В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2001 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Республиканской целевой программой "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан" (2014-2020 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.02.2014 N 61, и в целях улучшения санитарно-экологической обстановки на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, постановляет:
По-видимому, в предыдущем абзаце и далее по тексту допущена опечатка. Дату "от 26.12.2001" следует читать как "от 10.01.2002"
1. Утвердить Программу "Экология и природные ресурсы муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на 2018-2020 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать данное постановление на официальном сайте администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального района Уфимский район Дусалимову Л.С.
Глава администрации |
В.П. Угаров |
Утверждено
постановлением администрации
муниципального района
Уфимский район
Республики Башкортостан
от 6 февраля 2018 г. N 310
Программа
"Экология и природные ресурсы муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на 2018-2020 годы"
Уфа-2018
Паспорт Программы "Экология и природные ресурсы муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на 2018-2020 годы"
Наименование Программы |
Муниципальная Программа "Экология и природные ресурсы муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на 2018-2020 годы" |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 26.12.2001 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Республиканская целевая программа "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан" (2014 - 2020 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.02.2014 N 61 |
Муниципальный заказчик, распорядитель бюджетных средств - координатор Программы |
Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан |
Основной разработчик Программы |
Сектор лесного и дорожного контроля, охраны окружающей среды администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан |
Исполнитель Программы |
Сектор лесного и дорожного контроля, охраны окружающей среды администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан |
Цель Программы |
Улучшение состояния окружающей среды муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и обеспечение безопасности здоровья граждан |
Задачи Программы |
Поэтапная стабилизация и улучшение экологического и санитарного состояния водоемов, земельных ресурсов и особо охраняемых природных территорий; Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий; Совершенствование экономических механизмов охраны окружающей среды за счет разработки и внедрения в практику новых форм финансирования природоохранной деятельности; Формирование рынка экологических работ и услуг; Развитие системы экологического мониторинга; Развитие системы экологического образования и воспитания. |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы |
Объем выбросов с учетом снижения за счет внедрения природоохранных мероприятий; Запасы основных видов общераспространенных полезных ископаемых; Масса сброса загрязняющих веществ со сточными водами с учетом снижения за счет внедрения природоохранных мероприятий; Доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, в общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в пропускной способности; Объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов |
Сроки реализации Программы |
2018-2020 годы без деления на этапы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования Программы составляет 276,93 млн. рублей, в том числе за счет: Средств бюджета Республики Башкортостан - 1,0 млн. рублей; Средств бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - 0 рублей; Средств бюджета сельских поселений муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - 3,9 млн. рублей; Собственных средств организаций, предприятий, участвующих в реализации Программы на добровольной основе, и других внебюджетных источников - 272,03 млн. рублей; 2018 год - 165,33 млн. рублей; 2019 год - 101,3 млн. рублей; 2020 год - 10,3 млн. рублей; Средств бюджета Республики Башкортостан: 2018 год - 1,0 млн. рублей; 2019 год - 0,0 млн. рублей; 2020 год - 0,0 млн. рублей; Средств бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан: 2018 год - 0 рублей; 2019 год - 0 рублей; 2020 год - 0 рублей; Средств бюджета сельских поселений муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан: 2018 год - 1,3 млн. рублей; 2019 год - 1,3 млн. рублей; 2020 год - 1,3 млн. рублей; Собственных средств организаций, участвующих в реализации Программы на добровольной основе, и других внебюджетных источников: 2018 год - 163,03 млн. рублей; 2019 год - 100 млн. рублей; 2020 год - 9,0 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
В результате выполнения Программы ожидается: Сокращение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу окружающей среды за счет внедрения природоохранных мероприятий на 70%; Улучшение качества очистки сбросов в водные объекты на 60%; Сокращение объемов промышленных и твердых коммунальных отходов, идущих на утилизацию в процентном эквиваленте более 50%; Создание условий для внедрения экологически чистых технологий и производств, малозатратных и безинвестиционных мероприятий в области охраны окружающей среды; Развитие системы экологического воспитания и образования населения с увеличением на 50%; Привлечение общественности к участию в решении экологических проблем на 30%; Повышение эффективности работы действующих очистных сооружений и строительство новых, с целью приведения качества сбрасываемых в окружающую среду сточных вод до требуемых нормативов сброса на 30%; Проектирование и строительство очистных сооружений на промышленных предприятиях, с целью улучшения качества сбрасываемых промышленных сточных вод на 60%; Уменьшение негативного влияния поверхностного стока за счет осуществления природоохранных мероприятий и выноса из водоохранных зон источников загрязнения на 40%; Капитальный ремонт и реконструкция действующих биологических очистных сооружений на 40%. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет муниципальный заказчик, распорядитель бюджетных средств, координатор Программы, администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан |
1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Территория муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан расположена в центральной части Республики Башкортостан, у слияния рек Уфы, Уршака, Демы и Белой. Районный центр расположен в городском округе г. Уфа. На севере он граничит с Благовещенским, на востоке - с Иглинским, на юге - с Кармаскалинским, на западе, юго-западе - с Чишминским, на северо-западе - с Кушнаренковским районами. Протяженность района с севера на юг и с запада на восток составляет 62 - 65 км. Общая площадь земель в административных границах муниципального района Уфимский район составляет около 161 тыс. га, в том числе сельскохозяйственных угодий более 108 тыс. га, из них пашни - 70 тыс. га, водных объектов - более 13 тыс. га (с учетом охранной зоны), площадь лесов - 30 тыс. га. Площадь занятая населенными пунктами, порядка 10 тыс. га.
