В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1"О защите прав потребителей", Законом Республики Башкортостан от 14 июля 2010 N 296-з "О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан", Приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 г. N 2733 "Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года", Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 декабря 2012 г. N 444 "О государственной программе "Развитие торговли Республики Башкортостан", постановляю:
1. Утвердить муниципальную ведомственную программу "Развитие торговли в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан на 2017-2019 годы".
2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации - начальника финансового управления муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Дусалимову Л.С.
Глава администрации |
В.П. Угаров |
Муниципальная программа "Развитие торговли в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан на 2017-2019 годы"
2016 год
Муниципальная ведомственная программа
1. Паспорт Программы
Наименование программы: |
Муниципальная программа "Развитие торговли и бытового обслуживания населения в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан на 2017-2019 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Отдел экономики администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан |
Соисполнители муниципальной программы |
- Отдел экономики муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан; - отдел имущественных отношений администрации муниципального района Уфимского района Республики Башкортостан; - отдел земельных отношений администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан; - отдел архитектуры администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан; - отдел информационно-аналитической и кадровой работы администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан; - администрации сельских поселений; - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере торговли на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан |
Основания разработки программы: |
- Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" - Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" - Закон Республики Башкортостан от 14 июля 2010 N 296-з "О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан" - Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденная приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 г. N 2733 - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13 декабря 2012 г. N 444 "О государственной программе "Развитие торговли Республики Башкортостан" |
Цель программы |
Создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, в первую очередь, отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности, повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечения прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров, защита прав потребителей. |
Задачи программы |
1. Обеспечение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров для населения муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан 2. Сбалансированное развитие на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан современной инфраструктуры розничной торговли с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли 3. Повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере торговли 4. Повышение качества и культуры торгового сервиса, обеспечение качества и безопасности товаров; повышение правовой грамотности населения. 5. Содействие кадровому обеспечению в сфере торговли, повышению профессионализма и квалификации работников 6. Содействие продвижению на потребительский рынок муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан товаров отечественного производства |
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
2017 г.-2019 г. |
Целевые индикаторы |
1. Обеспеченность площадью торговых объектов, кв.м. на 1 тыс. чел. 2. Оборот розничной торговли на душу населения, в текущих ценах, тыс. руб. 3. Оборот розничной торговли района, млн. руб. 4. Число объектов розничной торговли, единиц. 5. Число объектов розничной торговли, единиц на 1000 жителей. |
Ресурсное обеспечение |
Не предусмотрено |
Механизм реализации Программы |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (Приложение к Программе). |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- Рост оборота розничной торговли в текущих и сопоставимых ценах; - повышение качества обслуживания населения; - обеспечение населения района площадью торговых объектов - увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тысяч жителей; - упорядочивание размещения объектов мелкорозничной сети; - создание новых рабочих мест; - увеличение доли квалифицированных кадров в торговой отрасли; - увеличение количества сельхоз- и товаропроизводителей, реализующих продукцию на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан |
Система управления и контроля за реализацией программы: |
Организует работу по реализации Программы отдел экономики администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Общий контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель администрации, курирующий вопросы социально-экономического развития района. Отчет по реализации программы за календарный год подготавливает отдел экономики в срок до 01 марта года, следующего за отчетным |
2. Характеристика текущего состояния торговой отрасли муниципального района Уфимский район
2.1 Общие положения
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли".
Разработка Программы муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан направлена на создание эффективной и сбалансированной системы товародвижения от производителей до конечных потребителей товаров, способной максимально полно удовлетворить потребности различных слоев населения в качественных, разнообразных и доступных услугах торговли.
2.2 Анализ ситуации в торговой отрасли на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Торговля играет важную роль в социально-экономическом развитии муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и оказывает значительное влияние на качество жизни населения.
Создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды в сфере потребительского рынка сегодня является одним из приоритетов местных органов власти. Именно торговля является важнейшим индикатором социально-экономического развития района, в котором отражается динамика потребления и платежеспособного спроса населения района, эффективность государственной политики в области занятости, поддержки отечественных производителей и малого бизнеса.
Сектор торговли является конечным звеном в цепи поставок товара от производителя к потребителю. От эффективности организации торговой деятельности (географической доступности товаров для населения, минимизации издержек системы торговли, оптимизации процесса продаж в торговых точках) напрямую зависит объем продаж производителей товаров. Развитие сектора торговли определяет долю местных товаров в ассортименте торговых предприятий, что напрямую влияет на величину налоговых поступлений в местный бюджет.
В то же время сектор торговли во многом формирует активный предпринимательский класс, что важно для развития экономики и ее устойчивого роста в долгосрочной перспективе.
Большинство актуальных проблем развития торговли являются общими, они сформулированы в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 2733
К ним относятся:
- недостаточная эффективность государственного регулирования;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры (недостаток торговых и складских объектов, высокая стоимость покупки и аренды объектов недвижимости и земли, высокая стоимость проведения работ по обеспечению инженерными коммуникациями, недостаток торговой и транспортной инфраструктуры на удаленных территориях, слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли, недостаточный уровень развития кооперации и т.д.);
- низкая квалификация и недостаток кадров на всех уровнях;
- недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.
Ситуация на потребительском рынке муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан оценивается как стабильная и характеризуется сбалансированностью спроса и предложения, положительной динамикой показателей оборота розничной торговли.
В целях решения указанных выше проблем в настоящее время ведется активная работа, как на федеральном, так и на региональном уровнях: формируется новая нормативная правовая база в сфере регулирования потребительского рынка, разрабатываются стратегии и программы развития торговли, отрабатываются правоприменительные механизмы.
Таблица 1
Годы |
Оборот розничной торговли |
||
Всего, млн. руб. в текущих ценах |
Темп роста/ снижения в% к соотв. периоду прошлого года в сопоставимых ценах |
Доля розничного т/оборота в республиканском т/обороте, % |
|
2013 |
5204,6 |
97,8 |
0,72 |
2014 |
5763,3 |
105,1 |
0,72 |
2015 |
6342,1 |
96,4 |
0,80 |
Розничная торговля в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан представлена как мелкими и средними стационарными и нестационарными торговыми объектами с традиционным методом торговли и смешанным ассортиментом, состоящим из промышленной и продовольственной групп, так и торговыми сетями.
Оборот розничной торговли
Анализ состояния розничной торговли муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан за 2013-2015 годы показал, что она является стабильно развивающейся отраслью экономики района.
Объемный показатель деятельности - оборот розничной торговли демонстрирует в основном устойчивые темпы роста (см. таб.1)
Тенденцию развития торговли характеризует положительный тренд изменения - увеличение оборота розничной торговли как в фактических, так и сопоставимых ценах. Наиболее успешным был 2014 год, когда высокий рост оборота в действующих ценах основывался на увеличении оборота в сопоставимых ценах.
Рост оборота розничной торговли проявляется в увеличении продажи товаров на душу населения, что непосредственно отражается на уровне потребления материальных благ жителями района. В таблице 2 представлена динамика оборота розничной торговли в фактических ценах в расчете на душу населения муниципального района Уфимский район за 2013-2015 гг.
Таблица 2
Годы |
Оборот розничной торговли на душу населения в фактически действовавших ценах, тыс. руб. |
Темпы роста |
|
Цепные, в % к предыдущему году |
Базисные, в % к 2010 году |
||
2013 |
68,8 |
97,7 |
123,6 |
2014 |
72,2 |
104,9 |
129,7 |
2015 |
74,4 |
103,0 |
133,6 |
Объем продаж на душу населения в 2015 году в муниципальном районе Уфимский район составил 74,4 тыс. руб. против 72,2 тыс. руб. в 2014 году, что составляет 3,0% прироста к 2014 году в фактически действовавших ценах. Таким образом, за последние годы наблюдается рост потребления товаров населением района.
Структура оборота розничной торговли муниципального района Уфимский район характеризуется следующими тенденциями:
- товарная структура оборота (соотношение в обороте продовольственных и непродовольственных товаров) представлена в таблице 3.
Количество предприятий потребительского рынка
Таблица 3
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Общее количество магазинов: в том числе |
193 |
199 |
218 |
Обеспеченность населения торговой площадью на 1 000 жителей (кв.м) |
258 |
274 |
311 |
Товарная структура оборота характеризует уровень и качество потребления товаров. В период с 2013 по 2015 годы наблюдалась тенденция к увеличению доли продовольственных товаров с 60,7% в 2013 г. до 62,0% в 2015 г.
Такие колебания товарной структуры указывают на кризисные явления в экономике, которые, как правило, приводят к ограничению спроса на непродовольственные товары и переориентации спроса на текущее потребление продовольственных товаров. Таким образом, потребительский спрос в районе еще не восстановлен, переориентирован на продовольственные товары, что характерно для кризисной экономической ситуации.
Обеспеченность населения площадью торговых объектов
Важнейшим критерием развитости потребительского рынка является обеспеченность населения площадью торговых объектов. Фактическая
обеспеченность ниже нормативной величины (394 кв.м) в среднем в 2015 году на 21,1%, в 2014 - на 30,5%.
Мелкорозничная сеть
Проведенный анализ показал, что структура объектов розничной торговли достаточно диверсифицирована. Торговая сеть представлена магазинами и предприятиями мелкой розницы. Причем последние имеют вспомогательное значение, дополняя сеть магазинов и восполняя ее в тех населенных пунктах, где открытие магазинов экономически нецелесообразно. Мелкорозничная торговая сеть включает в себя такие типы объектов розничной торговли, как павильоны, палатки, киоски, передвижные автолавки и др.
Мелкорозничная сеть, размещенная во всех сельских поселениях муниципального района Уфимский район, предполагает реализацию товаров простого ассортимента, наиболее частого спроса и оказание услуг, максимально приближенных к потребителям.
Мелкорозничная торговая сеть (к ней относятся сооружения, не являющиеся объектами капитального строительства, конструкция которых обеспечивает возможность их перемещения) ни по количеству, ни по торговой площади не увеличивалась. Это связано с государственной политикой по упорядочиванию сети мелкорозничной торговли, проводимой в течение длительного периода времени.
Несмотря на значительную работу, проводимую по упорядочению деятельности объектов нестационарной торговой сети, следует отметить, что этот вид деятельности является наиболее проблематичным, требующим программного решения. Нестационарные торговые объекты размещаются на конкурсной основе.
Таблица 4
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Киоски |
32 |
34 |
36 |
Павильоны |
16 |
18 |
18 |
Несоблюдение требований санитарных правил, неудовлетворительное санитарное состояние и отсутствие благоустройства прилегающих территорий к объектам мелкорозничной торговли часто приводит к нарушениям правил продажи товаров, загрязнению окружающей среды и ухудшает облик муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
При соблюдении определенных правил функционирования, павильоны, безусловно, являются более цивилизованным форматом торговли по сравнению с палатками и киосками, в соответствии с чем могут сохранить за собой определенную нишу при дальнейшем переходе к более современным видам торговли.
Сложившаяся ситуация требует постоянного мониторинга торговых объектов и последующей редакции существующих схем размещения нестационарных торговых объектов с целью упорядочения размещения объектов мелкорозничной сети с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также необходимости обеспечения населения торговыми услугами в весенне-летний период и в местах отдыха, проведения досуга. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность частичного и поэтапного перевода хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в объектах мелкорозничной торговли некапитального характера, в капитальные торговые объекты.
Однако наличие мелкорозничной стационарной торговли нельзя рассматривать исключительно как отрицательную тенденцию, поскольку мелкорозничная торговля может дать стабильные и значительные
поступления в бюджеты, и прежде всего в местный бюджет, за счет налогов, за счет аренды земли, за счет развития сопутствующих отраслей.
Мелкорозничная торговля дает возможность местному производителю - субъекту малого и среднего предпринимательства сбывать свой товар, так как крупные сетевые ритейлеры в силу логистических причин не могут и не хотят принимать их продукцию. Мелкорозничная торговля позволяет дать дополнительные рабочие места, причем зачастую людям из "проблемного" социального слоя - женщинам старшего возраста, людям без образования, молодежи.
Насыщение рынка товарной продукцией, снятие проблемы очередей, приближение услуг торговли к потребителю, обеспечение сезонных потребностей населения (летняя торговля, сезонная торговля плодоовощной и сельскохозяйственной продукцией), удовлетворение потребностей определенного сегмента потребителя (малоимущие слои населения), совмещение торговли и услуг общественного питания, более гибкое реагирование на процессы, происходящие на потребительском рынке, являются основными аспектами влияния мелкорозничной торговли на потребительский рынок.
Торговые сети
Активное развитие розничной торговли объективно сопровождается появлением крупных торговых сетевых структур. Высокая конкурентная среда на продовольственном рынке способствует открытию супермаркетов, универсамов с современным дизайном и внедрением передовых технологий.
Крупные розничные сети обладают возможностью централизованных закупок, проводят эффективную ассортиментную политику, автоматизацию технологических процессов, имеют популярную торговую марку и т.д., что является их конкурентными преимуществами.
Развитие сетевого ритейла оказывает положительное воздействие на повышение дисциплинированности производителей в части выполнения сроков и объемов поставок, уровня и стабильности качества поставляемой в сети продукции, обеспечения возможности реализации продукции по более низким для потребителей ценам.
В муниципальном районе Уфимский район Республике Башкортостан активно развиваются российские сетевые компании, среди них "Байрам", "Полушка", "Магнит", "Йомарт", Уфимский районный союз потребительских обществ. Их функционирование на потребительском рынке муниципального района Уфимский район помогает решать проблему развития предприятий современных торговых форматов, а также обеспечивать ценовую и территориальную доступность товаров широкого ассортимента. Магазины, как более крупные торговые предприятия, создают необходимые условия для формирования ассортимента товаров, хранения товарных запасов, организации на высоком уровне торгового обслуживания покупателей.
Потенциальной угрозой развития крупных розничных форматов и консолидации рынка является сокращение доли малого и среднего бизнеса в розничной торговле, зачастую занимающих нишу магазинов "пешеходной (шаговой) доступности". Ужесточение законодательства по регулированию рынка алкогольной продукции в части расположения розничных магазинов, торгующих алкогольной продукцией и табачными изделиями, также усложняет деятельность магазинов "шаговой доступности".
Однако, развитие сетей не ведет к исчезновению малого бизнеса, поскольку малые предприятия могут конкурировать за счет более высокой индивидуализации услуг, уникальности предложения и маркетинга или переориентации деятельности в другие сектора экономики.
Малые предприятия имеют преимущества по сравнению с крупными компаниями в части деятельности в специализированных рыночных нишах, производства специализированных товаров небольшими партиями и оказания услуг для организаций.
Потребительская кооперация в районе
Основным направлением деятельности потребительской кооперации является торговля. На данный момент действует 39 торговых точек, работают 144 человека. Основные задачи не допустить сокращения количества торговых объектов потребительской кооперации, расположенных в сельских поселениях, увеличить представленность социально-значимых продуктов питания местных и республиканских производителей, обеспечивать труднодоступные и малонаселенные пункты необходимыми товарами.
Типизация предприятий розничной торговли.
На рациональное развитие розничной торговой сети района, ее построение и размещение оказывает влияние типизация предприятий розничной торговли.
Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что наиболее распространенными форматами:
- в продовольственной торговле в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан являются минимаркеты.
- в непродовольственной торговле муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан наблюдается более равномерное распределение площадей между различными типами торговых предприятий.
Качество и безопасность товаров и услуг в сфере торговли
В настоящее время сфера торговли муниципального района Уфимский район характеризуется относительно недостаточной насыщенностью промышленными и продовольственными товарами, однако существует целый ряд объективных факторов, сдерживающих эффективное функционирование этой сферы деятельности. К таким факторам относится недостаточный уровень предоставляемого торгового обслуживания, качества и безопасности товаров.
Проведенный анализ обращений граждан, поступающих в отдел экономики администрации, показывает, что наибольшее число обращений связано с недостаточным количеством торговых объектов.
По вопросам защиты прав потребителей в продовольственной торговле обращения в основном связаны с нарушением правил организации торговли.
Актуальной остается и проблема несанкционированного оказания услуг торговли. Указанная деятельность осуществляется гражданами и предпринимателями на улице, зачастую без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, что представляет угрозу жизни и здоровья граждан.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что одним из направлений развития торговли в районе должно быть содействие обеспечению качества и безопасности реализуемых товаров; повышению уровня предоставляемых услуг торговли и создание эффективных и доступных механизмов защиты прав потребителей на территории района.
Проведенный выше анализ позволил выявить позитивные тенденции в развитии торговли муниципального района Уфимский район за последние годы:
- розничная торговля района является стабильно развивающейся отраслью экономики района.
- торговля муниципального района Уфимский район характеризуется переходом к организованным формам розничной торговли.
- важнейшим критерием развитости потребительского рынка является обеспеченность населения площадью торговых объектов. В муниципальном районе Уфимский район фактическая обеспеченность значительно ниже норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов - в среднем на 21,1% в 2015 году.
Множество проблем развития сферы торговли определяется качественным и количественным несоответствием потребностей предприятий потребительского рынка в квалифицированных кадрах. Быстрый рост торговой отрасли за последние двадцать лет обусловил приток в отрасль работников с недостаточным уровнем образования и непрофильной квалификацией.
- большое количество действующих торговых объектов в районе нуждается в реконструкции и модернизации, в замене рекламно-художественного и светового оформления с целью формирования современной среды.
- имеются и проблемы в развитии ярмарочной и рыночной торговли в муниципальном районе Уфимский район, которые не развиты по объективным причинам - это близость крупного мегаполиса с большим количеством торговых объектов, и реализация излишней продукции на ярмарках и рынках города.
Основные недостатки рыночной формы торговли:
- санитарно-техническое состояние (необходимо, чтобы каждое торговое место было оборудовано сетями водоснабжения и канализации для соблюдения продавцами всех правил продажи товаров и личной гигиены);
- недостаточная оснащенность холодильным оборудованием, особенно это касается мест торговли свежим мясом;
- недостаточный уровень контроля качества при реализации товаров.
Интенсификация развития торговли возможна за счет широкого
развития сетевой торговли и розничных торговых предприятий современных форматов с применением эффективных форм обслуживания покупателей.
3. Цель и основные задачи муниципальной программы.
Цель и задачи Программы сформулированы на основе следующих принципов:
- сохранение существующей доли торговых площадей торговых предприятий для категории покупателей, среднедушевой доход которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
- сохранение соотношения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов продовольственной и непродовольственной торговли (62%/38%).
Цель Программы - создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, в первую очередь, отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности; повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечения прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров, защита прав потребителей
В качестве основных задач развития торговли муниципального района Уфимский район в среднесрочной перспективе можно выделить:
1. Обеспечение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров для населения района.
2. Сбалансированное развитие на территории района современной инфраструктуры розничной торговли с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
3. Повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере торговли.
4. Повышение качества и культуры торгового сервиса, обеспечение качества и безопасности товаров; повышение правовой грамотности населения.
5. Содействие кадровому обеспечению в сфере торговли, повышению профессионализма и квалификации работников.
6. Содействие продвижению на потребительский рынок муниципального района Уфимский район товаров отечественного производства.
4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы.
Реализация муниципальной программы планируется с 2017 по 2019 годы включительно.
5. Перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы.
Выполнение системы намеченных мероприятий позволит создать условия для обеспечения населения услугами торговли, приведет к развитию инфраструктуры потребительского рынка.
Принимая во внимание, что торговля является одной из сфер экономики, стимулирующих функционирование других отраслей (туризм, транспорт, связь, производство потребительских товаров, строительство и другие), реализация Программы будет способствовать укреплению и развитию экономики района, сохранению и созданию новых рабочих мест, увеличению финансовых поступлений в бюджеты всех уровней.
Социально-экономический эффект реализации Программы - создание условий для удовлетворения потребностей населения района в товарах и услугах торговли, повышение конкурентоспособности потребительских товаров.
В целом по результатам реализации мероприятий, предусмотренных данной Программой, можно ожидать:
- рост оборота розничной торговли в текущих и сопоставимых ценах;
- повышение качества обслуживания населения;
- обеспечение населения района площадью торговых объектов
- увеличение доли современных форматов торговли в обороте розничной торговли;
- увеличение доли субъектов малого предпринимательства в общей численности хозяйствующих субъектов;
- упорядочивание размещения объектов мелкорозничной сети;
- создание новых рабочих мест;
- увеличение доли квалифицированных кадров в торговой отрасли;
- увеличение количества сельхоз- и товаропроизводителей, реализующих продукцию на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Динамика целевых индикаторов для оценки эффективности реализации программы приведена в таблице.
