Решение Алтайского краевого суда от 28 июня 2017 г. N 3а-688/2017
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Алтайского края о признании нормативного правового акта недействующим в части, установил:
ДД.ММ.ГГ постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания принят и ДД.ММ.ГГ Губернатором Алтайского края подписан Закон Алтайского края ***-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края" (далее - Закон АК ***-ЗС, Закон).
Закон АК *** опубликован в газете "Алтайская правда" от ДД.ММ.ГГ ***, в официальном печатном издании: Сборник законодательства Алтайского края, *** часть 1, февраль 2012 года.
В настоящее время Закон АК *** действует в редакции законов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (опубликован в газете "Алтайская правда" от ДД.ММ.ГГ ***), от ДД.ММ.ГГ *** (pravo.gov.ru, ДД.ММ.ГГ), от ДД.ММ.ГГ *** (pravo.gov.ru, ДД.ММ.ГГ), от ДД.ММ.ГГ *** (pravo.gov.ru, ДД.ММ.ГГ).
ДД.ММ.ГГ Законом Алтайского края *** внесены изменения в данный Закон, он дополнен статьей 8-1, предусматривающей ограничения в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков. Указанное изменение опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru. ДД.ММ.ГГ.
Прокурор Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании частично недействующим Закона АК *** просил признать недействующей часть 1 статьи 8-1 данного Закона, согласно которой на территории Алтайского края не допускается розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков, со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что федеральное законодательство не наделяет органы государственной власти субъекта полномочиями на введение запрета на розничную продажу отдельных видов алкогольных напитков. Поскольку алкогольная продукция составляет единый предмет правового регулирования, субъекты Российской Федерации вправе вводить запрет на розничную продажу алкогольной продукции в целом, а не отдельных её видов. Установив в статье 8-1 Закона края запрет на розничную продажу слабоалкогольных напитков на территории края, законодательный орган края вышел за пределы предоставленной ему компетенции.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Алтайского краевого Законодательного Собрания <данные изъяты> действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении требований прокурора, представив суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона *** к основным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края" установлены правовые основы розничной продажи алкогольной продукции на территории Алтайского края, урегулированы отношения, не находящееся в введении федеральных органов государственной власти. Согласно преамбуле настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Статьей 8-1 Закона установлен запрет на розничную продажу на территории Алтайского края слабоалкогольных тонизирующих напитков.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон ***).
Согласно статье 3 данного федерального закона законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из указанного федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В статье 16 этого же федерального закона закреплены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции. В соответствии с абзацем вторым пункта 5 этой статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Как установлено пунктами 1.1 и 2 статьи 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе ограничивать оборот на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования алкогольной продукции, произведенной в других субъектах Российской Федерации или муниципальных образованиях, посредством принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Наряду с ограничениями, предусмотренными указанным федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения, в том числе ограничения, касающиеся поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемых на территории Российской Федерации, могут устанавливаться только федеральным законом.
Подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусмотрено, что алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Спиртные напитки - алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам (подпункт 9 статьи 2 этого же федерального закона).
Оспариваемый закон Алтайского края в части 2 статьи 8-1 под слабоалкогольными тонизирующими напитками понимает слабоалкогольные напитки специального назначения с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9 процентов объема готовой продукции, содержащие кофеин и (или) другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека.
Исходя из статьи 13 и примечания к ней, статьи 16 Национального стандарта Российской Федерации *** "Продукция безалкогольного и слабоалкогольного производства. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГ N ***, слабоалкогольный напиток определяется как готовый напиток с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 9 процентов на основе питьевой или минеральной воды с общей минерализацией не более 1,0 г/дм3. Такой напиток может быть, но необязательно, подслащен, подкислен, газирован, может содержать, но необязательно, плоды и ягоды, соки, растительное сырье, молочные продукты, продукты пчеловодства, соли, спиртные напитки, пищевые добавки, биологически активные добавки и другие ингредиенты, использование которых допускается нормативными правовыми актами Российской Федерации, с добавлением или без добавления этилового ректификованного спирта из пищевого сырья.
Слабоалкогольные напитки специального назначения определяются как слабоалкогольные напитки, приготовленные с добавлением настоев, экстрактов растительного сырья, витаминов, биологически активных добавок, содержащие физиологически ценные, безопасные для здоровья, имеющие точные физико-химические характеристики ингредиенты, свойства которых определены и научно обоснованы.
В статьях 3.1 и 3.2 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р *** "Напитки слабоалкогольные тонизирующие. Общие технические условия", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГ *** слабоалкогольные тонизирующие напитки определяются как слабоалкогольные напитки специального назначения, содержащие кофеин и/или другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека. Слабоалкогольные энергетические напитки определяются как напитки слабоалкогольные тонизирующие с массовой долей сахара не менее 10%.
Таким образом, оспариваемой нормой закона Алтайского края неправомерно установлен запрет на розничную продажу одного вида алкогольной продукции на территории Алтайского края, тогда как абзацем вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" такого права органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.
В статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" определены все виды алкогольной продукции, производство и оборот которой регулируется в Российской Федерации, а, следовательно, и на территории Алтайского края, как субъекта Российской Федерации. Слабоалкогольных тонизирующих напитков в качестве обособленного, нормативно определенного вида алкогольной продукции, оборот которой, в том числе розничная продажа, может регулироваться в Российской Федерации, в статье 2 этого федерального закона не содержится.
Закрепляя основные понятия, используемые в Федеральном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", федеральный законодатель установил, что государственное регулирование производства и оборота осуществляется в отношении алкогольной продукции, перечисленной в статье 2 этого федерального закона, что означает, что именно в отношении данных видов алкогольной продукции осуществляется государственное регулирование как на федеральном уровне, так и законодательством субъектов Российской Федерации.
Иное означало бы произвольное установление правовых основ производства и оборота алкогольной продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции на территории Алтайского края посредством введения иных, нежели предусмотрено федеральным законодательством, объектов правового регулирования (в частности, в сфере розничной продажи алкогольной продукции), что недопустимо, поскольку объекты регулирования, закрепленные, в том числе, посредством определения основных понятий, используемых для целей закона, составляют правовые основы названной сферы отношений и в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" их установление отнесено к полномочиям федерального законодателя, в связи с чем, нормативные правовые акты, принимаемые в субъектах Российской Федерации, не могут противоречить указанному федеральному закону, в том числе вводить иные, чем предусмотрены данным федеральным законом, понятия, в частности, определяющие объекты регулирования.
Приняв оспариваемую норму, субъект Российской Федерации фактически самостоятельно сформировал отдельный объект регулирования, частично исключив его из состава установленных федеральным законодательством видов алкогольной продукции, то есть фактически произвел установление правовых основ оборота алкогольной продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, превысив свои полномочия в данной сфере.
Поскольку алкогольная продукция составляет единый предмет правового регулирования, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, в отношении отдельных видов алкогольной продукции не вправе.
Доводы представителя административного ответчика о том, что слабоалкогольный напиток как самостоятельный вид алкогольной продукции в Федеральном законе *** не указан, а также о том, что данный Федеральный закон не исключает возможность введения запрета на розничную реализацию отдельного вида алкогольной продукции, исходя из целей защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, в связи с чем установив запрет розничной реализации алкогольной продукции - слабоалкогольные тонизирующие напитки, Алтайское краевое Законодательное Собрание действовало в рамках предоставленной ему компетенции, суд считает несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Утверждение представителя административного ответчика о том, что прокурор Алтайского края в своем заявлении не указал и не подтвердил, каким образом оспариваемым нормативным правовым актом нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения, также является несостоятельным, поскольку в силу части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части. Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Обращение в суд с требованием о признании акта противоречащим федеральному законодательству и недействующим является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов (ч. 3 ст. 22)
Учитывая изложенное, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению, оспариваемые положения Закона АК *** признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление прокурора Алтайского края о признании частично недействующим Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края" - удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 1 статьи 8-1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края":
"Статья 8-1. Ограничения в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков.
1. На территории Алтайского края не допускается розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков".
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru., и в газете "Алтайская правда" - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Алтайский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 28 июня 2017 г. N 3а-688/2017
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании