Решение Алтайского краевого суда от 1 августа 2016 г. N 3а-283/2016
Алтайский краевой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО об оспаривании в части решения Локтевского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 октября 2013 года N 72 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории Локтевского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", установил:
25 октября 2013 года Локтевским районным Советом депутатов Алтайского края принято решение N 72 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории Локтевского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". В пункте 1 приложения к данному решению в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка установлены коэффициенты (К), применяемые для расчета размера годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов. Размер такого коэффициента для земельных участков, используемых для размещения стационарных объектов розничной торговли, определен подпунктом 2.5 пункта 1 приложения в размере 0,016 и до настоящего времени не пересматривался.
ФИО обратился в Алтайский краевой суд с административным иском о признании недействующим решения Локтевского районного Совета депутатов от 25 октября 2013 года N 72 в части установленного им коэффициента для расчета арендной платы за земельные участки, используемые для размещения стационарных объектов розничной торговли, с момента принятия данного решения. В обоснование требований ссылается на следующие доводы и обстоятельства.
Оспариваемый коэффициент принят без проведения процедуры экономического обоснования, что противоречит установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" принципу экономической обоснованности определения размера арендной платы. Данное обстоятельство достоверно известно ФИО, так как он является депутатом Локтевского районного Совета депутатов и участвовал в заседании, на котором было принято решение от 25 октября 2013 года N 72. Решение принято произвольно, исходя из целесообразности, обусловленной материальными потребностями Локтевского района. Представительным органом местного самоуправления превышена компетенция, поскольку определение арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, относится к компетенции Алтайского края. С 28 января 2014 года ФИО является арендатором земельного участка, вносит арендную плату, размер которой определяется с применением коэффициента, утвержденного оспариваемой частью решения, следовательно, нормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы.
В ходе рассмотрения дела ФИО представил заявление о возмещении судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей.
Локтевский районный Совет депутатов Алтайского края представил письменные возражения с указанием на несостоятельность доводов административного истца, поскольку решение принято в пределах компетенции, не противоречит действующему законодательству, учитывая, что на сегодняшний день получены данные об экономически обоснованном размере коэффициента, который значительно превышает установленный решением от 25 октября 2013 года N 72. Относительно взыскания судебных расходов административный ответчик указал на их несоответствие действующим в регионе расценкам.
В судебное заседание ФИО не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовал, в связи с чем дело может быть рассмотрено в его отсутствие согласно статье 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав представителя административного истца ФИО - ФИО, настаивавшего на удовлетворении заявленных требований, представителя Локтевского районного Совета депутатов ФИО, поддержавшего ходатайство о приобщении доказательств к материалам дела, отказавшегося от дачи пояснений, заключение прокурора прокуратуры Алтайского края ФИО об отсутствии оснований для признания недействующей оспариваемой правовой нормы, исследовав собранные по делу доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении дела судом установлено, что с 28 января 2014 года до настоящего времени ФИО является арендатором земельного участка, расположенного в г. Горняке Локтевского района Алтайского края по ул. Победы, 34, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание. Арендодателем выступает администрация Локтевского района Алтайского края. Данное обстоятельство подтверждается договором аренды земельного участка от 26 февраля 2014 года N 29-14 (л.д. 21-26). Согласно приложению к данному договору расчет арендной платы, которую обязан вносить ФИО, производится с применением коэффициента К, равного 0,016, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка решением Локтевского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 октября 2013 года N 72. Из кадастрового паспорта земельного участка от 14 января 2016 года следует, что вид разрешенного использования предоставленного в аренду участка земли - для размещения объекта торговли (магазин) (л.д. 79).
Решение Локтевского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 октября 2013 года N 72 содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц, то есть является нормативным правовым актом.
Следовательно, ФИО имеет право на оспаривание названного коэффициента.
Пунктом 21 статьи 15 Устава муниципального образования Локтевский район Алтайского края, принятого решением районного Совета депутатов от 31 мая 2013 года N 29, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, численность депутатского корпуса представительного органа местного самоуправления установлена в количестве 15 человек. Из протокола внеочередной сессии шестого созыва Локтевского районного Совета депутатов от 25 октября 2013 года следует, что решение об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории Локтевского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принято единогласно 13 присутствовавшими на сессии депутатами (л.д. 173-175).
Принятие Локтевским районным Советом депутатов нормативных правовых актов в форме решений предусмотрено пунктом 1 статьи 53, пунктом 1 статьи 55 Устава муниципального образования.
Согласно представленным доказательствам упомянутое решение официально опубликовано в газете "К новым рубежам" за 24 декабря 2013 года N 154 (12271) (л.д. 182-185), как это предписано пунктом 2 статьи 59 Устава муниципального образования, зарегистрировано правовым департаментом Администрации Алтайского края 28 марта 2014 года под N RU2203201300022 (л.д. 72).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что процедура принятия, порядок введения в действие решения, являющегося предметом рассмотрения по настоящему делу, установленные Уставом муниципального образования, а также регламентом Локтевского районного Совета депутатов Алтайского края, утвержденным решением от 06 мая 2011 года N 19, соблюдены, нормативный акт принят в установленной для этого форме.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно абзацу 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшему по состоянию на 25 октября 2013 года, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В настоящее время аналогичные положения предусмотрены подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, к компетенции субъектов Российской Федерации относится установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Определение же конкретных размеров показателей, используемых в соответствии с утвержденным порядком определения размера арендной платы, либо самого размера арендной платы к исключительной компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не отнесено. Доводы административного истца об обратном не соответствуют буквальному содержанию правовых норм, на которых они основаны. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Алтайского края от 04 февраля 2007 года N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" установление порядка определения размера арендной платы в Алтайском крае отнесено к полномочиям Администрации Алтайского края.
Реализуя данные полномочия, Администрация Алтайского края 24 декабря 2007 года приняла постановление N 603, которым утвердила Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения.
Пунктом 2.2 данного Положения предусмотрено, что размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
,
где:
- сумма арендной платы за полный год, руб.;
- общая площадь земельного участка, кв. м;
- удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты и
утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.
Пунктом 1 статьи 21 Устава муниципального образования Локтевский район Алтайского края определено, что Локтевский районный Совет депутатов является постоянно действующим представительным органом муниципального района.
Оспариваемое ФИО решение утвердило коэффициенты К, установленные в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, используемые при расчете годовой арендной платы за использование участка, предоставляемого без проведения торгов.
В связи с этим суд полагает, что решение Локтевского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 октября 2013 года N 72 принято без превышения компетенции муниципального образования и уполномоченным на то органом местного самоуправления, а позиция административного истца о том, что определение размеров коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено федеральным законом к компетенции субъекта Российской Федерации, является ошибочной.
Относительно содержания указанного в административном исковом заявлении нормативного правового акта судом установлено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Ввиду отсутствия иных нормативных актов, устанавливающих основные начала определения арендной платы за землю, определенные данным постановлением принципы подлежали применению, в том числе, при установлении арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, учитывая невозможность произвольного установления арендной платы.
В настоящее время обязательность соблюдения таких принципов следует из положений пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, что подтверждается толкованием закона, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 года .
Следовательно, оспариваемое решение должно соответствовать принципам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Одним из таких принципов является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В ходе судебного разбирательства административным ответчиком представлено экономическое обоснование размеров коэффициентов, применяемых при расчете арендой платы за использование земельных участков, в том числе государственная собственность на которые не разграничена. Такое обоснование произведено ООО "Информационно-Аналитическое Бюро" на основании муниципального контракта от 23 июня 2016 года N 25 с составлением соответствующего документа, из которого следует, что на основании анализа информации о доходности земельных участков произведен расчет коэффициента К, применяемого при взимании арендной платы за использование земельных участков с объектами торговли, в том числе со стационарными магазинами, в результате которого определено, что коэффициент должен составлять 0,021, то есть значительно превышать установленный решением Локтевского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 октября 2013 года N 72 размер коэффициента 0,016. Оснований для признания данного доказательства недопустимым судом не установлено, использованная при расчетах информация подтверждена данными, полученными с использованием публичной кадастровой карты, сведениями о ценах на недвижимое имущество, размещенными в сети Интернет, которые представлены в виде приложения к экономическому обоснованию размера коэффициентов, документ содержит подробный анализ и обоснование произведенных исследований и расчетов. Опровергающие его содержание доказательства отсутствуют. Утверждения представителя административного истца ФИО о фальсификации доказательства являются голословными.
В связи с этим суд считает невозможным сделать вывод о несоответствии оспариваемого коэффициента принципу экономической обоснованности.
При вынесении настоящего решения суд принимает во внимание, что нормативный правовой акт, являющийся предметом разбирательства, применялся значительный период времени (более двух с половиной лет), на основании данного акта были реализованы права граждан и организаций, поэтому он не может быть признан недействующим с момента принятия. В связи с этим то обстоятельство, что на момент принятия Локтевским районным Советом депутатов 25 октября 2013 года решения N 72 расчет экономически обоснованного коэффициента К отсутствовал, не может повлечь признание оспариваемой правовой нормы недействующей в настоящее время, когда такое экономическое обоснование имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административных исковых требований ФИО следует отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, предъявленных административным истцом, понесенные им судебные расходы возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО о признании недействующим коэффициента К в размере 0,016, используемого при расчете годовой арендной платы за использование земельного участка для размещения стационарных объектов розничной торговли, установленного в подпункте 2.5 пункта 1 приложения к решению Локтевского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 октября 2013 года N 72 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории Локтевского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 05 августа 2016 года.
Решение Алтайского краевого суда от 1 августа 2016 г. N 3а-283/2016
/Резолютивная часть/
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО об оспаривании в части решения Локтевского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 октября 2013 года N 72 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории Локтевского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО о признании недействующим коэффициента К в размере 0,016, используемого при расчете годовой арендной платы за использование земельного участка для размещения стационарных объектов розничной торговли, установленного в подпункте 2.5 пункта 1 приложения к решению Локтевского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 октября 2013 года N 72 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории Локтевского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 1 августа 2016 г. N 3а-283/2016
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании