бытовую систему водоотведения;
- попадание производственных сточных вод от промышленных предприятий и от предприятий общепита в городские сети водоотведения, с превышением ПДК загрязняющих веществ, в виду отсутствия локальных очистных сооружений.
Постановлением администрации города от 06.02.2013 г. N 199 утвержден "Перечень природоохранных мероприятий на период 2013-2015 годы", согласно которому в городе ежегодно реализуются природоохранные мероприятия, в т.ч. по рациональному использованию и охране водных ресурсов предприятий, осуществляющих сброс сточных вод. Наиболее крупные мероприятия, проведенные в 2014 году - внедрение мероприятий по улучшению работы биологических очистных сооружений, реконструкция локальных установок по очистке сточных вод в цехах ОАО "Башкирская содовая компания". В 2014 году завершено строительство станции фильтрации дистиллерной жидкости ОАО "Башкирская содовая компания", в настоящее время ведутся пуско-наладочные работы.
В 2014 году объем забранной воды из природных водных источников составил 125,360 млн.м3, что на 4,866 млн.м3 или на 4% больше чем в предыдущем году (2013 г. - 120,494 млн.м3).
Использовано в 2014 году - 118,801 млн.м3, в том числе: на производственные нужды - 94,083 млн.м3 (79,2%); на хозпитьевые нужды - 22,792 млн.м3 (19,2%); на другие нужды - 1,926 млн.м3 (1,6%).
Объем использованной воды по сравнению с прошлым годом увеличился на 2,785 млн.м3 или 2,4%.
Объем оборотного водоснабжения снизился по сравнению с прошлым годом на 60,424 млн.м3. Процент использования оборотной воды в 2014 году составил 70,09%.
Общий объем сбрасываемых сточных вод в 2014 году составил 105,055 млн. м3, что на 3,795 млн. м3 или 3,7% больше чем в 2013 году (2013 г. - 101,260 млн. м3), в том числе:
- в поверхностные водные объекты - 95,451 млн. м3,
- в накопители и выгреба - 9,604 млн. м3.
Сброс сточных вод в водные объекты по г. Стерлитамаку в 2014 году составил 90,86% от общего объема сбрасываемых сточных вод (в 2013 году - 92,6%).
Объем водоотведения в поверхностные водные объекты в 2014 году увеличился на 2,172 млн.м3 или 1,8%.
Масса загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами, в 2014 году снизилась на 109,151 тыс. т (9,8%) и составила 1002,365 тыс. т (2013 г. - 1111,516 тыс. т). Снижение произошло в основном за счет уменьшения количества сбрасываемых ОАО "Башкирская содовая компания" ЗВ с дистиллерной жидкостью по вып. N 4 (бывш. ОАО "Сода").
В 2014 году в сточных водах, сбрасываемых в окружающую среду, основную долю массы загрязняющих веществ составляли хлориды - 73,8% и кальций - 24,9%.
Общее количество очистных сооружений, состоящих на учете на 01.01.2015, составляет 8 единиц. В течение года на уровне проектных показателей с обеспечением требований нормативов ПДС работало 2 сооружения - Стерлитамакский СВК ОАО "Башспирт", ЗАО "Водоснабжающая компания".
Основными причинами неэффективной работы очистных сооружений являются перегрузки по расходу сточных вод, отсутствие или недостаточность локальных очистных сооружений в цехах, отсутствие системы доочистки сточных вод, несоответствие технологии очистки составу подаваемых сточных вод.
Качество водных ресурсов. Поверхностные воды
1. Река Белая. Качество воды реки в г. Стерлитамак наблюдалось в двух створах: фоновом и контрольном.
В фоновом створе г. Стерлитамак на качество воды влияли сбросы предприятий гг. Салават и Ишимбай. В характеризуемом году снизилось значение УКИЗВ до 3,89 и коэффициента комплексности до 41%, при этом качество воды по-прежнему оценивалось 4-ым классом разряд "а" - "грязная" за счет появления в числе критических показателей соединений марганца.
В отчетном году значение УКИЗВ незначительно возросло до 5,15, при этом вода по качеству по-прежнему оценивалась как "грязная" в створе ниже г. Стерлитамак, где река Белая испытывает наибольшую антропогенную нагрузку от предприятий химической, нефтедобывающей и пищевой промышленности, машиностроения и жилищно-коммунального хозяйства.
2. Река Ашкадар - небольшой левобережный приток, впадающий в р. Белая в черте г. Стерлитамак. На качество воды в реке оказывали влияние сточные воды предприятий города, а также неорганизованные стоки с объектов агропромышленного комплекса и нефтедобывающей промышленности. В отчетном году по комплексу характеризуемых веществ до 41% понизился среднегодовой коэффициент комплексности загрязненности, который в отдельные месяцы по-прежнему достигал 50%. Незначительно снизилось значение УКИЗВ до 4,05. Соединения марганца сохранялись как критический показатель загрязненности и качество воды в реке по-прежнему оценивалось 4-ым классом разряда "а" - "грязная".
3. Река Селеук - небольшой правобережный приток реки Белой, загрязняется неорганизованными сбросами с объектов нефтедобывающей промышленности и сельского хозяйства. В отчетном году качество воды в реке по-прежнему оценивалось 4-ым классом разряда "а" - "грязная"
Охрана водных объектов регулируется Водным кодексом РФ
1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Протяженность рек, протекающих в границах городского округа составляет:
река Белая - 1430 км;
река Стерля - 75 км;
река Ашкадар - 165 км;
река Селеук - 90 км;
река Ольховка - до 10 км.
Таким образом, ширина водоохранных зон рек Белая, Ашкадар, Селеук и Стерля составляет 200 м, водоохранная зона р.Ольховка - 50 м.
5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
7. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
Ширина прибрежной защитной полосы составит
река Белая - 50 м
река Стерля - 50 м
река Ашкадар - преимущественно - 30 м
река Селеук - преимущественно - 30 м
река Ольховка - преимущественно - 30 м
8 Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
9. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
10. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
11. В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах").
12. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения, установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
13. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
14. В границах прибрежных защитных полос наряду с вышеперечисленными статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
15. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров (р. Белая. Стерля, Ашкадар, Селеук), за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет 5 метров (р. Ольховка).
Защита территории от подтопления и затопления смотри в Главе V. Инженерная подготовка территории
Гигиена водоснабжения
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Контроль качества питьевой воды хозяйственно питьевого водоснабжения проводится на источниках водоснабжения, резервуарах чистой воды и разводящей сети.
Таблица N 8.2
Результаты исследования проб питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения
Пробы |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
Всего |
% несоотв. |
Всего |
% несоотв. |
Всего |
% несоотв. |
|
Источники централизованного водоснабжения | ||||||
по санитарно-химическим показателям |
7 |
14,3 |
28 |
- |
35 |
11,4 |
по микробиологическим показателям |
42 |
- |
34 |
- |
48 |
- |
Распределительная сеть | ||||||
по санитарно-химическим показателям |
542 |
18 |
55 |
29,1 |
245 |
25,7 |
по микробиологическим показателям |
893 |
0,1 |
154 |
1,3 |
745 |
1,7 |
по паразитологическим показателям |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
В 2014 г. в ходе плановой проверки ЗАО "Водоснабжающая компания" кроме исследований воды на санитарно-химические и микробиологичекские показатели, проведены исследования на показатели радиационной безопасности (суммарная альфа, бета-активность) - все пробы отвечают гигиеническим нормативам.
Таблица N 8.3
Состояние питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в рамках мониторинговых наблюдений
Пробы |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
Всего |
% несоотв. |
Всего |
% несоотв. |
Всего |
% несоотв. |
|
Источники водоснабжения (РЧВ) | ||||||
на санитарно-химические показатели |
14 |
21,4 |
14 |
- |
14 |
- |
на микробиологические показатели |
14 |
- |
14 |
- |
14 |
- |
Разводящая сеть | ||||||
на санитарно-химические показатели |
24 |
8,3 |
24 |
16,7 |
24 |
4,16 |
на микробиологические показатели |
24 |
- |
24 |
- |
24 |
- |
Основными причинами несоответствия качества питьевой воды явились как факторы природного характера: повышенное содержание в воде водоносных горизонтов солей жесткости, мутность Берхомутского водозабора, так и отсутствие очистных сооружений. Колебания процента несоответствия питьевой воды по санитарно-химическим показателям (общей жесткости) зависит от своевременности выполнения ЗАО "Водоснабжающая компания" ежегодных мероприятий по снижению жесткости в питьевой воде Ашкадарского водозабора, после чего утверждается Постановление главного государственного санитарного врача об утверждении временных нормативов по жесткости.
В 2014 году принято Постановление главного государственного санитарного врача по г. Стерлитамак N 14 от 02.10.2014 г., которым установлены временные (до 01.10.2015 г.) гигиенические нормативы ПДК питьевой воды централизованной системы водоснабжения города Стерлитамак по:
- общей жесткости питьевой воды Ашкадарского водозабора - не более 10 град.
- мутности воды Берхомутского водозабора, на период весеннего паводка и осенних дождей - 2,0 мг/дм3;
- остаточному хлору питьевой Берхомутского водозабора, на период весеннего паводка и осенних дождей 0,3-0,7 мг/дм3.
В городе Стерлитамак производственный контроль качества питьевой воды выполняется ведомственными лабораториями МУП "Межрайкоммунводоканал" и ЗАО "Башкирская содовая компания".
Планировочные меры по охране водных ресурсов:
- изменение границы территории ОАО "Сода" до границы водоохраной зоны от р.Белая с устройством дамбы (1-я очередь строительства) с последующей ликвидацией "белых морей" и рекультивацией территории (расчетный срок);
- в соответствии с требованиями по очистке ливневых стоков, перед выпуском их в водоприемник предусматривается устройство очистных сооружений закрытого типа "Комплекс очистных сооружений ливневого стока (КОС ЛС) "Дамба", разработанного ООО НПП "Полихим". Площадки для КОС ЛС запроектированы: на берегу р.Белая около существующих градирен, на берегу р.Ашкадар в месте впадения ее в р.Белая, на берегу р.Ольховка по ул. Кузьмина;
- в южной промзоне размещение площадки под снегоплавильный пункт;
- реконструкция БОС с использованием технологии биоблоков с последующей доочисткой на специальных фильтрах и обеззараживанием на ультрафиолетовой установке, строительство локальных очистных сооружений на предприятиях города;
- сооружение объекта по снижению мутности питьевой воды;
- строительство набережных и дамб вдоль рек Белая, Стерля, Ольховка;
- установление границ водоохранных и прибрежных зон с соответствующими режимами хозяйственной деятельности.
- устройство установленных мест для купания (пляжей) на берегах рек Ашкадар, Белая;
- озеленение прибрежной защитной полосы древесно-кустарниковой растительностью и ее залуживание.
Инженерно-технические меры по охране водных ресурсов:
- устройство зон санитарной охраны источников водоснабжения для оперативного контроля за качеством потребляемой и отводимой воды установление всем предприятиям лимита водопотребления и водоотведения с соответствующей платой;
- обеспечение технической надежности и максимальной эффективности водозаборных и водопроводных сооружений, исключение потерь воды в сетях, своевременный ремонт сетей;
- внедрение водосберегающих технологий, безотходных технологий, максимальное внедрение оборотного водоснабжения на предприятиях.
Организационные меры по охране водных ресурсов:
- контроль за соблюдением установленного режима зон санитарной охраны источников водоснабжения. В границах первого пояса не допускаются: посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
- в границах второго пояса не производятся рубки леса главного пользования и реконструкции, а также закрепление за лесозаготовительными предприятиями древесины на корню и лесосечного фонда долгосрочного пользования. Допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса.
- в границах второго пояса зоны санитарной охраны запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды. В границах второго и третьего поясов все работы, в том числе добыча песка, гравия, донноуглубительные в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора. Зоны санитарной охраны водозабора показаны на чертеже ГД-3 "Карта комплексной оценки территории. Карта границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
- мониторинг состояния подземных и поверхностных вод.
- исполнение Инвестиционной программы по развитию, модернизации систем коммунального водоснабжения и канализации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2008-2013 гг., (утверждена решением Совета Городского округа город Стерлитамак РБ N 2-7/8з от 08.07.2008 г.)
8.3. Охрана почв, растительности, лесов
Почвенный покров имеет существенное опосредованное влияние на состояние здоровья населения, обеспечивает в зависимости от своего состояния вторичное загрязнение атмосферного воздуха, грунтовых вод, естественных водоемов, питьевой воды и, в конечном итоге, продуктов питания.
В 2012-2013 годах исследованные пробы почвы соответствовали нормативам по санитарно-химическим, микробиологическим и паразитологическим показателям.
В 2014 г. по исследованиям проб на микробиологические показатели отмечалось несоответствие по индексу БГКП (пробы исследовались по заявкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Отбор и исследование почвы в рамках мониторинговых наблюдений в 2014 году проводились в селитебной части города на территории школы-интерната N 1 по адресу ул. Одесская, 40А. Исследования проводились ежемесячно в период с мая по октябрь на санитарно-химические, бактериологические и паразитологические показатели.
Превышений предельно-допустимого содержания тяжелых металлов в почве не зарегистрировано.
Исследования почвы в мониториноговой точке на микробиологические показатели указывают на отсутствие бактериологического и паразитологического загрязнения в 2012-2014 гг.
Мероприятия по защите почв разрабатываются в каждом конкретном случае, учитывающем категорию их загрязнения, и должны предусматривать:
- рекультивацию и мелиорацию почв, восстановление плодородия;
- введение специальных режимов использования;
- изменение целевого назначения;
- защиту от загрязнения шахтными водами;
- соблюдение мероприятий программы управления;
- строительство мусороперерабатывающего предприятия по проекту прошедшему экологическую экспертизу;
- борьбу с эрозией и оврагообразованием;
- вынос за пределы селитебных территорий транзитного грузового автомобильного транспорта и опасных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом.
Кроме того, в жилых зонах, включая зоны повышенного риска, в зоне влияния транспорта, захороненных промышленных отходов (почва территорий, прилегающих к полигонам), в местах складирования промышленных и коммунальных отходов, на территории санитарно-защитных зон должен осуществлять мониторинг состояния почвы.
Проектом предусматривается закрытие действующих скотомогильников "Заашкадарский" и в СНТ "Южный" и проектирование новой площадки у северной границы города.
Одним из направлений охраны почв является борьба с эрозией и оврагообразованием.
Благоустройство оврагов, отводимых под зеленые насаждения общего пользования, включает:
- засыпку отвершков для прекращения дальнейшего роста оврага;
- каптаж родников с отводом и использованием для питьевых и поливочных нужд;
- устройство гасителей энергии в виде запруд из наброски камня или земляных плотин.
Во избежание размыва дна предусматривается прокладка железобетонных лотков.
Овраги, попадающие в зону жилой застройки, подлежат засыпке, с предварительной прокладкой по дну дренажных труб.
Кроме того, организация отвода поверхностных стоков будет препятствовать дальнейшему обрушению береговых склонов.
Охрана зеленых насаждений занимает одно из ведущих мест. К числу охранных мероприятий относятся:
- охрана лесов от пожаров;
- защита от различных видов вредителей;
- охрана от самовольных порубок, выпаса скота;
- восстановление насаждений путем посадки новых саженцев.
Проектом отведены территории для лесопитомника, перевод части лесов в черте города в категорию лесопарков. При размещении парков и лесопарков следует максимально сохранять природные комплексы ландшафта территорий, существующие зеленые насаждения, естественный рельеф, верховые болота, луга и т.п., имеющих средоохранное и средоформирующее значение.
8.4. Защита от электромагнитного излучения
Источниками электромагнитного излучения в городе являются существующие высоковольтные воздушные линии электропередач 110 КВ, 35 КВ. В целях защиты населения устанавливаются санитарно-защитные зоны вдоль трасс ВЛ по обе стороны проекций крайних фазных проводов в направлении, перпендикулярном ВЛ для ВЛ 110 КВ - 20 м, для ВЛ 35 КВ - 15 м. Санитарные разрывы от подстанций устанавливаются в зависимости трансформаторов и составляют: от электроподстанции ЮПП - 300 м, от остальных 50 м.
Проектом предусмотрена прокладка ЛЭП 110 по проектируемой городской магистрали в западной и юго-западной частях города, вынос жилых домов из коридоров ЛЭП 110 КВ, реконструкция электроподстанции "Центральная", "Юго-Западная". При этом электроподстанция "Центральная" запроектирована закрытого типа.
8.5. Санитарная очистка
Важнейшей проблемой в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия остается санитарная очистка населенных мест.
Очистка территории города Стерлитамака осущест
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.