Целевые индикаторы муниципального района Уфимский район.
Таблица 5
N |
Наименование индикатора |
Един. измерения |
Факт |
Оценка |
Прогноз |
||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
1 |
Обеспеченность площадью торговых объектов |
Кв. метры на 1000 человек |
274 |
311 |
339 |
367 |
395 |
2 |
Оборот розничной торговли на душу населения, в текущих ценах |
Тыс. руб. |
72,2 |
74,4 |
79,6 |
84,4 |
89,8 |
3 |
Оборот розничной торговли района |
Млн. рублей |
5763,3 |
6342,1 |
6960,2 |
7526,8 |
8164,2 |
4 |
Число объектов розничной торговли |
Единиц. |
1545 |
1582 |
1634 |
1694 |
1746 |
5 |
Число объектов розничной торговли |
Единиц на 1000 жителей |
19,4 |
18,6 |
18,7 |
19,0 |
19,2 |
6. Перечень и описание программных мероприятий, их ресурсное обеспечение
В числе основных направлений реализации мероприятий Программы определены следующие:
- обеспечение территориальной и физической доступности;
- обеспечение экономической доступности;
- реорганизация сети мелкорозничной торговли;
- сохранение и качественное развитие рыночных форм торговли;
-организация ярмарочной торговли;
- содействие развитию современных форматов торговли;
- содействие развитию магазинов эксклюзивной продукции, магазинов с более высокой индивидуализацией услуг, уникальностью предложения;
- организация взаимодействия с предприятиями торговли по вопросам качества товаров и услуг;
- организация взаимодействия с населением района по вопросам качества товаров и услуг;
- организация взаимодействия с территориальными органами Федеральных органов государственной власти;
- создание эффективных и доступных механизмов защиты прав потребителей;
- расширение товарообмена на основе развития межрегиональных связей;
- оказание различных форм поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- расширение масштабов применения франчайзинга в сфере торговли;
- содействие подготовке высококвалифицированных специалистов;
- содействие переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере торговли;
- пропаганда брендов Республики Башкортостан;
- обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и местных товаропроизводителей.
Мероприятия муниципальной программы "Развитие торговли в муниципальном районе Уфимский район в 2017-2019" представлены в приложении N 1.
7. План реализации муниципальной программы
План реализации цели и задач Программы - это система мероприятий, скоординированных по срокам, обеспечивающая достижение намеченных результатов.
Программа исполняется во взаимодействии с территориальными органами Федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления района, муниципальными учреждениями, некоммерческими организациями при участии предприятий сферы торговли.
Организует работу по реализации Программы отдел экономики администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
В его обязанности входит:
- реализация мероприятий, закрепленных за отделом экономики;
- корректировка перечня мероприятий и целевых индикаторов программы на основе анализа полученных результатов выполнения мероприятий, достижения целевых индикаторов Программы за год;
- сбор периодической отчетности о ходе выполнения программных мероприятий.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель главы администрации, курирующий вопросы социально-экономического развития района.
Текущий контроль за реализацией Программы осуществляет отдел экономики администрации Уфимского района Республики Башкортостан.
Годовой отчет о ходе реализации Программы предоставляется Главе администрации муниципального района Уфимский район до 01 марта года, следующего за отчетным, и содержит анализ полученных результатов выполнения мероприятий, достижения целевых индикаторов Программы с пояснениями причин отклонения полученных результатов от значений индикаторов, а также предложения по внесению корректировки в Программу.
Приложение N 1
Мероприятия муниципальной программы
"Развитие торговли в муниципальном районе Уфимский район в 2017-2019 годах"
Направление |
Мероприятия |
Исполнители |
Источник и объем финансирования |
Задача 1. Повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров для населения города | |||
1.1. Обеспечение территориальной и физической доступности |
1.1.1 Проведение мониторинга обеспеченности населения района площадью торговых объектов с выявлением проблемных зон |
Отдел экономики администрации |
Финансирование не предусмотрено |
1.1.2 Определение территорий и земельных участков для размещения торговых объектов в соответствии с градостроительной документацией |
Отдел архитектуры и градостроительства администрации, отдел земельных отношений администрации |
Финансирование не предусмотрено |
|
1.1.3. Корректировка схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также необходимости обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и проведения досуга |
Отдел экономики администрации, администрации сельских поселений |
Финансирование не предусмотрено |
|
1.2. Обеспечение экономической доступности |
1.2.1 Проведение мониторинга цен на товары первой необходимости |
Отдел экономики администрации |
Финансирование не предусмотрено |
1.2.2 Организация и проведение ярморочно-выставочных и иных торговых мероприятий по реализации продукции товаро- и сельхозпроизводителей |
Отдел экономики администрации; администрации сельских поселений |
|
|
1.2.3. Реализация иных социальных проектов, направленных на повышение ценовой доступности товаров для населения ("желтые ценники", развитие конкуренции на рынке хлебобулочных изделий и т.п.) |
Отдел экономики администрации |
|
|
Задача 2. Сбалансированное развитие на территории муниципального района Уфимский район современной инфраструктуры розничной торговли с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли | |||
2.1 Реорганизация сети мелкорозничной торговли |
2.1.1. Разработка сетевого графика устранения нарушений действующего законодательства при размещении временных объектов, контроль за его реализацией. |
отдел муниципального контроля администрации |
Текущее финансирование |
2.1.2. Поэтапный перевод хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в объектах и комплексах (зонах) мелкорозничной торговли некапитального характера, в капитальные торговые объекты |
отдел экономики администрации, отдел архитектуры администрации |
Средства предприятий торговли |
|
2.2 Сохранение и качественное развитие рыночных форм торговли |
2.2.2. Определение новых мест для организации объектов торговли с рыночными формами |
Отдел экономики администрации, отдел имущественных отношений администрации Инвесторы |
Финансирование не предусмотрено |
2.3.2. Информационное сопровождение развития предприятий, реализующих внемагазинные формы торговли |
Отдел экономики администрации |
Финансирование не предусмотрено |
|
Задача 3. Повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере торговли | |||
3.1. Оказание различных форм поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства |
3.1.1 Совместно с Советом предпринимателей муниципального района Уфимский район по развитию малого и среднего предпринимательства методическое и консультационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Отдел экономики администрации Совет предпринимателей |
Текущее финансирование |
Задача 4. Повышение качества и культуры торгового сервиса, обеспечение качества и безопасности товаров; повышение правовой грамотности населения | |||
4.1. Организация взаимодействия с предприятиями торговли по вопросам качества товаров и услуг |
4.1.1. Повышение качества товаров и услуг, реализуемых на территории района; обеспечение информационной поддержки его деятельности |
Отдел экономики администрации, предприятия торговли |
Финансирование не предусмотрено |
4.2. Создание эффективных и доступных механизмов защиты прав потребителей |
4.2.1. Проведение тематических семинаров, публикаций в прессе, размещение информации на Интернет-портале района в целях повышения правовой грамотности населения и работников сферы торговли |
Отдел экономики администрации, отдел информационно-аналитической и кадровой работы |
Финансирование не предусмотрено |
4.2.2. Оказание консультационных услуг и правовой помощи в области защиты прав потребителей, в том числе в области внесудебного разрешения споров |
Отдел экономики, юридический отдел администрации |
Финансирование не предусмотрено |
|
Задача 5. Содействие кадровому обеспечению отрасли торговли, повышению профессионализма и квалификации работников | |||
5.1 Содействие подготовке высококвалифицированных специалистов |
5.1.1 Анализ потребности торговых предприятий в профессиональных кадрах различных уровней управления на 2017-2019 гг. |
Отдел экономики администрации ГУ "Центр занятости населения муниципального района Уфимский район" |
Финансирование не предусмотрено |
Задача 6. Содействие продвижению на внутренний рынок товаров отечественного производства | |||
6.1. Обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и местных товаропроизводителей |
6.2.1 Мониторинг соблюдения Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" |
Отдел экономики администрации |
Финансирование не предусмотрено |
6.2.2 Организация и проведение "круглых столов", деловых контактов, индивидуальных встреч заинтересованных предпринимателей и сельскохозяйственных товаропроизводителей |
Отдел экономики администрации |
Финансирование не предусмотрено |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 22 декабря 2016 г. N 1121 "Об утверждении муниципальной Программы "Развитие торговли в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан на 2017-2019 годы"
Текст постановления официально опубликован не был