На основании плана работы Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, в целях реализации ведомственной целевой программы "Молодежь Алтая" на 2014-2016 годы приказываю:
1. Провести молодежный конкурс работ краевого этапа Всероссийского проекта "Наша общая Победа" (далее - "Конкурс") с 21 марта по 30 сентября 2016 года.
2. Утвердить:
2.1. Положение о краевом Конкурсе (прилагается).
2.2. Состав организационного комитета по проведению Конкурса (прилагается).
3. Ответственность за проведение Конкурса возложить на регионального оператора Конкурса КГАУ "Краевой дворец молодежи" (директор Амельченко А.А.).
4. Руководителям муниципальных органов управления образования, руководителям краевых образовательных учреждений организовать проведение Конкурса.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника управления по молодежной политике Главного управления Филиппова А.А.
Заместитель начальника Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, |
Е.А. Лебедева |
Положение
о молодежном конкурсе работ краевого этапа Всероссийского проекта "Наша общая Победа"
(утв. приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 25 марта 2016 г. N 524)
Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок реализации, состав участников, формы и сроки реализации молодежного конкурса работ краевого этапа Всероссийского проекта "Наша общая Победа" (далее - "конкурс").
1.2. Конкурс реализуется Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края.
2. Цели и задачи
2.1. Цель конкурса.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи на примерах истории страны, ее героического прошлого и настоящего. Создание архива по воспоминаниям свидетелей событий 1941-1945 годов и использование материалов, подготовленных в ходе реализации конкурса, в тематических мероприятиях, посвященных Победе в Великой Отечественной войне.
2.2. Задачи конкурса.
Формирование у подрастающего поколения интереса к событиям Великой Отечественной войны и отечественной истории;
расширение источниковой базы изучения истории Великой Отечественной войны, в том числе в целях противодействия фальсификации исторических событий и фактов;
сохранение памяти о героическом прошлом России на достойных примерах доблестного служения Отечеству;
содействие профилактике экстремизма в молодежной среде;
развитие социальной активности и гражданской ответственности у молодежи;
вовлечение молодых людей в добровольческую, социально значимую деятельность;
выявление и развитие творческого потенциала молодежи.
3. Структура управления
3.1. Для реализации конкурса создается краевой организационный комитет (далее - "оргкомитет"), утвержденный Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края.
3.2. Оператором конкурса является отдел гражданского и патриотического воспитания краевого государственного автономного учреждения "Краевой дворец молодежи".
3.3. Полномочия оператора конкурса:
пропаганда идеи конкурса в региональных средствах массовой информации с целью его популяризации и привлечения большего числа участников;
осуществление сбора видеодокументов в электронном виде в формате MPEG-2 с текстовой сопроводительной документацией;
осуществление сбора литературных работ в печатном и электронном вариантах;
подведение итогов;
3.4. Оценка всех представленных работ проводится экспертным советом, который определяется организационным комитетом конкурса из числа независимых экспертов, имеющих опыт оценки творческих работ.
3.5. Под понятием "социальная (некоммерческая) реклама" организаторы конкурса понимают информацию, направленную на решение острых социальных проблем, в наибольшей степени волнующих молодежь в субъектах Российской Федерации, а также на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей (п. 11 ст. З ФЗ "О рекламе").
4. Участники конкурса
4.1. К участию в конкурсе приглашаются молодые граждане в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе работающая молодежь, представители детских и молодежных общественных организаций. Участником конкурса может стать молодой человек, группа молодых людей, общественное объединение.
5. Категории и номинации конкурсных работ
5.1. Конкурс проводится на территории Алтайского края без предварительного отбора участников и квалификационных требований в один тур по следующим категориям:
"Видеофильм";
"Видеоролик";
"Буктрейлер";
"Социальный плакат для билборда";
"Фотоколлаж";
"Литературное творчество".
Видеоролик - непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров, может содержать видео, текст, фотографии, голос, музыку.
Буктрейлер (англ. booktrailer) - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов - пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой.
Билборд (от англ. Billboard) - это отдельно стоящая конструкция, предназначенная для размещения рекламного сообщения больших размеров (обычно 3x6 м). Одна из самых распространенных разновидностей наружной щитовой рекламы. Представляет собой раму, обитую листами оцинкованной стали или фанеры и покрытую устойчивыми к атмосферному воздействию составами, которая закрепляется на опоре.
Фотоколлаж - это произвольное соединение двух и более фотоизображений в одно для передачи зрителю смыслового образа или идеи.
5.2. В категориях "Видеофильм" "Видеоролик" участниками предоставляются работы по одной из выбранных тем:
"Интервью с ветеранами Великой Отечественной войны";
"Интервью с жителями, работавшими в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года";
"Интервью с людьми, награжденными знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
"Интервью с людьми, относящимися к категории "Дети войны";
"Фильм-рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны",
"Фильм о тружениках тыла, являющихся членами семьи автора (ов) "Война в истории моей семьи";
"Фильм о встрече автора (ов) с ветеранами Великой Отечественной войны "Здравствуй, ветеран!";
"Фильм-экскурсия по памятным местам, связанным с историей Великой Отечественной войны (памятники, улицы и др.) "Дорогой памяти";
Свободная тема.
5.3. В категории "Буктрейлер" на конкурс участниками представляются материалы по номинациям:
"Тема патриотизма в произведениях наших современников";
"Современная поэзия: героика и патриотизм";
"Великая Отечественная война глазами советских и российских писателей";
"Великая Отечественная война в мировой художественной литературе".
5.4. В категории "Социальный плакат" конкурс проводится в номинациях:
"71-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов посвящается...";
"Поклонимся великим тем годам";
"Защитники Отечества: прошлое, настоящее, будущее";
"Я люблю Россию" (данная тема включает следующие вопросы: патриотическое воспитание молодежи; формирование образа России как многонациональной страны, объединенной гражданским единством; популяризация личностей - героев России);
"Бессмертный полк".
5.5. Номинации в категории "Фотоколлаж":
"Мы вместе творим историю России";
"71 годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов";
"Ради мира на земле";
"Спасибо за мир!";
"9 мая - День Победы";
"Дорогами памяти";
"Эхо прошедшей войны";
5.6. В категории "Литературное творчество" рассматриваются творческие работы: проза (эссе, рассказ, сочинение), авторское стихотворение.
5.6.1. Темы номинации "Проза":
"Судьба участника войны" (эссе, основанное на реальных событиях: военное прошлое, настоящее участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла);
"Факты и события Великой Отечественной войны" (сочинение-исследование);
"День Победы", "История одной семейной реликвии", "Война в памяти моей семьи", "Письмо на войну" (эссе, рассказ);
"Бессмертный полк" (сочинение-исследование о родных и знакомых участниках Великой Отечественной войны с фотографиями, фотодокументами, архивными данными);
"Письмо на войну" (сочинение).
5.6.2. Темы номинации "Авторское стихотворение":
"Я помню, я горжусь";
"Письмо на войну";
"День Победы";
"Как наши деды воевали";
"Бессмертный полк".
6. Условия, порядок, сроки проведения конкурса
6.1. Конкурсные работы во всех категориях обязательно должны иметь титульный лист, на котором указаны:
категория;
номинация;
тема;
название работы;
фамилия, имя, отчество автора (полностью);
число, месяц, год рождения;
адрес места жительства с почтовым индексом;
контактный телефон (стационарный с кодом населенного пункта и мобильный), адрес электронной почты;
полное наименование, почтовый индекс и адрес учебного заведения/места работы;
фамилия, имя, отчество руководителя, место работы, должность;
название населенного пункта, год.
6.2. Для участия в категориях "Видеофильм", "Видеоролик" принимаются видеоработы в формате DVD (MPEG-2).
6.2.1. Обязательное условие участия в категориях "Видеофильм" "Видеоролик" заполненные формы Приложений N 1, N 2, N 3. Заполненные приложения и интервью направляются вместе с конкурсной работой (видеоинтервью с вопросами из Приложения N 4, N 5, N 6, N 7).
6.3. Для участия в категории "Буктрейлер" принимаются творческие работы в формате avi, wmv, mpg продолжительностью не более 3 минут (включая титры) с максимальным коэффициентом качества, в любом жанре: мультфильм, видеофильм, музыкальный клип, рекламный ролик.
6.3.1. В категории "Буктрейлер" сценарий снятого ролика или созданной презентации не должен расходиться с содержанием книги.
6.3.2. Технология создания буктрейлеров:
выбор и прочтение (перечитывание) художественной книги о Великой Отечественной войне (данные о книге: фамилия автора, заглавие, место и дата издания обязательно отражаются в видеоролике);
допускаются буктрейлеры как на русские, так и на зарубежные произведения;
создание сценария для буктрейлера;
подбор материала для видеоряда: видео (готовое или снятое самостоятельно),
графика (иллюстрации, фотографии), текст (умеренно), аудиосопровождение;
монтаж видеоролика.
6.4. Технические требования к работам "Социальный плакат": авторский макет плаката должен быть записан на CD/DVD диске в масштабе 1:1 и разрешением не менее 300dpi в формате JPEG/TIFF в размере не более 10 мб;
работа должна сопровождаться лозунгом или иным авторским текстом; к диску с работой прикладывается черно-белая распечатка плаката на листе бумаги формата А-4 (210 х 297 мм) с указанием Ф.И.О. автора (коллектива авторов) с обратной стороны изображения;
организаторы имеют право запросить оригинальный вариант работ у участников конкурса.
6.4.1. При создании социального плаката предоставляемая на конкурс работа должна отвечать следующим требованиям:
материал должен соответствовать тематике конкурса;
текст плаката должен быть кратким, лаконичным, оригинальным;
наличие в плакате эмоциональной окраски, носителями которой являются цвет, свет, шрифт, рисунок, графические элементы, интонация и т.п.;
работа, ее содержание, сюжет, действие сценических лиц и персонажей не должны противоречить законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", редакция от 28.07.2012 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013);
материал не должен содержать нецензурную (ненормативную) лексику, слова и фразы, унижающие человеческое достоинство, экспрессивные и жаргонные выражения;
в работах, представляемых на конкурс, не должно быть имен авторов, указания реальных адресов и телефонов, информации о религиозных движениях, в том числе религиозной символики, названий и упоминания о существующих марках товаров, товарных знаках, знаках обслуживания, о физических и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления;
не должно быть упоминания имен политических деятелей и лидеров, партий, политических лозунгов, высказываний, несущих антигосударственный и антиконституционный смысл;
изображений всех видов свастики, насилия, любого вида дискриминации, вандализма, крови, отражающих телесные страдания людей и животных, интимных сцен, иной информации в любой форме унижающей достоинство человека или группы людей;
не допускается использование чужих текстов, идей, видео и аудио материалов.
6.5. В категории "Фотоколлаж" работы должны быть представлены в электронном (название файла: фамилия, имя, образовательное учреждение или место работы; формат jpg) и распечатанном виде (распечатанный и подписанный коллаж формата АЗ в рамке).
На конкурс выставляются работы компьютерной графики, представляющие собой коллаж (композицию, составленную из разных изображений - противоположных по характеру или находящихся в гармонии). Приветствуется использование фотографий из семейного архива.
6.6. В категории "Литературное творчество" текстовый материал должен быть отпечатан шрифтом 14 Times New Roman, межстрочный интервал - 1.
6.6.1. Объем творческой работы в категории "Литературное творчество" строго не ограничен.
6.7. Работы не должны нарушать авторские права третьих лиц (см. Гражданский кодекс РФ, статья 1299 "Технические средства защиты авторских прав" http://www.gk-rf.ru/statial299).
6.7.1. Работы предоставляются с указанием авторства используемых материалов (видео, текст, рисунки и пр.).
6.7.2. Предоставляемая на конкурс работа не должна противоречить нормам главы VII Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 года "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации";
6.7.3. Ответственность за использование чужих текстов, идей, видео- и аудиоматериалов несет автор работы.
6.7.4. К участию в конкурсе допускаются поданные в срок работы, содержание которых соответствует утвержденным номинациям и темам конкурса в соответствии с настоящим Положением.
6.8. Участие в конкурсе добровольное и не предполагает оплаты работы участников и интервью ветеранов Великой Отечественной войны.
6.9. Работы принимаются до 30 мая 2016 года включительно (для почтовых отправлений до 31 мая 2016 года соответственно почтовому штемпелю организации почтовой связи отправителя) с пометкой "Наша общая Победа" по адресу: 656019 Алтайский край, г. Барнаул, ул. Юрина, д. 204в и в электронном виде на e-mail: altaipatriot22@yandex.ru.
7. Критерии оценки
7.1. Критерии оценки работ категориях "Видеофильм", "Видеоролик":
соответствие содержания целям конкурса;
соответствие требованиям, установленным настоящим положением;
качество сценария (наличие общей идеи, точность в изложении фактического материала, степень полноты реализации авторского замысла);
качество режиссуры (единство содержания и формы подачи материала);
качество операторской работы;
качество монтажа.
7.2. Критерии оценки в категории "Буктрейлер":
раскрытие участником идеи книги и ее личностное осмысление;
соответствие требованиям, установленным настоящим положением;
оригинальность;
информативность;
уместность использования видеоэффектов и аудиоэффектов;
сила промо-воздействия ("Возникает ли желание прочитать книгу?");
соблюдение регламента.
7.3. Каждая конкурсная работа категории "Социальный плакат" оценивается по следующим критериям:
соответствие работы заданной тематике конкурса;
соответствие работы заявленной теме;
соответствие утвержденным номинациям конкурса;
соответствие техническим требованиям к работам;
отсутствие плагиата в работе конкурсанта;
отсутствие нарушений авторских прав;
отсутствие скрытой коммерческой рекламы в работе;
аргументированность и глубина раскрытия содержания темы;
грамотность, профессионализм решения, эффективность рекламных, социальных методик и технологий;
социальная значимость, позитивность и креативность (новизна идеи, оригинальность, гибкость мышления) конкурсной работы;
точность и доходчивость языка и стиля изложения;
качество исполнения работы;
лаконичность и доступность сообщения для целевой аудитории.
7.4. Критерии оценки работ в категории "Фотоколлаж":
отражение тематики конкурса;
соответствие требованиям, установленным настоящим положением;
содержание, отражающее тему арт-проекта;
оригинальность идеи коллажа;
художественные достоинства работы;
техника выполнения;
качество исполнения;
оформление работы.
7.5. Критерии оценки работ в категории "Литературное творчество":
соответствие тематике;
степень раскрытия темы;
творческий подход, оригинальность решений;
наличие в работе собственного мнения и личного отношения к теме, умение изложить собственную позицию;
форма, стиль и логика изложения;
художественное содержание работы;
сила и яркость эмоционально-психологического воздействия;
актуальность решаемой автором проблемы;
грамотность творческой работы;
использование наглядности (таблицы, рисунки, фото, видеоматериалы, презентация) художественный и творческий уровень оформления работы.
8. Порядок выбора победителя и призеров
8.1. Оценка работ участников конкурса осуществляется экспертным советом конкурса по 10-балльной шкале.
8.2. Результаты оценки определяются средним баллом и заверяются в протоколе подписью председателя экспертного совета.
8.3. В случае равного количества набранных баллов победитель и призеры конкурса определяются прямым открытым голосованием членов экспертного совета.
8.4. Победители конкурса определяются экспертным советом по категориям и номинациям, перечисленным в п. 5.
8.5. Всем участникам конкурса предусмотрено отправление именных сертификатов в электронном варианте.
8.6. Оргкомитет и экспертный совет оставляют за собой право особо отметить отдельные работы участников конкурса без присуждения призового места.
8.7. Награждение победителей и призеров конкурса пройдет в сентябре 2016 года.
9. Организационно-правовые вопросы
9.1. Финансирование конкурса осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию ведомственной целевой программы "Молодежь Алтая" на 2014-2016 годы.
9.2. Представленные на конкурс работы не рецензируются и не возвращаются.
9.3. Экспертный совет оставляет за собой право на использование материалов конкурса в некоммерческих целях без выплаты денежного вознаграждения автору (авторскому коллективу), но с обязательным указанием имени автора (соавторов).
9.4. Информация о конкурсе рассылается от имени организаторов в региональные средства массовой информации, размещается на сайтах: altaikdm.ru, altaimolodoi.ru.
9.5. Работы победителей и призеров получают организационную, информационную поддержку, рекомендуются для практической реализации в регионе и могут быть использованы в целях:
размещения в региональных СМИ (телевидение, печатная пресса, интернет);
размещения на носителях городской наружной рекламы;
использования в учебных целях, а также в методических и информационных изданиях.
9.6. Передача участником конкурсной работы в соответствии с настоящим Положением означает полное и безоговорочное согласие участника с условиями проведения Конкурса.
9.7. Работы, не соответствующие требованиям Положения, к участию в конкурсе не допускаются.
9.8. По всем вопросам участия в конкурсе можно обращаться по адресу: 656019, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Юрина, д. 204в; телефон 8 (3852) 559463, электронная почта: altaipatriot22@yandex.ru.
Приложение N 1
Информация об интервьюере
Фамилия, имя, отчество |
|
Контактный телефон |
|
Адрес электронной почты |
|
Другие формы электронной связи |
|
| |
| |
Место проведения интервью |
|
- Субъект Российской Федерации |
|
- тип и наименование населенного пункта: |
|
Дата проведения интервью: |
|
Настоящим даю разрешение Оргкомитету Всероссийского проекта
"Наша общая Победа" на размещение видеоинтервью с ветераном
___________________________________________________________________
[ФИО ветерана]
в архиве воспоминаний на сайте проекта (www.41-45.su). Разрешаю
некоммерческое частное и публичное воспроизведение видеоинтервью,
либо его части, а также использование видеоинтервью при создании
теле- и радиосюжетов и документальных фильмов, а также в
образовательных и иных целях, не связанных с извлечением прибыли.
Подпись интервьюера ________________
Дата ________________
Приложение N 2
Информация об интервьюируемом
Заполните все графы таблицы. В случае, если у ветерана сохранились документы, фотоснимки, награды, попросите разрешения сфотографировать их (фотографии необходимо приложить к отчету; наличие Приложений отметить в последней графе).
Пол |
Фамилия |
|
|||||||||||||
|
|
Девичья фамилия (жен.) |
|
||||||||||||
муж |
жен |
Имя |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Отчество |
|
|||||||
|
|
||||||||||||||
Дата и место рождения |
"__" _________________________19_____ г. |
||||||||||||||
Город | |||||||||||||||
Область | |||||||||||||||
Район | |||||||||||||||
Населенный пункт | |||||||||||||||
Дата и Место призыва в РККА |
"__" _______________ 19___ г. РВК ___________________________ |
Не призывался |
|||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
Время нахождения на фронте |
Попал на фронт в ____ 194 __г. Выбыл с фронта в ____ 194 __г. |
|
|||||||||||||
Где воевал, на каком фронте 1. Например: Западный, Центральный, Брянский, 1-й Украинский, 1-й Белорусский и т. п. 2. Указать название, номер армии, корпуса, дивизии) |
1. Фронт _________________________________
|
||||||||||||||
2. Соединение, часть _____________________ __________________________________________ __________________________________________ | |||||||||||||||
В каких родах войск служил, воинская специальность Например: - пехота, танковые войска, артиллерия, авиация, флот: - пулеметчик, водитель, сапер, связист, разведчик, наводчик орудия, радист танка, зенитчик и т. д. и т. п. |
Перечислить все:______________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
||||||||||||||
Воинское звание, должность Например: Красноармеец (1942-1943) Сержант (1943-1944) и т.п. |
Перечислить все: |
||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Награды Например: Орден красной звезды |
Перечислить все: |
||||||||||||||
| |||||||||||||||
Приложение (наличие приложений - фото, копий документов и т.п.) |
Есть (перечислить, какие именно, сколько) |
Нет |
|||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Приложение N 3
Согласие
на использование персональных данных
Я,_______________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество полностью)
проживающий (ая) в _________________________________________________
(регион и наименование населенного пункта)
даю свое согласие на размещение на сайте www.41-45.su видеозаписи
интервью со мной и дальнейшего использования данной видеозаписи в
некоммерческих целях.
"___" ___________ 20____ г ___________________
.(дата проведения интервью) (подпись ветерана)
Приложение N 4
Типовой перечень
вопросов, адресованных участникам Великой Отечественной войны
|
вопрос |
Есть ответ |
Нет ответа |
1 |
Предвоенные годы |
||
1.1 |
Чем вы занимались до 22 июня 1941 года (учеба/работа/служба)? |
|
|
1.2 |
Было ли у Вас ощущение надвигающейся войны? |
|
|
2 |
Начало войны |
||
2.1 |
Как Вы узнали о начале войны? |
|
|
2.2 |
Какова была Ваша реакция (и ваших близких)? |
|
|
2.3 |
Что происходило в населенном пункте в первые дни войны? |
|
|
2.4 |
Что Вы думали тогда о причинах войны? |
|
|
2.5 |
Слышали ли Вы речь В.М. Молотова 22 июня 1941 г.? |
|
|
2.6 |
Слышали ли Вы речь И. Сталина 3 июля 1941 г.? |
|
|
2.7 |
Какое впечатление они произвели на Вас тогда? |
|
|
3 |
Расскажите о том, когда и как Вы были призваны в действующую армию. |
|
|
4 |
В каких сражениях (операциях) Вам пришлось принимать участие? Оборонял город (село) _____________________________________ Освобождал город (село) __________________________________ |
|
|
5 |
Воспоминания о боях |
||
5.1 |
Расскажите о своем первом боевом опыте. Какие чувства вы испытывали во время боя и после? |
|
|
5.2 |
Расскажите о самом страшном дне, моменте или бое. |
|
|
5.3 |
Расскажите о трудностях, с которыми Вам и Вашим товарищам пришлось пройти. |
|
|
5.4 |
Приходилось ли Вам сталкиваться в бою с фашистами лицом к лицу? |
|
|
5.5 |
Расскажите о самом радостном событии. |
|
|
6 |
Советские солдаты на фронте проявляли массовый героизм |
||
6.1 |
Что для фронтовиков было источником мужества? |
|
|
6.2 |
Можете ли Вы рассказать о своем подвиге или подвиге, которому были свидетелем? |
|
|
7 |
Награды |
||
7.1 |
Имеете ли Вы награды? Какие и за какие заслуги? |
|
|
7.2 |
Какая для Вас особенно дорога и почему? |
|
|
8 |
С какими чувствами Вы шли на войну? С какими возвращались? |
|
|
9 |
Как воспринималось в начале войны то, что Красной Армии пришлось отступать? Были ли сомнения в Победе? |
|
|
10 |
Битва за Москву |
||
10.1 |
Что Вы знали осенью 1941 г. о положении под Москвой? |
|
|
10.2 |
Как Вы воспринимали то, что враг подошел вплотную к столице нашей Родины? |
|
|
10.3 |
Что Вы почувствовали, узнав о начале контрнаступления под Москвой? |
|
|
11 |
Расскажите о своих командирах. Кто из них больше всего запомнился? Чем? |
|
|
12 |
Полководцы |
|
|
12.1 |
Кого Вы и Ваши товарищи считали во время войны наиболее выдающимся полководцем? |
|
|
12.2 |
Изменилась ли Ваша оценка сегодня? |
|
|
13 |
Каково было ваше отношение и ваших сослуживцев к личности И.Сталина? |
|
|
14 |
На фронте были люди разных национальностей |
|
|
14.1 |
Что, по-Вашему, объединяло представителей разных народов на фронте? |
|
|
14.2 |
Случались ли взаимное непонимание, конфликты на национальной почве? |
|
|
15 |
Вера в Бога |
||
15.1 |
Верили ли Вы в Бога до войны? |
|
|
15.2 |
Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Каким образом? |
|
|
16 |
На фронте часто складывалось тяжелое положение |
||
16.1 |
Как удавалось не падать духом, поддерживать воинскую дисциплину? |
|
|
16.2 |
Какую роль в развитии событий сыграл приказ Наркома обороны N 227 "Ни шагу назад"? |
|
|
16.3 |
В этом приказе говорится о создании заградотрядов. Вам лично приходилось с ними сталкиваться? |
|
|
17 |
Что Вам запомнилось из встреч с населением во время отступления, во время пребывания в прифронтовых населенных пунктах? Где и когда это было? |
|
|
18 |
Освобождение |
||
18.1 |
Как встречали Вас люди в освобожденных городах и селах? |
|
|
18.2 |
Что Вам запомнилось больше всего? |
|
|
18.3 |
Где и когда это было? |
|
|
18.4 |
Каким было отношение к Вам и Вашим товарищам населения освобожденных стран Европы? |
|
|
19 |
Ваше отношение к вражеским солдатам: какими Вы их видели, воспринимали? |
|
|
20 |
Первый пленный враг, которого Вы увидели. Ваши чувства, впечатления. |
|
|
21 |
В составе вражеской армии были не только немцы, но и представители других стран, поддержавших войну против СССР? Что Вы думаете по этому поводу? |
|
|
22 |
"Власовцы" |
||
22.1 |
Приходилось ли Вам во время войны слышать о "власовцах" (других предателях)? |
|
|
22.2 |
Каково к ним было Ваше отношение тогда? Ваших товарищей? |
|
|
22.2 |
Как Вы относитесь к современным попыткам оправдать власовцев? |
|
|
23 |
Дезертиры |
||
23.1 |
Сталкивались ли Вы со случаями дезертирства? |
|
|
23.2 |
Если да - это были отдельные случаи? |
|
|
23.3 |
Каково Ваше личное отношение к дезертирам? |
|
|
24 |
Штрафники |
||
24.1 |
Приходилось ли Вам сталкиваться со штрафниками? |
|
|
24.2 |
Были ли среди Ваших знакомых люди, прошедшие через штрафбат? |
|
|
24.3 |
Как Вы относитесь к возможности человека искупить свою вину, которую предоставлял штрафбат? |
|
|
25 |
Расскажите о бытовых трудностях на фронте |
|
|
25.1 |
Как Вы их преодолевали? |
|
|
25.2 |
В какое время года было труднее воевать? Почему? |
|
|
26 |
Как Вы оцениваете нашу боевую технику? |
|
|
27 |
Ваше личное оружие. Чем оно было для Вас на фронте? |
|
|
28 |
Отдых на фронте |
|
|
28.1 |
Как Вы отдыхали на войне в часы затишья? |
|
|
28.2 |
Приходилось ли Вам слышать выступления артистов, концерты фронтовых бригад? |
|
|
28.3 |
Какое значение они имели для Вас? Вспомните конкретный случай, пример. |
|
|
29 |
Была ли любовь на войне? |
|
|
30 |
Знаменитые "наркомовские" сто грамм - какую роль они играли для Вас и Ваших товарищей на войне? |
|
|
31 |
Известия из дома |
||
31.1 |
Когда и откуда Вы писали домой, что сообщали родным о себе? |
|
|
31.2 |
Могли ли Вы писать обо всем, что с Вами происходит? |
|
|
31.3 |
Когда и какие получали известия из дома? |
|
|
32 |
Вы были ранены? |
|
|
32.1 |
Когда и где? |
|
|
32.2 |
Помните ли вы лечивших Вас людей? |
|
|
33 |
Плен, оккупация |
||
33.1 |
Вы были в плену или в оккупации? Расскажите о том, что пришлось пережить в плену и после возвращения из плена. |
|
|
33.2 |
Как Вы и Ваши товарищи относились к тем солдатам, которые побывал в плену? |
|
|
33.3 |
Были ли такие среди ваших знакомых? |
|
|
34 |
Союзники СССР |
||
34.1 |
Что вы знали о союзниках СССР? |
|
|
34.2 |
Насколько ощущалась на фронте их помощь? |
|
|
34.3 |
Сталкивались ли Вы с полученными по ленд-лизу танками, самолетами, автомобилями, продовольствием? Где и когда? |
|
|
34.4 |
Какой помощи Вы ждали от союзников? |
|
|
34.5 |
Считаете ли Вы, что их помощь была своевременной и достаточной? |
|
|
35 |
Где и как Вы встретили День Победы 9 мая 1945 г., что делали и что чувствовали? |
|
|
36 |
Какой фильм о войне, по Вашему мнению, лучше всего передает атмосферу военных лет, отношения между людьми? |
|
|
37 |
Произведения, какого писателя наиболее правдиво отображают войну? |
|
|
38 |
Какой фильм о войне Вы посоветуете посмотреть молодежи, какую книгу прочитать? |
|
|
39 |
Война с Японией |
||
39.1 |
Принимали ли Вы участие в войне с Японией? Что запомнилось больше всего? |
|
|
39.2 |
Как Вы восприняли победу над Японией? |
|
|
40 |
Как Вы думаете сейчас, почему началась война? Как избежать угрозы войны для нашей страны в будущем? |
|
|
41 |
Что Вам еще хочется рассказать, добавить ко всему сказанному? |
|
|
42 |
Что бы Вы хотели пожелать нашей молодежи? |
|
|
Приложение N 5
Типовой перечень
вопросов, адресованных лицам, работавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года
|
вопрос |
Есть ответ |
Нет ответа |
1 |
Предвоенные годы |
|
|
1.1 |
Было ли у Вас ощущение надвигающейся войны? |
|
|
1.2 |
Из чего оно складывалось? Частные разговоры? СМИ? Политзанятия? |
|
|
1.3 |
Что Вы думали о войне в Испании, столкновении с Японией на Халхин-Голе, начале Второй мировой войны в Европе? |
|
|
1.4 |
Что Вы думали о действиях советского правительства на международной арене и внутри страны накануне войны? |
|
|
2 |
Начало войны |
|
|
2.1 |
Как Вы узнали о начале войны? |
|
|
2.2 |
Какова была Ваша реакция (и ваших близких)? |
|
|
2.3 |
Что Вы думали тогда о причинах войны? |
|
|
2.4 |
Слышали ли Вы речь В.М. Молотова 22 июня 1941 г.? |
|
|
2.5 |
Слышали ли Вы речь И. Сталина 3 июля 1941 г.? |
|
|
2.6 |
Какое впечатление они произвели на Вас тогда? |
|
|
2.7 |
Где Вы жили на момент начала войны? |
|
|
2.8 |
Расскажите о Вашей семье. |
|
|
2.9 |
Как сложилась судьба членов Вашей семьи за время войны? |
|
|
3 |
Расскажите о том, где и кем Вы работали на момент начала войны |
|
|
4 |
Меняли ли Вы во время войны место работы и специальность (должность). |
|
|
5 |
Расскажите об условиях труда. |
|
|
5.1 |
Сколько длился рабочий день? |
|
|
5.2 |
Применялся ли на предприятиях детский труд (с какого возраста, чем приходилось заниматься детям)? |
|
|
6 |
Расскажите о тех людях, что трудились рядом с Вами |
|
|
7 |
Вспомните один или несколько наиболее ярких эпизодов с Вашим участием. |
|
|
7.1 |
Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными? |
|
|
7.2 |
Какое событие запомнилось как радостное? |
|
|
8 |
Расскажите о самых запоминающихся эпизодах, свидетелем которых Вам довелось быть |
|
|
9 |
Награды |
|
|
9.1 |
Имеете ли Вы награды? Какие и за какие заслуги? |
|
|
9.2 |
Какая для Вас особенно дорога и почему? |
|
|
10 |
Было ли желание уйти на фронт? |
|
|
11 |
Как воспринималось в начале войны то, что Красной Армии пришлось отступать? Были ли сомнения в победе? |
|
|
12 |
Битва за Москву |
|
|
12.1 |
Что Вы знали осенью 1941 г. о положении под Москвой? |
|
|
12.2 |
Как Вы воспринимали то, что враг подошел вплотную к столице нашей Родины? |
|
|
12.3 |
Что Вы почувствовали, узнав о начале контрнаступления под Москвой? |
|
|
13 |
Расскажите о своих руководителях (директорах предприятий, учреждений, организаций). Кто из них больше всего запомнился? Чем? |
|
|
14 |
Полководцы |
|
|
14.1 |
Кого Вы и Ваши товарищи считали во время войны наиболее выдающимся полководцем? |
|
|
14.2 |
Изменилась ли Ваша оценка сегодня? |
|
|
15 |
Каково было ваше отношение к личности И. Сталина? |
|
|
16 |
В тылу трудились люди разных национальностей. |
|
|
16.1 |
Что, по-Вашему, объединяло представителей разных народов, трудившихся в тылу во время войны? |
|
|
16.2 |
Случались ли взаимное непонимание, конфликты на национальной почве? |
|
|
17 |
Вера в Бога |
|
|
17.1 |
Верили ли Вы в Бога до войны? |
|
|
17.2 |
Повлияла ли война на ваше отношение к религии? Каким образом? |
|
|
18 |
На трудовом фронте часто складывалось тяжелое положение. |
|
|
18.1 |
Как удавалось не падать духом, поддерживать трудовую дисциплину? |
|
|
19 |
Ваше отношение к вражеским солдатам: какими Вы их представляли? |
|
|
20 |
Довелось ли Вам видеть пленных солдат? Первый пленный враг, которого Вы увидели. Ваши чувства, впечатления. |
|
|
21 |
Расскажите о Вашем быте во время войны. |
|
|
21.1 |
Как Вы преодолевали возникающие трудности? |
|
|
22 |
Как Вы отдыхали во время войны? |
|
|
23 |
Известия с фронта |
|
|
23.1 |
Кто и откуда писал Вам с фронта? |
|
|
23.2 |
Могли ли Вы писать обо всем, что с Вами происходит? |
|
|
24 |
Где и как Вы встретили День Победы 9 мая 1945 г., что делали и что чувствовали? |
|
|
25 |
Какой фильм о войне, по Вашему мнению, лучше всего передает атмосферу военных лет, отношения между людьми? |
|
|
26 |
Произведения, какого писателя наиболее правдиво отображают войну? |
|
|
27 |
Какой фильм о войне Вы посоветуете посмотреть молодежи, какую книгу прочитать? |
|
|
28 |
Как Вы думаете сейчас, почему началась война? Как избежать угрозы войны для нашей страны в будущем? |
|
|
29 |
Что Вам еще хочется рассказать, добавить ко всему сказанному? |
|
|
30 |
Что бы Вы хотели пожелать нашей молодежи? |
|
|
Приложение N 6
Типовой перечень
вопросов, адресованных лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"
|
Вопрос |
Есть ответ |
Нет ответа |
1 |
Предвоенные годы. |
|
|
1.1 |
Было ли у Вас ощущение надвигающейся войны? |
|
|
1.2 |
Из чего оно складывалось? Частные разговоры? СМИ? Политзанятия? |
|
|
1.3 |
Что Вы думали о войне в Испании, столкновении с Японией на Халхин-Голе, начале Второй мировой в Европе? |
|
|
1.4 |
Что Вы думали о действиях советского правительства на международной арене и внутри страны накануне войны? |
|
|
2 |
Начало войны |
|
|
2.1 |
Как Вы узнали о начале войны? |
|
|
2.2 |
Какова была Ваша реакция (и ваших близких)? |
|
|
2.3 |
Что Вы думали тогда о причинах войны? |
|
|
2.4 |
Слышали ли Вы речь В.М. Молотова 22 июня 1941 г.? |
|
|
2.5 |
Слышали ли Вы речь И. Сталина 3 июля 1941 г.? |
|
|
2.6 |
Какое впечатление они произвели на Вас тогда? |
|
|
3 |
Расскажите о том, чем Вы занимались на момент начала блокады Ленинграда (учились, работали)? |
|
|
4 |
Изменился ли характер Вашей деятельности за время блокады? |
|
|
5 |
Расскажите об условиях жизни, работы, быта в осажденном Ленинграде |
|
|
5.1 |
Что представляло наибольшую сложность в быту? |
|
|
5.2 |
Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными? |
|
|
5.3 |
Что Вы чувствовали, слыша вой сирены? |
|
|
5.4 |
Какое событие запомнилось как радостное? |
|
|
5.5 |
Приходилось ли Вам выращивать овощи в осажденном Ленинграде? |
|
|
5.6 |
Что составляло Ваш обычный ежедневный рацион? |
|
|
5.7 |
Правда ли, что на рынке можно было на золото выменять хлеб, мясо, сахар и другие продукты питания? |
|
|
5.8 |
Продолжались ли во время блокады занятия в школах? |
|
|
6 |
Расскажите о тех людях, что жили рядом с Вами |
|
|
6.1 |
Были ли среди Ваших знакомых люди, сомневающиеся в том, что Ленинград удастся отстоять? |
|
|
7 |
Расскажите о самых запоминающихся эпизодах, свидетелем которых Вам довелось быть |
|
|
7.1 |
Что Вам помогло выжить в блокаду? |
|
|
7.2 |
Была ли взаимопомощь и в чем она заключалась? |
|
|
7.3 |
Расскажите, пожалуйста, что Вы чувствовали, слыша по радио звук метронома? |
|
|
8 |
Ощущалась ли связь с Родиной? |
|
|
8.1 |
Какие известия вы получали с Большой земли? Как они доходили до Вас? |
|
|
8.2 |
Была ли возможность выехать из города? Каким образом это можно было сделать? |
|
|
9 |
Каково было ваше отношение к личности И. Сталина? |
|
|
10 |
В Ленинграде во время блокады жили люди разных национальностей. |
|
|
10.1 |
Что, по-Вашему, объединяло представителей разных народов в блокадном Ленинграде? |
|
|
10.2 |
Случались ли взаимное непонимание, конфликты на национальной почве? |
|
|
11 |
Вера в Бога |
|
|
11.1 |
Верили ли Вы в Бога до войны? |
|
|
11.2 |
Повлияла ли война на ваше отношение к религии? Каким образом? |
|
|
12 |
Где и как Вы встретили День Победы 9 мая 1945 г., что делали и что чувствовали? |
|
|
13 |
Какой фильм о войне, по Вашему мнению, лучше всего передает атмосферу военных лет, отношения между людьми? |
|
|
14 |
Произведения какого писателя наиболее правдиво отображают войну? |
|
|
15 |
Какой фильм о войне Вы посоветуете посмотреть молодежи, какую книгу прочитать? |
|
|
16 |
Как Вы думаете сейчас, почему началась война? Как избежать угрозы войны для нашей страны в будущем? |
|
|
17 |
Что Вам еще хочется рассказать, добавить ко всему сказанному? |
|
|
18 |
Что бы Вы хотели пожелать нашей молодежи? |
|
|
Приложение N 7
Инструкция для участника проекта (Технология подготовки и проведения видеоинтервью)
1. Регистрация. Для того, что бы принять участие в проекте, Вам необходимо:
обратиться в Региональный оргкомитет по реализации проекта (список размещен на официальном сайте Проекта), либо в общественный штаб, действующий на территории субъекта Российской Федерации, в котором Вы проживаете.
2. В Региональном оргкомитете (общественном штабе) Проекта Вы сможете:
получить более полную информацию о проекте;
пройти инструктаж о методике проведения видеозаписи интервью;
получить информацию с контактными данными ветерана, временем и местом съемки;
получить бланки документов, заполнение которых необходимо в соответствии с Положением о проекте.
3. Пакет документов для проведения интервью:
информация об интервьюере касается личных и контактных данных участника Проекта; эти данные необходимы для возможности связаться с автором видеофильма в случае необходимости уточнения информации;
информация об интервьюируемом касается личных данных ветерана и должна быть заполнена в электронном виде в соответствующих графах; эти данные будут основой поисковой системы на сайте архива;
анкета-опросник заполняется на основе типовых вопросов;
4. Рекомендации по подготовке к видеоинтервью:
прочитайте и максимально запомните вопросы анкеты для того, чтобы в момент съемки сократить время потери "зрительного контакта" с ветераном;
разберитесь в непонятных для Вас терминах (если таковые есть);
заранее убедитесь, заряжена ли камера и достаточно ли свободного места на цифровом носителе;
обратите внимание на свой внешний вид. Постарайтесь приблизить свой стиль одежды к классическому; если на лице есть пирсинг, необходимо его снять, к девушкам просьба - минимум косметики на лице;
ведите себя максимально уважительно и почтительно;
видеоматериал должен нести максимальную информационную нагрузку, поэтому до начала съемок попросите ветерана надеть китель (пиджак) с наградами; в случае его отказа ввиду каких-либо причин, достаточно будет попросить надеть пиджак с планками; будьте вежливы, в случае отказа не настаивайте.
видеосъемка длится в среднем от 35 мин до полутора часов, поэтому помогите ветерану устроиться таким образом, чтобы ему было максимально удобно на протяжении всего времени интервью;
обратите внимание на задний план; в кадр не должны входить отражающие поверхности и прямые источники света; также в кадре не должна находиться символика политических партий и общественных организаций;
камера должна быть установлена под нулевым либо минимальным углом к респонденту; зафиксируйте видеокамеру таким образом, чтобы видеоизображение было стабильным; если есть возможность, используйте штатив;
видеосъемка в помещении предполагает наличие дополнительного света; чтобы избежать размытости и неправильной цветопередачи изображения, используйте комнатное освещение.
перед началом съемки создайте в помещении максимальную тишину и предотвратите возможное появление посторонних шумов (поставьте мобильный телефон на беззвучный режим, попросите членов семьи ветерана, других, присутствующих в помещении лиц, не беспокоить во время видеосъемки, по возможности закройте окна и двери);
заранее проинструктируйте ветерана о желательном формате ответов на вопросы; по возможности, ответ должен быть коротким (не более 2-х минут), но содержательным;
если все условия соблюдены, приступайте к записи интервью, предупредив ветерана о начале съемки.
5. Рекомендации по проведению видеоинтервью:
а. Запись
В ходе проведения интервью следует придерживаться следующих правил.
Задаваемые Вами вопросы, по возможности, не должны отличаться от вопросов анкеты (по порядку и содержанию); внутренняя структура архива будет выстроена исходя из тематики вопросов; при этом следите за ответами ветерана, избегайте повторных вопросов, даже если они указаны в вопроснике;
Будьте внимательны! Вопросы сформулированы так, чтобы разграничить мнение ветерана (которое у него могло сформироваться после войны под влиянием прочитанных книг, фильмов и т.п.) и факты, свидетелем которых он действительно был; поэтому ответы на ряд вопросов подразумевают возможность их конкретизации (например, вопрос N 23: "Дезертиры. Сталкивались ли Вы со случаями дезертирства? Если да - это были отдельные случаи?". Если Вы получаете расплывчатый ответ на вопрос, необходимо уточнить - "Вы лично с ними сталкивались?").
Этого принципа следует придерживаться всегда.
Максимально внимательно слушайте ответы, старайтесь превратить разговор в непринужденную беседу, но, по возможности, не позволяйте уходить в долгие лирические отступления;
Ни в коем случае не прерывайте речь ветерана и не перебивайте его! В моменты пауз постарайтесь уточнить ответы наводящими вопросами и скорректировать ответы ветерана в случае, если он уходит в сторону от темы беседы.
Разговаривайте вежливо, адекватно реагируйте на шутки и трагические истории.
После окончания опроса поблагодарите ветерана за уделённое Вам время, полные и развернутые ответы.
Остановите съемку.
b. После съёмок
Попросите ветерана показать военные фотографии, награды, письма. Сфотографируйте их. Если Вам отказали в какой-либо просьбе, не настаивайте.
Вежливо попрощайтесь, еще раз поблагодарив за интервью.
Подготовка документов для передачи в архив:
уйдя от ветерана, просмотрите отснятый Вами материал и заполните правую часть формализованного варианта вопросника, отмечая "галочками" в соответствующих местах, на какие вопросы получены ответы фактического содержания (приведены примеры, рассказан случай из жизни), по каким высказано мнение, а по каким не удалось получить ни того, ни другого.
обязательно передайте полученный видеоматериал руководителю регионального оргкомитета (общественного штаба); проследите, чтобы все полученные данные из первой части вопросника, а также заполненный Вами формализованный вариант анкеты были также переданы и дополнительно приобщены к видеоматериалу на сайте;
обращаем Ваше внимание, что все полученные данные обрабатываются и размещаются на сайте архива с указанием Вашего имени и фамилии в качестве интервьюера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 25 марта 2016 г. N 524 "Об организации и проведении молодежного конкурса работ краевого этапа Всероссийского проекта "Наша общая Победа"
Текст приказа официально опубликован не был