1. Общие положения
1.1. Настоящее отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Алтайского края (далее - "Соглашение") заключено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законом Алтайского края от 14.06.2007 N 55-ЗС "О социальном партнерстве в Алтайском крае", Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы от 08.12.2016, Региональным соглашением между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края, Региональным соглашением от 20.04.2016 г. N 45-11/1-05 о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016-2018 годы.
1.2. Настоящее соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли, а также определяющим права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства, заключаемым между полномочными представителями работников в лице Алтайской краевой общественной организации - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения, работодателей и Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.
Организации жилищно-коммунального хозяйства (далее - "Организации") - юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложениях N 4 и N 5 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее - "Отраслевое соглашение"). На Организации распространяется действие настоящего Соглашения в случае их присоединения к нему в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим документом.
1.3. Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется. Обязательства и гарантии, включенные в него, коллективные договоры не могут включать в себя условия, ухудшающие положения работников по сравнению с предусмотренными Отраслевым соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает право Организаций на расширение социальных гарантий работникам за счет собственных средств.
В случае отсутствия в Организации коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие.
1.4. Цели и задачи Соглашения:
установление и реализация социально-трудовых гарантий работникам Организаций;
создание условий и механизмов, способствующих реализации в Организациях норм трудового законодательства Российской Федерации;
вовлечение работников в управление Организацией;
повышение конкурентоспособности Организации, профессионализма и квалификации работников, закрепление квалификационной рабочей силы;
развитие социального партнерства, инициативы и соревнования в трудовых коллективах Организации;
создание и развитие отраслевой системы оценки профессиональных квалификаций;
осуществление профессионально-общественной аккредитации образовательных программ учреждений образования на соответствие их отраслевым профессиональным стандартам;
повышение эффективности функционирования Организаций, в том числе повышение производительности труда при должном уровне его качества, эффективности принимаемых управленческих решений и реализуемых производственных, инвестиционных программ, являющихся основными факторами сохранения на достойном уровне заработной платы и возможности ее роста, гарантии выплаты компенсаций;
поднятие престижа отрасли, привлечение и закрепление квалифицированных работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
1.5. Сторонами Соглашения являются:
работники в лице их представителя - Алтайской краевой общественной организации общественной Организации - Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения, созданный на основании Устава и свидетельства о государственной регистрации (далее - "Профсоюз");
работодатели в лице их представителя - Алтайского краевого отраслевого объединения работодателей "Союз жилищно-коммунальных организаций", созданный на основании Устава (далее - "Союз ЖКО");
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, созданное на основании указа Губернатора Алтайского края от 8 декабря 2016 г. N 155 "Об утверждении Положения о Министерстве строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края" (далее - "Минстройтранс Алтайского края").
Стороны считают целесообразным заключение территориальных соглашений.
1.6. Организации в соответствии с настоящим Соглашением в целях повышения квалификации и защиты прав работников отрасли организуют оценку и присвоение профессиональных квалификаций работникам в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации, а также требованиями Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификаций" и постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности".
1.7. В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые Организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
2. Оплата труда
2.1. Система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в Организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.
2.2. Работодатели обеспечивают:
2.2.1. оплату труда работников в соответствии с профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы (профессиональными стандартами), количеством и качеством затраченного труда, согласно п. 7.5.8 и Приложению 2 Отраслевого соглашения;
2.2.2. тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим, специалистам и служащим по действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих и/или профессиональными стандартами, с учетом квалификационного уровня работников (Перечень профессиональных стандартов приведен в Приложении N 2 Отраслевого соглашения);
2.2.3. принятие локальных нормативных актов, касающихся оплаты и условий труда, с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников Организаций, а также своевременное доведение до работников информации о применяемых условиях оплаты труда;
2.2.4. своевременное заключение коллективных договоров, совершенствование нормирования и условий труда.
2.3. Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1 Отраслевого соглашения для тех Организаций, которые достигли данного уровня, при этом размер минимальной заработной платы не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Алтайском крае.
Организации, в которых минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда не соответствует данному уровню, устанавливают ее согласно Приложению N 1 Отраслевого соглашения в период 2017-2018 годов.
2.4. В целях повышения квалификации и защиты прав работников Организации работодатель вправе:
2.4.1. организовать оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации;
2.4.2. использовать тарифную сетку для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в Организации на 2017-2019 годы согласно Приложению N 3 Отраслевого соглашения.
2.5. Организации самостоятельно устанавливают систему премирования и стимулирования труда работников, в которой учитывается, как правило, в совокупности:
а) эффективность производства и улучшение результатов финансово-экономической деятельности;
б) отсутствие аварий и роста инцидентов в отчетном году по сравнению с прошлым календарным годом;
в) отсутствие роста травматизма в отчетном году по сравнению с прошлым календарным годом;
г) отсутствие несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
д) своевременное получение паспорта готовности Организации к осенне-зимнему периоду;
е) отсутствие нарушений производственной дисциплины, правил охраны труда и техники безопасности;
ж) участие в общественной работе и управлении Организацией;
з) наличие уровня квалификации, подтвержденной Свидетельством о профессиональной квалификации;
и) участие в конкурсах профессионального мастерства.
Конкретный порядок и размеры премирования определяются локальными нормативными актами Организации.
2.6. Оплата времени простоев не по вине работника производится в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При наличии финансовых возможностей в Организации может быть предусмотрена оплата времени простоев не по вине работника в размере его среднемесячной заработной платы.
2.7. Расходы работодателей на оплату труда работников и иные расходы, обусловленные трудовыми отношениями, для включения в тарифы формируются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о ценообразовании с учетом:
а) расходов (средств) на оплату труда;
б) иных расходов, связанных с производством и реализацией продукции и услуг;
в) расходов, связанных с исполнением условий настоящего Соглашения;
г) расходов, предусмотренных иными документами, регулирующими отношения между работодателями и работниками.
При установлении регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, на электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом настоящего Соглашения, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате.
2.8. Расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, и включают в себя:
2.8.1. тарифную составляющую расходов (средств), направляемых на оплату труда, которая рассчитывается исходя из суммы месячных тарифных ставок (должностных окладов);
2.8.2. выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами Организации с учетом результатов специальной оценки труда и включают в себя:
а) доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. К данной категории относятся следующие доплаты (надбавки), оплата и выплаты:
за работу в ночное время - в размере 40 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы;
за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - по результатам специальной оценки условий труда;
за работу при 40 часовой рабочей неделе для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, в размере, порядке и на условиях, установленных коллективным договором Организации, компенсация дополнительного оплачиваемого отпуска сверх 7 календарных дней производится в размерах не ниже, чем за дни неиспользованного отпуска;
за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ (за высокую интенсивность и напряженность труда), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы устанавливаются по соглашению сторон трудового договора, но не ниже 20 процентов тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы;
за работу в выходные и нерабочие праздничные дни - не менее чем в двойном размере;
за сверхурочную работу - в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
за руководство бригадирам из числа рабочих (производителям работ), не освобожденным от основных обязанностей, - в размере, в зависимости от количества человек в бригаде (не менее 10 процентов тарифной ставки или фиксированный размер);
при суммированном учете рабочего времени оплата труда за работу в выходной и нерабочий праздничный день сверх графика работы конкретного работника - в двойном размере или по желанию работника предоставляется другой день отдыха;
оплата времени для приемки смены работниками Организаций, работающими на оборудовании, эксплуатируемом в безостановочном режиме, конкретная продолжительность времени и порядок его оплаты устанавливаются непосредственно в Организациях;
за работу по графику с разделением смены на части - в размере не менее 30 процентов тарифной ставки за отработанное в смене время;
иные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, предусмотренные локальными нормативными актами, коллективными договорами, трудовыми договорами, которые работодатель вправе отнести к расходам на оплату труда на основании законодательства Российской Федерации;
выплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях;
б) доплаты (надбавки) стимулирующего характера, размер и порядок установления которых определяется непосредственно в Организации коллективным договором и иными локальными актами, в том числе:
персональные надбавки рабочим за профессиональное мастерство, повышение квалификационного уровня и высокие достижения в труде;
персональные надбавки руководителям, специалистам и служащим (техническим исполнителям) за высокий уровень квалификации, соответствующий требованиям профессиональных стандартов;
персональные надбавки работникам к отпуску за высокие достижения в общественной работе;
премии за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности в размере, установленном коллективным договором или локальным нормативным актом в пределах 50 процентов тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. При наличии финансовой возможности работодатель может увеличить размер премии;
ежемесячные вознаграждения за выслугу лет до 15% тарифной составляющей расходов, направляемых на оплату труда;
доплаты за классность водителям, работающим в Организациях, производится в следующем порядке: водителям первого класса - не ниже 25%, водителям второго класса - не ниже 10%;
иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, которые работодатель вправе отнести к расходам на оплату труда на основании законодательства Российской Федерации.
2.9. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов, установленных в соответствии с действующим трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также с должностью и квалификацией работника.
При этом среднемесячная заработная плата и вознаграждения руководителей Организаций, доля участия муниципальных, региональных, федеральных органов власти, в уставном капитале которых составляет более 50 процентов, не должны превышать восьмикратного размера соответствующей среднемесячной заработной платы и начислений работникам данных Организаций. Изменение (повышение) должностного оклада руководителя производится одновременно с увеличением тарифных ставок Организации.
Премирование руководителей Организаций, не имеющих прибыли, может производиться за счет средств на оплату труда, относимых на себестоимость работ (услуг).
Конкретный порядок и размеры премирования определяются локальными нормативными актами Организации.
2.10. Задержки выплаты заработной платы не допускаются и являются нарушением действующего законодательства, настоящего Соглашения и влекут за собой ответственность работодателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае задержки заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до получения задержанной суммы. Время приостановки, в случае задержки зарплаты на срок более 15 дней, оплачивается в размере среднего заработка.
Не допускается приостановление работы сотрудниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, вывоз твердых коммунальных отходов), а также обслуживающих оборудование, остановка которого представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
2.11. Введение и пересмотр трудовых функций, норм и нормативов, введение новых или изменение условий оплаты труда производится работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации в сроки, предусмотренные коллективными договорами.
Работники должны быть предупреждены об изменениях не позднее, чем за два месяца.
3. Рабочее время и время отдыха
3.1. Режим рабочего времени и отдыха устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка Организаций в соответствии с действующим законодательством.
3.2. Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.
Режим рабочего времени и перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливаются в Организации коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с действующим законодательством РФ.
При работе в режиме гибкого времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон.
Работодатель обеспечивает работникам отработку суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (недели, месяца и др.).
При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение профсоюзного комитета Организации. Эти графики могут являться приложением к коллективному договору.
Работа в течение двух смен подряд запрещается.
При работах, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен работодателем на части на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения профсоюзной организации.
3.3. Когда по условиям производства (работы) в Организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.
3.4. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
3.5. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня в неделю, при шестидневной - один выходной день в неделю.
В Организациях, приостановка работы которых невозможна по производственно-техническим условиям или вследствие необходимости постоянного непрерывного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно графикам сменности, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации.
3.6. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов (при 36-часовой рабочей неделе).
На основании коллективного договора Организации, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце первом настоящего пункта, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены коллективным договором Организации.
Размеры, порядок и условие компенсаций не могут быть ухудшены или снижены по сравнению с порядком, условиями и размером фактически реализуемых в отношении данных работников компенсационных мер по состоянию на день внесения изменений по результатам специальной оценки условий труда.
3.7. В Организациях отмечаются профессиональные дни и праздники, установленные законодательством Российской Федерации.
3.8. Всем работникам предоставляются основные ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
3.9. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска вышеуказанным работникам составляет 7 календарных дней. Компенсация дополнительного оплачиваемого отпуска сверх 7 календарных дней производится в размерах не ниже, чем за дни неиспользованного отпуска.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании коллективного договора Организации с учетом результатов специальной оценки условий труда.
На основании коллективного договора Организации, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающего 7 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены коллективным договором Организации.
3.10. Помимо ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при наличии финансовой возможности работникам предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска по следующим основаниям:
а) рождение ребенка;
б) собственная свадьба, свадьба детей;
в) смерть супруга (супруги), членов семьи (детей, родителей, родных братьев и сестер).
Матери (отцу) либо другому лицу (опекуну, попечителю), воспитывающему ребенка - учащегося младших классов (1-4 класс), предоставляется дополнительный однодневный оплачиваемый отпуск в День знаний (1 сентября).
Порядок и условия предоставления отпусков, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливаются непосредственно в Организациях.
3.11. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам с ненормированным рабочим днем. Продолжительность отпусков определяется коллективным договором или локальным нормативным актом и принимается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
3.12. Продолжительность сезонных работ в системах жизнеобеспечения населения определяется периодом предоставления соответствующих услуг.
Настоящим Соглашением устанавливается Перечень сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона):
а) производство, передача и реализация тепловой энергии (отопительный период);
б) обеспечение сохранности имущества и оборудования для производства, передачи и реализации тепловой энергии (неотопительный период).
Отопительный период утверждается органами исполнительной власти муниципальных образований Алтайского края. Неотопительный период - период работ за рамками отопительного периода.
4. Охрана труда и экология
4.1. Работодатели обеспечивают:
4.1.1. соблюдение норм и правил, проведение мероприятий в сфере охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе по реализации "Правил по охране труда в сфере жилищно-коммунального хозяйства", утвержденных приказом Минтруда России от 07.07.2015 N 439н, Законом Алтайского края от 07.05.2007 N 36-ЗС "Об охране труда в Алтайском крае";
4.1.2. своевременное проведение специальной оценки условий труда с замерами параметров вредных и опасных факторов, разработка мероприятий и принятие мер по снижению параметров до нормативных значений;
4.1.3. информирование работников об условиях труда на рабочих местах и компенсациях за работу с вредными условиями труда;
4.1.4. обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременное проведение инструктажей и проверку знаний требований норм и правил по охране труда;
4.1.5. выдачу работникам сертифицированной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. Конкретный перечень обязательной к выдаче спецодежды, спецобуви, в том числе теплой, других средств индивидуальной защиты, а также нормы их выдачи устанавливаются в коллективном договоре. Работа без соответствующей спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты запрещается;
4.1.6. выдачу работникам молока или других равноценных пищевых продуктов в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов";
4.1.7. проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников в соответствии с требованиями законодательства;
4.1.8. проведение анализа причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний, разработка и внедрение профилактических мероприятий по их предупреждению;
4.1.9. расследование и учет несчастных случаев на производстве в соответствии с действующим законодательством и своевременное доведение информации о несчастных случаях в Профсоюз;
4.1.10. осуществление обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4.1.11. недопущение работников установленных категорий к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
4.1.12. принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
4.1.13. рассмотрение представлений и выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда в установленные законодательством сроки, а также технических инспекторов труда Профсоюза жизнеобеспечения, уполномоченных профсоюзов по охране труда;
4.1.14. рассмотрение представлений уполномоченного по охране труда первичных профсоюзных организаций согласно коллективным договорам или локальным нормативным актам;
4.1.15. обучение уполномоченных лиц, выполняющих функции по охране труда и состоящих в штате Организации, не реже 1 раза в три года, обеспечение их нормативно-технической литературой, правилами и инструкциями по охране труда;
4.1.16. сохранение за работниками места работы, должности и среднего заработка за время приостановки работ вследствие нарушения законодательства об охране труда и нормативных требований по технике безопасности не по их вине;
4.1.17. совместно с первичными профсоюзными организациями проведение конкурсов на звание "Лучший уполномоченный по охране труда".
4.2. Работодатели обеспечивают эффективность функционирования специальной оценки условий труда, предоставление работникам следующих льгот, гарантий и компенсаций в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в Организациях:
4.2.1. выплату единовременного пособия в случаях:
а) гибели работника на производстве по вине работодателя и отсутствии вины работника на каждого его иждивенца (дети в возрасте до 18 лет, супруг (супруга) при отсутствии самостоятельного дохода и инвалиды, состоящие на иждивении работника) в размере годового заработка погибшего, но не менее 500 тысяч рублей на всех иждивенцев в совокупности (пособие распределяется равными частями на каждого иждивенца);
б) установления инвалидности в результате профессионального заболевания или увечья по вине работодателя и отсутствии вины работника или в размерах:
инвалидам 1 группы не менее 75 процентов годового заработка;
инвалидам 2 группы не менее 50 процентов годового заработка;
инвалидам 3 группы не менее 30 процентов годового заработка;
4.2.2. доплату к трудовой пенсии по инвалидности неработающему инвалиду, получившему инвалидность в результате увечья по вине работодателя и отсутствии вины работника (детям в возрасте до 18 лет погибшего на производстве работника).
4.3. Работодатель в установленном порядке производит расходы на обеспечение нормальных, безопасных условий труда, реализацию мер по охране труда и технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе:
4.3.1. расходы, связанные с приобретением и бесплатной выдачей специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств (по нормам не ниже предусмотренных законодательством Российской Федерации);
4.3.2. расходы, связанные с приобретением и бесплатной выдачей молока и других равноценных пищевых продуктов (по нормам не ниже предусмотренных законодательством Российской Федерации);
4.3.3. расходы, связанные с проведением мероприятий по специальной оценке условий труда;
4.3.4. расходы в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство (работ, услуг), связанные с проведением мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда;
4.3.5. расходы, связанные с проведением обязательных медицинских осмотров (обследований) работников;
4.3.6. расходы на санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
4.3.7. иные расходы, связанные с обеспечением безопасных условий труда работников.
4.4. Профсоюзы обеспечивают:
4.4.1. меры, направленные на улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости трудящихся;
4.4.2. общественный контроль за состоянием охраны труда и экологической безопасности на предприятии, за соблюдением законных прав и интересов работников, создавая для этих целей институт общественных уполномоченных профсоюзных организаций по охране труда;
4.4.3. участие в проведении экспертизы условий труда и специальной оценки рабочих мест в Организации, разработке и согласовании нормативных актов по охране труда, а также представляет интересы работников при рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами, с изменениями условий труда;
4.4.4. оказание консультативной помощи работникам по вопросам условий и охраны труда в целях защиты их интересов по предоставлению льгот и компенсаций за вредные условия труда, а также по последствиям от получения травм в результате несчастных случаев, связанных с выполнением производственных обязанностей, ежегодный контроль за разработкой и выполнением соглашений по охране труда и функционированием специальной оценки условий труда;
4.4.5. организацию контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда через соответствующие комиссии и уполномоченных по охране труда.
5. Занятость
5.1. Работодатели при участии первичных профсоюзных организаций проводят политику занятости на основе повышения трудовой мобильности внутри Организации (включая совмещение профессий и должностей, внутреннее совместительство), результативности профессиональной деятельности и постоянного роста профессионально-квалификационного уровня каждого работника в соответствии с профессиональными стандартами, развития и сохранения кадрового потенциала на экономически целесообразных рабочих местах и содействия занятости высвобождаемых работников.
При этом возможно привлечение к трудовой деятельности мигрантов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае, если на данную работу нет претендентов из числа граждан Российской Федерации.
5.2. Работодатели не допускают необоснованного сокращения рабочих мест.
5.3. Работодатели обеспечивают:
5.3.1. сохранение за работником среднего месячного заработка на весь период обучения при направлении его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства, в том числе на соответствие требованиям профессиональных стандартов;
5.3.2. предоставление работы по специальности выпускникам образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования в соответствии с заключенными договорами на обучение и полученными оценками профессиональных квалификаций согласно требованиям Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификаций";
5.3.3. предоставление высвобождаемым работникам возможности переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора с сохранением средней заработной платы на весь срок обучения.
5.4. Все вопросы, связанные с высвобождением работников вследствие закрытия Организации, ее реконструкции, технического перевооружения или сокращения объемов производства, согласовываются с Профсоюзом.
5.5. Работодатель принимает решение о высвобождении работников только после консультации с соответствующим органом профсоюза и проводит мероприятия по сокращению численности или штата работников в строгом соответствии с действующим законодательством.
5.6. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников закреплено в ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующихся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
5.7. Профсоюз обязуется:
5.7.1. проводить взаимные консультации с работодателем по проблемам занятости;
5.7.2. содействовать проведению разъяснительной работы по реализации мероприятий, проводимых при реформировании жилищно-коммунального хозяйства, по социальной и трудовой адаптации работников Организаций и оказанию им психологической поддержки;
5.7.3. разъяснять работникам особенности процедуры продолжения трудовых отношений в рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
5.7.4. содействовать принятию высвобождаемыми работниками Организаций решений о возможности переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора;
5.7.5. оставлять на профсоюзном учете высвобождаемых работников до их трудоустройства с целью использования ими льгот и преимуществ, действующих в Организации.
5.8. Работодатели обязуются:
5.8.1. извещать выборные органы первичных профсоюзных организаций о предстоящей реорганизации и представлять им информацию о таком решении, принятом уполномоченным органом управления Организации, в течение 20 дней со дня принятия соответствующего решения, но не менее чем за 2 месяца до начала реорганизации;
5.8.2. представлять в выборные органы первичных профсоюзных организаций в письменной форме информацию о сокращении численности или штата работников Организации не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае массового сокращения - не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий согласно ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации. Критерием массового увольнения работников при сокращении численности или штата работников Организации является увольнение свыше 10% работников Организации единовременно;
5.8.3. при сокращении численности или штата работников Организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение (преимущественное право) в оставлении на работе отдается:
семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
лицам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы;
работникам предпенсионного возраста за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию;
5.8.4. расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пп. 2, 3, 5 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, с работником - членом профсоюза производить с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 82 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). Увольнение председателя первичной профсоюзной организации, его заместителей производится по согласованию с вышестоящим выборным органом профсоюзной организации в соответствии со ст. 374 Трудового кодекса Российской Федерации;
5.8.5. предоставлять защиту работникам Организации при несостоятельности (банкротстве), реорганизации и ликвидации Организации.
5.9. Стороны будут всемерно способствовать финансовому оздоровлению Организаций, сохранению действующих и созданию новых рабочих мест, сохранению первичных профсоюзных организаций, информированию Организаций о рынке труда в отраслях, в том числе о перспективной потребности в кадрах, организации профессионального обучения, подготовке и переподготовке кадров, профессиональному консультированию высвобождаемых работников.
5.10. При резком ухудшении экономического положения Организации руководитель Организации извещает об этом профсоюзный комитет, представляет по просьбе профкома информацию о финансовом состоянии Организации и принимает действенные меры по улучшению положения.
Стабилизация экономического положения Организации не может производиться путем снижения заработной платы работников.
5.11. Профсоюзные комитеты Организаций имеют право осуществлять общественный контроль за проведением процедур банкротства.
5.12. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования Организации, расторжения трудового договора с руководителем Организации, реорганизации Организации в форме преобразования. При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении) Организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизаций. При смене формы собственности Организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности. При ликвидации Организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
5.13. Смена собственника имущества Организации или арендатора имущества, заключение концессионного соглашения не являются основанием для расторжения трудовых договоров с работниками Организации, за исключением руководителя Организации и главного бухгалтера, а также не являются основанием для прекращения деятельности первичной профсоюзной организации или смены ее профсоюзной принадлежности, соответствующих преобразований профсоюзных структур, автоматического изменения статуса и названия Организации.
При смене собственника имущества Организации не допускается сокращение численности или штата работников Организации до момента государственной регистрации перехода права собственности.
При изменении подведомственности (подчиненности) Организации, а также при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются.
5.14. При продаже государственного или муниципального имущества, сдаче имущества в аренду или заключении концессионного соглашения по конкурсу Стороны принимают меры по включению в условия конкурса следующих положений:
сохранение рабочих мест и условий оплаты труда работников;
переподготовка и (или) повышение квалификации работников;
сохранение профиля деятельности предприятия.
6. Социальные гарантии, льготы, компенсации
6. Стороны договорились:
6.1. Работникам в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, предоставляются государственные гарантии, льготы и компенсации.
6.2. Выплаты социального характера, исходя из финансовых возможностей Организаций, могут производиться за счет основной и прочей деятельности, в порядке и на условиях, устанавливаемых непосредственно в Организациях:
6.2.1. частичная или полная компенсация расходов, подтвержденных соответствующими документами:
а) связанных с погребением умерших работников;
б) связанных с погребением близких родственников работников (супруга/и), детей, родителей);
в) связанных с погребением ветеранов Организации (порядок отнесения лиц к категории ветеранов определяется непосредственно в Организациях).
6.2.2. добровольное медицинское страхование и долгосрочное страхование жизни работников;
6.2.3. негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование работников в соответствии с программой негосударственного пенсионного обеспечения, принятой в Организации;
6.2.4. выплата материальной помощи:
а) при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск в размере, установленном коллективным договором. Выплата по данному основанию производится не более одного раза за один рабочий год;
б) при увольнении работника из Организации по собственному желанию, после установления трудовой пенсии по старости (с учетом стажа работы и периода увольнения после наступления пенсионного возраста);
в) при рождении ребенка;
г) при регистрации брака (если брак регистрируется впервые);
д) при увольнении работника в связи с призывом на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, а также для первоначального обзаведения хозяйством гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы;
6.2.5. частичная или полная компенсация подтвержденных расходов работников:
а) на содержание в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях детей работников, в семьях которых сумма дохода на одного члена семьи не превышает прожиточного минимума;
б) на содержание детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях и приобретение им путевок в оздоровительные лагеря;
в) на содержание детей в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях семьям, имеющим троих и более детей;
6.2.6. единовременная выплата сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации, в случае смерти работника от общего заболевания или несчастного случая в быту, семье умершего, представившей свидетельство о смерти, в сумме не менее 15000 рублей;
6.2.7. выплата единовременного вознаграждения работникам, удостоенным отраслевых наград и почетных званий;
6.2.8. увеличение ежемесячной компенсации работникам, находящимся в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, а с 1,5 до 3 лет установить и выплачивать повышенную компенсацию;
6.2.9. участие в улучшении жилищных условий работников на условиях ипотечного кредитования;
6.2.10. частичная компенсация удорожания стоимости питания в рабочих столовых, а также стоимости проезда к месту работы;
6.2.11. предоставление оплачиваемого отпуска, исходя из тарифной ставки (должностного оклада) на оговариваемый в коллективном договоре срок: в День знаний, при рождении ребенка, собственной свадьбы или свадьбы детей, а также в случаях, предусмотренных п. 3.5 настоящего Соглашения;
6.2.12. предоставление автотранспорта за счет средств Организации для организации отдыха работников, а также на культурно-массовые мероприятия (порядок и условия предоставления указанных выплат устанавливаются непосредственно в Организациях);
6.2.13. предоставление отдельных компенсаций и гарантий работникам - членам профсоюза за определенную деятельность, в рамках соглашений, предусмотренных абзацем 10 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации.
6.3. Работодатель обязуется:
6.3.1. обеспечить государственное социальное страхование всех работников в соответствии с действующим законодательством;
6.3.2. своевременно перечислять страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
6.3.3. беспрепятственно предоставлять информацию работникам о начислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также другие социальные фонды;
6.3.4. осуществлять расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, включая обязательную подготовку и переподготовку производственно-технического персонала, исходя из требований профессиональных стандартов и оценки профессиональных квалификаций (с использованием, в том числе, возможностей АНО ДПО "ПрофБизнесСтандарт");
6.3.5. осуществлять оформление документов на выплату пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания в соответствии с действующим законодательством;
6.3.6. осуществлять иные расходы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и связанные с производством и (или) реализацией продукции и услуг.
6.4. Работодатель осуществляет расходы на совершенствование взаимоотношений в сфере социального партнерства в целях регулирования социально-трудовых отношений, которые включают в себя перечисления средств в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы), а также иные расходы, предусмотренные настоящим Соглашением, иными соглашениями в сфере социального партнерства, включая региональные отраслевые соглашения, коллективными договорами и локальными нормативными актами Организации, трудовыми договорами, заключенными с работниками и превышающими уровень обязательств, установленных законодательством Российской Федерации.
6.5. Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.
6.6. Работодатели обеспечивают социальную защиту труда женщин и лиц с семейными обязанностями согласно действующему законодательству:
6.6.1. женщинам, работающим в сельской местности, предоставляется, по их письменному заявлению, один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы;
6.6.2. в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" устанавливается 36-часовая рабочая неделя в Организациях, находящихся в сельской местности. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (40 часов);
6.6.3. одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по их письменному заявлению предоставляется 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
6.6.4. при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы;
6.6.5. по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), или лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, им устанавливается неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
6.6. Работодатели обеспечивают условия и охрану труда женщин и молодежи (подростков), для чего необходимо:
а) проводить первоочередную специальную оценку условий труда рабочих мест женщин и подростков по условиям труда;
б) выполнять мероприятия по механизации ручных и тяжелых физических работ для обеспечения норм предельно допустимых нагрузок для женщин и подростков;
в) ограничивать применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
г) исключать применение труда лиц моложе 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью.
6.7. Работнику, имеющему двух и более детей в возрасте до 14 лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до четырнадцати календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.
6.8. Предоставлять отдельные компенсации и гарантии работникам - членам профсоюза за определенную деятельность, в рамках соглашений, предусмотренных абзацем 10 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации.
6.9. Работодатели обеспечивают социальную защиту молодежи: создают необходимые правовые, экономические, бытовые и организационные условия и гарантии для профессионального становления молодых работников, содействия их духовному, культурному и физическому развитию.
Работодатели обязуются:
6.9.1. восстанавливать и совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации молодых кадров, предусматривать в коллективных договорах выделение средств на эти цели;
6.9.2. утверждать в Организациях Положение о наставничестве, закреплять наставников за всеми молодыми работниками не позднее 6 месяцев с начала их работы и выплачивать наставникам надбавку к окладу не менее 10% размера оклада;
6.9.3. предоставлять молодым работникам, совмещающим работу с обучением в учреждениях профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные учреждения, гарантии и льготы в соответствии с действующим законодательством;
6.9.4. производить несовершеннолетним работникам, имеющим сокращенный рабочий день, оплату труда в размере, как и работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы;
6.9.5. способствовать созданию в Организациях молодежных организаций (советы молодых специалистов, молодежные комиссии профсоюзных организаций, другие формы молодежного самоуправления);
6.9.6. оказывать материальную помощь молодым работникам по просьбе первичной профсоюзной организации.
6.10. Организации, исходя из своих финансовых возможностей, предусматривают предоставление следующих льгот, гарантий и компенсаций в порядке и на условиях, устанавливаемых непосредственно в Организации:
6.10.1. предоставление молодым семьям из фонда Организации долгосрочных льготных или беспроцентных займов, ссуд на строительство и приобретение жилья, предметов длительного пользования для домашнего обихода, на обучение на платной основе в учебных заведениях;
6.10.2. предоставление молодым родителям, воспитывающим двоих и более детей (по их заявлению), ежемесячно один свободный день от работы с оплатой из прибыли Организации в размере тарифной ставки (должностного оклада) работника;
6.10.3. обеспечение молодых рабочих и их семей необходимыми условиями для занятия физкультурой и спортом, художественной самодеятельностью;
6.10.4. выделение средств для обеспечения работников путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей в размере до 1,5% от фонда оплаты труда.
6.11. Дополнительные льготы и компенсации предусматриваются в коллективном договоре и распространяются на всех членов коллектива Организации.
7. Социальное партнерство, гарантии и основы сотрудничества Сторон
7.1. Договаривающиеся Стороны обязуются:
7.1.1. принимать меры:
по введению договорных отношений на всех этапах производства и предоставления услуг Организациями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
по обеспечению работодателями и профсоюзными организациями выполнения установленных данным Соглашением минимальных социальных гарантий и льгот работникам и их семьям, не ограничивая права работодателей в расширении указанных гарантий и льгот, в пределах средств Организаций, и добиваясь их введения в коллективные договоры;
7.1.2. сотрудничать на паритетных началах при решении отраслевых проблем по защите социально-трудовых прав работников;
7.1.3. представлять необходимую информацию для анализа хода реализации настоящего и подготовки последующего Соглашения, а также подготовки предложений по изменению действующего Соглашения;
7.1.4. взаимодействовать в вопросах представления особо отличившихся работников к награждению государственными и другими наградами и присвоению почетных званий Российской Федерации, награждению Почетными грамотами Минстроя России, Правительства Алтайского края, Алтайского краевого Законодательного Собрания, Минстройтранса Алтайского края, Профсоюза. Представлять необходимую информацию по мониторингу экономической деятельности предприятий;
7.1.5. представлять в Правительство Российской Федерации, Правительство Алтайского края, Алтайское краевое Законодательное Собрание предложения по решению трудовых и социально-экономических вопросов, учитывающие особенности труда и быта работников соответствующих сфер деятельности;
7.1.6. проводить работу по модернизации и финансово-экономическому оздоровлению предприятий;
7.1.7. участвовать в установленном законом порядке в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим социально-трудовые и экономические интересы работников системы жизнеобеспечения населения;
7.1.8. в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 N 283-ФЗ "О независимой оценке квалификаций" и постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 N 584 "О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" участвовать в:
а) создании и развитии отраслевой системы оценки профессиональных квалификаций;
б) осуществлении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ учреждений образования на соответствие их отраслевым профессиональным стандартам;
в) формировании оптимального качества состава и численности трудовых ресурсов, необходимых для развития жилищно-коммунального хозяйства;
г) мероприятиях по повышению качества и конкурентоспособности товаров стройиндустрии и жилищно-коммунальных услуг для потребителей, а также повышению уровня материального положения работников жилищно-коммунального хозяйства;
д) создании условий для повышения уровня и качества социальных гарантий работникам жилищно-коммунального хозяйства, в том числе за счет привлечения социально-ответственного бизнеса, иных негосударственных источников финансирования;
7.1.9. прорабатывать в соответствующих органах власти вопросы по проблемам Организации, развитию жилищно-коммунального хозяйства края, обеспечению его безубыточности, принятию экономически обоснованных тарифов в части расходов на оплату труда, охрану труда, социальное обеспечение, а также иных вопросов в рамках настоящего Соглашения;
7.1.10. совместно с депутатским корпусом городов и районов, советом муниципальных образований проводить мониторинг состояния отрасли, включая потребность специалистов в системе жилищно-коммунального хозяйства, проблем Организации, развития жилищно-коммунального хозяйства края, обеспечения безубыточной деятельности. Принимать меры по оптимизации работы коммунального комплекса муниципальных образований, в том числе посредством создания единых многоотраслевых районных Организаций;
7.1.11. содействовать установлению размера минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Соглашения, который применяется в обязательном порядке во всех Организациях - участниках Соглашения; способствует принятию коллективных договоров в Организациях;
7.1.12. содействовать техническим и внештатным инспекторам труда и уполномоченным по охране труда Профсоюза проведению проверок условий и охраны труда в Организациях, присоединившихся к Соглашению, с правом выдачи предложений, представлений или предписаний (по согласованию с Государственной инспекцией труда Алтайского края) работодателю, обязательных для рассмотрения и устранению причин, ухудшающих условия и охрану труда работников;
7.1.13. принимать меры по обеспечению надлежащего уровня подготовки уполномоченных по охране труда профсоюзных организаций;
7.1.14. предусматривать в краевом бюджете средства на создание аварийного запаса;
7.1.15. при формировании тарифов средства на оплату труда определять с учетом нормативной численности работающих и заработной платы, рассчитанной на основе тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии на работах с нормальными условиями труда в соответствии с настоящим Соглашением и межразрядных переводных коэффициентов, выплат стимулирующего характера в размере до 100%, но не менее 40% от тарифной ставки, доплат, установленных законодательством, и районного коэффициента.
Размер прибыли определяется в соответствии с действующими в крае методиками по формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги с учетом начисляемых налогов и средств на развитие производства.
7.2. Обязательства Союза ЖКО:
7.2.1. получает от своих членов информацию о размере минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, установленной в Организации, иную информацию, необходимую для контроля за исполнением настоящего Соглашения;
7.2.2. оказывает работодателям консультационную помощь по вопросам реализации настоящего Соглашения;
7.2.3. обобщает опыт реформирования Организаций, вырабатывает механизмы, направленные на оптимальное решение вопросов в сфере социально-трудовых отношений в период реформирования Организаций, принимает при необходимости участие в мероприятиях, проводимых в рамках реформирования отрасли;
7.2.4. обеспечивает, в том числе через АНО ДПО "ПрофБизнесСтандарт", организацию обучающих семинаров, совещаний для выполнения настоящего Соглашения;
7.2.5. оказывает работодателям, в том числе через АНО ДПО "ПрофБизнесСтандарт", консультационную помощь в организации переподготовки работников Организаций (по заявкам работодателей);
7.2.6. проводит среди своих членов работу, направленную на обеспечение невмешательства в деятельность профсоюзных организаций, если она не противоречит положениям законодательства Российской Федерации, а также на соблюдение гарантий деятельности профсоюзных организаций, установленных законодательством Российской Федерации;
7.2.7. содействует созданию организаций Профсоюза в Организациях, способствует развитию коллективно-договорных отношений с Профсоюзом на всех уровнях социального партнерства, а также в пределах своей компетенции оказывает поддержку Профсоюзу в деятельности по реализации его основных уставных целей и задач;
7.2.8. не вмешивается и обеспечивает невмешательство своих структурных подразделений в оперативно-хозяйственную деятельность работодателей, если эта деятельность не создает угрозы для жизни и здоровья работников и не противоречит положениям законодательства Российской Федерации и настоящего Соглашения;
7.2.9. способствует предоставлению дополнительных льгот и гарантий членам профсоюза, которые могут устанавливаться как на региональном уровне, так и в Организациях соответствующими Соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами;
7.2.10. оказывает работодателям помощь в работе с профсоюзными организациями;
7.2.11. представляет индивидуальные интересы членов Профсоюза жизнеобеспечения, а также работников, не являющихся его членами, на условиях ежемесячного отчисления 1% от заработной платы работников Профсоюзу жизнеобеспечения;
7.2.12. предоставляет профсоюзным организациям, в том числе совместно с АНО ДПО "ПрофБизнесСтандарт", консультационную и иную помощь по вопросам разработки и принятия коллективных договоров, социально-трудовых отношений и охраны труда, занятости и урегулирования коллективных трудовых споров;
7.2.13. проводит среди своих членов работу, направленную на обеспечение невмешательства в деятельность профсоюзных организаций, если она не противоречит положениям законодательства Российской Федерации, а также на соблюдение гарантий деятельности профсоюзных организаций, установленных законодательством Российской Федерации;
7.2.14. содействует адаптации работников в условиях реформирования отрасли, продолжению трудовых отношений работников в реорганизуемых Организациях;
7.2.15. отстаивает интересы работников в сфере социально-трудовых отношений, добивается распространения коллективных договоров на членов профсоюза и других работников Организации, предусмотрев иные условия их участия в социальном партнерстве на основе заключения дополнительных соглашений к коллективным договорам;
7.2.16. принимает меры по снижению социальной напряженности в трудовых коллективах, укреплению трудовой и производственной дисциплины, повышению устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения, конкурентоспособности Организаций и производительности труда работников, проводит работу по защите правовых, социальных и профессиональных интересов работников;
7.2.17. осуществляет постоянный контроль за соблюдением норм трудового законодательства Российской Федерации и выполнением положений настоящего Соглашения;
7.2.18. при соблюдении работодателями норм трудового законодательства, а также настоящего Соглашения обязуется не организовывать и не участвовать в Организации забастовок и массовых акций протеста работников. При наличии оснований для возникновения коллективных трудовых споров или иных протестных действий совместно с работодателем и (или) объединением работодателей предотвращает и (или) конструктивно урегулирует трудовые споры на всех этапах их разрешения;
7.2.19. содействует созданию региональных отраслевых объединений работодателей, систем профессиональных квалификаций;
7.2.20. принимает меры по недопущению разглашения информации, являющейся коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайной, полученной для проведения коллективных переговоров по заключению соглашений и осуществлению контроля за их выполнением. В случаях разглашения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны Профсоюз жизнеобеспечения, его представители несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации;
7.2.21. реализует иные права, выполняет иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации, настоящим Соглашением.
7.3. Профсоюз обязуется:
7.3.1. соблюдать положения настоящего Соглашения;
7.3.2. не разглашать и принимать меры к охране информации, отнесенной к коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, которая была получена от работодателей (в случаях разглашения коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны профсоюзные Организации, их представители несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации);
7.3.3. осуществлять постоянный контроль за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации, реализацией настоящего Соглашения и коллективных договоров в Организациях;
7.3.4. содействовать выполнению работодателем оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику и снижение общей и профессиональной заболеваемости, предупреждение несчастных случаев на производстве и в быту, предотвращение распространения инфекционных и других заболеваний;
7.3.5. содействовать повышению качества, надежности жилищно-коммунальных услуг и росту конкурентоспособности Организаций путем повышения качества труда, эффективности использования оборудования, экономии топлива, сырья и материалов на каждом рабочем месте;
7.3.6. проводить среди работников - членов профсоюза разъяснительную работу по соблюдению требований трудового законодательства, режима рабочего времени, требований по охране и гигиене труда, профилактике производственного травматизма;
7.3.7. способствовать созданию благоприятных социально-трудовых отношений в коллективах, укреплению производственной и трудовой дисциплины, согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей;
7.3.8. участвовать в решении вопросов по своевременной оплате труда, установлению минимальной оплаты труда не ниже уровня МРОТ в Российской Федерации;
7.3.9. предпринимать усилия, направленные на развитие инициативы и соревнования среди работников;
7.3.10. предоставлять консультации, правовую и иную помощь членам профсоюза по вопросам труда и охраны труда, занятости, профессионального обучения и разрешения трудовых споров;
7.3.11. осуществлять организацию и проведение культурно-досуговой и физкультурной работы, а также оздоровительных мероприятий;
7.3.12. принимать меры по конструктивному урегулированию возникающих трудовых споров, при наличии предпосылок для их возникновения своевременно информировать об этом работодателя;
7.3.13. при наличии оснований для объявления забастовки информировать об этом работодателей до начала мероприятий, связанных с осуществлением права на забастовку;
7.3.14. выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Соглашением;
7.3.15. направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения.
7.4. Работники обязуются:
7.4.1. соблюдать положения настоящего Соглашения;
7.4.2. способствовать повышению эффективности производства; при выполнении трудовых функций ориентироваться на достижение конкретных результатов деятельности Организации, повышение уровня профессиональных квалификаций;
7.4.3. содействовать устойчивому функционированию систем жизнеобеспечения населения;
7.4.4. стремиться к поддержанию деловой репутации и престижа Организации, к сохранению лояльности по отношению к ней;
7.4.5. поддерживать благоприятный психологический климат во время исполнения трудовых обязанностей, развивать творческое отношение к труду;
7.4.6. при соблюдении работодателями положений настоящего Соглашения, коллективного договора - не участвовать в проведении забастовок и массовых акций протеста работников Организаций, не вовлекать в них других работников;
7.4.7. выполнять обязанности, предусмотренные трудовыми договорами, локальными нормативными актами, коллективными договорами и иными соглашениями в сфере социального партнерства.
7.5. Обязательства Работодателей:
7.5.1. соблюдать права работников и профсоюза, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением;
7.5.2. не вмешиваться во внутреннюю деятельность первичных профсоюзных организаций;
7.5.3. обеспечивать по личным письменным заявлениям работников бесплатное перечисление профсоюзных взносов из заработной платы (одновременно с выплатой заработной платы) на счет профсоюзной организации. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств;
7.5.4. предоставлять по запросам Союза ЖКО, Профсоюза информацию о размере минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, установленной в Организации (один раз в полгода), иную информацию, необходимую для контроля за исполнением настоящего Соглашения;
7.5.5. предоставлять первичной профсоюзной организации информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров;
7.5.6. своевременно заключать коллективные договоры в соответствии с действующим законодательством, содействовать доведению до работников Организации содержание коллективного договора, заключенного в Организации;
7.5.7. определять наименования должностей, специальностей и трудовых функций работников Организации с учетом утвержденных в установленном порядке профессиональных стандартов в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также:
а) совершенствовать нормирование, охрану и условий труда;
б) обеспечивать оплату труда работников в соответствии с профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы, количеством и качеством затраченного труда, устанавливать соответствующую тарификацию;
в) при отсутствии профессиональных стандартов осуществлять тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим, специалистам и служащим по действующим Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих с учетом квалификационного уровня работников;
г) принимать локальные нормативные акты, касающиеся оплаты и условий труда, с учетом мнения выборного профсоюзного органа, а также своевременное доведение до работников информации об изменениях в трудовом законодательстве и о применяемых условиях оплаты труда;
7.5.8. для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива, а также на время профсоюзной учебы предоставлять не освобожденным от основной работы профсоюзным работникам, в том числе уполномоченным лицам по охране труда, свободное от работы время с сохранением среднего заработка. Конкретная продолжительность освобождения от работы и перечень профсоюзных работников устанавливаются коллективным договором;
7.5.9. предоставлять отдельные компенсации и гарантии работникам - членам профсоюза за определенную деятельность, в рамках соглашений, предусмотренных абзацем 10 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации;
7.5.10. обеспечить представителям профсоюзных организаций возможность беспрепятственного доступа ко всем рабочим местам в Организациях (за исключением рабочих мест, требующих специального допуска в соответствии с действующим законодательством) для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав, получения информации, необходимой для ведения коллективных договоров, по вопросам оплаты, охраны труда, занятости и другим социальным вопросам, по выполнению коллективных договоров и настоящего Соглашения;
7.5.11. предоставлять первичным профсоюзным организациям, действующим в Организации, в бесплатное пользование для работы и проведения собраний работников служебные и другие необходимые помещения с оборудованием, отоплением, освещением, уборкой, транспортные средства, оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы в соответствии с коллективным договором;
7.5.12. распространять за счет средств работодателя на работников, освобожденных от основной работы в связи с избранием (в том числе неоднократно) в выборные органы первичной профсоюзной Организации, льготы, виды премирования, вознаграждения (включая выплачиваемые при выходе на пенсию), установленные для работников Организаций на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством;
7.5.13. предоставлять работникам, освобожденным от основной работы в Организации вследствие избрания на выборные должности в выборный орган Профсоюза жизнеобеспечения, после окончания их выборных полномочий прежнюю работу (должность), а при ее отсутствии - другую равноценную работу (должность);
7.5.14. перечислять средства в виде членских взносов, включая вступительные взносы, в Союз ЖКО, а также средства территориальным организациям профсоюза на проведение социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных уставной деятельностью, в размере и порядке, установленном коллективным договором;
7.5.15. отчислять денежные средства профсоюзным органам на организацию культурно-просветительской, физкультурной работы и оздоровительных мероприятий на условиях и в порядке, предусмотренных коллективными договорами Организаций;
7.5.16. нести расходы, связанные с распространением на профсоюзных работников, освобожденных от основной работы в связи с избранием в выборный орган первичной профсоюзной организации, льгот, видов премирования и вознаграждения, установленных для работников Организаций;
7.5.17. выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Соглашением, нормативными правовыми актами, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в области формирования фонда оплаты труда в Организациях, предоставляющих регулируемые услуги.
8. Сотрудничество и ответственность Сторон за выполнение принятых обязательств
8.1. Отношения и ответственность договаривающихся Сторон в процессе реализации Соглашения регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", а также другими нормативными правовыми и нормативно-техническими актами.
8.2. Контроль за выполнением Соглашения на всех уровнях осуществляется Сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.
8.3. Стороны взаимно предоставляют имеющуюся информацию при осуществлении контроля за выполнением Соглашения.
8.4. Для ведения переговоров по подготовке, заключению и осуществлению контроля за выполнением Соглашения, внесения в него изменений и дополнений, урегулирования возникающих разногласий образуется отраслевая комиссия по заключению и реализации Соглашения (далее - "комиссия") в составе представителей Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края, Профсоюза и Союза ЖКО.
Представители Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края утверждены распоряжением Правительства Алтайского края от 29.03.2017 N 119-р.
Состав представителей Профсоюза и Союза ЖКО в Приложении 1 к настоящему соглашению.
9. Порядок внесения в Соглашение изменений, дополнений и разрешения споров, возникающих в процессе его реализации
9.1. Продление сроков действия, изменения и дополнения в настоящее Соглашение производятся в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.
9.2. В период действия настоящего Соглашения все споры и разногласия между Сторонами социального партнерства в отрасли разрешаются путем переговоров и консультаций, а при недостижении согласия - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. Заключительные положения
10.1. После подписания настоящего Соглашения Союз ЖКО направляет его в орган по труду и занятости на уведомительную регистрацию в порядке, установленном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.09.2014 N 636Н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональных соглашений".
10.2. В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Соглашения Организация и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к Сторонам Соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данной Организации.
В качестве причин, обосновывающих невозможность реализации Соглашения по причинам экономического характера, признаются, в том числе отсутствие возможности учета при определении (корректировке) органом регулирования тарифов необходимой валовой выручки Организации на 2017-2019 годы всех или части расходов на выполнение обязательств Организации в соответствии с настоящим Соглашением в 2017-2019 годах.
Отсутствие возможности учета указанных в настоящем абзаце расходов может подтверждаться расчетами Организации и обосновывающими такие расчеты решениями органа регулирования тарифов об установлении (корректировке) тарифов Организаций и соответствующими протоколами заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов, а также установленными Правительством Российской Федерации индексами изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и утвержденными высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании (муниципальных образованиях), в границах территории которого (которых) Организация осуществляет виды деятельности, подлежащие регулированию.
Стороны рассматривают это предложение в течение десяти рабочих дней с даты его поступления и при обоснованности обращения Организации принимают соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения, указанных в обращении Организации, в отношении данной Организации.
10.3. Настоящее Соглашение размещается на официальном сайте Минтрудсоцзащиты Алтайского края, Минстройтранса Алтайского края.
10.4. Соглашение распространяется на всех членов отраслевого объединения работодателей, на Организации, не являющиеся членами объединения работодателей, но уполномочивших объединение работодателей от их имени заключить Соглашение.
10.5. Организации, на которые не распространяются нормы настоящего Соглашения, вправе присоединиться к нему.
Орган исполнительной власти субъекта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, направляет предложения о присоединении к настоящему Соглашению. Работодатели заключают договор с Союзом ЖКО, в соответствии с которым перечисляют установленные взносы за услуги в рамках социального партнерства. На основании совместного решения по письму о присоединении к Соглашению в течение одного месяца вносятся соответствующие дополнения в региональный реестр участников Соглашения, который формируется и утверждается Профсоюзом и Союзом ЖКО.
10.6. Организации, являющиеся членами региональных объединений работодателей, которые в свою очередь являются членами Общероссийского объединения работодателей, автоматически считаются присоединившимися к настоящему Соглашению, если в их положениях не прописан иной порядок.
10.7. Реестры Организаций, на которые распространяется Соглашение, представляются в Управление Алтайского края по регулированию цен и тарифов, органы местного самоуправления для использования при формировании регулируемых тарифов на услуги и фонда заработной платы Организаций на предстоящий период.
10.8. По предложению Сторон заключенного на краевом уровне отраслевого соглашения руководитель органа исполнительной власти субъекта, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в орган исполнительной власти субъекта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной Организации, объединяющей работников данного работодателя, в которых должны быть указаны основания отказа, согласно критериям, установленным Российской трехсторонней комиссией по социально-трудовым отношениям.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель органа исполнительной власти субъекта, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной Организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей Сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители Сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
10.9. В случае применения Соглашения в неприсоединившихся к нему Организациях, а также в Организациях, где регулирующие органы (ТЭК, РЭК, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) используют и устанавливают при формировании фонда оплаты труда в тарифах на жилищно-коммунальные услуги минимальную месячную тарифную ставку рабочего первого разряда, определяемую Соглашением, работодатель несет ответственность за несанкционированное использование интеллектуальной собственности Профсоюза жизнеобеспечения и Общероссийского объединения работодателей.
10.10. В случае реорганизации одной из Сторон Соглашения ее обязательства переходят к правопреемнику и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.
10.11. Приложения к настоящему Соглашению являются его неотъемлемой частью.
Министр |
И.В. Гилев |
Председатель |
Л.П. Нелидина |
Председатель |
Д.А. Лопаткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения в жилищно-коммунальной сфере и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам. Также оно определяет права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Соглашение заключается между Алтайской краевой общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения", работодателями и Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края. Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров для организаций жилищно-коммунального хозяйства, на которые оно распространяется. Установлено, что система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера устанавливаются непосредственно в организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам. Определены случаи предоставления работникам социальных гарантий, льгот и компенсаций.
Краевое отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Алтайского края на 2017-2019 годы
Текст Соглашения опубликован в газете "Алтайская правда" от 27 мая 2017 г. N 96