Муниципальный район Уфимский район занимает узловое положение в транспортной сети республики. Его территорию пересекает электрифицированная Сибирская железнодорожная магистраль, на которой расположен ряд крупных населенных пунктов: железнодорожная станция "Юматово", деревни Юматово, Кириллово, село Жуково. По рекам Белой и Уфе осуществляется судоходство. Проходят автомобильные дороги: Самара - Уфа - Челябинск, Уфа - Оренбург, Уфа - Янаул, Уфа - Казань.
По территории района проходят нефтепроводы и магистральные газопроводы основных нефтепромыслов Республики, имеющие свои охранные зоны от 150 до 500 метров в каждую сторону. Все эти ограничения создают препятствия для перспективы расширения населенных пунктов. Наиболее остро стоит этот вопрос в Авдонском, Зубовском и Михайловском сельсоветах. В настоящее время собственники данных транспортных магистралей и коммуникаций за ограничения в обороте земель, находящихся в границе охранных зон, не вносят плату в бюджет муниципального района. При этом создают существенные препятствия для его развития.
На территории муниципального района Уфимский район образовано 19 сельских поселений. Количество населенных пунктов составляет 89.
Наиболее крупные из них: поселения Авдон, Михайловка, Алексеевка, Дмитриевка, Булгаково. В районе (по состоянию на 01.01.2017 года), официально зарегистрировано более 85 тысяч человек.
На сегодняшний день на территории района насчитывается 251 садоводческое товарищество общей площадью 4 гектара, на которых расположены порядка 50 тысяч участков.
Географическое расположение района обуславливает то, что в весенне-летний период, когда начинается дачный сезон, количество его жителей увеличивается, как минимум еще на 100 тысяч человек.
На землях сельскохозяйственного назначения муниципального района Уфимский район работают 20 крупных и средних, 15 малых сельскохозяйственных предприятий, 64 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Имеется более 22,5 тысяч личных подворий, 76% пашни обрабатывается крупными и средними сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Сельское хозяйство ориентировано на обеспечение жителей столицы продуктами питания. В районе имеются карьеры по добыче песчано-гравийной смеси, кирпичной и керамзитовой глины, залежи уникальной лечебной глины. Близость к столице республики сказывается на высоком социальном уровне жизни сельчан. Муниципальный район Уфимский район занимает ведущие позиции в республике по многим экономическим показателям в расчете на одного жителя: по наличию основных производственных фондов, валовой продукции сельского хозяйства, капитальным вложениям, строительству жилых домов, розничному товарообороту. Однако одной из слаборазвитых сфер в районе является социально-культурная, что объясняется недостаточным финансированием.
Важная проблема района - снижение сельскохозяйственного производства, в котором занято 41,3% трудоспособного населения, по причинам: некоторого сокращения площадей сельскохозяйственных угодий, снижения плодородия почв из-за недостаточности внесения удобрений и нарушения в ряде случаев агрокультурных мероприятий, отмечается также сокращение поголовья скота, дефицит трудовых ресурсов, особенно специалистов.
1.1. Технико-экономическое обоснование муниципальной Программы
1.1.1. Атмосферный воздух
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения в 2016 г составили 1.883 тыс. тонн, в том числе твердых веществ 0,063 тыс. тонн, газообразных и жидких 1,82 тыс. тонн: диоксид серы 0,012 тыс. тонн, оксид углерода 0,482 тыс. тонн, оксид азота 0,2 тыс. тонн. Имеется 903 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них 418 источников - организованные.
Проходят очистку 17,26% загрязняющих веществ.
Основными загрязнителями атмосферного воздуха в районе являются ООО "Башнефть-Добыча" НГДУ "Уфанефть", АО ПТФ "Башкирская", ООО ПТФ "Уфимская", ГУ СП совхоз "Алексеевский", подразделения АО "Башкиравтодор", ООО "Дортрансстрой", ООО "Лассербергер", подразделения ПАО "ГазпромтрансгазУфа", ОП "Уфимский трансформаторный завод", ЛПДС "Нурлино" АО "Транснефть-Урал", АО "МАУ", ООО "Агрофирма им. Цюрупы", ООО ЖКХ "Шемяк".
Основные проблемы в области охраны атмосферного воздуха:
- тенденция к увеличению валового выброса загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения.
- высокое влияние объектов нефтепереработки и нефтедобычи ПАО АНК "Башнефть" на состояние атмосферного воздуха в прилегающих к объектам предприятия сельских поселениях (д. Алексеевка, с. Красный Яр, д. Якшиваново, с. Дмитриевка).
- сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха в результате проведения ремонтных работ на объектах добычи нефти и как следствие ежегодные жалобы, в частности жителей д. Ягодная Поляна и с. Дмитриевка на загазованность;
- оперативный контроль и регулирование состояния атмосферного воздуха;
- увеличение количества и эффективности газоочистных установок;
- создание условий для расширения сети газовых заправок для автомобильного транспорта.
1.1.2. Водные ресурсы
Основу гидрографической сети Уфимского района составляют реки Уфа, Уршак, Дема и Белая. Основная водная артерия района - река Белая (Агидель).
В Уфимском районе насчитывается боле 70 рек. Основную часть из них составляют малые реки.
Площади, занятые водными объектами составляют - более 13 тыс. га (с учетом охранной зоны).
В Уфимском районе насчитывается более 130 озер, из них 60% это пойменные озера и старицы, расположенные в речных долинах.
Большинство малых рек, протекающих по территории района, маловодны. Основная часть годового стока приходится на весеннее половодье.
Водные ресурсы на территории района отличаются большой внутригодовой и многолетней изменчивостью, что затрудняет удовлетворение потребностей населения и экономики в необходимом количестве воды. Особенно остро это проявляется в маловодные годы, такие как 2014-2016 гг.
На р. Уфа микрорайон Шакша при прогнозируемых уровнях 740 мм фактически было 489 мм, на р. Белая в черте г. Уфа соответственно при прогнозируемом уровне 700 мм уровень был 397 мм.
Аномально низкими были и уровни малых рек. Некоторые реки и озера пересыхали в 2016 году.
На понижение уровней водности рек и подземных (грунтовых вод, питающихся атмосферными осадками) повлияли дефицит атмосферных осадков в 2016 году.
В связи с низкими уровнями вод в природных водоемах (реках, озерах и недрах) по большинству населенных пунктов района уменьшилось водопотребление из водозаборных скважин, колодцев, рек и ручьев, имеющих естественное восполнение запасов за счет атмосферных осадков.
Природопользователи района оказывают ежегодно значительную антропогенную нагрузку на водные объекты республики сбросом сточных вод, качество очистки которых недостаточное.
По Уфимскому району использовано пресной воды на различные нужды за 2016 год 6,319 млн. куб. м (0,619 поверхностной и 5,7 подземной), в том числе: на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды 1,695 млн. куб. м, на производственные нужды 0,981 млн. куб. м, на регулярное орошение - 1,281 млн. куб. м, на сельхозводоснабжение - 0,419 млн. куб. м, на нужды поддержания пластового давления - 0,873 млн. куб. м, на прочие нужды 1,07 млн. куб. м.
Использовано по Уфимскому району РБ сточной воды 0,05 млн. куб. м, коллекторно-дренажной воды - 0.
Сброс сточных вод на рельеф осуществляют ГУЗ РПНС "Акбузат", АО ПТФ "Башкирская", ООО ЖКХ "Шемяк", ГУП санаторий "Юматово", АО МАУ.
Основными причинами неэффективной работы очистных сооружений, как и в предыдущие годы, являются:
устаревшие технологии и изношенность основных производственных фондов;
сброс в канализацию неутилизированных отходов; отсутствие локальных очистных сооружений, ведущее к перегрузке основных очистных сооружений по концентрации поступающих загрязнителей;
перегрузка очистных сооружений по гидравлике; неудовлетворительная эксплуатация очистных сооружений; эксплуатация очистных сооружений с отступлением от проектных
схем;
отсутствие проектов НДС, решений о предоставлении водных объектов пользование, разрешения на сброс (например, БОС в с. Дмитриевка);
низкая эффективность работы очистных сооружений в районе (например, в с. Нижегородка), отсутствие очистных сооружений и сброс неочищенных сточных вод в с. Миловка, д. Подымалово.
В связи с вышеуказанным, для улучшения экологической обстановки на водных объектах и охраны водных объектов, требуется выполнение следующих мероприятий:
повышение эффективности работы действующих очистных сооружений и строительство новых, с целью приведения качества сбрасываемых в окружающую среду сточных вод до требуемых нормативов сброса;
проектирование и строительство очистных сооружений на промышленных предприятиях, с целью улучшения качества сбрасываемых промышленных сточных вод.
уменьшение негативного влияния поверхностного стока за счет осуществления природоохранных мероприятий и выноса из водоохранных зон источников загрязнения;
прочистка и замена изношенных водопроводных и канализационных сетей;
приведение очищаемых сточных вод до нормативных показателей, строительство очистных сооружений в с. Миловка, д. Подымалово;
капитальный ремонт и реконструкция действующих биологических очистных сооружений.
1.1.3. Экологическая ситуация в области обращения с отходами производства и потребления и земельных ресурсов
В Уфимском районе отсутствует система мониторинга состояния почв, что не позволяет объективно оценить их общее состояние. Тем не менее, даже разрозненные данные показывают, что почва в районе населенных пунктов загрязнена. Особенно страдают почвы около автомобильных магистралей, промплощадок предприятий, на землях, отведенных для нефтяной промышленности. Крупными источниками загрязнения почв являются накопители отходов, в том числе несанкционированные свалки.
На сегодняшний день, на территории муниципального района Уфимский район нет ни одного предприятия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, соответствующих требованиям норм. В результате этого, практически на всех территориях сельских поселений стихийно образовались несанкционированные свалки. Такие же свалки образовались вокруг садоводческих товариществ и дачных участков.
На территории района расположены две самые крупные птицефабрики, на которых отсутствует технология переработки птичьего помета в органическое удобрение. Что создает реальную угрозу экологической обстановки в близлежащих населенных пунктах нашего района.
Проблемы, требующие решения:
система мониторинга состояния почв в районе;
благоустройство промплощадок и санитарно-защитных зон предприятий.
1.1.4. Особо охраняемые природные территории
На территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан находятся 4 памятника природы:
Защитные насаждения Уфимского опытного поля;
Юматовские опытные лесные культуры;
Популяции орхидей на Чуркинском болоте;
Гнезда хищных птиц и места скопления журавлей в урочище Енгалыш.
Памятники природы - это отдельные уникальные природные комплексы и ландшафты, редкие и достопримечательные объекты живой природы, имеющие реликтовое, научное, историческое эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране.
Защитные насаждения Уфимского опытного поля в Уфимском районе.
Заложены в 40-х годах в целях изучения влияния лесных полос различной конструкции на урожайность сельскохозяйственных культур, на распределение снега и выявление стойкости защитных насаждений против эрозии на надпойменной террасе р. Белая. 1 лавными породами в лесных полосах являются: тополь, береза, дуб, клен и лиственница.
В результате получены и разработаны рекомендации по выращиванию, уходу и реконструкции лесных полос. Полученный опыт является эталоном для создания полезащитных и почвозащитных лесных полос в различных районах республики.
Данные защитные лесонасаждения как памятник природы закреплены за Уфимским опытным полем, ныне Опытно-производственное хозяйство "Уфимское" Башкирского научно-исследовательского института сельского хозяйства. Землепользователем данного памятника природы является ФГУП ОПХ "Уфимское".
Гнезда хищных птиц и места скопления журавлей в урочище "Енгалыш".
Образован в качестве памятника природы регионального значения на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21 июля 2005 года N 673-р "Об объявлении природных объектов и комплексов Республики Башкортостан, объявленных памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения". Кластерный памятник природы расположен в 3-х километрах на юго-восток от села Старые Камышлы в кварталах 9, 12 и 13 Красноярского лесничества Учебно-опытного лесхоза БГАУ. В состав памятника природы внесены три изолированных участка. 1-ый участок площадью 8,3 га включает в себя выдел 17 квартала 9 Красноярского лесничества, 2-ий участок включает в себя выделы 29 и 30 квартала 9 выделы 6, 7, 8 квартала 12 и северо-западную часть выдела 1 квартала 13 общей площадью 11,3 га, 3-ий участок представляет собой выдел 33 квартала 12 того же лесничества площадью 1,8 га. В общей сложности памятник природы имеет площадь 21,4 га.
Объекты охраны: гнезда подорликов - (участок 1 и 111), и место постоянного гнездования журавлей - Журавлиное болото (участок 11).
Подорлик - крупный дневной пернатый хищник, в течение многих лет гнездящийся в пределах указанных участков (участок - 1-ый и 3-ий). Новое гнездо строит в непосредственной близости к старому.
Охранное обязательство в соответствии с оформленным паспортом на памятник природы передано ГУ Учебно-опытный центр "Лесовод" Минлесхоза Республики Башкортостан.
Популяции орхидеи на Чуркинском болоте.
Образован в качестве памятника природы регионального значения на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21 июля 2005 года N 673-р "Об объявлении природных объектов и комплексов Республики Башкортостан, объявленных памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения". Расположен в 3-х км к юго-западу от села Старые Камышлы. Землепользователь - ООО Агрофирма "Николаевская", которому передано охранное обязательство. Площадь около 750 га. Объекты охраны: заболоченные злаково-осоковые луга с островами березовых и широколиственных лесов, для которых характерно произрастание хорошо сохранившихся популяций видов из семейства Орхидные.
Урочище представляет собой сложный ландшафтный комплекс с основой из заболоченных злаково-осоковых лугов. Островки березовых и смешанных широколиственно-березовых лесов перемежающиеся с заболоченными и более суходольными лугами являются основными местами произрастания плотных популяций ценных видов орхидных: ятрышника шлемоносного, пальчатокоренника кровавого, пальчатокоренника мясо-красного, тайника яйцевидного, кокушника длиннорогового, любки двулистной, дремлика болотного. Из них яртышник шлемовидный вошел в Красную книгу Российской Федерации, тайник яйцевидный, кокушник длиннорогий и дремлик болотный внесены в Красную книгу Республики Башкортостан (2001). Уфимским территориальным управлением Министерства экологии Республики Башкортостан установлены аншлаги на территории памятника природы.
Юматовские опытные лесные культуры.
Уникальные многолетние опытные культуры, заложенные БашНИИЛОС в период с 1937 года по 60-ые годы XX века. Образован как памятник природы постановлением Совета Министров БАССР от 17.08.1965 г. N 465 "Об охране памятников природы Башкирской АССР". Площадь около 81,4 га. Около 9 массивов на участке между селами Авдон, Юматово, Нижегородка и Жуково. Объекты охраны: интродуцированные различные экзотические деревья и кустарники: орех маньчжурский, бархат амурский, сосна сибирская, сосна Муррея, ясень пенсильванский и др. Здесь проводились лесокультурные опытные работы и разрабатывались передовые методы лесоводства, в том числе агротехника культур дуба, сосны, тополей и других.
Памятник имеет научное, историческое и практическое значение.
Охранное обязательство в соответствии с оформленным паспортом на памятник природы передано ГОУ СПО "Уфимский лесхоз-техникум" ГУ Уфимское лесничество.
2. Цели и задачи программы
Целью Программы является улучшение состояния окружающей природной среды в районе и повышение уровня экологической безопасности для населения.
Для достижения этой цели необходима реорганизация существующей природоохранной политики с использованием принципов рыночной экономики.
Главным направлением в достижении цели Программы является формирование и проведение природоохранной политики, позволяющей создать условия для постоянного улучшения состояния окружающей природной среды и повышения уровня экологической безопасности для населения с учетом реального экономического положения и социальных аспектов.
Необходимо решение следующих основных задач:
поэтапная стабилизация и улучшение экологического и санитарного состояния водоемов, земельных ресурсов и особо охраняемых природных территорий;
снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и организаций;
совершенствование экономических механизмов охраны окружающей среды за счет разработки и внедрения в практику новых форм финансирования природоохранной деятельности;
формирование рынка экологических работ и услуг; развитие системы экологического мониторинга; развитие системы экологического образования и воспитания. Достижение основной цели Программы обеспечивается реализацией следующих задач:
разработка комплекса мер по повышению инвестиционной привлекательности природоохранной деятельности;
привлечение различных слоев населения района к природоохранной деятельности.
Повышение эффективности природоохранной деятельности на предприятиях района достигается за счет:
разработки и внедрения комплекса мер по "экологизации" производств; стимулирования снижения негативного воздействия от деятельности предприятий на окружающую среду;
участия в формировании рынка товаров и услуг в области охраны окружающей среды.
