Решение Алтайского краевого суда от 26 июня 2015 г. N 3-115-15
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "В." о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Волчихинского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 года N 159 (в редакции, утвержденной приказом от 30 декабря 2011 года N 393), установил:
Приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 года N 159 утвержден лесохозяйственный регламент Волчихинского лесничества Алтайского края (далее - регламент), срок действия регламента составляет 10 лет. Данный приказ был официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края N 165, ч.5, январь 2010 года, включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 27 февраля 2010 года.
В последующем в лесохозяйственный регламент вносились изменения приказами Управления лесами Алтайского края от 28 января 2010 года N 27, от 30 декабря 2010 года N 242, от 30 декабря 2011 года N 393, от 29 октября 2012 года N 249, от 04 февраля 2013 года N 56
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Управления лесами Алтайского края следует читать от 14 февраля 2013 г. N 56,
и от 26 февраля 2014 года N 71.
ООО "В." обратилось в суд с заявлением о признании недействующей таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов" в части строк:
7 "Прокладка просек, км",
8 "Прочистка просек, км",
10 "Уход за противопожарными разрывами, км",
11 "Устройство противопожарных минерализованных полос, км",
12 "Прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, км",
15 "Эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, шт.",
18 "Эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, шт.",
19 "Устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, шт.", в части устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения,
23 "Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, га",
24 "Благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ, шт.",
25 "Установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях пожарной безопасности, шт.",
27 "Содержание противопожарных заслонов, км.",
28 "Устройство лиственных опушек, км",
29 "Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, шт.",
и таблицы 2.17.1.2 "Размещение пожарно-наблюдательных вышек" подраздела 2.17.1.2 вышеуказанного раздела 2.17.
В обоснование требования указано, что регламент в оспариваемой части противоречит статьям 2, 53.1, 81, 83, 87 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 15 (8) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417, а также приказу Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов", а именно части 8, касающейся нормативов для защитных лесов Западно-Сибирского подтаежно-лесостепного района, поскольку содержащиеся в таблицах регламента меры противопожарного обустройства лесов в одних случаях значительно превышают установленные Нормативы, а в других случаях не установлены.
ООО "В." является арендатором лесных участков, расположенных в границах Волчихинского лесничества, оспариваемые нормы нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, возлагая не предусмотренные федеральным законодательством обязанности. Неисполнение лесохозяйственного регламента влечет для заявителя ответственность в виде расторжения договора аренды лесного участка.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали.
Представители заинтересованного лица Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края указав, что снижение объема мер по противопожарному обустройству лесов может привести к увеличению вероятности возникновения лесных пожаров, не возражали против удовлетворения требований, за исключением требований относительно строки 18, поскольку в данной норме имеется отсылка на нормативы противопожарного устройства лесов, что не противоречит федеральному законодательству.
Выслушав представителей заявителя, представителей заинтересованного лица Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения заявления, за исключением требований относительно строки 18, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части по следующим основаниям.
В силу пунктов "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Часть 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, но только в пределах своих полномочий.
Разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений закреплено в статьях 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 16.1, 34 части 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации установление нормативов противопожарного обустройства лесов, установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).
В силу части 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Управление лесами Алтайского края входило в систему органов исполнительной власти Алтайского края, согласно Положению об Управлении лесами Алтайского края, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 16 января 2007 года N 18, являлось уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в области лесных отношений, осуществляющим функции по реализации государственной политики.
На основании Указа Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 года N 51 с 1 января 2014 года реорганизованы путем слияния Управление лесами Алтайского края, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края и Управление охотничьего хозяйства Алтайского края. Правопреемником названных управлений является Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Указа Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 г. следует читать как "N 54".
Таким образом, разработка и утверждение лесохозяйственного регламента относились к полномочию Управления лесами Алтайского края, нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу, установленных Законом Алтайского края "О правотворческой деятельности" от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС (статьи 28, 30, 33, 36), судом при рассмотрении дела не установлено.
Между Управлением лесами Алтайского края и ООО "В." 18 декабря 2008 года заключены три договора аренды лесных участков для заготовки древесины в Волчихинском лесничестве. Приложением N 6 к данным договорам определены меры противопожарного обустройства лесов и установлены их объемы, которые соответствуют регламенту лесничества и которые арендатор в силу заключенного договора аренды обязан соблюдать.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации противопожарное обустройство лесов является частью предупреждения лесных пожаров, включает в себя меры противопожарного обустройства лесов, которые на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Перечень мер противопожарного обустройства лесов предусмотрен частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов".
В силу части 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, приведенной нормой полномочие по установлению нормативов противопожарного обустройства лесов передано уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, которым в силу пункта 15 (8) Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" являлось Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174 утверждены Нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом конкретных критериев пожарной опасности лесов и погодных условий на всей территории Российской Федерации, которые включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете на 1000 га общей площади лесов, то есть установлены перечень и объемы мероприятий.
Согласно оспариваемому Лесохозяйственному регламенту в Волчихинском лесничестве находятся защитные леса, которые в силу приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 августа 2014 года N 367 относятся к Западно-Сибирскому подтаежно-лесостепному району.
Частью 8 Нормативов противопожарного обустройства лесов в отношении защитных лесов Западно-Сибирского подтаежно-лесостепного района установлены следующие меры противопожарного обустройства лесов и их объемы на 1000 га общей площади лесов:
п/п 1 - установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах в виде: стендов не менее одного на лесничество (участковое лесничество), лесопарк; плакатов 0,001 шт.; объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей 0,2 шт.;
п/п 2 - благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ 0,04 шт.;
п/п 3 - установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности 0,01 шт.;
п/п 6 - прокладка просек 0,01 км; устройство противопожарных минерализованных полос 1,0 км;
п/п 7 - прочистка и обновление просек 0,02 км; прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос 0,35 км;
п/п 8 - строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) 0,01 шт.; пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря 0,02 шт.;
п/п 9 - устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения 0,04 шт.
п/п 12 - проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов 2,0 га;
п/п 14 - создание и содержание противопожарных заслонов шириной 120-320 м 0,005 км, шириной 30-50 м 0,005 км, устройство лиственных опушек шириной 150-300 м 0,03 км.
Таблица 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" лесохозяйственного регламента Волчихинского лесничества содержит наименование мероприятий и объемы мероприятий по годам с 2012 по 2018 по лесничеству в целом, площадь которого составляет 128712 га. Из сопоставления объемов (количества) мероприятий, содержащихся в Нормативах противопожарного обустройства лесов и названной таблице следует, что объемы и количество, указанные в строках 7, 8, 10,11, 12, 15, 19 в части устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, 23, 24, 25, 27, 28, 29 и таблице 2.17.1.2, не соответствуют объемам мероприятий, предусмотренным Нормативами, а мера противопожарного обустройства лесов в виде ухода за противопожарными разрывами, указанная в строке 10 таблицы 2.17.1.1.1, не предусмотрена ни частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов".
Таким образом, лесохозяйственный регламент Волчихинского лесничества в указанной части противоречит части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов", вышеназванному Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2012 года N 174.
Ссылка Управления на то, что снижение объема мер по противопожарному обустройству лесов может привести к увеличению вероятности возникновения лесных пожаров, не является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку у Управления лесами Алтайского края отсутствовали полномочия на установление иных объемов мер по противопожарному обустройству лесов, отличных от объемов, установленных органами государственной власти Российской Федерации.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в части оспаривания строки 18 "Эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, шт.".
Данная норма содержит указание на то, что объем мероприятий определяется в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов.
Такие Нормативы утверждены вышеуказанным Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2012 года N 174, в п/п 8 которого установлено количество пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря - 0,02 шт. на 1000 га общей площади лесов, в связи с чем нельзя согласиться с доводом заявителя о противоречии данной части оспариваемого правового акта федеральному законодательству.
Вопреки утверждениям заявителя оспариваемые положения регламента соответствуют принципу формальной определенности правового регулирования, подлежат применению во взаимосвязи с положениями Нормативов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2012 года N 174. Само по себе отсутствие рассчитанного количества пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря в оспариваемом регламенте о неопределенности правовой нормы не свидетельствует и прав заявителя не нарушает.
По своему содержанию эта часть регламента не допускает какое-либо иное толкование, поскольку иные Нормативы противопожарного обустройства лесов, кроме как утвержденные Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2012 года N 174, отсутствуют, в связи с чем ссылка заявителя на то, что Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края при заключении договоров аренды применяются наряду с указанными другие нормативы, не являющиеся нормативами противопожарного обустройства лесов, не имеет правового значения для настоящего дела.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускает придаваемое им при правоприменении толкование.
Таким образом, оснований для удовлетворения данной части требований нет.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что лесохозяйственный регламент Волчихинского лесничества Алтайского края в оспариваемой части применялся, на его основании были реализованы права граждан и организаций, поэтому оспариваемые положения данного нормативного правового акта подлежат признанию недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
В силу положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "В." удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Лесохозяйственный регламент Волчихинского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 года N 159 (в редакции, утвержденной приказом от 30 декабря 2011 года N 393, с изменениями, внесенными приказами от 29 октября 2012 года N 249, от 04 февраля 2013 года N 56
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Управления лесами Алтайского края следует читать от 14 февраля 2013 г. N 56,
и от 26 февраля 2014 года N 71) в части строки 7 "Прокладка просек, км", строки 8 "Прочистка просек, км", строки 10 "Уход за противопожарными разрывами, км", строки 11 "Устройство противопожарных минерализованных полос, км", строки 12 "Прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, км", строки 15 "Эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, шт.", строки 19 "Устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, шт." в части устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, строки 23 "Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, га", строки 24 "Благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ, шт", строки 25 "Установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, шт.", строки 27 "Содержание противопожарных заслонов, км", строки 28 "Устройство лесных опушек, км", строки 29 "Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, шт" таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов"; а также в части таблицы 2.17.1.2 "Размещение пожарно-наблюдательных вышек" подраздела 2.17.1.2 "Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов".
Отказать в признании недействующим Лесохозяйственного регламента Волчихинского лесничества в части строки 18 "Эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, шт." таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов".
Взыскать с Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "В." 4500 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 26 июня 2015 г. N 3-115-15
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании