Условия социально-экономического развития Республики Башкортостан в 2016 году сформировались ближе к "пессимистическому" варианту прогноза, одобренного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года N 1284-р. При заданном "пессимистическом" варианте прогноза цены на нефть в 40 долларов США за баррель, ослабления курса рубля по отношению к доллару США до 72,6 рубля фактически по итогам 2016 года значения сложились на уровне 41,9 доллара США за баррель и 66,9 рубля соответственно.
Принятые меры по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в условиях сохраняющегося санкционного режима и нестабильной ситуации на рынке углеводородов позволили обеспечить в 2016 году положительную тенденцию в большинстве сфер деятельности.
Индекс промышленного производства Республики Башкортостан составил 102,6% к уровню 2015 года, превысив на 2,1 процентного пункта прогнозное значение 100,5%.
Продукции сельского хозяйства произведено в объеме 165,7 млрд. рублей, или 100,8% к уровню 2015 года при прогнозе 100,5%.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 360,9 млрд. рублей, или 104,2% к уровню 2015 года при прогнозе 100,6%.
Отмечается рост объема инвестиций в основной капитал в строительстве (на 84,9%), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (на 65,9%), финансовой деятельности (на 58,0%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (на 50,9%), обрабатывающей промышленности (на 19,8%). В 2,7 раза возросли инвестиции в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, в 1,8 раза - в химическом производстве, в 1,6 раза - в производстве пищевых продуктов, в 1,5 раза - в производстве электрооборудования, в 1,3 раза - в металлургическом производстве, а также в текстильном и швейном производствах.
В 2016 году введено в действие жилье общей площадью 2698,5 тыс. кв. м, что составляет 100,3% к уровню 2015 года, при прогнозе 2660 тыс. кв. м. Рост жилищного строительства отмечается в 48 муниципальных районах и 5 городских округах республики.
Строительных работ выполнено в объеме 190,9 млрд. рублей, или 97,4% к уровню 2015 года при прогнозе 90,0%.
Прибыль прибыльных крупных и средних предприятий и организаций Республики Башкортостан составила 177,2 млрд. рублей с ростом по сравнению с 2015 годом на 8,3%.
Налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан поступило в объеме 160,3 млрд. рублей, или 105,2% к годовому плану, с увеличением по сравнению с поступлениями за 2015 год на 11,4%.
Объем вновь выданных кредитов экономике республики за 2016 год составил 634,2 млрд. рублей, что на 4,8% выше уровня 2015 года. Ипотечных жилищных кредитов предоставлено на сумму 43,6 млрд. рублей с ростом на 38,7%. Объем вкладов населения вырос на 10,1% и достиг 337,0 млрд. рублей.
Количество малых предприятий, включая микропредприятия, по оценочным данным, составило 44,6 тыс. единиц, что выше уровня 2015 года на 7,5%, прогнозного значения - на 5,6%.
В 2016 году в Республике Башкортостан сохранился естественный прирост населения на уровне 0,8 промилле. Коэффициент смертности населения от всех причин по сравнению с 2015 годом снизился с 13,3 до 12,9 на 1 тыс. человек населения при прогнозе 13,5. Число умерших снизилось на 1741 человек и составило 52,3 тыс. человек. Уменьшилось количество случаев смертности от туберкулеза на 100 тыс. человек населения на 5,3% (с 7,5 до 7,1 при плановом значении - не более 7,3), от болезней системы кровообращения - на 1,4% (с 536,2 до 528,7 при плановом значении - не более 535,0). Младенческая смертность на 1000 родившихся снизилась с 7,4 до 6,0 при плановом значении - не более 7,2.
Уровень регистрируемой безработицы уменьшился с начала 2016 года с 1,29% до 1,17% при прогнозном значении 1,55%. Снижение уровня зарегистрированной безработицы достигнуто в 48 муниципальных образованиях, 1 муниципальный район сохранил значение показателя на уровне предыдущего года.
Уровень общей безработицы по методологии Международной организации труда уменьшился с начала 2016 года с 6,1% до 5,8% при прогнозном значении 6,5%.
Среднемесячная заработная плата одного работника в 2016 году достигла 27820,2 рубля и увеличилась по сравнению с 2015 годом на 7,1% при прогнозе роста на 5,6%.
Уровень преступности в расчете на 100 тыс. человек населения в 2016 году составил 1606 случаев против 1742,3 в 2015 году, уровень раскрываемости преступлений - 52,0% против 49,4% соответственно.
В 2016 году на территории республики произошло 4135 пожаров (в 2015 году - 4137), при которых погибло 285 человек (в 2015 году - 286). Прямой материальный ущерб, причиненный пожарами, в 2016 году снизился по сравнению с 2015 годом в 2,4 раза и составил 166,7 млн. рублей.
В то же время имеет место недостижение плановых значений, а также отрицательная динамика в отдельных сферах деятельности.
Оборот розничной торговли составил 803,2 млрд. рублей, снизившись в сопоставимых ценах на 3,9% к уровню 2015 года при прогнозе 100,4%.
Смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) на 100 тыс. человек составила 1159,3 умершего при поставленной цели 1144,2. Отмечен рост смертности от новообразований (в том числе злокачественных) - 168,4 случая на 100 тыс. человек при плановом значении на 2016 год - не более 143 случаев.
Число родившихся уменьшилось на 3400 человек по сравнению с 2015 годом и составило 55,6 тыс. человек. Коэффициент рождаемости сложился на уровне 13,7 при прогнозе 14,2.
Миграционная убыль в 2016 году увеличилась на 24,7% по сравнению с 2015 годом до 7390 человек.
Среднедушевые денежные доходы населения составили 28313,4 рубля с увеличением на 2,1% к предыдущему году, реальные располагаемые денежные доходы населения - 97,0% при прогнозном значении 99,6%.
В целях достижения намеченных целей социально-экономического развития республики Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Определить следующие приоритетные задачи в области социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2017 год:
1.1. В направлении обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в целях выхода по итогам 2017 года на темп роста валового регионального продукта - не менее чем 101,7%:
продолжение реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Башкортостан, включая корректировку мероприятий Комплексного плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Башкортостан на 2016-2017 годы;
разработка комплекса мер, обеспечивающих к 2019 году превышение темпов развития экономики Республики Башкортостан над среднероссийскими темпами роста с учетом разрабатываемого на федеральном уровне плана действий Правительства Российской Федерации на 2017-2025 годы по превышению темпов роста российской экономики над мировой;
обеспечение финансово-экономической устойчивости предприятий и организаций Республики Башкортостан, входящих в перечень крупных и средних предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 января 2015 года N 68-р.
1.2. В целях повышения доходного потенциала Республики Башкортостан, а также обеспечения дефицита бюджета Республики Башкортостан на уровне не более 10,0% суммы доходов бюджета Республики Башкортостан без учета объема безвозмездных поступлений и уровня долговой нагрузки в пределах 30,0% доходов бюджета Республики Башкортостан без учета безвозмездных поступлений:
реализация комплексного плана мероприятий по увеличению поступлений доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, выполнение утвержденных индикаторов ожидаемых результатов с обеспечением дополнительных доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в сумме не менее 4,6 млрд. рублей;
оценка эффективности и оптимизация налоговых льгот и ставок налогов, совершенствование республиканского налогового законодательства для соблюдения лимита льгот - не более 5,0% доходов Республики Башкортостан;
актуализация системы мониторинга крупнейших налогоплательщиков Республики Башкортостан в целях обеспечения темпа поступления налоговых и неналоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков - не ниже 100,0% к уровню 2016 года;
совершенствование администрирования и принятие мер по обеспечению поступлений в бюджет Республики Башкортостан неналоговых доходов - не менее 9,2 млрд. рублей;
разработка и реализация программы оптимизации расходов бюджета Республики Башкортостан на 2017-2019 годы, включающей мероприятия по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на государственное управление, а также численности работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы, в том числе установление запрета на увеличение численности государственных служащих, содействие установлению муниципальными образованиями запрета на увеличение численности муниципальных служащих с суммарным ожидаемым бюджетным эффектом в 2017 году - не менее 5,0 млрд. рублей;
осуществление мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами в целях создания стимулов к повышению уровня финансового менеджмента с доведением количества бюджетов муниципальных образований, имеющих I и II степени качества управления муниципальными финансами, до 49 единиц;
безусловное исполнение условий соглашений с вышестоящими органами исполнительной власти о предоставлении межбюджетных субсидий, а также обеспечение 100,0% достижения значений целевых показателей результативности использования субсидий, предусматриваемых соглашениями;
осуществление государственных заимствований в пределах объема погашения долговых обязательств Республики Башкортостан в 2017 году - не более 6,5 млрд. рублей;
раскрытие бюджетной информации, расширение практики вовлеченности граждан в бюджетный процесс, развитие механизмов инициативного бюджетирования в Республике Башкортостан с объемом реализации указанных проектов - не менее 300 млн. рублей.
1.3. В области социального развития:
1.3.1. Для достижения уровня общей безработицы - не более 5,7%, регистрируемой безработицы - не более 1,2%, доли занятого населения в среднегодовой численности населения Республики Башкортостан - не ниже 42,7%:
обеспечение сохранения в Республике Башкортостан квалифицированных специалистов и привлечения востребованных кадров из других регионов Российской Федерации, стимулирования возвращения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обучавшихся за пределами Республики Башкортостан, для достижения доли численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников - не ниже 27,6%;
совершенствование управления трудовыми ресурсами на отраслевом и территориальном уровнях, усиление межведомственного взаимодействия для обеспечения отношения числа занятых в экономике региона к численности населения региона в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) - не ниже 75,9%;
развитие системы профориентации молодежи в целях повышения престижа рабочих профессий с обеспечением участия в мероприятиях профориентации не менее 65,0% обучающихся общеобразовательных организаций республики.
1.3.2. В целях достижения в 2017 году уровня реальных располагаемых денежных доходов населения - не менее 101,1% к уровню 2016 года, доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в общей численности населения Республики Башкортостан - не более 13,0%:
поэтапное приближение минимальной заработной платы для работников организаций внебюджетного сектора экономики Республики Башкортостан к уровню прожиточного минимума для достижения соотношения минимальной заработной платы и величины прожиточного минимума трудоспособного населения до конца 2017 года до 95,0%;
индексация заработной платы работников организаций реального сектора экономики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии с Республиканским соглашением между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан в целях достижения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников - не ниже 29132,2 рубля;
организация работы по легализации трудовых отношений, снижению неформальной занятости в целях обеспечения в 2017 году снижения численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность, на 25643 человека;
реализация мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Республики Башкортостан для достижения в 2017 году целевых показателей заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
педагогических работников образовательных учреждений общего образования - не менее 100,0% от средней заработной платы в Республике Башкортостан;
педагогических работников дошкольных образовательных учреждений - 100,0% от средней заработной платы в сфере общего образования в Республике Башкортостан;
преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - не менее 95,0% от средней заработной платы в Республике Башкортостан;
педагогических работников учреждений дополнительного образования детей - не менее 95,0% от средней заработной платы учителей в Республике Башкортостан;
педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - не менее 100,0% от средней заработной платы в Республике Башкортостан;
преподавателей образовательных учреждений высшего образования - не менее 180,0% от средней заработной платы в Республике Башкортостан;
социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, - не менее 80,0% от средней заработной платы в Республике Башкортостан;
младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - не менее 80,0% от средней заработной платы в Республике Башкортостан;
среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - не менее 90,0% от средней заработной платы в Республике Башкортостан;
врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - не менее 180,0% от средней заработной платы в Республике Башкортостан;
работников учреждений культуры - не менее 90,0% от средней заработной платы в Республике Башкортостан;
научных сотрудников - не менее 180,0% от средней заработной платы в Республике Башкортостан.
1.3.3. В целях достижения в 2017 году уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения - не ниже 81,9% от числа всех приоритетных объектов республики, доли трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, - не менее 38,2%:
проведение мероприятий по обеспечению физической и информационной доступности для инвалидов и других маломобильных граждан путем внедрения специального оборудования - не менее 70 объектов социальной инфраструктуры;
реализация мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в последующем трудоустройстве в целях обеспечения уровня занятых среди инвалидов трудоспособного возраста - не менее 27,0%.
1.3.4. В целях снижения смертности населения от всех причин до 13,0 случая на 1 тыс. населения, младенческой смертности - до 6,1 на 1 тыс. детей, родившихся живыми, увеличения уровня обеспеченности населения Республики Башкортостан врачами - до 33,4 человек на 10 тыс. населения:
поддержка по программе "Земский доктор" не менее 100 врачей, работающих или изъявивших желание работать в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности;
поддержка специалистов с высшим и (или) со средним медицинским образованием, прибывших на работу в медицинские организации, расположенные в городах и районах Республики Башкортостан, - не менее 50 человек ежегодно;
увеличение уровня обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями - до 256,8 посещения в смену на 10 тыс. населения;
охват диспансеризацией взрослого населения - не менее 100,0% от общего числа подлежащего диспансеризации взрослого населения;
увеличение доли новорожденных, обследованных на наследственные заболевания, - не менее 99,5% в общем числе новорожденных;
внедрение в эксплуатацию функциональной компоненты Республиканской медицинской информационно-аналитической системы "Центр удаленных консультаций" в рамках дальнейшего развития в республике телемедицинских технологий;
завершение мероприятий по созданию и развитию Единой дежурно-диспетчерской службы вызова скорой медицинской помощи;
участие в приоритетных проектах "Совершенствование организации медицинской помощи новорожденным и женщинам в период беременности и после родов, предусматривающее в том числе развитие сети перинатальных центров в Российской Федерации", "Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий", "Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации", "Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов".