Совершенствование экономических и финансовых механизмов в сфере охраны окружающей среды достигается путем:
разработки и внедрения нетрадиционных форм внебюджетного финансирования природоохранной деятельности.
В перспективе предполагается разработка системы постоянного увеличения объема внебюджетных средств и повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на охрану окружающей среды.
Совершенствование системы экологического воспитания и образования населения, подготовка и переподготовка кадров в области охраны окружающей среды, привлечение общественности к решению экологических проблем достигается путем:
систематической профессиональной экологической подготовки и переподготовки руководителей и специалистов промышленных предприятий и органов исполнительной власти;
развития системы непрерывного экологического образования населения начиная с дошкольного возраста.
3. Объемы и источники финансирования программы
Объем финансирования Программы составляет 276,93 млн. рублей, в том числе за счет:
Средств бюджета Республики Башкортостан - 1,0 млн. рублей;
Средств бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - 0 рублей;
Средств бюджета сельских поселений муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - 3,9 млн. рублей;
Собственных средств организаций, предприятий, участвующих в реализации Программы на добровольной основе, и других внебюджетных источников - 272,03 млн. рублей;
2018 год - 165,33 млн. рублей;
2019 год - 101,3 млн. рублей;
2020 год - 10,3 млн. рублей;
Средств бюджета Республики Башкортостан:
2018 год - 1,0 млн. рублей;
2019 год - 0,0 млн. рублей;
2020 год - 0,0 млн. рублей;
Средств бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан:
2018 год - 0 рублей;
2019 год - 0 рублей;
2020 год - 0 рублей;
Средств бюджета сельских поселений муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан:
2018 год - 1,3 млн. рублей;
2019 год - 1,3 млн. рублей;
2020 год - 1,3 млн. рублей;
Собственных средств организаций, участвующих в реализации Программы на добровольной основе, и других внебюджетных источников:
2018 год - 163,03 млн. рублей;
2019 год - 100,0 млн. рублей;
2020 год - 9,0 млн. рублей.
4. Механизм реализации программы
Муниципальным заказчиком Программы является администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Основным Разработчиком Программы является сектор лесного и дорожного контроля, охраны окружающей среды администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Исполнителем мероприятий Программы является сектор лесного и дорожного контроля, охраны окружающей среды администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Система мероприятий программы предусмотрена в плане реализации муниципальной Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Сектор лесного и дорожного контроля, охраны окружающей среды администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан как основной исполнитель Программы ежегодно в установленном порядке представляет в администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан отчеты о выполнении Программы; с учетом объема финансовых средств, выделенных на реализацию Программы, и предварительных ее результатов уточняет содержание, сроки выполнения и объемы финансирования программных мероприятий.
Система контроля за реализацией Программы включает: мониторинг выполнения и координацию деятельности исполнителя программных мероприятий на основе периодической отчетности; оценку социально-экономической эффективности реализации Программы.
5. Оценка социально-экономической эффективности
Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с этим затрат и результатов, а также обеспечения основных принципов бюджетной системы: прозрачности и достоверности бюджета, эффективности, адресности и целевого характера расходования бюджетных средств.
Оценка эффективности реализации Программы в соответствии с уровнем достижения целевых показателей социально-эффективности реализации Программы.
В результате выполнения Программы ожидается:
Сокращение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу окружающей среды за счет внедрения природоохранных мероприятий на 70%;
Улучшение качества очистки сбросов в водные объекты на 60%;
Создание условий для внедрения экологически чистых технологий и производств, малозатратных и безинвестиционных мероприятий в области охраны окружающей среды;
Развитие системы экологического воспитания и образования населения с увеличением на 50%;
Привлечение общественности к участию в решении экологических проблем на 30%;
Оздоровление загрязненных почв на 10%;
Повышение эффективности работы действующих очистных сооружений и строительство новых, с целью приведения качества сбрасываемых в окружающую среду сточных вод до требуемых нормативов сброса на 30%;
Проектирование и строительство очистных сооружений на промышленных предприятиях, с целью улучшения качества сбрасываемых промышленных сточных вод на 60%;
Уменьшение негативного влияния поверхностного стока за счет осуществления природоохранных мероприятий и выноса из водоохранных зон источников загрязнения на 40%;
Капитальный ремонт и реконструкция действующих биологических очистных сооружений на 40%.
В результате реализации Программы предусматривается создание условий для постоянного улучшения состояния окружающей природной среды, вовлечения различных слоев населения района в природоохранную деятельность.
