Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Главного управления
образования и науки Алтайского края
от 22 сентября 2016 г. N 1548
Положение
о краевом конкурсе "Учитель года Алтая - 2017"
I. Общие положения
1.1. Конкурс "Учитель года Алтая - 2017" (далее - Конкурс) является Конкурсом профессионального мастерства, проводится в целях выявления и поддержки творчески работающих педагогов, повышения их социального статуса и престижа учительского труда, распространения инновационного педагогического опыта лучших учителей Алтайского края.
Конкурс направлен на выявление выдающихся учителей, их поддержку и поощрение, распространение передового педагогического опыта лучших учителей Алтайского края, инновационных технологий в организации образовательной деятельности, развитие творческой деятельности учительства по обновлению содержания образования, а также повышение социального статуса и престижа учительского труда и содействие утверждению приоритетов развития образования в обществе.
Конкурс проводится с учетом требований Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации", Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), профессионального стандарта "Педагог".
1.2. Учредителями Конкурса являются:
Главное управление образования и науки Алтайского края;
Алтайская краевая организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ;
Алтайская краевая общественная организация Клуб "Учитель года Алтая";
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный педагогический университет";
Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования".
1.3. Конкурс проводится в два этапа: муниципальный (районный, городской) и региональный (краевой).
1.4. Для общего руководства организацией и проведением Конкурса на региональном этапе учредители формируют Организационный комитет (далее - "Оргкомитет").
1.5. Состав Оргкомитета утверждается приказом Главного управления образования и науки Алтайского края.
1.6. В состав Оргкомитета включаются председатель, заместители председателя, 20-24 члена.
1.7. Оргкомитет осуществляет следующие функции:
- определяет порядок проведения Конкурса;
- обеспечивает организационные условия для проведения Конкурса;
- формирует составы основного и Большого жюри Конкурса;
- рассматривает спорные вопросы в ходе организации и проведения Конкурса;
- осуществляет взаимодействие со спонсорами по вопросу финансовой поддержки проведения Конкурса;
- рассматривает и утверждает итоговые протоколы заседаний жюри регионального этапа Конкурса, апелляции (жалобы) участников, принимает соответствующие решения;
- организует освещение Конкурса в средствах массовой информации.
1.8. Для руководителей и специалистов МОУО, ответственных за проведение муниципального этапа в сентябре 2016 г., Оргкомитет проводит обучающий семинар (вебинар).
1.9. Все участники Конкурса, члены Оргкомитета и жюри обязаны соблюдать "Кодекс этики участника краевого конкурса "Учитель года Алтая".
1.10. В рамках конкурса "Учитель года Алтая - 2017" отдельной номинацией проводится конкурс молодых педагогов "Педагогический дебют - 2017".
1.11. Участниками муниципального этапа конкурса могут стать граждане Российской Федерации, которые являются педагогическими работниками общеобразовательных организаций и соответствующие следующим критериям:
замещение по основному месту работы должности "Учитель" (к участию во всех этапах краевого конкурса не допускаются представители иных категорий педагогических работников, а также руководители и заместители руководителей организаций, осуществляющих общеобразовательную деятельность, и их структурных подразделений, являющиеся учителями путём совмещения должностей);
наличие (на момент представления заявки) непрерывного стажа педагогической работы в соответствующей должности не менее 3 лет;
преподавание учебных предметов, входящих в предметные области, определенные федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования.
1.12. Участниками регионального этапа конкурса являются победители муниципального этапа конкурса или (при наличии мотивированного письменного отказа со стороны победителя) призёры муниципального этапа конкурса, занявшие II место по количеству баллов.
1.13. Победитель регионального этапа конкурса выбирается решением большого жюри и утверждается приказом Главного управления образованием и науки Алтайского края.
1.14. Победитель Конкурса выполняет особую миссию. Он становится экспертом, который действует от имени всего педагогического сообщества края, формулирует проблемы современного образования, предлагает пути решения этих проблем, выражает интересы учителей края публично. Он активен в распространении инновационного опыта, инициирует проекты по преобразованию педагогической деятельности, способствует укреплению и развитию профессионального сообщества.
II. Организация и проведение Конкурса
Муниципальный этап Конкурса
2.1. Муниципальный этап Конкурса проводится в октябре-ноябре 2016 года. Финал и подведение итогов проводится не позднее 1 декабря 2016 года.
2.2. Подготовку и проведение Конкурса осуществляет муниципальный организационный комитет (далее - Оргкомитет). Состав Оргкомитета утверждается приказом муниципального органа управления образованием.
2.3. Порядок проведения муниципального этапа Конкурса определяется Положением, утвержденным приказом муниципального органа управления образованием, разработанным в соответствии с краевым положением.
2.4. Официальное подведение итогов муниципального этапа, объявление и награждение его победителей (дипломантов и др.) осуществляется приказом муниципального органа управления образованием на основании решения (итогового протокола заседания) жюри.
2.5. Победитель муниципального этапа направляется для участия в региональном этапе Конкурса.
2.6. По объективным причинам участником регионального этапа Конкурса может быть учитель, занявший второе место на муниципальном этапе.
2.7. Материалы победителя муниципального этапа, направляемые для участия в региональном этапе краевого конкурса проходят предварительную экспертизу жюри муниципального конкурса. Материалы, предъявленные на региональный этап конкурса, не рецензируются и не возвращаются.
2.8. Информация о победителе муниципального этапа конкурса и участнике регионального этапа конкурса представляется в Оргкомитет с 1 по 6 декабря 2016 года.
Региональный этап Конкурса
2.9. К участию в региональном этапе Конкурса победители конкурса "Учитель года Алтая" прошлых лет не допускаются.
2.10. Для участников регионального этапа Конкурса в декабре 2016 года в г. Барнауле проводится установочный семинар.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.9. Региональный этап Конкурса проводится в три тура.
2.11. Первый тур Конкурса (заочный) проводится в феврале 2017 года, в нем принимают участие все зарегистрированные участники.
2.12. Второй (очный) тур регионального этапа Конкурса проводится в марте 2017 года в г. Барнауле, на базе МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 55" г. Барнаула, в нем принимают участие 24 участника, набравших по итогам первого (заочного) тура наибольшее количество баллов.
2.13. В третьем (очном) туре принимают участие 6 участников, набравших по итогам второго (очного) тура наибольшее количество баллов и занявшие верхние позиции в рейтинге, по 2 супер-финалиста от каждой номинации.
2.14. Для оценки конкурсных работ участников первого (заочного) тура формируется предметное жюри. В состав предметного жюри, по представлению учредителей, включаются специалисты, имеющие большой опыт научной и практической работы в системе образования, владеющие навыками экспертизы конкурсных работ. Состав предметного жюри утверждается приказом Главного управления образования и науки Алтайского края. Критерии оценивания деятельности учителя соответствуют Порядку проведения федерального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России".
2.15. Для оценки конкурсных мероприятий второго (очного) по представлению учредителей конкурса формируется основное жюри Конкурса в количестве 15 человек. Для оценки конкурсных испытаний основное жюри делится на 3 подгруппы, сформированные по метапредметному признаку, работающие параллельно.
Состав жюри утверждается приказом Главного управления образования и науки Алтайского края.
2.16. Для оценки конкурсных выступлений участников третьего (очного) тура регионального этапа Оргкомитет формирует Большое жюри из членов основного жюри, известных учителей, деятелей науки, культуры и искусства, руководителей образовательных учреждений, представителей органов управления образованием, профессиональных общественных организаций, родительской общественности. Состав большого жюри утверждается приказом Главного управления образования и науки Алтайского края.
2.17. Работа предметного жюри начинается в феврале 2017 года с оценки конкурсных мероприятий первого (заочного) тура. Не позднее 3 марта 2017 года на сайте Главного управления, КГБУ ДПО АКИПКРО и портале "Учитель года Алтая" публикуются итоги первого тура Конкурса.
2.18. Последовательность выполнения участниками конкурсных заданий очного тура определяется жеребьевкой.
