Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Охрана окружающей среды
Охрана воздушного бассейна.
По данным государственного доклада о состоянии природных ресурсов и окружающей среды Республики Башкортостан за 2015 год (Уфа 2015).
Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2011-2015 гг., тыс. т.
Города республики |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
г. Кумертау | |||||
Всего по городу, в т. ч. |
10,5 |
20,2 |
23,2 |
22,3 |
20,9 |
от стационарных источников |
7,9 |
13,3 |
17,1 |
18,4 |
17,0 |
от транспортных средств |
2,6 |
6,9 |
6,1 |
3,9 |
3,9 |
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в расчете на одного жителя и единицу территории городов Республики Башкортостан
Название города |
Выбросы, тыс. т |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тонн |
|
на одного чел |
на 1 га территории |
||
Кумертау |
20,9 |
0,321 |
1,238 |
Валовый выброс от стационарных и передвижных источников составил 20,9 тыс. т, доля передвижных источников - 21,7%.
98% всех выбросов от стационарных источников приходится на предприятие электроэнергетики - Кумертаускую ТЭЦ.
В 2015 объем выбросов загрязняющих веществ от Кумертаутской ТЭЦ снизился на 1,504 тыс.т в связи с уменьшением количества сожженного твердого топлива. В г. Кумертау показатель количества выбросов в расчете на одного жителя - 0,321 тонна.
По территории городского округа г. Кумертау проходят два магистральных газопровода, принадлежащие Стерлитамакскому ЛПУ:
1. Магистральный газопровод "Совхозное СПХГ - Канчуринская СПХГ" (пересекает административную границу с. Маячный). Ду 720 м. давление 5,4 МПа. В соответствии со СНИП 2.05.06-85* "Магистральные газопроводы", зона минимальных безопасных расстояний (ЗМБР) - 200 м. в обе стороны от оси газопровода.
2. Газопровод отвод от к АГРС с. Юмагузино (пересекает в широтном направлении административную границу ГО г. Кумертау.) Ду 300 мм давление 5,4 МПа. В соответствии со СНИП 2.05.06-85* "Магистральные газопроводы", зона минимальных безопасных расстояний (ЗМБР)- 100 м. в обе стороны от оси газопровода.
Проектом предлагается оснащение всех производственных предприятий газо-, пылеулавливающим оборудованием на 1 очередь строительства, что поможет сократить количество поступающих загрязняющих веществ в атмосферу на 50%.
Проектом предлагается:
1. организация санитарно-защитных зон от предприятий;
2. совершенствование технологических процессов, внедрение малоотходных производств;
3. увеличение доли природного газа в топливном балансе; (проектируемых территорий на 1 очередь строительства и на расчетный срок)
4. внедрение централизованного отопления;
5. закрытие несанкционированных свалок с последующей рекультивацией территории.
Теплоснабжение отдельно стоящих общественных зданий и секционной застройки на новых территориях проектом предусматривается от автономных теплоисточников, в качестве которых могут быть предложены сертифицированные модульные котельные в двухконтурном исполнении, работающих на природном газе низкого давления.
5. оснащение всех стационарных источников газо-, пылеулавливающим оборудованием (1 очередь строительства);
6. контроль за работой автотранспорта;
7. организация службы контроля за уровнем загрязнения воздушного бассейна;
8. разработка и внедрение норм предельно допустимых выбросов по каждому предприятию и котельным;
9. создание мусоросортировочной станции;
10. перевод автотранспорта на газовое топливо.
Размеры санитарно-защитных зон от предприятий и возможных источников загрязнения воздуха, расположенных в границах проектирования
Экспликация промышленно-коммунальных территорий, объектов* и размеры СЗЗ согласно СНиП 2.2.1/2.1.1.1200-03.
N п/п |
Наименование |
Размер СЗЗ |
1 |
ООО "Троя" |
100 |
2 |
Машиностроительный завод "Искра" |
100 |
3 |
АО "Кумертауское авиационное производственное предприятие" |
|
4 |
ОАО "Кумертауский хлебокомбинат" |
100 |
5 |
Кумертауские электрические распределительные сети |
300 |
6 |
ООО "БашРЭС-Стерлитамак" |
100 |
7 |
ОАО "Нефтехиммаш" |
100 |
8 |
ООО "Прогресс-Экспресс" |
100 |
9 |
ООО "Южурал-Рйл" |
- |
10 |
"Стройзаказчик" |
- |
11 |
ООО "Стройиндустрия" |
100 |
12 |
ООО "Акрополь" |
50 |
13 |
ООО "Спецэлектромонтаж" |
50 |
14 |
Кумертауское автотранспортное предприятие - филиал ГУП "Башавтотранс" РБ |
100 |
15 |
МУП "Локомотив" |
100 |
16 |
Подстанция "Искра" |
100 |
17 |
ООО "Транспортник" |
100 |
18 |
ООО "Лист клена" |
|
19 |
Кумертауский район тепловых сетей "БашРТС-Стерлитамак" |
- |
20 |
Кумертауское ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана |
300 |
21 |
МУП "Межрайкоммунводоканал" |
- |
22 |
МУП ДОР |
100 |
23 |
МУП "Кристалл" |
50 |
24 |
Промышленное здание |
- |
25 |
Кумертауская метеостанция |
- |
26 |
ООО "Башкирский арматурный завод" |
100 |
27 |
ООО "Дон-Экспресс" |
50 |
28 |
Цех по производству мебели |
100 |
29 |
МУП транспортная база (очистки города) |
100 |
30 |
Завод стройматериалов |
100 |
31 |
ООО "Кумертауская мебельная фабрика" |
50 |
32 |
Нефтебаза |
500 |
33 |
АЗС |
100 |
34 |
Площадка АО "КумАПП" |
100 |
35 |
Башкирский пищевой комбинат |
50 |
36 |
ОАО Башинвестдом |
100 |
37 |
Промышленное здание - ОАО Евромебель - ООО "Евростиль" |
100 |
38 |
ООО "Кумертаухолод", склады, мебельные |
100 |
39 |
Очистные сооружения |
400 |
39* |
Пруды биологической очистки |
300 |
40 |
ЛИС |
100 |
41 |
Насосная II подъема |
- |
41* |
Насосная II подъема (недействующая) |
- |
42 |
Мебельный цех "Ада" |
100 |
43 |
Лада ГАЗ-сервис |
100 |
44 |
Полигон ТКО (действующий) |
1000 |
45 |
Вышка |
100 |
46 |
Ретранслятор |
100 |
47 |
Водозабор в с. Ира |
- |
48 |
Мебельный цех |
- |
49 |
РА "Профи" |
- |
50 |
ИП "Пеляков" (оптовая продуктовая база) |
50 |
51 |
Маслоэкстракционный завод |
см. примечание* |
52 |
Вторчермет |
100 |
53 |
Городская подстанция |
- |
54 |
ООО "Энергострой Материал автоматика" |
100 |
55 |
ООО "Элма" |
- |
56 |
Резервуар чистой воды |
- |
57 |
Кумертауская ТЭЦ-филиал ООО "Башкирская генерирующая компания" |
500 |
58 |
Шламотстойники |
300 |
59 |
Золоотвалы |
300 |
60 |
Пункт сбора и обработки отходов для вторичного использования |
50** |
61 |
Сельскохозяйственные предприятия |
|
62 |
Промышленные предприятия |
50** |
63 |
Промышленное предприятие (технопарк) |
1000 |
64 |
Мусоросортировочная станция |
|
65 |
Полигон ТКО (проектируемый) |
|
Примечание * Санитарно-защитная зона указана в соответствии с проектом: "ПРОЕКТ расчетной санитарно-защитной зоны для ООО "МАЯЧНЫЙ МАСЛОЭКСТРАКЦИОННЫЙ ЗАВОД" (ООО "МАЯЧНЫЙ МЭЗ")", выполненным организацией ООО "Экологическая палата" в 2015 г.
Примечание ** При реализации необходимо обеспечить V класс опасности предприятий расположенных в непосредственной близости к населенным пунктам по СанПин (СЗЗ 50 м).
Размеры санитарно-защитных зон от промышленных предприятий могут изменяться в процессе технологической реконструкции.
В санитарно-защитную зону попадает 117,2 га усадебной застройки. Эти территории отнесены к зоне запрещения нового строительства. Большое количество всех выбросов от стационарных источников приходится на предприятия электроэнергетики - Кумертаутскую ТЭЦ.
Примечание *** Габариты санитарно-защитных зон 4-х площадок Акционерного общества "Кумертауское авиационное производственное предприятие" нанесены в проекте по данным проектов расчетных санитарно-защитных зон (см. том исходно-разрешительная документация проекта) и экспертных заключений ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в РБ N 06-2852 от 05.08.2015, N 06-2853 от 05.08.2015, N 06-2907 от 10.08.2015 г., N 06-2942 от 12.08.2015.
Расходы топлива, его характеристика и объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (по данным государственного доклада о состоянии природных ресурсов и окружающей среды РБ в 2015 году Министерства природопользования и экологии РБ)
N п/п |
Наименование |
Вид топлива |
Расход топлива, тыс. т условного топлива |
Характеристика топлива |
Выбросы загрязняющих веществ, тыс. т. в год |
||||||
Сернистость, % |
Зольность, % |
Всего |
в том числе |
||||||||
твердые |
сернистый ангидрид |
азота диоксид |
углерода оксид |
углероды и ЛОС |
|||||||
1 |
Кумертауская ТЭЦ |
мазут |
0 |
0,29 |
18,13 |
14,713 |
10465 |
3,444 |
0,666 |
0,146 |
0,009 |
газ |
133,881 |
|
|
||||||||
уголь |
132,611 |
|
|
||||||||
шлам |
0 |
|
|
||||||||
всего |
266,492 |
|
|
Вынос транзитного транспорта за пределы селитебных территорий позволит снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха.
Проектом предложено максимально исключить грузовое движение из селитебных территорий.
Параметры проектируемых улиц, соответствующие их классификации, заложенные в проекте, а также их озеленение будут способствовать снижению загрязнения атмосферного воздуха.
Контроль за работой автотранспорта, перевод его на более прогрессивное топливо также служит поставленной задачей.
Проектом также предлагается:
- совершенствование технологических процессов, внедрение малоотходных технологий;
- увеличение доли природного газа в топливном балансе;
- отопление жилых индивидуальных домов от местных источников тепла (АОГВ) на природном газе;
- оснащение стационарных источников газопылеулавливающим оборудованием;
- озеленение санитарных зон и территорий предприятия;
- мониторинг состояния атмосферного воздуха.
Охрана водных ресурсов.
а) Поверхностные воды
Размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов (согласно Водного кодекса РФ) от 03 июня 2006 года N 69-ФЗ)
Наименование |
Длина (рек), км Площадь зеркала воды (озер, болот, водохранилищ), км2 |
Куда впадает |
Размер прибрежной защитной полосы, м |
Размер водоохранной зоны, м |
р. Белая |
1430 |
Нижнекамское водохранилище |
100 |
200 |
р. Карагайка |
14 |
р. Мелеуз |
50 |
100 |
р. Барынька |
7 |
р. Мелеуз |
50 |
50 |
р. Мелеуз |
15 |
р. Белая |
50 |
100 |
р. Юшатырь-Быт |
9 |
р. Большой Юшатырь |
50 |
50 |
Ольшанка |
3 |
р. Бальза |
50 |
50 |
р. Куянкул |
3 |
р. Юшатырь-Быт |
50 |
50 |
р. Ямаш |
3 |
р. Большой Юшатырь |
50 |
50 |
р. Куяныш |
21 |
р. Большой Юшатырь |
50 |
100 |
оз. Маховое Болото |
0,3 |
|
50 |
50 |
Обводненные карьеры на месте ведения горных работ на разрезе "Кумертауский" |
1,4 0,5 0,2 |
|
50 |
50 |
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 метров для обратного или нулевого уклона, 40 метров для уклона до 3° и 50 метров для уклона 3° и более.
Размер прибрежной защитной полосы - 50 м. Согласно Водному кодексу РФ, размер водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохраной зоны этого водотока - 50 м соответственно.
В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах").
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 Водного кодекса Российской Федерации ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В соответствии со статьей 6 (п.6) Водного кодекса Российской Федерации Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более, чем 10 км. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более, чем 10 км, составляет 5 м (п.8) Каждый гражданин в праве пользоваться (без использования механического транспортного средства) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Настоящим проектом предусматриваются водоохранные мероприятия, направленные на улучшение санитарного состояния и предотвращения дальнейшего загрязнения поверхностных вод. В их ряду важнейшим является полный поэтапный охват канализацией населенного пункта с обязательной очисткой загрязненных сточных вод перед выпуском. Производственные стоки от животноводческих комплексов направляются в навозохранилища, рассчитанные на хранение годового запаса, с последующим использованием их в качестве удобрения. Для учреждений отдыха намечается использовать как централизованную, так и децентрализованную схему канализации. Помимо метода биологической очистки для объектов отдыха периодического действия найдут широкое применение сооружения физико-химической очистки сточных вод. В целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
В границах зон затопления, подтопления запрещаются:
- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Охрана подземных вод
Охрана подземных вод включает в себя защиту подземных вод от загрязнения и истощения.