Кроме того, Программа имеет ощутимый социально-экономический эффект, выражаемый в создании новых рабочих мест в рамках формирования рынка экологических услуг, в оздоровлении экологической обстановки и улучшении условий проживания населения, снижении прямых и косвенных экономических затрат общества (на лекарства и лечение, на приобретение средств для улучшения качества воды и воздуха и др.) Рынок экологических работ и услуг - это новый сектор экономики, который должен стать привлекательным для малого и среднего бизнеса.
Программа позволит объединить усилия всех заинтересованных организаций на районном уровне для решения приоритетных проблем оздоровления экологической ситуации в районе, привлечь необходимые финансовые ресурсы, повысить отдачу инвестируемых в экологическую безопасность средств, снизить количество административных наказаний, налагаемых надзорными органами.
Перечень мероприятий программы "Экология и природные ресурсы муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на 2018-2020 годы"
N п/п |
Наименование мероприятия, исполнитель |
Сроки выполнения |
Источники финансирования |
Прогнозируемый объем финансирования, млн. рублей |
Ожидаемые результаты |
|||
Всего |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. "Охрана и рациональное использование водных ресурсов" | ||||||||
1.1 |
Очистка и благоустройство прибрежных полос водных объектов, - администрации сельских поселений муниципального района Уфимский район РБ |
2019-2020 гг. |
Всего, в том числе: |
2,4 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Охрана водных ресурсов, улучшение экологического состояния водных объектов |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
2,4 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
||||
Внебюджетные средства |
|
|
|
|
||||
1.2 |
Реконструкция очистных и замена наружных сетей водоотведения, - ГУП санаторий "Юматово" |
2018-2020 гг. |
Всего, в том числе: |
114,0 |
5,0 |
100,0 |
9,0 |
Повышение эффективности работы очистных и наружных сетей водоотведения |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
114,0 |
5,0 |
100,0 |
9,0 |
||||
1.3 |
Разработка ПСД капитального ремонта очистных сооружений, - ГАУЗ "Акбузат" д. Уптино СП Юматовский сельсовет |
2018 г. |
Всего, в том числе: |
1,0 |
1,0 |
|
|
Повышение эффективности работы очистных и наружных сетей водоотведения |
Бюджет Республики Башкортостан |
1,0 |
1,0 |
|
|
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
|
|
|
|
||||
1.4 |
Обустройство родников: Святой источник д. Светлая (СП Кирилловский сельсовет), д. Лесной, ул. Трактовая (СП Миловский сельсовет); д. Николаевка, около бывшего животноводческого комплекса (СП Николаевский сельсовет); с. Русский Юрмаш, ул. Советская (СП Русско-Юрмашский сельсовет); с. Черкассы, в конце ул. Центральная (СП Черкасский сельсовет); д. Волково, ул. Косолапова (СП Черкасский сельсовет); д. Юматово, ул. Родниковая (СП Юматовский сельсовет) |
2018-2020 гг. |
Всего, в том числе: |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Охрана водных ресурсов, улучшение экологического состояния родников |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
||||
Внебюджетные средства |
|
|
|
|
||||
1.5 |
Очистка и утилизация сточных вод на локальных очистных сооружениях, - Черкасское НУ-филиала АО "Транснефть-Урал" |
2018 г. |
Всего, в том числе: |
1,3 |
1,3 |
|
|
Снижение негативного влияния на окружающую среду |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
1,3 |
1,3 |
|
|
||||
2. "Охрана и рациональное использование земельных ресурсов" | ||||||||
2.1 |
Обработка загрязненной территории (обваловка кард, обработка загрязненной территории гуминовыми кислотами, детоксикация тяжелых металлов, посев многолетних трав) - АО Птицефабрика "Башкирская" |
2018 г. |
Всего, в том числе: |
15,48 |
15,48 |
|
|
Улучшение качества земель |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
15,48 |
15,48 |
|
|
||||
2.2 |
Высокопроизводительное использование и повышение плодородия земли, - Сельхозпредприятия, КФХ на территории МР Уфимский район РБ |
2018-2020 гг. |
Всего, в том числе: |
|
|
|
|
Улучшение качества земель |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
|
|
|
|
||||
2.3 |
Рекультивация земель временного пользования, - Черкасское НУ-филиала АО "Транснефть-Урал" |
2018 г. |
Всего, в том числе: |
36,45 |
36,45 |
|
|
Предотвращение загрязнения земель |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
36,45 |
36,45 |
|
|
||||
3. "Восстановление лесов и озеленение территорий" | ||||||||
