город Уфа |
31 октября 2018 года |
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей Ф.Р. Муратшина, В.М. Крылова,
с участием стороны, обратившейся в Конституционный Суд Республики Башкортостан, - граждан С.А. Атангуловой и Р.З. Музафаровой, представителей стороны, издавшей акт, - заместителя главы Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан А.В. Короткова, заместителя главы Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан С.В. Парфеновой, юриста Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан О.А. Волобуевой,
а также приглашенных в заседание заведующего отделом судебного представительства и помилования Государственного правового управления Администрации Главы Республики Башкортостан С.С. Сагитова, заместителя заведующего отделом судебного представительства Аппарата Правительства Республики Башкортостан Н.О. Калеевой, начальника отдела финансирования государственной службы и оплаты труда Министерства финансов Республики Башкортостан P.P. Ханнанова, заместителя Руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан О.В. Вансковой, начальника Управления по контролю и надзору за сферой образования Республики Башкортостан А.В. Хажина, заместителя начальника отдела сопровождения территориальных подразделений и реализации государственной политики в сфере труда Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан С.В. Михайловской, заместителя начальника юридического отдела Министерства финансов Республики Башкортостан Е.В. Шустиковой, заведующего сектором правовой работы Министерства культуры Республики Башкортостан Н.Т. Мурзагильдина, ведущего специалиста по правовой работе Республиканской организации Башкортостана Российского профсоюза работников культуры О.Ю. Малиновской,
руководствуясь частью первой статьи 106 Конституции Республики Башкортостан, статьями 3, 4, 38, 39, 42 и 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципального автономного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан от 22 октября 2015 года N 859.
Поводом к рассмотрению дела явилось коллективное обращение граждан С.А. Атангуловой, У.Р. Аккужина, Г.Р. Ишкильдиной (Алчиновой), Г.М. Мунасипова, Р.Д. Муталлаповой, Ф.М. Мустафиной, Р.З. Музафаровой, Д.Х. Надыргулова, Г.Ш. Расуловой, Ю.А. Сагитовой (Гумеровой) на нарушение их конституционных прав вышеуказанным нормативным правовым актом.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемый заявителями акт.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.М. Крылова, объяснения сторон, заключения экспертов - заведующей кафедрой финансового и экологического права Института права Башкирского государственного университета, доктора юридических наук, профессора Н.А. Саттаровой и начальника кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, кандидата юридических наук, доцента Ю.Х. Яхиной, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. Граждане С.А. Атангулова, У.Р. Аккужин, Г.Р. Ишкильдина (Алчинова) и другие (всего 10 заявителей) работают преподавателями в Детской школе искусств муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан - муниципальном автономном учреждении дополнительного образования детей. Полномочия учредителя и собственника имущества данного учреждения от имени муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан осуществляет Администрация муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан.
Постановлением Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан от 22 октября 2015 года N 859 было утверждено Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципального автономного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан (далее - Положение), которым установлен коэффициент для определения размеров минимальных окладов и минимальных ставок заработной платы 1,46 и минимальная ставка оклада для преподавателей 5 548 рублей.
В своем обращении в Конституционный Суд Республики Башкортостан заявители просят проверить конституционность Положения, утверждая, что в республиканских образовательных учреждениях вне зависимости от их ведомственной подчиненности оплата труда преподавателей производится исходя из минимального оклада 8128 рублей, установленного для профессиональной квалификационной группы преподавателей. Заявители считают, что введение Администрацией муниципального района Зилаирский район правового регулирования расчета заработной платы преподавателей, отличающегося от общереспубликанского, путем применения коэффициента для определения размера минимального оклада (ставки) заработной платы 1,46 вместо 2,139 и установления минимального оклада ниже уровня, определенного Правительством Республики Башкортостан (5 548 рублей вместо 8 128 рублей), ущемляет их гарантированные Конституцией Республики Башкортостан права и свободы, и противоречит статье 40 Конституции Республики Башкортостан. В обращении также утверждается, что разработка Положения является прерогативой самой образовательной организации - Детской школы искусств муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан.
Предметом конституционного контроля по настоящему делу, таким образом, является Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципального автономного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан, утвержденное постановлением Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан от 22 октября 2015 года N 859.
2. Согласно Конституции Республики Башкортостан каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (часть вторая статьи 40); в Республике Башкортостан признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 7); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в пределах своей компетенции формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения (часть первая статьи 112).
В силу статьи 72 (пункты "к" и "н" части 1) Конституции Российской Федерации трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3).
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относит создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (пункт 3 части 1 статьи 17). Одним из вопросов местного значения муниципального района является организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 11 части 1 статьи 15).
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", так же как и в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указывается, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (пункт 2 части 1 статьи 9).
В Республике Башкортостан правовое регулирование организации местного самоуправления осуществляет Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года N 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан", согласно которому к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся вопросы, установленные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 1 статьи 7).