В целях защиты подземных вод от истощения необходимо проведение следующих мероприятий:
- перевод всех самоизливающихся скважин на крановый режим или их своевременная ликвидация;
оборудование водозаборных скважин контрольно-измерительной аппаратурой;
- строгое соблюдение режима эксплуатации водозаборов, недопущение повышения рассчитанных допустимых величин понижения уровня подземных вод и дебитов скважин;
- исключение использования пресных подземных вод для технических целей;
- введение там, где это возможно, оборотного водоснабжения.
В целях охраны подземных вод от загрязнения на водозаборах необходимо:
- организация зон санитарной охраны вокруг водозаборных сооружений и поддержание в них соответствующего санитарного режима;
- своевременная ликвидация (тампонаж) малопроизводительных и "сухих" скважин;
- строительство водозаборных сооружений в строгом соответствии с проектно-сметной документацией, согласованной с контролирующими органами;
- осуществление постоянного контроля за химическим составом подземных вод и их динамическим уровнем.
Охрана почв.
Куюргазинский район отличается наибольшей сельскохозяйственной освоенностью территорий (86,4%). Из негативных факторов наибольшее распространение имеют процессы эрозии. Основное распространение получила водная эрозия.
Предусматривается укрепление оврагов защитными лесонасаждениями по откосам, берегам и днищам оврагов.
АОО "Уралгипрошахт ДОАО "Разрез кумертауский" разработан рабочий проект "Ликвидация последствий вредного влияния от ведения горных работ на разрезе "кумертауский" (г. Екатеринбург, 2000 г.), который предусматривает организацию прибрежной полосы, рекультивацию и озеленение на разрезе "кумертауский" и участка "Маячный". Проект предлагает строительство автодороги, пешеходных дорожек, площадок для игр, автостоянки и лодочной станции.
Основная доля нарушенных земель приходится на районы, в которых основным направлением хозяйственной деятельности является разработка горных месторождений.
В полосах загрязнения почв вдоль транспортных магистралей необходимо провести посадки защитных полос из газоустойчивых пород деревьев и кустарников. Полосы должны быть полностью исключены из сельскохозяйственного использования. Лесополосы существенно снижают испарение в жаркие месяцы года; установлено их положительное влияние на засоление почв, на снижение смыва их потоками воды.
В районе проводится работа по совершенствованию структуры посевных площадей и почвозащитной технологии, облесению крутосклонов и залужению сильно эродированных почв, проведение почвозащитных севооборотов, применение специальных приемов обработки почвы, внесение оптимальных доз удобрений. Одним из эффективных приемов, повышающих почвозащитную роль всех севооборотов, является полосное размещение сельскохозяйственных культур со вспашкой и посевом только поперек склона, а в районах ветровой эрозии - перпендикулярно направлению господствующих ветров. В зонах водной эрозии в результате смывов с полей плодородного слоя почвы резко снижают свою способность поглощать и удерживать талые и дождевые воды. На пастбищах основным противоэрозионным приемом является регулирование выпаса в сочетании с улучшением пастбищ в период отдыха.
Основными направлениями охраны почв являются:
- проведение мероприятий по борьбе с водной и ветровой эрозией, дегумификацией, вторичным засолением и переувлажнением, загрязнением химическими токсикантами;
- защита почв сельскохозяйственных угодий от загрязнения тяжелыми металлами;
- принятие Закона об ответственности землепользователей за уровень плодородия и состояния почв.
Охрана растительности, лесов.
Фонд лесовосстановления составляют лесосеки сплошных рубок перспективного периода и непокрытые лесом лесные земли - гари, погибшие лесные насаждения, вырубки и прочие категории земель.
Основными мероприятиями по лесовосстановлению является сохранение хвойного подроста на вырубках в количестве, достаточном для формирования нового древостоя. На участках, где возобновления не предвидится, целесообразна посадка саженцев хозяйственно ценных и быстрорастущих пород.
К числу охранных мероприятий относятся:
- охрана лесов от пожаров;
- защита от различных видов вредителей;
- охрана от самовольных вырубок, сенокошения, выпаса скота;
- строгое соблюдение для каждой категории лесов ведения хозяйства.
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, находящихся в ведении лесничества, осуществляются:
- противопожарное обустройство лесов, в том числе: строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
Санитарная очистка территорий.
Основными принципами в области обращения с отходами являются:
1. сокращение объемов образования отходов;
2. предотвращение образования отходов;
3. рециклинг (возвращение в повторное использование для производства товаров или энергии).
Санитарная очистка территории включает следующие мероприятия:
1.3.1. сбор и удаление за пределы населенных пунктов твердых коммунальных отходов (мусора);
1.3.2. сбор и удаление жидких отбросов (нечистот и помоев) из зданий, не присоединенных к канализации;
1.3.3. обезвреживание отбросов;
1.3.4. уборка улиц и площадей;
общие мероприятия: устройство баз и подсобных сооружений для хранения и обслуживания специального транспорта, сооружение общественных уборных.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.08.2003 N 152, планирование и дислокация объектов временного накопления отходов, нормативное количество транспортных средств для их вывоза, мероприятия по удалению отходов из частного сектора, рекреационных зон определяются на основе генеральных схем очистки территорий муниципальных образований, которые утверждаются органами местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет.
Согласно Государственной программы "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан" (утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 февраля 2014 г. N 61):
Цели: повышение уровня экологической безопасности Республики; сохранение ее природных систем; обеспечение экономики республики общераспространенными полезными ископаемыми и соответствующей геологической информацией о недрах; рациональное водопользование при сохранении водных экосистем; сохранение биоразнообразия, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих ресурсов; обеспечение эффективной деятельности органа исполнительной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Задачи: снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики республики, проведения предупредительных и надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и ее рационального использования; предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий; получение всесторонних и полных сведений о флоре и фауне республики; повышение уровня экологической культуры и образования населения; обеспечение сохранения биоразнообразия, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих ресурсов на территории республики; повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Генеральным планом ГО г. Кумертау в соответствии с Государственной программой "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан" (утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 февраля 2014 г. N 61), "Схемой территориального планирования МР Куюргазинский район Республики Башкортостан" предлагается:
- строительство мусоросортировочной станции для ТКО;
- вывоз ТКО на действующий полигон;
- рекультивация территории действующего полигона ТКО (после строительства нового полигона);
- организация селективного сбора мусора с разделением на пищевые и непищевые отходы. (Этот метод является более эффективным, чем система раздельного сбора мусора по компонентам. Пищевой мусор идет на захоронение и/или компостирование, непищевой - на сортировку.)
Проектом, так же, предусматривается строительство пункта сбора и обработки отходов для вторичного использования (сокращенно ППВС). Запроектированные объекты в перспективе планируется разместить в восточной части города вблизи запроектированного полигона ТКО, на части участка с кадастровым номером 02:60:010310:687.
Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ) "запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов" (пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года. Проектом рекомендуется включение действующего ныне полигона ТКО в г. Кумертау в указанный реестр.
В соответствии с п.8 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях обслуживания жилищного фонда и санитарной очистки города 30 декабря 2004 создано предприятие МУП "Транспортная база". МУП "Транспортная база" является учредителем ООО "Полигон" и субарендатором земельного участка, на котором располагается действующий полигон ТКО г. Кумертау. МУП "Транспортная база" имеет хорошую материально-техническую базу, обученных и аттестованных специалистов, технологии по обращению с отходами. Предприятие имеет: лицензию федеральной службы по надзору в сфере природопользования на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности 02 N 00331 от 04.08.2016 г. Является членом Ассоциации по обращению с отходами производства и потребления Республики Башкортостан (АЛО РБ).
Сбор и удаление ТКО в г. Кумертау осуществляется спецавтохозяйством в сроки, предусмотренные санитарными правилами и правилами уборки населенных мест.
Действующий полигон твердых коммунальных отходов (ТКО) расположен в восточной части г. Кумертау. Имеет сформированный земельный участок с кадастровым номером 02:60:010310:686. Хозяйствующими субъектами являются ООО "Полигон" и МУП "Транспортная база". Гос. комитетом РБ по тарифам выданы тарифы на захоронение ТКО (на ООО "Полигон").
Также проектом предлагается размещение мусоросортировочной станции на земельном участке с кадастровым номер 02:60:010310:686.
В 2010 г. проектным институтом ГУП ПИ "Башжилкоммунпроект РБ" разработан проект "Полигон твердых бытовых отходов в городе Кумертау Республики Башкортостан" (подробнее см. раздел 1.7 ОПЗ).
Сбор отходов осуществляется от предприятий, учреждений, индивидуальных предпринимателей, а также от физических лиц индивидуальных жилых секторов и ведомственного жилья. Для сбора отходов в местах сбора отходов установлены контейнеры на огражденных заасфальтированных площадках. В районах индивидуальной жилой застройки осуществляется поадресный сбор мусора.
Транспортировка отходов осуществляется специализированным автотранспортом.
Основными источниками образования отходов на территории городского округа являются коммунальный сектор (население) и производственные предприятия
В данной таблице приведен расчет накопления твердых коммунальных отходов произведен по укрупненным показателям в соответствии с республиканскими нормативами.
Коммунальные отходы |
Количество коммунальных отходов |
|||
кг |
л |
|||
на 1 чел/год |
всего в год |
на 1 чел/год |
всего в год |
|
Твердые: |
|
|
|
|
от жилых зданий, оборудованных водопроводом, канализацией центральным отоплением и газом |
190 |
12730 тыс. кг |
900 |
60300 тыс. л |
от прочих жилых домов |
300 |
20100 тыс. кг |
1100 |
73700 тыс. л |
Общее количество по городскому округу, поселению, с учетом общественных зданий |
280 |
18760 тыс. кг |
1400 |
93800 тыс. л |
Жидкие из выгребов (при отсутствии канализации) |
- |
|
2000 |
134000 тыс. л |
Смет с 1 м2 твердых покрытий улиц, площадей, скверов |
5 |
21740 тыс. кг |
8 |
34783 тыс. л |
Итого |
|
73330 тыс. кг |
|
396583 тыс. л |
Жидких отходов - 396583 тыс. л. - на расчетный срок при отсутствии бытовой канализации в индивидуальном жилом фонде. Твердых отходов - 7,3330 тыс. тонн - на расчетный срок при условии полной канализации сельского поселения.
Мусор из домовладений удаляют путем вывоза специальным мусоропроводным транспортом по системе планово-регулярной очистки не реже чем через 1-2 дня.
Морфологический состав ТКО
Компонент |
% по массе |
Расчетный срок 7,333 т.т. год |
Пищевые отходы |
27-37 (30) |
2,19 |
Бумаги, картон |
37-41 (40) |
2,92 |
Дерево |
1-2 (1) |
0,07 |
Металлолом |
4-6 (5) |
0,4 |
Текстиль |
3-5 (5) |
0,4 |
Кости |
1-2 (2) |
0,1 |
Стекло |
2-3 (3) |
0,2 |
Кожа, резины |
0,5-1 (1) |
0,07 |
Камни, штукатурка |
0,5-1 (1) |
0,07 |
Пластмасса |
5-6 (5) |
0,4 |
Прочие |
1-2 (2) |
0,18 |
Отсев |
5-7 (5) |
0,3 |
Итого |
100 |
7,3 |
Сбор и удаление крупногабаритных отходов
К крупногабаритным отходам относятся отходы не помещающиеся в стандартные контейнеры.
67,0 т. чел. х 50 кг/год = 3,35 т.т./год.
Сбор крупногабаритных отходов производится в бункера-накопители. Вывоз крупногабаритных отходов производится по графику, согласованному с жилищной организацией и утвержденному транспортной организацией, осуществляющей их вывоз, а также по заявкам жилищной организации. Сжигать крупногабаритные отходы на территории домовладений запрещается.
Сбор пищевых отходов
Пищевые отходы являются ценным сырьем для животноводства. В них содержится крахмал, каротин, белки, углеводы, витамины и другие ценные компоненты. Пищевые отходы вместе с кормовой частью содержат до 15% балластных примесей (полимерные упаковки, стекло, резину, металлы, бумагу и др.), что ухудшает работу технологического оборудования предприятия по приготовлению кормов, снижают качество кормов, ухудшают товарный вид.
Пищевые отходы образующиеся на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности, не содержат балластовых примесей.
Для сбора пищевых отходов необходимо использовать специальные сборники.
Селективный сбор ТКО
Проектом предлагается:
- организация раздельного сбора пищевых и непищевых отходов;
- создание на территории населенных пунктов сети приемных пунктов вторичного сырья, в том числе организация передвижных пунктов сбора вторичного сырья;
- создание органами местного самоуправления условий, в том числе и экономических, стимулирующих раздельный сбор отходов.
- при установке контейнеров для раздельного сбора отходов необходимо соблюдение следующих условий:
- контейнерные площадки должны быть расположены таким образом, чтобы жители могли ими воспользоваться по пути на работу, в магазин, на остановку общественного транспорта;
- контейнеры должны быть выкрашены в разные цвета для различных видов отходов;
- конструкция контейнеров должны предусматривать, с одной стороны, удобство пользования, с другой стороны, не допускать попадания внутрь атмосферной влаги, по мере возможности препятствовать размещению "чужого" вида отходов (например, с помощью различной формы входных отверстий).
- пункты приема вторсырья размещаются в пределах территорий, отведенных под размещение жилищно-эксплуатационных служб поселения.
Проектом предлагается вывоз ТКО на мусоросортировочную станцию с, и далее осуществить вывоз и захоронение отходов на полигон ТКО г. Кумертау.
В настоящее время в г. Кумертау образуется ориентировочно 39,6583 тыс. т /год твердых коммунальных отходов, из которых на утилизацию идет ориентировочно 0,077 тыс. т/год (металл, часть бумаги, стекла, резины), остальной объем идет на захоронение.
Проектом предлагается на расчетный срок из образующихся 39,6583 тыс. т/год отходов на утилизацию направлять не менее 0,081 тыс. т/год, а на захоронение-0,06 тыс. т/год
Ориентировочный расчет количества контейнеров
Бкон = Пгод х T х К1 / (365 х V),
где:
Пгод - годовое накопление ТКО, м3
Т - периодичность удаления отходов, сут
К1 - коэффициент неравномерности накопления отходов - 1,25
V - вместимость контейнера, м3
Ботн. х К2, где К2 равен 1,05, учитывает число контейнеров находящихся в ремонте и резерве.
Расчет количества контейнеров.
Бкон = Пгод х t х К1 (365 х V),
где:
Пгод - годовое накопление ТКО, м3
t - периодичность удаления отходов, сут
К1 - коэффициент неравномерности накопления отходов - 1,25
V - вместимость контейнера, м3.
Списочное число контейнеров Ботн. х К2, который равен 1,05, учитывающей число контейнеров находящихся в ремонте и резерве.
Бкон = [Пгод х t х К1/ (365 х 0)] х 1,05,
Бкон = [207,7 тыс. м3 х 2 х 1,25/ (365 х 0,8)] х 1,05 = 1867,16 ~ 1868 шт.
Определение количества мусоровозов необходимых для вывоза ТКО.
М = Пгод / (365 х Псут. х Кисп.),
где:
Пгод - количество коммунальных отходов подлежащих вывозу в течении года, м3
Псут. - емкость кузова данного вида мусоропровода, м3.
Кисп. - коэффициент использования автопарка - 0,7-0,8.
Суточная производительность мусоровоза определяем по формуле
Псут. = РхЕ,
где:
Р - число рейсов в сутки.
Е - количество отходов перевозимых за 1 рейс, м3.
Число рейсов мусоровоза определяем по формуле
Р = (Т - (ТПЗ + То)) / (Тпог. + Т раз. + 2Тпрб.),
где:
Т - продолжительность смены, час
ТПЗ - время, затраченное в гараже подготовительные работы, час.
То - время, затраченное на полевые пробеги (от гаража до места работы и обратно), час.
Тпог. - продолжительность погрузки, час.
Т раз. - продолжительность разгрузки, час.
Тпрб - время, затраченное на пробег от места погрузки до места разгрузки, час.
Р = (8- (0,5+0,5)) / (0,5+0,5+0,5) = 4,7 ~ 5 рейсов.
Псут. = 5 х 18= 90 м3 ~ 0,09 тыс. м3
М = 207,7 тыс. м3 / (365 х 0,09 х 0,8) = 7,75 ~ 8 мусоровозов.
Маршрутизация движения собирающего мусоровозного транспорта осуществляется для всех объектов, подлежащих регулярному обслуживанию. За маршрут сбора отходов принимают участок движения собирающего мусоровоза по обслуживаемому району от начала до полной загрузки машины. Маршруты сбора ТКО и графики движения пересматривают в процессе эксплуатации мусоровозов при изменении местных условий.
Составление маршрутов сбора и графиков движения выполняется по отдельному проекту. В разрабатываемом проекте раздел выполнен в объеме соответствующем данной стадии, согласно градостроительного кодекса.
После утверждения генерального плана на последующих стадиях проектирования необходима разработка генеральной схемы санитарной очистки населенного пункта (г. Кумертау) по отдельному договору со специализированными организациями.
Термическое обезвреживание отходов
Одним из новейших направлений предприятия МУП "Транспортная база" является термическое обезвреживание отходов на базе специализированной установки ЭКО Ф2. На данной установке обезвреживаются различные промышленные, бытовые и другие отходы, в том числе резинотканевые и текстильные, использованная [промасленная] ветошь, отработанные фильтры, отходы бумаги и картона, древесных опилок, твердые бытовые отходы, отходы коммунального хозяйства, биоорганические отходы, нефтешлам и грунт, загрязненные нефтепродуктами. Установка может быть использована как альтернатива скотомогильнику для термического уничтожения трупов животных.
За 2015 год от сторонних предприятий на термическое обезвреживание было принято:
- промасленные фильтры - 421 шт.;
- обтирочный материал - 877,5 кг;
- медицинские отходы - 145,65 кг;
- масло отработанное - 716,6 кг;
- промасленные опилки - 60 кг;
- бумага - 111 кг;
- биоорганические отходы - 130 кг.
Рекультивация нарушенных территорий
Проектом предлагается рекультивировать территорию действующего полигона ТКО (после его закрытия). Рекультивация выполняется в два этапа:
- технический этап состоит из работ: планировка поверхности нарушенных территорий, нанесение почв на выровненный участок, выполнение комплекса противоэрозийных работ.
- биологический этап начинается сразу после технического этапа: озеленение восстанавливаемых территорий. Выбор направлений рекультивации определяется в каждом конкретном случае в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.02.
Защита от электромагнитного излучения и радиации.
В целях защиты от электромагнитного излучения устанавливаются санитарно-защитные зоны от электроподстанций. Граница охранной зоны от ВЛ 220 кВ составляет 25 м., от ВЛ 110 кВ - 20 м., от ВЛ 35 кВ - 15 м. По обе стороны от проекции на землю крайних фаз. В местах прохождения ВЛ по территории существующей жилой застройки генпланом предусматривается организация зоны запрещения нового строительства до переноса линии в другом месте с использованием подземного кабеля.
Радиационная обстановка в Республике в целом остается удовлетворительной, и радиационный фактор не является ведущим фактором вредного воздействия на здоровье населения и окружающую среду.
Охрана от транспортных коммуникаций
Охрана от транспортных коммуникаций включает в себя защиту от негативного воздействия автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта.
Количество вредных выбросов зависит от интенсивности и режима движения автомобилей. Режим движения автомобилей, в свою очередь, зависит от дорожных условий: радиусов вертикальных и горизонтальных кривых, типов и состояния дорожных покрытий, величины продольных уклонов, ровности и шероховатости покрытия, количества пересечений в одном уровне.
Основным фактором снижения количества выбросов является скорость и непрерывность движения транспортного потока. Наименьшее загрязнение выхлопными газами происходит при скорости автомобилей 60-70 км/ч. Существующее состояние сети автодорог не обеспечивает такие скорости. Так, на дорогах с переходным покрытием скорость движения составляет 20-40 км/ч, на грунтовых дорогах - 10-20 км/ч. В соответствии с мероприятиями предложенными в схеме территориального планирования МР Куюргазинский район РБ, основными направлениями развития транспортного комплекса Куюргазинский района являются:
- создание единой транспортной системы для обеспечения устойчивых связей между населенными пунктами;
- организации межгрупповых и внутригрупповых поездок населения к местам приложения труда и зонам отдыха, центрам бытового и медицинского обслуживания;
- развитие экономических, торговых и культурных связей между районными центрами;
- возможность выхода на внешние трассы;
- обеспечение бесперебойного движения на основной части дорожной сети вне зависимости от сезонности и погодных условий;
- повышение безопасности дорожного движения и сокращение числа дорожно-транспортных происшествий по причине дорожных условий;
- организация придорожных сервисов, предприятий по обслуживанию автомобилей.
- Вдоль автомобильных дорог межмуниципального и районного значения, проходящих по сельхозугодьям, предусматриваются санитарно-защитные полосы шириной 10-40 м от границы полосы отвода по обеим сторонам дороги, свободные от посадок сельскохозяйственных культур, или посадка 2-3 рядов зеленых насаждений. Это позволит снизить уровень загрязнения почвы придорожной полосы на 30-40%.
Зеленые насаждения вдоль дорог являются защитными мероприятиями по снижению запыленности окружающей местности. Среднегодовая запыленность придорожной полосы составляет 10-30 тонн для грунтовых дорог и 5-10 тонн для дорог с переходным типом покрытия в расчете на 1 км протяжения, что превышает предельно допустимую концентрацию соответственно в 5-15 раз и в 3-5 раз в зависимости от интенсивности движения и состояния покрытия.
Проектом предусмотрена замена грунтовых покрытий на твердые на автодорогах, проходящих через населенные пункты и через угодья, предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.