3.1 |
Посадка саженцев деревьев на территории СП Авдонский сельсовет, - ООО "Башнефть-Добыча" НГДУ "Уфанефть" |
2018 г. |
Всего, в том числе: |
0,1 |
0,1 |
|
|
Увеличение покрытых лесом площадей, улучшение качества атмосферного воздуха |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
0,1 |
0,1 |
|
|
||||
3.2 |
Озеленение территорий МР Уфимский район РБ, - предприятия, организации, учреждения района |
2018-2020 гг. |
Всего, в том числе: |
|
|
|
|
Улучшение качества атмосферного воздуха |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
|
|
|
|
||||
4. "Охрана атмосферного воздуха" | ||||||||
4.1 |
Разработка проекта санитарно-защитной зоны, - АО "Международный аэропорт "Уфа" |
2018 г. |
Всего, в том числе: |
0,9 |
0,9 |
|
|
Уменьшение загрязнения атмосферного воздуха |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
0,9 |
0,9 |
|
|
||||
4.2 |
Озеленение санитарно-защитных зон газоустойчивыми древесно-кустарниковыми породами, - промышленные предприятия на территории МР Уфимский район РБ |
2018-2020 гг. |
Всего, в том числе: |
|
|
|
|
Уменьшение загрязнения атмосферного воздуха |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
|
|
|
|
||||
4.3 |
Уровень экологичности производства: снижение удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, - Черкасское НУ-филиала АО "Транснефть-Урал" |
2018 г. |
Всего, в том числе: |
|
|
|
|
Уменьшение загрязнения атмосферного воздуха |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
|
|
|
|
||||
4.4 |
Монтаж понтонов резервуаров, - Черкасское НУ-филиала АО "Транснефть-Урал" |
2018 г. |
Всего, в том числе: |
4,3 |
4,3 |
|
|
Снижение негативного влияния на окружающую среду |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
4,3 |
4,3 |
|
|
||||
4.5 |
Модернизация асфальтобетонного завода Уфимского ДРСУ (ст. Уршак СП Зубовский сельсовет) с установкой шаровой мельницы. Замена фильтрующих агрегатов на новые, - филиал Уфимское ДРСУ АО "Башкиравтодор" |
2018 г. |
Всего, в том числе: |
98,0 |
98,0 |
|
|
Снижение негативного влияния на окружающую среду, уменьшение загрязнения атмосферного воздуха |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
98,0 |
98,0 |
|
|
||||
4.6 |
Установка дополнительных фильтрующих модулей очистки воздуха на асфальтобетонном заводе Лебяжинского ДРСУ (д. Мударисово СП Михайловский сельсовет), - филиал Лебяжинское ДРСУ АО "Башкиравтодор" |
2018 г. |
Всего, в том числе: |
1,5 |
1,5 |
|
|
Уменьшение загрязнения атмосферного воздуха |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
1,5 |
1,5 |
|
|
||||
5. "Экологическое воспитание населения" | ||||||||
5.1 |
Проведение экологических акций, субботников, - администрация МР Уфимский район РБ, администрации сельских поселений, предприятия, учреждения, организации |
2018-2020 гг. |
Всего, в том числе: |
|
|
|
|
Улучшение экологической обстановки, воспитание экологической культуры населения |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
|
|
|
|
||||
5.2 |
Экологическое просвещение в СМИ, проведение занятий в общеобразовательных учебных заведениях, - Отдел образования администрации, редакция газеты "Уфимские нивы", предприятия, учреждения, организации |
2018-2020 гг. |
Всего, в том числе: |
|
|
|
|
Воспитание экологической культуры у населения |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
|
|
|
|
||||
5.3 |
Составление и реализация планов природоохранных мероприятий, - предприятия, учреждения, организации |
2018-2020 гг. |
Всего, в том числе: |
|
|
|
|
Соблюдение требований природоохранного законодательства, снижение негативного влияния предприятий на окружающую среду |
Бюджет Республики Башкортостан |
X |
X |
X |
X |
||||
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
||||
Бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
||||
Внебюджетные средства |
|
|
|
|
||||
|
|
|
Всего, в том числе: |
276,93 |
165,33 |
101,3 |
10,3 |
|
|
|
|
Бюджет Республики Башкортостан |
1,0 |
1,0 |
|
|
|
|
|
|
Бюджет муниципального района |
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджет сельских поселений |
3,9 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
|
|
|
|
Внебюджетные средства |
272,03 |
163,03 |
100,0 |
9,0 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 6 февраля 2018 г. N 310 "Об утверждении Программы "Экология и природные ресурсы муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на 2018-2020 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 6 февраля 2018 г.
Текст постановления официально опубликован не был