2.19. Рейтинги конкурсантов выстраиваются счетной группой после каждого тура конкурса. До членов жюри доводится только итоговый рейтинг. Иным лицам рейтинг не разглашается.
2.20. После каждого тура конкурса рейтинг обнуляется.
2.21. С целью получения качественной оценки деятельности учителя в рамках конкурса, достижения прозрачности работы жюри после подведения итогов второго тура Конкурса и объявления лауреатов, основное жюри организует встречу со всеми 24 участниками второго (очного) тура Конкурса.
2.22. По результатам выполнения конкурсных заданий третьего (очного) тура члены Большого жюри на закрытом заседании выбирают победителя регионального этапа конкурса. Решение большого жюри оформляется протоколом и утверждается приказом Главного управления образования и науки Алтайского края.
III. Конкурсные мероприятия первого (заочного) тура регионального этапа Конкурса
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.1.1. "Аналитический отчет" - до 34 баллов.
Формат: письменное представление опыта работы учителя в виде аналитического отчета.
Критерии и показатели:
Языковая грамотность текста (речевая, грамматическая, орфографическая и пунктуационная):
- речевая грамотность;
- грамотность в области грамматики;
- орфографическая грамотность;
- пунктуационная грамотность.
Обоснование актуальности:
- широта и масштабность взгляда на профессию;
- умение видеть тенденции развития образования;
- связь с практикой, учёт вызовов времени и запросов социума.
Наличие ценностных ориентиров:
- понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции;
- ориентация на формирование гражданской позиции обучающихся. Аргументированность позиции:
- использование иллюстрирующих примеров и фактов;
- наличие выводов и обобщения.
Умение формулировать проблемы и видеть пути их решения:
- чёткость и обоснованность при формулировании проблем;
- способность выделять значимое и последовательность в изложении своей позиции.
Рефлексивность:
- понимание смысла собственной педагогической деятельности (навыки самоанализа педагогической деятельности);
- анализ и оценка собственных принципов и подходов к образованию.
Стиль изложения:
- яркость и образность изложения;
- ясность и целостность изложения.
3.1.2. "Урок по заявленной методической теме" - до 100 баллов.
Формат: Видеозапись урока, отражающего опыт работы учителя по методической теме, размещается на интернет-сервисе YouTube (Приложение N 4).
Критерии и показатели:
Информационная и языковая грамотность:
- корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме;
- доступность изложения, адекватность объёма информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям образовательной программы);
- навыки в ИКТ, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации;
- языковая культура учителя и обучающихся (наличие заданий на составление связного текста и развитие культуры речи);
- использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.).
Результативность:
- достижение предметных результатов;
- достижение метапредметных результатов;
- достижение личностных результатов;
- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации);
- соотнесение действий с планируемыми результатами.
Методическое мастерство и творчество:
- разнообразие методов и приёмов, смена видов деятельности;
- новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя;
- использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования;
- разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников;
- соответствие методов и приемов целям урока (реализации цели, решению задач, достижению результатов).
Мотивирование к обучению:
- использование различных способов мотивации и умение удивить;
- системность и последовательность проведения мотивации в структуре занятия;
- доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда;
- использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт учеников);
- поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями.
Рефлексивность и оценивание:
- объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием;
- разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе;
- обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения;
- понятность процедуры и критериев оценивания;
- адекватность оценки и рефлексии проведенного урока, точность ответов на вопросы.
Организационная культура:
- постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов;
- наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий;
- установление правил и процедур совместной работы на уроке;
- учёт индивидуальных запросов и интересов обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования;
- осмысление своей деятельности: понимание достижений и проблем, умение оценить проведенный урок и провести критический анализ.
Эффективная коммуникация:
- организация взаимодействия и сотрудничества обучающихся между собой, с учителем;
- организация взаимодействия с различными источниками информации;
- поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания учащимися своей точки зрения;
- наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации;
- использование вопросов на понимание, развитие умений учащихся формулировать вопросы;
- развитие навыков конструктивного диалога, в том числе и при самоанализе.
Наличие ценностных ориентиров:
- воспитательный эффект урока и педагогической деятельности учителя;
- поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни;
- обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания;
- поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям;
- создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности.
Метапредметный и междисциплинарный подход:
- формирование универсальных учебных действий разных видов;
- использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин;
- понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от использования междисциплинарных связей;
- системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов;
- умение анализировать проведённое занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока.
Поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся:
- использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т.п.);
- создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения;
- поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий;
- решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке;
- уважение личного достоинства каждого ученика и доброжелательная атмосфера.
3.1.3. "Интернет ресурс" - до 50 баллов.
Формат: собственный сайт или личная страница сайта образовательной организации, где работает участник, или сайт Конкурса "Учитель года Алтая" (http://uga.akipkro.ru) с размещением учебных, методических и (или) иных авторских разработок (не менее 5), отражающих инновационный опыт работы.
Критерии и показатели:
Информационная насыщенность:
- образовательная и методическая ценность (развивающий характер);
- различное структурирование информации (тексты, таблицы, схемы и т.п.);
- разнообразие содержания;
- научная корректность;
- методическая грамотность.
Безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды:
- понятное меню (рубрикация);
- удобство навигации;
- удобный формат для коммуникации;
- языковая культура;
- наличие инструкций и пояснений для пользователей.
Эффективность обратной связи:
- разнообразие возможностей для обратной связи;
- наличие контактных данных;
- возможности для обсуждений и дискуссий;
- удобство использования механизмов обратной связи;
- систематичность и адресная помощь в проведении обратной связи.
Актуальность информации:
- регулярность обновления информации;
- связь информации с текущими событиями;
- наличие информации о нормативно-правовой базе;
- разнообразие групп пользователей;
- новизна и оригинальность информации.
Оригинальность и адекватность дизайна:
- грамотные цветовые решения;
- оригинальность стиля;
- корректность обработки графики;
- сбалансированность разных способов структурирования информации;
- внешний вид размещённой информации.
IV. Конкурсные мероприятия второго (очного) тура регионального этапа Конкурса
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.1.1. "Презентация опыта работы" (регламент 7 минут) - до 42 баллов.
Формат: устное представление конкурсантом своего профессионального опыта по методической теме.
Конкурсное выступление оценивается всем составом междисциплинарного жюри.
Критерии и показатели:
Результативность и практическая применимость:
- наличие количественных и качественных показателей достижения результата и разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные);
- соотнесение методики преподавания с планируемыми результатами;
- воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя;
- осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.
Коммуникативная культура:
- умение вести диалог и понимать суть обсуждаемых проблем;
- точность и полнота ответов на вопросы экспертов;
- широкий взгляд на существующие проблемы, умение выделять главное и наличие собственной позиции по обсуждаемым вопросам.
Оригинальность и творческий подход:
- умение увидеть новые стороны в обсуждаемых вопросах преподавания;
- творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач;
- проявление индивидуальности и отход от существующих шаблонов;
- яркие примеры и образы, используемые в выступлении и ответах на вопросы;
- разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал.
Научная корректность и методическая грамотность:
- убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности представленного педагогического опыта;
- точность и корректность использования педагогической терминологии, отсутствие фактических ошибок;
- технологичность и логическая последовательность в представлении опыта педагогической деятельности (выстраивание шагов и наличие алгоритмов);
- адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания.
Информационная и языковая грамотность:
- визуализация информации и иллюстративность;
- грамотность речи, ясность выражения мыслей и владение навыками ораторского мастерства;
- разнообразие источников информации и образовательных ресурсов;
- структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.);
- педагогический кругозор и общая эрудиция.
4.2. "Учебное занятие" (регламент 40 минут + 5 минут на самоанализ и вопросы жюри) - до 100 баллов.
Формат: проведение учебного занятия с учащимися в контексте заявленной методической темы.
Проводится в предметных группах.
Критерии и показатели:
Информационная и языковая грамотность:
- корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме;
- доступность изложения, адекватность объёма информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям образовательной программы);
- навыки в ИКТ, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации;
- языковая культура учителя и обучающихся (наличие заданий на составление связного текста и развитие культуры речи);
- использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.).
Результативность:
- достижение предметных результатов;
- достижение метапредметных результатов;
- достижение личностных результатов;
- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации);
- соотнесение действий с планируемыми результатами.
Методическое мастерство и творчество:
- разнообразие методов и приёмов, смена видов деятельности;
- новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя;
- использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования;
- разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников;
- соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов).
Мотивирование к обучению:
- использование различных способов мотивации и умение удивить;
- системность и последовательность проведения мотивации в структуре занятия;
- доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда;
- использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт учеников);
- поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями.
Рефлексивность и оценивание:
- объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием;
- разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе;
- обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения;
- понятность процедуры и критериев оценивания;
- адекватность оценки и рефлексии проведенного урока, точность ответов на вопросы.
Организационная культура:
- постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов;
- наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий;
- установление правил и процедур совместной работы на уроке;
- обращение внимания на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования;
- осознание своей деятельности, понимание достижений и проблем, умение оценить проведенный урок и провести критический анализ.
Эффективная коммуникация:
- организация взаимодействия и сотрудничество обучающихся между собой, с учителем и с различными источниками информации;
- поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания учащимися своей точки зрения;
- наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации;
- использование вопросов на понимание, развитие умений учащихся формулировать вопросы;
- развитие навыков конструктивного диалога в том числе и при самоанализе.
Наличие ценностных ориентиров:
- воспитательный эффект урока и педагогической деятельности учителя;
- поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни;
- обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания;
- поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям;
- создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности.
Метапредметный и междисциплинарный подход:
- формирование универсальных учебных действий разных видов;
- использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин;
- понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от использования междисциплинарных связей;
- системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов;
- умение анализировать проведённое занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока.
Поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся:
- использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т.п.);
- создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения;
- поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий;
- решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке;
- уважение личного достоинства каждого ученика и доброжелательная атмосфера.
4.3. "Учитель-воспитатель" (регламент 20 минут) - до 35 баллов.
Формат: участник представляет самостоятельно подготовленное мероприятие. Участник самостоятельно выбирает тему, форму, и вид деятельности с учащимися или взаимодействия с родителями: классный час, дискуссия, игра, разработка проекта, совместное дело детей и родителей и др. В предварительной заявке финалист определяет количество и состав участников, который может включать разновозрастную группу учащихся и наличие в группе родителей.
Критерии и показатели:
Организационно-методическая деятельность:
- продуманный и разносторонний анализ ситуации;
- видение разных проблем и понимание сути решаемой проблемы;
- способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы;
- продуманность и чёткая последовательность плана действий;
- выстраивание целеполагания (умение ставить и осознавать цели, понимание ожидаемых результатов, соотнесение задач с поставленными целями).
Коммуникационная и языковая культура:
- выстраивание конструктивного взаимодействия в командной работе (умение слушать и слышать);
- вовлечённость в мероприятие, умение осмыслить и переработать имеющийся опыт;
- культура речи и корректное использование понятийного аппарата;
- умение формулировать вопросы, делать комментарии и отвечать на поставленные вопросы;
- культура ведение дискуссии (уважение других точек зрения, понимание других точек зрения).
Актуальность и реалистичность решений:
- доказательство значимости проблемы/темы мероприятия для образования;
- видение разных путей решения проблемы, обоснование и аргументированность выбора решения;
- видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования;
- реалистичность ресурсного обеспечения и минимизация возможных рисков;
- возможность распространения и внедрения идеи мероприятия в образовательную практику, потенциал тиражирования.
Результативность, воспитательный эффект:
- объективность и наглядность достижения поставленных целей и выполнения задач;
- прогнозируемость результатов, соотнесение достигнутых и планируемых результатов;
- конкретность и продуктивность деятельности (продукты и эффекты);
- использование сравнительных подходов в разработке и представлении образовательных результатов;
- эффектность, наглядность и культура представления проекта.
Творчество и оригинальность в организации мероприятия:
- нестандартность и оригинальность идей и предложений;
- умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме;
- инициативность и ответственность при выполнении задач воспитательного мероприятия;
- адекватность оценки и самооценки деятельности и результатов мероприятия, способность к внесению корректив;
- проявление творчества, индивидуальности и яркий стиль представления мероприятия.
V. Конкурсные мероприятия третьего тура регионального этапа Конкурса (суперфинал)
5.1. "Учитель-мастер" (регламент до 20 минут + 5 минут для ответов на вопросы) - до 88 баллов.
Формат: публичная демонстрация способов трансляции образовательных технологий (методов, эффективных приемов и др.) в системе методической работы, повышения квалификации учителей и т.д.
Критерии и показатели:
Актуальность и методическое обоснование:
- значимость методической проблемы для образования;
- убедительное и аргументированное методическое обоснование предлагаемых способов обучения;
- оригинальность и новизна методических приёмов;
- технологичность и практическая применимость, внесение изменений в практику преподавания на основе требований ФГОС;
- разнообразие методических приёмов.
Творческий подход и импровизация:
- творческий подход, оригинальность решений и способность удивить;
- проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач;
- артистизм;
- умение осмыслить и переработать имеющийся опыт;
- удачное сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры).
Коммуникативная культура:
- умение выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;
- включение разных групп в работу и взаимодействие с аудиторией, использование вопросов для проверки понимания и конструктивного диалога;
- выстраивание эффективной обратной связи в педагогической деятельности и способность учителя задавать модель коммуникации;
- поддержка толерантного отношения к различным позициям, уважение различных точек зрения;
- владение культурными нормами и традициями (понимание и учёт в своей педагогической практике социокультурных особенностей страны, региона и учащихся своей школы).
Рефлексивная культура:
- способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта (включение рефлексных компонентов);
- умение оценить выбор методов и достигнутые результаты;
- осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте;
- осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания;
- адекватность оценки и рефлексии проведённого мастер-класса, точность ответов на вопросы.
Информационная и языковая культура:
- корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок, глубина и широта знаний по теме;
- разнообразие источников информации и форм работы с образовательными ресурсами;
- использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.);
- удачная обработка и представление информации (структурирование, интерпретация, сравнение, обобщение);
- грамотность речи.
Ценностные ориентиры и воспитательная направленность:
- акцент на воспитательный эффект в педагогической деятельности;
- обращение внимания на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания;
- поддержка уважения достоинства личности и толерантного отношения к культурным различиям;
- поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни;
- педагогическая деятельность в области формирования ценностей морально-нравственной и гражданско-патриотической направленности.
Метапредметность и универсальность подходов:
- разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал;
- доступность для понимания и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации);
- формирование универсальных учебных действий разных видов;
- системность и целесообразность использования метапредметных подходов;
- потенциал транслируемости педагогического опыта.
Развивающий характер и результативность:
- развивающий характер преподавания и поддержка индивидуальности в образовании;
- опора на потенциал личностного развития обучающихся, самостоятельность и самореализацию;
- выдвижение планируемых результатов;
- учёт разнообразных образовательных потребностей (в том числе и использование инклюзивного подхода);
- разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные).
Проектная деятельность с опорой на разнообразные образовательные потребности обучающихся:
- умение выявить и обосновать ключевую проблему (сформулировать проблему, темы для обсуждения или исследования);
- конструктивность и видение путей решения проблем;
- выстраивание целеполагания (понимание целей, задач и ожидаемых результатов);
- наличие количественных и качественных показателей достижения результата и проведение оценки результативности;
- планирование и подведение итогов (анализ и осмысление).
5.2. "Миссия учителя" (регламент до 10 мин. + 5 мин. для ответов на вопросы) - до 50 баллов.
Формат: выступление учителя, раскрывающее философский взгляд на профессию и место учителя, необходимость соблюдения морально-этических норм, роль образования в современном обществе.
Критерии и показатели:
Понимание проблемы:
- глубина понимания проблемы;
- умение чётко и понятно сформулировать свою позицию по ключевой проблеме;
- связь высказываний с обсуждаемой темой;
- реалистичность предложений;
- умение отделять факты от мнений и рассматривать проблему объективно.
Убедительность и аргументация позиции:
- понятность и конкретность занятой позиции;
- чёткое и логичное выстраивание своего выступления;
- аргументированность и доказательность;
- признание возможности других взглядов и мнений по обсуждаемым вопросам;
- яркие примеры и образы, подкрепляющие высказывания.
Взаимодействие и коммуникационная культура:
- сотрудничество и выстраивание взаимодействия со всеми участниками;
- умение формулировать вопросы и делать комментарии;
- культура ведения дискуссии;
- умение осмыслить и переработать имеющийся опыт;
- уважение других точек зрения, толерантное отношение к различиям.
Творческий подход и оригинальность суждений:
- творческий подход и нестандартность предлагаемых решений;
- новизна и оригинальность суждений;
- умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме;
- проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач;
- яркий стиль и удачная манера общения.
Информационная и языковая культура:
- педагогический кругозор и общая эрудиция;
- корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок;
- грамотность речи;
- знание нормативно-правовой базы современного образования;
- понимание современных тенденций развития образования.
5.3. "Круглый стол образовательных политиков" (регламент 1 час) - до 50 баллов.
Формат: общественное обсуждение современных тенденций развития образования в Алтайском крае.
Критерии и показатели:
Информированность и понимание тенденций развития образования:
- понимание проблем развития образования (разносторонность взглядов и широта педагогического кругозора);
- понимание теоретических и практических аспектов образования, умение критически осмысливать достижения науки и практики;
- включение сравнительных подходов в обсуждение вопросов образовательной политики (опора на международный и отечественный педагогический опыт);
- разнообразие используемой информации, умение выделять главное и отделять факты от мнений;
- видение и оценка современных мировых и отечественных тенденций в развитии образования.
Масштабность и нестандартность суждений:
- нестандартность, оригинальность идей и предложений (проявление индивидуальности и заинтересованности);
- умение видеть новые стороны в обсуждаемых вопросах (творческий подход и способность удивить);
- акцентирование внимания на актуальные вопросы развития образования и знание нормативно-правовой базы современного образования;
- демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем;
- обращение внимания на вызовы времени и запросы социума.
Аргументированность и конструктивность предложений:
- способность видеть конструктивные и реалистичные пути решения имеющихся проблем;
- видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования;
- реалистичность и последовательность предложений, возможность их использования в педагогической практике;
- убедительность, последовательность и чёткость изложения собственной позиции (конкретность и обоснованность);
- понимание смысла педагогической деятельности и демонстрация навыков конструктивного диалога.
Коммуникационная и языковая культура:
- умение формулировать вопросы и давать комментарии по рассматриваемым темам;
- культура речи и корректное использование понятийного аппарата;
- уважение других точек зрения и толерантное отношение к различным позициям;
- понимание обсуждаемых вопросов, логичность изложения своих взглядов и демонстрация способности к обобщению;
- убедительность, наглядность и четкость в представлении своей позиции.
Наличие ценностных ориентиров и личная позиция:
- понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции;
- постановка воспитательных целей и понимание воспитательных эффектов педагогической деятельности;
- обращение внимания на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования, поддержку безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни;
- раскрытие потенциала лидерских качеств, проявление творчества и индивидуальности;
- обращение внимания на формирование гражданской позиции в системе образования.
VI. Представление материалов участников конкурса
6.1. Регистрация участников регионального этапа осуществляется с 1 по 7 декабря 2016 года в КГБУ ДПО АКИПКРО на основании следующих документов:
- представления муниципального органа управления образованием (Приложение N 1);
- заявления участника Конкурса по образцу (Приложение N 2);
- информационной карты участника (Приложение N 3);
- выписки из приказа муниципального органа управления образованием об объявлении данного участника победителем муниципального этапа Конкурса;
- статьи в сборник о конкурсанте;
- приказов МОУО:
- о составе организационного комитета и жюри;
- об утверждении положения о муниципальном (региональном, городском) этапе конкурса;
- о проведении муниципального (регионального, городского) этапа конкурса;
- об итогах муниципального (регионального, городского) этапа конкурса.
6.2. Для участия в региональном этапе Конкурса участник до 20 января 2017 г. размещает следующие материалы, прошедшие предварительную экспертизу жюри муниципального этапа Конкурса:
- видеозапись урока по методической теме на интернет-сервисе YouTube (Приложение N 4);
- на своем сайте, сайте образовательной организации, где работает участник или "Учитель года Алтая" (http://uga.akipkro.ru/) в разделе "Портфолио":
- аналитический отчет;
- учебные, методические и (или) иные авторские разработки (не менее 5), отражающие инновационный опыт работы и демонстрирующих качество представления образовательной информации в сети интернет.
6.3. Материалы, поступившие после 20 января 2017 г., не рассматриваются.
6.4. Материалы, поступившие на конкурс, передаются жюри 1 февраля 2017 года.
VII. Определение и награждение участников Конкурса
7.1. Основное и Большое жюри конкурса оценивают выполнение всех конкурсных заданий в соответствии с критериями, утвержденными настоящим Положением.
7.2. По рекомендации жюри участники первого (заочного) тура регионального этапа Конкурса, не ставшие участниками второго тура, награждаются Благодарностью Главного управления образования и науки Алтайского края как участники заочного этапа краевого Конкурса.
7.3. Двадцать четыре участника второго тура, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам первого (заочного) тура, становятся финалистами и награждаются памятными подарками и Почетными грамотами Главного управления образования и науки Алтайского края.
7.4. Шесть участников третьего тура, занявшие верхние позиции рейтинга по итогам второго тура, становятся суперфиналистами конкурса, им присваивается звание лауреатов конкурса и они награждаются памятными призами и Дипломами лауреатов Конкурса.
7.5. Участник Конкурса, занявший верхние позиции в рейтинге по итогам третьего туров, становится победителем Конкурса.
7.6. При равенстве суммы баллов у двух и более участников основное и большое жюри Конкурса оставляют за собой право совещательно определить лауреатов и победителя Конкурса.
7.7. Награждение финалистов, суперфиналистов и победителя Конкурса осуществляется на торжественной церемонии закрытия конкурса.
7.8. Опыт участников очного этапа, лауреатов и победителя Конкурса обобщается, вводится в краевой банк передового педагогического опыта, распространяется среди педагогической общественности.
7.9. Организаторы Конкурса, иные юридические и физические лица вправе устанавливать дополнительные номинации, подарки, денежные премии участникам.
7.9.1. Победителю Конкурса вручается денежная премия в размере 300,0 тыс. рублей из средств краевого бюджета.
7.10. Победителю Конкурса присваивается звание "Учитель года Алтая - 2017", ему предоставляется право участия в заключительном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2017". Победитель Конкурса (по желанию) включается в число участников конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
7.11. Победитель Конкурса включается в состав Оргкомитета, основного и Большого жюри Конкурса следующего года.
VIII. Финансирование конкурса
8.1. Финансирование проведения регионального этапа Конкурса осуществляет Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края.
8.2. Проживание и питание участников второго и третьего тура регионального этапа Конкурса осуществляется за счет средств краевого бюджета. Проезд - за счет средств командирующих организаций.
8.3. Для проведения регионального этапа Конкурса могут привлекаться средства учредителей Конкурса и спонсорские средства.
Контактная информация:
КГБУ ДПО АКИПКРО, Евтушевская Софья Валентиновна, пр. Социалистический, 60, каб. 107, тел. (3852)633371, esophi2@mail.ru.
Главное Управление образования и науки Алтайского края, Богатырёва Оксана Владимировна, ул. Ползунова, 36, каб. 412, тел/факс (3852) 29 86 92, oxana_fox@mail.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.