Решение Алтайского краевого суда от 29 марта 2017 г. N 3а-396/2017
Алтайский краевой суд рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании недействующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***)", установил:
решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> Алтайского края" утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (далее - Правила землепользования и застройки <адрес>, Правила).
Приложением *** к данным Правилам является Карта градостроительного зонирования городского округа - <адрес> Алтайского края, приложением *** - Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - <адрес> Алтайского края.
Данное решение официально опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" *** от ДД.ММ.ГГ и размещено на официальном Интернет - сайте <адрес>, внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края ДД.ММ.ГГ за ***.
Решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** в Правила землепользования и застройки <адрес> вносились изменения и дополнения.
ДД.ММ.ГГ Барнаульской городской Думой принято решение *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***)" (далее - решение от ДД.ММ.ГГ ***, оспариваемое решение).
Данное решение официально опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" от ДД.ММ.ГГ ***, а также размещено на официальном Интернет-сайте <адрес> (http://barnaul.org) ДД.ММ.ГГ (т.1, л.д. 136-141), внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края ДД.ММ.ГГ за *** (т.1 л.д. 142).
<данные изъяты> обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***)" в части изменения территориальной зоны <данные изъяты> (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на территориальную зону <данные изъяты> (зона зеленых насаждений специального назначения) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что в фактическом пользовании <данные изъяты> находится жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, приобретенный по договору купли-продажи ДД.ММ.ГГ и впоследствии самовольно реконструированный. Жилой дом поставлен на государственный кадастровый учет. В настоящее время административным истцом осуществляются действия, направленные на оформление права собственности на данный дом и земельный участок. Так, <данные изъяты> обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес> в собственность без проведения торгов для эксплуатации жилого дома. Однако в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка ей было отказано с указанием на нахождение земельного участка в границах территориальной зоны <данные изъяты> (зона зеленых насаждений специального назначения), градостроительный регламент которой не предусматривает размещение жилых домов. До внесения изменений в Правила землепользования и застройки <адрес> решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** земельный участок располагался в территориальной зоне <данные изъяты> (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Изменение данной территориальной зоны на территориальную зону <данные изъяты> (зона зеленых насаждений специального назначения) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, противоречит Генеральному плану городского округа - <адрес>, согласно которому используемый <данные изъяты> земельный участок находится в границах функциональной зоны индивидуальной застройки, положениям статей 9, 31, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающим определение границ территориальных зон с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по строительству, архитектуре и развитию <адрес>, комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты>. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Барнаульской городской Думы <данные изъяты>., представитель заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию города <данные изъяты> возражали против заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Указали, что оспариваемое решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Полагали, что оспариваемый акт не затрагивает права административного истца, поскольку земельным участком по <адрес> она пользуется без законных оснований. При принятии решения *** от ДД.ММ.ГГ сведениями о фактическом использовании земельного участка Барнаульская городская Дума не располагала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***)" является нормативным правовым актом, поскольку отвечает вышеуказанным признакам нормативности, а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение в целях урегулирования общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории городского округа.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В силу пункта 9 части 2 статьи 42 Устава городского округа - <адрес> Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к полномочиям городской Думы относится утверждение Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края.
По вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Алтайского края, настоящим Уставом, Городская Дума принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории <адрес> (статья 43 Устава городского округа - <адрес> Алтайского края).
Таким образом, оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГ *** принято уполномоченным органом и в установленной форме.
Частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, то есть в порядке, предусмотренном для подготовки и утверждения правил землепользования и застройки.
Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее также - Комиссия) (части 5 и 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации); официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31); проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования (часть 9 статьи 31); направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10 и 11 статьи 31); проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31); внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких публичных слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31); принятие главой местной администрации решения о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По делу установлено, ДД.ММ.ГГ главой администрации <адрес> подписано постановление *** "О подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (т.1, л.д. 74). Данным постановлением установлены порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта, в том числе: принятие предложений заинтересованных лиц; разработка проекта; проверка проекта на соответствие требованиям технических регламентов, Генеральному плану городского округа - <адрес>, схемам территориального планирования Алтайского края и Российской Федерации; направление проекта главе города или в комиссию по подготовке проекта на доработку; принятие решения о проведении публичных слушаний; организация и проведение публичных слушаний; внесение изменений в проект с учетом результатов публичных слушаний и его предоставление главе администрации города; принятие решения о направлении проекта в Барнаульскую городскую Думу или его отклонении и направлении на доработку; вынесение проекта на рассмотрение Барнаульской городской Думы; опубликование проекта. Кроме того, установлено, что состав комиссии по подготовке проекта, положение о порядке ее деятельности, порядок предоставления в комиссию по подготовке проекта предложений утверждены постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГ *** "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края".
Указанное постановление опубликовано ДД.ММ.ГГ в газете "Вечерний Барнаул" *** (т.1, л.д.72-73).
Официальное сообщение о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> было опубликовано комиссией по подготовке проекта в газете "Вечерний Барнаул" от ДД.ММ.ГГ *** (т.1, л.д.102).
Проект решения Барнаульской городской Думы "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***" был опубликован в газете "Вечерний Барнаул" от ДД.ММ.ГГ *** (т.1, л.д.103-105), а также размещен на официальном сайте <адрес> (т.1, л.д.106-108). Данным проектом было предусмотрено изложить приложения 1 и 2 к Правилам в новой редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему решению. Проект новой редакции приложения 1 к Правилам не предусматривал изменение территориальной зоны <данные изъяты> в границах <адрес>, где расположен земельный участок <адрес>.
Вопрос об изменении территориальной зоны <адрес> был рассмотрен на заседании Комиссии ДД.ММ.ГГ по обращению комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> об установлении территориальной зоны <данные изъяты> с единственным основным видом разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" без права строительства жилого дома на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением ( <адрес>). Как следует из протокола заседания от ДД.ММ.ГГ ***, Комиссией рекомендовано установить территориальную зону <данные изъяты> (территориальная зона зеленых насаждений специального назначения) с исключением из основных видов разрешенного использования площадок для выгула собак, однако принятие решения по данному предложению в протоколе не отражено (т.1, л.д.80-87).
При этом заседание Комиссии проходило при отсутствии кворума в неправомочном составе.
Так, согласно протоколу заседания от ДД.ММ.ГГ Комиссия заседала в составе, который определен в приложении 2 к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГ *** "О подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края". Между тем данное постановление было признано утратившим силу постановлением от ДД.ММ.ГГ *** (т.1 л.д.74). Следовательно, Комиссия должна была работать в составе, определенном постановлением от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГ г. ***) (т.1, л.д.89-94, 96-97).
Постановлением от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГ ***) определено, что в состав Комиссии входят <данные изъяты>
Согласно пунктам 3.4, 3.5, 3.6, 3.8 Положения о порядке деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> (т.1, л.д.93-94), председатель Комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя Комиссии руководит деятельностью Комиссии, председательствует на заседаниях, организует работу Комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых Комиссией решений. Заседания Комиссии проводятся председателем или его заместителем по мере необходимости. При отсутствии обоих заседание ведет член Комиссии, уполномоченный председателем Комиссии. Время, место и повестка дня очередного заседания определяются председателем или его заместителем (уполномоченным председателем Комиссии). Заседание Комиссии является правомочным при участии в нем не менее половины от общего числа членов Комиссии.
Члены Комиссии участвуют в заседаниях Комиссии лично, без права передоверия. Замена членов Комиссии возможна путем внесения изменений в состав Комиссии в установленном порядке. В случае отсутствия члена Комиссии на заседании он имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме за своей подписью. Комиссия принимает решение по рассматриваемому вопросу путем открытого голосования. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов от числа членов Комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.
Из представленного суду протокола *** от ДД.ММ.ГГ следует, что на заседании Комиссии председательствовал <данные изъяты> при секретаре <данные изъяты> При этом председательствующий был избран в нарушение установленного порядка членами Комиссии, в то время как в соответствии с пунктом 3.5 Положения о порядке деятельности Комиссии при отсутствии председателя и его заместителя заседание ведет член Комиссии, уполномоченный председателем Комиссии. Кроме того, из присутствовавших на заседании 13 человек 5 человек не являлись членами Комиссии.
Административным ответчиком заявлено суду, что предложение об изменении территориальной зоны обсуждалось на заседании Комиссии, состоявшемся ДД.ММ.ГГ Однако суд полагает, что поскольку указанное заседание Комиссии проведено до издания постановления от ДД.ММ.ГГ *** "О подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края", то оно к процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта не относится. Более того, проект решения, опубликованный ДД.ММ.ГГ, то есть после заседания Комиссии ДД.ММ.ГГ, не предусматривал изменения территориальной зоны <адрес>.
Между тем вышеуказанное не свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия оспариваемого решения, учитывая, что вопрос об изменении территориальной зоны <адрес> впоследствии был вынесен ДД.ММ.ГГ на публичные слушания.
ДД.ММ.ГГ Барнаульской городской Думой принято постановление *** "О проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края", которым определено провести публичные слушания в срок с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Постановление размещено на официальном сайте <адрес> (т.1, л.д.112-113).
Проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, которым было предусмотрено изменение территориальной зоны в <адрес> на зону зеленых насаждений специального назначения <данные изъяты>), был размещен на официальном Интернет-сайте <адрес> ДД.ММ.ГГ (т.1, л.д.109-111).
Сообщение о проведении публичных слушаний с указанием даты их проведения ДД.ММ.ГГ и места проведения было опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" от ДД.ММ.ГГ *** и ДД.ММ.ГГ на официальном Интернет-сайте <адрес> (т.1, л.д. 114,116).
В установленную дату состоялись публичные слушания и принят итоговый документ, которым рекомендовано главе администрации города согласиться с проектом и направить его на рассмотрение в Барнаульскую городскую Думу (т.1, л.д. 117-123).
Итоговый документ опубликован в газете "Вечерний Барнаул" от ДД.ММ.ГГ *** и размещен в сети "Интернет" (т.1, л.д. 125-127).
ДД.ММ.ГГ принято постановление администрации <адрес> *** о направлении проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> в Барнаульскую городскую Думу, которое опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" от ДД.ММ.ГГ ***.
ДД.ММ.ГГ состоялось заседание Барнаульской городской Думы, на котором присутствовало 33 из 40 депутатов, что составляет большинство от установленной Уставом городского округа - <адрес> Алтайского края численности депутатов городской Думы. По результатам рассмотрения вопроса об утверждении указанного проекта депутатами принято решение *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***)" (т.1, л.д.129-135). Требования Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Решение официально опубликовано (обнародовано) в установленном порядке, внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (т.1, л.д.136-142).
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6).
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности генеральные планы городских округов (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 3, 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Как следует из материалов дела, в фактическом пользовании <данные изъяты> находится земельный участок по адресу: <адрес> с расположенным на нем жилым домом, который является неплановым строением, построен в <данные изъяты>.
Указанным домом истец владеет с ДД.ММ.ГГ, что подтверждается справкой Бюро технической инвентаризации <адрес> (т.1, л.д.5). Ранее на этом участке был расположен <данные изъяты>, приобретенный ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> у прежнего собственника на основании договора купли-продажи, нотариально зарегистрированного в <адрес>. На момент заключения договора площадь земельного участка составляла <данные изъяты> (т.1, л.д.12). Впоследствии <данные изъяты> на данном земельном участке без получения необходимых разрешений осуществлено строительство жилого дома с пристроем ( <данные изъяты>). В техническом паспорте, составленном ДД.ММ.ГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГ, имеется отметка о смене владельца со <данные изъяты> на основании разрешения Райисполкома от ДД.ММ.ГГ (т.1, л.д. 14-17). Само разрешение не сохранилось.
ДД.ММ.ГГ филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по Алтайскому краю в отношении указанного жилого дома составлен технический паспорт, где владельцем также указана <данные изъяты>. (т.1 л.д.18-21).
ДД.ММ.ГГ жилой дом площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет.
Постановлением администрации <адрес> *** от ДД.ММ.ГГ утвержден проект границ земельного участка из земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> для эксплуатации жилого дома по указанному адресу.
Пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 статьи 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
С целью оформления права собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> <данные изъяты> обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения спорного земельного участка и ДД.ММ.ГГ направлен ответ, в соответствии с которым основанием для отказа является расположение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне зеленых насаждений специального назначения <данные изъяты> градостроительным регламентом данной территориальной зоны эксплуатация жилого дома не предусмотрена (т.1, л.д.13).
Согласно приложению 1 к Правилам землепользования и застройки <адрес> "Карта градостроительного зонирования городского округа - <адрес> Алтайского края", действовавшим в редакции от ДД.ММ.ГГ ***, земельный участок, которым фактически пользуется административный истец, находился в территориальной зоне <данные изъяты>, градостроительный регламент которой допускает возведение индивидуальных жилых домов (статья 64 Правил землепользования и застройки <адрес>).
В соответствии с изменениями, внесенными решением от ДД.ММ.ГГ *** в приложение 1 Правил землепользования и застройки <адрес>, территориальная зона, в границах которой находится фактически используемый административным истцом земельный участок, изменена на территориальную зону зеленых насаждений специального назначения ( <данные изъяты>
В силу статьи 89 Правил землепользования и застройки <адрес>, определяющей градостроительный регламент территориальной зоны зеленых насаждений специального назначения <данные изъяты>), основными видами разрешенного использования являются: защитные зеленые насаждения; зеленые насаждения общего пользования (объекты городского озеленения). Условно разрешенных видов использования земельного участка и объектов капитального строительства в данной территориальной зоне не установлено. Вспомогательными видами разрешенного использования являются: объекты, технологически связанные с назначением основного вида использования; объекты транспортной, инженерной инфраструктуры. Таким образом, строительство жилых домов в данной территориальной зоне запрещено
Согласно Генеральному плану городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, действующему в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ, земельный участок, расположенный по <адрес> в <адрес>, находится в границах функциональной зоны индивидуальной застройки с участками (т.1, л.д.237).
Таким образом, решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** в оспариваемой части противоречит требованиям части 3 статьи 9, частей 3, 9 статьи 31, пунктов 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениям Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка административному истцу мотивирован тем, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне <данные изъяты>, к которой он стал относиться в результате принятия решения от ДД.ММ.ГГ ***, вследствие чего административный истец лишена возможности реализовать право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, суд находит, что <данные изъяты> вправе обращаться с требованиями о признании недействующим названного решения в части, затрагивающей ее права и законные интересы.
Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица об обратном суд находит несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При рассмотрении административного дела судом установлено несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Утверждение административного ответчика о том, что в законодательстве отсутствует правовая норма, которая бы требовала соответствия Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края Генеральному плану городского округа - <адрес> судом не принимается во внимание, как основанное на неверном толковании норм материального права.
Ссылка административного ответчика на обоснованность принятия решения *** от ДД.ММ.ГГ ввиду нахождения <адрес> в зоне с особыми условиями использования территории - зоне затопления паводком 1% обеспеченности также не может быть принята во внимание, поскольку судом установлено противоречие решения в оспариваемой части градостроительному законодательству, актам, имеющим большую юридическую силу.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта было отказано административному истцу в реализации его права, суд признает данный акт недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.
Признать решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***)" в части изменения территориальной зоны <данные изъяты> (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на территориальную зону <данные изъяты> (зона зеленых насаждений специального назначения) в границах занимаемого <данные изъяты> земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте <адрес> в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 29 марта 2017 г. N 3а-396/2017
Текст решения официально опубликован не был