Таким образом, из взаимосвязанных положений статей 7 и 112 Конституции Республики Башкортостан, статей 15 и 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и статьи 7 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" следует, что органы местного самоуправления обладают широкой дискрецией в решении такого вопроса местного значения, как организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
2.1. Устав муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан, утвержденный решением Совета муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 года N 39 "Об Уставе муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан" (далее - Устав муниципального района), определяет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (пункт 3 части 1 статьи 6).
В соответствии с Уставом муниципального района Администрация муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан (далее - Администрация), входя в структуру органов местного самоуправления муниципального района, обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и Уставом муниципального района к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района, в том числе полномочиями в области муниципального контроля (абзац третий части 1 статьи 22).
Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, создаваемых муниципальным районом, осуществляет Администрация, которая также определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений. Глава Администрации утверждает устав муниципального предприятия и учреждения постановлением Администрации, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (абзацы первый, второй, третий и четвертый части 4 статьи 34 Устава муниципального района).
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципального района. Администрация муниципального района с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и федерального законодательства осуществляет соответствующие бюджетные полномочия как главный распорядитель и получатель бюджетных средств, а также как главный администратор доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета (часть 1 статьи 32, часть 2 статьи 36 Устава муниципального района).
2.2. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным (пункт 1 статьи 123.22).
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта; автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования (части 1 и 2 статьи 2, часть 3 статьи 5 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
Анализ материалов, изученных Конституционным Судом Республики Башкортостан, показал, что автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан (далее - Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ в сфере дополнительного образования детей (пункт 1.3 Устава автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детская школа искусств муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан) (далее - Устав).
Предметом деятельности Учреждения является дополнительное музыкальное и художественное образование детей, основной целью деятельности - реализация программ на уровне дополнительного образования детей (пункты 2.2, 2.3 Устава).
Полномочия учредителя Детской школы искусств от имени муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан осуществляет Администрация муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан (пункт 1.4 Устава). Собственником имущества является муниципальный район Зилаирский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан (пункт 8.3 Устава). К источникам формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения относятся, в частности, бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций, доходы от выполнения работ, оказания услуг (пункт 8.7 Устава).
Компетенция учредителя в области управления Учреждением включает установление задания в соответствии с предусмотренной Уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания (подпункт 1 пункта 3 Устава).
Приведенное правовое регулирование учитывает специфику муниципальных автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в соответствии с формируемым для них муниципальным заданием и, как правило, за счет финансового обеспечения выполнения этого задания в виде субсидий из соответствующего бюджета (часть 5 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях"). В частности, указанный порядок финансирования деятельности муниципальных автономных учреждений предполагает необходимость выделения достаточных бюджетных средств, в том числе для оплаты труда работников учреждения с учетом уплаты страховых взносов в связи с выполнением муниципального задания на основе плана финансово-хозяйственной деятельности.
2.3. Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть вторая статьи 40 Конституции Республики Башкортостан, статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Право на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия признается одним из важнейших прав в сфере труда Всеобщей декларацией прав человека (статья 23), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (статья 7), а также Европейской социальной хартией (пересмотренной), принятой в городе Страсбурге 3 мая 1996 года (статья 4 части II).
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации вопросы оплаты труда решаются на уровне самого предприятия путем принятия локальных актов. Причем согласно части четвертой статьи 135 названного Кодекса локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Часть первая статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет обязанность работодателя направить проект локального нормативного акта, а также обоснование по нему в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации, чем обеспечивается профсоюзный контроль за соблюдением трудовых прав членов профсоюза, первичная организация которого представляет интересы работников данного работодателя и направлена на дополнительную защиту трудовых прав работников.
Помимо этого, статьей 372 данного Кодекса предусмотрена обязанность работодателя в случае несогласия выборного органа первичной профсоюзной организации с проектом локального нормативного акта либо получения предложения по совершенствованию указанного проекта провести дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения, а также закреплено право обжалования выборным органом первичной профсоюзной организации локального нормативного акта в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд и право начать процедуру коллективного трудового спора.
Кроме того, системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (часть пятая статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью третьей статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.
2.4. В силу пункта 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных данным Кодексом.
Установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования относится к бюджетным полномочиям муниципальных образований. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Такие расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (абзац четвертый пункта 1 статьи 9, абзац второй пункта 1, пункт 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда организаций, финансируемых из местного бюджета, как и исполнение других расходных обязательств муниципального района, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местного бюджета. При этом фонд оплаты труда работников бюджетных и автономных учреждений формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке таким учреждениям из соответствующего бюджета и средств от приносящей доход деятельности.
Следовательно, разрешая вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников муниципальных учреждений, которые относятся к компетенции органов местного самоуправления, они вправе самостоятельно принимать решения по установлению коэффициентов для определения минимальных окладов работников муниципальных учреждений с учетом исполнения доходной части бюджета муниципальных образований.
3. Согласно Конституции Республики Башкортостан органы местного самоуправления, находящиеся на территории Республики Башкортостан, обязаны соблюдать Конституцию Республики Башкортостан, законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан (часть третья статьи 14). Органы государственной власти Республики Башкортостан содействуют местному самоуправлению (часть третья статьи 112). Правительство Республики Башкортостан вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Республики Башкортостан, а также вправе обратиться в суд (пункт 11 статьи 96).
Из приведенных конституционных положений следует, что самостоятельность органов местного самоуправления в решении таких вопросов местного значения, как организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и определение размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений, не означает возможности органов местного самоуправления действовать произвольно. Устанавливая правила оплаты труда работников муниципальных организаций, органы местного самоуправления связаны положением Конституции Республики Башкортостан, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, (часть вторая статьи 40), а также требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющего как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (статья 144).
С 1 декабря 2008 года в Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
В пункте 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации, указывается, что "Системы оплаты труда работников федеральных казенных учреждений устанавливаются положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений. Указанные положения носят для федеральных казенных учреждений обязательный характер".
Что касается работников федеральных бюджетных и автономных учреждений, то системы оплаты труда для них устанавливаются "с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и федеральными учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения". Причем указанные примерные положения носят для федеральных бюджетных и автономных учреждений рекомендательный характер.
Для работников государственных учреждений Республики Башкортостан новые системы оплаты труда введены Указом Президента Республики Башкортостан от 22 марта 2008 года N УП-94 "О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан". Принятым во исполнение данного Указа Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 марта 2008 года N 94 утверждено Положение об установлении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан, пункт 2.1 которого также предусматривает, что "Системы оплаты труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений устанавливаются с учетом положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных, казенных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых Правительством Республики Башкортостан. Указанные положения носят для государственных бюджетных и автономных учреждений рекомендательный характер, для казенных учреждений - обязательный характер".
Пунктом 8 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 27 марта 2008 года N 94 предложено органам местного самоуправления в Республике Башкортостан по мере принятия решений по новым системам оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан принять соответствующие решения по муниципальным бюджетным учреждениям.
Это означает, что органы местного самоуправления Республики Башкортостан при принятии решений о порядке и условиях оплаты труда работников подведомственных им муниципальных учреждений вправе самостоятельно утверждать общие для всех таких учреждений положения об оплате труда их работников, в том числе устанавливать коэффициенты для определения минимальных окладов работников муниципальных учреждений с учетом исполнения доходной части бюджета муниципальных образований. Однако для муниципальных автономных учреждений содержащиеся в этих общих положениях требования должны иметь не обязательный, а рекомендательный характер.
Как показал анализ оспариваемого заявителями акта, Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципального автономного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан не является общим для всех муниципальных учреждений района, как того требует действующее правовое регулирование, а его нормы не носят для муниципального автономного учреждения характер рекомендаций.
Следовательно, Администрация Зилаирского района Республики Башкортостан, утверждая своим постановлением рассматриваемое в настоящем деле Положение, превысило установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан полномочия по регулированию порядка оплаты труда работников муниципального автономного учреждения - Детской школы искусств муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан, тем самым нарушив принцип самостоятельности автономного учреждения и, как следствие этого, ущемив конституционное право его работников на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Проверка же того, надлежащим ли образом исполняются требования закона, устанавливающего системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, осуществляется судами общей юрисдикции и не относится к компетенции Конституционного Суда Республики Башкортостан, определенной в статье 106 Конституции Республики Башкортостан и статье 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан".
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 74, статьями 75, 76, 77, 78, 81, 82 и 83 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Признать не соответствующим Конституции Республики Башкортостан, ее статьям 14 (части третьей), 40 (части второй), Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципального автономного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан, утвержденное постановлением Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан от 22 октября 2015 года N 859.
2. В соответствии с частью 3 статьи 82 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципального автономного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан, утвержденное постановлением Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан от 22 октября 2015 года N 859, утрачивает силу.
3. Настоящее Постановление не может быть пересмотрено иным судом, вступает в силу после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Пробелы в правовом регулировании системы оплаты труда работников муниципального автономного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан, вытекающие из настоящего Постановления, подлежат незамедлительному устранению в порядке, установленном законодательством. До принятия соответствующих нормативных правовых актов непосредственно применяется Конституция Республики Башкортостан.
5. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru), в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл тан".
Конституционный Суд
Республики Башкортостан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 31 октября 2018 г. N 37-П "По делу о проверке конституционности Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципального автономного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан от 22 октября 2015 года N 859, в связи с коллективной жалобой граждан С.А. Атангуловой, У.Р. Аккужина, Г.Р. Ишкильдиной (Алчиновой), Г.М. Мунасипова, Р.Д. Муталлаповой, Ф.М. Мустафиной, Р.З. Музафаровой, Д.Х. Надыргулова, Г.Ш. Расуловой, Ю.А. Сагитовой (Гумеровой)"
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 13 ноября 2018 г., в газете "Республика Башкортостан", N 135 от 23 ноября 2018 г., в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 35 от 12 декабря 2018 г., ст. 1396