Решение Алтайского краевого суда от 1 августа 2016 г. N 3а-59/2016
Алтайский краевой суд рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Алтайского края к Рубцовскому городскому Совету депутатов Алтайского края о признании противоречащими закону и недействующими части 9 статьи 23, части 8 статьи 42, части 7 статьи 49 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, установил:
Решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края (далее - Рубцовский городской Совет депутатов, городской Совет) от 18 августа 2011 года N 633 принят Устав муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (далее - Устав), первоначальный текст которого был опубликован в официальном печатном издании - Рубцовской городской газете "Местное время" от 30 августа 2011 года N 66.
Устав зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю 29 августа 2011 года за NRU223090002011104.
Решениями Рубцовского городского Совета депутатов от 24.05.2012 N 795, от 20.06.2013 N 150, от 19.12.2013 N 249, от 19.06.2014 N 351, от 19.02.2015 N 451, от 19.11.2015 N 594 в Устав вносились изменения и дополнения.
Изменения и дополнения в Устав, внесенные решением от 19.11.2015 N 594, изменяющие структуру и полномочия органов местного самоуправления городского округа, вступят в силу в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования город Рубцовск Алтайского края.
Заместитель прокурора Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать противоречащими статье 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьям 9, 31, 65, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу часть 9 статьи 23 (в редакции решения от 19.12.2013 N 249), часть 8 статьи 42 (в редакции решения от 19.02.2015 N 451), часть 7 статьи 49 (в редакции решения от 24.05.2012 N 795) Устава.
Оспариваемыми нормами Устава предусмотрено, что Главе города Рубцовска, депутату городского Совета, замещавшему на постоянной основе муниципальную должность Главы города, заместителя председателя городского Совета депутатов; лицу, замещавшему на постоянной основе должность Главы города, а также лицу, назначенному на должность муниципальной службы Главы администрации города, при замещении указанных должностей не менее одного года и прекращении ими своих полномочий по указанным в данных нормах основаниях, предоставляется право на ежемесячную выплату за счет средств городского бюджета в размере, не превышающем денежного содержания, со дня прекращения полномочий до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий.
16 июня 2016 года Рубцовским городским Советом депутатов принято решение N 716 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Рубцовск Алтайского края", которое зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю 27.06.2016 (государственный регистрационной номер RU223090002016001) и опубликовано в официальном печатном издании - Рубцовской городской газете "Местное время" от 12 июля 2016 года N 51.
Названным актом часть 9 статьи 23 и часть 8 статьи 42 Устава изложены в другой редакции, предусматривающей предоставление права депутату и Главе города, осуществлявшим полномочия на постоянной основе, и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность, в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) на ежемесячную выплату в размере, не превышающем денежного содержания (с учетом индексации), ранее выплачиваемого ему по замещавшейся должности, но не более одного года со дня прекращения полномочий, за исключением прекращения полномочий по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6-9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
В связи с этим прокурором подано уточненное административное исковое заявление, которым изменен в части предмет заявленных требований. Прокурор просил признать часть 9 статьи 23 и часть 8 статьи 42 Устава в редакции решения от 16.06.2016 N 716, часть 7 статьи 49 Устава в редакции решения от 24.05.2012 N 795 недействующими как противоречащие положениям бюджетного законодательства Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что бюджет муниципального образования город Рубцовск является дефицитным, объем межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов бюджета за последние три года достигает 60%. Городской округ получает дотации из краевого бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений, размер которых законами Алтайского края на 2013 год был определен в размере 199787 тыс. руб., на 2014 год - 209877,2 тыс. руб., на 2015 год - 211409,5 тыс. руб., на 2016 год - 218 750,5 тыс. руб. Муниципальному образованию утвержден норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в размере 10,30%, поскольку доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5% собственных доходов местного бюджета.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Рубцовска Алтайского края и комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска Алтайского края.
В судебном заседании прокурор Алтайской краевой прокуратуры ФИО поддержала требования, заявленные в уточненном исковом заявлении по указанным в нем основаниям.
Представитель Рубцовского городского Совета депутатов ФИО и представитель Администрации города Рубцовска и комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска ФИО возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что оспариваемые прокурором нормы Устава приняты в соответствии с предоставленной представительному органу местного самоуправления компетенцией, с соблюдением установленной процедуры принятия решения о внесении изменений и дополнений в Устав, не противоречат положениям статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 446-ФЗ), статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законам Алтайского края от 10.01.2011 N 130-ЗС "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного лица местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае" и от 07.12.2007 N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае". При этом, соответствие закону частей 1, 2, 3 статьи 8 Закона Алтайского края N 134-ЗС, регламентирующей предоставление дополнительных гарантий лицу, назначенному на должность главы администрации муниципального образования, являлось предметом судебной проверки, они признаны соответствующими положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона N 130-ЗС следует читать как "от 10.10.2011 г."
Установленные оспариваемыми нормами Устава дополнительные гарантии не нарушают баланса публичных и частных интересов, принципа самостоятельности бюджетов, поскольку соответствуют характеру профессиональной деятельности и правовому статусу выборных должностных лиц местного самоуправления и Главы администрации города Рубцовска, а финансирование расходов на предоставление дополнительных гарантий осуществляется за счет средств местного бюджета городского округа. Кроме того, предоставление дополнительных гарантий федеральный законодатель не ставит в зависимость от получения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика и представителя заинтересованных лиц, допросив свидетеля ФИО, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии со статьёй 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан (часть 3); проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (часть 4); устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования (часть 5); устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 8).
Учитывая вышеизложенное, решение Рубцовского городского Совета депутатов от 18.08.2011 года N 633 о принятии Устава, а также последующие решения о внесении в него изменений и дополнений приняты уполномоченным на то органом.
Согласно положениям пункта "в" части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом была проверена процедура принятия решений Рубцовского городского Совета депутатов от 18.08. 2011 года N 633 о принятии Устава, от 24.05.2012 N 795 и от 16.06.2016 N 716 о внесении изменений и дополнений в Устав и установлено отсутствие нарушений требований закона.
Так, в соответствии с положениями части 4 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ проекты решений Рубцовского городского Совета депутатов, на основании которых приняты вышеуказанные решения, были официально опубликованы в Рубцовской городской газете "Местное время" с одновременным опубликованием установленного представительным органом муниципального образования порядком учета предложений по проектам муниципальных правовых актов, а также порядком участия граждан в их обсуждении (л.д. 200, 242 т.1); по ним проведены публичные слушания 06 апреля 2012 года и 23 мая 2016 года (л.д. 222, 240 т.1). Решения приняты на сессиях Рубцовского городского Совета депутатов большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, что следует из выписки из протоколов сессии от 24.05.2012 N 8 (л.д.182 т.1) и от 16.06.2016 N 6.
Решения Рубцовского городского Совета депутатов от 18.08.2011 N 633, от 24.05.2012 N 795, от 16.06.2016 N 716 зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю 29.08.2011, 05.06.2012, 27.06.2016 и официально опубликованы в Рубцовской городской газете "Местное время" от 30.08.2011 N 66 (л.д. 49 т.1, л.д.43 т.2), от 26.06.2012 N 47 (л.д. 49, 206-210 т.1), от 12.07.2016 N 51 (соответственно).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 446-ФЗ) предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6-9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Возможность установления в соответствии с уставами муниципальных образований таких социальных гарантий как сохранение денежного содержания на период трудоустройства лицам, избранным на выборные должности, при прекращении полномочий на срок не более одного года предусмотрена Законом Алтайского края от 10.10.2011 N 130-ЗС "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае" (статья 11.1 в ред. Закона Алтайского края от 05.04.2016 N 16-ЗС).
Также Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрены гарантии, которые предоставляются муниципальному служащему, при этом установлено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (часть 3 статьи 23).
В соответствии с данной нормой статьёй 8 Закона Алтайского края от 07.12.2007 N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае" (в действующей редакции) установлены дополнительные гарантии, предоставляемые муниципальному служащему.
Так, предусмотрено, что лицу, назначенному на должность муниципальной службы главы администрации муниципального образования и замещавшему указанную должность не менее одного года, при прекращении полномочий в случае его отставки по собственному желанию в связи с болезнью, подтвержденной медицинским заключением, неназначения на очередной срок, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 11-14 части 10, пунктом 3 части 11 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с уставом муниципального образования может быть предоставлено право на ежемесячную выплату за счет средств местного бюджета в размере, не превышающем денежного содержания (с учетом индексации), ранее выплачиваемого ему по должности главы администрации муниципального образования, со дня прекращения его полномочий по указанным основаниям до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения его полномочий (часть 1); в случае если лицо получает пособие по безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже размера ежемесячной выплаты, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, данному лицу в соответствии с уставом муниципального образования может производиться ежемесячная доплата до уровня указанной ежемесячной выплаты за счет средств соответствующего местного бюджета, но не более одного года со дня прекращения полномочий главы администрации муниципального образования (часть 2); дополнительные гарантии, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, применяются также в случаях, если лицо, замещавшее должность главы администрации муниципального образования, в соответствии с федеральным законом получает пенсию (часть 3).
Суд находит, что оспариваемые прокурором часть 9 статьи 23 и часть 8 статьи 42 Устава (в редакции решения городского Совета от 16.06.2016 N 716), часть 7 статьи 49 Устава (в редакции решения городского Совета от 24.05.2012 N 795) предусматривающие гарантии депутату и главе города, осуществлявшим полномочия на постоянной основе, лицу, назначенному на должность Главы Администрации города, не противоречат вышеприведенным нормам федерального и регионального законодательства.
Вместе с тем, следует признать заслуживающими внимания доводы прокурора о том, что указанные положения Устава противоречат положениям статей 31, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку бюджет муниципального образования городского округа город Рубцовск на протяжении последних лет является дефицитным.
Так, согласно статье 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования относится к бюджетным полномочиям муниципальных образований.
Статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Исходя из положений статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникающие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Вместе с тем, статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Статьями 137 и 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).
При этом право на получение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) имеют все городские поселения (включая городские округа), сельские поселения, внутригородские районы субъекта Российской Федерации, за исключением указанных в пункте 1 статьи 142.2 настоящего Кодекса. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) субъектов Российской Федерации предоставляются муниципальным районам (городским округам, городским округам с внутригородским делением), уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).
Законами Алтайского края от 03.12.2012 N 90-ЗС "О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", от 28.11.2013 N 82-ЗС "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", от 18.12.2014 N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", от 18.12.2015 N 122-ЗС "О краевом бюджете на 2016 год" городу Рубцовску был определен размер дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов в сумме 154 482 тыс. рублей, 194 555 тыс. рублей, 199 017 тыс. рублей, 206 358 тыс. рублей (соответственно).
Таким образом, бюджет города Рубцовска на протяжении последних лет получает дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов, поскольку уровень расчетной бюджетной обеспеченности городского округа ниже уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), при этом размер данной дотации ежегодно увеличивается.
Соотношение собственных доходов бюджета муниципального образования, которые за 2013 год составили 672068,8 тыс. рублей, за 2014 год - 581940,8 тыс. рублей, за 2015 год - 539812,2 тыс. рублей, показывает, что доля вышеуказанных дотаций является стабильно высокой, составляет 23%, 33,4%, 36,8% (соответственно).
Учитывая размер предоставляемых дотаций, в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации городу Рубцовску был утвержден норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в 2014 году 10,44% и 2015 году 10,21%, который был превышен и составил 10,47% и 10,76% (соответственно).
До настоящего времени компенсационные выплаты в соответствии с оспариваемыми нормами не производились ввиду отсутствия оснований для их назначения. При назначении компенсации Главе Администрации города, Главе города, заместителю председателя городского Совета депутатов выплаты из городского бюджета составят в общей сумме 2 236 327,1 руб. Между тем, вышеизложенное свидетельствует о том, что доходы бюджета муниципального образования не позволяют за счет собственных средств выполнять его расходные обязательства.
Подтверждением этого обстоятельства являются представленные административным истцом представления прокурора города Рубцовска Главе администрации города Рубцовска об устранении нарушений требований действующего законодательства и ответы на них, из которых усматривается, что причиной неисполнения полномочий городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения, невыполнения обязанности по оплате услуг по исполненным муниципальным контрактам, неисполнения судебных актов, возлагающих на Администрацию города Рубцовска определенные обязанности, является недостаточность бюджетных средств (л.д. 65-78 т.2).
Важным показателем социально-экономического положения муниципального образования является уровень сбалансированности его бюджета, исходя из которого осуществляется отнесение бюджетов к категориям дефицитных или профицитных.
Решениями Рубцовского городского Совета депутатов от 19.12.2013 N 253 "О бюджете муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2014 год", от 16.12.2014 N 423 "О бюджете муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2015 год", от 23.12.2015 N 628 "О бюджете муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2016 год" утвержден дефицит бюджета города на 2014 год в размере 210469,7 тыс. рублей; на 2015 год - 121317,1 тыс. рублей; на 2016 год - в сумме 48000 тыс. рублей.
Частью 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Так как в бюджете муниципального образования город Рубцовск на 2014 год прогнозируемый объем собственных доходов без учета финансовой помощи из краевого бюджета был определен в сумме 626858 тыс. рублей, а дефицит бюджета в сумме 210469,7 тыс. рублей, то уровень дефицита бюджета составил 33,6%.
Сравнение аналогичных показателей на 2015 год свидетельствует об уровне дефицита бюджета 19,3%, а на 2016 год - 9%.
При этом предельный объем муниципального долга был определен на 2014 год в размере 575913 тыс. рублей, на 2015 год в размере 570937,5 тыс. рублей, на 2016 год в размере 600269, 3 тыс. рублей.
Значительный уровень дефицита бюджета муниципального образования, а также объема муниципального долга свидетельствуют о несбалансированности бюджета.
Вместе с тем деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий, связанных с установлением дополнительных мер социальной поддержки, должна отвечать принципу сбалансированности бюджетов, который в данном случае устанавливает необходимость минимизации размера дефицита бюджета для достижения соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов (статья 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Введение оспариваемыми нормами новых расходных обязательств при недостаточности собственных средств бюджета означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе, и за счет средств бюджета субъекта, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов.
Доводы Рубцовского городского Собрания депутатов о том, что гарантии установлены представительным органом в пределах собственной компетенции и не противоречат действующему законодательству, что федеральный законодатель установление дополнительных гарантий не ставит в зависимость от получения субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, что данные гарантии не свидетельствуют о незаконном увеличении расходных обязательств, несостоятельны.
Так, согласно позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2013 N 7-П, Бюджетный кодекс Российской Федерации, допуская в целом возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, предусматривает определенные ограничения в отношении условий и порядка введения новых расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, которые должны соблюдаться.
Ссылка административного ответчика на определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2013 года N 51-АПГ13-1, в рамках которого был сделан вывод о соответствии законодательству, имеющему большую юридическую силу, частей 1, 2 и 3 статьи 8 Закона Алтайского края от 7 декабря 2007 года N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае", не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку по настоящему делу проверяется законность иных правовых норм.
Доводы административного ответчика о несостоятельности требований прокурора в виду исключения Федеральным законом от 26.04.2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" из Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 131-ФЗ положений, предусматривавших для муниципального образования, которому предоставляются дотации из бюджета субъекта Российской Федерации, установление размера оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществлявших свои полномочия на постоянной основе, не выше предельных значений и нормативов, установленных законом субъекта Российской Федерации, нельзя принять во внимание, так как указанное правовое регулирование не отменяет действие требований бюджетного законодательства о самостоятельности и сбалансированности бюджетов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание требования административного истца, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы Устава следует признать противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Алтайского края удовлетворить.
Признать противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу часть 9 статьи 23 и часть 8 статьи 42 (в редакции решения Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 16.06.2016 N 716), часть 7 статьи 49 (в редакции решения Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 24.05.2012 N 795) Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, принятого решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 18.08.2011 N 633.
Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в официальном издании, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд, принявший решение, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 1 августа 2016 г. N 3а-59/2016
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании