Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Результаты правового мониторинга законодательства Алтайского края
2.1. Деятельность Законодательного Собрания по мониторингу нормативных правовых актов Алтайского края и по экспертизе нормативных правовых актов Законодательного Собрания на коррупциогенность
В 2015 году была продолжена совместная работа согласно принятому в 2008 году Соглашению о порядке взаимодействия Алтайского краевого Законодательного Собрания, прокуратуры Алтайского края, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю по следующим направлениям:
- законотворческая деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания;
- мониторинг нормативных правовых актов Алтайского края;
- проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов Алтайского края и проектов, вносимых в Алтайское краевое Законодательное Собрание.
Работа проводилась на стадии подготовки проектов нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания путем участия представителей в заседаниях рабочих групп по подготовке проектов правовых актов, а также путем направления уже подготовленных проектов законов и постановлений на предварительную правовую и антикоррупционную экспертизу.
В 2015 году прокуратурой Алтайского края было направлено 15 заключений на проекты нормативных правовых актов (в 2012 году - 12 заключений, 2013 году - 16 заключений, в 2014 году - 13 заключений), Управлением Министерства юстиции по Алтайскому краю - 15 экспертных заключений на проекты нормативных правовых актов (в 2012 году - 7 экспертных заключений, в 2013 - 11 экспертных заключения, в 2014 - 6 заключений). При доработке законопроектов замечания прокуратуры и Управления Министерства юстиции учтены субъектами законодательной инициативы.
В результате совместной работы над законопроектами на стадии их принятия из года в год уменьшается количество экспертных заключений Управления Министерства юстиции на действующие нормативные правовые акты. Так, в 2015 году в Алтайское краевое Законодательное Собрание из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю поступило всего 6 экспертных заключения на действующие нормативные правовые акты Алтайского краевого Законодательного Собрания (в 2008-53, в 2009-43, в 2010-31, в 2011-43, в 2012-27, в 2013-12, в 2014-6 заключений).
В 2015 году Алтайское краевое Законодательное Собрание участвовало в 2 судебных процессах об оспаривании нормативных правовых актов Алтайского края:
- об оспаривании закона Алтайского края от 24 декабря 2009 года N 107-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае" - по итогам рассмотрения дело прекращено производством;
- об оспаривании постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 декабря 1994 года N 169 "Об историко-культурном наследии Алтайского края" - по итогам рассмотрения дело прекращено производством.
Динамика
оспаривания нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания в судах общей юрисдикции в 2012-2015 годах
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего за 3 года |
Всего судов |
3 |
3 |
5 |
2 |
13 |
в т.ч. |
|
|
|
|
|
по заявлению прокурора из них: |
- |
- |
2 |
- |
2 |
- прокурору отказано |
- |
- |
- |
- |
- |
- требования прокурора удовлетворены |
- |
- |
- |
- |
- |
из них: - полностью |
- |
- |
- |
- |
- |
- частично |
- |
- |
2 |
- |
2 |
- производство по делу прекращено |
- |
- |
- |
- |
- |
2) по заявлениям граждан и юридических лиц |
3 |
3 |
3 |
2 |
11 |
из них: - истцу отказано |
- |
3 |
2 |
- |
5 |
- требования истца удовлетворены |
3 |
- |
- |
- |
3 |
- производство по делу прекращено |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
В 2015 году продолжена работа по мониторингу нормативных правовых актов Алтайского края и по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края и их проектов.
Основной задачей правового мониторинга является выявление недостатков нормотворческой и правоприменительной деятельности. Правовой мониторинг осуществляется, прежде всего, путем анализа федерального и краевого законодательства, оперативного отслеживания вносимых в законодательство изменений.
Цель антикоррупционной экспертизы - выявление коррупционных факторов в законах Алтайского края и подзаконных нормативных правовых актов Алтайского края и внесение соответствующих изменений в действующие нормативные правовые акты Алтайского края.
Соответствующая деятельность осуществляется в рамках Комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу, образованной постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 5 мая 2014 N 333.
В состав Комиссии входят: заместитель председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания, председатели комитетов Алтайского краевого Законодательного (заместители председателей комитетов Алтайского краевого Законодательного Собрания, консультанты комитетов), депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания (по согласованию), начальник экспертно-правового управления аппарата Алтайского краевого Законодательного Собрания, начальник информационно-аналитического отдела аппарата Алтайского краевого Законодательного Собрания, представитель Администрации Алтайского края; представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю, представитель Общественной палаты Алтайского края, представитель Счетной палаты Алтайского края; представители общественных организаций, представители научного сообщества.
Комиссия Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу:
- осуществляет правовой мониторинг в Алтайском краевом Законодательном Собрании, включая обобщение, анализ и оценку информации о состоянии нормативных правовых актов и практики их применения;
- проводит антикоррупционную экспертизу законов Алтайского края, постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания, их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения;
- проводит работу по комплексному исследованию законодательства Алтайского края в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;
- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Алтайского края в области правового обеспечения противодействия коррупции, а также в целях устранения выявленных в ходе правового мониторинга недостатков правотворческой и правоприменительной деятельности;
- изучает проекты нормативных правовых актов Алтайского края при подготовке их к рассмотрению Алтайским краевым Законодательным Собранием в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции.
В 2015 году экспертно-правовым управлением подготовлено и проведено 4 заседания Комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу. Управлением были подготовлены протоколы заседаний Комиссии и обеспечивалось выполнение принятых на них решений.
В 2015 году в соответствии с Планом-графиком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края в Алтайском краевом Законодательном Собрании, утвержденным Комиссией, было проверено на наличие коррупциогенных факторов 14 действующих нормативных правовых актов. По результатам экспертизы коррупциогенных факторов не выявлено.
Экспертно-правовым управлением аппарата Алтайского краевого Законодательного Собрания проведена антикоррупционная экспертиза 255 проектов законов Алтайского края, внесенных в 2015 году на рассмотрение Алтайского краевого Законодательного Собрания.
С целью проведения независимой антикоррупционной экспертизы все проекты нормативных правовых актов за 5 дней до их рассмотрения размещались на официальном сайте Алтайского краевого Законодательного Собрания.
В 2015 году в Алтайское краевое Законодательное Собрание по инициативе комитета по социальной политике поступило заключение АНО ВПО "Алтайская академия экономики и права" на проект закона Алтайского края от 31 августа 2015 года N 244 "О патриотическом воспитании в Алтайском крае".
Ежемесячно готовились обзоры федерального законодательства с учетом необходимости изменения законодательства Алтайского края.
По результатам деятельности рабочей группы по правовому мониторингу формируется План правотворческой, контрольной и организационной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания на очередное полугодие, вносятся в него оперативные изменения.
Всего в 2015 году осуществлен правовой мониторинг 388 федеральных законов, 146 Указов Президента Российской Федерации, 1050 постановления Правительства Российской Федерации. По итогам подготовлены соответствующие обзоры и рекомендации по внесению изменений в правовые акты Алтайского края. По итогам мониторинга федерального законодательства потребовалось внесение изменений в более чем 92 нормативных правовых актов Алтайского края.
2.2. Взаимодействие Законодательного Собрания в сфере правотворческой деятельности с прокуратурой Алтайского края и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю, с судебными органами
Реализуя поставленную Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" задачу по обеспечению единства правового пространства, органами юстиции создан постоянно действующий и достаточно эффективный механизм выявления несоответствий в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и их приведению в соответствие с федеральным законодательством.
Эффективным средством контроля за региональными правовыми актами является ведение органами юстиции федерального регистра нормативных актов субъектов Российской Федерации, проведение правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе на стадии их разработки, а также системный и комплексный анализ действующего законодательства в определенных сферах правового регулирования на предмет выявления в региональных нормативных правовых актах пробелов правового регулирования и противоречий федеральному законодательству, т.е. проведение правового мониторинга.
По состоянию на 31 декабря 2015 года в федеральном регистре насчитывается 15673 нормативных правовых актов Алтайского края, в том числе 7475 действующих.
За 2015 год в федеральный регистр включено 2376 нормативных правовых актов Алтайского края, что на 15% больше, чем в аналогичном периоде 2014 года (1799), в том числе: 124 закона Алтайского края и 15 постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Для сравнения, в 2014 году для включения в федеральный регистр поступило 108 законов края и 16 постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - Управлением) проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 209 законов края (2014 - 243) и 23 постановлений Законодательного Собрания (2014 - 42), из них повторно, в связи с динамикой федерального законодательства, проведена правовая экспертиза 45 законов и 6 постановлений.
По результатам правовой экспертизы несоответствия федеральному законодательству выявлены в 3 нормативных правовых актах законодательного (представительного) органа власти края, а именно:
- законе Алтайского края от 2 сентября 1999 года N 39-ЗС "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае". Экспертное заключение от 25 февраля 2015 года исх. N 22/02-06/908;
- законе Алтайского края от 3 декабря 2008 года N 122-ЗС "О Регистре муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края" (с изменениями, внесенными законами Алтайского края от 7 сентября 2009 года N 64-ЗС). Экспертное заключение от 5 июня 2015 года исх. N 22/02-06/3301;
- законе Алтайского края от 12 мая 2005 года N 32-ЗС "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае". Экспертное заключение от 30 июня 2015 года исх. N 22/02-06/3753.
Направлены предложения о корректировке в связи с динамикой федерального законодательства законов Алтайского края: от 14 июня 2007 года N 56-ЗС "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр", от 7 декабря 2007 года N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае", Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве от 8 июля 2003 года N 35-ЗС.
В настоящее время в указанные нормативные правовые акты внесены соответствующие поправки.
Коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, принятых Законодательным Собранием по результатам антикоррупционной экспертизы, не выявлялись.
Сравнительный анализ статистических данных за рассматриваемый период свидетельствует об устойчивой тенденции увеличения количества принимаемых Алтайским краевым Законодательным Собранием нормативных правовых актов, что обусловлено динамичным изменением федерального законодательства в различных сферах правового регулирования по вопросам совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также о стабильном качественном показателе принимаемых нормативных правовых актов.
Вместе с тем удельный вес выявляемых в законах края несоответствий федеральному законодательству по итогам 2015 года (1,3%), в сравнении с 2014 годом (0,4%), увеличился, вследствие установленных противоречий федеральным законам по результатам повторной правовой экспертизы нормативных актов прошлых лет и своевременно не учтенной динамики действующего законодательства.
Принципиально важным в работе по обеспечению единства правового пространства является конструктивное сотрудничество органов юстиции с органами государственной власти субъектов Российской Федерации как на стадии разработки законопроекта, так и после принятия соответствующего нормативного правового акта.
В настоящее время в результате взаимодействия и совместной работы Управления и Алтайского краевого Законодательного Собрания практически все нормативные правовые акты, в которых Управлением выявляются нарушения, приводятся в соответствие с федеральным законодательством без судебных процедур и принятия мер прокурорского реагирования.
При этом наибольшая эффективность правотворческого процесса достигается при участии Управления на стадии разработки проектов нормативных правовых актов путем проведения правовой и антикоррупционной экспертиз указанных проектов.
Правовой основой такой деятельности явилось трехстороннее Соглашение о взаимодействии Алтайского краевого Законодательного Собрания, прокуратуры края и Управления юстиции, подписанного 27 ноября 2008 года.
Взаимодействие с органом законодательной власти осуществляется в формах участия руководства и специалистов Управления в рабочих группах, совещаниях.
В полном объеме обеспечено участие представителей Управления на сессиях Алтайского краевого Законодательного Собрания, заседаниях профильных комитетов и комиссий по разработке законопроектов.
Степень участия Управления в законотворческом процессе и качество нормотворчества Алтайского краевого Законодательного Собрания характеризуется следующими показателями проведения правовой и антикоррупционной экспертизы проектов законов и постановлений.
В 2015 году Управлением проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 221 проекта нормативных правовых актов Законодательного Собрания.
По результатам правовой экспертизы высказаны замечания и предложения в отношении 16 проектов (7%), в том числе выявлены несоответствия федеральному законодательству в 4 проектах законов (2%).
Несоответствия федеральному законодательству были выявлены в проектах законов края, регулирующих общественные отношения в сферах охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, физической культуры и спорта, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на территории субъекта Российской Федерации, жилищного законодательства:
- в проекте закона Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае";
- в проекте закона Алтайского края "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Алтайского края";
- в проекте закона Алтайского края "О внесении изменений в статью 4 закона Алтайского края "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае";
- в проекте закона Алтайского края "О регулировании некоторых отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования".
Законодательный орган власти выразил согласие с выводами экспертных заключений в отношении указанных проектов законов края, несоответствия федеральному законодательству были устранены при доработке. Проект закона Алтайского края "О внесении изменений в статью 4 закона Алтайского края "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" не принят.
Для сравнения, в 2014 году Управлением проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 160 проектов нормативных правовых актов Законодательного Собрания.
По результатам правовой экспертизы были высказаны замечания и предложения в отношении 14 проектов (9%), в том числе выявлены несоответствия федеральному законодательству в 3 проектах законов (2%) и коррупциогенный фактор в 1 проекте закона.
Проведение мониторинга действующего регионального законодательства в определенной сфере общественных отношений также позволяет выявить в нем противоречия вновь принятым федеральным законам и пробелы правового регулирования.
Во исполнение поручений Минюста России, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области и аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу в целях определения состояния и динамики законодательства Алтайского края, выявления пробелов, коллизий, проблем правоприменения в 2015 году Управлением подготовлены и направлены к установленным срокам 45 обзоров законодательства Алтайского края в следующих сферах общественных отношений: противодействия коррупции, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора), государственной гражданской службы, участия граждан в охране общественного порядка, реализации органами государственной власти Алтайского края языковой политики в части сохранения, развития и использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков субъектов Российской Федерации, языков народов Российской Федерации, практики ведения государственного реестра уставов муниципальных образований Алтайского края, ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края и иных сферах.
Формируется практика проведения мониторингов правоприменительной деятельности. Так, на плановой основе Управлением в течение 2015 года осуществлялся мониторинг правоприменения в сфере организации местного самоуправления в Алтайском крае. Результаты мониторинга направлены в Минюст России, с учетом предложений о совершенствовании федерального законодательства в сфере местного самоуправления, поступивших от членов Экспертного совета по мониторингу правоприменения при Управлении.
Представляется, что созданная система нормотворчества в Алтайском крае в целом представляет достаточно эффективный механизм по подготовке законопроектов и накопленный опыт взаимодействия Управления юстиции с органами государственной власти Алтайского края позволяет обеспечить на территории края единство правового пространства.
Вместе с тем вопрос обеспечения единства правового пространства в условиях динамичного развития федерального законодательства не теряет своей актуальности.
Сегодня изменения, происходящие в системе федерального законодательства, обусловлены целым комплексом разнообразных факторов объективного и субъективного свойства, в том числе происходящими процессами интеграции, дифференциации, а также расширения или сужения сферы правового регулирования.
К общим тенденциям развития системы законодательства Российской Федерации можно отнести:
устойчивая тенденция по приведению всего массива законодательства Российской Федерации в строгое соответствие с требованием норм Конституции Российской Федерации;
принятие последовательных мер, направленных на приведение норм законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие требованиям, изложенным в федеральном законодательстве Российской Федерации;
формирование новых отраслей и комплексов законодательства, соответствующих задачам, стоящим перед Российской Федерацией;
наполнение новым содержанием действующего законодательства Российской Федерации.
Количественные показатели правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания, проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю
|
2014 |
2015 |
Включено в федеральный регистр законов/ постановлений АКЗС |
108/16 |
124/15 |
Проведена правовая экспертиза законов/ постановлений АКЗС: |
243/42 |
209/23 |
в том числе повторно |
53/13 |
45/6 |
Выявлено несоответствий федеральному законодательству: |
0/1 |
3/0 |
в том числе по результатам повторной правовой экспертизы |
0/1 |
3/0 |
Приведено в соответствие с ФЗ |
0/1 |
3/0 |
Выявлено коррупциогенных факторов |
0 |
0 |
Пересмотрены результаты экспертизы |
0 |
0 |
Поступило и рассмотрено проектов законов и постановлений АКЗС: |
144/15 |
197/24 |
Без замечаний |
131/14 |
181/24 |
Высказано замечаний и предложений: |
13/1 |
16/1 |
в т. ч. несоответствий ФЗ |
3/0 |
4/0 |
в т. ч. коррупциогенных факторов |
1/0 |
0/0 |
Учтено замечаний: |
12/1 |
16/1 |
2.3. Взаимодействие Алтайского краевого Законодательного Собрания в сфере правотворческой деятельности с институтами гражданского общества
Алтайское краевое Законодательное Собрание, его должностные лица взаимодействуют с институтами гражданского общества на всех стадиях правотворческой деятельности: от принятия решения о подготовке нормативного правового акта до контроля за эффективностью его исполнения.
Взаимодействие с институтами гражданского общества Законодательное Собрания реализует, в частности, через участие их представителей в работе Комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу.
Представители общественности входят в состав двух Советов при Алтайском краевом Законодательном Собрании: по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию и по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.
Представители институтов гражданского общества приглашаются на заседания сессий Законодательного Собрания, совещаний по разработке и доработке проектов нормативных правовых актов, для проведения "круглых столов", конференций и иных организационных мероприятий.
Эффективность такого взаимодействия оценивается не только количеством совместных заседаний, но и количеством и качеством реализуемых инициатив.
Для эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества в области правотворческой деятельности:
- на стадии выдвижения проекта нормативного правового акта в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов не позднее пяти дней до даты их рассмотрения размещаются на официальном сайте Алтайского краевого Законодательного Собрания (в соответствии с изменениями, внесенными в закон Алтайского края "О правотворческой деятельности" законом от 11 июля 2011 года N 92-ЗС);
- проект правового акта, принятый в первом чтении, принятый правовой акт направляются, в том числе Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае, в Общественную палату Алтайского края, а также в иные органы, организации (постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 апреля 2012 года N 110 "О внесении изменений в Регламент Алтайского краевого Законодательного Собрания").
В 2015 году в Алтайское краевое Законодательное Собрание по инициативе комитета по социальной политике поступило заключение АНО ВПО "Алтайская академия экономики и права" на проект закона Алтайского края от 31 августа 2015 года N 244 "О патриотическом воспитании в Алтайском крае".
При подготовке Доклада Алтайского краевого Законодательного Собрания "О состоянии законодательства Алтайского края в 2015 году и перспективах его совершенствования" в высшие учебные заведения Алтайского края были направлены письма с предложением высказать поправки по концепции доклада и направления совершенствования законодательства на последующий период.
На системной основе организовано взаимодействие Законодательного Собрания, его постоянных профильных комитетов с Общественной палатой Алтайского края.
В настоящее время внедряются в практику подготовки законопроектов общественное обсуждение (так, в 2015 году на общественное обсуждение выносился законопроект "Об общественном контроле в Алтайском крае"), проведение оценки регулирующего воздействия, проведение независимой экспертизы законопроектов (в 2015 году Алтайской академией экономики и права было проведено 2 независимые экспертизы законов Алтайского края).
В 2015 году осуществлялось взаимодействие Алтайского краевого Законодательного Собрания и с Алтайской митрополией Московского Патриархата Русской Православной Церкви в рамках подписанного соглашения о сотрудничестве.
2.4. Мониторинг правоприменения законодательства Алтайского края в рамках контрольных полномочий Алтайского краевого Законодательного Собрания
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" на федеральные и региональные органы государственной власти возложена обязанность осуществления мониторинга применения нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно методике и на основании плана, которые утверждены Правительством Российской Федерации. Также установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг правоприменения в пределах полномочий по собственной инициативе.
С целью регулирования отношений по осуществлению правового мониторинга с учетом требований к данной деятельности, установленных на федеральном уровне, а также с учетом сложившейся практики принят закон Алтайского края от 5 октября 2012 года N 68-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О правотворческой деятельности". Закон установил два направления деятельности по правовому мониторингу: мониторинг нормативных правовых актов и мониторинг практики их применения, а также закрепил порядок осуществления мониторинга правоприменения органами государственной власти Алтайского края.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 октября 2012 года N 467 "О внесении изменений в приложение к постановлению Алтайского краевого Законодательного Собрания от 23 декабря 2009 года N 724 "Об утверждении Положения о порядке осуществления правового мониторинга в Алтайском краевом Законодательном Собрании" закреплено участие Алтайского краевого Законодательного Собрания в осуществлении мониторинга правоприменения, проводимого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации на основании соответствующих планов Правительства Российской Федерации, а также проведение мониторинга правоприменения по собственной инициативе в рамках осуществления контрольных полномочий за исполнением и соблюдением законов Алтайского края.
Результаты мониторинга правоприменения по отдельным вопросам рассматривались и на сессиях Алтайского краевого Законодательного Собрания (с принятием постановлений), и на заседаниях постоянных комитетов.
Следует отметить, что сфера мониторинга правоприменения постоянно увеличивается, к участию в мониторинге привлекается широкий круг право-применителей, ученых, специалистов, представителей гражданского общества, тем самым создаются эффективные механизмы реализации принятых законов и контроля их исполнения.
Сфера правовой политики:
1) на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания в марте 2015 года был заслушан отчет начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о деятельности органов и подразделений внутренних дел Алтайского края за 2014 год. По результатам рассмотрения отчета депутатами были сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию системы профилактики правонарушений в Алтайском крае в адрес Главного управления внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, Администрации Алтайского края, органов муниципальных образований Алтайского края;
2) 28 апреля 2015 года состоялись депутатские слушания на тему "Законодательство Алтайского края: состояние, мониторинг и перспективы совершенствования". На депутатских слушаниях в соответствии с постановлением Алтайского краевого Законодательного собрания от 2 октября 2012 года N 465 "Об утверждении Положения о подготовке доклада Алтайского краевого Законодательного Собрания о состоянии законодательства и перспективах его совершенствования" был рассмотрен доклад "О состоянии законодательства Алтайского края в 2014 году и перспективах его совершенствования". По результатам проведения депутатских слушаний Алтайским краевым Законодательным Собранием было принято постановление от 1 июня 2015 года N 163 "О Докладе Алтайского краевого Законодательного Собрания "О состоянии законодательства Алтайского края в 2015 году и перспективах его совершенствования" и рекомендациях депутатских слушаний на тему "Законодательство Алтайского края: состояние, мониторинг и перспективы совершенствования";
3) 24 ноября 2015 года состоялось расширенное заседание комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по правовой политике, в рамках которого прошло обсуждение реализации закона Алтайского края "О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края".
На заседании комитета присутствовали депутаты комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению, представители правового департамента и департамента внутренней политики Администрации края, Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства края, Главного управления МВД России по Алтайскому краю, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю, Прокуратуры Алтайского края, муниципальных образований, Общественной палаты, Алтайского государственного университета, Барнаульского юридического института, а также Федеральный инспектор по Алтайскому краю и Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае.
Было отмечено, что за 2013-2015 годы в органы местного самоуправления по состоянию на 01 октября 2015 года поступило 1921 уведомление о проведении публичных мероприятий. За три года на территории края проведено 1258 публичных мероприятий, из них: 281 митинг, 501 пикет, 211 шествий (демонстраций, автопробегов) и 265 собраний. В 230 случаях заявителю администрациями муниципальных образований были предоставлены письменные отказы в проведении публичного мероприятия в связи с несоблюдением положений законодательства.
Представителем Главного управления МВД России по Алтайскому краю, полковником полиции были озвучены методы взаимодействия полиции с муниципальными образованиями по охране общественного порядка и обеспечения законности при проведении публичных мероприятий, внесены предложения по совершенствованию федерального и краевого законодательства в данной сфере, а также отмечен ряд практических трудностей в работе правоохранительных органов при проведении публичных мероприятий на территории специально отведенных мест, позволяющих организаторам проводить мероприятия численностью до 100 человек без уведомления местных администраций.
В рамках последующего обсуждения свои замечания и предложения по совершенствованию практики реализации закона "О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края" смогли высказать депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, представители различных политических партий, Прокуратуры Алтайского края и администрации города Барнаула. Результатом расширенного заседания комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по правовой политике стал ряд рекомендаций заинтересованным органам государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию работы в рамках реализации рассматриваемого закона.
Сфера экономической политики, промышленности и предпринимательства:
1) совместное заседание постоянного депутатского объединения-фракции "Единая Россия" и комитета АКЗС по экономической политике, промышленности и предпринимательству по вопросу внесения изменений в статью 8 закона Алтайского края от 6 февраля 2012 года N 5-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края" (в части ограничения розничной продажи алкогольной продукции на предприятиях общественного питания, расположенных в многоквартирных жилых домах, а также в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам);
2) выездное совместное заседание комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае в Завьяловском районе по теме: "О совершенствовании нормативно-правовой базы в целях улучшения предпринимательского климата в сфере малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае и о совершенствовании надзорно-контрольной деятельности как инструмента устранения административных барьеров в развитии предпринимательства в Алтайском крае";
3) выездное совместное заседание комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае в Заринском районе по теме: "О совершенствовании нормативно-правовой базы в целях улучшения предпринимательского климата в сфере малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае и о совершенствовании надзорно-контрольной деятельности как инструмента устранения административных барьеров в развитии предпринимательства в Алтайском крае";
4) "круглый стол" на тему "О путях решения вопросов, возникших в связи с незаконным строительством многоквартирных домов на земельных участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство" (комитет по экономической политике, промышленности и предпринимательству и постоянное депутатское объединение-фракция "КПРФ");
5) рабочее совещание по разработке проекта закона Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края" в части установления случаев, не требующих получения разрешения на строительство;
6) рабочее совещание по разработке проекта закона Алтайского края "О стратегическом планировании в Алтайском крае";
7) рабочее совещание по разработке закона Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О казне Алтайского края" и закон Алтайского края "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края";
8) рабочее совещание по разработке проекта закона "О внесении изменений в статью 8 закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края";
9) рабочее совещание по разработке проекта закона Алтайского края "Об утверждении перечня поселений с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
10) рабочее совещание по разработке проекта закона "О внесении изменений в закон Алтайского края "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае";
11) рабочее совещание по разработке проекта закона "О внесении изменений в закон Алтайского края "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края";
12) рабочее совещание по разработке закона Алтайского края "О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности".
Сфера аграрной политики и природопользования:
1) выездное заседание комитета в Целинном районе по теме "Контроль выполнения ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае" на 2013-2015 и на период до 2020 года";
2) круглый стол по теме: "О санитарном и противопожарном состоянии колочного леса на территории муниципального образования Завьяловский район Алтайского края и мерах, принимаемых по его охране";
3) выездное заседание комитета в Тальменском районе по теме: "Об исполнении в Тальменском районе закона Алтайского края от 10 сентября 2007 года N 87-ЗС "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края", в части обеспечения населения древесиной для собственных нужд";
4) выездное заседание комитета в Троицком районе по теме: "Об исполнении в Троицком районе закона Алтайского края от 10 сентября 2007 года N 87-ЗС "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края", в части обеспечения населения древесиной для собственных нужд".
Сфера социальной политики:
На заседаниях комитета рассмотрены вопросы:
1) о ходе выполнения закона Алтайского края "Об охране труда в Алтайском крае" в части осуществления государственной экспертизы условий труда.
В современных экономических условиях государственная экспертиза условий труда в совокупности со специальной оценкой условий труда должны стать одними из важных экономических механизмов, которые бы стимулировали работодателей инвестировать денежные средства в улучшение условий труда и, прежде всего, в обеспечение безопасности на рабочих местах. Решение задач будет способствовать снижению затрат на выплаты компенсаций за неудовлетворительные условия труда на рабочих местах, уменьшению потерь рабочего времени вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в конечном итоге окажет положительное влияние на состояние регионального рынка труда.
По итогам рассмотрения законов приняты рекомендации;
2) о ходе выполнения закона Алтайского края "О региональной молодежной политике в Алтайском крае" в части организации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения и оздоровления и занятости детей, подростков, учащихся и студенческой молодежи в 2015 году.
Заслушав и обсудив информацию Администрации Алтайского края "О ходе выполнения закона Алтайского края "О региональной молодежной политике в Алтайском крае" в части организации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения и оздоровления и занятости детей, подростков, учащихся и студенческой молодежи в 2015 году", комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по социальной политике отмечает, что в соответствии с данным Законом принято постановление Администрации Алтайского края от 21.03.2014 года N 129 "Об организации в 2014-2016 годах отдыха детей, их оздоровления и занятости" утверждены порядок финансирования и проведения мероприятий по отдыху и оздоровлению детей в регионе.
В целях координации работы по организации детской оздоровительной кампании, принятия эффективных мер, обеспечения взаимодействия исполнительных органов власти и органов местного самоуправления постоянно действует краевая межведомственная комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Членами комиссии ведется систематический контроль работы детских оздоровительных лагерей края, как в подготовительный период, так и во время оздоровительных смен. Проверки проведены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области организации отдыха и оздоровления детей, оказания услуг общественного питания, по производству и реализации пищевых продуктов, услуг по перевозке организованных групп детей.
По итогам рассмотрения выполнения закона Алтайского края "О региональной молодежной политике в Алтайском крае" в части организации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения и оздоровления и занятости детей, подростков, учащихся и студенческой молодежи в 2015 году комитетом приняты рекомендации, в том числе органам местного самоуправления при формировании бюджетов на 2016 год предусмотреть средства на организацию летнего отдыха детей, санаторно-курортное лечение и оздоровление и занятость детей, подростков, учащихся и студенческой молодежи и софинансирование мероприятий "Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время"; в рамках территориальных трехсторонних соглашений совместно с объединениями работодателей и профсоюзов обеспечить в 2016 году увеличение количества работодателей внебюджетного сектора экономики, создающих временные рабочие места для подростков; координировать работу по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
3) о ходе выполнения закона Алтайского края "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае" в части реализации основных задач деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае".
Заслушав и обсудив информацию представителей Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края "О ходе выполнения закона Алтайского края "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае" в части реализации основных задач деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае", комитетом Алтайского краевого Законодательного Собрания по социальной политике приняты рекомендации Главному управлению образования и молодёжной политики Алтайского края в целях предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, применения технологий восстановительного подхода продолжить работу по расширению сети школьных служб примирения; ГУ МВД России по Алтайскому краю: продолжить осуществлять ведущую роль в системе профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, объединять все субъекты профилактической работы с целью профилактики подростковой преступности, являясь инициативным звеном в данной работе; активизировать организацию проведения операций, акций, осуществлять подготовку методических рекомендаций и обзорных информаций; продолжить совершенствование мер ранней профилактики в отношении несовершеннолетних правонарушителей с привлечением общественных, ведомственных и коммерческих организаций, религиозных объединений к работе по предупреждению преступлений среди подростков.
Депутатам Алтайского краевого Законодательного Собрания совместно с представительными органами местного самоуправления рекомендовано активизировать деятельность по профилактике социального сиротства, восстановления благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; при формировании муниципальных бюджетов на 2016 год предусмотреть средства на организацию летнего отдыха детей, санаторно-курортное лечение и оздоровление и занятость детей, подростков, учащихся и студенческой молодежи и софинансирование мероприятий "Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время"; в рамках территориальных трехсторонних соглашений совместно с объединениями работодателей и профсоюзов обеспечить в 2016 году увеличение количества работодателей внебюджетного сектора экономики, создающих временные рабочие места для подростков; изучить вопрос об увеличении степени охвата, вступивших в конфликт с законом детей из неблагополучных и неполных семей, детей из детских домов и школ-интернатов, подростков, стоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, уделяя особое внимание реализации мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по организации данной категории несовершеннолетних всеми формами досуга и занятости в каникулярный период;
4) выездное заседание комитета по социальной политике по теме "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях современного законодательства".
Депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания отметили, что в крае разработана нормативная правовая база, регламентирующая вопросы организации деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учётом современных требований и приоритетов государственной политики. Постановлением Администрации Алтайского края от 8 июля 2015 года N 274 "О переименовании краевых государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" краевые государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переименованы в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающие социальные услуги.
В настоящее время в крае работает 27 таких учреждений. За последние четыре года в крае закрыто 10 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их число сократилось на 27%. Количественный состав воспитанников центров помощи сократился на 42,8% (2011 год - 1279 воспитанников, по состоянию на 9 ноября 2015 года - 731 воспитанник).
В целях обеспечения методической и практической помощи специалистам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обобщен и распространяется положительный опыт работы вышеназванных трех центров психолого-медико-социального сопровождения по созданию эффективных моделей по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождению замещающих семей.
С целью обучения современным технологиям работы по реабилитации и защите прав воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведены обучающие мероприятия для работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Дети Алтая" на 2011-2015 годы при финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для руководителей служб сопровождения замещающих семей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведены курсы повышения квалификации с привлечением специалистов Института практической психологии ИМАТОН (г. Санкт-Петербург).
В целях повышения профессиональной компетентности специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сайте КГБОУ "Семья плюс" действуют разделы "Специалистам служб сопровождения" и "Библиотека центра", в которых размещены акты федерального и регионального законодательства в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, литература о воспитании детей, психологическая и коррекционно-педагогическая литература, а также книги, статьи и практические пособия для сопровождения замещающих семей и выпускников интернатных учреждений.
Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края организовано проведение на системной основе совещаний, в том числе селекторных, и других мероприятий для руководителей, специалистов органов и организаций, являющихся субъектами профилактики социального сиротства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приняты меры по созданию в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным, способствующим интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей. В настоящее время условия, приближенные к семейным, созданы в 100% таких организаций.
Оценка эффективности деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится ежегодно по таким критериям, как содействие органам опеки и попечительства в устройстве воспитанников в родные семьи, семьи граждан; создание благоприятных, приближенных к семейным условиям проживания и воспитания; осуществление отдельных полномочий органов опеки и попечительства; осуществление деятельности по социальной (постинтернатной) адаптации выпускников.
По итогам заседания приняты рекомендации.
Сфера здравоохранения и науки:
В 2015 году комитет по здравоохранению и науке совместно с постоянным депутатским объединением-фракцией "Единая Россия" подготовил и провел заседание "круглого стола" по теме "Алкоголь и здоровье человека". Также совместно с комитетом Алтайского краевого Законодательного Собрания по социальной политике подготовил и провел заседание "круглого стола" по теме "Физическая активность и состояние здоровья населения в Алтайском крае", совместно с комитетом Алтайского краевого Законодательного Собрания по аграрной политике и природопользованию и постоянным депутатским объединением-фракцией "Единая Россия" подготовил и провел заседание "круглого стола" по теме "Состояние здоровья сельских жителей и специалистов сельского хозяйства в Алтайском крае". Кроме того, комитет подготовил и провел следующие внеплановые заседания "круглых столов": "Наличие льготных лекарственных препаратов", "Рассмотрение "НАРОДНЫМ ФРОНТОМ "ЗА РОССИЮ" (ОНФ) актуальных проблем здравоохранения в Алтайском крае"; "Соработничество Церкви, государства и общества в деле духовно-нравственного воспитания молодежи".
Комитет краевого Законодательного Собрания по здравоохранению и науке продолжает практику по проведению выездных заседаний. Так, в 2015 году проведены выездные расширенные заседания по темам "Система подготовки медицинских работников в Алтайском крае" (с выездом в Барнаульский базовый медицинский колледж), "О ходе выполнения подпрограммы "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" в г. Бийск, "Реализация мер по формированию здорового образа жизни среди населения Алтайского края" в г. Славгород, "Реализация мер по формированию здорового образа жизни среди населения Алтайского края" г. Заринск, "Проблемы организации первичной медико-санитарной помощи" (на базе ФАПа в селе Ануйское Смоленского района)".
Кроме того, комитетом проведены расширенные заседания комитета по вопросам "Динамика роста цен на лекарственные препараты и контроль за ними", "Актуальность проблемы повышения качества и безопасности питьевой воды и их влияние на здоровье человека", "Проблемы реализации федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" на территории Алтайского края", "О ходе реализации государственной программы Алтайского края "Здоровое питание населения Алтайского края" на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 11 июня 2012 года N 314", "О ходе реализации подпрограммы "Охрана здоровья матери и ребенка" долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года", "О ходе реализации подпрограммы "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям" долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года", "Усиление мер социальной поддержки медицинских работников. Закрепление молодых специалистов на селе. Реализация программ "Земский доктор" и "Сельский фельдшер".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.