1.3.5. В целях достижения за 2017 год коэффициента миграции - -8,2:
создание 8043 новых рабочих мест в результате реализации приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан;
создание благоприятных условий для трудовой деятельности и привлечения квалифицированных трудовых мигрантов из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран в целях достижения в 2017 году удельного веса квалифицированных специалистов в общей численности иностранной рабочей силы, привлекаемой на территорию Республики Башкортостан, - не менее 75,0%;
утверждение и реализация подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Башкортостан соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы "Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан" в целях привлечения в Республику Башкортостан 180 участников подпрограммы и членов их семей;
обеспечение прозрачности процедур по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
разработка прогноза потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах в Республике Башкортостан;
проведение анализа причин миграционной убыли населения Республики Башкортостан в разрезе муниципальных образований Республики Башкортостан с последующей выработкой и реализацией комплексных мер по ее снижению.
1.3.6. В целях снижения уровня производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 человек до 0,08%, достижения удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников - не более 30,7%:
утверждение и реализация плана мероприятий ("дорожной карты") по принятию дополнительных мер, направленных на снижение уровня производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходами в Республике Башкортостан, для достижения уровня численности пострадавших при страховых случаях на производстве в расчете на 1000 работающих - не более 0,82 человека;
доведение удельного веса подведомственных республиканским органам исполнительной власти организаций, завершивших специальную оценку условий труда, до 60,0%.
1.3.7. Для достижения доли обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях - не менее 90,0%, доли детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, - не менее 98,48%, сохранения доступности дошкольного образования детей от 3 до 7 лет на уровне 100,0%:
введение в эксплуатацию не менее 2 объектов строительства общеобразовательных организаций на 1375 мест, а также 6 объектов дошкольных образовательных организаций на 949 мест;
увеличение количества введенных мест в дошкольных образовательных организациях за счет развития альтернативных и негосударственных форм до 2200 единиц;
доведение уровня внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов от 67,0% до 78,0%;
сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домах), с 547 до 500 человек;
развитие системы электронного образования за счет развития и сопровождения электронных курсов с увеличением доли образовательных организаций, применяющих электронное обучение, в общем количестве образовательных организаций в 2017 году до 80,0%;
увеличение количества граждан (уникальных пользователей), использующих электронные сервисы и механизмы портала "Электронное образование Республики Башкортостан", на 200 тыс. человек;
увеличение доли удовлетворенности пользователей сервисами портала "Электронное образование Республики Башкортостан" до 50,0% пользователей от опрошенных;
обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций - 100,0% вузов, входящих в Ассоциацию образовательных организаций "Электронное образование Республики Башкортостан";
участие в приоритетных проектах "Создание современной образовательной среды для школьников", "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий", "Вузы как центры пространства создания инноваций", "Доступное дополнительное образование для детей".
1.3.8. Для повышения уровня удовлетворенности населения Республики Башкортостан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры и искусства - не менее 86,0%, увеличения доли населения, положительно оценивающего состояние межнациональных отношений в республике, в общем количестве опрошенного населения до 68,0%:
обеспечение востребованности и доступности культурных благ, а также реализации творческого потенциала населения республики путем увеличения посещаемости учреждений культуры на 2,0%;
поддержка создания 10 публичных электронных библиотек, 1 виртуальной выставки, не менее 10 точек доступа к Всероссийскому виртуальному концертному залу;
поддержка творческой деятельности 7 муниципальных театров в городах с численностью населения до 300 тыс. человек и мероприятий, направленных на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы 32 муниципальных домов культуры;
создание не менее 10 сельских многофункциональных клубов за счет укрепления материально-технической базы и оснащения их специальным оборудованием;
проведение не менее 10 творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, выставок, смотров) для увеличения доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях в целях выявления и поддержки юных талантов, до 7,0%;
проведение не менее 600 мероприятий в сфере национальных культур и межнационального сотрудничества для увеличения численности участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов Республики Башкортостан, - не менее чем на 6,1% по сравнению с 2016 годом;
государственная поддержка не менее 11 некоммерческих организаций, осуществляющих реализацию мероприятий (программ) в сфере духовно-просветительской деятельности;
увеличение количества мероприятий, направленных на популяризацию башкирской культуры, на 1,2% по сравнению с 2016 годом.
1.3.9. В целях повышения общего уровня правопорядка и комплексной безопасности за счет эффективной координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач:
обеспечение мест проживания отдельных категорий граждан, находящихся в социально опасном положении, автономными пожарными извещателями в количестве 23 тыс. единиц;
создание и внедрение аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории 4 пилотных муниципальных образований Республики Башкортостан;
ввод системы вызовов экстренных служб по единому номеру "112" в промышленную эксплуатацию;
развитие Комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) и Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО).
1.4. В области инвестиционного развития и формирования благоприятной среды для ведения бизнеса в целях достижения в 2017 году объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) - не менее 353,8 млрд. рублей, позиций Республики Башкортостан в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на уровне первой рейтинговой группы, обеспечения уровня развития государственно-частного партнерства Республики Башкортостан - не менее 65,2%:
совершенствование нормативно-правовой базы Республики Башкортостан в части:
установления льгот по налогу на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов стоимостью свыше 100,0 млн. рублей, предусматривающих создание нового производства;
согласования новых приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан с ресурсоснабжающими организациями для снижения рисков реализации инвестиционных проектов, не обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой;
включения инвестиционных проектов, направленных на охрану окружающей среды и улучшение экологической ситуации, в перечень приоритетных проектов Республики Башкортостан вне зависимости от бюджетной эффективности;
включения требований к приоритетным инвестиционным проектам Республики Башкортостан в части создания высокопроизводительных рабочих мест для повышения конкурентоспособности производства;
предоставления льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций по инвестиционным проектам, реализуемым на территории Республики Башкортостан в рамках государственно-частного партнерства, на условиях концессионных соглашений;
внедрения механизмов технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий;
реализация мер по продвижению инвестиционного потенциала региона, в том числе с презентацией имеющихся компетенций и конкурентных преимуществ Республики Башкортостан для привлечения инвесторов для реализации не менее 10 новых проектов;
повышение качества сопровождения инвестиционных проектов, в том числе за счет развития механизмов сопровождения по принципу "одного окна", с обеспечением включения не менее 50,0% инвестиционных намерений в перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан;
оказание государственной поддержки не менее 8 приоритетным инвестиционным проектам;
увеличение доли муниципальных образований Республики Башкортостан, обеспечивающих рост объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя не ниже уровня предыдущего года, до 60,0%;
активизация работы по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти - координаторами государственных программ Российской Федерации, предусматривающих меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также федеральными институтами развития, фондами в части привлечения финансирования для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Башкортостан в объеме не менее 1,5 млрд. рублей;
организация работы с муниципальными образованиями Республики Башкортостан по реализации инвестиционных стратегий территорий;
достижение ключевых показателей эффективности по всем направлениям плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации;
реализация плана мероприятий ("дорожной карты") и достижение плановых значений показателей, установленных в целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 147-р;
организация взаимодействия с предприятиями Республики Башкортостан в части оказания содействия в формировании и исполнении их инвестиционных программ, решения возникающих проблем при реализации инвестиционных проектов с обеспечением формирования инвестиционных намерений таких предприятий на сумму не менее 15 млрд. рублей;
обеспечение проведения образовательных мероприятий по развитию государственно-частного (муниципально-частного) партнерства для представителей республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан;
обеспечение заключения не менее 5 соглашений государственно-частного партнерства (муниципально-частного партнерства, концессионных соглашений) в Республике Башкортостан;
обеспечение рассмотрения на заседаниях Правительственной комиссии по рассмотрению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан не менее 5 проектов государственно-частного партнерства (муниципально-частного партнерства, концессионных соглашений);
включение не менее 4 новых рынков в перечень социально значимых и приоритетных рынков, а также своевременная корректировка плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Республике Башкортостан исходя из оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на достижение целевых показателей;
проведение индивидуальной работы с муниципальными образованиями Республики Башкортостан по внедрению стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в целях достижения в 2017 году доли муниципальных районов и городских округов, имеющих индекс эффективности работы по содействию развитию конкуренции в муниципальном образовании, равный 2, - не менее 50,0% от общего числа муниципальных образований республики.
1.5. В сфере экономического развития:
1.5.1. В целях достижения в 2017 году индекса промышленного производства - не менее 102,1%:
участие предприятий и организаций Республики Башкортостан в федеральных программах поддержки промышленности, в том числе участие не менее 4 предприятий в программах Фонда развития промышленности Российской Федерации;
активизация работы по участию предприятий и организаций в программах импортозамещения, принятие мер по увеличению количества договоров с крупными корпорациями по производству импортозамещающей продукции - не менее чем на 10 единиц;
повышение эффективности использования промышленных территорий за счет создания и развития не менее 1 нового индустриального парка;
утверждение не менее 35 инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Республики Башкортостан и завершение работы по формированию и утверждению Схемы и программы развития электроэнергетики Республики Башкортостан на 2017-2021 годы;
обеспечение создания и развития центров прототипирования и региональных центров инжиниринга, центров молодежного инновационного творчества в рамках оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства с привлечением в 2017 году средств из федерального бюджета в объеме не менее 26,0 млн. рублей;
обеспечение реализации проектов создания инновационного кластера мирового уровня на базе развития территориального нефтехимического кластера с привлечением инвестиций из федерального бюджета в объеме не менее 80,0 млн. рублей;
развитие промышленного геофизического кластера "Квант" и включение его в реестр Министерства промышленности и торговли Российской Федерации для получения поддержки совместных проектов участников кластера;
стимулирование в республике предпринимательства, связанного с коммерциализацией и внедрением в производство научно-технических достижений, создание условий для разработки и внедрения перспективных технологий посредством реализации Башкирской технологической инициативы;
участие в проектах Национальной технологической инициативы и Форсайт-флота;
участие в приоритетной программе "Производительность труда" путем организации работы по формированию планов мероприятий промышленных предприятий, входящих в перечень крупных и средних предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 января 2015 года N 68-р, по повышению производительности труда.
1.5.2. В целях достижения в 2017 году роста объема валовой продукции сельского хозяйства - не менее чем на 2,6% к уровню 2016 года:
производство зерновых и зернобобовых культур - не менее 3500 тыс. тонн путем совершенствования технологии их возделывания с доведением площадей обработки с использованием новых ресурсосберегающих технологий до 250 тыс. га;
увеличение производства товарного молока с 708 тыс. тонн до 730 тыс. тонн за счет повышения продуктивности коров в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах;
наращивание объемов производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий с 397,4 тыс. тонн до 420 тыс. тонн за счет внедрения интенсивных технологий выращивания скота и птицы, в том числе современных откормочных площадок;
разработка плана научно-технического обеспечения развития отрасли на 2017-2025 годы;
создание современной информационной системы управления в агропромышленном комплексе, интегрированной с муниципальными районами.
1.5.3. Для достижения в 2017 году объема выполненных строительных работ не ниже уровня 2016 года, введения в эксплуатацию 2639,0 тыс. кв. м жилья:
обеспечение жильем 8,39% граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет новых механизмов (социальной ипотеки, арендного жилья) обеспечения жильем граждан путем участия Республики Башкортостан в приоритетном проекте "Ипотека и арендное жилье";
реализация программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда с доведением значения показателя доли ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда Республики Башкортостан до 0,9%;
достижение доли детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоявших на учете на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше, обеспеченных жилыми помещениями за 2017 год, в общей численности этих категорий населения не менее 13,5% за счет предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда 650 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений;
увеличение доли обеспеченности граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей или ребенка-инвалида, земельными участками для индивидуального жилищного строительства в муниципальных образованиях Республики Башкортостан до 58,0%;
достижение числа участников пилотного проекта по финансированию жилищного строительства с использованием системы жилищных строительных сбережений - не менее 6100 человек;
разработка программы по строительству объектов технической инфраструктуры за счет ресурсоснабжающих организаций.
1.5.4. Для достижения прироста протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, - не менее 0,5% к 2016 году:
обеспечение объема ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения - 85 км;
обеспечение ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения - не менее 870 км;
обеспечение реализации мероприятий, вошедших в программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Уфимской агломерации в рамках приоритетного стратегического направления Российской Федерации "Безопасные и качественные дороги".
1.5.5. В сфере торговли в целях достижения в 2017 году темпов роста оборота розничной торговли - не менее 102,1% к уровню 2016 года:
развитие многоформатной розничной торговли, включая торговую инфраструктуру "шаговой доступности", обеспечение деятельности на территории Республики Башкортостан не менее 50 розничных рынков;
продвижение продукции республиканских товаропроизводителей, привлечение в проект "Продукт Башкортостана" не менее 77 предприятий - производителей промышленных и продовольственных товаров;
осуществление мониторинга качества продуктов питания, включая алкогольную продукцию, на потребительском рынке Республики Башкортостан для достижения удельного веса качественной и безопасной продукции в общем количестве проведенных лабораторных испытаний пищевой и алкогольной продукции - до 97,0%;
обеспечение до 1 июля 2017 года подключения действующих торговых объектов в сельской местности к единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
1.5.6. В целях повышения надежности объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения безопасности и комфортности проживания граждан, сохранения доли убыточных организаций в общем числе организаций жилищно-коммунального хозяйства в Республике Башкортостан - не более 10,0%:
привлечение инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях поэтапного замещения бюджетных средств внебюджетными источниками финансирования с увеличением доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30,0%;
реализация краткосрочного плана Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в объеме 2350 тыс. кв. м;
реализация энергосберегающих мероприятий, повышение энергетической эффективности в рамках республиканской адресной инвестиционной программы, инвестиционных и производственных программ регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с учетом финансовой помощи коммунальным организациям на подготовку к осенне-зимнему периоду для достижения уровня износа коммунальной инфраструктуры по итогам 2017 года - не более 54,8%;
реализация мероприятий в рамках пилотного проекта по реконструкции системы теплоснабжения населенных пунктов муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан с привлечением средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - в объеме 203,5 млн. рублей;
участие в приоритетных проектах "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг", "Формирование комфортной городской среды".
1.5.7. В целях увеличения численности занятых в малом и среднем предпринимательстве до 415,2 тыс. человек, увеличения оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, до 1000 млрд. рублей и увеличения туристского потока в Республику Башкортостан, объема услуг гостиниц и аналогичных мест размещения до 5,2 млрд. рублей:
поддержка и развитие предпринимательства в муниципальных районах и моногородах Республики Башкортостан, а также индивидуальная работа с муниципальными образованиями Республики Башкортостан по улучшению предпринимательского климата с увеличением количества вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства не менее чем на 50 единиц;
участие Республики Башкортостан в приоритетном проекте "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", а также внедрение в республике целевой модели "Поддержка малого и среднего предпринимательства";
разработка и реализация образовательной программы обучения предпринимательству для потенциальных, начинающих и действующих предпринимателей с доведением количества человек, прошедших обучение, до 500 единиц, а также участие в федеральных общеобразовательных проектах;
проведение в сентябре 2017 года в городе Уфе Третьего форума малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС;
развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе создание и развитие бизнес-инкубатора в г. Агидели с созданием 15 новых рабочих мест;
создание центров делового развития по содействию муниципальным образованиям в формировании элементов деловой инфраструктуры с увеличением роста вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства на 60 единиц;
поддержка и развитие на территории Республики Башкортостан туристско-рекреационных кластеров "Бурзянский", "Горные курорты Башкирии "Легенда Урала";
участие Республики Башкортостан в федеральных программах "Русское гостеприимство", "Шелковый путь";
проведение в Республике Башкортостан ежегодных событийных мероприятий "Башкортостан новогодний, удивительный 2018", "Курортный сабантуй";
реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках с въездным туристическим потоком в Республику Башкортостан - не менее 6 тыс. человек.
1.5.8. В области развития экспортного потенциала республики:
обеспечение реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по поддержке и стимулированию экспорта;
создание Центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан;
содействие развитию экспортного потенциала Республики Башкортостан, диверсификации товарной и географической структуры республиканского экспорта, преодолению сырьевой направленности экспорта с повышением уровня товарной диверсификации экспорта - не менее чем на 2,0%;
организация системной работы с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом в части продвижения продукции республиканских товаропроизводителей на внешние рынки в целях увеличения числа организаций-экспортеров, в первую очередь за счет малых и средних предприятий, на 5,0%;
реализация мероприятий и достижение целевых показателей паспорта приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" в целях увеличения роста несырьевого неэнергетического экспорта в стоимостном выражении на 5,0%;
участие в приоритетных проектах "Международная кооперация и экспорт в промышленности", "Экспорт продукции АПК".
1.6. В сфере государственного управления:
1.6.1. В сфере территориального развития:
в целях создания и развития территорий опережающего социально-экономического развития и реализации мероприятий на территории Республики Башкортостан приоритетной программы "Комплексное развитие моногородов":
обеспечение создания в моногородах Республики Башкортостан не менее 4000 новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий;
обеспечение привлечения в моногородах Республики Башкортостан объема инвестиций на развитие - не менее 20 млрд. рублей;
совместно с администрациями муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан и городского округа город Кумертау Республики Башкортостан привлечение резидентов на территории опережающего социально-экономического развития "Белебей" и "Кумертау";
направление в Министерство экономического развития Российской Федерации заявок о создании территорий опережающего социально-экономического развития в границах моногородов второй и третьей категорий (Белорецка, Благовещенска, Нефтекамска, Учалы);
взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации в части принятия решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития в границах моногородов второй и третьей категории;
взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации в части рассмотрения вопроса о создании территории опережающего социально-экономического развития в границах ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан;
привлечение в моногорода республики "якорных" инвестиционных проектов с объемом финансирования более 2,0 млрд. рублей, направление в некоммерческую организацию "Фонд развития моногородов" не менее 2 заявок на софинансирование объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в моногородах республики;
подписание соглашения между Республикой Башкортостан и некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов" о софинансировании объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в моногородах республики;
реализация мероприятий на территории Республики Башкортостан по программе "Пять шагов благоустройства" в моногородах республики;
в целях достижения в 2017 году доли муниципальных районов и городских округов, имеющих свыше 50,0% показателей социально-экономического развития со стабильной положительной динамикой, - не менее 60,0% от общего числа муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан:
утверждение документов стратегического планирования муниципальных образований в рамках реализации Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закона Республики Башкортостан "О стратегическом планировании в Республике Башкортостан";
корректировка планов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан с учетом анализа тенденций социально-экономического развития территорий республики по направлениям, где допускаются ухудшение или недостижение целевых ориентиров;
проведение конкурса "Лучшее муниципальное образование Республики Башкортостан" и участие муниципальных образований Республики Башкортостан во Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика".
1.6.2. В сфере стратегического планирования, дальнейшего совершенствования системы государственных программ Республики Башкортостан:
утверждение проекта стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года, согласованной с Министерством экономического развития Российской Федерации;
актуализация государственных программ Республики Башкортостан с учетом приоритетных направлений стратегического развития;
формирование и утверждение плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года;
обеспечение получения федерального финансирования в рамках участия Республики Башкортостан в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ не ниже уровня 2016 года и полное освоение денежных средств в установленные сроки;
обеспечение внесения изменений в порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Башкортостан в части:
применения принципов проектного управления при формировании и реализации государственных программ Республики Башкортостан;
предусмотрения 10,0% квоты ресурсного обеспечения на реализацию мероприятий по развитию монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан;
участие в приоритетном проекте "Чистая страна".
1.6.3. В целях обеспечения высокого уровня эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Башкортостан, повышения эффективности расходования средств при осуществлении закупок и обеспечения снижения стартовых цен при проведении торгов на уровне не ниже 8,5%:
актуализация нормативных правовых актов, предусматривающих нормирование в части ресурсного обеспечения деятельности государственных заказчиков Республики Башкортостан, закупок товаров, работ, услуг, эффективности бюджетных инвестиций;
организация работы по достижению в 2017 году доли закупок продуктов питания и услуг по организации питания, осуществляемых государственными заказчиками Республики Башкортостан путем проведения конкурсов (в том числе совместных конкурсов), - не менее 50,0%;
разработка и реализация в 2017 году мер по применению государственными заказчиками Республики Башкортостан оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в качестве критерия определения победителя с обеспечением доли конкурсов с использованием такого критерия - не менее 50% по соответствующим направлениям;
централизация закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан;
обеспечение увеличения объемов закупок для государственных нужд, осуществляемых у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, не менее чем до 15,0% от совокупного объема закупок.
1.6.4. В целях повышения эффективности управления государственным имуществом, обеспечения в 2017 году роста среднего значения общей доходности одного квадратного метра сдаваемого в аренду государственного имущества Республики Башкортостан до 850 рублей, среднего значения общей доходности одного гектара сдаваемых в аренду земельных участков - до 2,15 тыс. рублей:
утверждение плана мероприятий по переводу части объектов газоснабжения, отнесенных к государственной собственности, из безвозмездного пользования в аренду при наличии положительного решения совета директоров ОАО "Газпром газораспределение Уфа" с ежемесячным доходом в бюджет Республики Башкортостан порядка 167 тыс. рублей;
расширение состава Залогового фонда Республики Башкортостан за счет объектов непрофильного имущества, переданного государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Башкортостан в казну;
обеспечение реформирования неэффективных 14 государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан и 6 хозяйственных обществ с участием Республики Башкортостан;
принятие мер по обеспечению сокращения до 10,0% операционных издержек хозяйственными обществами с долей Республики Башкортостан более 50,0%;
реализация проекта "О планировании, бюджетировании и контроле расходов коммерческими организациями государственного сектора экономики Республики Башкортостан" путем подписания с 5 банками договоров (соглашений) об участии в проекте и вовлечение в проект порядка 80,0% действующих государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей Республики Башкортостан более 50,0% (без учета предприятий и обществ, находящихся в процедурах ликвидации и банкротства);
сокращение задолженности по арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Башкортостан, на 10,0%;
проведение в целях определения качественного состояния почв и составления перечня особо ценных земель работ по почвенному обследованию, корректировке и оцифровке почвенных карт на территории земель сельскохозяйственного назначения Республики Башкортостан на площади порядка 1 млн. га;
утверждение порядка проведения на территории Республики Башкортостан и проведение в отношении 100,0% муниципальных образований Республики Башкортостан сплошной инвентаризации земельных участков, а также объектов капитального строительства, расположенных на таких земельных участках, в целях их вовлечения в хозяйственный оборот.
1.6.5. В сфере обеспечения реализации административной реформы:
утверждение порядка проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Башкортостан;
внесение изменений в Порядок проведения оценки регулирующего воздействия для анализа проектов нормативных правовых актов на предмет состояния конкуренции;
обеспечение увеличения доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с 61,2% в 2016 году до 64,0% в 2017 году;
обеспечение снижения среднего времени ожидания в очереди при получении государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг к концу 2017 года до 15 минут;
повышение уровня открытости государственных органов и участия граждан, общества и бизнеса в принятии государственных решений с увеличением количества граждан, использующих электронные сервисы и механизмы системы "Открытая Республика", до 1050 тыс. человек в 2017 году;
участие в приоритетной программе "Реформа контрольной и надзорной деятельности".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Марданова Р.Х.
Премьер-министр |
Р.Х. Марданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 апреля 2017 г. N 156 "Об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан в 2016 году и приоритетных задачах на 2017 год"
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 13 апреля 2017 г., в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 16 от 2 июня 2017 г., ст. 542