город Уфа |
"10" декабря 2018 года |
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей В.М. Крылова, Ф.Р. Муратшина, заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р. Муратшина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения, установил:
1. В своем обращении в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданка Н.Н. Сняткова просит проверить конституционность части 1.1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года N 133-з "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан".
Указанная норма (в редакции Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2008 года N 81-з) предусматривает, что если реабилитированное лицо или лицо, признанное пострадавшим от политических репрессий, имеет право на меры социальной поддержки по данному Закону и одновременно на меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по этому Закону, либо по иному нормативному правовому акту по его выбору, если законодательством не установлено иное.
Заявительница указывает, что она, имея трудовой стаж более 40 лет, обращалась в отдел филиала Республиканского центра социальной поддержки населения по г. Уфе в Калининском районе с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда, имеющий продолжительный стаж работы" с выплатой соответствующего вознаграждения. Однако со ссылкой на вышеприведенную норму Закона Республики Башкортостан "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан" ей было отказано, что, по мнению гражданки Н.Н. Снятковой, привело к нарушению ее конституционных прав.
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив представленные заявительницей материалы, не находит оснований для принятия ее обращения к рассмотрению.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 46 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" Конституционный Суд Республики Башкортостан принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения Конституционным Судом Республики Башкортостан ранее было вынесено решение, сохраняющее свою силу.
Вопрос, поставленный заявительницей, разрешен Конституционным Судом Республики Башкортостан в Определении Конституционного Суда Республики Башкортостан от 1 февраля 2012 года N 59-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яхина Ильгама Ибрагимовича на нарушение конституционных прав частью 1.1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан" (далее - Определение).
В Определении, в частности, указывается, что законодатель Республики Башкортостан, реализуя предоставленные ему полномочия, определил организационно-правовые формы, конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления отдельным категориям граждан. Так, Законом Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года N 133-з "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан" и Законом Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года N ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" введена требуемая федеральным законом новая система обеспечения мерами социальной поддержки указанных категорий граждан, направленная на установление системы мер социальной поддержки проживающих на территории Башкортостана граждан и на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме. В частности, реабилитированные лица имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере 620 рублей (часть 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан"). В названном Законе содержится правило, согласно которому если реабилитированное лицо или лицо, признанное пострадавшим от политических репрессий, имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по его выбору, если законодательством не предусмотрено иное (часть 1.1 статьи 4).
Проведенный Конституционным Судом Республики Башкортостан анализ правового регулирования показал, что законодатель Республики Башкортостан в вышеназванных республиканских законах, исходя из презумпции конституционности действующих законоположений и их системной взаимосвязи, воспроизвел положение пункта 3 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" о том, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Тем самым, как отмечается в Определении, законодатель Республики Башкортостан, исходя из содержания и круга обязанностей публично-правовых образований в сфере социальной защиты и принципов равенства, справедливости и соразмерности, установил, что лица, выступающие носителем одновременно различных специальных правовых статусов, вправе избрать по своему усмотрению индивидуальный правовой статус личности, учитывающий специфику приобретенных ею прав, законных интересов, льгот и преимуществ, включая социальные выплаты.
На этом основании в Определении сделан вывод, что часть 1.1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан" о возможности предоставления реабилитированному лицу, имеющему одновременно другой специальный правовой статус, мер социальной поддержки по его выбору только по одному основанию, если законодательством не предусмотрено иное, принято в пределах дискреционных полномочий Республики Башкортостан в сфере социальных отношений и с учетом презумпции конституционности действующего федерального права.
Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 1 февраля 2012 года N 59-О, а значит, и выраженные в нем правовые позиции и выводы, сохраняют свою силу.
Исходя из изложенного, руководствуясь подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом "в" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74 и статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданки Н.Н. Снятковой, поскольку по поставленному заявителем вопросу Конституционным Судом Республики Башкортостан ранее было вынесено решение, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
N 115-О |
Конституционный Суд Республики Башкортостан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 10 декабря 2018 г. N 115-О "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданки Снятковой Нины Николаевны на нарушение ее конституционных прав частью 1.1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года N 133-з "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан"
Текст определения опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 19 декабря 2018 г.