город Уфа |
19 июня 2019 года |
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей P.P. Каримовой, В.М. Крылова, с участием стороны, обратившейся в Конституционный Суд Республики Башкортостан, - гражданина Т.Н. Нигматуллина и его представителя В.В. Синебрюховой, представителя стороны, издавшей акт, - заведующей отделом финансового, хозяйственного и аграрного законодательства Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Ю.Ф. Ахметовой, а также приглашенных в заседание заведующего отделом судебного представительства и помилования Государственно-правового управления Администрации Главы Республики Башкортостан С.С. Сагитова, заведующего отделом судебного представительства Аппарата Правительства Республики Башкортостан И.Я. Тактаева, начальника юридического отдела Министерства финансов Республики Башкортостан З.Р. Мамбеткуловой, заместителя начальника отдела прогнозирования финансовых ресурсов и налогов Министерства финансов Республики Башкортостан Е.А. Закрыжевской, заместителя начальника правового отдела N 1 Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан А.Ф. Ульмаскулова, заместителя начальника отдела правового обеспечения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан А.И. Султановой, ведущего советника юридического отдела Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Э.М. Хазиевой, директора жилищного накопительного кооператива "Жилищное строительство" Р.Х. Яманаева, ведущего юриста-консультанта государственного унитарного предприятия "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан" Г.Д. Фроловой, главного бухгалтера жилищного накопительного кооператива "Жилищное строительство" А.В. Васильевой, юриста жилищного накопительного кооператива "Жилищное строительство" Э.Р. Хаматшиной, руководствуясь частью первой статьи 106 Конституции Республики Башкортостан, статьями 3, 4, 38, 39, 42 и 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности подпункта "в" пункта 2 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года N 545-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Нигматуллина Тимура Наилевича на нарушение его конституционных прав и свобод указанным положением названного Закона.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемая заявителем норма.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.М. Крылова, объяснения сторон, заключение эксперта - доцента кафедры финансового и экологического права Института права Башкирского государственного университета, кандидата юридических наук С.Д. Сафиной, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. В своем обращении гражданин Т.Н. Нигматуллин просит проверить конституционность подпункта "в" пункта 2 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года N 545-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций". Данной нормой признан утратившим силу с 1 января 2018 года пункт 4 части 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", согласно которому освобождались от налога на имущество организаций товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан.
После отмены названной налоговой льготы на Т.Н. Нигматуллина, который является членом жилищного накопительного кооператива "Жилищное строительство" (далее - ЖНК "Жилищное строительство"), была возложена обязанность по погашению затрат этого кооператива, связанных с уплатой налога на имущество в виде переданного заявителю жилого помещения в размере налоговой ставки 2% на основании статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах".
Заявитель считает правовую норму, в соответствии с которой ЖНК "Жилищное строительство" с 1 января 2018 года не относится к числу субъектов, освобождаемых от налогообложения на имущество организаций, нарушающей его права, предусмотренные статьями 18, 62, 116 и 118 Конституции Республики Башкортостан, а возложение на него обязанностей по погашению затрат кооператива на уплату налога на имущество - неправомерным, поскольку им уже производится уплата налога на имущество физических лиц (это же жилое помещение) исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 ноября 2014 года N 37/4 "О налоге на имущество физических лиц" в размере налоговой ставки 0,11%.
Таким образом, предметом конституционного контроля по настоящему делу является подпункт "в" пункта 2 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года N 545-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
2. Республика Башкортостан как демократическое, правовое и социальное государство (часть первая статьи 1; часть первая статьи 11 Конституции Республики Башкортостан) осуществляет в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности (статья 2 Конституции Республики Башкортостан) и в интересах всего общества социальную, экономическую, правоохранительную и другие функции, которые материально обеспечиваются взимаемыми с граждан и юридических лиц налогами. Налоги являются экономической основой существования и деятельности Республики Башкортостан, а обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного требования Конституции Республики Башкортостан (статья 62).
Согласно Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "и" части 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3).
