В целях повышения эффективности работы по правовому воспитанию в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС ДО приказываю:
1. Организовать работу по реализации краевого проекта "Правовое просвещение участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО" (далее - "Проект") в пилотных дошкольных образовательных организациях.
3. Закрепить за пилотной дошкольной образовательной организацией тему Проекта и научного руководителя (приложение).
4. Назначить:
4.1. Научным руководителем Проекта преподавателя ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет": Ю.В. Атемаскину, кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного и дополнительного образования.
4.2. Ответственным за организацию и координацию работы по реализации Проекта в муниципальных дошкольных образовательных организациях О.Г. Цирн, ведущего специалиста отдела дошкольного образования Главного управления.
5. Контроль исполнения данного приказа оставляю за собой.
Заместитель |
М.В. Дюбенкова |
Утвержден
приказом Главного
управления образования
и молодежной политики
Алтайского края
от "15" октября 2015 г. N 1731
Паспорт проекта
Наименование проекта |
Правовое просвещение участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО |
Основания для разработки проекта |
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. |
Основные разработчики |
ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет". |
Исполнители |
МБДОУ "Детский сад N 215" г. Барнаул, МБДОУ "Детский сад N 223" г. Барнаул; МБДОУ "Детский сад N 51" г. Бийск, МБДОУ "Детский сад N 4 "Радуга" Поспелихинский район. |
Цель проекта |
Разработать и внедрить кейс методических пособий по правовому просвещению участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО. |
Задачи проекта |
1. Проанализировать состояние проблемы правового просвещения участников образовательного процесса в теории и образовательной практике деятельности ДОУ. 2. Определить принципы, содержание, формы, методы и средства правового просвещения участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО. 3. Обеспечить консультационное и методическое сопровождение пилотных дошкольных образовательных организаций в реализации программ правового просвещения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО. ГАРАНТ:Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником 3. Разработать методические рекомендации по осуществлению правового просвещения участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО с последующим внедрением их в практику работы дошкольных образовательных организаций Алтайского края. |
Сроки реализации проекта |
период с ноября 2015 г. по сентябрь 2017 г. |
Ожидаемые результаты |
Кейс методических пособий по правовому просвещению участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО; Внедрены инновационные технологии работы с педагогами и родителями (законными представителями) по формированию и развитию их правовой культуры в области соблюдения и защиты прав детей; Разработан пакет развивающих игр и заданий, обеспечивающих развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в соответствии с целевыми ориентирами по правовому воспитанию и просвещению в области прав ребенка и человека; Разработаны и апробированы методические рекомендации по организации деятельности дошкольных образовательных организаций Алтайского края, направленной на повышение уровня правовой культуры всех участников образовательного процесса; Размещены отчетные материалы по результатам реализации проекта на новостном сайте Главного управления, АКИПКРО (не менее 1 новости в 2 месяца). |
Критерии оценки эффективности реализации проекта |
Уровень знаний детей о правах человека, качество воспитательных практик родителей (законных представителей), содержание образовательной деятельности, направленной на повышение уровня правовой культуры всех участников образовательного процесса; дидактическое обеспечение данной образовательной деятельности. |
Ресурсы (информационные, экспертные, кадровые, организационные, материально-технические) |
Информационные ресурсы: сайты Главного управления, АКИПКРО, образовательных организаций. Экспертные: научные руководители проекта. Кадровые ресурсы: педагогический коллектив пилотных ДОУ; научные руководители проекта. Организационные: нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию проекта. Материально-технические ресурсы пилотных ДОУ. |
Партнеры |
ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет"; КГБУ ДПО "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования", кафедра дошкольного образования; Муниципальные органы управления образованием г. Барнаула, г. Бийска, Поспелихинского района; Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае; Прокуратура Алтайского края. |
Целевая аудитория |
Руководители ДОО, педагоги и специалисты дошкольных образовательных учреждений, воспитанники и родители (законные представители). |
Система управления проектом (формы контроля) |
Аналитическая справка по результатам реализации проекта на каждом его этапе. Презентация опыта на новостном сайте, стажерских практиках, конференциях, семинарах, в СМИ. |
Перспективы развития проекта |
Внедрение успешных практик в дошкольные образовательные организации Алтайского края с 15.09.2017. |
Информационные источники |
Сайт Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края; АКИПКРО; сайты образовательных организаций. |
Актуальность проекта
Права и свободы человека - это первичные условия успешного функционирования и развития любого социума, залог справедливости человеческих отношений, составляющие человеческого достоинства и суть гуманизма.
ООН, ЮНЕСКО неоднократно обращались к государствам-членам с рекомендациями о преподавании и изучении прав человека, начиная с детского сада. В Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что государства, ратифицировавшие ее, обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей (ст. 42). В декабре 2011 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация об образовании и подготовке в области прав человека, в которой заявлено, что образование и подготовка в области прав человека - это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни и касающийся всех возрастов, всех слоев общества на всех уровнях, включая дошкольное образование (ст. 3).
Таким образом, документы международного уровня подчеркивают, что в содержание образования необходимо включать знания о правах человека, правах ребенка.
Конституция РФ провозгласила Россию правовым государством, что означает признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Возрастающее значение правового образования и просвещения в РФ отражено в ряде действующих нормативных документов федерального значения, определяющих образовательную политику России: Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы и других. Особую актуальность оно приобретает в свете принятых в 2012 году Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и плана первоочередных мероприятий по ее реализации, определяющих необходимость организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей и педагогов через организации и учреждения для детей; в условиях модернизации системы дошкольного образования, развития новых моделей и форм дошкольного образования и содержания детей.
Принципы гуманистического взаимодействия участников образовательных отношений, прав и свобод личности, приобщения детей к социокультурным нормам общества и государства, заложенные в основу государственной политики в сфере образования, в том числе дошкольного, и закрепленные в федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" и федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, выводят на проблему готовности педагогов и родителей (законных представителей) к их реализации.
Распространение правовых знаний, выработка положительного отношения к правовым требованиям и на основе этого формирование правовых убеждений - единственно верный путь к правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
От того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере. Раннее правовое воспитание в области прав ребенка и человека способствует общему социальному развитию ребенка, формированию познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правомерному поведению.
В дошкольных образовательных учреждениях Алтайского края с 2004 г. разрабатываются локальные системы нравственно-правового образования участников педагогического процесса. В ряде случаев опыт обобщается и распространяется через публикацию методических пособий и статей.
Вместе с тем, уровень научных знаний о концептуальных основах системы правового просвещения и образования в области прав и свобод человека всех субъектов педагогического процесса продолжает оставаться невысоким.
Утверждено
приказом Главного
управления образования
и молодежной политики
Алтайского края
от "15" октября 2015 г. N 1731
План
реализации краевого проекта по осуществлению правового просвещения участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в 2015-2017 учебном году
N |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
Результат/документ |
Региональный уровень | ||||
1. Подготовительный этап | ||||
1.1 |
Проведение установочного совещания с руководителями и педагогами пилотных дошкольных образовательных организаций |
16.12.2015 |
Научный руководитель: Атемаскина Ю.В. Заведующие МБДОУ "Детский сад N 215" г. Барнаула Болишина И.В., МБДОУ "Детский сад N 223" г. Барнаула Никурдина И.И., МБДОУ "ЦРР-Детский сад N 51" г. Бийска Сепетая Н.Н., МБДОУ "Детский сад N 4 "Радуга" Поспелихинского района Сериченко О.В. |
Программа и протокол совещания |
1.2 |
Составление графика консультаций проектных групп пилотных дошкольных образовательных организаций консультантом по вопросам организации и осуществления правового просвещения участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации |
до 20.12.2015 |
Научный руководитель: Атемаскина Ю.В. Заведующие МБДОУ "Детский сад N 215" г. Барнаула Болишина И.В., МБДОУ "Детский сад N 223" г. Барнаула Никурдина И.И., МБДОУ "ЦРР-Детский сад N 51" г. Бийска Сепетая Н.Н., МБДОУ "Детский сад N 4 "Радуга" Поспелихинского района Сериченко О.В. |
График консультаций |
1.3. |
Разработка методических рекомендаций "Организация правового просвещения в ДОУ" |
до 29.02.16 |
Научный руководитель: Атемаскина Ю.В. |
Методические рекомендации |
1.4 |
Участие в краевом вебинаре на тему "Особенности организации правового просвещения в ДОУ" в рамках деятельности ассоциации "Сетевой правовой университет" с участием представителей пилотных ДОУ |
до 31.03.16 |
Научный руководитель: Атемаскина Ю.В. |
Видеозапись вебинара |
1.5 |
Организация и проведение семинаров для проектных групп пилотных дошкольных образовательных организаций по проектированию программ |
с 01.04.2016 по 25.05.2016. |
Научный руководитель: Атемаскина Ю.В. Заведующие МБДОУ "Детский сад N 215" г. Барнаула Болишина И.В., МБДОУ "Детский сад N 223" г. Барнаула Никурдина И.И., МБДОУ "ЦРР-Детский сад N 51" г. Бийска Сепетая Н.Н., МБДОУ "Детский сад N 4 "Радуга" Поспелихинского района Сериченко О.В. |
Программа семинаров Требования к структуре программ; алгоритм написания программ |
2. Формирующий этап | ||||
2.1 |
Оказание консультативной и методической помощи проектным группам пилотных организаций научным руководителем проекта. |
по отдельному графику |
Научный руководитель: Атемаскина Ю.В. Заведующие МБДОУ "Детский сад N 215" г. Барнаула Болишина И.В., МБДОУ "Детский сад N 223" г. Барнаула Никурдина И.И., МБДОУ "ЦРР-Детский сад N 51" г. Бийска Сепетая Н.Н., МБДОУ "Детский сад N 4 "Радуга" Поспелихинского района Сериченко О.В. |
Повышение уровня профессиональной компетентности участников проектных групп в вопросах осуществления правового просвещения участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации |
2.2 |
Проведение тематических консультаций для проектных групп пилотных дошкольных образовательных организаций научным руководителем проекта |
по запросу пилотных ДОУ |
Научный руководитель Атемаскина Ю.В. |
Повышение уровня профессиональной компетентности участников проектных групп |
2.3 |
Работа отделения педагогов дошкольного образования в рамках краевого методического объединения педагогов (представление образовательных продуктов на странице сайта АКИПКРО) |
сентябрь 2016-август 2017 |
Научный руководитель: Атемаскина Ю.В. Заведующие МБДОУ "Детский сад N 215" г. Барнаула Болишина И.В., МБДОУ "Детский сад N 223" г. Барнаула Никурдина И.И., МБДОУ "ЦРР-Детский сад N 51" г. Бийска Сепетая Н.Н., МБДОУ "Детский сад N 4 "Радуга" Поспелихинского района Сериченко О.В. |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов |
2.4 |
Проведение мастер-класса по осуществлению правового просвещения участников образовательного процесса для пилотных дошкольных образовательных организаций |
с 01.10.2016 по 28.02.2017 |
Научный руководитель: Атемаскина Ю.В. Заведующие МБДОУ "Детский сад N 215" г. Барнаула Болишина И.В., МБДОУ "Детский сад N 223" г. Барнаула Никурдина И.И., МБДОУ "ЦРР-Детский сад N 51" г. Бийска Сепетая Н.Н., МБДОУ "Детский сад N 4 "Радуга" Поспелихинского района Сериченко О.В. |
Диссеминация опыта работы пилотных ДОО |
2.5 |
Разработка методических рекомендаций по итогам деятельности пилотных площадок |
до 31.05.2017 |
Научный руководитель: Атемаскина Ю.В. Заведующие МБДОУ "Детский сад N 215" г. Барнаула Болишина И.В., МБДОУ "Детский сад N 223" г. Барнаула Никурдина И.И., МБДОУ "ЦРР-Детский сад N 51" г. Бийска Сепетая Н.Н., МБДОУ "Детский сад N 4 "Радуга" Поспелихинского района Сериченко О.В. |
Методические рекомендации |
ГАРАНТ:Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником | ||||
2.5 |
Организация и проведение круглого стола по итогам реализации пилотного проекта |
до 27.05.2017 |
Научный руководитель: Атемаскина Ю.В. Заведующие МБДОУ "Детский сад N 215" г. Барнаула Болишина И.В., МБДОУ "Детский сад N 223" г. Барнаула Никурдина И.И., МБДОУ "ЦРР-Детский сад N 51" г. Бийска Сепетая Н.Н., МБДОУ "Детский сад N 4 "Радуга" Поспелихинского района Сериченко О.В. |
Резолюция по итогам реализации проекта |
3. Мониторинг | ||||
3.1 |
Экспертиза методических рекомендаций по итогам деятельности пилотных площадок. |
до 10.06.2017 |
Научный руководитель: Атемаскина Ю.В. |
Экспертное заключение |
Подготовка проекта приказа об итогах реализации проекта |
до 10.09.2017 |
Цирн О.Г. |
Приказ Главного управления |
|
3.2 |
Составление и верстка сборника (методического пособия), содержащего описание положительного опыта пилотных дошкольных образовательных организаций по осуществлению правового просвещения участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации |
до 31.08.2017 |
Научный руководитель: Атемаскина Ю.В. |
Методическое пособие (сборник), в том числе и в электронном варианте |
Уровень образовательной организации | ||||
1. Подготовительный этап | ||||
1.1. |
Разработка плана дошкольной образовательной организации по осуществлению правового просвещения участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации |
до 15.04.2016 |
Руководители пилотных дошкольных образовательных организаций (по согласованию) |
Приказ об утверждении плана |
1.2. |
Проведение методического семинара (педагогического совета) по обсуждению содержания плана дошкольных образовательных организаций по осуществлению правового просвещения участников образовательного процесса, в том числе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в области прав человека |
до 19.04.2016 |
Руководители пилотных дошкольных образовательных организаций (по согласованию) |
Протоколы заседания педагогического (методического) совета |
1.3. |
Корректировка основных образовательных программ в связи с планируемым осуществлением правового воспитания детей старшего дошкольного возраста в области прав человека |
до 25.05.2016 |
Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (старший воспитатель), руководители пилотных дошкольных образовательных организаций |
Образовательные программы |
1.4. |
Составление перспективного, комплексно-тематического планов образовательной деятельности с воспитанниками |
до 30.06.2016 |
Руководители пилотных дошкольных образовательных организаций (по согласованию) Специалисты пилотных дошкольных образовательных организаций |
Перспективный, комплексно-тематический план образовательной деятельности с воспитанниками |
2. Формирующий этап | ||||
2.1. |
Организация и проведение проектировочных семинаров |
не реже 1 раза в 2 месяца |
Руководители и заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (старший воспитатель) пилотных дошкольных образовательных организаций (по согласованию) Специалисты пилотных дошкольных образовательных организаций |
Алгоритмы деятельности, методические рекомендации и т.п. |
3. Мониторинг | ||||
3.1 |
Рефлексивный анализ результатов осуществления правового просвещения участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в том числе реализации программы по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в области прав человека в 2016-2017 учебном году в соответствии с показателями эффективности |
до 30.05.2017 |
Научный руководитель Руководители пилотных дошкольных образовательных организаций (по согласованию) Специалисты пилотных дошкольных образовательных организаций |
Круглый стол для участников проекта |
3.2 |
Участие в региональной методической школе для педагогов Алтайского края, реализующих ФГОС дошкольного образования |
Апрель 2016, 2017 |
Научный руководитель Руководители пилотных дошкольных образовательных организаций, педагоги и специалисты ДОО |
Программа проведения региональной методической школы. Буклеты. Выступления. Презентации опыта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 15 октября 2015 г. N 1731 "О реализации краевого проекта "Правовое просвещение участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был