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 14 и пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций относится к региональным налогам, он устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
2.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов в Республике Башкортостан относится к компетенции республиканского законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений.
В Республике Башкортостан для реализации ее полномочий по регулированию отношений в сфере налогообложения принят Закон Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", которым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации введен налог на имущество организаций, а также установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Статьей 3 данного Закона (в редакции законов Республики Башкортостан от 26 ноября 2004 года N 117-з и от 24 июня 2010 года N 281-з) освобождались от налогообложения товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан.
В соответствии с Порядком проведения оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок налогов, установленных законодательством Республики Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 марта 2011 года N 54, эффективность налоговых льгот определяется посредством проведения оценки бюджетной и социально-экономической эффективности; заключение о целесообразности предоставления налоговых льгот готовит Межведомственная комиссия по вопросам увеличения доходного потенциала, поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан и бюджетов муниципальных образований Республики Башкортостан (далее - Межведомственная комиссия).
На основании аналитических отчетов об оценке эффективности предоставленной налоговой льготы, подготовленных Министерством финансов Республики Башкортостан в части бюджетной эффективности, Министерством экономического развития Республики Башкортостан в части социально-экономической эффективности инвестиционных проектов, Межведомственная комиссия готовит заключение о целесообразности сохранения предоставленных налоговых льгот. В соответствии с заключением Межведомственной комиссии при выявлении фактов низкой финансовой эффективности действующих налоговых льгот Министерство финансов Республики Башкортостан осуществляет подготовку нормативных правовых актов об отмене (изменении) предоставленных налоговых льгот (пункты 1.4, 1.5, 2.5, 2.6).
Из истребованных Конституционным Судом Республики Башкортостан материалов видно, что вопрос об эффективности действующих на территории Республики Башкортостан налоговых льгот (пониженных ставок), включая льготу жилищным накопительным кооперативам по уплате налога на имущество организаций, был рассмотрен 28 июля 2017 года и 10 августа 2017 года на заседании Межведомственной комиссии по вопросам увеличения доходного потенциала, поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан и бюджетов муниципальных образований Республики Башкортостан. Принятые решения по итогам заседания комиссии направлены на совершенствование налогового законодательства Республики Башкортостан, при этом учитывались характеристики бюджетной и социальной эффективности освобождения от уплаты данного вида налога за 2016 год.
Названные мероприятия проводились на основании Плана мероприятий по устранению с 1 января 2018 года неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставленных законами Республики Башкортостан и решениями органов местного самоуправления Республики Башкортостан, утвержденного Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 апреля 2017 года N 355-р и включающего проведение оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), а также разработку проектов законов Республики Башкортостан по оптимизации налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) и внесение на рассмотрение в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан.
Республиканский законодатель, действуя в рамках своих полномочий, с учетом экономических, социальных и иных причин в Законе Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года N 545-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций (подпункт "в" пункта 2 статьи 1) отменил с 1 января 2018 года ранее представлявшуюся налоговую льготу в виде освобождения от налогообложения.
Поскольку предоставление жилищным накопительным кооперативам льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций Конституцией Республики Башкортостан не гарантируется, отмена льготных условий для соответствующих субъектов налогообложения (включая ЖНК "Жилищное строительство") осуществлена в рамках нового правового регулирования и в пределах полномочий республиканского законодателя по определению правовых оснований и круга субъектов-получателей соответствующей льготы.
Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, поскольку, как следует из ранее принятых решений Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 5 июня 2003 года N 275-О, от 21 декабря 2006 года N 633-О и от 17 июля 2007 года N 500-О-О) и Конституционного Суда Республики Башкортостан (определения от 4 февраля 2008 года N 29-О, от 21 апреля 2010 года N 49-О, от 6 марта 2012 года N 63-О), установление льгот относится к исключительной прерогативе законодателя, который вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются льготы, и порядок реализации льгот во времени и пространстве; отмена льгот не означает ограничение или умаление конституционных прав, так как ранее существовавший порядок регулирования обеспечивал лишь льготные условия реализации соответствующих конкретных прав.
Следовательно, подпункт "в" пункта 2 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года N 545-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" - в той мере, в какой им отменена налоговая льгота по налогу на имущество жилищных накопительных кооперативов, - не нарушает предписание Конституции Республики Башкортостан о законном установлении налогов и сборов и не может расцениваться как ухудшающий положение налогоплательщиков или ущемляющий их конституционные права.
3. Заявитель считает, что с 1 января 2018 года он фактически выплачивает налог на имущество организации ЖНК "Жилищное строительство" - переданное ему в пользование жилое помещение, причем дополнительно к уплате налога на эту же квартиру в качестве имущества физического лица, которая производится на основании Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 ноября 2014 года N 37/4 "О налоге на имущество физических лиц".
Согласно Уставу жилищного накопительного кооператива "Жилищное строительство", он является потребительским кооперативом, созданным как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооперативов в помещениях путем объединения членами кооперативов паевых взносов (п. 1.1.).
Правовые, экономические и организационные основы деятельности жилищных накопительных кооперативов по привлечению и использованию денежных средств граждан - своих членов на приобретение или строительство жилых помещений на территории Российской Федерации в целях передачи их в пользование и после внесения паевых взносов в полном размере в собственность членам жилищных накопительных кооперативов определяет Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", который устанавливает гарантии защиты прав и законных интересов граждан-членов жилищных накопительных кооперативов.
Части 1 и 3 статьи 24 данного Федерального закона предусматривают, что паевые взносы членов кооператива должны компенсировать затраты кооператива на осуществление деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, обеспечивать погашение связанных с приобретением или строительством жилого помещения затрат кооператива на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Налоговый кодекс Российской Федерации (пункт 1 статьи 373) к налогоплательщикам налога на имущество относит организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса. Объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса (пункт 1 статьи 374).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе на квартиру (статья 400, подпункт 2 пункта 1 статьи 401).
Из этого следует, что, вопреки доводам заявителя, включение в его паевой взнос члена жилищного накопительного кооператива дополнительных денежных расходов не является выплатой Т.Н. Нигматуллиным налога на имущество организации, а представляет собой погашение затрат ЖСК "Жилищное строительство", связанных с приобретением жилого помещения.
Исходя из изложенного, оспариваемый заявителем подпункт "в" пункта 2 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года N 545-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" не может рассматриваться как противоречащий требованиям Конституции Республики Башкортостан и нарушающий конституционные права и свободы граждан.
Фактически перед Конституционным Судом Республики Башкортостан ставится вопрос о возвращении жилищных кооперативов в установленный статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" перечень субъектов, освобождаемых от уплаты налога на имущество, то есть о предоставлении налоговых льгот. Между тем вопрос о целесообразности освобождения от налогового бремени решается законодателем.
Этим не исключается правомочие законодателя Республики Башкортостан - исходя из требований Конституции Республики Башкортостан и правовых позиций Конституционного Суда Республики Башкортостан, выраженных, в том числе, в настоящем Постановлении, - внести изменения в действующее правовое регулирование в порядке совершенствования механизма предоставления плательщикам налога на имущество организаций - жилищным накопительным кооперативам - налоговых льгот с учетом их социальной направленности.
Руководствуясь частью 1 статьи 4, статьями 75, 76, 77, 78, 81, 82 и 83 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Признать подпункт "в" пункта 2 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года N 545-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" не противоречащим Конституции Республики Башкортостан.
2. Конституционно-правовой смысл указанной правовой нормы, выявленный Конституционным Судом Республики Башкортостан в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике.
3. Настоящее Постановление не может быть пересмотрено иным судом, вступает в силу после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru), в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл тан".
N 39-П |
Конституционный Суд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 19 июня 2019 г. N 39-П "По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 2 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года N 545-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" в связи с жалобой гражданина Нигматуллина Тимура Наилевича"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 28 июня 2019 г., в газете "Республика Башкортостан", N 75 от 28 июня 2019 г., в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 21 от 22 июля 2019 г., ст. 1138